Горы мира > Южная Америка >

Венесуэльская Мерида
(минигайд)

Введение

Хребет Кодильера-де-Мерида располагается на территории северо-западной Венесуэлы. Он относится к одной из самых северных частей великой горной системы Анд. Хребет протянулся на значительное расстояние, но максимальный интерес представляет его компактная, наиболее высокогорная часть, в непосредственной близости от главного города этого региона, Мериды. Именно здесь, в нескольких километрах от города, расположены высшие горные точки страны, пик Боливар (5007 м) и пик Гумбольдта (4942 м).

Мерида - один из экстремальных центров всего континента. Здесь широко развит треккинг, альпинизм, парапланеризм, рафтинг, даунхил, а также другие виды экстремальной и outdoor-активности активности. Стоит пройтись по улочкам старого города в районе станции канатной дороги, т.н. Телеферики (cамой длинной в мире среди высокогорных), и это не скроется от глаз путешественника. Множество турфирм, магазинчиков и отелей предлагают специализированные услуги. Но, если вы достаточно компетентны, и у вас есть необходимая экипировка, то нет каких-либо преград чтобы не заняться соответствующей деятельностью самостоятельно. Разрешение на посещение нацпарка выдается любому желающему без каких-либо ограничений. Гидов не требуется.

Помимо этого, Мерида - один из самых красивых и приятных городов Венесуэлы. Она считается своеобразной жемчужиной региона. И не столько из-за своего университетского и образовательного статуса, который безусловно играет свою роль, сколько из-за красоты архитектурного ландшафта в обрамлении все тех же гор, и отличного климата.

Когда ехать

Мерида - город вечной весны. Да-да, и Мерида тоже))). Вообще подобных мест, с приятным круглый год климатом сильно больше, нежели мы думаем. Их много. И есть резон проводить в них больше времени. Круглый год здесь, на высоте 1500 м. над у.м. температуры в районе 20-26 градусов, бывают отклонения, но не сильные. По влажности выделяют два сезона, сухой и влажный. Первый с декабря по март, второй все остальное время. В сухой сезон погода получше, но и наплыв туристов существенный, во влажный же сезон - никого. Обычно здесь рекомендуют для восхождений влажный, он же «снежный» (на высоте) сезон. Но не стоит воспринимать это как догму. В каждом сезоне свои плюсы. Кому-то лучше стабильная погода и без снега, нежели ежедневные туманы и дожди, а кому-то и снег по душе. Так что выбор, когда же сюда ехать, стоит производить в первую очередь из ваших собственных предпочтений и временных возможностей, а не из соображений рекомендованной сезонности.

Попадание

В Мериде есть собственный аэропорт, но в данный момент никаких регулярных пассажирских рейсов не выполняется. Так что единственно возможным способом попадания в Мериду является автотранспорт. Из любого крупного города этой части страны сюда регулярно ходят автобусы. Автостанции в Венесуэле носят название «Терминал» (Terminal de Pasajeros). Можно спросить любого прохожего, или посмотреть на карту места и найти оный.

Для примера ниже приведена информация об автобусах до Мериды из различных городов. В скобочках - примерный километраж, время в пути, количество рейсов в день и цена билета в рублях.

Каракас (790 км, 12 часов, 16 рейсов, около 600 рублей)
Маракайбо (520 км, 8 часов, 8 рейсов, около 450 рублей)
Сан-Кристобаль (225 км, 6 часов, раз в 1-1,5 часа, около 300 рублей)
Валера (160 км, 5 часов, 4 рейса, около 160 рублей)
Баринас (157 км, 4-6 часов, 5 рейсов, около 120-200 рублей)
Баркисимето (420 км, 6 часов, 5 рейсов, около 300-350 рублей)

Если вы прилетаете в Каракас, то логично, из этого же аэропорта сразу, на местных авиалиниях, улететь в один из близрасположенных городов (например, Баринас) и оттуда, переночевав,выдвинуться в Мериду на автобусе. Местные авиаперелеты довольно бюджетны. Например из Каракаса в Баринас можно улететь за 1500-2000 рублей (стоит порекомендовать Conviasa http://www.conviasa.aero).

