Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Игорь Канель, г. Москва
Фото: Игорь Канель, Юрий Москвин, г Москва

ВелоДомбай 2004
или 9 дней разгильдяйского велотуризма

Читайте на Mountain.RU статью Игоря Канеля:
Эльбрус-2001. Взгляд чайника

Эльбрус
Летом 2004 года мне удалось осуществить мечту, которой я грезил с 2000 года, – прокатиться на велосипеде по Кавказу.

До этого мне уже довелось побывать на Кавказе – зимой несколько раз на горных лыжах, летом в альплагере. Только каждый раз, когда приходила пора отправляться домой и за окном машины проплывали горы и реки, возникало какое-то странное, щемящее ощущение. Хотелось чего-то большего, чем непрерывное катание по одной горе или восхождения на горы вокруг лагеря. Мне показалось, что нет лучше средства поразглядывать Кавказ, чем прокатиться по нему на велике. Сильно надрываться не хотелось и рисковать тоже, поэтому я решил от автодорог не удаляться.

Юра Москвин, мой бывший однокашник, согласился составить мне компанию. За что ему большой респект! Купили билеты и начали собирать снарягу. Запросили правила перевозки у АК «Сибирь». Ответ был, что велосипеды в самолет пускают только в чехлах. В Москве ничего дешевле 100 баксов не нашли, поэтому велочехлы и велорюкзаки купили в питерской фирме «ПИК-99» - там они в несколько раз дешевле, чем в Москве.

В Минводы и обратно летели «Сибирью» (4200 руб. в оба конца). С перевозкой велосипедов проблем не возникло. За перевес пришлось доплатить 500 рублей на двоих.

Велосипеды у нас были самые банальные - хардтейлы с алюминиевыми рамами. Причем я специально для похода приобрел какой-то невразумительный аппарат болгарской сборки с навеской Altus. Называется Balkan Condor.

В целях экономии купили только по 2 боковые секции велорюкзаков, а сверху привязали скатку, палатку и обычный городской рюкзак. Общий объем получился порядка 50 л, а вес 40 кг вместе с велосипедом.

День первый

Вот и аэропорт Минвод. Довольно долго ждем багаж и продираемся сквозь толпу таксистов. Собираем велики прямо в курилке перед залом прилета.

Наше копошение вызвало бурный интерес у скучающих таксистов, которые ждали следующего рейса, – видимо, нечасто в Минводы прилетают велосипедисты. Всех очень интересовала максимальная скорость велосипедов и насколько хватит покрышек. Некоторые предлагали купить велики после нашего возвращения.

Порядком устав от дурацких вопросов, как можно быстрее собрались и привязали барахло к багажникам. В Москве, естественно, мы этого не делали, поэтому приходилось на ходу придумывать, как привязать весь хлам. Оптимальная конструкция определилась только через несколько дней. Готовить еду предполагалось на газу, а его, как известно, в самолет не пускают, поэтому нашей целью номер один был газ. Добрый человек в аэропорту посоветовал обратиться в комнату конфискованных вещей, где хранится отобранное барахло, запрещенное к перевозке. Но нас ждал облом: комната оказалась закрытой из-за выходных.

Еще в Москве Юра обходными путями собрал телефоны спортивных магазинов Пятигорска. Дорога от Минвод до Пятигорска довольно плотно забита транспортом, а на подъезде к городу часто встречаются пробки. Дорога все время поднимается. Сначала еле заметно, а на самом подъезде к городу становится тяжеловато двигаться даже на первой скорости, прибавьте к этому жару за тридцать и страшную духоту. Удивило колоссальное количество свадеб.

