Руководитель: М.Голубев, г.Москва

Отчет о горном путешествии 2 с эл. 3 к.с. по З. и Ц.Кавказу в августе 2004 г. Часть 2 из 2

Продолжение. Начало здесь

11 августа. День 11

Пос. Терскол - Приют 11

Утром-днем обычным путем добираемся до Приюта 11: "Газель" до Азау, вагончики до станции Мир, одно-кресельная канатная дорога до "Бочек" (3780 м), час пешком по следам ратрака до Приюта 11 (4100 м). С трудом отыскиваем более-менее защищенные от ветра "площадки" на снегу, равняем снег, ставимся (рядом с деревянным приютом в 100 м выше от руин старого). Погода не предвещает ничего хорошего, отвратительная облачность.

Пройдено 1,5 км, набор высоты 320 м, ходовое время 1 ч.

12 августа. День 12

Вынужденная дневка

Ночью и днем шел снег. Сильный ветер, видимость 5-20 м. Вечером незначительное прояснение. Палатки засыпало наполовину, откапываемся. Засыпало неосторожно оставленные продукты, откапываем и их. Снег мокрый, настроение не лучшее. Освободился деревянный приют (вниз ушла большая группа иностранцев), готовим за столом в домике, там же сушим промокшие вещи. Четверо из пятерых решают ночевать в домике (матрасы и подушки на нарах, главное, нет ветра).

13 августа. День 13. Эльбрус Запданый (2А альп., 5642 м)

Приют 11 - Эльбрус Западный - Приют 11

Подъем в 2:00, выход в 3:20.

Небо звездное, значит можно попытаться взойти на Эльбрус.

В связи со спецификой Эльбруса здесь не будет описан маршрут восхождения на него. Скажем лишь, что если погода нормальная, то есть не идет снег и ветер поземкой не заметает следы, то найти путь до Западной вершины не составит труда - десятки человек ежедневно протаптывают целую дорогу. Если же следы по какой-то причине заметает, а тем более, если заметает вешки (они проставлены через каждые 30-50 м от скал Пастухова до вершины), а бывает и такое, то восхождение следует немедленно прекратить. Также надо возвращаться назад при первых признаках ухудшения погоды: появления сначала легкого облачка-"перышка" над вершинами Эльбруса, которое очень быстро начинает расти и опускаться. В случае же, если такое облачко висело ночью, а утром не увеличивается, в принципе, есть шанс, и идти можно.

Другая специфика Эльбруса - низкая температура и почти всегда сильный, до ураганного даже в ясную погоду, ветер. Нужна одежда с расчетом на -15 с сильным ветром, особое внимание надо уделить обуви (должно быть два шерстяных носка и сухие ботинки), перчаткам и шапке.

И еще одна особенность - высота. В аптечке надо иметь анальгин, цитрамон, глюкозу, аскорбиновую кислоту, лекарства "от живота", а также леденцы для горла.

Начинаем восхождение на Эльбрус по классическому маршруту - через скалы Пастухова траверсом по "косой полке" на Седловину, и далее на предвершинное плато Западной вершины с выходом на пик главной вершины в конце плато. В 10:40 первый вышел на вершину (на Седловине на ожидание отстающих потратил 2 часа), последний взошел в 12 часов. На обратном пути собираемся все вместе на Седловине и далее спускаемся по пути подъема, последний следит, чтобы никто не отстал.

Необходимое личное снаряжение: ледоруб, кошки. Из общественного можно рекомендовать 1 веревку на группу, каждому беседку и ледобур, хотя мы этого не брали.

Погода в течение дня: с утра на высоте 3000-3500 м - сплошная пелена облачности, постепенно поднимающаяся (к 15 часам до 4700 м). Удивительно безветренно (относительно), и на солнце даже жарко (!). На вершине мы разделись до поларовой кофты с ветровкой. Но это исключение из правила. К моменту выхода на вершину сплошная облачность поднялась до высоты 4500 м и видны были только самые верхушки вершин Коштантау, Дыхтау, Безенгийской стены, Ушбы, Донгуз-Оруна. На спуске в облаках видимость 50-100 м, снега и ветра нет. Идем по следам, которые приводят к Приюту 11. Спускались с вершины около 3-3,5 часов.

