Автор: Л.Пателина, г.Москва

УТП на Алтае летом 2003 г. Часть 1 из 2

Алтай. Северо-Чуйские Белки

Сказка о горном учебно-тренировочном походе второй категории сложности, совершенном в июле-августе 2003 года.

Общие сведения:

Вид туризма - горный.

Категория сложности - вторая.

Район похода – Алтай, Северо-Чуйские Белки.

Количество участников - 13 человек.

Сроки проведения – с 26 июля по 21 августа 2003 года.

Протяженность маршрута – 182 км (с учетом горного рельефа)

Нитка маршрута:

Москва – Барнаул - Чуйский тракт – пос.Чибит - р.Чуя – р.Оройка - пер.Орой (н/к, 2230) – Моховое плато – р.Ештык-Коль – р.Шабага - долина р.Шавла – Нижнее Шавлинское озеро –– долина Правой Шавлы – Большое Шавлинское озеро – Верхнее Шавлинское озеро (базовый лагерь) – пер.Сказка (1А, 2920) - базовый лагерь – ледник Зелинского (ледовые занятия) - базовый лагерь - Большое Шавлинское озеро – р.Левая Шавла – озеро безымянное – ледник Николаева - пер.Юнгур (1Б, 2940) – ледник Николаева - р.Левая Шавла – слияние Левой и Правой Шавлы – Большое Шавлинское озеро - пер.Нижний Шавлинский (3300, 1Б) – ледник Левый Маашей - ледник Центральный Маашей – долина р.Маашей – озеро Маашей – долина р. Чуя – автомобильный мост через р.Чуя –пос.Чибит - Чуйский тракт – Барнаул

Участники:

Александр Николаевич Рентеев (А.Н.) – руководитель группы и начальник школы БТП

Василий Рентеев (Вася, он же Васька) - ремонтник и мастер на все руки

Александр Тарасов (Саша, он же Шурик) –снаряженец и просто хороший человек

Эллина Ковалева (Эля) – хронометр, барометр, альтиметр и термометр в женском обличии

Юлия Иванова (Юля) – правильный завхоз

Андрей Хаустов (Андрей, он же Андрюха) – друг и защитник завхоза, фотограф

Елизавета Левина (Лиза) - незаменимая искательница питательного подножного корма

Захар Ушкин (Зах, он же Захарище) – лось ломовой

Мария Савченко (Маша, она же Маня) – подруга лося ломового

Дарья Савченко (Даша) – родная сестра подруги лося ломового

Андрей Викторов (Андрей, он же Андрюха) – фотограф, снаряженец и радист

Наталья Черкасова (Наташа, она же Наташкин) – добрый доктор Айболит

Марина Пателина (это я) – летописец и сказочница

АЛТАЙ. БЕЛАЯ МГЛА или ЖИЗНЬ БЕЗ СТРАХОВКИ.

Мир всегда остается тем же самым.

Меняется то, каким вы видите мир.

26 – 29 июля 2003г.

дни в поезде

Москва – Барнаул

Поездом уезжала большая часть группы. А самые мобильные, продвинутые и как следствие обременённые работой туристы полетели по небу на серебристых авиалайнерах компании «Сибирь» двумя днями позже. А я люблю поезд и ничего не могу с этим поделать. Ведь это особый, мало с чем сравнимый кайф. Именно в поезде происходит так необходимое в походе сближение группы и налаживание контактов. Особенно если раньше эта группа вместе никуда не ходила. Своеобразное ощущение отдаленности от всего происходящего в цивилизованном мире присутствует непременно.

А добирались до вокзала все с разным шиком и комфортом. Наиболее подсуетившихся довезли на машинах друзья и други из соседних отделений. Другие же стойко переносили все тяготы общественного транспорта и мужественно сносили ворчание пассажиров на безобъёмный баул за спиной. Общий сбор происходил в так называемом «грязном» углу Казанского вокзала. Для тех, кто не знает – выходите на перроны дальнего следования и резко налево, в угол здания. Стекаясь со всех концов Москвы, туристы медленно, но верно заполняли свободное пространство вокзала. Народу собралось много – 56 участников похода + руководители + провожающие, сложите всё, и у вас получится реальная численность нашей толпы. Весьма трогательно происходило прощание у вагона – поцелуи, крепкие объятия, напутственные слова на дорогу. Наша верная Надежда П., волею судьбы остававшаяся в городе, сопровождала поезд в начальной стадии его отправления резвым галопом до тех пор, пока не кончился перрон. Никто не осмелился последовать её примеру до конца.

И вот мы в поезде, и понеслось, и началось. Да, действительно, все только начиналось, и мы еще не знали, что будет с нами и что придется нам испытать… Но обо всём по порядку.

Больше всего не люблю эту начальную суету по размещению и уплотнению своих и чужих рюкзаков. Безумно тесно, невыносимо жарко, а еще Рентеев бегает со словами: «Давайте быстрее, сейчас ревизия пойдет, (первый раз услышала подобное), быстрее убирайтесь, устилайтесь!». И вот наконец-то ОН – благословенный момент, когда всё уже в порядке и тогда достается пиво, куча-куча еды неучтенной в раскладке на поезд, и вот уже плавно перебираются струны гитары и тихо звучит песня, разливаясь по вагону мелодией трогающей до глубины души… И почти не замечаешь духоты в вагоне (несмотря на то, что открыты почти все окна), постоянной увлажненности своего тела и бесконечного безделья.

На следующей день Костя Г. (из III отделения под руководством Миши Кузина) уверенно взял на себя скромную роль опытного учителя для нас – несмышленышей. Нашим очам демонстрировались необходимые узлы в практике альпиниста, методы крепления верёвок и пути решения интересных задач по проведению спасработ. А.Н. сидел рядом и в такт поезда мерно кивал головой: «Слушайте, слушайте и УЧИТЕСЬ!» Массу полезных сведений мы почерпнули от человека в настоящем времени не являющимся инструктором школы.

Что заставило всех нас быть здесь? Что подтолкнуло к мысли решиться бросить вызов горным просторам Алтая и ступить на тропу суровых испытаний? Да в основном это – желание хорошо провести время в отличной компании, жажда приключений и романтический порыв души, желание увидеть новое, что-то отыскать для себя или в себе, а возможно и забыть многое, но не менее важное…

Спали, ели, пили – в такой последовательности и текли часы под равномерный стук колёс. «В поезде переходим на усиленный режим питания! Ешьте, ешьте, копите жировую прослойку!» – заявил А.Н. и приходилось подчиняться, это был девиз всех наших трапез. Тем более, что мы уже давно вышли за положенный паёк раскладки в поезде.