Кое-как влезли на последнюю горку, с которой начинается проспект Калинина - главная улица города. Первым нашим адресом был торговый центр «Телемир», в котором было два спортивных магазина. В одном нашли газ только в «кривых» аэрозольных баллонах, а второй был закрыт на учет, но я выпросил у продавцов последние два баллона по 180 рублей (в Москве они в 2-2,5 раза дешевле). Удивительно. Где же берут газ альпинисты и прочие туристы, которые прилетают сюда на самолетах? Пообедали мы на улице Кирова, которая представляет собой зеленую пешеходную зону с бесчисленным множеством кафешек. Попробовали ипатовского пива за 15 рублей, что-то съели и поехали дальше. Мне почему-то казалось, что двух баллонов нам никак не хватит. Надо бы еще два. Съездили еще в пару магазинов и на рынок, но нигде газа так и не нашли. Решили, что купим газ где-нибудь по пути.

По плану в первый же день мы должны были доехать до Кисловодска, где хотелось слегка потусоваться и попить пива. К счастью, нам не пришлось обратно подниматься на бесконечный проспект Калинина. Движение в городе очень плотное - ехать по оживленным улицам было неприятно.


Дорога на Кисловодск
Дорога на Кисловодск холмистая, но уклоны не очень большие. Ехали со средней скоростью 15-20 км/ч. Горы начали появляться только перед самым городом. Очень понравился длинный спуск километрах в 15 от Кисловодска. В тот день мы совершили большую ошибку: не взяли с собой достаточный запас воды, который позволил бы нам иметь определенную гибкость с выбором места под ночевку.

Тем временем начало смеркаться, и мы порядком подустали. Особенно тяжело приходилось Юре. Въехали в Кисловодск, когда уже почти совсем стемнело, наивно полагая, что тотчас найдем хорошее и недорогое жилье, примем душ и пойдем пить пиво. Не тут-то было.

На въезде в город - разрушенный мост. Смыло селем? Где-то внизу был объезд. Кое-как сползли к нему. Первый встреченный прохожий быстро рассеял наши радужные взгляды по поводу жилья. Зато второй рассказал нам про гостиницу «Солнечная» в центре города, куда мы и потащились из последних сил. Проехав через весь город (в гору во тьме), обнаружили, что гостиница закрыта на ремонт. Следующим пунктом была гостиница «Кавказ», где нам любезно сообщили, что мест в ней и вообще в городе нет. Ситуация начинала слегка напрягать. Спросил каких-то людей про сдаваемые внаем квартиры. Люди оказались синяками на Москвиче барышня согласилась нам сдать квартиру за 200 руб. Пройдя метров двести, идти спать туда нам совершенно расхотелось. Делать нечего - надо было выезжать из города и вставать где-то с палаткой.

Сил обратно ползти из города совсем не было – решили поймать таксиста, чтоб он нас вывез куда-нибудь в лес. Разобрали велики и затолкали их в машину чуть ли не ногами. По пути заехали в магазин и купили 5 литров воды. Пока ехали, таксист вспомнил, что у него кто-то сдает квартиру. Так мы очутились в избе. Водопровода в ней не было, зато была густая паутина в туалете. А в сенях было заготовлено несколько ведер с водой. Кое-как облились водой, что-то съели и свалились спать. С таксистом был договор, что мы сваливаем в 9 утра.

День второй


Кисловодск
Утром объехали город, позавтракали в центре и поехали дальше. Центр произвел очень приятное впечатление. Чистенько и уютно. Особенно понравилось, когда мы проезжали его вечером. Толпы нарядного народа слоняются по красиво освещенным улицам. Тут и там мигают приветливые вывески всяких баров. Жаль, что нам было не до того…

Выезд из города был под горку. Как приятно, когда день начинается с 5-ти километрового спуска. Но сразу за городом начинается довольно ощутимый и нудный подъем, зато стоит только забраться на перевальчик – дорога круто устремляется вниз и идет параллельно реке Подкумок, которая сопровождала нас вплоть до перевала Гумбаши. Искупались мы с большим удовольствием, немного передохнули, повращали слегка гайки у велосипедов и поползли дальше.


