Горы мира > Памиро-Алай >

Памиро – Алай, Зеравшанский хребет. Фанские горы

вершина Бодхоны

косая щель (Парандас)

Пик освоения Фанских гор пришелся на 70е – начало 80х годов, потом все переключились на новые районы – Каравшин и Ляйляк, казалось что в Фанах все что можно пройдено. Но, посмотрев свежим взглядом, удалось найти еще несколько новых логичных линий. Команда состояла из 4х человек Лавриненко Александр, Цушко Тарас, Поляков Максим, Хоменко Александр.
Первым объектом выбрали Парандас.

Парандас – небольшая, по меркам Фанских гор вершина, в гребне Замка. Высота официально считается 4250, но по нашему GPS – 4600. Перепад стены 800м. В ширину стена 2 км. Порода – мраморовидный известняк и доломит. В настоящее время на стене 5 линий, и есть еще место и рельеф для новых. Наш маршрут на Парандас проходит по центру стены, нитка маршрута хорошо читается. Ориентир в средней части – большой С-образный карниз, выше него – большой темно красный внутренний угол и в верхней части большой карниз – потолок, который обходится слева по системе углов. Почти весь маршрут пройден по естественному рельефу, только при обходе С – образного карниза, на плите пришлось пробить несколько отверстий под скайхук. В основном, скалы на маршруте монолитны, но было и несколько разрушенных участков. Лазание часто затруднялось льдом и мокрыми потеками на скалах, но думаю, время восхождения мы выбрали оптимально – при более теплой погоде больше вероятность камнепадов с гребня. Воду с собой не несли, хватало снега и льда на полках. Шли без платформы, ночевки на полках, одна сидячая.

маршрут команды (Парандас)

обход карниза (Парандас)

перила на 13-14 (Парандас)

подход пoд 2й бастион (Бодхонa)

Бодхона наш маршрут

Бодхона нижняя часть
R0-R1 По снежному склону, затем по простым скалам «бараньим лбам» подойти под основание внутреннего угла. 50м 45 III
R1-R2 По правой стороне угла вверх, затем вправо вверх по разрушенным скалам, на полку. 30м 65IV
R2-R3 Вверх через гладкую крутую стенку, забит шлямбур, дальше сложным лазанием вверх, выйти на полочку. 30м 75VIА1
R3-R4 Справа от станции камин, по нему вверх, на верхушку откола. Дальше по щели, местами на Ито, в пологий залитый льдом внутренний угол. Станция в конце угла. 20м 80VIA2, 30м65IV
R4-R5 По наклонной снежной полке(25-30), подойти под стену. Начинать по наклоненному влево внутреннему углу, затем вверх вправо, в вертикальный внутренний угол, по нему выйти на выполаживание. Станция на полочке. 45м80VIA2
R5-R6 Верх вправо по щели 10м VIA2, затем переход вправо, во внутренний угол, по углу вверх 20м65IV, до заклиненной глыбы, на ней станция.
R6-R7 От станции приспуститься 3м вправо вниз, траверс вправо 5м, затем вправо вверх на Ито к шлямбуру. От него траверс вправо, под карнизом на щель. По щели вверх, на Ито, через 10м перейти вправо вверх, лазанием, на другую щель. Станция перед внутренним углом. 30м75 VIA3
R7-R8 Вверх по углу, затем через небольшой карниз. Над карнизом вправо вверх, по глухим щелям, местами по плите на скайхуках, выйти на полочку, в основании косой щели.35м 80VIA3
R8-R9 По косой щели, влево вверх, Ито + лазание. Станция на полочке. 45м70 VIA2
R9-R10 Вверх через разрушенное нависание 5м VI , затем по щели, лазание становится проще (IV-V), влево вверх, в направлении огромного внутреннего угла. Станция на полочке. Ниже станции на 10м – полка, место бивака.(сидячего)45м 70
R10-R11 От станции вправо вверх, войти в основание внутреннего угла, далее по углу, карниз проходится в левой части. Дальше по углу. Станция справа под нависанием. 45м 80 VIA2
R11-R12 По углу, перелезть через карниз, состоящий из «гудящих» глыб, дальше снова по углу, угол сужается внутрь, в глубине лед. 40м 85VIA3
R12-R13 Вверх по углу. Сверху угол заперт большим карнизом. Под ним станция. 40м 80 VIA2
R13-R14 Под карнизом влево, выйти из угла. Затем через нависающую стенку, вверх. Станция на полке. 25м 95VI A3
R14-R15 Вверх, на пологие «бараньи лбы», по ним вправо, на хорошую полку. Здесь станция и место бивака.20м III
R15-R16 От станции вверх через стенку, затем вправо вверх по простым скалам, станция в основании щели.40м II
R16-R17 По щели, затем по камину выход на «балкон» 20м 70V
R17-R18 Вверх вправо, пересечь залитый льдом угол – кулуар. Перелезть через стенку вправо вверх и по щели выйти на полочку прикрытую нависанием. Во 2й половине дня – камнеопасно. 30м 75VIA2
R18-R19 Влево вверх, во внутренний угол по углу вверх, двигаться правее ледовой сопли. 25м 70VIA2
R19-R20 По щели 10м вверх, затем влево, выйти на лед, дальше вверх, выйти через нависающие залитые льдом скалы на полочку. 45м 70VIA2 (проходить рано утром, после 12 течет вода, летит лед и камни)
R20-R21 Вверх влево, во внутренний угол. По углу несложное лазание до полки.50м 70V
R21-R22 По полке вправо, до щели. По мокрой, разрушенной щели вверх, до полочки, затем вправо, и по углу вверх до полки.50м 70V
R22-R23 По расщелине вправо вверх. Мокро, местами лед. 50м 70V+
R23-R24 По несложным, но обледенелым скалам выйти на гребень. 20м 60IV
R24 – R27 По гребню до седловины, являющейся началом широкого кулуара, уходящего вправо. 150м II-III
R27 – R28 По правой части гребня, выйти на предвершинное плечо и далее на вершину. 250м 50II-III.

