Горы мира > Памир >

Автор: Валерий Шамало, г. Санкт-Петербург

Как мы перезимовали лето
(Про восхождения на Коскулак и Мустаг Лёши Горбатенкова и Валеры Шамало)

Верблюд
1. Базовый лагерь (БЛ)

Среднего размера верблюд с маниакальным упорством оплёвывал жёваной травой незастёгнутый пиджак пожилого киргиза, тщетно пытавшегося навьючить на бедное животное очередной непомерно тяжёлый рюкзак. И это вместо того, чтобы посочувствовать двум безвинно страдающим существам! Ох уж этот дикий запад.

БЛ
Вообще-то в БЛ под Музтаг-Атой можно заехать на джипе, но необходимость борьбы с безработицей заставляет использовать труд двугорбых. Понятное дело, им тоже кушать надо.

Основную часть груза корабли пустынь доставляют в самый крупный в районе БЛ, расположенный на высоте 4450 м, далее, до первого лагеря 5500, курсируют рейсовые ослы. Но и выше коммерческий альпинист может себе позволить идти налегке, воспользовавшись услугами портеров. Правда, стоить это будет уж совсем запредельно.

БЛ
Вершины здесь напоминают огромные снежные холмы, прорезанные с запада на восток глубокими разломами, заполненными ледниками, реками, ледопадами. Стены этих разломов покрыты крутыми ребрами, отстоящими друг от друга на сотни метров и настолько упорядоченно расположенными, что поневоле начинаешь задумываться о естественности происхождения таких форм рельефа.

Натоптанная и промаркированная тропа из БЛ ведёт практически до вершины. Собственно «классика» нас с Лёхой не особо интересовала, думается, там при грамотной акклиматизации и соответствующем снаряжении (имею в виду очки) сможет подняться на вершину даже осёл. Но зато здесь самый большой и посещаемый БЛ из всех под Мустагом, а их в этом году было 5 или 6… А значит, здесь можно купить (да и продать) при необходимости продукты и снаряжение, заказать завтрак или ужин, узнать новости, прогнозы погоды, просто пообщаться с восходителями и гидами. Собственно, всеми этими возможностями мы в итоге рано или поздно воспользовались.

2. Подходы

Прибыв 02.08.2005 в БЛ, мы, наконец, задумались о том, куда, собственно, собираемся лезть. Изначальную мысль о восточной стене Коскулака решили оставить в подарок будущим восходителям, поскольку на подход к этой стене, по нашим понятиям, нужна примерно неделя. Либо куча снаряжения, чтобы сдюльферять на восток с перевала на леднике Калаксонг.

Вид на северную стену Коскулака
с ледопада
У нас же и снаряжения и времени исключительно мало. Особенно если учесть, что почти нет акклимухи, да ещё хочется и на Музтаг сходить.

Поэтому и решили ограничиться северной стеной, которая, в общем – то, тоже не Невский проспект, но выглядит не столь красиво, да и по высоте немногим более километра.

В компании с рейсовыми ослами 03.08.05 сделали радиалку на 5500, а днём 04.08.05 , нагрузившись, как верблюды, выдвинулись в сторону ледника Калаксонг.

Ледник Калаксонг
Плохая акклимуха, немеренные рюкзаки и незнание дороги сделали своё дело – на перевал 6100 мы поднялись только 6-го числа. При этом по дороге, проходя ледопад (вместо того, чтоб обойти его по тропе с юга), заметили группу, уплотняющую тропу на западном склоне Коскулака. Они резво поднимались вверх на высоте уже около 6000, и не было никаких сомнений в том, что на вершине уже кто-то побывал или побывает в ближайшие дни. Т.е. первовосхождений мы делать вовсе не собирались. К тому времени мы были уже наслышаны о многочисленных русских экспедициях по западным склонам непройденной доселе вершины. А 6.08 и вовсе встретили на леднике группу туристов МАИ, возвращавшихся после заброски на перевал 6100. Они готовились к восхождению на тот же Коскулак с перевала.

- Просто очный высотный класс какой-то, как в прошлом году на Конгуре, - заметил Лёха.

Действительно, создавалось впечатление, что русские лезут на Коскулак просто со всех сторон сразу. Справа по ходу красовалось около дюжины красивых скальных рёбер, выводящих на западный склон. Я живо представил себе 12 команд, лезущих одновременно с севера на Коскулак по этим рёбрам, при этом чем восточнее, тем рейтинг ребра должен быть выше, поскольку западные рёбра короче и ниже расположены.

Маршрут на Коскулак по северной стене
Тут же и мы выбрали себе маршрут – по ребру, выводящему ближе всего к вершине. Благо погода и видимость вполне позволяли сделать правильный выбор. Ребро это скорее напоминает скальный бастион, правая оконечность которого и впрямь похожа на ребро, а левая представляет собой кулуар типа «лавиносборник». При подходе к перевалу замечательная лавина продемонстрировала наглядно, как этот перевал «работает».