Захар скучал, изнывая от жары, вязал из веревки «заячьи уши» и волшебным образом они превращались в настоящих длинноухих, которые ходили в связках, прыгая по коленкам. Шахматные фигуры в руках Марины П. и Кости Г. отчаянно сражались на поле боя, теряя своих бойцов. Деревянные кости у Эли, Васи и Лизы выкидывали странные финтили. Наташа страдала вместе с иглой и ниткой, и куски парусины не спеша преображались в яркие «фонарики». Деяновцы же каждое утро начинали с подвига – на станции выстраивались плотным кружком и активно заряжались энергией физических упражнений, но ничего – это проходит с годами. Вы думаете, нам было стыдно? - Нееет! Одна лишь мысль о первых трёх днях до места заброски под грузом тридцати-сорокакилограммовых рюкзаков заставляла нас без угрызений совести спокойно предаваться праздному времяпрепровождению. Вдобавок Вася высказал мысль, что тяжесть рюкзака морально и психологически угнетает. Холодное пиво на станции Ишим привело нас в неописуемый восторг, праздником жизни мы безвозмездно поделились с Деяновым. Так что делайте выводы, господа!

Что сказать о дороге? Под ритмичное та-та-та-там мы проезжали восхитительные поля заботливо укрытые вечерним туманом, маленькие сибирские деревеньки с жителями размеренно ведущими свой нехитрый образ жизни, великие реки нашей России – Волгу и Иртыш.

29-30 июля 2003г.

дни в автобусе

Барнаул –Чуйский тракт – пос.Чибит

А мы едем, а мы едем за мечтами,

За туманом и за запахом тайги.

В семь утра поезд привёз нас на вокзал в Барнаул. Стрелки часов перевели на местное время – на 3 часа вперед. На перроне встретили те, кто прибыл туда самолётом. По рассказам очевидцев их отрезок жизни в Барнауле был бурным и бесшабашным. Саша приобрел другана Коляна и массу закадычных поклонниц. Теплоходы по реке Оби – лучший повод для знакомства!

Ещё в Москве через Интернет заказали шикарный автобус на всю школу по цене 600 рублей с носа, Андрей В. прилетевший самолетом раньше нас оплатил предоплату. Сошли с поезда, начальство дало время прийти в себя и в 10.30 автобус уже увозил нас по пути в горы. Путь предстоял не близкий – 605 км по знаменитому Чуйскому тракту. Рюкзаков было много, какая-то часть не втиснулась в багажное отделение, и поэтому остальная часть их была размещена в проходе в три этажа. Что же, в тесноте да не в обиде, но вот продвижение к выходу из автобуса и обратно требовало изрядной гибкости и сноровки. На рюкзаках сразу же был оборудован плацдарм для игры в карты, которые не замедлили состояться, совмещаясь со всевозможными шутками, игрой в Крокодила и Контакт, употреблением различного рода продуктов и газированных напитков. Имел место факт фотографирования. В общем, всё было так, как и должно было быть в данной ситуации. Проехали славный город Бийск, за окном мелькали поля подсолнухов, цветущие буйным цветом и стройные белые березки. Было ощущение, что мы едем не по Чуйскому тракту, а где-нибудь по дороге на Селигер или вообще по Подмосковью.

Но вот через 3 часа пути нас ждал неожиданный сюрприз. Какой-то местный водила решил самоуверенно обогнать нашу чудо-машину и поплатился за это помятой дверью. Сей субъект оказался весьма настырным и 5,5 часов ждал приезда ГАИ. Повезло еще, что ДТП случилось аккурат с придорожной кафешкой. Школа заметно скучала, особенно, после того как все шашлыки были съедены, недельный запас пива и коктейлей выпит и прослушан весь репертуар местного магнитофона. ГАИ приехало в 7 вечера, и пока суд да дело, уговорили все-таки Рентеева сварить суп на горелках. Другие же не последовали нашему примеру и довольствовались ужином в условиях цивилизации. Но вот час очередного отправления настал и мы поехали, а время плавно подобралось к 9 вечера…

В Чибит приехали в 6 утра, проведя в общей сложности в дороге 19 часов. Конечности, да и всё тело затекало так, что приходилось чуть ли не призывать на помощь ближайших соседей, если не удавалось привести себя в чувство самим. Где-то в 2 часа ночи проезжали Семинский перевал высотой 1894м (высшая точка Чуйского тракта), переехав его, сделали остановку по очень многочисленным просьбам. Выйдя на улицу, впервые в жизни я увидела млечный путь, бесконечное количество звезд было рассыпано по непроницаемо черному небу. Казалось, что протяни руку и достанешь, так они были низко. Природа порой выкидывает такие чудеса сама с собой, остается только попытаться разгадать её загадки!

30 июля 2003г.

1 ходовой день

Чибит – платный мост через р.Чуя – р.Оройка

Утро было волшебным и после ужасной ночи казалось избавлением. Наконец-то проявились горы – большие, широкие они проглядывали в зоне низких облаков. Все прилипли к окнам, по крайней мере те, кто смог вырвать себя из тёплых рук Морфея. Мы подъезжали к поселку Чибит. Это отправная точка нашего похода, наш старт. Здесь должен произойти и финиш. Но это ещё будет ой как не скоро, за это время многое произойдет, изменимся мы и наше отношение к окружающим, мы станем сильнее духом и спокойнее к нервным перегрузкам, а в итоге мудрее и разборчивее во многом…

Выгрузились, разобрали рюкзаки, взяли слово с водителя, подкрепленное нашими деньгами, что он не забудет приехать за нами на это же место 18 августа и пошли. Шли довольно-таки не спеша, каждый своим темпом, сгибаясь под тяжестью рюкзаков. Тело вроде бы слушается и ноги двигаются. Хорошо. Некто из отделения Миши К. потерял бутыль со… спиртом. Думаю, что ему было гораздо тяжелее под грузом совершенной оплошности, чем всей группе вместе взятой.

Я, которая всегда была против палок в руке на маршруте, мотивируя это тем, что мешает и сковывает руки, воистину оценила все их прелести. Одну из своих «телескопичек» мне безвозмездно пожертвовал Костя Г., за что, пользуясь случаем, приношу ему письменную благодарность. Пользуйтесь, вес их очень незначителен, но польза ощутима на все 100%. Им можно найти самое разнообразное применение, приведу только некоторые из них: 1) поддерживает равновесие на моренах, при переправах по бревнам и вброд, 2) переносит на себя часть груза при ходьбе вверх, 3) заметное облегчение на колени при спуске, 4) сдвоенная лыжная палка – замечательный альпеншток и множество других применений на что хватит вашей фантазии. Я ходила только с одной, но довелось попробовать и с двумя – удивительное ощущение полета, они словно несут тебя вперед. Так что данная техника ощутилась мной, как надёжная, хотя в горах «не надежны ни камень, ни лед, ни скала…», и это не безызвестный факт.

