Автор: Николай Банадлет. Руководитель экспедиции Тулаги-Гималаи

Экспедиция Тулаги-Гималаи. Только факты.

Завершилась экспедиция Тулаги-Гималаи. Цель стоявшая перед спортивным составом экспедиции была очень простая и достаточно амбициозная - восхождение на один из не многочисленных непокоренных семитысячников в Гималаях, вершину Тулаги (7059м), расположенную вблизи Манаслу (8163м). До восхождения было очень мало известно о вершине. Была всего одна попытка японской команды (9 человек) в 2008 году с северо-запада пройти почти двухкилометровую стену являющуюся практически продолжением стены восмитысячника Манаслу (8163м). После трех недель работы на горе в гималайском стиле (провешивая перила и создавая промежуточные лагеря), японцы отступили, не дойдя до конца стены по вертикали примерно 250 метров. По официальной версии - из-за технической сложности и из-за лавин с плато над стеной. «Обломки» японской машины, начиная от снежных якорей и заканчивая короткими веревками, мы находили под горой. Вот практически и все, что было известно нам о горе.

В силу разных причин (спортивные амбиции, финансы) задачу мы «упростили». Пройти стену мы предполагали втроем (Николай Бандалет, Сергей Нилов и Алексей Корочков) и в альпийском стиле. Но это были планы. До предполагаемого места старта, т.е. место базового лагеря нужно еще было дойти. От хорошей тропы наверх мы пробивались 11 часов, имея местного проводника. Весь наш груз несли 8 портеров (носильщиков). Здесь мы начинаем понимать фразу нашего прошлогоднего гида (и кстати нынешнего) в Гималаях: все непокоренные семитысячники в Гималаях или труднодоступны или маршруты на них объективно опасны. В эти места местное население заходит крайне редко из-за какой-то редкой травы растущей здесь. То, по чем мы шли трудно назвать тропой, но, тем не менее, базовый лагерь был разбит на высоте 3750 м. В этом заслуга нашего гида. Я поставил ему задачу, а он ее выполнял. Базовый лагерь японцев 2008 года был существенно ниже нашего. В базовом лагере все время находились два непальца: гид и повар. Проплаченный нами, обязательный офицер связи, в первый и последний раз был замечен нами на брифинге в Министерстве туризма Непала.

После этого мы поставили передовой базовый лагерь на высоте 4000м (одну палатку). Далее, мы занесли часть снаряжения под ледник (4500м), откуда собственно и начинается маршрут. Маршрут в основном, проходил по снегу и льду. Иногда это были обледенелые или засыпанные льдом скалы. В нижней, а иногда в средней части маршрута, проблемой являлось наличие большого количества снега очень причудливой формы, сверху покрытого небольшой коркой и рыхлого внутри. Ночевки каждый раз приходилось вырубать среди льда и снега.
Очень характерным для стены являлось постоянное нарастание ее крутизны. Начиная с высоты 5900 метров до гребня на 6400, преобладал лед крутизной 60-70 градусов, с отдельными участками до 80 градусов. Еще очень интересным является перемещение по льду, по очень узкому крутому ледовому кулуару, между двумя снежными гребнями. Иногда ширина кулуара была только для того, чтобы вошли плечи. Исходя из той информации, которой мы обладали, мы ожидали выхода на плато. Но наши ожидания не подтвердились. После четырех дней работы, мы вышли на длинный гребень (6400м) и внизу увидели огромное плато (6200-6250), обрамленное тремя вершинами: Манаслу (8163м), пик 29 или Нади Чули (7871м), Тулаги (7059м) и собственно гребнем, на который мы вылезли. Утверждение японцев о лавинах с плато выглядело немножко не правдоподобным. На плато нужно было спускаться метров 150-200. Переночевав на плато и подойдя близко к Тулаги, мы приняли решение не делать попытку восхождения. Самый простой северный гребень был очень протяженным и сложным. По умолчанию предполагалось во время прохождения стены, что путь на вершину будет не очень сложным (так, по крайней мере, смотрелось на доступных нам фото и так нам очевидно хотелось). А нам ведь надо еще было спуститься со стены к базовому лагерю. После даже успешного восхождения на вершину, учитывая состояние снега и наше предполагаемое состояние, возвращение в базовый лагерь было бы проблематично. Здесь не было возможности уйти на «классику», встретить кого-то на спуске. Ближайшие люди к нам

находились под стеной: наши гид и повар. Спуск с плато до базового лагеря у нас занял два дня. В основном мы находились выше облаков, погода была все время хорошей. Правда у нас даже днем было очень холодно, а ночью температура опускалась до минус 20 градусов. А вот ниже оказалось, три дня подряд бушевала непогода. Вся нижняя часть маршрута была завалена свежевыпавшим снегом. Аккуратно, иногда вместе с маленькими лавинами, мы спустились до начала маршрута. Здесь нас уже ждали наши непальские друзья. Они по возможности наблюдали нас в бинокль и пришли из базового лагеря и принесли питье - это то, что нам в тот миг больше всего хотелось.

Что ж на этот раз нам не удалось взойти на вершину Тулаги. Положительный итог экспедиции - прохождение почти двухкилометровой гималайской стены в альпийском стиле, полная разведка путей восхождения на вершину Тулаги с плато. Да и само плато - это просто фантастика! Но это потом. Здесь только факты настоящего гималайского приключения. Впечатления и наблюдения позже.