Автор: Григорий Богданов

Последняя осень.
Эверест трек. Сентябрь 2008г.
Часть последняя

Читайте на Mountain.RU

Гималайские записки. Эверест трек сентябрь 2008 (первый вариант)
Последняя осень. Эверест трек. Сентябрь 2008г (часть пятая)
Последняя осень. Эверест трек. Сентябрь 2008г (часть четвёртая)
Последняя осень. Эверест трек. Сентябрь 2008г (часть третья)
Последняя осень. Эверест трек. Сентябрь 2008г (часть вторая)
Последняя осень. Часть первая

1.10.2008
Лукла- Катманду.

В шесть утра мы были уже в аэропорту.
Улетающих было довольно много, но нас посадили на второй борт.
Спасибо хозяину лоджи , он позаботился.
Когда летишь обратно садиться надо с правой стороны.
Небо было безоблачное и на этот раз мы любовались проплывавшими справа белыми исполинами.

Катманду оказался затянут низкой облачностью.
Самолётик, совсем уже было сбросивший высоту, взревел моторами, и снова пошёл вверх.
Стюардесса объявила, что аэропорт в Катманду закрылся , и мы летим в Покхару.

Вот такой неожиданный подарочек. Ещё 20 минут лёта. Саня сказал что это бонус.
На подлёте к Покхаре увидели Аннапурну и Мачапучири. Удивительно красивая гора. В отличие от Эвереста , которого в лучшем случае можно увидеть выглядывающим из-за гребня, Аннапурна красуется , словно выставив всю себя на показ.
Мы просидели в Покхаре совсем недолго. Самолётики вереницей один за другим совершали посадку.
Уже через 20 минут в том же порядке мы вылетели в Катманду.

Расположились снова в Tibet Guest House.
Оказались ли наши прежние номера заняты, или за них хотели более высокую цену, но нам предложили комнаты этажом пониже.
Вполне приличные номера за 30$. Мы согласились

. Перекусили и поехали в турагенство Royal Mt. Trekking
На этот раз мы пообщались с Катей и Игорем. Наши соотечественники, они уже несколько лет занимаются в Катманду турбизнесом.
У нас было три дня, и мы собирались поехать в нацпарк Читван.
В процессе беседы с Катей и Игорем выяснилось, что купаться в Читване нельзя , что за пределы ограниченной территории выходить нельзя ,что там развлекательная программа с англоговорящими гидами и что вообще там хорошо ,но больше двух дней делать нечего. А на три дня лучше поехать в Покхару. Отдохнуть на озере Феба, и ещё что-нибудь посмотреть.
На этом мы и остановились, и сразу же купили билеты до Покхары и обратно на туристический автобус.

Ещё мы договорились на экскурсию по Катманду с русскоязычным гидом.
Потом мы съездили в Сваябунатх – храмовый комплекс, расположенный на высоком холме.
Большая ступа , заложенная более двух с половиной тысяч лет назад.
Вход для иностранцев платный. Очень много всего на ограниченной территории.
Храмы , лавки ,большая ступа. Смотровая площадка с хорошим видом.
Тут же множество привольно себя чувствующих обезьян , собак и голубей.

2.10.2008
Катманду

Мы загодя договорились в отеле о микроавтобусе (1000нр за целый день), но из-за каких-то нестыковок пришлось ждать более часа. Гида звали Прим – он в 80 годы учился в Москве, кончил МИСИ .
Симпатия к России чувствовалась во всём , и в отношении к нам тоже.
Пока ждали автобус Прим много и интересно рассказывал про Непал, порядки, историю, обычаи. Наконец дождались микроавтобуса и отправились в Боднатх. Это одна из самых больших в мире ступ. Она расположена в районе компактного проживания тибетцев , и является местом паломничества и главным буддистским центром в Непале. Огромная ступа, вокруг которой нескончаемым потоком идут и идут молящиеся, вращая молитвенные барабаны.
Мы тоже сделали круг.

Здесь же монастырь. Шла служба. Монахи как и в Тенгбоче монотонно читали.
Некоторые качались в трансе.
А мимо ходят туристки в шортах, разговаривают, снимают на видео и фото со вспышками.
Даже неудобно как-то стало. Правильно наверное индуисты делают, что в свои храмы посторонних не пускают.

Далее мы направились в индуистский храмовый комплекс Пашупатинатх.
Храмы Шивы , его жены Парвати , здесь же свой маленький Кайлас , куда Шива перебрался с горы Кайлас в Тибете. Священное для индуистов место

На набережной у храма Шивы происходят ритуалы кремации усопших.
Пылающий костёр, родственники, стелющийся дым с запахом жжёных перьев.
Рядом готовят поленницу для следующего. Со стороны всё это выглядит как-то обыденно. Печальный конвейер…

Многочисленные туристы наблюдают за всем с другого берега Багмати –небольшой речушки с мутной водой , усыпанной лепестками цветов и пеплом погребальных костров.
Было жарко, шумно ,многолюдно, и этот дым…Я с облегчением покинул Пашупатинатх.