Граница КЧР
Через часок мы пересекли границу Карачаево-Черкесии. Дорога проходит по очень широкому ущелью. Вскоре мы въехали в крупное село – Учкеккен, которое сливается с селом Терезе. Видимо, в этом селе какой-то центр торговли мясом или что-то вроде того. Тут и там вдоль дороги продают куски баранов в холщовых мешках. Довольно жутковато. Было время обеда, а ни одного открытого кафе мы не увидели и решили пообедать арбузом. Сели на остановке на окраине села, порезали арбуз и открыли Карачаевское пиво (пиво очень хорошее и живое, настоятельно рекомендую попробовать при случае). Пока ели арбуз, наблюдали, как местные жители ловят рыбу в реке. Выглядит это следующим образом: один ковыряет под камнями палкой, а остальные стоят с сетью чуть ниже по течению и, видимо, должны ловить выковырянную рыбу. Тут же и собака, которая, видимо, эту рыбу должна была съесть. При нас они так ничего и не поймали.

Переждав немного дождик на автобусной остановке, поехали под накрапывающим дождем дальше. После Терезе развилка. Чтобы попасть на перевал, надо повернуть налево. Повернув, мы увидели каких-то людей, ковыряющихся в «уазике». Люди что-то закричали и замахали руками. Мы тоже помахали и дальше поехали. Однако когда они сели в «уазик» и поехали нас догонять, мы слегка напряглись - сразу пришли в голову мысли о всяческих ужасах работорговли. На деле оказались приятными людьми. Мы немного поболтали с ними, уточнив заодно наш маршрут. Наверное, нечасто по этому маршруту катаются велотуристы. Во время нашей поездки перевал был, видимо, закрыт для автотранспорта, поэтому движения на нем практически не было.

Дорога постепенно становилась все круче. По ходу движения видели много заброшенных ферм со стаями вредных и злобных собак. Дождик тем временем все больше и больше напоминал ливень. Ехать стало совсем неприятно. Решили переждать.

Сначала посидели под деревом, потом решили укрыться ковриком, но и он не помог- с неба уже лило совсем по - тропически. Делать нечего - надо вставать, пока все вещи не промокли. Нашли полянку рядом с рекой, накрылись тентом и начали собирать палатку внутри этого укрытия. Место выбрали под деревьями, чтоб не так сильно лило. Приковали велики к палатке и сварили ужин. Естественно, дождь сразу перестал, но с деревьев капало всю ночь. Тучи ушли, открыв нашему взору красивейшие скалы. Оставшееся время решили посвятить аттракциону – стирке в горной реке. Вещи так и не высохли до самого Домбая. Приняли коньяку за первую полевую ночевку да спать легли.

День третий


Вид с первой ночевки
Утро было совершенно безоблачным. Собравшись за 3 часа, поехали на перевал в надежде обозреть с него весь Кавказ. Дорога становилась все круче, солнце все яростнее, а ноги и руки все красней. Крем с фактором защиты 18 нифига не спасал.


Утро второго дня. Подъем на перевал
Чем круче становился уклон, тем больше росло желание остановиться, чтобы сфотографировать окрестности. За несколько километров до перевала у дороги есть родник с вкусной водой. Скорость движения снизилась с 10-11 до 5-7 км\ч. Очень сильно хотелось 24-скоростную трансмиссию взамен 21-скоростной. К полудню мы взобрались на перевал, но небо уже начало затягивать, поэтому никакого Эльбруса и Черного моря мы, естественно, не увидели, зато нам открылся очень живописный вид на расположенные внизу села Верхняя Мара и Нижняя Мара.


Вид с перевала
Пока осматривали окрестности и отдыхали, заметили ниже по склону целую бригаду косарей. Что интересно: косили и даже точили косы они в такт, производя впечатление единого организма. Однако нам было пора вниз.


Внизу - с. Верхняя Мара
Спуск с перевала Гумбачи был самым ярким впечатлением от поездки. Несколько часов полета со скоростью от 40 до 65 км\ч. среди красивейших зеленых холмов, на которых разбросаны опрятные домики древних сел, мимо заполненных навозом автобусных остановок. Сёла мы постарались проскочить на максимальной скорости, чтоб не смущать население шортами. Почему-то села показались мне очень патриархальными. Остановились лишь раз - купить карачаевского пива. Продавшая нам его женщина сказала, что в этом сезоне через перевал не проезжал ни один велосипедист, а в последний раз это были иностранцы 2 года назад. После села Нижняя Мара стоит камень, на котором начертано, что аул Верхняя Мара основан в 1303 году. В честь этого мы выпили свое пиво.

