Руководитель: А.Щербаков, г.Москва

Отчет о горном походе 2 к.с. по З.Кавказу в августе-сентябре 2005 г. Часть 3 из 3

Фотоматериалы к отчету
Продолжение. Начало здесь

День №15 (09.09.05.)

Участок пути: ледн.Суханет – ледн.Джаловчат – долина р. Аксаут.

Спуск до ледника Джаловчатского

С

2-50

Общая протяженность пути без коэффициента района: 7,17 км

Ходовое время: 7 час. 55 мин.

Перепад высот: 1110 м (-1110)

Техническое описание маршрута

1.Место ночлега: на леднике Сунахет в его северо-западном углу между срединным моренным валом и правым бортом долины лед лежит почти горизонтально (2850 м), что позволяет поставить на нем не ограниченное количество палаток. В 30 метрах от срединной морены течет ручей, где днем и вечером можно набрать воду.

2.Спуск до ледника Джаловчатского. Спуск делиться на два участка по леднику Сунахет, и по бараньим лбам, образованным этим ледником. До оконечности ледника нужно идти по льду, к самой нижней точке. За ним по короткому участку морены, и вниз по заглаженным бараньим лбам. Спускаться следует плотной группой, так как участок камнеопасен. Ниже лбов осыпной склон высотой 20 метров выполаживается и выводит на ледник Джаловчатский. Время преодоления участка: 40 минут. Высот сброса составила 170 метров.

3.Спуск по леднику Джаловчатскому. Идти лучше по правой стороне ледника, на которой нет трещин и только изредка встречаются ледниковые мельницы. Через 2 километра крутизна льда увеличивается до 10 градусов, но обилие во льду материала выветривания позволяет спуститься без кошек на песчаное дно долины. Из под ледника, из грота вытекает бурный ручей, который на 1 километр ниже сливается с р.Джаловчат. Ниже река уходит в непреодолимый каньон, который следует преодолевать по правому борту долины или подняться на тропу ведущую к р.Аксаут с пер.Алибек. Время преодоления участка: 1 час 15 минут. Высот сброса составила 440 метров.

4.Обход каньена р.Джаловчат. Мы не стали подниматься на тропу и решили пройти через лес. Поднявшись на отрог, мы решили пересечь V-образный промыв образованный рекой, приподняться по его противоположному берегу и траверсировать травянистый склон до скальных выходов у начала леса, которые образовали удобные для движения по ним полки. Противоположный склон промоины представлял собой очень крутую 45°-50° песчанно-земляную осыпь с вкраплениями камней различного размера, которые с легкостью вылетают из склона, высотой 10 м. Траверсировать травянистыйсклон мы стали в связке т.к. он был слишком крутой. Добравшись до полок мы развязались и пошли в нужном направлении. Сразу начался очень неприятный березняк, через который с трудом можно было прорваться а ниже угадывался обрыв каньона. Правда он перемежался с вертикальными полосками травы что немного облегчало движение, но вскоре и они кончились. Передвижение по такой трассе с препятствиями, наклоненной на 20° да еще и с рюкзаком не очень приятно и выматывает. В итоге мы вышли на тропу, перпендикулярную склону и по ней спустились на дорогу. Время преодоления участка: 3 час 10 минут. Высот сброса составила 440 метров.

5.Дорога в долине р.Аксаут: Вдоль р.Аксаут проложена хорошая грунтовая дорога по которой мы и продолжили спуск. Через 1,5 килиметра справа в р.Аксаут впадает р.Кти-Теберда стекающая со склона красивым водопадом. В 10 метрах от дороги перекинут пешеходный мост в виде большой ели. Еще через 1,5 километра от р.Кти–Теберда находиться пограничная застава , сразу за которой базируются МЧС. Ниже МЧС дорога никем не заселена и только через 6 километров появляются первые лесовозы. Не доходя 150 метров до моста через р.Аксаут , мы свернули налево , на дорожку и через 100 метров вышли на симпатичную поляну, на которой и устроили дневку. В 10 метрах от поляны течет ручей, в котором можно набрать воды, спуск к реке крутой и скользкий. Время преодоления участка: 2 час 50 минут. Высот сброса составила 210 метров.

День №16 (10.09.05): дневка

Местонахождение: прохождение второго логического куска, завершилось дневкой в долине р.Аксаут.Местонахождение ее – это старые вырубки на правом берегу р.Аксаут. на 200 метров выше моста. Подход к воде не удобен, но это компенсируется незаметностью. Заброска взятая на кануне принесла много много-много радости и неожиданностей. Непременно у нашей заброски был человек, но к нашему счастью ее родную не тронул.

День №17 (11.09.05)

Участок пути: р.Аксаут на 1 км выше впадения р. Хадюка (место ночевки) – р.Хадюка – цирк перевала Хадюка.