С вершины Парандаса, просмотрели подробней западную стену Бодхоны (5138), особенно правую ее часть. По стене проходит 7 маршрутов, но бастионы в правой части, по непонятным причинам никто не пробовал пройти. Мы попробовали, и получилось.
Отдохнув несколько дней на базе Алаудин, мы вышли под стену Бодхоны. Нижний бастион прорезан системой внутренних углов, по ним мы и полезли. За 2 дня провесили 6 веревок, пока не вышли на полочку, где можно ночевать полу-лежа. На 3й день оторвались от земли. Удалось дойти до выполаживания перед 2м бастионом. Выполаживание представляет собой снежно ледовый склон с выходами скал, хорошего места для ночевки нет.
Второй бастион перекрыт линией больших карнизов, но нам удалось найти логичный проход.
Из-за 3х дневной непогоды, темп движения снизился, и за поясом карнизов, пришлось сделать сидячую ночевку. На следующий день погода улучшилась, мы вышли 2й бастион и начали лезть 3й, более простой. На большой полке мы встретились с Максименей, который шел маршрут, правее нас. На 8й день восхождения, мы вышли на простой скально- снежный гребень, ведущий к вершинной башне. Неожиданным препятствием оказалась 40 –метровая скальная ступень с огромными сосульками. По самой прочной из них мы вылезли и дальше по снежно ледовому склону и простым скалам вышли на вершину.
Краткая характеристика маршрута: перепад 1188м (стенной части 840м)

Протяженность 1552м ( стены 950м)
Сложность VI+A3/A4 лед 70-75

Описание маршрута по участкам

нависает (Бодхонa)

перила (Бодхонa)

