Руководитель: А.Сашов, г.Москва

Отчет о горном походе 1 к.с. по Приэльбрусью в мае 2009 г.

Отчёт о горном походе первой категории сложности

по Кавказу (Приэльбрусье) совершенном в мае 2009 года

Маршрутная книжка:

1/3-103 выдана МКК ФСТ ОТМ г. Москвы.

Руководитель:

Сашов Алексей Анатольевич

телефон.:

8-916-682-77-67

эл. почта:

tiems@mail.ru

Проводящая организация

Наименование:

Клуб Туристов при МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра физического воспитания Физкультурно-оздоровительного центра МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Адрес:

Москва, Госпитальная набережная, д.4/2, Спортивный комбинат МГТУ.

Телефон:

263-22-29

Эл.почта:

bmstu_tk@googlegroups com

Сайт:

Справка о совершенном спортивном туристском маршруте

Дисциплина (вид туризма)

Маршрут горный

Название маршрута и его к.с.

Горный, 1 к.с.

Номер маршрутной книжки

1/3-103

Название организации проводившей маршрут* (турклуб, спортклуб, турфирма, учебное заведение и др.) с указанием административно-территориальной принадлежности

Клуб туристов при МГТУ им Н.Э.Баумана, город Москва

Ф.И.О. руководителя маршрута (полностью)

Сашов Алексей Анатольевич

Домашний адрес

111402 г.Москва, Аллея Жемчуговой, 5-3-83

Телефон

8-916-682-77-67

электронный адрес

tiems@mail.ru

Список участников маршрута: Ф,И,О, полностью по алфавиту

Антипов Григорий Олегович

Анцупова Наталья Ивановна

Гордиенко Сергей Иванович

Мартыненко Ольга Сергеевна

Пырикова Светлана Ивановна

Название района проведения маршрута и подробная нитка маршрута с указанием общепринятых характеристик локальных препятствий (высота, к.т., первопрохождение и др.)

Кавказ (Приэльбрусье) г.Кисловодск – пос.Кичи-Балык – т/б Долина Нарзанов – р.Харбас – р.Малка – дол.Джилису – ледн.Джикаугенкёз – пер.Джикаугенкёз (1А, 3572 м) – р.Субаши – р.Мукал – пер.Сылтран (1А, 3441 м) – р.Сылтрансу – пос.Верхний Баксан – г.Нальчик

Сроки проведения маршрута в формате: дд.мм.гг – дд.мм.гг, продолжительность активной части в днях и протяженность

зачетной части маршрута в километрах

02.05.09-10.05.09, 9 дней, 100 км.

Название МКК оформившей допуск группы на маршрут

МКК ФСТ ОТМ

Название МКК рассмотревшей и утвердившей отчет о маршруте

Наличие элементов первопрохождений на маршруте

Нет

Изменение пофамильного или количественного состава участников

Прохождение не заявленных участков маршрута

Прохождение запасных вариантов маршрута

Нет

Прохождение и маршрута вне календарного графика, утвержденного при заявке маршрута в МКК

Использование на маршруте средств передвижения, не оговоренных при утверждении заявленного маршрута в МКК

Наличие несчастных случаев в команде при прохождении маршрута

Краткое техническое описание.

День1 (02 мая 2009 года). В 10.40 прибыли в Кисловодск. Погода хорошая, переменная облачность, +15, ветер южный. Отправили телеграмму в Москву (Рязанскому Н.М.), зарегистрировались у спасателей в Кисловодске (проспект Победы, 24 – возле станции Минутка) и в Терсколе (86638 71489) и на заказанном такси (77777) в 12.40 выехали на юг. В 14.30 выгрузились на дороге, на спуске с плато Шиджатмаз к реке Хасаут. По дороге вниз прошли до моста через Хасаут. На правом берегу турбаза Долина Нарзанов. Встали на ночёвку в 300м ниже турбазы на правом берегу. Вода, дрова. Пройдено 2,5 км. ЧХВ 30 минут.

День 2 (03 мая 2009 года). Утром пасмурно, +10. Выход в 7.46 вверх по дороге на хребет Харбас. Дорога накатанная, бесснежная, но грязная. Временами дождь, морось, видимость до 50м. Подъем на хребет серпантином, по хребту то вверх, то вниз (+-100м), спуск к реке Харбас по правому борту долины притока. В 18.55 спустились к мосту через р.Харбас, перешли на правый берег и встали на ночевку. Вода, дрова. Пройдено 25,7 км. ЧХВ 6ч.11мин.

День 3 (04 мая 2009 года). Утром ясно, заморозки, -1. Выход в 7.35 вверх по дороге, которая идет от моста по распадку на плато. Дорога грязная, местами снежники.

Общее направление – на юг, к Эльбрусу. Вверх-вниз (+-100м) с плавным набором высоты. Чем выше, тем больше снега (по колено). Перед г.Сирх дорога раздваивается: новая уходит на восток серпантином вниз к Малке, старая на юг, наверх, траверсирует склон горы Сирх к перевалу Каяэшик. Следов на ней нет, на склоне она перекрыта снегом и пробита свежими лавинами. Пошли по новой и на первых удобных площадках встали возле снежника в 20.25. Небо затянуло, ветер стих, 0. Пройдено 22,5 км. ЧХВ 5ч.50мин.