Дорога до самого Карачаевска идет под горку - всегда бы так. При въезде в город нужно по мосту пересечь широкую реку Кубань и на перекрестке за мостом повернуть налево. Карачаевск - довольно красивый современный город, расположенный в очень живописной долине. Население приветливое. Очень много детей и беременных женщин. В центре города строится высокая мечеть. Пока Юра покупал еду и коньяк, ко мне подошел местный житель поинтересоваться, куда мы и откуда. От него мы узнали про кафе на выезде из города. По пути заскочили на рынок, где стали объектом повышенного интереса. Подошел мужчина разузнать маршрут. Сказал, что планирует везти секцию в велопоход. На выезде из города расположено хорошее кафе с большим внутренним двориком, где можно безопасно оставить велики.

Время обеда давно прошло, и мы неосторожно заказали 2 блюда и хичин. Порции оказались такими гигантскими, что одолеть их нам не удалось. Сидели на террасе и наблюдали за главной развлекухой местных джигитов - катанием взад-вперед на тюнингованных белых «десятках» и «двенадцатках». С трудом встав из-за стола, поехали дальше. Стоило отъехать от города пару километров, как по заведенному расписанию включили дождь. Делать нечего - сели под раскидистое дерево у дороги и накрылись чехлами. Вид у нас был откровенно бомжовский, и все проезжающие машины нам сигналили- то ли из солидарности, то ли прикола ради. Через час дождь поутих, позволив продолжить движение. Успели проехать еще несколько километров и встали перед деревней Нижняя Теберда на дамбе под дорогой.

День четвертый

Утро встретило нас шикарной погодой. Над селением высоко на горе мы разглядели какой-то православный храм. Очень хотелось к нему подняться, но на это надо было потратить целый день, которого у нас не было. К обеду мы уже были в Теберде.


Река Теберда
Очень странный населённый пункт, восприятие которого очень зависит от того, с какой стороны в него въезжаешь. Когда въезжаешь днем со стороны Карачаевска, он производит гораздо лучшее впечатление, чем вечером со стороны Домбая. Остановку сделали в парке под красивым деревом. Городок раньше был знаменитым курортом, теперь же он производит впечатление полного упадка. Мы не нашли ни одного нормального кафе, а на обратном пути потерпели фиаско в поиске сносной гостиницы. Множество кафе и гостиниц грустно смотрели на нас слепыми глазами разбитых окон.


Мост в Теберде
На выезде из города стоит шлагбаум, обозначающий въезд в заповедник. За въезд в заповедник с нас взяли по 20 рублей. От шлагбаума дорога круто забирает вверх, а перед самым поселком идет так называемый домбайский взлет, вползти на который стоило нам многих сил.


Река Аманауз
Примерно на половине пути дорога пересекает реку Аманауз. Остановились, умылись, сфотографировались. Река очень красивая и чистая, хоть и небольшая.

В поселок Домбай мы въехали в 4 часа дня.

Здесь везде идет строительство, от этого пыльно и грязно. Видимо, все готовятся к зимнему сезону.


Вид на горы в окрестностях
Домбая
Объехав несколько потенциальных мест ночлега, остановились в гостинице «Таулу». Горячая вода, вопреки обещаниям, бывает только утром и вечером, поэтому душ пришлось принимать, разогревая воду на газовой горелке. Широко разрекламированное кафе «У Зули» разочаровало: невкусно и дорого. Испортилось, короче (хотя позапрошлой зимой все было иначе). Администрация пытается сделать все, что в их силах, для популяризации курорта. Например, создано бюро по поселению (или не знаю, как его назвать). Два года назад только их стараниями я не остался ночевать на улице, а провел вечер в приятной попойке.