Западная вершина Эльбруса классифицирована как альпинистская 2А ледово-снежная (за высоту и протяженность).

Фото 44. 13 августа 2004 г. на Западной вершине Эльбруса:
Голубев М.В., Шевырев Н.Н., Миронов С.В. и Голубев В.В.

Фото 45. 13 августа 2004 г. на Западной вершине Эльбруса Комиссаров Я.Л.

14 августа. День 14

Приют 11 - Пос. Терскол - подход под пик Чегет

Утром высыпаемся, любуемся красивейшим рассветом, завтракаем, вырубаем палатки из смерзшегося снега, собираемся и спускаемся к станции Мир (3480 м). Далее на вагончиках, а затем на "Газели" доезжаем до Терскола. Закупаем продукты и даже не помывшись выходим к поляне Чегет, спеша успеть до остановки (в 15:30) канатной дороги на склонах г. Чегет. Поднявшись на двух очередях канатной дороги до станции Кьюн (3040 м), идем по тропе траверсом с небольшим набором высоты в сторону ущелья Медвежье. За 1 переход (40-50 минут) выходим на хорошую обзорную точку на водоразделе (фото 46, 47). В сторону пика Чегет, скрытого гребнем, открываются склоны горы со снежником в форме "человечка" (фото 48). Чуть левее и выше "головы" - хорошие стоянки под 2-3 палатки. Снежник до августа неразличим среди других снежников, и ориентиром служат вершина в гребне над ним и перевал правее нее. Дальше вершинки на гребне тоже есть стоянки, но они на открытом гребне, со всеми вытекающими аэродинамическими проблемами. Стоянки у "головы" "человечка" находятся в небольшом понижении среди крупнокаменной осыпи, неплохая защита от ветра и очень уютно. Вода из снега. Высота около 3300 м. Путь от кругозора к ночевкам: сначала траверс направо по широкой полке под отвесной гладкой стенкой, затем спуск вправо-вниз по простым разрушенным скалам и осыпным полкам, далее траверс по крупнокаменной осыпи до снежника-"человечка". Этот путь занял 30 минут.

Ставить палатки на кругозоре (площадки там есть) не рекомендуется, поскольку через него проходит тропа на тренировочную вершину в гребне Чегета, днем много людей.

Пограничники с 2003 года ушли с Чегета и контролируют только Медвежье ущелье и далее ближе к Грузии, поэтому пропуск не нужен. Вечером собираем штурмовые рюкзаки и перекус.

Пройдено пешком 5 км, сброс высоты пешком 700 м, набор высоты пешком 260 м.

Фото 46. Вид с г. Итколбаши на Терскол
и массив Чегет. Отмечен путь подъема до кругозора

Фото 47. Вид с г. Малый Когутай на Чегет.
Отмечен путь подъема до кругозора

Фото 48. Вид с кругозора на снежник-«человечек» под гребнем пика Чегет.
Сам пик скрыт незначительной вершиной в гребне

15 августа. День 15. пик Чегет (1Б альп., 3769 м)

Ночевки под пиком Чегет - пик Чегет - ночевки под пиком Чегет

Подъем в 4:00, выход в 6:00. Погода: безоблачно, на вершине ветер.

От ночевок идем прямо вверх на гребень и по гребню выходим на вершинку (фото 48). От ночевок 30 минут (последний - 60 мин (проблема с животом, даем лекарства). Вид с вершинки на дальнейший гребень и сам пик Чегет - на фото 49

Фото 49. Вид с вершинки над ночевками на пик Чегет

Перед главной вершинной башней - огромный "палец". На фото 50 - вид на предвершинную часть гребня с севера.

Проходим еще 10 минут по гребню (элементы простого лазания, иногда обходим по снежнику справа, где снег широкий и пологий) до осыпной седловинки, посередине которой - отдельно стоящий жандарм (фото 50, 51, 52). Здесь есть площадки под палатки, но в непогоду (да и при нас, в хорошую погоду) дует очень сильно. Вода только в снежнике.