R0-R1 Начало маршрута – длинный внутренний угол, наклоненный влево. По снежному склону, перелезть через ранклюфт, и по углу вверх. Щели глухие, местами нависает. 45м 80VIA
R1-R2 От станции по разрушенным скалам, дальше угол вырождается в тонкую трещину, по ней, через небольшой «гудящий карниз», на Ито, много ненадежных точек, до шлямбура. От шлямбура влево, за угол, и по щелям, на полочку. 45м 85VIA/А4
R2-R3 Влево вверх, перелезть через большую глыбу, и войти во внутренний угол, дальше по углу. Станция на полочке. 50м 70VIA2
R3-R4 Из угла выйти влево вверх, дальше через нависающую щель, войти во внутренний угол, запертый карнизом. В углу станция. 40м 85VIA
R4-R5 По углу подойти под карниз. Карниз проходится в левой части, над ним вправо, и по внутреннему углу, выйти на полку. Справа – место бивака(полулежа) 30м 80VIA
R5-R6 С полки вверх, 10м на косую полку с живыми камнями, по ней влево, в угол, по углу выйти на полочку. Станция 25м 65V
R6-R7 Вверх 10м по внутреннему углу, затем по плите, глухие трещины, в средней части на скайхуках, в верхней части перейти вправо вверх, на хорошую щель.30м 85VIA
R7-R8 По щели, нависающей в верхней части, выйти на выполаживание.40м 85VIA2
R8-R9 По внутреннему углу вверх, под карниз, скалы мокрые.30м65IV - V
R9-R10 Под карнизом траверс влево, затем маятник 10м влево на щель. По щели выйти на пологие, залитые льдом скалы.30м 65V А2
R10-R11 По льду, местами по скалам, подойти под стену 2го бастиона. 60м 45III-IV
R11-R12 Траверс вправо, по снежно-ледовому склону, к основанию щели. В 40м ниже – место бивака(неудобное, но больше полок нет) 20м 30II
R12-R13 По нависающей щели вверх. 25м 95VIA2
R13-R14 По системе трещин на нависающей плите вверх, под карниз. 30м 95VIA
R14-R15 Вверх вправо, через карниз, следующий карниз проходится в правой части, за карнизом влево, во внутренний угол. 20м100VIA/А4
R15-R16 Вверх по углу, внутри лед, карниз проходится в правой части, за карнизом становится проще. Станция перед нависающей стенкой.50м 80VIA2
R16-R17 Вверх по щели, щель глухая, станция в основании внутреннего угла. 50м 80VIA
R17-R18 Вверх по углу, перейти вправо в другой угол, скалы залиты льдом, выйти на выполаживание. 35м 75VIA2
R18-R19 Вверх влево, по залитым льдом скалам, в крутой кулуар, и по ледовой сопле, выйти на полку. Место бивака.50м 70VIA2
R19-R20 С правой части полки, по щели, нависающей в нижней части, вверх, затем по углу. 45м 80VIA2
R20-R21 Сначала по углу, затем вправо, в другой внутренний угол. 50м 80VIA2
R21-R22 Вверх, через небольшое нависание 10мA2, дальше лазанием, чем выше тем проще, выйти на гребень.50м IV - V
R22-R23 Гребень ограничен слева стеной, справа кулуаром. По гребню 300м II под верхний пояс скал.
R23-R24 Скалы залиты льдом, есть несколько ледовых соплей. Выбираем самую толстую и надежную. По снежно ледовому склону к сопле, и по ней на верхний снежно ледовый склон. Станция на скалах. 50м 70VI
R24 – R25 по снежно ледовому склону вверх, под вершинную башню. 150м 35III
R25 – R26 Траверс по снежно-осыпным полкам с короткими скальными и ледовыми участками правой части гребня 100- 150м к узкой полке-балкону. Слева нависающие скалы. Проход по этой полке 30м, III, далее налево за угол и по скально-осыпному (в другие годы может быть снежно-ледовому) склону налево на гребень. На гребне спуск в провал слева от небольшого жандарма, далее вправо вверх по скалам 40- 50м IV вверх вправо, затем через короткую стенку 8м IV-V выйти на вершину.

сосулька (Бодхонa)

(Парандас)

Читайте на Mountain.Ru:

Тёплые Фанские Горы 2010

Очень красивый и интересный маршрут!