Ходовое время

Дорога по долине р.Аксаут до р.Хадюка

1,5

+980

3-00

Общая протяженность пути без коэффициента района: 6 км

Ходовое время: 3 час. 25 мин.

Перепад высот: 980 м (+980)

Техническое описание

1.Место ночлега: На правой стороне реки, на высоте 1720 м, за 200 метров до моста через р.Аксаут отходит старая лесовозная дорога. Через 100 метров эта дорога приводит на поляну, перед старой вырубкой. Мест для палаток много, дров в избытке. Воду для готовки легче набирать в ручейке около поляны, так как спуск к р.Аксаут не очень удобен (компенсируется неприметностью места).

2.Дорога по долине р.Аксаут до впадения р.Хадюка. От места ночёвки, вернувшись на дорогу, мы продолжили путь вниз по течению р.Аксаут. Перейдя мост(через 200 метров), дорога идёт по левой стороне реки и, пройдя вагончики лесозаготовщиков, приводит к р.Хадюка, которую не составляет труда перейти по кладям или бревну, чуть выше по течению. Время на преодоление участка: 25 минут.

3.Подъём в цирк перевала Хадюка. От р.Хадюка можно сразу начать подниматься вверх по лесным полянам, выводящим на лесовозную дорогу, а можно, пройдя несколько сот метров выйти на эту дорогу, миновав участок леса. Лесовозная дорога проходит по левому борту долины высоко над рекой. Постепенно перейдя в хорошую тропу и пересекая ручей из под перевала Хадюка, выводит к кошам на высоте 2200 метров (от начала лесовозной дороги 1час 30 минут). Здесь приток р.Хадюка, по которому мы шли, ведёт в соседний, не нужный нам цирк. На этом месте много троп от скота и нужная нам тропа теряется (Фото 125). Найти её можно в кулуаре поросшем травой, чуть выше коша(Фото 126). Тропа в кулуаре выводит на гряду, разделяющую цирки притоков р.Хадюка. Пересеча травянистую гряду тропа спускается ближе к левому притоку р.Хадюка на высоту 2700 метров. Время преодоления участка: 3 часа.

День №18 (12.09.05)

Участок пути: цирк пер. Хадюка(р.Хадюка - место ночевки) – пер.Хадюка(н/к, 2980, тр-ос) – р.Маруха – пер.Чигордали Ю.(н/к, 2780, тр-ос) – р.Кизгыч.

Подход под перевал Хадюка

0,3

-70

0-15

Спуск из цирка перевала Хадюка в долину р.Маруха

Тропа по травянистый склону

3,2

+840

2-25

Перевал Чигордали Ю. (н/к,2780,тр-ос)

Перевальный взлет

0,1

-50

Спуск из цирка перевала Чигордали Ю. в долину р.Кизгыч

Травенистый склон с тропой, лесная тропа, лес, ручей

4,0

-1300

4-40

Общая протяженность пути без коэффициента района: 13,5 м.

Ходовое время: 9 час. 45 мин.

Перепад высот: 3550 м (+1140/-2410)

Техническое описание

1.Место ночлега: Травянистые площадки на высоте 2700 м. возле левого притока р. Хадюка, сразу после подъема в цирк перевала Хадюка(Фото 129).

2.Подход под перевал. Цирк перевала Хадюк со стороны реки Хадюк представляет собой висячую долину с пологими травянистыми склонами. Здесь размещается второй пастуший кош. Путь к перевалу, состоящий из множества троп, проходит по правому борту долины, лишь перед перевалом переходя на левый (Фото 129). Подход к перевалу у группы занял 40 минут.

3.Перевал Хадюка (н/к, 2980, тр). Расположен в хребте Мысты-Баши, соединяет долины рек Хадюка (р.Аксаут) и Маруха. Ориентация: восток – запад. Со стороны р.Аксаут перевал замыкает цирк левого притока р.Хадюка (Фото 127). Со стороны р.Маруха перевал находится в травянистом цирке, содержащем вершины 3175 и 3058 (Фото 133,135). Этот цирк легко заметить от озера Каракёль долины р.Маруха. Перевал пройден группой с востока на запад 12 сентября 2005 г (Фото130).

4.Перевальный взлёт (восточная сторона). Перевальный взлёт начинается с высоты 2880 м и представляет собой травянистый склон с выходами старых осыпей, высотой 100м, крутизной 25°, с тропой, идущей из правого нижнего угла к седловине (Фото 128). Тропа настолько удобна, что выводит на седловину высотой 2980 м., без серпантина. Время на преодоление перевального взлёта: 20 минут.