День 4 (05 мая 2009 года). Пасмурно, внизу в долине туман, +1. Выход в 7.20 вниз по дороге, серпантином спускающейся к мосту через реку Малка. Спуск занял 40 минут. На правом берегу Малки дорога двумя галсами выводит на террасу (+200 м над рекой) и по ней идет на юг в долину Джилису. От места ночевки до курорта Джилису 9 км. После обеда и купания, в 13.53 вышли в сторону ледника Джикаугенкёз. Общее направление – на юг. Выбор пути неочевиден: тропы петляют, стараемся идти по гребням морен (там меньше снега). В 19.45 встали на ночевку. Высота 3200м. Пасмурно, тихо, -3. Пройдено 16,3 км. ЧХВ 5ч.35мин.

День 5 (06 мая 2009 года). Ночью и утром мокрый снег. Пасмурно, -2. Видимость до 300м. Выход в 7.50 на юг, вверх-вниз по моренам. В 9.20 вышли на ледник Джикаугенкёз возле морены, тянущейся от пика Калицкого. Снег хлопьями, видимость до 800м. Пересекаем ледник в направлении на юго-восток. Тропим 20-25 см, первый в снегоступах. В 11.45 подошли под взлет перевала Джикаугенкёз (1А).

Крутизна до 30-35 градусов, снежный, в правой части видны следы лавин. Поднимаемся по левой части взлета, в лоб, на три такта, под скалы и дальше вдоль них вверх и вправо на седловину, первый в снегоступах. Протяженность взлета до 200м. Снег рыхлый, ступени хорошие. В 12.50 вышли на седловину (широкая, осыпная, тур в центре).

Ветрено.
После обеда, в 14.25 начали спуск в сторону долины Субаши. С седловины ушли наверх на север по гребню и с него траверсом на боковой отрог (осыпь и разрушенные скалы), дальше по снегу (до 20 градусов) вниз в долину. В 16.30 встали на ночевку на террасе на правом берегу Субаши. Высота 3060 м. Сильный ветер сверху долины, построили стенку. Пройдено 10,44км. ЧХВ 3ч.47мин.

День 6 (07 мая 2009 года). Утром солнечно, тихо, -10.

Выход в 8.30 вниз по долине Субаши. Идем по снегу, много старых (зимних) лавинных конусов. Идем вдоль русла, справа морены. Когда они закончились, поднялись на левый берег на дорогу. По ней вниз. Напротив устья долины Мкяры перешли по камням на правый берег Субаши (выше каньона, приблизительно в 500м выше стрелки Мкяры и Субаши. Там обед. Солнечно, просушились. В 14.05 пошли дальше. Небо затянуло полностью, ветер южный, +5. Пошли по левому берегу Мкяры (трава, осыпь, снежники). Подсекли спусковой след из долины Мукала. По нему поднялись в висячую долину Мукала в 15.40. Дальше по левому берегу Мукала вышли на площадки (обвального происхождения) и встали на ночевку в 17.35. Высота 2937м. Пройдено 10,5 км. ЧХВ 3ч.4мин.

День 7 (08 мая 2009 года). Ночью тепло, легкий снежок. Утром переменная облачность, ветерок, 0- -1. Временами снизу наползает облачность. Выход в 5.45 наверх, в сторону перевала Сылтран (1А). Идем, придерживаясь спускового следа. С набором высоты снег стал держать (подмерз), ступени бьются с трудом. Крутизна подъема до 20-25 градусов. В 8.12 вышли на седловину, -2, ясно, тихо. Седловина широкая и длинная, в снегу. Нашли тур с запиской 2006 года, видимо, остальные туры под снегом. Попили чаю.

В 9.55 начали спуск в сторону озера Сылтран, снег немного отпустило, спуск прусским шагом. Крутизна спуска до 20 градусов.
В 10.13 спустились к озеру, дальше по долине ручья, по снегу, вниз до его резкого ухода к правому борту. Дальнейший путь по ручью лавиноопасен (с правого, освещенного солнцем борта долины), поэтому пошли по моренам и курумам левого борта, затем по осыпи и снежникам вниз (до 30 градусов, до 200 м).
В 13.05 спустились на зеленку и остановились на левом берегу (в 500 м выше коша). Переменная облачность, ветерок, иногда снег, +7. Высота 2463м. Пройдено 6,36км. ЧХВ 2ч.46мин.

День 8 (09 мая 2009 года). Полудневка. Переменная облачность, ветерок, +5, временами снег. После обеда, в 15.43 пошли вниз по долине. Троп много, часть перебита селями. В основном, тропа идет правым берегом. Ниже коша (на левом берегу) тропа уходит от реки и, пересекая много лавинных конусов, входит в лес. Дальше на тропе воды нет. В 17.09 встали на ночевку на хороших площадках в лесу. Вода внизу в реке (-110 м по 40-градусному склону). Ниже по тропе есть еще две площадки. Дальше серпантин в поселок. Высота ночевки 1985м. Пройдено 3,13км. ЧХВ 53 мин.

День 9 (10 мая 2009 года). Утром ясно, +2, тихо. Выход в 6.40 вниз по тропе. Она переходит в дорогу и серпантином спускается к поселку Верхний Баксан на дорогу к мосту через Баксан возле погранчасти. Вышли на трассу в 7.15. Сели в заказанную накануне по телефону машину и в Нальчик. Пройдено 2,55км. ЧХВ 30мин.