Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Западная Европа >


Всего отзывов: 3 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00


Автор: Малиновский Юрий, г. Санкт Петербург

Как же съездить в Норвежские горы?

Читайте на Mountain.RU:
Камчатка доступна, Малиновский Юрий, г. Санкт-Петербург
Норвежские горы, фиорды и водопады, викинги и автобаны – кто не слышал эти сказки из телевизора! А ведь, судя по глобусу, это все не так и далеко.

Можно ли туда попасть, не имея там родственников и миллиона долларов в швейцарском банке? Что ждет там туриста? Эти вопросы стали занимать меня с осени, когда я увидел на сайте «Аэрофлота» слова «распродажа авиабилетов» и цифры 99 USD за перелет Москва-Осло-Москва.


Карта
Но все же зима накладывает некоторые ограничения на путешествие, да отсутствие информации давало знать. Воображение рисовало зимний вечер в Осло: -15С , турист с лыжами и рюкзаком, стоящий перед отелем с номерами €200 за ночь. Интернет полон рассказов «как Васька пил пиво», «как Димон потратил €5000 на отпуск», но первая информация для меня была бесполезна, а вторая только огорчала. Для сведения, за гораздо меньшие деньги можно съездить в Перу – увидеть древние города инков, Анды и сельву Амазонки (оказывается, с этой страной у РФ есть соглашение о безвизовом обмене, покупай билет – и езжай). Из альпинистских объектов русскоязычные сайты указывают только стену Троллей, но многим ли по силам, многим ли просто хотелось бы на нее залезть? Поэтому мы решили для надежности поехать в Норвегию а) летом б) на своей машине и за оставшееся время провести основательную подготовку.


Road #7 Берген-Осло
В результате мы съездили с 18.08 по 06.09.05 в небольшое путешествие по маршруту СПб - Турку - паром – Стокгольм – Осло - Jotunheimen national park (Juvasshytta, Leirvassbu) – Geiranger – Jostedalsbreen national park (Bodal, Kjenndal, Briksdal) – Jostedalen valley – Берген – Hardangervidda – Осло – Стокгольм – паром – Хельсинки – СПб. Всего 4 тыс. км.

Так как за 20 дней мы видели только одну (одну!) машину с русскими номерами, то очевидно, что очень мало наших туристов знают о возможностях походить здесь. Многие слышали, что «там всё дорого», «туда не пускают», «высокие штрафы», «часты отказы в визе» и т. п.

Хочу немного осветить вышеуказанные проблемы. Думается, это будет интересно многим.

Никакая часть данного отчета не может быть рассмотрена в качестве руководства или призыва к нарушению ПДД, Таможенных, Иммиграционных или иных правил, законов или положений. Все цены даны только для справки, их наличие на момент вашей поездки НЕ гарантируется, данные о наличии тех или иных товаров в магазинах – также даны исключительно для справки. Все советы даны с точки зрения автора, отражают его личную частную точку зрения, все советы актуальны исключительно на момент написания отчета – 07 сентября 2005 г. Все горные маршруты представляют потенциальную опасность для жизни и здоровья, никакая часть данного отчета не может рассматриваться как руководство к занятию каким-либо спортом.


Geiranger
Общая характеристика района

Отличие Швеции и Норвегии от других стран Европы – тут поощряется туризм. Много национальных парков, где разрешено ходить, ставить палатки, собирать грибы-ягоды, плавать на лодках и т. п. (об этом говорят информационные щиты)

Норвежские горы

В Норвегии гор много, крупные и популярные – это Ютунхеймен (Jutunheimen), Йостедалсбрин (Jostedalsbreen) и плато Хардангервидда (Hardangervidda)...


National Tourist road #258
Ютунхеймен национальный парк. Горы 1800-2400 м., тут находится высшая точка Скандинавии – гора Галдхопигген (Galdhopiggen), 2469 м. Много озер, кое-где есть тропы и хижины Ассоциации проводников (www.dntoslo.no), есть интересные вершины разной сложности, ледники.