Надеваем системы и начинаем спуск влево по ходу, на юг, в обход дальнейшего гребня и спускающихся с него контрфорсов, поскольку все это через 300 м становится непроходимым.

Фото 50. Вид с севера на предвершинный гребень пика Чегет

Фото 51. Вид с осыпной седловины
в гребне пика Чегет на восток. Стрелкой отмечена
вершинка над ночевками

Фото 52. Вид с вершинки над ночевками на пик Чегет.
Стрелкой указан отдельно стоящий жандарм на осыпной седловине — начало спуска в обход гребня

Спуск чем-то напоминает спуск с перевала Дырявый (см. 6 августа). Придерживаясь направления вправо-вниз, по системе осыпных кулуаров (до 40 градусов, движение плотной группой или перебежками по одному) и полок выходим на осыпной склон, местами осыпь "живая". Крупные выступы бараньих лбов обходим снизу или сверху. Скоро открывается путь до седловины между огромным "пальцем" и вершинной башней. Поднимаемся под "палец" и по одной из полок траверсируем к осыпи под вершиной. В одном месте пришлось провесить горизонтальные перила, т.к. полка стала очень узкой и начала нависать над 2-3-метровым отвесом. Закрепляли веревку на крючьях, промежуточные точки каждые 4-5 м тоже на крючьях. Далее по осыпи (35 градусов), держась вплотную к монолитным скалам большого "пальца", выходим на седловину между ним и вершинной башней (фото 53).

Фото 53. Вид из-под вершинной башни пика Чегет на путь
от осыпной седловины до седловины между вершинной башней и большим «пальцем»
(он на переднем плане)

Вид с седловины между большим "пальцем" и вершинной башней на последнюю - на фото 54.

Фото 54. Вершинная башня пика Чегет с седловины между ней и большим «пальцем». Окружностями отмечены люди

По турьим тропам по осыпи идем по направлению к отдельно стоящему слева от вершины "пальцу" высотой около 10 м. Далее есть два варианта пути: простой, о котором мы еще не знали, а узнаем лишь на спуске, и тот, которым пошли мы: от "пальца" прямо по гребню к вершине. Подробно останавливаться на нашем пути не будем. Можно лишь отметить, что пролегал он сначала по наклонным плитам крутизной 50-60 градусов, крючья каждые 2-3 метра, а затем по узким полочкам (скорее зацепкам шириной меньше стопы) по сторонам от очень острого гребня. Крючья также каждые 2-3 метра, закладывание веревки за элементы рельефа. В итоге от пальца до вершины провесили две веревки по 20 м. Первый шел с нижней страховкой, средние по перилам, последний с верхней страховкой. По количеству забитых крючьев, полученных впечатлений и адреналина оцениваем пройденный маршрут в 2Б альп.

А теперь о правильном маршруте, который действительно 1Б. От "пальца" (обойти его можно с обеих сторон без страховки) левее башни (фото 54) открывается вид на западный гребень, в котором под вершинной башней тоже есть свой "палец" высотой метров 5. По полкам над крутыми осыпными кулуарами с небольшим набором высоты до него 1 веревка (40-50 м). Налегке и с большой осторожностью можно пройти без страховки (как мы и сделали на обратном пути). От этого, второго, "пальца" видна сама вершина, в полуметре под которой ярко-белая кварцевая жила. Около жилы слева - монолитный камень, за который закреплена старая, но надежная петля. От второго "пальца" до вершины - 20 м более простых скал, чем на пути нашего подъема, хорошие зацепки и трещины для крючьев. Вид от второго "пальца" на вершину - на фото 55.

Фото 55. Вид от второго «пальца»
на западном гребне пика Чегет на саму вершину (на ней люди)

На вершину мы вышли в 12 часов. Вершина представляет собой выпуклую площадку шириной 4-5 м из крупных камней может разместиться группа из 10-15 человек. Открываются великолепные виды на весь Эльбрус от основания до вершин, на Ушбу, Шхельду, Донгуз-Орун, на ледопад на леднике под перевалом Медвежий, на Западный Кавказ, плато Хотютау и многое другое. Погода абсолютно безоблачная, перекусываем, фотографируемся и любуемся видами целых 2 часа.