5.Перевальная седловина. Седловина перевала очень широкая, средней крутизны. С седловины на восток открывается вид г.Сухая Марка Тебердинского хребта, на западе виднеется вершина г.Морг-Сырты одноимённого хребта, чуть левее от неё наш следующий перевал Чигордали Ю (Фото 131). Тур сложен по центру. Снята записка группы клуба «Стрижамен» в составе 11 человек под руководством Белан С.Г. от 22 июля 2005 г (Фото 130).

6.Спуск с перевала (западная сторона). Спуск с перевала представляет собой травянистый склон, перемежающийся со старыми пологими осыпями высотой 70 метров, крутизной 15-20° (Фото 132, 133). Время спуска 15 минут.

7.Спуск из цирка перевала Хадюка в долину р.Маруха. В цирке перевала до резкого спуска в долину р.Маруха тропа часто теряется, выходя по травянистым ступеням, но через 40 минут ходу на высоте 2660, когда ручей начинает пробивать в склоне острый овраг, тропа переходит на левый берег ручья. Отсюда можно просмотреть путь к перевалу Чигордали Ю. С этого места тропа начинает стремительно сбрасывать высоту к р.Маруха по безлесному, поросшему кустарниками, склону (Фото 134, 135, сброс-700 метров). От перевала до р.Маруха спуск занял 1 час 10 минут.

8.Подъём в цирк перевала Чигордали Ю. Подход под перевал. Чтобы попасть в цирк перевала Чигордали Ю. нужно: перейти в брод р.Маруха (Фото 136), подняться по лесовозной дороге к кошу. Здесь, возле погранзаставы, где у нас проверили пропуска в погранзону, р.Маруха имеет спокойное течение и глубина брода не превышает 1 м., а ширина 10м. Чтобы найти лесовозную дорогу для подъёма в цирк перевала Чигордали Ю., нужно пройти 500 м на север до первого левого притока. Перейдя его, необходимо найти и двигаться по старой лесовозной дороге, которая набирает высоту по широкому выпуклому участку леса, разделяющему ручьи, текущие из под перевала Чигордали Ю (Фото 138,139). На высоте 2400 м, когда лес заканчивается, дорога переходит в хорошую тропу, которая забирая направо к ручью, выводит к пастушьему кошу (1 час 25 минут от брода). От коша по травянистому склону с промоинами к перевалу ведёт множество набитых скотом троп. Нужно выбирать из них кратчайшие, придерживаясь генерального направления на запад. От кошей до перевала 1час. На преодоление всего участка 2 часа 25 минут.

9.Перевал Чигордали Ю (н/к 2780, тр). Расположен в хребте Ужум. Соединяет долины рек Маруха и Кизгыч. Ориентация: восток-запад. Перевал пройден нашей группой 12 сентября 2005 г(Фото 143).

10.Перевальнй взлёт (восточная сторона). Перевальный взлёт (Фото 141) начинается с высоты 2760 и представляет собой травянистый склон высотой 20 метров, крутизной 25°. Тропа подрезает склон с правого нижнего угла к седловине. Время на преодоление перевального взлёта 5 минут.

11.Перевальная седловина. Седловина перевала очень широкая, средней крутизны, С седловины на восток открывается вид на хребет Мысты-Баши, в котором расположен пройденный нами перевал Хадюка (Фото 142). На западе открывается вид на хребет Чегет-Чат (Фото 144), на северо-западе виднеется хребет Обишира Ахуба. Тур по центру. Снята записка группы туристов Санкт-Петербурга (Краеведческая экспидиция под потранажем правительства С.-Пб.) в составе 18 человек от 12 августа 2005 (Фото 143) г.

12.Спуск с перевала (западная сторона). Спуск с перевала представляет собой травянистый склон, по которому проходит хорошо заметная тропа, высотой 50 м (Фото 145). Спуск занял 10 минут.

13.Спуск из цирка перевала Чигордали Ю в долину р.Кизгыч. До зоны леса в травянистом цирке перевала имеются 2 тропы (Фото 146). Одна из них идёт вдоль ручья в овраге, начинающегося от перевала. Другая в начале лежит на левом берегу долины над оврагом, а около пастуших кошей переходит на правый, и, пересекая неширокие промоины, подходит к лесу. Можно идти по любой из них, они одинаково удобны (мы пошли вдоль ручья). До зоны леса путь занял 1 час. Войдя в зону леса на высоте 2200 м, тропа не стремится сбрасывать высоту, а, подрезая участки хвойного леса, перемежающегося с берёзовым криволесьем, выводит к р.Кизгыч, гораздо ниже чем устье ручья, текущего из цирка Чигордали Ю.

Внимание! Для групп, направляющихся дальше в верховья р.Кизгыч этот путь кажется нерациональным, но это не так! Спуск к р.Кизгычу напрямую вдоль ручья сложен и неприятен, быстрее, а главное легче следовать по тропе до р.Кизгыч, а дальше по хорошей грунтовой дороге подняться вверх по её течению!