Вот обзор с кучей ссылок - http://www.summitpost.org/mountains/mountain_link.pl?mountain_id=827, Тут можно скачать кусочки схемы гор http://www.etojm.com/Norsk/Topper/Toppkart/Galdhopiggen.htm
Тут есть очень хорошая книжка James Baxter’а «Scandinavian mountains»

Карты, к сожалению, мы нашли только там, в продаже были 1 км - 500-метровки по 99-129 nok за лист (~500 руб). На 3 листах помещается весь Ютунхеймен, но в продаже есть комплект из 2-х карт – самый популярный кусок. Можно купить в РФ 10-киломеровку страны (эта карта входит в комплект книжки-путеводителя на русском языке), но можно и там за 250 nok купить 4-километровку всей южной Норвегии.

Общий маршрут движения к западной части парка – из Осло через Лилехаммер и Отту, далее в Лом, и по 55-й дороге до нужного места. Если вы желаете взойти на Галдхопигген – то самый легкий вариант это заехать в Juvasshytta (дорога платная, 70 Nok, и весьма существенный уклон дороги – берегите сцепление). Кроме горы, есть горнолыжный склон с подъемником, достаточно длинный, действует в течение всего лета, можно покататься. Тут есть фото .

Полезные сайты www.fjellnorge.no, www.leirvassbu.no, www.krossbu.no, www.spiterstulen.no, www.turtagro.no.


Briksdal
Йостедалсбрин национальный парк. Основная достопримечательность – крупнейший в Европе ледник (475 км2). Ледник лежит на плато и сползает в долины ледопадами. Некоторые горы (Lodalskapa 2083 м.) возвышаются над ледником скальными башнями и представляют собой популярные маршруты. Та же Лодалскапа (в описании Бакстера 9-12 часов от Бодалссетра) – ключевой участок ледовый склон 50gr – 60 м. и далее 30gr – 50 м.

С востока есть интересная долина Jostedalen – www.jostedalen.no (вверх от городка Гаупне, что на берегу Согне-фиорда). Судя по рекламе, именно здесь возможно поплавать на каяке по ледниковым озерам – www.icetroll.com. Попасть сюда можно по дороге Берген-Осло с переправой через Согне-фиорд.


Laerdal tunnel (это который 24 км)
Надо отметить, что вопреки мифу об отсутствии инфляции в Европе, еще в отчете 2001 г. стоимость парома была 76 nok за четверых человек в машине, а мы заплатили уже 123 nok за двоих. Приехать в Бриксдал, Гейрангер и под Лодалскапу советую через Лилехаммер-Отту. Мало того, что при движении с юга вам придется воспользоваться паромом, так и еще встретится платный тоннель (достаточно редко, но встречаются платные тоннели) – это 160 nok.

Полезные сайты www.bfl.no , www.fjaerland.org , www.briksdalsbre.no

Хардангервидда национальный парк. Самый большой парк Норвегии. Плато выше зоны леса, озера, горы и снежники. Вершины 1500-1600 м.. Чем-то похоже на Хибины. Проехать по 7-й дороге от Осло, есть автобусное сообщение. На шоссе много площадок для парковки.
Полезный сайт www.hardаngerfjord.com


Стокгольм. Велосипедов – до черта
Справочные сведения

Как же получить визу?

Требуется шенгенская виза.
Существует два основных способа получения визы для попадания в Норвегию:

– как нам объяснили неустановленные лица у консульства, можно получить финскую шенгенскую мультивизу на полгода. Потом съездить в Хельсинки на 1 день на автобусе выпить чашку кофе. Далее, имея мультивизу, уже можно ехать на самолете в любую страну Шенгена, и на вопрос что вы забыли, например, во Франции, отвечать – вот я просил визу в Финляндию, получил, и съездил, но пока у меня есть одна действующая шенгенская виза – другую (например, французскую) не выдают. Т. е. можно ехать и в Норвегию.
Хоть это более затратный путь, зато и беспроигрышный – число отказов в визе чуть ли не 0,5% (это написано на сайте посольства).