Потом мы поехали в Патан- древнюю столицу Непала.
Снова были дворцы, пагоды ,храмы. Прим работал на совесть и старался показать нам только самое интересное.
Ира проявляла ещё какую-то активность , и задавала вопросы, на которые Прим с радостью обстоятельно отвечал.
Мы с Саней потихоньку начали утухать.

Нам опять не повезло с погодой! Сейчас бы облачков на небо ,чтоб солнце не жарило.
А так мозги начали плавиться .
Мы всё-таки выполнили программу, осмотрели и засняли всё что было запланировано, но устали больше чем в самые трудные дни на тропе.

Мы увидели главное , получили представление о Катманду ,его истории и памятниках.
Для одного дня может и многовато получилось. В Катманду так много достопримечательностей , что наверное и месяца не хватит, чтобы со всем ознакомиться.
Впрочем такой цели и не стояло.

3.10.2008
Катманду- Покхара.

Посадка. Hа автобус была в 7 утра.
Неподалёку от Королевской площади. выстроилась целая колонна автобусов.
Современные туристические и совсем старенькие народные автобусы украшены как игрушечные всевозможными наклейками, кистями и лентами. Наш автобус, хоть и назывался туристическим, оказался довольно обшарпанным и мало чем отличался от народных.
Разве что пассажиров на крыше не было..

Из Катманду выбирались более часа. Наконец начались серпантины горной дороги.
Виды из окна радовали глаз , а обстановка на дороге держала в постоянном напряжении.
Движение оказалось очень интенсивным - много больших грузовиков, автобусов, легковушек и мотоциклов.
Колонна шла довольно быстро и при этом постоянно кого-то обгоняла, или нас кто-то обгонял.
И всё это на горной дороге с множеством закрытых поворотов и шириной в две полосы.

До Покхары мы добирались девять часов. Полтора часа потребовалось на ремонт спустившего колеса и два раза по часу останавливались у кафеюшек для перекусов. Остановились в отеле неподалёку от озера Фева. Вполне прилично и недорого- по $10 за комнату.
В отеле было несколько постояльцев из Москвы. Какие-то очень спокойные, они явно не пренебрегали травкой. Москвичи отдыхали в Покхаре уже месяц, изредка выезжая в Катманду.

Оставшееся до темноты время мы погуляли по Lake Side - району вдоль озера .
Завершили вечер в ресторане за столиком на совершенно изумительной террасе с подстриженной травой , среди деревьев и аккуратных клумб, с видом на священное озеро.

Огромные порции хорошо приготовленного мяса, хорошее вино и ощущение полного покоя, даже пламя свечей на столе не шелохнётся.
Мы пили за пройденный трек , за то что отработали его по максимуму, без портеров и скидок на возраст и недомогания. За то ,что он был в нашей жизни.
После ужина ещё немного погуляли по Покхаре , а напоследок мы с Саней расположившись в креслах на балкончике его номера, выпили бутылку местного вина , закусывая яблоками и апельсинами.
Саня курил сигару и был невообразимый кайф - началась фаза релаксации после трека , жары в Катманду и утомительной дороги.

4.10.2008
Покхара.

Ночью не давали спать комары. Позавтракали и пошли искать другой отель.
Выбрали View Point Hotel.Угловые номера с балкончиком и видом на Мачапучири..
Удалось сбить цену с 40 до 20 долларов , но с условием , что никому об этом не скажем.

Совсем рядом с отелем прокат лодок. Мы взяли две лодки на целый день.
Длинные, довольно неустойчивые плоскодонки. Управляться надо одним веслом.
Непривычно, но мы с Саней довольно быстро приноровились.
Противоположный берег озера необитаем и представляет из себя зелёную, заросшую буйной растительностью гору, на самой вершине которой сооружена огромная, издалека видная ступа.

Переплыв озеро мы нашли симпатичнейшую бухточку с крошечным пляжем и долго загорали и купались.
В воздухе стоял непрерывный треск цикад, птицы с ярким оперением порхали на ветках деревьев , нависавших над водой.
Солнце ,чистейшая вода, из которой не хочется выходить и ощущение полного покоя. Баунти да и только!

Накупавшись мы вновь занялись греблей. Посреди озера есть островок с небольшой пагодой.
К островку подплывали лодки, такие же как наши ,но просто набитые людьми.
Дети, женщины в ярких сари с красными точками на лбу.
И как только не боятся в таких утлых, да ещё перегруженных лодках плавать.