Вид на маршрут с запада
Стоящее правее ребро также небезопасно, оно наклонено справа налево и служит трамплином для разогнавшихся лавин, кои перепрыгивают его и изящно врезаются в 45-градусный снежный склон.

В верхней части бастиона – отрицаловка, трёхсотметровое нависание. С нашими 2-мя верёвками и небольшим количеством железа (6 крючьев, 8 буров, комплект стопперов, 4 френды, ну и крюконоги, конечно, у обоих) трудновато будет…

Лавина
Можно подняться под нависание по центру (что совсем безопасно, прикрытие сверху очень достойное), а затем обойти его слева, перейдя кулуар. Да ещё при выходе на вершинное плато – огромный фирновый карниз.

Маршрут, правда, получился не очень красивый – много траверсов налево, обход нависания. Но что делать: левее по кулуару – убьёт, правее по ребру – убьёт, вверх по отвесу – ну были бы платформа и шлямбура или хотя бы верёвок штук 6 – можно было бы.

А пока, оставив заброску со снаряжением на 5600 (на леднике) и заброску на 6050 (на перевале) с продуктами и газом для восхождения на Музтаг с юга, 7.08 вернулись в лагерь.

3. Коскулак

Не считая дня подхода (10.08.05), пролезть рассчитывали дней за 5-6, спуститься - за день. Продуктов и газа взяли на 8 дней.

Начало скального бастиона
Для прохождения фирнового нависания в верхней части умудрились в БЛ купить 2 дюралевых уголка явно российского производства, которые обычно используют в качестве снежных якорей.

Скала перед 3-й ночевкой
Утром 11.08.05 начали подъём с высоты около 5700, с ледника Калаксонг. Однако, поднявшись по снежному склону всего метров на 300 по высоте, обнаружили пещеру в бергшрунде. В ней и остановились. Сказалась плохая пока ещё акклиматизация, да и снег оказался глубже, чем хотелось бы.

12.08.05 подошли к бастиону, поднявшись ещё метров на 100. Здесь тоже оказалось замечательное место для ночёвки. Поэтому обработали 2 верёвки льда ниже скал и снова остановились ночевать, проработав всего-то часа 4. Дело в том, что на бастионе мест для ночёвок просто нет, и хотелось пройти скальную часть как можно быстрее.

13.08.05 кроме обработанных прошли ещё четыре верёвки: три – по натёчному льду, одну – по крутой, но сравнительно сухой и тёплой скале.

Нависание над 3-й ночёвкой
Поздно вечером стену освещает солнце, и можно было бы лезть даже в туфлях. Увы, мы их не взяли, решив, что на северной стене так тепло не бывает.

Остановились под небольшим карнизом. После тщетных попыток расковырять окружающую местность поняли, что палатка на этой ночёвке нам не пригодится.

Закат (на 3-й ночевке)
Сели на уступ, верёвками вокруг животов привязались к крючьям и стали думать, как спасаться от холода. Хорошо бы чем-нибудь накрыться, но вот чем именно… чтоб оно ещё не улетело.

Уважаемый Читатель самостоятельно может развить эту тему, домыслив, чем именно можно накрыться в описанной ситуации. Но мы, как ни странно, выбрали салевовский спальник, который оказался снабжён какими-то петельками по краю – наверное, для страховки специально (!).

3-я ночёвка

Скалы перед 4-й ночевкой
Прищелкнув их к многочисленным крючьям над головой, мы оказались как под одеялом. Только ноги торчали.

На следующий день прошли опять же 4 верёвки по разнообразному рельефу, последняя из которых – тоже по крутой и сравнительно тёплой скале.

Много сил отнимало постоянное вытягивание рюкзака, который, как всегда, имел тенденцию за что-либо зацепиться и застрять.

Место 4-й ночевки,
фото с траверса
Ночёвка оказалась не лучше предыдущей, хотя мы и попытались натянуть на себя палатку.

15.08.05 прошли почти 5 верёвок, из которых 2 – траверсом влево, в обход нависания.

Вид на восток с 4-й ночевки
И опять не удалось выдолбить площадку для лежачей ночёвки. Хуже того, при попытке это сделать я отломал лопатку от кэмповского ледоруба, да ещё и взятого в аренду в Кашгаре. Забегая вперёд, замечу, что, к счастью, Лёха умудрился впоследствии купить неплохой ледоруб в БЛ всего за 20 евро, и с арендодателями мы разобрались. А тогда меня весьма удивило то, что головка ледоруба оказалась не монолитной, а лопатка каким-то странным способом приклёпана к остальной части. Может, это некий особый, китайский кэмповский ледоруб. Ой, давайте считать, что я про это не писал, а то в антирекламе обвинят…..

Наконец, 16.08, успешно перебравшись через кулуар налево, на высоте около 6600 в глубоком снежном склоне вытоптали нормальную площадку.

Однако еды (а главное, газа) осталось дня на 2. Надо бы 17-го быть на вершине. А впереди ещё ужасный фирновый карниз. Пока к нему подошли, уже упахались до предела, местами приходилось просто рыть траншею в снегу, уминая его коленями, руками и прочими частями тела.