Первым серьезным препятствием был мост через реку Чуя. Мост платный, построен жителями Чибита, за несколько сот метров хозяин моста взял с нас плату – 20 руб. с носа. Со стороны казался весьма хлипким, но на деле оправдал свою ценность. Хотя доски заметно кряхтели и сквозь них очень даже просматривалось бурное внушительное течение. Деяновцы усвистели далеко вперед (вот что значат регулярные тренировки), и на мосту весело проводили время наша группа, группа Лещенко Натальи Александровны и группа Миши Кузина. Было проявлено недюжинное благородство и взаимопомощь друг другу и группа группе. На том берегу посидели, отдохнули, чуть поднялись верх, а там поляна-поле, на которой уже уютно и по-домашнему расположились Деяновцы. Это означало для всех нас лишь одно – обед и большой отдых. Вся школа загорала, ела, перебирала продукты и просто гуляла. Я периодически совершала набеги на соседние группы и выменивала всякие вкусности. Спасибо Свете А., Косте Г., Мише К. и Рамилю Д. Но пробил решающий час, и пошли мы дальше в одночасье обремененные еще более (как нам показалось), отяжелевшими рюкзаками на перевал Орой. Не дошли 500м, встав на ночлег на высоте 1770м. Группа Миши встала в 40 минутах ходьбы вверх, группа Лещенко составляет нам приятную компанию, ну а Рамиль вообще мелькнул мимо и пропал в далекой дали. Да, между нашей и Мишиной группой существует связь по рации, так что подкидываем друг другу полезную информацию и передаем последние известия.

Пару слов о погоде – она нашептала нам яркое солнце и безоблачное голубое небо. Встретили группу туристов, они сказали, что на Шавлинских озерах выпал снег, а по местным приметам после летнего снегопада солнце парит дня три. Что же, значит у нас еще есть время позагорать и погреться прозапас.

Завтра нелегкий день, говорят перевал но колено в снегу, перспектива нерадостная… Но А.Н. оптимистичен: «Четыре часа и перевал наш!»

Именно таким я и представляла себе Алтай – широким, раскидистым и могучим, со снежными вершинами царапающими поднебесье, склонами в облаках, бурными речками, таежным лесом и бескрайними просторами полей.

Спать легли рано, сказалось усталость первого дня и сбившийся часовой режим.

Высота 1770м, прошли 7 км

31 июля 2003г.

2 ходовой день

р.Оройка – пер.Орой (н/к, 2230) – Моховое плато – р.Ештык-Коль – р.Шабага

Утро было морозным и неспокойным. А.Н. проспал на 40 минут, а досталось нам…Он нервно бегал и суетился вокруг костра. Несмотря на то, что в палатке было +4°С, а на улице соответственно не май месяц, греться нам у костра не разрешалось, гнали собираться и паковать рюкзаки. «А.Н., а можно хоть в туалет? – НЕТ, иди собирайся!» Манная каша на холоде остыла за считанные минуты, превратясь в бесформенную несъедобную массу. Но приняв дозу элеутерококка, мы ускакали покорять сегодняшний перевал. Темп ходьбы щадящий – 20 минут идем, 10 отдыхаем. Но идти все равно тяжело, забираем понемногу вверх и медленно умираем. Не радует даже красота вокруг. По пути забываешь обо всем на свете, кроме рюкзака. Идем по лесу. Прекрасный воздух: запахи хвои, смолы и каких-то цветов и трав. Хочу сказать, что здесь преобладают хвойные деревья: лиственницы и кедры, очень часто встречается жимолость, смородина, почти нет черники и голубики. На пути Наташу засосало в болоте, и если бы не Андрей В,. идущий замыкающим, и Миша К, то остаться бы ей там надолго. Нога провалилась глубоко, и при любой попытке ее извлечь раздавались устрашающе булькающие звуки. На границе леса встали наконец-то на обед, впереди перевал, будущее наше оптимистично – снега по колено, а внизу в долине болото. Но не так страшен черт, как его малюют, прорвемся и здесь. По словам Захара, всё равно всё круто, хотя уже хотелось бы быть в базовом лагере на Шавлинских озерах и лазить-лазить…

На перевал взошли где-то за полчаса, постепенно поднимаясь за зону леса, и по мере набора высоты открывались горы с заснеженными вершинами. Сразу стало ясно, что мы все-таки в горах. Подходы к перевалу представляют собой заболоченную равнину с почти лысыми холмами вокруг. Встречаются небольшие ручьи, есть хорошие места для стоянок.

Сам перевал Орой не произвел впечатления, пологий, широкий и болотистый, снег к тому времени уже растаял, и нас окружали многочисленные лужи. В общем, это не перевал, а одно название. Но вот вид с него в обе долины просто сногсшибательный. Высота 2230м, высоко и красиво. Поскольку это не категорийный перевал, то шоколадок нам не выдали, хотя очень хотелось. Дальнейший наш путь был однообразен и полог. Солнце палило, все нацепили темные очки на нос и, по возможности одев купальники, получали ультрафиолет. Миша со своими «лосями», как выразился А.Н., был далек до безобразия, общались через рацию – отличная штука скажу я вам. Переговоры велись по делу и без. Сердца бились, чувства нарастали…

По хорошей тропе дошли до р.Ештык-Коль в месте слияния с Шабагой, переправа удалась, легко попрыгали по камешкам. Здесь Миша нас дождался и дальше пошли вместе по долине Шабаги. Тропинка, то прижимается к самой воде и идет по краю осыпи, то уходит в сторону или чуть-чуть вверх по склону. Услышав нерадужную новость о неблизком расстоянии до первых стоянок, а те которые были поблизости – не фонтан и очень маленькие, я, Маша и Захар включили третью космическую скорость и ломанулись до первого приличного места. До сих пор не понимаю, как это удалось, но вероятно сильно хотелось сбросить этот уже столь ненавистный неподъемный рюкзак, да еще руководство нас подначивало, что плохо и медленно идем, дабы не слышать этого мы и свинтили. У Маши от перенапряжения пошла носом кровь, Вася который создавал своим телом тень для нее, участливо заметил, что «вероятно, это оттого, что мы слишком много ОТДЫХАЕМ!» Последовала минута молчания, а следом истерический взрыв хохота.

Ближе к шести часам нашли милое местечко, быстро поставили лагерь, поужинали кашкой с мясом. Очень холодно и очень ветрено. Одно хорошо – костер горит сам и не надо его поддувать. Мимо прошла группа Лещенко, они встали впереди нас на расстоянии ходьбы 20-30 минут. Группа Миши, по-джентельменски уступив нам два хороших места подряд, сама долго не могла встать на ночлег. Лишь около семи вечера им это удалось. Вот что значит отделение, идущее в поход 3 категории сложности. Это монстры, не замечающие тяжести рюкзаков!

Горстка желающих напиться горячего чая в нашем лагере осталась стойко его кипятить, отчаянно противостоя ветру и холоду, другие же спокойно удалились спать. Спокойного им сна!

Высота 1850м, прошли 13 км

1 августа 2003г.

