Автор: Денис Гриненко, Санкт-Петербург

Хибины 2010

Вообще идея сходить в Хибины в одиночный поход жила в моей голове ещё с прошлого года, но точно я ничего не мог планировать, т.к. только недавно поменял работу и гарантий на отпуск в нужное мне время не было. Но как-то все сначала хорошо пошло,и я мог рассчитывать на первую половину июля, причём это кроме основного отпуска, который по графику у меня шёл в августе. До момента отъезда ещё несколько раз все попадало под вопрос из-за больничных и прочих форс-мажорах моих коллег, но в итоге 30-го июня утром я успешно сел на поезд и отчалил в Апатиты. Радости моей тогда не было предела.

В одиночных путешествиях есть какой-то свой сок. Это очень сложно описать словами и невозможно ощутить в окружении других людей. В зависимости от длительности проведения начинаешь с каждым днем мыслить иначе, обращаешь внимание на ранее пустяковые вещи, делаешь твёрдые решения, находишься в абсолютном спокойствии в сложной ситуации. Но наступает это не сразу, а после преодоления определённого психологического барьера, границы которого у разных людей определяются разными промежутками времени. Лично моё мнение, что чем больше человек готовился к факту нахождения в одиночестве, тем раньше проходит психологический дискомфорт по этому поводу. Например, при факторе внезапности и отсутствии данных о месте нахождения, обычно люди теряют самообладание вовсе, что чаще всего приводит к гибели или несчастному случаю. Но моё путешествие было подготовлено заранее почти до мелочей. Плюс хорошее знание района,позволило преодолеть этот барьер уже к ночи первого дня. Да и совсем одиночного "забега" тоже не получилось. Ну здесь уже ничего не поделаешь, Хибины один из самых посещаемых туристических районов, и чтоб устроить железно одиночный поход, надо либо в межсезонье приезжать либо перемещаться в камуфляже и только в условиях ограниченной видимости. Ну а теперь обо всем по-порядку.

Поезд как всегда порадовал жарой и не открывающимся окном "аварийный выход". Хотя ехалось довольно нормально. Целый вагон моряков, отбывающих в Мурманск, поддерживали более-менее весёлую обстановку на протяжении всего пути, и время как-то само собой быстро пролетело. Напрягала только вечно пасмурно-предгрозовая душная погода за окном, и та, что прогнозировали синоптики на ближайшую неделю. В Апатитах выходил под дождём. Быстро нашёл машину и отправился к озеру Малый Вудъявр. Когда приехал, дождь закончился, позволив мне нормально до конца упаковать свой маленький рюкзак и отправиться в пеший путь.

С рюкзаком тоже отдельная история.. 70 литров. Наверное каждому знакомо ощущение, когда вот уже под завязку все упакуешь, и вдруг находишь ещё пару забытых предметов огромного объёма, которые ну уже никак нереально туда впихнуть. И приходится либо от чего-то отказываться либо вешать снаружи рюкзака, что иногда крайне неудобно и проблематично, как например было у меня с фотоаппаратом. Кофр с камерой и 2-мя объективами я вёз в пакете вместе с трекинговыми ботами, но если перед пешим выходом ботинки я одел на себя, то с фотоаппаратом все было не так просто. Сначала я подвесил его к рюкзаку, но шанс расплющить все содержимое чехла при падении, не давал мне покоя весь первый день пути. В первую же ночь пришлось заново обдумывать стратегию упаковки рюкзака и чудесным способом уместить его на самый верх под стяжки клапана. Этот способ был гораздо удобнее и гарантировал что тяжеленный рюкзак не повредит ничего внутри при опрокидывании. Для первого дня я планировал перевалить через Рамзая и на месте определиться с дальнейшим маршрутом. Еще один плюс "одиночного плавания" это выбор маршрута. Решаешь только ты сам. В мои планы входило озеро Гольцовое, куда я хотел добраться к середине всего отведённого времени, походив по тропам и перевалам западной части Хибинского массива. Я даже успешно зарегистрировался в Кировском МЧС, хотя многие говорили что если уж идёшь один, то и лучше не звонить туда, т.к одиночек они очень недолюбливают. Но все было нормально. И одиночек в то время было тоже полно.

Погода резко стала меняться. Пасмурное небо очистилось и выглянуло солнце. Вскоре вообще распогодилось. Стало жарко и душно. Первый прогноз синоптиков сбылся полностью. Вечером ожидалась гроза.

Во время подъёма на перевал, ко мне в голову стали лезть всякие тяжёлые мысли. Вот тут уже начиналась лёгкая депрессия. Казалось что очень зря я пошёл один. Были мысли завтра же выйти к ближайшей станции и уехать домой. Погода портилась. Стали лезть чёрные тучи. На спуске с перевала я очень долго сидел и думал. Думал обо всем. Очень неплохо добавила беспокойства записка снятая на перевале Рамзая. Дело в том, что она была 10-ти дневной давности(оставлена 21-го июня группой из Киева), и мысли что тут совсем никого нет, сразу повалили в кучу итак моё депрессивное настроение. Казалось бы самый проходимый перевал и такая старая записка. В прошлом году я слышал что по три-четыре штуки менялось за день и группы лезли с двух сторон одновременно.

Оставаться долго под перевалом не хотелось и я двинулся в цирк Петрелиусов. Планировал там заночевать и, при удачных обстоятельствах, двинуться дальше в долину одноимённого ручья через один из этих перевалов. Пока искал место для стоянки, небо стало раскатывать громом и сверкать молниями. Несколькими минутами позже полило так, что за 3 минуты установки палатки я промок до нитки, да ещё и притащил в палатку кучу воды с мокрой одеждой. Через 40 мин дождь притих, и вскоре закончился вовсе.