Стокгольм
- вы просите однократную норвежскую шенгенскую визу непосредственно в посольстве/консульстве Норвегии. Мы шли этим путем. Список документов есть на сайте http://www.norvegia.ru/visa/visa.htm Справка о з/п должна быть на сумму 30-50 т. р. и с текстом, что на этот срок вам предоставят отпуск. Фото не должно быть напечатано на принтере. Нужно приложить распечатки эл. писем о бронировании кемпингов и маршрут по дням (на английском). В маршруте не надо писать про climbing и прочую крутоту – могут решить, что сумма страховки маловата, ваш маршрут надо бы согласовать, например, с Ассоциаций проводников, могут попросить документы о вашей квалификации – т. е. просить принести переведенные на норвежский и нотариально заверенные документы из МКК всяких и пр. – в общем, погонять. Важный момент – вы получите визу именно на те сроки, на какие просили, а не на абстрактные 25 дней!

Это менее затратный путь, но сроки рассмотрения вашего дела могут затянуться! Запросто могут думать два месяца, поэтому подавайтесь заранее. Разумеется, летом в консульстве очереди.


Ночной Осло
Cм. также http://wwwboards.auto.ru/travel/316897.html http://wwwboards.auto.ru/travel/0604/199825.shtml http://wwwboards.auto.ru/travel/319522.html http://wwwboards.auto.ru/travel/317573.html http://wwwboards.auto.ru/travel/314374.html http://wwwboards.auto.ru/travel/319469.html.

Требования к ТС (вашей машине), пересекающей границу, указаны тут http://www.mintc.fi/www/sivut/dokumentit/liikenne/suomenl/li170400534rus.htm, коротко – машина должна иметь возможность сама пройти техосмотр. У нее должно быть все исправно, тормоза (в т.ч. «ручник) и свет - работать. Не должен идти дым из выхлопной трубы.. Этого – достаточно. Очередь на 60% состоит из «шестерок», «четверок» и «девяток». Так что – не переживайте, если у вас нет «старой двухлетней паджеры», на возможности путешествия по Европе это не сказывается.


Осло. Города несколько забодали
Но очень нехорошо, если из машины масло течет – парковка машины в кемпингах происходит на газоне, где потом другие ставят палатки, ходят босиком и т. п. Масляные пятна тут – плохо. Кроме того, на пароме лужа масла утром может привлечь внимание персонала парома.

Относительно возможных неполадок вашей машины: машины импортного производства вы можете починить в тамошних сервисах. Вот тут http://www.travel.auto.ru/daniya.html человек менял радиатор Subaru. Видели сервисы и перевозку неисправных машин на эвакуаторе. Машин отечественного производства там не видели, соответственно, вряд ли есть в наличии запчасти. Вот тут http://wwwboards.auto.ru/spb-club/0860/265662.shtml упоминается ремонт ВАЗа в Скандинавии. Если едете на русской машине - все критичные запчасти возьмите с собой. Эстакад там мы не видели вовсе, если планируете крутить гайки собственноручно – возьмите подставки. http://wwwboards.auto.ru/travel/310713.html


Музей Кон-Тики и Хейердала
О страховках

Для поездки вам потребуется страховка гражданской ответственности водителя («грин-карта») и медицинские страховки на всех.

О Грин-карте http://www.travel.auto.ru/, http://wwwboards.auto.ru/travel/0232/78377.shtm, http://wwwboards.auto.ru/travel/268470.html.

О мед. страховке - http://www.mountain.ru/useful/dictionaries/2003/strahovka/, http://reports.travel.ru/letters/45548.html, http://www.mountain.ru/forum/MR/messages/157417.htm.

Мы покупали страховки у *** из-за минимальной стоимости. НО при этом понимали, что в случае НС надо будет из Норвегии звонить в СК в Питер и согласовывать расходы свыше 200 евро (это написано в Договоре страхования).