3 ходовой день

р.Шабага – слияние р.Шабаги и Шавлы – вверх по долине р.Шавла – Нижнее Шавлинское озеро – слияние Левой и Правой Шавлы – ночевка у брода через Шавлу

Руководство проявило непостоянство в своих рекомендациях и теперь утром отсылало мыться, а не греться у костра. Странный диалог произошел между Андреем В. и А.Н.: «А.Н., а мы чай будем кипятить? – Нет, вчерашний догреем, а ты что хотел? – Да кофе попить. – Аааа, так зубы чистить вода вон… в реке…» После завтрака и сборов был лом, большой лом. Наташе было заявлено, что ржёт она как лошадь, а идет не как коза!

Дорога отвратительна, сплошное месиво грязи, ботинки чавкают и скользят. Продираемся сквозь заросли кустарника и карликовой березы. Девчонки, облачившись в почти купательные костюмы, не упускают ни одной возможности позагорать. На одном участке, заваленном деревьями вперемешку со склизкой грязью, Маша не удержалась и потеряла хрупкое равновесие. Проходящий мимо случайный турист снял с нее рюкзак и поставил, потом поднял и поставил на ноги саму Машу, а после чего произнес: «Вы куда направляетесь? – На Шавлу. – Да как же вы идете, у вас рюкзаки перегружены!!!!» Но Рентеев заявил, что «ничего подобного, и вообще рюкзаки должны быть под 35 кг У ДЕВУШЕК! Так что хватит стонать!» Дальше последовала очередная минута молчания, а затем очередной взрыв хохота, к сожалению опять истерический… Последние две ходки дались мучительно тяжело, время невыносимо медленно, но всё-таки приближалось к обеду. Нестерпимо хотелось есть, отдохнуть и помыть голову. По словам руководителя, лес кончался, дальше идем на газу и, следовательно, это чуть ли не последняя наша возможность помыться. Но А.Н. был страшно против и планировал помывку на обратном пути в БАРНАУЛЕ!!! Представьте весь наш ужас от этих слов. Всегда считала, что как бы ни было тяжело в походе, но помыться, умыться или хотя бы помыть ноги и руки необходимо и важно для здоровья. К тому же приятно тебе и вдвойне приятно соседям по палатке (причина надеюсь понятна). Но под напором масс А.Н. сдался, и мы праздновали победу. Андрей В. даже побрился, что обычно в походе прогнозирует ухудшение погоды, это не замедлило себя ждать и случилось ближе к вечеру.

«Марина, я встретила такую мышку!» – поделилась со мной Наташа. Не задумываясь, я ответила: «Да, а она ВКУСНАЯ?» Комментарии излишне и это частично характеризует наше состояние.

Место обеда покинули в 3 часа дня, проведя в этом райском месте 2,5 часа. Поманьячили дальше по долине Шавлы. Здесь тропа еще больше заболочена. Скажем так, что нам не повезло чуть-чуть, потому что за полтора часа до стоянки тучи сгустились, солнце исчезло с горизонта, и полил милый дождик, потом полил дождь, а потом и дождина. Быстро экипировавшись в непромокайки, мы также быстро топали по колено в грязи. Вообще то на протяжении всего маршрута, с редким исключением, тропа была – единственная и неповторимая, хорошо набитая. Только вот до озер по этой тропе наравне с туристами ходят и лошадки. Соответственно после них тропа теряет свою набитость, последствия этого ощутимы, особенно в дождь.

Процесс приготовления пищи тесно совмещается с сушкой одежды. Чьи-то носки норовят попасть в котел с кашей. Запах паленой резины говорит о том, что чьи-то ботинки поджарились. Никак не могу найти место у костра: то дым мешает, то чье-то тело.

Вечерком в лагере приняли прописанные доктором и одобренные руководителем 15г спирта для сугрева. На душе потеплело, организм размяк и растекся по древу, народ потянуло на песни. А небо уже откликалось звездами. Очень ценю именно вот эти моменты в походе – когда то, что хотели сделать за день (по крайней мере, что смогли) - сделали, ужин приятно теплится в желудке, костер греет своим жаром и вот тогда то и наступает ни с чем не сравнимое блаженство. И не важно, что было тяжело идти, что суетится и нервничает руководитель по делу и без. Главное, что мы вместе, что мы не унываем, да и вообще жизнь то оказывается хороша. Важно постараться уметь словить эти моменты, которых на самом деле так много…

Высота 1880м, прошли 14 км

2 августа 2003г.

4 ходовой день

ночевка у брода через Шавлу - заброска – вверх по Правой Шавле – Большое Шавлинское озеро – Верхнее Шавлинское озеро (базовый лагерь)

Утро было морозным (который день подряд). Но было и отличие от предыдущих дней, на этот раз палатки покрылись инеем, вещи забытые на улице замерзли и приобрели необычное свойство надолго принимать положение кустов, по крайней мере, до момента поднесения к костру. Процесс одевания сопровождался криком, ясно, что мало приятного одевать холодные и не до конца высушенные вещи. Вот где была реально проверена стойкость и сила духа.

С утра произошло некоторое событие, придавшее нам заряд бодрости надолго. Мы сгрудились у костра, от которого нас настойчиво гнало руководство, грели озябшие тела и мокрые вещи. У Наташи и Андрея В. оказались одинаковые носки Boreal, и их естественно было довольно легко перепутать. Так вот Наташа долго и заботливо отжимала, а потом также долго и заботливо сушила именно не свои носки, а носки… Андрея. Но Андрей оказался истинным джентльменом и тактично намекнул, что это ЕГО носки Наташа приводит в чувство. Видели бы вы какое множество чувств пронеслось на её лице! Долго еще потом мы вспоминали эту историю, хихикая и посмеиваясь.

Сегодня для нас радостный день – мы делаем заброску! Наши трехдневные мучения по перетаскиванию тяжестей вознаградятся. Часть продуктов будет выгружена из рюкзаков, перенесена в укромное место и зарыта вне досягаемости людей и зверей. От нашей группы были назначены Захар, Саша, Андрей В. и Вася на роль забрасывателей продуктов. На берегу произошел «непродолжительный» спор между младшим и старшим Рентеевыми на тему: «Я пойду вброд босиком, а не в кроссовках». В итоге победили кроссовки… Саша шутил: «Ну вот, как раз и ноги прополоскаем». Чувство юмора присутствует и не покидает нас в самые напряженные моменты общения с руководством. Но что делать, ведь руководитель всегда прав, даже когда он не прав!

Через пару дней и нам всем тоже придется бродить эту реку, а пока мы, затаив дыхание, наблюдали за нашими товарищами. Успешно преодолев Шавлу, они скрылись в лесной чаще на противоположном берегу. Мы же с пользой для себя провели время их отсутствия – постирались, просушили вещи и погрели себя любимых, благо погода позволяла. Как только они показались на горизонте, стали потихоньку собираться и потянулись друг за другом по направлению к Шавлинским озерам. Идем по хорошей тропе по лесу. Кедры, лиственница, жимолость. Впереди виднеется озеро. Навстречу попадается многочисленный разновозрастный народ: «Здравствуйте, добрый день…» Отделение Миши нас, конечно же, обогнало, и когда мы только подходили к озеру, они уже спокойненько обедали на его конце. Тропа к тому времени одумалась и стала суше и намного приятней, пролегала то по лесной чаще, то выводила нас на каменные островки безлесья.