Не зная этого, на высоте 2050 мы спустились от тропы к реке. Река завалена буреломом и имеет несколько небольших прижимчиков. Идти по ней трудно и утомительно. Не доходя до устья 500 метров, можно уйти направо, в лес и продолжить путь по нему до высоты 1520 метров. Путь от начала зоны леса до р. Кизгыч занял 4 часа 40 минут.

День №19 (13.09.05.)

Участок пути: ручей из-под перевала Южный Чигордали – р.Кизгыч – р.Кизгыч за ур.Ревизорской..

Путь к р.Кизгыч

0,5

-10

Общая протяженность пути без коэффициента района: 7,4 км

Ходовое время: 2 час. 20 мин.

Перепад высот: 70 м (-70)

Техническое описание

1.Место ночлега: Ночевка проходила на, правом берегу правого притока р.Кизгич, текущего с перевала Южный Чигордали в 500-х метрах от устья, в30-ти метрах от притока на пологой террасе, поросшей смешаным лесом. На высоте 1530 м.

2.Путь к р.Кизгыч. С места ночевки двигаемся полегко проходимому лесу в западном направлении, и через 10 минут выходим на дорогу, ведущую по долине р.Кизгыч.

3.Дорога по долине р.Кизгыч. Дорога слегка петляет по правому берегу, то приближаясь к реке, то удаляясь от нее, проходит по лесу и небольшим полянам, со скошенной травой. Встретился домик лесников. Памятник на месте прихода тропы с Северного Чигордали. Дорога вброд переходит на левый берег, а по правому продолжает бежать тропа, которая вскоре приводит к скальному прижиму. В скале есть полочка, на которую взбирается тропа, в щели в скале вбиты два огромных крюка, видимо раньше здесь висел мост через реку. Полка короткая, метров семь, тропа сходит с нее на берег, и сливается с дорогой, пришедшей с другого берега. Через какое-то время слева от дороги показывается двухэтажный дом лесничества на краю поляны.

4.Лесничество на ур.Ревизорской – ночевка на р.Кизгыч.Отойдя 500м от дома, мы свернули к реке. На границе поляны с лесом, в него уходит коровья тропа. По ней за десять минут мы добрались до галечного пляжа на берегу р.Кизгыч, где и встали на ночевку.

День №20 (14.09.05.)

Участок пути: ур.Ревизорской(южнее г.Останец) – пос.Архыз.

Ходовое время

Спуск в пос.Архыз из ур.Ревизорской

Лес, грунтовая дорога

3,1

+10

-30

С-СВ

0-45

Общая протяженность пути без коэфициэнта района: 3,1 км

Ходовое время:. 45 мин.

Перепад высот: 40 м (+10/-30)

Техническое описание

1.Место ночевки: В долине р.Кизгич на 1 км юго-восточнее г.Останец на высоте 1460 м, в северо-западном углу Ур. Ревизорской, на правом берегу р.Кизгич находятся галечные пляжи, удобные для ночлега. Место неприметно с дороги, и для групп, находящихся в заповеднике без пропуска или желающих жечь костер очень удобно. Дров в избытке.

2. Спуск в пос.Архыз из ур.Ревизорской. Выйдя на дорогу с места ночевки, нужно продолжить путь по хорошей грунтовой дороге. Пройдя оз.Мертвое, дорога раздваивается. Необходимо следовать по левой до выхода из заповедника. Далее нужно двигаться по асфальтовой дороге налево и перейдя мост через р.Большой (Фото 149) зеленчук вы окажетесь в пос.Архыз.

2.7 Потенциально опасные участки на маршруте

Потенциально опасные участки маршрута в основном представлены камнеопасными склонами и склонами, траверс которых кажется логичным, но по каким либо причинам не возможен, либо только увеличивает потерю сил и времени спортивных групп. Стоит отдельно рассмотреть несколько наиболее опасных участков.

1.Взлет перевала Джугутурлючат (1Б, 3400, лд-ос). Первым из них является перевальный взлет перевала Джугутурлючат (1Б, 3400, лд-ос) при прохождении с Востока на Запад из долины р.Азгек в долину третьего восточного притока р.Уллу-Марка. Опасными здесь является чрезвычайно подвижная мелко-средняя осыпь, среди которой попадаются крупные камни, ползущие и улетающие при малейшей подвижке, на достаточно крутом (30°-35°) склоне перевального взлета. Осыпь преодолевается карабканьем максимально плотной группой в лоб по песку, либо обходится по разрушенным скалам справа по ходу. В случае когда поход проводится в раннелетнее время (июнь-июль) до середины перевального взлета ведет крутой снежник, что безусловно облегчает передвижение. В случае же прохождения в августе-сентябре вариант движения по скалам является оптимальным, так как снежник заканчивается прямо у подножия перевального взлета. При прохождении по скалам необходимо обязательно учитывать сильную выветренность скальных выходов и чрезвычайную подвижность склона. Движение необходимо производить с попеременной или одновременной (в зависимости от сложности локального участка и степени подготовленности группы) страховкой. Каски обязательны. Непосредственно у седловины скалы уходят от седловины, поэтому необходимо траверсировать мелкоосыпной склон, там, где он выполаживается до 15°.Спуск с перевала не представляет особой опасности.