Домбай
В здании фуникулера, если входить со стороны горы, есть маленькое Интернет-кафе, где можно скинуть фотки. Там мы узнали, что за несколько недель до нас в Домбае проходил Чемпионат России по горному велосипеду. Решили с утра съехать по их трассе. Как ни странно, меня там даже узнали, и это - по прошествии двух лет!

Летом в Домбае мало развлечений. Нашими соседями были какие-то военные пенсионеры, которые бесконечно рассказывали друг другу про тяготы и приключения армейского быта. Мы сходили куда-то, без результата выпили по триста граммов водки и пошли спать.

День пятый

Утро было пасмурным. Но все-таки мы залезли в фуникулер и провели в вагончике полчаса, наблюдая флуктуации народа. Пока ковыряли в носу, погода стала совсем никакая. Вариантов подниматься уже не осталось - решили поехать в ущелье Алибек к озерам и водопадам. Жесткий дождь ожидал нас в ста метрах от поселка. До альплагеря доехали совсем продрогшие, особенно если учесть, что по пути мы бегали смотреть переправу к медовым водопадам. Под переправой мы нашли разбитый корпус «Бурана». Очень интересно. Концептуальной идеей было позавтракать в альплагере Алибек, но столовая оказалась закрытой. К счастью, мы нашли кафе, где смогли позавтракать и просушиться. [Примечание: Конечно, наши трудности могут вызвать лишь улыбку у настоящих туристов, но мы были самыми настоящими пивными обывателями, которые вдруг решили прокатиться. Кто знает, а вдруг, бог даст, и мы станем зубрами. Пивными зубрами.]

После завтрака дождь временно поутих. Мы еще немного проехали вверх на велосипедах, а потом все больше вели и тащили их на себе. У реки Сухалат мы вообще приковали их к деревьям в лесу, т.к. продираться сквозь кусты с драндулетом на плече надоело. Продолжили путь налегке. Через сорок минут подъема углядели домик. Из верхнего окна торчал пулемет Калашникова (ПК). Проскочить мимо не удалось. В избе сидели погранцы и тургруппы.

Изба состояла из гостиной и спальни. В гостиной был очаг, где грелись ожидающие разрешения туристы, а в спальне было несколько двухэтажных нар. Погранцы оказались нормальные – быстро оформив все формальности, отпустили нас на озеро.


Ледник Алибек
Недалеко от избы пограничников мы перешли реку и почему-то повернули налево (шли, как казалось, по самой пробитой тропе). Вышли на морену и никакого озера не нашли. Я, посмотрев вверх, углядел, что ледник выше изменяет уклон и образует широкую полку, предположил, что озеро именно там. Правда, Юра засомневался, что по морене прошли бы все те гуляющие бабушки, которых мы обгоняли (подъем от Минвод к Домбаю дает хорошую акклиматизацию и о.ф.п.). Из-за моей глупой уверенности мы набрали метров триста высоты по довольно стремной морене - над головой висели многотонные «чемоданы», и шел дождь, который способствует камнепаду.


Ну где же это озеро?
Выскочили на полку, но никакого озера не нашли. Нашему взору предстали бергшрунды и сераки во всей красе. Со скалы, которая была с противоположной стороны ледника, сходили ледяные лавины. Трещины светились голубым, а дождь все усиливался.

«Где же это… нехорошее озеро?» - задавались мы вопросом.


Озеро Турье
Достали бинокль, посмотрели на группу, которая неуверенно переходила ледник далеко внизу. Может, они идут к озеру? Да не похоже. Вряд ли там, куда они идут, есть место для озера. Была мысль, что озеро от нас с другой стороны морены, но 50 вертикальных метров по мокрой и крутой морене в кроссовках лезть совсем не хотелось. Делать нечего, попрыгали по каменюкам вниз. Я поверху, а Юра по леднику.


Водопад рядом с Турьим
озером
Вернувшись к импровизированному мосту, увидели развилку, которую сразу не заметили. Чувство невыполненного долга погнало нас наверх, к озеру, по второй тропе. Через пять минут тропа вывела к голубоватому Турьему озеру, которое, как и предполагалось, было через морену от ледника Алибек. Вода - градуса четыре, но Юра нашел силы искупаться.