Только ни в коем случае нельзя заказывать билеты заранее через сайт по карточке. Покупка будет производится по официальному госкурсу боливара, очень невыгодному. Он раза в 3 отличается от того, который предлагают на черном рынке (то есть простыми венесуэльцами, в самой стране). Оптимально, прилетать, и уже на месте, прямо в аэропорту, менять доллары на боливары у обслуживающего персонала и покупать билеты до Баринаса или другого подходящего города. Сейчас за 1$ дают от 6 до 8 боливар, в зависимости от количества у.е. которое вы меняете и от места, точнее человека. Более свежий курс смотрите в отчетах о путешествиях по Венесуэле, непосредственно перед собственной поездкой.

В случае, если вы прилетаете в праздники, или на выходные, то билетов может и не быть. Тогда стоит посоветовать купить билеты заранее, через интернет-посредников (http://www.margarita-online.ru и др.). Стоить это будет всего процентов на 5-10% дороже цены в кассах. Но зато вы уверенно летите, а не волнуетесь о наличии билетов по прилету.

Проживание

Основным видом проживания являются небольшие частные гостинницы, называемые posada. Достаточно приехать в центральную часть города, в район площади Боливара и пройтись по окрестным кварталам. Вывески с соответствующими названиями будут для вас ориентиром. В течение 30-40 минут, вряд ли больше, вы найдете подходящую себе по удобству и цене посаду. Стандартный двухместный номер (с двухспальной кроватью или двумя односпальными, не важно) с душем, TV и шкафом-комодом будет стоить 80-120 боливар в сутки.

Не стоит принимать первое же предложение. Пройдитесь и посмотрите варианты...за одни и те же деньги предлагают частенько совершенно разное качество. Например, в то время как везде за 120 боливар предлагали стандартные партикуляры, мы нашли за 90 боливар чудеснейший номер со всем необходимым, с зоной отдыха рядом, да еще и бесплатным WiFi. На наши деньги это всего лишь 360 рублей в сутки. Кому интересно, это посада «Puerta de Merida» (Calle 22, между Аvenidas 7 и 8, тел.0274-2526962, 0414-7478556)

Питание

Масса местных забегаловок, едален, ресторанчиков и заведений обыкновенного фаст-фуда не дадут умереть с голоду. Нельзя сказать, чтобы венесуэльская кухня была уж особенно вкусна и притягательна, но в питательности ей не откажешь, это точно. Недаром в народе ходит поговорка «все что не убивает меня, делает меня толще». Достаточно посмотреть на среднего венесуэльца, а точнее венесуэлку и охотно веришь в эту народную мудрость. Как только при этом питании в этой чудесной стране взращиваются как на конвейере «Мисс Мира», не ясно. Видимо есть какой-то секрет, нам неизвестный.

Из характерных моментов. Завтраки и перекусы днем - это в основном «эмпанадас», то есть пирожки с начинкой. Они бывают трех видов: с мясом, с курицей и с сыром. Последние - самые вкусные! Причем не просто купил и ешь себе по дороге, нет. Часто это отдельные заведения, типа мини-кафе. Заходишь, заказываешь и тебе на блюде приносят горку эмпанадас, сколько заказал. Ну и неизменный в Венесуэле кофе и свежевыжатый сок. Кофе так же трех видов: negro, marron и con leche, то есть черный, с молоком и со сгущенным молоком. Причем, размер стаканчика (почти везде пластиковые) можно указать отдельно. Завтрак из парочки упитанных эмпанадас и стаканчика кофе будет стоить 7-15 боливар (28-60 рублей).