Вот так не спеша и дошли до чудесного голубого Большого Шавлинского озера. Это совершенно потрясающее место, описать эту красоту невероятно сложно, это надо просто увидеть. Озеро большое: километра два в длину, и метров пятьсот в ширину, идем вдоль берега у самой воды. На этой стороне лес, на противоположной скалы и осыпь, уходящая в воду. Недалеко у маленького ручья, впадающего в озеро, остановились на обед, и Захар который прискакал туда первым, приготовил нам сюрприз. Он купил ПИВО и угостил всех нас. Саша и Андрей В. идущие чуть сзади, тоже последовали его примеру. Откуда там пиво, спросите вы? Да все очень просто! Там есть баня, которую построили местные для туристов, а вкупе с ней естественно и небольшой «магазинчик» со всем необходимым. Ассортимент небольшой (пиво, водка, сок, шоколад, сухарики, орешки и хлеб), зато цены зашкаливают. Но это и понятно. До этого озера три дня скакать на лошадях из Чибита, что и делают местные, заодно прихватывают тех же туристов за умеренную плату туда и обратно. А в бане нам мыться А.Н. не разрешил, вероятно, по причине того, что мы смоем с себя «целебную» грязь и станем доступны инфекциям. В горах каждая пылинка тоже витаминка, но все-таки иногда надоедает чесаться и просто-просто очень хочется помыться по-человечески, тем более что такая возможность сама идет к нам под ноги. Чистота – залог здорового образа жизни!

Озеро бирюзового цвета, снежные вершины с волшебными названиями Сказка, Красавица и Мечта отражаются в воде… Мне это место понравилось. Но народу много, дров тоже, столько же и мусора вокруг зажиточных стоянок. Берегите природу – МАТЬ вашу! Лошадям мы уже просто не удивляемся, по словам Захара, это целый зоопарк какой-то. Наша Лиза (которая не упускает ни одной возможности отыскать съедобное растение) самый настоящий кладезь таланта по сварению супа из «топора», если бы не она, довольствовались бы мы лишь чаем с перекусом. Уже третий день на обед готовим суп из грибов, сегодня добавили немного дикого лука, который вольготно растет чуть выше по склону. Я, которая не ем этих деликатесов природы, ограничиваюсь макаронами Роллтон и супами Быстров. Но по звукам исходящими от моих товарищей во время еды, думаю, что им очччень вкусно… Саша, Вася и Захар искупались в ледяной воде и по-видимому испытали неземное блаженство, о котором можно было СЛЫШАТЬ довольно далеко. Захару так понравилось, что он полез второй раз. А Пину было лень сушить плавки, поэтому он плавал без них…

На берегу вдоль озера нашли настоящую Поляну идолов. Фигуры самых разнообразных мастей и конфигураций вырезаны из больших пней в рост человека. Обнаружили самого древнего, он был возраста 1973 года. Одиноко стояли они на поляне, охраняя священную тишину гор. Молчаливо взирали они на нас проходящих. Сколько рук прикасалось к ним, восхищаясь творением их создателей…

Сегодня хотим дойти до места базового лагеря на Верхнем Шавлинском озере, идти 3 км с небольшим набором высоты.

Заключение дня было нервным и тревожным. Путь как на грех оказался непростым – траверсом по камням, то вверх, то вниз, спасали палки, крепость ног, виртуозность равновесия и неиссякаемое чувство юмора.

Смейтесь и улыбайтесь над невзгодами, если трудно и тяжело в чём-то, сделайте вид что вам легко это далось – это злит ваших недоброжелателей, а порой поможет решить некоторые проблемы и найти выход из, казалось бы, тупиковой ситуации. А еще знание простых правил безопасности и уверенность в ПРАВИЛЬНОСТИ этих СВОИХ действий тоже пригодится. Есть золотое правило – если хотя бы один человек из группы просит повесить веревку – то веревку ВЕШАЮТ! И это образно применимо во многих позициях. В горах нет и не должно быть место гордости. Попросить руку друга или хотя бы ногу недруга в порядке вещей. Вряд ли кто откажется на просьбу «Помоги…». Хотя всё-таки есть такие, кто удачно старается избегать возможности помочь или же ты просто знаешь, что этот человек не обернется на тебя на опасном участке и не удостоверится в том, что с тобой всё в порядке. Один за всех и все за одного! Мушкетерский призыв применим и здесь тоже…в горах. Проверьте себя, понаблюдайте за собой. У вас еще есть время измениться…

Но вернемся к тропе. Группа сильно растянулась, погода не на шутку хмурилась. Я, Наташа, Эля и А.Н. удачно проскочили зону града. Изрядная порция этого явления природы досталась остальным. Они скользили и падали на мокрых камнях, но поднимались, выпрямлялись и продолжали идти вперед сквозь непогоду, сквозь град, дождь и сильный ветер. Дошли до Верхнего озера, обошли с правой стороны траверсом по сыпухе. Последнее препятствие в виде мокрого и скользкого бревна через узкую, но бурную речку приказано было проходить с рюкзаками, хорошо, что хоть Мишина группа натянула перильную веревку. Если честно, то совсем не хотелось купаться в ледяной воде, да и ноги плохо слушались после такого дня. А.Н. встал стеной и громко кричал, что в противном случае (если пойдем без рюкзаков) мы завтра будем сидеть в лагере, а то и вообще можем идти вниз. В итоге всё закончилось тем, что мы, конечно, перешли на тот берег с рюкзаками, только каждый сделал для себя свои определенные выводы.

Поставили большой лагерь, здесь мы будем жить три дня. Миша стоит рядом с нами, Лещенко в 50м от нас, а Рамиль на другом берегу реки на расстоянии крика А.Н. Нелегко пришлось группе Лещенко, пришли они глубоко за темноту. Навстречу им выслали отряд спасателей с фонарями в лице Васи, Захара и Кости Г. А тем временем противное моросение дождя не прекращалось. Обычная погода для гор, но всё же неприятно.

Высота 2240м, прошли 10 км

3 августа 2003г.

5 ходовой день

Верхнее Шавлинское озеро (базовый лагерь) – пер.Сказка (1А, 2920?) - базовый лагерь

И идем по тропе - на встречу судьбе, не гадая - в ад или в рай.
Так и надо идти, не страшась пути  хоть на край земли, хоть на край.

Встав утром, над палаткой обнаружили голубое небо, погода звала в дорогу! Вышли в 10 утра, путь держим на перевал Сказка. Лагерь оставили на охрану Маше, она немного приболела, усиленное питание и лечение прописано ей нашим врачом Наташей. Настроение хорошее, смеемся и шутим, руководство наших юморинок не понимает, но мы не отчаиваемся, смех облегчает нашу нелегкую долю. По словам ребят, Надя так жалела, что не пошла с нами в поход, что не отдала нам еще пол-литра спирта. Также поступило предложение дать достойный ответ Пину и купаться всем нашим девчонкам нагишом целых два часа. Отдыхая на привале, А.Н. пообещал нам разврат на перевале, все обрадовались, надели рюкзачки, в которых было только снаряжение и весело поскакали.

