Руководитель: А.Старшов, Москва

3250м

запад - восток

Прохождение

лед.Псыш (р.Псыш) - лед.Буша (р.Секиртме, р.Псыш)

Ледорубы, каски, веревки, система, карабины, ледобуры, кошки.

Описание даётся от Аманаузской поляны на впадение р. Аманауз в р. Псыш до впадения р. Чучхур в р. Кизгыч-Баш.

Пер. Кизгыч Ложный

1Б*

3025м

запад - восток

Прохождение

лед. Буша (р.Секиртме, р. Псыш) - лед. Кизгыч-Баш (р. Кизгыч-Баш, р. Кизгыч)

Ледорубы, каски, веревки, система, карабины, ледобуры, кошки.

От Аманаузской поляны [1750] идём по тропе вверх по левому берегу р. Псыш. Кое-где тропу пересекает лесовозная дорога. Проходим ночёвки перед Немецким бревном через р. Псыш. Тропа идёт сосновым лесом. Вскоре начинается криволесье, тропа хорошая, но иногда теряется в кустах, кое-где подмыта рекой. Открываются верховья р. Секиртме с языком лед. Буша. Прямо по ходу г. Токмак (3412) (см. Рис. 46). Тропа входит в зону альпийских лугов и огибает мемориальный камень с памятной табличкой [1900] (2.30) . От этого места надо переправляться на правый берег р. Псыш, чтобы идти на перевалы Чучхурская щель (1Б*) и Кизгыч Ложный (1Б, 3025). Мы же идём дальше по левому берегу р. Псыш сильно заросшей тропой. Поднимаемся по старому заросшему моренному валу в верховья р. Псыш, находим снежный мост чуть выше слияния р. Секиртме и Псыш и переходим на правый берег. Движемся вверх по правому берегу р. Псыш вдоль реки, приходится перелазить некоторые участки по камням, а затем уходим в криволесье налево, поворачивая к снежнику, ведущему на пер. Токмак.

По карману между двумя гребными морен по травянистому склону (до 300) поднимаемся к талому озеру под восточной частью лед. Псыш [2250] (см. Рис. 48). На травянистой полянке оборудованные ночёвки. Вода из ручья в 50 метрах в сторону ледника. Ставим лагерь.

Рис. 46. Д.р Псыш

Рис. 47. Д.р Псыш

Рис. 48. Подъем к ночевкам под пер. Токмак

9 день -05.07

Метеоусловия

лед. Псыш - пер. Токмак (2А) - лед.Буша - пер.Лож.Кизгыч (1Б*) - лед. Кизгыч - р.Кизгыч

8,1

+900
-850

6 ч. 10 мин

Ясно, +18..+20°С, 1 м/c

Выход группы в 6.00. На ледник выходим по гребню старой правобережной морены. Перед самым ледником тропа по гребню морены закачивается и приходится идти по широкой наклонной скально-осыпной полке над "бараньими лбами" (1.00) . Выходим на закрытый, местами открытый ледник крутизной до 300. Идём в связках вправо к центру ледника постепенно набирая высоту, затем поворачиваем налево, придерживаясь левого по ходу движения борта ледника (см. Рис. 49). В это время года, нам удалось пройти весь ледник в связках с одновременной страховкой, хотя по фотографиям, сделанным в июле - августе, на центральную часть ледника не выходят, а вешают 2-3 веревки вверх, придерживаясь левого по ходу движения борта ледника. Далее по открытому местами, закрытому леднику поднимаемся в связках. Трещины или обходим или переходим по снежно-ледовым мостам(см. Рис. 50). Выходим на выполаживание под перевальным взлётом и по закрытому леднику перевального взлёта (до 300) выходим на пер. Токмак (3.00).