Что касается чего-то посерьезней, то тут вариантов много. Но почти все они сводятся, в том или ином виде, к тарелке риса с жареным мясом и вареным бананом. Иногда с тарелкой супа в придачу и холодным имбирным напитком. Заказываешь одно такое блюдо (или комплект) и этого более чем достаточно. Порции большие. Цена - 20-30 боливар за обед. Если в ресторанчике, то подороже раза в 1,5 нежели в «народном» месте. Но там будет разве что обслуживание лучше. Еда та же.

Перемещение по городу

Самое оптимальное это конечно же на своих двоих. По крайне мере в исторической части города. Здесь расстояния таковы, что от одного края до другого можно дойти за 15-20 минут. Но если вам вдруг нужно выбраться к автостанции, в зоопарку, или еще в какое, довольно удаленное от центра города место, то тут не обойтись без использования главного транспорта в городе, - автобуса. Их тут множество. Небольшие и частенько старомодные, но удобные. Маршрут следования тезисно написан на лобовом стекле крупными буквами (например, ТЕРМИНАЛ - ЦЕНТР - ТЕЛЕФЕРИКО), так что просто смотрите, подходит он вам или нет. Если да, то махайте рукой и он остановится, ну или по крайне мере притормозит (двери всегда открыты). Проезд стоит 1,5 боливара. Оплата при выходе.

Автобусы до окрестных деревень ходят из нескольких точек в городе. Определить их самостоятельно не просто, лучше спросите местных, они подскажут. С виду это точно такие же автобусы, какие бегают по городу. Только едут дальше и стоят чуть дороже (2-3 боливара).

Такси тоже удобны в использовании. Только чтобы объясниться с ними и не ошибиться в пункте прибытия и цене поездки лучше знать испанский, хотя бы на базовом уровне. Стандартная поездка по городу будет стоить 15-25 боливар, но в случае незнания испанского может быть существенно более дорогой))).

Достопримечательности

Когда говорят про достопримечательности Мериды, то тут же начинают перечислять: площадь Боливара, кафедральный собор, площадь Миллы, зоопарк, музеи, канатная дорога Teleferico и обязательно самый большой в мире магазин мороженого (занесен в книгу рекордов Гинесса). Конечно, все это достойно отдельного осмотра, но акценты, все стоит расставить по иному. Достопримечательностей тут две: собственно сам исторический центр Мериды и окружающие его горы. За этим и стоит ехать. Ради кафедрального собора сюда не едут, явно))).

Осматривая исторический центр, а это самая суть Мериды, волей или неволей посмотришь и площадь Боливара и кафедральный собор и т.п. достопримечательности из списка. Но самое интересное это люди и их жизнь. Стоит денька три отвести на неспешный пешеходный осмотр города. Этого времени будет в самый раз. Меньше - не хватит и будет спешка, а дольше, - это уже на любителя. Хотя можно и дольше Автор, провел на момент написания текста, суммарно в Мериде почти две недели, и ему все мало. Все никак не хочет уезжать.

Но даже не сам город привлекает. Он лишь база, лишь площадка. Основной интерес и местная достопримечательность, - горы вокруг, и возможность какой-то активности в них. Первое что интересует путешественника попавшего в подобный район, «а что здесь с треккингами?», поскольку именно походы по горам - самое интересное и самое доступное. Это то, что он может совершить самостоятельно, в отличие от других видов активности (оборудования для сплава, полетов или восхождений у него, как правило, с собой нет). Поэтому об этом напишем подробнее.

Треки (общие слова)

Инфраструктура национального парка Sierra Nevada, приятно удивляет. Есть разветвленная сеть подготовленных троп, с достаточно большим количеством указателей направлений, есть инфо-щиты, с подробной информацией по предстоящим участкам и т.д. При этом сами тропы в высокогорной части везде, где это необходимо, обильно промаркированы либо «туриками», либо краской. За последние 2 года, с тех пор как сломалась канатная дорога, поток туристов существенно снизился и поддержанию всего хозяйства явно уделяется меньшее внимание. Но к началу 2011 года канатку планирую реконструировать и запустить вновь. Так что скорее всего это явление временное. Да и у него есть свои положительные стороны, например то, что людей в нацпарке сейчас почти нет и можно буквально неделями не встречать ни одной живой души.