Сняли записку группы 3 человек 09.08.2004 (состав и город неизвестны). В некоторых источниках вершина носит название Малый Донгуз-Орун. Высота 3769 м.

Спуск до седловины между вершинной башней и огромным "пальцем" осуществляем по "правильному" пути: сначала 20 м дюльфера на запад к одному "пальцу", от него без страховки по полкам на юг к другому "пальцу", от которого дальнейший путь к ночевкам совпадает с путем подъема. Пройти к ночевкам по осыпным склонам, минуя гребень и вершинку, нельзя, т.к. от этой вершинки вниз до просматривающихся обрывов в Медвежье ущелье идет мощный контрфорс с 50-100-м обрывами.

По пути к вершине каждые 50 м мы складывали турики, по которым легко нашли проход среди кулуаров и полок от осыпных склонов до осыпной седловины с отдельным жандармом, что на фото 52.

К ночевкам не спешили, на осыпной седловине сняли системы, на вершинке над ночевками долго отдыхали и любовались Эльбрусом в предвечернем освещении. К палаткам вернулись в 17 часов.

В быстром темпе, без проблем со здоровьем (участник медленно шел первую половину подъема) и, главное, зная путь подъема на вершинную башню, а также не задерживаясь на вершине, восхождение от места наших ночевок можно сделать за 6-7 часов (у нас ушло 11, включая 2 часа отдыха на вершине и 30 минут отдыха на вершинке над ночевками). В этом случае, если рано выйти на восхождение, можно успеть собрать лагерь и спуститься к станции Кьюн до ее закрытия в 15:30 и в тот же день быть внизу.

Надо сказать, что бОльшая часть пути (все осыпные склоны) еще в середине июля была под снегом, поэтому ранним утром до середины лета понадобятся кошки.

Необходимое снаряжение: 1 веревка на связку, на группу 2 молотка, крючья 5-10 шт., закладные элементы, 3 петлевые веревки по 4-5 м, расходная веревка 10 м, личное - каска, ледоруб, страховочная система, карабины, восьмерка, желательно жумар.

Вершина понравилась отличной панорамой и настоящей скальной работой на вершинной башне. Запомнились очень интересные "пальцы" по сторонам от вершины. Из недостатков - только протяженные, сильно изматывающие осыпные склоны на пути обхода участка гребня между огромным жандармом и осыпной седловиной.

Пройдено 4,5 км, набор высоты 470 м, сброс высоты 470 м, ходовое время около 7 часов.

16 августа. День 16

Ночевки под пиком Чегет - пос. Терскол - ночевки под г. Малый Когутай

Утром собираем лагерь и по пути подъема приходим на станцию Кьюн. Канатную дорогу включили в 11 часов (обычно в 10, поэтому ждем час). Доезжаем до поляны Чегет и идем в Терскол. Моемся, закупаем продукты и в 16 часов выходим на ночевки под следующей вершиной - г. Малый Когутай (3750 м) (фото 56).

Фото 56. Вершины Большой (слева) и Малый Когутай из Терскола

От поселка Терскол доходим до поляны Чегет (путь указан на фото 46). От поляны, проходя кафе, идем по грунтовой дороге по левому берегу реки Донгуз-Орун до мостика, после которого хорошо набитая тропа идет по сосновому лесу, а затем березовому криволесью до альпийских лугов. После леса открывается вид на язык ледника Когутай. Идем по направлению к нему, обходя справа по ходу древние бараньи лбы с водопадами. Поднявшись выше этих лбов, заходим на них и среди гряд древних боковых морен ищем площадки (фото 57).

Фото 57. Вид на Когутаи и Донгуз-Орун с г. Итколбаши

Расчет ходового времени: от Терскола до мостика 30 минут, далее 3 перехода: 30, 30 и 20 минут до ночевок. Успеваем засветло поставить палатки, но ужинаем уже в темноте.