К великам спустились быстро. С началом горнолыжных склонов АЛ «Алибек» стало возможным спускаться на велосипедах… По самые уши в грязи, замерзшие и насквозь промокшие, мы приехали в гостиницу. От нашего вида администрация пришла в ужас.

На следующий день мы запланировали отправиться в ущелье Домбай-Ульген. Вечер посвятили традиционному шатанию по кабакам, что в летнем полупустом Домбае оказалось довольно скучным занятием.

День шестой


Непогода
Следующее утро встретило нас интенсивным ливнем. От безысходности пошли покупать подарки и полиэтиленовые плащи. В 12 часов, осознав, что дальше ждать бессмысленно, отправились в ущелье реки Гончахир. Река поразила. Зимой мы переходили через ручей, а теперь это была безумная белая змея, вырывающаяся из оков каньона.


Ущелье р. Гоначхир
Дорога в ущелье Гончахир с самого начала идет в сильный уклон. Дорога называется Военно-Сухумская. Построена, кажется, еще во время последней русско-турецкой войны. На скалах остались надписи, сохранившиеся со времени ВОВ, а вдоль дороги мы встречали несколько памятников погибшим под лавиной в те времена.

Въезд в ущелье чрезвычайно узкий, но затем расширяется в просторную долину, где раньше было древнее озеро. От озера остался лишь пруд, подпитываемый спускающимися с гор ручейками. Рядом с прудом небольшая стоянка с навесами. Праздный народ приезжает сюда есть шашлык и ловить ценные виды рыбы из озера, хотя это и заповедник. Мы же отправились дальше.


Пороги р. Гоначхир
Чем выше мы поднимались, тем больше дождь напоминал мокрый снег, а пространство превращалось в молоко.


За спиной несколько тысяч лет
назад было озеро
Подъехали к домику метеостанции. Нас встретили собаки. Не очень дружелюбные. Вскоре вышла смотрительница и сказала, что до Северного приюта всего пара километров.

От метеостанции совсем недалеко до КПП пограничников. Дорога от метеостанции забирает резко влево и вверх, и через сто метров упираемся в шлагбаум. Пропускать выше нас не хотят. И сопровождение давать тоже. Честно говоря, ехать выше особенного желания уже не было - замерзли. Стоило только начать спуск, как я обнаружил, что тормоза практически не держат - последствия вчерашней езды по грязи, которая как абразивный круг стирает колодки. Вцепившись окоченевшими пальцами в ручки тормозов, под ледяными иголками дождя слетаем к площадке у Туманного озера.

Греем воду на чай, какая-то компания угощает нас шашлыком. Дождь, как назло, перестал. Посидели еще немого и покатили вниз. По пути снимали видео в движении. В Домбай ехать не хотелось, поехали есть малину и искать дорогу на Бадукские озера. По описанию она должна начинаться от дома лесника, где нам сообщили, что туда с великами не пройти. Зато сказали, что есть хороший маршрут к нарзанам в Теберде. Время катилось к вечеру. Пора было ползти обратно вверх, в поселок. В Домбае, на площадке перед фуникулером, показывали кинофильм «Троя».


Домбайские горы
День седьмой

На третий день пребывания в Домбае погода сделала нам небольшую поблажку: прекратился дождь, и - о, чудо! - в облаках были редкие просветы. Взяли велики и пошли на подъемник.


Домбайские горы
Фуникулер - 150, 4-я очередь - 80, 5-я - 100 рублей. Поднявшись на 4-й очереди, ждали, пока включат 5-ю.

Пока ждали, я перевернул колодки, чтобы хоть как-то тормозить. Поднялись наверх, приковали железо к опоре подъемника и пошли гулять по гребню.


Домбайские горы
Сначала прошли до упора влево. Там была небольшая скальная вершина. Попытались на нее залезть, но на последнем куске медленно слезающие МЧСовцы сыпали камни. Решили, что это классная отмазка, чтоб не лезть до конца. Да и стремно было.