Рис. 49. Путь подъема на пер. Токмак

Рис. 50. Трещины при подъеме на пер. Токмак

Рис. 51. Перевальный взлет пер. Токмак

Перевал Токмак (2А, 3250) представляет собой широкую снежную седловину ограниченную с севера г. Токмак, а с юга г. Псыш. Много мест под палатки, но седловина сильно продувается. Тур расположен на скалах склона г. Токмак. На восток открываются виды на пер. Лож. Кизгыч, пер. Траверсный, пер. Чучхур, пер. Чучхурская Щель (см. Рис. 52). Спуск начинаем непосредственно от седловины по закрытому леднику (до 200) . Для того, чтобы спуститься в д.р. Секиртме или сразу продолжить путь через пер. Кизгыч Ложный, можно спускаться по направлению стока воды, по возможности, обходя участки открытого льда и забирая влево. Ежели предполагается ночёвка на лед. Буша, то наиболее подходящее место для этого - скалы слева по ходу при спуске с пер. Токмак. Скалы (0.30) имеют плоский травянисто-осыпной верх [2900] и обрываются на лед. Буша "бараньими лбами" и отвесами. На скалах есть несколько хороших мест под палатки, удобное место для примуса, вода в 50м на леднике. Устраиваем обед на площадках (см. Рис. 53).

Рис. 52. Вид на восток с пер. Токмак

Рис. 53. Путь спуска с пер. Токмак к бараньим лбам, стоянки

От скал идём в связках траверсом открытого ледника вправо в направлении пер. Чамагвара (2А) в ГКХ (см. Рис. 54). Затем, когда угол наклона уменьшается до 300, начинаем спускаться в цирк пер. Кизгыч Ложный. Далее к перевальному взлёту пер. Кизгыч Ложный [2800] (см. Рис. 54). Лавируя между трещинами и обходя верхний берг справа выходим на перевал (1.00) (см. Рис. 56).

Рис. 54. Спуск в цирк пер. Лож. Кизгыч (1Б)

Рис. 55. Подъем на пер. Лож. Кизгыч с запада

Рис. 56. Верхний берг пер. Лож.Кизгыч(1Б)

Перевал Кизгыч Ложный (1Б, 3025) представляет собой широкую снежную седловину подрезанную с западной стороны бергом. Есть места под палатки. Тур расположен в скалах на северо-востоке. С седловины хорошо просматривается спуск с пер. Токмак.

Спускаемся по закрытому леднику в направлении стока воды в связках. Вскоре ледник становится местами открытым, крутизна увеличивается до 300. По ходу забираем вправо, скальные участки обходим слева по ходу движения, снова забирая на центральную часть ледника, а затем траверсом вправо. (см. Рис. 57, Рис. 58). В более позднее время группы предпочитают передвигаться по скалам и вешать одну - две веревки на спуск. После начинается выполаживание, в конце висячей долины снимаем системы, переходим на левый берег реки и начинаем спуск вниз по травянисто-осыпному склону (до 350) в д.р. Кизгыч.

Рис. 57. Вид вниз с лед. Кизгыч

Рис. 58. Путь спуска с пер. Лож. Кизгыч

По травянисто-осыпному склону (до 350) спускаемся в долину реки лед. Кизгыч-Баш, где можно стать на ночёвку. Идём левым берегом реки по нечётко выраженной тропе и упираемся в крутой спуск по "бараньим лбам" в конце долины [2400] (1.15). "Бараньи лбы" обходим по травянистой балке по высокой траве. Кое-где просматривается присутствие тропы. И спускаемся к р. Кизгыч-Баш [2150]. Возле огромных валунов на берегу реки есть оборудованные ночёвки (0.50), мы же движемся дальше к следующим стоянкам, у старого разрушенного коша, здесь площадки более ровные, есть дрова.

Рис. 59. Д.р. Кызгич

2.7.8 г. София

г. София

2А альп.

3640м

скалы.

Прохождение

выход на гребень по отрогу по маршруту 2А к.с.

Необходимое снаряжение

Веревки, каски, системы, петли, закладки, крючья (рекомендуются).

Описание начинается от ст. р. Кизгыч-Баш - р. Чучхур.

10 день -06.07

р.Кизгыч-Баш - р. Чухчур - лед. Южн.Софийский

5,2

+900

-80

4ч 50 мин

Переменная облачность, +18..+19°С, 1 м/c

Выход группы в 10.00. Идём по травянистому левому берегу реки, до зарослей высокой травы до впадения р. Чучхур в р. Кизгыч-Баш [1950] (0.30). В процессе разведки тропы вдоль р. Чухчур мы не обнаружили, поэтому вернулись назад, чтобы подняться в долину по травянистым склонам, обходя зону кустарников и криволесья вдоль р. Чухчур. Хотя по описаниям отчетов 2005-2006 есть тропы, ведущую по руслу р.Чучхур. (см. [2],[3]) Вверху хорошо просматривается нижний водопад на р. Чучхур. Таким образом, в нашем случае от места ночевки лучше было сразу начинать набирать высоту и подниматься траверсом, забирая выше 1-го водопада на р. Чучхур (см. Рис. 59, Рис. 60).