Единственное НО – Норвегия не Габон, если в больнице города Согндал, что на берегу Согне-фиорда, у вас отберут паспорт – пока не заплатите, то может, это не так и плохо?


Ekeberg camping в Осло
Кемпинги

Для получения визы вам потребуются ответы из кемпингов. Это совершенно бесплатно. Кемпинги и их e-mail можно найти на www.camping.no , www.camping.se, http://wwwboards.auto.ru/travel/0125/37859.shtml , http://www.travel.auto.ru/, http://www.norvegia.ru/travel/accommodation/accommodation/bed.htm , http://wwwboards.auto.ru/travel/314374.html

Паромы

Паромы из Турку в Стокгольм ходят трех компаний – это «Silja Line», «Viking Line», «Sea Wind». http://www.seawind.fi/index.php?l=eng, http://www.silja.ru, www.vikingline.fi. Билеты на «Силья» и «Викинг» можно купить в РФ, например, у www.paromy.ru или www.norvicafinland.org. Это именно билеты, со всеми нюансами их сдачи в случае чего.


Cruise ship «Oceana» в Olden
Про «Морской ветер» читайте тут http://wwwboards.auto.ru/travel/104589.html. На «Викинге» бывает sleeping room – зал с велюровым полом, где народ расстилает спальники и едет (так дешевле). Ценные вещи в камеру хранения (2€). Контингент на паромах – пенсионеры на 80%.

И вот визы получены, паромные билеты и страховки куплены, можно ехать.

Технология пересечения границы достаточно полно описана тут http://julia-alexander.narod.ru/01.htm и тут http://www.travel-old.auto.ru/ и тут http://wwwboards.auto.ru/travel/317198.html . Новое можно узнать тут http://wwwboards.auto.ru/travel/ .


Берген
Вкратце: едете по шоссе, видите шлагбаум – погранцы проверяют паспорта, потом через пару километров собственно здание КПП. Пока стоите в очереди, заполняйте 2 экз. декларации, ее заполняет только водитель, он осуществляет временный вывоз ТС. Если у вас меньше $10 000, валюту писать не надо, телефоны и видео – тоже не надо. Всё, паспорта - в зеленую будку все (паспортный контроль), подзываете таможенника для осмотра ТС. Он берет 1 экз. декларации, другой экз. надо вернуть при въезде – не потеряйте его. Далее метров через 200 магазин беспошлинной торговли («дьюти фри»), и через 1 км приезжаете в государство Финляндия. Тут три коридора – для автобусов и грузовиков, для а/м фиников и для россиян. Вам – в последний, правый. Как подойдет очередь, ставите машину у шлагбаума и все идете на паспортный контроль. Вас финик спросит – куда едете? Мы отвечали – В Норвегию, путешествовать (виза у нас была выдана консульством Норвегии). Это его удовлетворило. Машину не смотрели. НО вообще запрещен ввоз на территорию ЕС продуктов – целый список. Чая, например, можно только 100 гр/чел., колбаса и молочные продукты – полностью запрещены и т. д.
И всё – как говорит браток из известного фильма – «дальше блок-постов нету до самого Лиссабона».

Великий русский языка

Вполне достаточно, если вы знаете по-английски хотя бы несколько слов. На границе с вами говорит финский таможенник по-русски, на пароме «Викинг лайн» есть русский администратор, в Стокгольме в метро и музеях есть буклеты на русском (не везде, конечно), часта русская речь. В кемпинге Ангби (www.angbycamping.se) администратор выучил слово «душ», и т. п. Много указателей, всё понятно и так.
В Осло на русском уже буклетов почти нет. Но туризм там очень развит, столько указателей и пиктограмм, что все ясно и так.