Погода в течение дня безоблачная, к вечеру над Эльбрусом появилось "перо", снизу наползает туман. Высота около 2700 м.

Пройдено 4 км, сброс высоты 260 м, набор высоты 650 м. Ходовое время 3 часа.

17 августа. День 17. г. Малый Когутай (1Б альп., 3750 м)

Ночевки под г. Малый Когутай - г. Малый Когутай - ночевки под г. Малый Когутай

Подъем в 4:00-4:30, выход в 7:00. Погода: в 5 утра гроза, дождь. К 7 утра прояснение, до вечера без осадков, обычная облачность, вечером туман.

Не смотря на явную непогоду (с утра дождь) на всякий случай все равно готовим завтрак. К 6 утра все готово к выходу. Лежим в палатках и ждем. И вот везение: к 7 утра облачность раздувает, дождик прекращается, и местами горы освещает солнце. Выходим.

За 1 ч. 40 мин. ходового времени, в 9:30 поднимаемся на пик Иосифа Кахиани (3367 м). Путь подъема указан на фото 58.

Фото 58

С пика открывается вид на весь дальнейший путь до вершины Малый Когутай.

От пика Кахиани по очень живописному гребню, обходя жандармы слева по ходу, за 40 минут выходим на перевал между пиком и вершиной Большой Когутай - место, где закрытый ледник вплотную подходит к гребню.

Путь подъема от перевала на вершину Малого Когутая показан на фото 59, 60.

На перевале надеваем системы, связываемся. По пологому закрытому леднику подходим под начало крутого снежного склона, перегороженного крупным бергшрундом.

Путь от начала крутого подъема до вершины указан на фото 60. Ниже бергшрунда траверсируем вправо и переходим бергшрунд в месте, где он скрыт под снегом, ближе к скалам. Дальнейшее движение - по возможности по скалам, но часто они непроходимы, и идем по снегу. Снег мягкий, проваливаемся по колено и по пояс, что хоть и неприятно, зато безопасно, срыв менее вероятен. Крутизна на большей части пути - 30-40 градусов, но отдельные участки снега - 45-50 градусов, попеременная страховка. Последние 10 м перед вершиной - пологая крупнокаменная сыпуха. Путь от перевала между Большим Когутаем и пиком Кахиани до вершины Малого Когутая занял 2 часа. Маршрут классифицирован 1Б альп. к.с., ледово-снежная.

Фото 59. Вид с пика Кахиани на Когутаи

Фото 60. Вершина Малый Когутай

Вершина просторная. Сняли записку группы из Польши (рук. Б. Скорка, 3 чел., г. Вроцлав) от 31.07.2004. С вершины открывается отличный вид на Большой Когутай (фото 61), на Ушбу, на гремящую лавинами от ледовых обвалов северо-восточную стену Донгуз-Оруна, на ущелья Дорнгуз-Орун, Меджвежье и, конечно, Баксанское. Также виден Эльбрус от подножия до вершин и отрог Терсколак-Сарыколбашитерсак. Отдыхаем, перекусываем, фотографируемся в течение 2 часов.

В 15:20 начинаем спуск по пути подъема. За 3 часа (2,5 ходовых) спустились к палаткам.

Вершина Малый Когутай стала заключительным аккордом похода, и в то же время одним из самых ярких и запоминающихся моментов. Прекрасная панорама, крутые снежные склоны, живописный гребень, зияющие трещины - наряду с Большим Когутаем можно назвать Малый очень интересной вершиной.

Восхождение на оба Когутая можно также совершить с ночевок в восточном цирке Большого Когутая, путь туда идет от поляны Нарзанов в Баксанском ущелье. На Большой Когутай подъема с перемычки между ним и пиком Кахиани нет - гребень изобилует отвестными стенками и жандармами, идти надо через вершину Баксан в восточном гребне Большого Когутая. С упомянутых ночевок в восточном цирке несложно подняться и на перемычку между Б. Когутаем и пиком Кахиани, и далее идти на Малый Когутай по пути нашего подъема.