2.Спуск из долины третьего правого притока р.Уллу-Марка к одноименной реке.

Для групп, движущихся с перевала Джугутурлючат(1Б,3400,лд-ос) через долину реки Уллу-Марка к озеру в долине реки Марка под перевалом Бадук(н/к,3004,тр-ос), не следует пытаться двигаться без сброса высоты, траверсируя травянистые склоны. Помимо того, что склоны достаточно крутые (до 30°), а при выпадении осадков перестают быть безопасными для индивидуального передвижения, группу ждут выходы скал, скрытые по началу от глаз идущих. Подобный траверс скорее всего займет больше времени и сил, нежели бесхитростный спуск в долину р.Уллу-Марка и последующий подъем в долину р.Марка.

3.Северные склоны крупного восточного отрога Тебердинского хребта содержащего вершину Б.Хутый. Следующий участок, который необходимо отметить в данной главе, это участок камнеопасных северных склонов хребта с вершиной Б.Хутый. Следует отметить, что практически весь вышеописанный склон отличается подвижностью, причем опасность представляют как небольшие булыжники, так и глыбы породы, которые свиду кажутся устойчивыми. Камнеопасным является весь склон, от его подножия до непосредственно хребта. Осыпи следует преодолевать максимально плотной группой, предельно внимательно, выбирая тактику движения “галсами”.

4.Передвижение по верховьям р.Хутый. Некоторую опасность представляет возможность траверса травянистых склонов при спуске с подножия пер.Бадук-Хутый(1А, 3150, сн-ос). Группам следующим по такой нитке маршрута необходимо двигаться вниз непосредственно вдоль русла, в противном случае возможен выход к скальным сбросам (порядка100 м) – бараньим лбам, что все равно приведет к спуску в русло. Дальнейшее продолжение траверса с бараньих лбов не имеет смысла, т.к. отрог обрывается сбросами до 150- 200 м.

5.Спуск от озера под перевалом 73-х(1А*,3148, лд-ос) в долину р. Алибечка. Особо следует отметить возможность потери тропы при движении от озерка у подножия перевала 73-х(1А*, 3148, лд-ос) к а/л Алибек. Травянистая тропа легко теряется и ведет себя неочевидно. При движении следует придерживаться левых по ходу русел реки Алибека, несмотря на то, что именно в правом угадывается тропа и движение по нему представляется наиболее быстрым и безопасным. При движении по правому руслу участников ждет вертикальный скальный сброс порядка 40 м, представляющий собой водопад.

6.Спуск с ледника Джаловчат(1Б,3050,лд) в долину р.Аксаут. При спуске с ледника Джаловчат(1Б,3050,лд) в долину р.Аксаут в 1-ом километре от языка река, берущая начало с ледника уходит в каньон, а тропа теряется. Здесь нужно пересечь пологий каменистый отрожек, находящийся справа от ледника, разделяющий реки: одна из которых берет начало под перевалом Алибек, другая- поток с ледника. Пересеча реку из под перевала Алибек нужно подняться на тропу, ведущую с этого же перевала в долину р.Аксаут. Подъем до тропы около 200м не потребует столько сил и времени, сколько потребуется на преодоление крутого травянистого камнеопасного склона и траверса, переходящего в трудно проходимое криволесье, длиной до полутора километров.

7.Спуск с перевала Чигордали Южный в сторону р.Кизгич. При спуске с перевала Хадюка в сторону р.Кизгич в верхней безлесной части тропа проходит по дну лощины, вдоль ручья, переходя с одного берега на другой. Через 250м сброса, где из лощины на левый берег выходит широкая тропа, а справа стоит кош, нужно повернуть направо, к кошу, и от туда спускаться по тропе, ведущей в Архыз. Не пробуйте спускаться ниже по руслу: там река уходит в скальный каньон, который продолжается почти до самой р.Кизгич. Вылезти из него почти невозможно, да и некуда: выше скал склоны, заросшие лесом так же круты, а спускаться по скользким мокрым камням проблематично и опасно.

2.8 Перечень наиболее интересных исторических объектов

в районе проведения похода

Путешествуя по Западному Кавказу в районе поселка Архыз, можно посетить уникальные места связанные не только с историей, но и с научно-техническим прогрессом.

1. Нижнеархызское городище.