Осмотрев островок и пагоду мы направили наши ладьи в бухту , откуда начинался подьём к ступе.
Несколько лодок было привязано к столбикам. Возможно кто-то за ними и присматривал.
Мы тоже привязали свои лодки. Авось не угонят.

Тропа к ступе довольно крутая, но в очень хорошем состоянии. Поднялись с одной передышкой.
Ступа носит назваение World Peace Pagoda и построена совсем недавно Рядом памятник бывшему премьер-министру Непала, принимавшему активное участие в её строительстве.

Ступа и выглядит как современное сооружение и мало похожа на Боднатх или Сваямбуднатх.
Нет всевидящих глаз и молельных барабанов.

Неподалёку от ступы в кафеюшке мы присели перекусить.
Прямо под нами было озеро Фева, далее Покхара и насколько хватал гпаз просматривалась долина..
Аннапурна же пряталась в облаках.

На противоположной стороне долины с горы Сарангкот стартовали парапланы и долго кружили, приземляясь на берегу озера. Одновременно в воздухе было до восьми парапланов.
Некоторые выполняли умопомрачительные пируэты.

Мы с Саней решили: -если завтра Аннапурна откроется тоже полетим.
Справки мы уже навели- полёт на тандеме стоит 70 евро и продолжается около получаса.

Лодки никто не угнал. Мы вернулись в нашу бухточку и долго ещё купались.
Проплывавшая мимо лодка с аборигенами вдруг повернула в нашу сторону.
Мы с Саней «дельфином» как два сторожевика бросились наперерез и пресекли попытку проникновения. в запретные воды.
Не объяснять же что наши девушки купальников не захватили…

Кафеюшек в Покхаре , как в любом курортном городе множество.
На этот раз мы выбрали кафе с непальской кухней. Особенностью было то, что если берёшь фирменное мясное или рыбное блюдо, которое естественно стоит несколько дороже прочих, то впридачу бесплатно получаешь по выбору ещё и первое блюдо и десерт.
Нас сначала это немножко насторожило , но на поверку всё оказалось очень вкусно и в сумме дешевле.

5.10.2008
Покхара.

В эту ночь комары не донимали , спалось хорошо ,и в шесть утра мы были уже на ногах. Я искупался в озере.

Саня с Ирой рано вставать не захотели, а мы с Леной позавтракали в кафе и поехали кататься на велосипедах. Велосипеды кстати вполне приличного качества, многоскоростные ,и что мне особенно понравилось – с подпружиненными сиденьями. Ищу теперь такое , чтобы на свой велик поставить. Цена проката смешная и никакого залога не надо. Достаточно сказать где остановились.

Мы поехали на запад . После Покхары дорога идёт вдоль озера. Далее начинаются рисовые поля, маленькие деревушки, отдельно стоящие отели.
Асфальт скоро кончился ,но качество дороги приличное и ехать было приятно и очень интересно.
Движения почти никакого. Изредка туристы на прокатных мотоциклах встречались, да иногда крестьяне группами и поодиночке шли в город. Мы отъехали километров за десять. Деревушки стали совсем невзрачные, домишки на развалюхи похожи ,но повсюду надписи на английском , лоджи и « рестораны». Значит и сюда туристы добираются. Только непонятно куда идут. Впрочем там везде интересно и красиво.
На полях много больших птиц- журавлей или цапель. Близко подпускают.

Накатавшись мы пошли по магазинам , коих в Покхаре не меньше чем в Тамеле. Цены такие же. Саня с Ирой выбирали сувениры . Мы тоже что-то купили , а потом захотели покататься на мотороллере. Удовольствие это совершено доступное и стоит немногим дороже чем на велосипеде, зато съездить подальше можно.
Я взял мотороллер и попробовал поездить на пятачке. Вроде всё просто, но автоматизма в управлении нет.
На пустой дороге покататься можно, а выезжать на проезжую часть, да ещё с левосторонним движением опасно. Решили не рисковать.

Накупили фруктов и пошли в отель. Фрукты в Непале дешевые, но безвкусные какие-то.
Мы покупали яблоки разных сортов, апельсины, бананы, гранат и папайю.
По вкусу как прошлогодние. Даже апельсины без кислинки. Впрочем один раз попались неплохие зелёные яблоки.
Ананас и мелкие бананы тоже есть можно.

Саня нашёл уютную кафеюшку на самом берегу озера. Хотели там посидеть, но под вечер началась такая гроза, что мы смогли выбраться только в ближайшее заведение, в котором вчера сидели.