Озеро Oldevatnet близ Sunde и Jostedalsbreen
ледник
Движение к норвежским горам

От границы РФ до Осло ровно 1000 км по шоссе (если в целях экономии ехать через Турку). Далее, до национальных парков с горами еще примерно 200 км. Разумно разделить этот перегон на 3 части. Это расстояние от границы РФ до какого-либо порта Финляндии (Турку или Хельсинки), далее ночь на пароме. Второй этап – Стокгольм – Осло и третий – Осло – горы. Вполне возможно проехать этапы 2 и 3 за 1 день, это примерно 700 км. В принципе, от Стокгольма до Осло 5 часов, до гор еще часа 2-3.

Периодически встречались знаки – елочка и скамейка – это место отдыха. На некоторых площадках для отдыха был бесплатный туалет с горячей водой, мылом, феном и пр., столами для обеда и навесами, карта местности с указанием, где ты на этой карте. На карте такие стоянки обозначены Р и WC если есть туалет с гор. водой. Хорошее место - не доезжая до городка Karlskoga.

Границы между Швецией и Норвегией как таковой нет, никому ничего штамповать было не надо. Движение по Е18. Если вы решили заночевать в Осло (как мы), то вас ждет платный проезд через городок Аskim (20 nok) и платный въезд в Осло (20 nok). Советую ехать ЗА местным – если висит знак «50», и вы едите 45, то этим серьезно тормозите местное дорожное движение – местные тут едут 60-70, и тормозят только перед traffic control. В итоге за вами собирается хвост из 20 и более машин.  В Норвегии о местах с измерителями скорости сообщают щиты метров за 200, и еще – измерители скорости есть не всех на трассах. Например, на 7-й дороге их нет вовсе.

Постов ГАИ вообще нет, никаких. Полицейских с радарами, как у нас – тоже не было вообще. Люди ездят разумно, 200 км/час никто не гоняет, по тротуарам не ездят, пешеходов гудками не пугают. Вот тут http://www.bugeurope.com/transport/driveno.html есть ПДД Норвегии. http://www.russisk.org/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=1126

О парковках. Во всех крупных городах они платные в центре. В маленьких городках и селах – парковки были бесплатные. Стоимость парковки в центре Стокгольма или Осло – была 30-35 крон в час. Оплата монетами автомату. Парковка в порту Турку http://wwwboards.auto.ru/travel/0296/98779.shtml парковка в Стокгольме http://wwwboards.auto.ru/travel/315405.html, в Хельсинки http://www.auto.ru/wwwboards/travel/0190/61557.shtml, www.suomi.ru , www.helsinki.ru. http://www.boards.auto.ru/travel/339146.html
Мы не парковались в центре, никакими платными парковками не пользовались. В Осло жили в Ekeberg camping (см. www.ekebergcamping.no) – это 40 мин. пешком до центра, в Стокгольме – тоже 10 мин. до метро из Angby camping.


Hardangervidda national park
Бюджет поездки

Расходы сложились из нескольких основных пунктов (в пересчете на рубли по текущим курсам):
1. Визы, страховки, Грин-карта – 4 000 руб.
2. Паром в Стокгольм и обратно – 8 700 руб.
3. Проезд в городах – 3 000 руб (Oslo pass, метро Стокгольм и пр.)
4. Платные дороги, паромы и тоннели – 2 400 руб.
5. Кемпинги - 4 000 руб.
6. Еда – 5 800 руб.
7. Бензин - 13 000 руб. Средний расход бензина по равнине 7,4 л./100 км, в горах 8,4 л/100 км
8. Ремонт машины после поездки – 2 000 руб.
9. Запчасти для машины – 3 700 руб.

Итого: 47 тыс. руб. на двоих без учета покупок. Это примерно $1680.

Важное замечание – в кафе не ходили, ночевали везде в палатке, ехали в не сезон, готовили сами, продукты там практически не покупали, в Бергенский аквариум прошли без билета (так получилось:) , а это 200 nok – 900 руб.), и т. п.

Выводы, рекомендации

1. Наверно, целесообразно поехать в июне-июле – в горах должно быть тепло. Обратите внимание, описания в книжках даны именно на этот период, видимо, это неспроста.