Необычайно высока концентрация религиозных сооружений в Нижнеархызском городище. Город занимал правобережную террасу и имел протяжённость 2,5 км. В нем было четырнадцать церквей, включая три храма: Южный, Северный и Средний. Ученые пришли к выводу, что именно здесь была столица аланской епархии. Северный храм ныне отреставрирован. Судя по всему, этот монументальный христианский храм и был кафедральным собором Аланской епархии. Средний храм меньше Северного. Он, видимо, строился раньше и поначалу был основным храмом города. Самый скромный по размерам Южный храм, видимо, был фамильным храмом местного феодала. Также на территории Нижнеархызского города обнаружены как христианские захоронения, так и языческие.

2. Большой азимутальный телескоп.

В дирекции САО можно получить разрешении на посещение крупнейшего в мире телескопа. Он называется БТА и установлен в высокогорной зоне (2070 м) на хребте Ужум. К нему из долины Большого Зеленчука ведет серпантин 18-километровой асфальтированной дороги. Ошеломительны параметры гиганта, который был спроектирован и сооружён Ленинградским оптико-механическим объединением. БТА установлен в башне диаметром 48 м, высота вращающегося купола 45м, а вес подвесной части 1000 т. Диаметр зеркала 6 м, вес 42т. В хорошую погоду с площадки БТА открывается обширная панорама. На севере- плоские вершины гор Баранаха и Джисса .Перед ними расстилается широкая равнина со станицами. Кажутся рядом хребты Мыцешта и Эхреску. На востоке – далекое облачко Эльбруса, на юге – пики архызских вершин Пшиш и Аманауз.

3. Спас нерукотворный.

В недавнем времени братьями Варченко было обнаружено место с изображением Иисуса Христа. По всем признакам, в этой наскальной иконе явно угадывалось первое иконографическое изображение Спасителя, известное как Спас Нерукотворный. Лик Спаса не сразу и не всегда доступен взору. При попадании прямых лучей света древняя краска меркнет и сливается с цветом камня. Тогда “икона” практически не видна. Зато утром и вечером при косом освещении, а также в ненастье, изображение Иисуса Христа видно довольно отчётливо. Взор Спаса обращен к храмам Нижнего Архыза, которые хорошо просматриваются с этой высоты.

4. Памятник Советской Армии.

В долине реки Кизгыч, в месте, где к лесной дороге приходит тропа с перевала Чигордали Северный, на сенокосных лугах установлен обелиск в память о войнах павших при обороне Главного Кавказского Хребта в период Великой Отечественной Войны.

При написании раздела использованы материалы книги Н.Д. Бондарева «Архыз. Большая Лаба».

2.9 Дополнительные сведения о походе

Снаряжение:

Специальное общественное:

1. бур – 4шт.

2. скальный крюк – 6 шт.

3. петля – 4шт.

4. закладки – 2шт.

5. веревки – 3шт. по 50 метров

6. скальный молоток – 1шт.

Общественное:

1. газовая горелка – 3шт.

2. газовых балонов – 20 шт.

3. палатка – 3шт.

4. кастрюльки – 3шт.

5. медицинская аптека – 2шт.

6. ремнабор – 1шт.

7. спутниковый телефон – 1 шт.

8. GPS приемник – 1 шт.

9. комплекта карт – 2 шт.

10. транспортир с отвесом – 1шт.

(для измерения углов на местности)

Снаряжение личное:

1. Рюкзак (Лучше не меньше 90 литров)
2. Коврик
3. Спальник
4. Гермомешок 3шт (крепкий 120 л мусорный пакет)
5. Ботинки
6. Тапочки с задником
7. Носки простые- 4шт, шерстяные 1-шт
8. Термобелье (штаны + кофта)
9. Штаны ходовые
10. Шорты
11. Штаны непромокаемые, непродуваемые
12. Нижнее белье
13. Рубашка (легкая, с большим воротником, длинными рукавами, светлых тонов)
14. Футболка
15. Полар
16 Пуховой жилет или второй полар
17. Панама ( средние поля, легкая)
18. Шапка теплая (лучше полоартек)
19. Перчатки теплые (лучше полоартек)
20. Очки (не менее 3-х степеней защиты)
21. Фонарь + зап. комплект батареек
22. Умыв.пренадлежности, крем от солнца(на палатку),гигиеническая помада
23. КЛМН (миска с крышкой пластиковая, кружка>350 мл., нож обязательно)
24.Бутылки пластиковые 0,5 и 1 л
25. Сидушка с резинкой
26. Блокнот ручка (обязательно)
27. Карты (на палтку), книга, фотоаппарат (все по желанию)
28. Сухари (5 шт*кол-во дней)
29. Паспорт, страховой полис, 500р. неприкосновенный запас
30. Мобильный (там берет только Билайн и Мегафон)
31. Часы (не на мобильном)
32. Влажные салфетки
33. Зажигалка
34. Эластичный бинт, бинт стерильный, бинт нестерильный, пластыря, терафлю 2 шт, "свои таблетки"
35. Тряпочка для пота (х/б)
36. Каска (с веревочкой)
37. Ледоруб
38. Кошки
39. Лавинная лента (если поход в сентябре)
40. Обвязка (верх + низ), блокировка 4,5 м
41. Карабин 4 шт. (не более 3 автоматов)
42. Рогатка 1 шт.