В самом начале крутой тягун вверх, после завтрака идти тяжело, да еще сводит икроножные мышцы, боль адская, оглашаем просторы групповым криком. Дальше идти по морене, высота 2600м, но с такими легкими рюкзаками все готовы делать это вечно. Это действительно сказка. Но начался ледник, погода резко испортилась. Подул холодный ветер, и начал накрапывать мелкий дождик. А.Н. настойчиво порекомендовал взять в лапки ледорубы. Чуть позже поступило распоряжение намазаться солнцезащитным кремом и надеть темные очки, по его словам «Наступает самое страшное! Сейчас нас накроет БЕЛАЯ МГЛА! Идееет бееелая мглаааа!». Впоследствии Белая Мгла стало нарицательным в нашей группе. Шли без кошек, все немного скользили, но упорно рвались вперед. Все-таки первый категорийный алтайский перевал.

Встретили Деянова, идущего со своей группой нам навстречу, нас предупредил, что впереди большие разрывы (трещины), и что надо связаться, что сами они давно и сделали. А.Н. ответил: «Свяжемся, свяжемся…», но дальше слов дело не пошло. Мы почувствовали себя настоящими гигантами туризма! Увидев огромные трещины, задрожали коленки, у многих испуг отразился на лицах. Зрелище действительно не для слабонервных… А тут еще Андрей Х. провалился по плечи в трещину, зацепился ногами, но сам выбрать не мог. Помогли, вытащили, дружески похлопав по плечу. Жив, курилка! Адреналин плескал через край. Народ интересовался друг у друга, у всех ли есть в наличии достаточно туалетной бумаги.

По снегу доползли до перевала Сказка, высота по альтиметру 2920м, время 14 часов по-местному тарифу. Вскрыли тур, нашли записку Деянова, положили туда еще и свою. Погода выражала своё непостоянство, мы просто устали раздеваться и одевать накидки-непромокайки. В дождевике жарковато, а без него холодно, ибо ветер. Но в итоге группа упорно предпочла теплый пот холодному дождю.

Вид с перевала в обе долины прекрасный, полюбовались, съели положенные шоколадки, пофотографировались для отчетности и повалили вниз. Спуск обещался быть интересным. Впереди траверс по осыпному склону, вперемежку со снегом. Весьма неприятное продвижение по нему требует большой осторожности и бдительности. По этому случаю одели каски. Хоть здесь они пригодились, не все же их в рюкзаке таскать! После траверса (метров 50), резко вниз, сыпуха средняя, по большей части мелкая. Захар шел впереди и показывал достойный пример общения с ней. Просто аккуратно скатывались вниз, крепко стоя на ногах. Главное, не бояться, и использовать движение камней вниз себе на пользу. Если при подъеме каждый шаг дается за полтора, то при спуске – обращается в три. Так весело и неспешно спустились с перевала, пообедали, и подошли к лагерю в 18.30. Очень даже неплохо. Мы просто молодцы!

Уважаемые будущие руководители и инструктора! У меня к вам огромная просьба. Хвалите своих участников, вселяйте в них веру в свои силы, улыбайтесь им почаще. Это совсем несложно… Но зато дает потрясающий запас энергии и хорошего настроения, а как следствие, и душевное равновесие! Хвалите, поощряйте, одобряйте, шутите, зарабатывайте свой авторитет, потерять его гораздо проще…А вот вернуть его потом ох как нелегко! Ведь руководитель не тот кто над всеми, а тот кто С ВСЕМИ! Мне посчастливилось встретить такого руководителя, рядом с таким и на край света не страшно, за такового и в огонь и в воду…

Сегодня приготовили в честь покорения первого перевала большой праздничный ужин – жульен из грибов и пюре с мясом. Мне, как неевшей грибы, по этому случаю был заготовлен большой ломоть колбасы. Вот так была радость! Вечер удался на славу, те, кто не завалился спать за компанию с руководителем, остались греться у костра и петь песни. Концерт был по заявкам присутствующих – задушевно-лирические песни плавно переходили в залихватско-озорные. Угомонились лишь к полуночи. Благодаря титаническим усилиям Захара по раздуванию костра, нам все-таки удалось закипятить себе чай, обеспечив себя горячим питьём на ночь. А ночь была волшебной. Звезды ярко подмигивали на черном небосводе. Мы отгадывали созвездия, и я наконец-то нашла Кассиопею. Потом очень часто вспоминаются именно вот эти тихие и умиротворенные вечера у теплого костра, искры улетают в небо, твои друзья сидят тесным кружком, и свет пламени отражается в их глазах.

Высота 2440м, прошли 9 км

4 августа 2003г.

6 ходовой день

Верхнее Шавлинское озеро (базовый лагерь) – ледник Зелинского (ледовые занятия) - базовый лагерь

Подъем был поздним, встали в 7.30. В наши планы входило подняться на ледник Зелинского и позаниматься там для оттачивания ледовой техники. Из лагеря вышли в 10 утра, не спеша поднялись наверх. Деяновцы уже были высоко на леднике, и уже давно там зажигали. Ну, а у нас все только начиналось! Спасибо Сергею Б., который постарался объяснить нам некоторые тонкости хождения в кошках. Пока одна половина группы бегала в кошках, другая училась рубить ступени, завинчивать ледобуры и ходить П-образную трассу на леднике.

Время подходило к обеду, хотелось есть. Мясная корейка уже давно и мучительно умирала, распространяя настораживающий аромат, но завхоз дал добро на скорое уничтожение этого продукта посредством съедения. Так что три дня уже едим мясо на обед, изрядно сдабривая каждую порцию горчицей.

Вернулись в лагерь в начале четвертого. И это было праздником! Помылись, постирались, повалялись в палатке. Вот это кайф! Любите ли вы дневки и полудневки так, как люблю их я? Я думаю, нет ни одного туриста, который бы этого удовольствия не ценил. Только что-то всё чаще хочется есть, народ постоянно что-то хомячит из своих перекусных мешочков. В конце дня сделали заброску на выход с маршрута, закопали продукты в камнях чуть выше лагеря, предварительно усердно полив все это бензином, который по идее должен отпугивать диких зверей. К вечеру пошел сильный дождь и загнал нас всех в палатки.