Ужин снова был великолепен, причем отношение было уже как к постоянным клиентам.
Метрдотель – пожилой мужчина в национальном костюме практически от нас не отходил .
Саня человек контактный и метрдотелю явно приятно было нас обслуживать, отвечать на вопросы о блюдах, традициях и ненавязчиво поддерживать разговор.
Мы снова взяли фирменные блюда –мясное и рыбное, получив бонусом вкуснейший луковый суп и фруктовые салаты. Было вкусно , приятно и мы даже условились прийти утром позавтракать перед отъездом.

6.10.2008
Покхара – Катманду.
Вечером на ресепшене в отеле сказали, что можно съездить встретить рассвет на горе Сарангкот .
За окном шел дождь, и энтузиазма это предложение не вызвало.
Однако в полпятого я проснулся из-за того, что в отеле началось какое-то движение.
Вышел на балкон- небо звёздное ,а у подъезда народ садится в такси.

На ресепшене сказали, что взять такси на гору Сарангкот будет стоить 1600 рупий, но мы можем не успеть вернуться к автобусу. Тогда я выскочил на улицу, и первый же таксист согласился довезти до горы за 800, и при этом утверждал, что на автобус в 7 утра успеем.

Наверно никогда мы так быстро не собирались, но через 5 минут Саня с Ирой и Лена, вытащенные из постелей уже сидели в машине.
Через 25 минут мы были на вершине. Небольшая площадка была уже забита ,а автомобили всё подъезжали и подъезжали. Оказаться запертыми в пробке было более чем реально. Мы заволновались, но таксист успокоил, сказав, что будет ждать у самого выезда. Народа на горе оказалось на удивление много -человек сто.
Причём в основном индусы. Много женщин и детей.

Светало. Покхара тысячами огоньков светилась внизу, а на севере уже проступали силуэты Аннапурны ( 8091 м ) и Мачапучири (6997 м). В течение короткого времени они из фиолетовых, тёмно-синих, голубых перекрасились в белые.
Мы ждали ,когда солнце коснётся макушки Аннапурны, но времени явно не хватало. Девчонки начали нервничать и буквально тащили нас к машине. . Мы с Саней держались до последнего. Золотая полоска уже лежала на Мачапучири, но пришлось бежать .

Таксист,- молодец мужик!, ждал нас под парами, и более того, на спуске остановился на смотровой площадке, где мы всё таки засняли как первый луч коснулся макушки Аннапурны, а затем и половину пирамиды окрасил.

Мы всё успели, и даже хватило времени перекусить. Жаль, что не у вчерашнего метрдотеля.
Автобус был тот же самый - обшарпанный и без кондишки, но на этот раз мы доехали без поломок за 7 часов, с двумя остановками на завтрак и обед.

В Tibet Guest House постояльцев явно прибавилось. Нам предложили номера похуже (не в главном корпусе) но за ту же цену.
Мы возмутились и довольно быстро цена опустилась до $23

После дороги была усталость . Саня с Ирой завалились отдыхать, а мы до позднего вечера гуляли по Тамелю.

7.10.2008
Катманду – Доха – Москва.

По првычке встали рано и поехали на Своямбхунатх. Мы преодолели все 365 ступенек и поднялись наверх.
Народу было гораздо меньше чем вечером. Туристов почти не было, но контролёр уже стоял и заплатить за вход пришлось.
На смотровой площадке несколько непальцев в спортивных костюмах занимались гимнастикой.
В храмах горели свечи и уже шла служба. Продавцы открывали лавки и выкладывали сувениры.
Обеьзьяны и собаки искали пропитание.
Внизу лежал древний город и как и две с половиной тысячи лет назад на него смотрели всевидящие глаза Будды с «самовозникшего» Своямбхунатха.

Когда выезжали из Tibet Guest House нам подарили сувениры и повязали белые шарфики, чтобы в дороге нас оберегали добрые духи. Трогательная традиция. Эти записки были написаны сразу после поездки. Хотелось поделиться увиденным , рассказать как всё было здорово, и как в общем то доступно . Оставалось отредактировать текст и выбрать фотографии.

Потом произошла трагедия на Онежском озере.

Саня Громов погиб 4 января 2009 года , пытаясь спасти провалившихся в полынью товарищей.
Без таких людей мир становится блеклым .

Я не стал ничего изменять в записках. Для меня он просто куда-то вышел.

Саня Громов

Когда придётся туго иль станет в мире тесно,
зову тебя я в гости - давай побудем вместе.

Ищи меня у моря - я там прорасту осокой,
улягусь сизой тенью от той горы высокой,

прольюсь дождём случайным из налетевшей тучи
песком осыплюсь серым с пустой прибрежной кручи.

Солёным ветром с моря я твой костёр раздую,
и насвищу сквозь ветки мелодию простую.

А если хочешь, вместе года перелистаем...
Скажи мне ,наши дети ужель большими стали?

Ищи меня у моря, я там...