На гребне Мусы-Ачитара
Вернулись и пошли по гребню в другую сторону. Прошли канатку и поднялись на вершину Мусса-Ачитара (или как она там называется). Небо снова затянуло, а еще хотелось съездить в Домбай-Ульген.

Спустились к канатке, взяли байки и с понтом покатились вниз. Я снимал на камеру Юрин старт, но как только он скрылся за поворотом, тётеньки закричали, что он упал. Подъезжаю – и, правда, лежит. Даунхилл оказался для нас неожиданным препятствием. Сначала спускались по тракторной дороге, а у верхней станции фуникулера выехали на пробитую трассу даунхила.

От спуска абсолютно никакого удовольствия не получили. Особенно на трассе. Медленное и печальное сползание со скоростью 10-15 км\ч. В нескольких местах слезали. Например, когда 3-метровый трамплин имеет выкат в деревья.


Домбай
Видимо, тут катались какие-то суперчеловеки. Ну, и железо у них было более для этого подходящее.

Испытав чувство глубокого уважения к даунхильщикам, выехали на дорогу, ведущую от Русской поляны в Домбай-Ульген. Дорога была просто чудовищно грязная, зато простая. По пути вниз попадались какие-то конные экскурсии.

Когда спустились на Русскую поляну, грязь просто отваливалась от всех плоскостей. Решили, что ползти вверх по такой грязище лень. Выпили пива, съели хичин и покатились вниз.

Взяли вещи из камеры хранения, привязали к драндулетам и покатились в Теберду. Дорога от Домбая до Теберды преимущественно вниз. Изначально была идея заночевать в Теберде в гостинице, т.к. автобус у нас был в 6.30, и собирать палатку в темноте не хотелось.


Ночевка под Тебердой
На выезде из заповедника нам порекомендовали некую гостиницу. Когда же мы к ней подъехали, нас окружила толпа детей. Ощущение было странное. Видимо, гостиницу отдали то ли под пионерлагерь, то ли беженцам.

Вскоре появился мужчина, наверное, директор, спросил нас, кто мы да откуда. После чего сказал, что два места они для нас найдут. Честно говоря, желание оставаться в этой гостинице у нас как-то пропало, поэтому, что-то промямлив, мы отправились искать другие варианты.

По пути встретилось еще несколько полуразрушенных гостиниц. Решили, что безопасней всего будет встать палаткой за городом. В полутора километрах от города нашли классное место у подножия горы и рядом с ручьем. Только поставили палатку, как нам снова включили дождь.

День восьмой

Подъем - около пяти, было еще темно. В шесть часов уже были на автостанции и разбирали велосипеды. От бивуака ехали во тьме. В автобус сели без проблем. Был первый погожий день в Домбае. Ехали через Черкесск. Дорога до Черкесска еще ничего, а потом становится совсем скучная - степь да поля.


Пятигорск
В Пятигорск приехали к обеду, вызвав интерес местной милиции и таксистов. Милиция вновь спросила, а не придурки ли мы, что поехали в такую ЖО на великах, а таксистов интересовало ТТХ великов. Собравшись, отправились смотреть самую известную нам ценность Пятигорска – Провал.

Провал расположен у подножия горы Машук и представляет собой дырку в горе со зловонным голубоватым озером. В озеро просачивается сероводород, пузыри которого булькают с очень аппетитным звуком. Дорога к Провалу поднимается круто в гору, и, когда мы проползали нижнюю станцию фуникулера, нас обогнал огромный джип, из которого вылез здоровый дядька. Дядька был в велошмотках и защите. Видимо, главный пятигорский байкер. Сказал, что был одним из организаторов Чемпионата России по горному велосипеду в Домбае. Еще рассказал, что в этом сезоне они ездили через перевал в Адлер. Дядька нас засмущал своими успехами.