Существуют несколько классических треков, длительностью 3-9 дней. Все они примерно равны по сложности и лишь отличаются протяженностью и длительностью. Их можно смело комбинировать и включать туда восхождения на обзорные вершины.

Классические треки:

1) Мерида - тропа под канаткой - пер. Alto de La Cruz - дер. Los Nevados [5-6 дней простой трек можно взойти на Pico El Toro (4755) и на Pico El Leon (4740), если есть начальный альпинистский опыт и дополнительные 2-3 дня]

2) Мерида - тропа под канаткой - Laguna del Espejo - спуск по тропе в Valle Los Pozuelos [4-5 дней аналогично предыдущему варианту, только короче и проще]

3) Мерида - тропа под канаткой - Pico Espejo (4765) - траверс массива - Laguna El Suero (4200) - Pico Humboldt (4942) - Laguna Verde (4000) - Laguna La Coromoto (3300) - дер. Mucuy [6-8 дней средний по сложности трек, требующий выносливости и постепенной высотной акклиматизации возможно взойти на Pico Bolivar (5007) и на Pico La Concha (4922), если есть еще 1-2 дня, на каждый из них, а также альпинистское снаряжение и опыт]

4) дер. Mucuy - Los Chorros (3550) - Alto El Tonito (4100) - Los Arangures (1900) - Laguna Santo Cristo (3600) - Alto El Santo Cristo (4100) - Gavidia (3200) - дер. Mucuruba [7-9 дней средний по сложности трек, требующий опыта многодневных походов по горам и ориентирования расположен несколько в стороне, но стыкуется с предыдущими двумя через тропу от озера Laguna Verde]

Каких-либо полноценных описаний треков нигде автором найдено не было, даже в специализированных гайдбуках по андийским трекам. Лишь общие слова и направления. Если у вас с собой будет путеводитель Lonly Planet по Венесуэле, то там, например, будут именно такие. Обычно этого не достаточно, но не в случае c треками в Sierra Nevada. Здесь, как раз, наличия карты, GPS и такого вот куцого описания более чем достаточно для совершения похода.

Экипировка и снаряжение

Рефуг и домиков, где можно было бы остановится в высокогорной части Sierra Nevada нет, поэтому необходимо с собой иметь: палатку, спальник, коврик, а также набор посуды и горелку. Газовая горелка на этих высотах работает еще очень неплохо, так что она предпочтительнее бензиновой. Газовые балоны фирмы Camping Gaz, как протыкные, так и цанговые можно приобрести в специализированных магазинах в районе пересечения Calle 30 с Avenidos 4 и Calle 27-28 c Avenidos 3. Одноразовые протыкные баллоны стоят 35 боливар. Там же, при необходимости, можно приобрести и газовые горелки.

При подборе одежды следует учесть два момента: будет достаточно холодно (днем 5-10 градусов, ночью легкий минус), и влажно. Поэтому комплект одежды стоит брать обычный, для гор, только с поправкой что эти горы влажные. Из 7 дней трека, во влажный сезон, все семь может идти дождь. Причем как по часам, например с 10:30 утра и до 16:00 вечера.

Обувь - хорошие, но при этом достаточно легкие треккинговые ботинки (не кроссовки!). Сандали хороши лишь в сухой сезон, и то не всегда и не на всех здешних высотах.

Ну и конечно же необходимы солнцезащитные очки, не меньше 2-й категории, но лучше 3-я. Если есть возможность приобрести очки с изменяемой категорией защиты, типа Chameleon от фирмы JULBO, то это оптимально. Нынче это одно из самых лучших решений среди «горных» очков. Они меняют степень защиты глаз от количества света, за счет пропорционально увеличивающегося затемнения.