Фирновая стенка. Фото с ночевки 6600.
По ходу постоянно наблюдали за группой, которая начала подъём по южному гребню на Музтаг. Наверное, взойдут. Так что наше восхождение по тому маршруту будет разве что вторым.

Лёха лезет на фирновую стенку
Фирновая стенка оказалась довольно неприятной. Сначала метров 10 почти вертикально, затем налево траверсом немного положе, далее полочка, и напоследок - карнизик метра 2 .

Поначалу я даже не понял, что тут делать надо, дюралевые уголки и то держали плохо - настолько рыхлый фирн. Но Лёха героически пролез всё на ИТО, повисая поочерёдно то на одном, то на другом уголке.

Северный край вершинного плато.
До вершины метров 100
И вот, уже ближе к вечеру, выбрались на плато. От места выхода до вершины оказалось не более 300 метров. Видимость была неплохая, только с юго-востока от вершины обзор закрывало густое облако.

Вершина – снежное возвышение немногим меньше футбольного поля, уходящее длинным пологим склоном на запад и несколько круче – на восток.

Вид с вершины на запад
Скал нет, обозначить вершину сложно. Пришлось немного приспуститься к северу, чтоб как следует увидеть весь маршрут по южному гребню на Музтаг.

Вершина
Засветло успели вернуться к палатке.

Была мысль спускаться на запад, но её отбросили сразу – тащить всё почти на вершину, да и путь нам неизвестен, при ухудшении погоды можно спуститься Бог знает куда. А газа и еды осталось чуть-чуть.

Вид на северо-восток
Сдюльферяли по кулуару. Часа за 2 съехали верёвок на 7, при этом несколько снежных лавин попытались ускорить наш спуск, причём 2 из них – весьма настойчиво. Хотя и сильного снегопада не было.

Мустаг с юга. Вид с вершины Коскулака на север
Боролись с этим злом примерно так: делали очень надёжные станции, по возможности под прикрытием выступов, сразу снимали рюкзаки, приходя на пункт, да и побыстрее ехать старались.

Заметили, как на перевал 6100 поднялась группа МАИ-шных туристов.

А вот до лагеря в тот день не дошли – сбились с тропы в темноте и заночевали на траве, даже без палатки, примерно в километре от лагеря.

Маршрут по южному гребню на Музтаг
4. Музтаг

21.08.05 (за один день) поднялись из БЛ на перевал 6100. Кого только там не было! И МАИ-шники (надеюсь, не обидно звучит), и группа москвичей, спустившихся с южного гребня. Последние поднялись только до 6800, далее погода помешала. Действительно - похолодало, а главное – начался сильный порывистый ветер. Так вот и оказалось, что мы делаем первопрохождение.

Посмотрев на наше снаряжение, москвичи прониклись сочувствием и жалостью. Мне были подарены бахилы, оказавшиеся впоследствии весьма кстати выше 7200.

Южный гребень, фото с высоты ок. 6300
22.08.05 начали подъём по гребню.

Вид на перевал 6100 с южного
гребня, 6300
Наибольшая проблема заключалась в том, чтобы поставить на ветру палатку, ничего при этом не упустив. Да ещё сломались 2 молнии: одна на тенте, другая на внутренней части. Соответственно, ночью палатка заполнялась снежной пылью, как мы ни старались заткнуть образовавшиеся дыры. Но поскольку было холодно, снег не таял, и спальники не промокали. Дошли тогда как раз до 6800, до площадки, отрытой москвичами.

Следующая ночёвка была на 7200, вблизи перевала между Калаксонгом и Мустагом. Остановились довольно рано, потому что просто замёрзли.

Калаксонг, фото с перемычки 7200
24.08 сначала пошли в сторону Калаксонга, до него метров 70 по высоте, но вскоре, не дойдя до вершины, плюнули на неё и двинулись на Мустаг. Опасались более всего, что испортится погода и пропадёт видимость.

Вскоре так и случилось. Наползло облако, видимость упала метров до 100 – 200. Но к тому времени мы вышли на советский маршрут 1956 года, который оказался промаркированным флажками.

Валера на вершине Мустаг-Аты

Лёха на вершине Мустаг-Аты
Удивились огромному количеству разнообразных вешек на вершине. К тому же и вершин оказалось две: одна чуть южнее, другая - наоборот. Между ними метров 50 по ровному месту, и определить, какая выше, мы так и не смогли.

Уже в темноте успели в БЛ.

Пришлось в темноте приводить в порядок снесённую ветром базовую палатку. Киргизы её привязали кое-как, но все продукты смешались в кучу, и внутри царил невообразимый хаос.

Вот вроде и всё. 25.08.05 уехали в Кашгар.

Прости меня, о великий Читатель, за столь скучное повествование, но уж очень сложно описывать события, когда никаких событий почти и не происходило. Из всех пережитых нами сложностей достойны упоминания, пожалуй, 3 сидячих ночёвки подряд, фирновая стенка, да ещё помёрзнуть на Мустаге пришлось.

Ах да, ещё одна сложность – отчёты писать. А что делать, кому сейчас легко…