Фото 61. Вид с вершины Малого Когутая на Большой Когутай

Пройдено 8 км, набор высоты 1050 м, сброс высоты 1050 м, ходовое время около 7 часов.

18 августа. День 18

Ночевки под г. Малый Когутай - окрестности ледника Когутай - пос. Терскол

Погода весь день безоблачная, безветренная.

Выспавшись, позавтракав, собираем лагерь. Поскольку спешить некуда (на следующий день поезд), оставляем рюкзаки и устраиваем прогулку по окрестностям ледника Когутай. Подходим к самому языку ледника, любуемся красивым голубым льдом, фотографируемся под отвесной ледовой стенкой, чтобы чувствовались масштабы (фото 62).

От ледника поднимаемся на начало гребня, переходящего выше в начало северо-восточного гребня (4А альп.) вершины Донгуз-Орунбаши.

Замечательный вид на Эльбрус, Терскол и т.д. Спускаемся к рюкзакам, встречаем большую группу туристов из турбазы Терскол. За 50 минут доходим по тропе до мостика через р. Донгуз-Орун, и далее приходим на квартиру в Терсколе. На этом поход заканчивается.

Пройдено 4 км, сброс высоты 575 м, ходовое время около 1,5 ч.

Фото 62. Язык ледника Когутай. Окружностью отмечены люди

19 августа

Доезжаем до Нальчика, где в 15:25 садимся в поезд 41/42 и едем в Москву.

Итоги, выводы, рекомендации

Обе части похода - горно-туристская и альпинистская - пройдены успешно. С начала похода темп движения стремительно увеличивался. Несмотря на два дня вынужденных дневок (одна под перевалом Уллу-Муруджу, вторая у Приюта 11) можно сказать, что с погодой очень повезло. Первая часть маршрута, которую планировалось пройти за 12-13 дней, фактически была пройдена за 9 дней, и это при прохождении вместо перевала Искровцев двух перевалов: Надозёрный и Дырявый. На восхождение на Эльбрус ушло 3,5 дня, что еще не очень много (встреченные нами итальянцы ждали погоду только на Приюте 11 4 дня). Две красивые и интересные вершины - пик Чегет и Малый Когутай - были пройдены каждая за 2 дня, квартира в Терсколе практически не использовалась (там лежали лишние вещи, за 8 дней мы там переночевали 2 раза). Такой высокий темп был возможен благодаря хорошей физической подготовке участников.

Благодаря тому, что первая часть маршрута пролегала в достаточном удалении от ГКХ, пограничников встречали редко. По той же причине между нами и сванами в Грузии всегда были пограничники, и сванской угрозы не было. Проблемы с пограничниками возникли только на Ворошиловских кошах и по нашей вине - в пропуске в маршруте не был указан пос. Терскол, и нас пропускали на перевал Хотютау только радиально. К счастью, удалось убедить их начальство пропустить нас.

Местное население практически не встречали. Чабаны приветливые и доброжелательные. Итоговый набор высоты и километраж похода:

Итоговый набор высоты и километраж похода
набор высоты пройдено км
Домбай-Терскол (горно-тур. часть) 6,3 км 81,7
Терскол (альпин. часть) 4,3 км 41
Итого 10,6 км 122,7

Пройденные препятствия:

Перевалы: 1А - 1, 1Б - 2, 2А - 2.

Вершины: н/к - 2, 1Б альп. - 2, 2А альп. - 1.

Пройденные препятствия
пик Чегет (Малый Донгузорун) 1Б альп. 3769
пик Иосифа Кахиани н/к 3367
г. Малый Когутай 1Б альп. 3750

Записки, снятые с перевалов и вершин

Фото Записка 1. С перевала Уллу-Муруджу

Записка 2. С перевала Надозёрный

Записка 3a. С перевала Дырявый

Записка 3b. С перевала Дырявый

Записка 4. С перевала Джалпаккол Северный

Записка 5. С перевала Хотютау

Записка 6. С вершины пика Чегет (Малый Донгуз-Орун)