После «Провала» пообедали в центре и поехали к горе Юца (Джуца) пытаться полетать на параплане. Это был еще один обязательный пункт в нашей программе. От Пятигорска километров 12-15 нудного подъема. Солнце, впервые за несколько дней, палило нещадно. Дорога узкая, с напряженным движением. В общем, езда без всякого удовольствия.


Подготовка к полету
На въезде в село Юца повернули налево, спустились вниз по улице и перешли вброд реку. Попытались искупаться, но сделать это оказалось непросто: уж больно речушка мелкая. Дальше дорога ползет на гору по полям. Навстречу попадались брички. К 5-ти часам мы уже были у лагеря парапланеристов. Сразу же нашли пилота, готового нас покатать. Удовольствие стоит 500 рублей, хотя, наверное, стоило поторговаться.


Люди-комары
Через полчасика мы уже ползли в гору для старта. Пилотом оказался юноша Миша. Катались минут по 20-30.Общее ощущение какое-то неоднозначное. Вроде и страшно, но такого мощного восторга как от парашюта нет... Миша даже давал порулить. Утром проходили какие-то соревнования среди юниоров.

Под вечер небо уже просто кишело куполами. Дельтадром неплохо обустроен: есть и вода, и газ, и туалет, и кафе. И все это удовольствие за 20 рублей с палатки. Вечер провели в открытом кафе в обществе пилота Миши. Несколько смущало то, что все вокруг пили дюшес, а не пиво, как мы. В палаточном лагере горели костры, вокруг которых сидели компании, которые пели и пили. Через весь ночной небосвод растянулся Млечный путь.

День девятый

Встали в 6 утра. Вылезли из палатки, и нам открылся весь Главный Кавказский Хребет, подсвеченный розовым. Картина просто завораживающая. Вскоре этот чудный вид растаял - термики подняли пыль.


Спуск с Юцы. Вдали виден Эльбрус
Собрались и поехали. До Пятигорска доехали за 40 минут – неожиданно быстро. Оставалась масса времени, и мы поехали смотреть место дуэли Лермонтова, расположенное в красивом парке на выезде из города. Оттуда за час, под горку, скатились в Минводы. Время, всё равно, ещё было, поэтому решили прокатиться, посмотреть город.

Центральная улица - симпатичный бульвар, чем-то напоминающий пятигорский, который заканчивается рыночной площадью. На площади стоят слепые и поют, грузный армянин давит семечки, стоит бочка с квасом. Все неторопливо и мило. За рынком поворачиваем налево, выезжаем на дорогу в аэропорт. На трассе покупаем вино и воду. Еще двадцать минут - и мы в аэропорту.

На площади аэропорта мы оказались за три часа до самолета. Пьем вино, дожигаем газ, неторопливо разбираем велосипеды. На взвешивании оказалось, что у нас вес груза больше, чем на пути туда - явный бред. Дали 500 рублей без квитанции. В самолете опять не наливали.

Прилетели в Домодедово - оказалось, что Юре повредили одну велосумку. После бесконечных бумажек и препирательств аэропорт согласился выплатить какую-то компенсацию. Путешествие окончилось, и поэтому стало немного грустно. Мы едем в аэроэкспрессе и молчим, глядя на среднерусский пейзаж через окно вагона. Что ж. Скоро нас ждут новые маршруты.

Послесловие

В целом маршрут оказался безопасный. Причем на дорогах Карачаево-Черкесии мы чувствовали себя в большей безопасности. Водители там пропускали нас почти всегда. Обязательно надо с собой таскать запас воды, а вещи хранить в гермомешках. Еще очень не хватало сумки на руль для фотоаппарата и прочих мелочей. Я не сделал многих фотографий только потому, что было лень распаковывать все в поисках фотика.

Ехать в Домбай через Черкесск смысла нет: дорога очень скучная. Возможно, кому-то может показаться, что мы были подготовленными спортсменами. Это не так, хоть нас за них и принимали на протяжении всего маршрута. Возможно, кому-то покажется странным неорганизованность предприятия, но мы решили, что чем все будет более непредсказуемым, тем лучше.

Каждый вечер я смотрю в атлас. Ладога? Дальний восток?


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2017 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100