А Миша повел своих бойцов на покорение перевала 2Б (это заняло у них 14 часов), мы видели их с ледника. Погода совсем не летная, холодно, низкая облачность, моросящий дождь с самого утра. Нелегко им там, наверху… Успокаивает, что есть связь по рации. В 8 вечера Миша сообщил, что у них всё в порядке и они в часе ходьбы от лагеря. Через пару минут, по звукам раздающимся с их стороны, мы поняли, что где-то там сошла лавина. Насторожились. Андрей В. несколько раз вызывал Мишу по рации «Миша, ответь! Миша, ответь! Миша, РОДНОЙ, ответь!», но тишина была нам ответом. Прошло два часа и лишь к десяти вечера они отозвались и уже в глубокой темноте вернулись в лагерь. Посчитали своим долгом выйти к ним навстречу, поприветствовать и поздравить с успехом!

«Я так хочу, чтобы каша не кончалась, чтоб рюкзак за мною мчался, за мною вслед!» – как вы понимаете, эта песня была сочинена в непростой период нашей жизни.

Высота 2240м, прошли 3 км

5 августа 2003г.

7 ходовой день

Верхнее Шавлинское озеро (базовый лагерь) – Большое Шавлинское озеро – брод р.Шавла – р.Левая Шавла – водопад на левом притоке р.Л.Шавлы

Но мы выбираем трудный путь,

Опасный, как военная тропа.

Проспали… Руководитель сердился. А Мишино III отделение веселилось и отрывалось на полную катушку. У Марины К. было день рождения, они подготовили сюрприз: надули для неё 50! воздушных шаров и гирляндой положили на её палатку. Тише воды, ниже травы стояли ждали, когда она вылезет, чтобы поздравить и заснять ее в этот трогательный момент. Сюрприз удался на славу, именинница осталась довольна.

Только мы собрали лагерь, как пошел проливной дождь. А нам идти до Большого озера по камням. А.Н. распорядился опять ставить лагерь и сидеть полдня. Мочить все палатки не было смысла, и мы хотели поставить только одну, так как Захаровская пока еще стояла. Но А.Н. был страшно против, он поставил свою, нас туда не пустил, и отдал приказ вставиться ВСЕМ! Палатки-то мы поставили, но в них не полезли. Стояли под дождем, водили хороводы вокруг ёлки и пели песни. А.Н. грелся в палатке и носа не показывал, спал вероятно.

Через полчаса дождь кончился, выглянуло солнце, видать не зря истошно кричали «Ярило – освети наш путь!». Собрали палатки (уже МОКРЫЕ) и пошли до озера. По дороге у бани купили себе пива, соки и т.д. Подошли к броду через Шавлу. Насчет переправы у нас было несколько предложений руководителю: а) натянуть навесную переправу, дабы не мокнуть, к тому же, было очень холодно, и шёл дождь, б) перейти по близлежащему бревну с перильной веревкой. Но все они, по тем или иным причинам, почему-то были отвергнуты. В это время остальной народ, засучив по пояс штаны, в нерешительности мялся у берега. А.Н. настоятельно «порекомендовал» идти речку вброд. Приказы начальства обсуждению не подлежат. Пошли…В итоге все потерялись, на том берегу оказалось множество мелких островков, множество бурных ручьев. Я и Юля «удачно» нырнули, долго сушились у костра. Только руководителю ведь все равно виднее... Мы же доверяем своему руководителю! Доверяем себя и свои жизни. Мы ведь не ищем легких путей!!!

Ребята сходили за заброской, продукты целы и свои питательные качества сохранили. Правда все они теперь до безобразия воняют бензином (Вася очень старался, поливая им пакеты, дабы мыши не сожрали). Так что теперь проблем с розжигом костра не возникнет: «Дыхнул и порядок». Бензином пропиталось абсолютно всё, даже то, что казалось герметично упаковано – крупы, печенье, орехи, курага и даже шоколад. Завхоз начинает великое таинство перераспределения продуктов - они снова с нами, рюкзаки снова потяжелели. Но все это ничего по сравнению с тем, что мы увидели, когда обед и сушка подходили к концу. Мы впали в долгое безмолвие, когда увидели, что группа Лещенко и Миши В ОБВЯЗКАХ И КАСКАХ переправляются по перилам через бревна. При этом они остались почти все сухие. Мы же просто напросто почувствовали себя настоящими экстремалами и ощутили реальную жажду жизни!

Пришли в чувство и поломились дальше тремя группами по нехоженому лесу вдоль реки вверх по течению, пролезая над и под поваленными деревьями. Погодка не фонтан – дождливо и сыро, странно если бы было иначе, и уже не удивляемся. Сильно устали, но вечером в лагере утешили себя заначеной баклажкой пива и раскладочной воблой.

Было прохладно, поэтому, уже непосредственно в палатке согревались исключительно человеческим теплом. Кто-то во сне что-то бормочет. Убаюкивающий шум реки действует как снотворное.

Высота 2240м, прошли 14 км

6 августа 2003г.

8 ходовой день

водопад на левом притоке р.Л.Шавлы – озеро безымянное – ледник Николаева

Изменения в природе происходят год от года.

Непогода нынче в моде - непогода, непогода!

Утро встретило нас густым туманом, горы погрузились в Милки-Вэй. Позавтракали, собрались и понеслись высоко вверх вдоль водопада, резко набирая высоту, по тайге да без тропы. Наломались. Утомились. Прошли озеро без названия. Оценить его красоту в полном объеме помешал туман, но зато в полном объеме оценили заросли золотого корня. Скосили. Энергия и запас прочности обеспечен надолго. Впереди первое кольцо и перевал Юнгур. А перед ним осыпной тягун вверх, без сигнала А.Н. решили обезопасить себя, и надели каски. Все-таки голова одна и она дорога. Лезем вверх, крупные камни, сыпуха, немного скалы. Нужно быть особенно внимательным, чтобы не пустить камень на кого-нибудь ниже по ходу. Лучше идти так, чтобы ни сверху, ни снизу никого не было. Только подумаешь об этом, как кто-то запускает и тут же орет: «Камень!!!» Не попал. Хорошо. «Налево, направо, да не туда, еще правее» - оглашал А.Н. своим криком ни в чем не повинные горы. «А.Н., направьте нас по верному и светлому пути! - Я отдыхаю», - был нам ответ. Главное, что наша команда не унывает, мы бодры и веселы. «Бороться и идти, самим искать тропу и не сдаваться!»

Так как группа выражала настойчивое желание подкрепиться хоть чем-нибудь, пообедали на притоке Левой Шавлы. Потом поднялись по морене метров 100 вверх, и А.Н. предложил встать здесь лагерем. Но мы выразили сопротивление. В оживленной непринужденной атмосфере обсуждали наши дальнейшие действия: 1) идти сегодня на перевал Юнгур, 2) подняться повыше и поближе к перевалу и ночевать там на леднике и 3) остаться здесь. В итоге пришли к компромиссу – мы поднялись еще на чуть-чуть и встали на следующей морене у ледника. «А где перевал, его видно?» – спросили мы у А.Н., - «Да! Вон там, за углом…»

Погода вела себя плохо – то дождь, то немного солнца сквозь тучи, то опять дождь. Вскорости дождь плавно перешел в град, усиливаясь и повергая нас в столбняк. В промежутках между градом и дождем успели поставить лагерь. «Неужели заночуем здесь, среди этих суровых скал и вечного льда…»

Если выложить площадку плоскими камнями, можно даже найти место под палатку, а если оборудовать в камнях место для горелки, то можно даже сообразить что-нибудь покушать. Сварили «аппетитную» манную кашу на ужин и совершенно потрясающей вкусноты компот из жимолости. Так что дежурство опять удаётся, да и как оно может не удастся. Есть хотят все, да и у всех еще ледорубы… Завтра, если нам позволит погода, пойдем на Юнгур. Ледник 2,5 км, а у нас кошки в ограниченном количестве…

Остаток дня сидели в палатках, грелись своим дыханием и мечтали о свежих булочках, горячем чае и тепле костра.