43. Прусик маленький 2шт, большой 1шт.(Все 6 мм)
44. Перчатки для веревок
45. Маска (для тех у кого сильно выгорает лицо)
46. Куртка (не меньше 10000 куб.см на дм кв.)
47. "Фонарики"- на ноги

Питание:

Наш поход был разделен на 3 этапа:

1 этап 8 дней 400 грамм еды на участника (акклиматизационное кольцо)

2 этап 8 дней 500 грамм еды на участника

3 этап 9 дней 600 грамм еды на участника

Раскладка была усиленна поливитаминами и минеральным комплексом “Магний” (шипучие таблетки, очень хорошо утоляют жажду, продаются в аптеках , стоимость 56 рублей за упаковку).

Пример раскладки одного дня на одного человека:

Наименование

щербет

чай

Газ:

Мы практикуем палаточный способ питания. Это экономит время, трудозатраты (особенно в непогоду), газа расходуется экономичней.

Навигация:

В дополнение к картам мы использовали GPS приемник, он себя очень оправдывает в местности, где ориентирование затруднено. Дополнительный контроль направления движения, а иногда и основной: в непогоду, в сомнительных ситуациях (неправильное описание, неточности карт). Самый простой GPS позволяет измерять расстояние, скорость движения, высоту, показывает азимут, восход - заход солнца, отрисовывать трек пройденного маршрута. Основная функция GPS приемника определять координаты места положение. Данные о координатах можно записать в память GPS в виде точки (например точка N 654 обозначающая место заброски), и использовать ее как ориентир (GPS будет показывать направление и расстояние до указанной точки). Координаты можно определить на местности, а можно ввести заранее вручную определив их на персональном компьютере, используя соответствующие программы или другой источник с данной информацией.

2.10 Стоимость питания, проживания и средств передвижения

Наименование затраты

(в скобках указано кол-во человек участвующих в затрате)

Сумма затраты в рублях

На человека

На группу

Поезд Москва-Черкесск (7 чел.)

Самолет Москва – Минеральные Воды (сбросились 8 чел.)

Машина из г.Черкесска в пос.Теберду (8 чел.)

Машина для заброски в долину р.Аксаут из ст.Кардонинской (8 чел.)

Машина из пос.Архыза в г.Черкесск (5 чел.)

Автобус Теберда – Черкесск (3 чел.)

Автобус Черкесск – Невинномысск (3 чел.)

Электричка Черкесск – Невинномысск (5 чел.)

Поезд Невинномысск – Москва (8 чел.)

Мобильная связь (8 чел.)

Продукты + батарейки для GPS и фотоаппарата на 24 дня

Финальный обед в кафе «Цезарь» в г.Черкесске (5 чел.)

Минеральная добавка «Магний» в рацион питания

2000

Газ

«Оплата» перегруза в поезде (8 чел.)

«Пропуск» в заповедник, купленный у лесника (8 чел.)

Для участников группы, сошедших с маршрута в а/л Алибек цена похода составила 5767 рублей. Для остальных участников продолживших поход цена возросла до 6408 рублей.

Так же группой имелась, но не использовалась возможность проживания и питания в поселке Архыз. Проживание в деревянных домиках стоит 100 р. с человека в сутки (через МЧС-ника Хубиева Тохтара Азретовича). Питание можно производить в государственной столовой, на правом берегу р.Большой Зеленчук возле моста.

2.11 Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Прекращение прохождения маршрута в долине р.Кизгыч (из-за травмы участника, получение которой подробно описанной в пункте «Изменение маршрута и их причины») превратило задуманную стратегию похода в классическую схему первая часть которой насыщена технически интересными перевалами, а вторая является «добеганием» километража.

Не смотря на это, прохождение маршрута в целом получилось технически, физически насыщенным и интересным. В нем присутствовали все виды рельефа на определяющих категорию перевалах. Большая часть ночевок проходила на высотах от 2700 до 3000 метров, а в этом районе это нижняя ледниковая граница. На участке о перевала 73-х до спуска в долину р.Аксаут маршрут насыщен великолепными видами вершин и ледников ГКХ. В процессе прохождения маршрута были посещены бассейны рек Теберды, Аксаута, Маруха, Кизгыча, долины рек которых сильно отличаются друг от друга.