Погода оставалась пасмурной. Я приготовил ужин. Оставшийся вечер я скоротал за горячим чаем, сидя на улице и любуясь красивейшим местом, которое очень полюбилось мне еще с прошлогоднего похода. Была тишина. Величие и одновременное спокойствие гор,так непривычно удивляло меня после года, проведённого в самом центре индустриального муравейника. Спокойный шум ручья, стекающего в озеро, нельзя было сравнить с постоянным шумом города. Это был другой шум. На следующий день я запишу в своем дневнике, что неоднократно слышал и голоса людей и их крики. И даже стук о камни трекинговых палок, но все это было содержимым одного лишь звука ручья, доносимого ко мне разными порывами ветра. Я выбегал из палатки, что бы удостовериться что мне не послышалось, долго всматривался вокруг. Но так никого и не увидел.

В тот день, перед стоянкой, меня порадовала небольшая находка. На холме, между цирком Петрелиусов и долиной Малой Белой, я заметил торчащую из земли ленту с металлическим фрагментом. Потянул за нее и это оказались наручные часы. Судя по окислу на корпусе, они там лежали либо с весны либо с прошлого года ещё. Но моему удивлению не было предела,когда я заметил что они ходят, и более того отстают всего на семь минут. Этот девайс сопровождал меня все время, оставив собой чёткое очертание на фоне загара рук. Очень удобные и хорошие часы. Лёгкий вес и матерчатый ремешок не доставлял никакого дискомфорта в процессе их ношения. Если вдруг их хозяин случайно наткнётся на этот текст и узнает в них свои, то достаточно написать мне в сообщении об этом, с указанием надписи на циферблате, и они сразу отправятся к их законному владельцу. Тем временем я уже собирался спать. Мне удалось более-менее просушить палатку и некоторые вещи. Сделав несколько записей в свой дневник, я крепко уснул. Ложился с надеждами на завтрашний день. Хотел многое сделать. Депрессия ушла. И это очень важный момент. Он наверное был ключевым во всем завтрашнем и последующих днях. Впрочем спать мне долго не пришлось...

Ближе к утру я проснулся от какого-то грохота. Позже понимаю что это громыхал ослабший тент палатки от сильного ветра. Выхожу исправлять ситуацию на улицу. Честно говоря то что я увидел вокруг палатки меня как восхитило, так и напугало сразу с одинаковой силой. Огромные облака проплывали прямо через перевалы с большой скоростью.Среди них на секунды иногда можно было проглядеть голубое небо. Был очень сильный ветер с резкими и внезапными порывами. Я усилил крепление палатки большими камнями, заново натянул оттяжки тента. Дождя не было, но мокло все и сразу. Пробежавшись вокруг с фотоаппаратом я закутался в спальник и попытался уснуть.

Проснулся я уже от того, что палатку просто кладёт набок сильнейшими порывами. Держа палатку всем телом я просидел так несколько часов с небольшими перерывами. Определив, что ветер преимущественно задувает со стороны зап.Петрелиуса, я решил сделать ветрозащитную стенку из камней. Стенку делал долго, но сделал очень добротную. Закон подлости тоже никто не отменял. Через час ветер изменил направление на восточный и стенку пришлось переделывать. Погода не менялась совсем. Лишь только дождь иногда начинался противно стуча мелкими каплями по натянутому тенту палатки.

Каждый час я делал запись в дневнике. Ничего не менялось до 2ух часов ночи. Все это время я периодически держал спиной каркас палатки, иногда выходил на улицу.Иногда грел чай. На маленьких озёрах в цирке были настоящие волны. С них в мою сторону сдувало мелкую водяную пыль. В 3 часа ночи я безуспешно лёг спать. Надпись в моем дневнике меня до сих пор улыбает при перечитывании:

03:00_ "....Если палатку сломает порывом ветра, я буду вынужден бросить её здесь, и уходить из гор кратчайшим путём до ст.Хибины через долину реки М.Белая."

Вот так вот все для меня было серьёзно на тот момент... :)
Но палатку бросать мне не пришлось. Собственно и погода лучше не становилась. В 5 утра я просто решил что устал и надо уходить. Но не совсем уходить, а просто спуститься по малой Белой до зоны леса, и спокойно отоспаться там. Без ветра, каменных стенок и прочей надоевшей ерунды. Я быстро собрался и двинулся в путь. Стоит так же заметить что было очень холодно. Температура так сильно упала, что пришлось одеть почти все тёплые вещи.

Уже на подходе к истоку реки под перевалом Рамзая, я заметил что погода здесь совершенно другая, нежели в моем последнем месте обитания. Как минимум не было ветра и это уже в корне меняло ситуацию. Можно было поставить лагерь там и поспать, но бодрое настроение давало мне возможность прогуляться и насладиться красотой утренней долины. Я двинулся вниз по реке. По дороге решил, что продолжу свой маршрут вверх по ручью Ферсмана, а дальше посмотрю по погоде.

Продолжение следует....

Читайте так же:

Хибины 2009

Не был, но ностальгию ощутил

В Хибинах бывать не довелось, но по фото очень смахивает на Приполярный Урал. Я тоже не люблю большим кагалом ездить, уж слишком человек существо эгоистичное. А вот вдвоём с другом - в самый раз. Так вот, из своего опыт прогулок, не совсем понял: зачем было сидеть на подходе к перевалу три дня? Если отдыхательный маршрут - согласен. А так - очень неразумная трата времени. Тем более, что маршрут знакомый. Но фотки - люкс! Если не против, выходи на связь и я их в журнале печатну. Мой vsherbanuk@mail.ru