Высота 2650м, прошли 7 км

7 августа 2003г.

9 ходовой день

ледник Николаева

Далеко-далеко, за семью горами, из хрусталя до небес,

Высоко-высоко за сиреневыми облаками чудо есть цветок - эдельвейс.

Есть примета одна - если кто-то не найдёт любви своей на земле,

Пусть он ищет цветок - счастье тот принесёт, но только он цветёт раз в сто лет.

Сегодня праздник - экватор, половина похода позади и еще столько же впереди. Белая мгла накрыла горы Алтая и похоже надолго. Видимость меньше 100м. Утро показалось из тумана так же безрадостно, как и снова погрузилось в него. Туман являлся облаками, которые ползли как сверху, так и снизу. Но был и ветер, который должен был, рано или поздно, покончить с этим безобразием.

Утром за завтраком А.Н. спрашивает у Эли, которая дежурит: «Где изюм? – На столе. – А где стол? – Под изюмом…»

Сидим в палатках, идет дождь, делать абсолютно нечего. Ждем хорошей погоды, скорее всего, пойдем на перевал радиально. Мечтаем вернуться на Большое Шавлинское озеро, возможно А.Н. все-таки разрешит попариться в бане. Но он считает это жутким развратом, несоизмеримым с походной жизнью. Стоим на высоте 2650м, к обеду пошел снег. Кончился. Потом пошел дождь. Но нам больше понравился снег, так как на такой высоте он представлял из себя сухую снежную крупу, она легко стряхивалась с одежды, оставляя её абсолютно сухой. Вот так с переменным успехом время медленно подбиралось к 12. Полное затишье сверху на небе, никаких изменений, как впрочем, и в лагере тоже. Перевал закрыт, ждёмс….

В камнях вблизи лагеря спрятался самый настоящий эдельвейс – символ гор, цветок, по местным поверьям, приносящий счастье. «Так вот ты какой!» - подумали мы.

В честь экватора съели палаткой заначку – сушеную дыню, ощутили вкус лета и аромат южных фруктов. После полудня народ впал в глубокий сон, но ближе к 3 часам дня Захар своим гневным криком отчаяния, что «Не пора ли нам пообедать?» поднял весь лагерь. Уговорили Юлю-завхоза на горячий суп, помимо перекуса с чаем. Во время обеда нам улыбнулось солнышко, немного просушили вещи и погрелись. Только успели пообедать и закончить трапезу горячим чаем, как град опять загнал нас всех в палатки. Дежурным в тот день огромное спасибо, они терпеливо разносили еду и чай ПО ПАЛАТКАМ в дождь! Впрочем, спасибо ВСЕМ дежурным, самоотверженно исполнявшим свой нелегкий долг в плохую снежно-дождливую погоду!

Вечером в нашу 3-хместную палатку набилось 8 человек и очень весело провели время. Пели душевные песни о горах, о любви и о верных друзьях.

Высота 2650м

8 августа 2003г.

10 ходовой день

ледник Николаева – пер.Юнгур (1Б, 2940) – ледник Николаева

Проснувшись утром и высунув нос из палатки мы … сказать, что впали в легкое замешательство, это не сказать ничего. Потому что трудно передать печатными словами первые восклицания увидевших, что творится с погодой. Всё вокруг было завалено тонким слоем белого-белого снега. Палатки стояли снежными сугробами, туман заволок все близлежащие хребты. Температура в палатке была еще сносной +3°С. Вчера поздно вечером сошла лавина, грохот потряс нас и разбудил половину лагеря. Единственной мыслью было – это ведь где-то ТАМ, правда? Предаемся безделью, единственная радость – надолго и хорошо выспались, только отлежали себе всё, что можно. Опять вынужденная дневка, и опять СКУКОТИЩААААА!

Утром устроили перестрелку снежками. Основным объектом обстрела почему-то становится палатка Андрея Х. Выжить после этого не удаётся, но всем присутствующим в палатке удалось.

Вчера А.Н. нам пообещал, что погода поменяется, она и поменялась – пошёл снег. Так что все идет по плану! Эхо то и дело доносит звук камнепадов, но только звук.

В полдень часть группы Лещенко и часть нашей группы ушла на покорение перевала Юнгур. Погода отвратительная, туман, дождь. А мы, оставшиеся в лагере, нашли себе достойное занятие, забурились все в одну палатку и сочиняли хвалебную оду в качестве подарка на день рождения для Андрея В.

Ближе к обеду подуло супом, народец потянулся к горелке. А девчонки опять выпендрились и навели красоту – помыли головы. В 5 часов дня абсолютно мокрые, холодные и жутко голодные вернулись наши альпинисты. Рассказ их был живописуем и написан маслом – остаток дня говорили лишь о снеге, льде и слепящей белизне. О том, как не видно было ни зги, о том, как тропу назад искали они, о мужестве Захара идущем первым и о радости победы. А с соседних склонов время от времени не перестают сбегать камни.

Манная каша на ужин получилась восхитительная – жидкая, сладкая и без комочков. Спасибо Наташке за манную кашку!

Долго не могли уснуть, возможно из-за перемены погоды. В 11 часов вечера мы с Наташей, устав засыпать и окончательно утомив Андрюху В, который бессонницей явно не страдал, решили проведать соседнюю палатку Захара. Вышли на улицу и обомлели… Чистое бескрайнее звездное небо, а верхушки гор освещает свет небесных светил. Это было началом хорошей погоды! Напугать хозяев палатки оказалось дохлым номером – мы шипели, скрипели и скреблись. «Да заходите, заходите!» – кричал Захар. В гостях предались азартной карточной игре, по словам Василия, не требующей особого интеллекта. Странно только, что получилась она лишь со второго раза…

Высота 2650м, прошли 7 км

Продолжение здесь

странности

да уж, странный у вас руководитель.. 35 кг вес рюкзака, это нормально для девушки.. у нас в группе, когда мы ходили на Алтай, было 9 альпинистов, из них одна девушка и у нее рюк был кг 25-27 - они лазили на Белуху.. и тот момент, когда руковод не дал вам переправиться через реку с помощью веревок и вы промокли, а другая часть позже спокойно сделала такую переправу.. хм..