В Бадукском хребте нашей группой совершенно первопрохождения перевала Бадук-Хутый Восточный(1Б,3178,лд-ск-ос), который является единственной альтернативой перевала Бадук-Хутый(1А,3150,сн-ос) для преодоления вышеназванного хребта. Необходимо отметить, что пройденный перевал является односторонним и имеет спортивную ценность лишь при преодолении его с севера на юг.

По итогам прохождения маршрута необходимо отметить, что район проведения похода довольно активно посещается туристами, так как все перевальные записки снятые нами датируются 2005-ым годом. Группам проходящим пер.Бадук-Хутый(1А,3150,сн-ос) для преодоления Бадукского хребта необходимо учитывать, что расположение перевала на хребтовках Западного Кавказа «Теберда-Домбай. Западное Приэльбрусье» визированных Комитетом Геодезии и Картографии и отпечатанных в1991 г. в Москве, и карт сделанных с их использованием отмечено не верно. Перевал Бадук-Хутый находиться не между двух ледников западнее вершины Б.Хутый, а гораздо ближе к Тебердинскому хребту, по-видимому, в юго-западном углу долины главного правого притока р.Бадук. Так же для групп, чей маршрут планирует пересечение хребта Ужум в северной части для перехода в более интересные массивы можно порекомендовать не использовать пер.Чигордали Ю.(н/к,2780,тр-ос), а заменить его пер.Чигордали С.(н/к,2500,тр-ос), даже если дальнейшее движение будет проводиться в верховья р.Кизгыч. Это связано с тем, что через пер.Чигордали С. идет удобная для движения тропа и высота перевала ниже на 280 метров. Даже делая петлю через перевал Чигордали С., от наиболее короткого и логичного маршрута через перевал Чигордали Ю. потеря времени его прохождения компенсируется временем движения по тропе к перевалу и от него и дорогам в долинах рек Маруха и Кизгыча.

Так как обстановка на Кавказе не до конца стабилизировалась при планировании похода в этом районе для безопасности прохождения маршрута в непосредственной близости от ГКХ необходимо учитывать расположение пограничных застав:

1.В долине р.Аксаут пограничная застава расположена под пер.Халега(н/к,3027,тр-ос) хребта Мысты-Баши.

2.В долине р.Маруха пограничная застава расположена между перевалами Хадюка(н/к,2980,тр-ос) хребта Мысты-Баши и Чигордали Ю.(н/к,2780,тр-ос) хребта Ужум.

Так же если маршрут похода проходит по Тебердинскому заповеднику или по его Архызскому участку необходимо закладывать в смету похода средства на оплату пропусков независимо от их «вида».

Хотя продолжительность похода составляла 20 дней, лишь 10 из них можно считать полноценными. В остальные 10 дней передвижение группы было незначительным или отсутствовало вовсе из-за плохой погоды, дневок и дней подъезда и выезда с маршрута. Непонятно является ли нестабильность погоды (см. метеорологическую таблицу) в период прохождения похода (26 августа-15 сентября) тенденцией или является особенностью этого года. Не смотря на небольшое отклонение от классических сезонных рамок (июль, август) разница в погоде ощущалась колоссально. В большинстве из дней похода выпадали осадки преимущественно после 12 часов, лишь в период с 6 по 10 сентября наблюдалась стабильная хорошая погода. Наш поход показал, что в период сентября на высотах выше 2500 метров есть вероятность выпадения снега в больших количествах (более 20 см), поэтому необходимо быть знакомым с правилами поведения в лавиноопасной обстановке и иметь с собой хотя бы лавинные ленты.

Проводя походы в период позднего лета и начало осени необходимо так же учитывать длину светового дня. Хотя он немного короче сезонного (конец августа: с 6 до 20.30, середина сентября: с 6.45 до 19.45), из-за уменьшения интенсивности освещения в общем, увеличивается сумеречный период, движение в котором затруднительно.

В походе нами использовался палаточный способ питания (отдельная готовка каждой палаткой). Этот удобный способ питания экономит время готовки пищи и уменьшает расход газа. Явным минусом этого распределения по палаткам, является резкое уменьшение времени общения участников группы, живущих в разных палатках. Особенно это выражено, если участники одной палатки составляют одну связку на технических участках маршрута. Внимание! При таком способе распределения: питание + проживание + хождение в связке, возрастает вероятность появления устойчивой малой психологической группы, которая при появлении неблагоприятных психологических условий может играть отрицательную роль для достижения цели похода и безопасного прохождения маршрута. Но при условии имения надежной схоженной команды и преобладания плохой погоды этот способ не только приятен, но и оправдан.

К неизменным плюсам похода, проходящего в самом конце лета и начале осени можно отнести: маловодность рек, что существенно упрощает их пересечение в крупных долинах, а так же резкое снижение активности лесников для групп, чей маршрут проходит по заповедной зоне.