2. Стоит рассмотреть вариант самолета в Осло и обратно, если вас интересуют только горы. http://www.russisk.org/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=3311 Возможно, это будет дешевле поездки туда на своей машине. Или машина должна быть минивэн и там должно ехать 4 чел. Также хороший вариант – пассажирский дизельный микроавтобус. Так часто путешествуют молодежные компании европейцев – в м/а 4-5 чел, сзади навешана связка велосипедов.

Советы по снаряжению

1. Учитывая характер погоды, надо иметь накидки на себя и на рюкзак, ветроустойчивые палатки. Наша «Lafuma Acadia 2/3» с пластиковыми дугами, например – не подходит!

2. Надо иметь запас газа – костры разрешено жечь только с 15.сентября по 15.апреля. Газовые баллоны Primus (резьбовые) продаются везде в спортивных магазинах, 75-85 nok.

3. Распродаж интересного для нас снаряжения мы не видели. Даже газовая лампа Primus чуть дороже, чем в СПб. Поэтому всё берите из дома.

4. Цены на продукты – были «как в СПб, только в кронах». Т. е. в 4,5 раза дороже. Исключений немного – охлажденное мясо, например, было дороже всего на 50%.

5. Желательно иметь машину с кондиционером – в городах и так непросто ориентироваться, и жара не должна быть дополнительным стрессом. Как не удивительно, наименее дорогой бензин – в Швеции.


Geiranger. Байдарку можно взять напрокат
Где можно поплавать на байдарке?

Кроме речек, по которым есть только рассказы в стиле «отличная рыба, прекрасное пиво» (например http://www.turclub.kostroma.ru/news/news2004/skandinav.htm, http://www.tristihii.ru/tur/norw2002.shtml, http://www.tristihii.ru/tur/norw2003_1.shtml) советую посмотреть сайты: www.vetle-kroken.com, www.nordicventures.com , www.vossrafting.no и www.icetroll.com .

Можно увидеть, какие маршруты существуют, и пройти что-то аналогичное. По фиордам можно плавать, это разрешено, проблем нет. Если коротко, то очевидные варианты – это

1. Заехать в Eidsdal, оставить там машину, собрать байдарку и приплыть на ней в Geiranger. Это примерно 40 км. Потом съездить на автобусе за машиной (расписание автобусной компании Fjord1 есть на www.fjord1.no )

2. Заехать в Gudvangen и аналогично приплыть во Flam. Думается, лучше так – Флом маленький поселок, там надо будет поискать место для бесплатной парковки.


Виден м/а с велосипедами
Веломаршруты

Существуют bicycle road – например Laerdal – Luster – Turtagro. Места, действительно, замечательные. Также посмотрите http://www.rallarvegen.no/default.asp?sprak=3 – в сезон там массовое катание.

Полезные ссылки на русском языке:

http://www.turist.ru/onews/stories/index2.shtml?2003/05/14/24410 - «Пособие едущим на край света»
http://tournavigator.ru/pclub.php?id=356 – что посмотреть в Норвегии.
http://www.sun-light.ru/index/catalogue/149 - что посмотреть в Норвегии.
http://norway.narod.ru/ - сайт общей информации.
http://www.norvegia.narod.ru/ - сайт общей информации.


Отзывы (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Сортировать по: дате рейтингу

Про поход и ледник

Может кому-нибудь пригодиться... Мой отчет о походе по норвежским горам в районе города Lom http://yboris.blogspot.com/2009/11/blog-post_23.html И отчет о прогулке по леднику: http://yboris.blogspot.com/2009/12/blog-post.html Удачных путешествий!
 
отзыв

Юра! Молодец! Очень хороший отчет написал! Вот сижу - изучаю. кстати первые четыре "полезные ссылки на русском языке" не открываются.
 
норвегия

Очень интересная статья! спасиюо за информацию. Мы собираемся в Норвегию в июне и все это нам пригодится. напишем потом о том как съездили. Оксана
 

Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2017 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100