Что еще может быть полезно из снаряжения:

- треккинговые палки (палки-телескопы)
- накидки на рюкзаки, или гермомешки внутрь
- GPS с топографической картой Венесуэлы
- парочка больших свечей (для прогрева и просушки палатки)

Если говорить про необходимое альпснаряжение для совершения восхождения на пик Боливара, то это будут: системы, каски, веревка, ледорубы, кошки, ледобуры, петли, карабины и, возможно, небольшой набор закладных элементов (зависит от маршрута и сезона). Набор небольшой, но все же. Для восхождения на пик Эспеджио, Бонплана, а также на пик Гумбольдта ничего не нужно (на Гумбольдте это верно, только если полностью обходить ледник по скалам).

Вершины La Concha, El Toro и El Leon занимают промежуточное положение. На них можно совершить восхождение с использованием минимума снаряжения, или вовсе без него, но при должном выборе пути и опыте.

Карты

Есть средненькие по качеству 500-метровки национального парка Sierra Nevada. Основная среди них - «Sector Sierra Nevada de Merida» (mapa para excursionistas), то есть как раз карта района треккингов. И все бы хорошо, но на момент составления этого минигайда карт в «живом» виде не достать, есть лишь ксерокопии ксерокопий. Видимо спрос превышает предложение, или просто давно не печатали.

Ксерокс карты стоит 20-25 боливар. Его можно приобрести в управлении нацпарком, одновременно с оформлением пермита. Или в городе, в одном из многочисленных копировальных центров на Calle 24.

Карта же самого города же есть во многих местах. Она посредственного качества, но вполне стоит своих небольших денег. Хотя лучше не тратить и их, а в одном из инфоцентров (например у Телеферики) взять ее улучшенную версию бесплатно.

Пермит

Разрешение на посещение территории национального парка можно получить в главном управлении нацпарков в, т.н. Inparques (не доезжая 1 остановку до автобусного терминала выйти возле Макдональдса, перейти автостраду и идти на паралельную улицу, там спросить Inparques). Есть еще офис возле 1-й станции канатки, в городе, но сейчас он закрыт. Как откроют канатку, так и его тоже. Он намного более удобен, нежели главное управление, но сейчас нужно ехать именно что в главное управление. Его тел.262-13-56, 262-15-29, сайт: http://sierranevada.andigena.org.

Пермит стоит 10 боливар на человека на 1 день пребывания. Не ночь, а именно что день. При заполнении квитанции требуется указать гида и координаты по которым в случае несчастного случая уведомлять. В качестве гида можете смело попросить записать самого опытного в группе (желательно чтобы вас было не меньше 2-х человек, иначе пермит не дадут). Координаты же уведомления - адрес и телефон вашей посады, где вы остановились.

Вам выдают главную страницу, себе же оставляют кальку. Необходимо сразу после возвращения,максимум в течение следующего дня, вернуть пермит в управление, если только на выходе из нацпарка у вас не заберут его смотрители. В этом случае уже ничего не нужно. Это дополнительная подстраховка что с вами ничего не случилось. Если вы не вернете пермит, то будет считаться что с вами что-то произошло в нацпаке и подняты на ноги спасатели.

Читайте на Mountain.Ru:

Анды на легке

Откуда начинаются треки?

Приветствую, Алекс. Подскажите, плиз, как обнаружить стартовую точку треков? Все ли они начинаются в одном месте? Нужно ли куда-нить ехать из Мериды или можно начать сразу из города? Спасибо.

Замечательно!

Ведь знаю, что вряд ли там побываю, однако читал с интересом. ГУТ! Из таких заметок можно путеводитель составлять! Одобряю, завидую.

Большое спасибо за такое подробное описание!

Надеюсь, по Мериде будет продолжение!:-)