Рис. 60. Обход 1-го водопада р. Чучхур по травянистым склонам

Дальше можно подниматься как по правому, так и по левому берегу р. Чучхур. Выбираем правый берег по травянистому склону (до 250) поднимаемся к поясу скал, которые обходим справа по ходу. Начинается нечёткая тропа, которая выводит к верхнему водопаду на р. Чучхур. Справа от водопада просматривается чёткая тропа, поэтому логичней подниматься всё же по левому берегу реки, переправившись с правого после первого выполаживания. Водопад можно обойти также слева по ходу по осыпному языку на травянистом склоне.(см. Рис. 61).

Рис. 61. Обход 2-го водопада р. Чучхур

По осыпи (до 300) поднимаемся в нижний цирк д. р. Чучхур (3.00). Отсюда начинается подъём к перевалам Чучхур (1А*), Заячьи Ушки (1А), Холодовского (1Б), Ак-Айры Вост. (1Б) и Кожухова (2А). Переходим на правый берег р. Чучхур. Отсюда в цирк пер. Кожухова и пер. Ак-Айры Вост. поднимаемся через цирк пер. Холодовского, а затем переваливая через отрог. (см. Рис. 62). В пер. Кожухова можно попасть, поднимаясь напрямую, поворачивая направо по ходу движения, но в этом случае приходится подниматься по неприятной продолжительной сыпухе, поэтому этот вариант подъема используют реже. Поднявшись в началу цирка пер. Холодовского, переваливаем направо по ходу движения через отрог, разделяющий оба цирка по скально-осыпному склону (до 350) (см. Рис. 63). После непродолжительного траверса выходим на ледник [3200] на южных склонах г. София [3637]. У подножья ледника на покровной морене есть места под 2, но можно легко расчистить ещё под одну, что мы и делаем. Ставим лагерь на ночевку. На завтра запланировано восхождение на г. София.

Рис. 62. Подъем к л. Южн. Софийский

Рис. 63. Переваливаем через отрог к л. Южн. Софийский

Рис. 64. Ночевки у л. Южн. Софийский

11 день -07.07

лед. Южн.Софийский - г. София (2А) (рад.) - лед. Южн.Софийский

2,3

+530
-530

6ч 20 мин

Переменная облачность, +18..+22°С, 1 м/c

Просыпаемся довольно рано, т.к. планируется восхождение на г. София, но погода нехорошая, почти все затянуто облаками, поэтому решаем еще поспать. Встаем около 7.00, в 8.30 выходим из лагеря. Облачность переменная, вершина затянута облаками. Взяли только необходимое для восхождения снаряжение и пошли траверсом по леднику, а затем по заснеженной осыпе выходим на отрог(см. Рис. 66).

С отрога плотной группой поднялись по мелкоосыпному кулуару (см. Рис. 67). Из кулуара выходим налево по ходу на широкий склон плеча г. София, покрытый средней осыпью. Движемся по нему 200м плотной группой до перемычки. На гребень наползает облако, видимость 50-100м. Приспускаемся немного вниз на перемычку, отсюда начинается основная техническая часть восхождения.

Рис. 65. Путь с отрога к ночевкам у л. Южн. Софийский

Рис. 66. Выход к отрогу, ведущему на плечо г. София

Рис. 67. Кулуар подъема на плечо

На перемычке организовываем станцию. От станции навешиваем веревку 50 м (участок R1). Из них первые 15 м идут по узкому гребню 70?, а остальные по острому гребню до 1м шириной, но почти горизонтально (см. Рис. 68). Далее движемся 75 м с одновременной страховкой по гребню. Гребень в этом месте скально-осыпной с небольшим уклоном. По нему подходим к сужению гребня. Здесь есть несколько забитых крючьев. На них и на петлях делаем станцию. Дальше навешиваем две веревки (участки R2, R3 ) по очень узкому, но почти горизонтальному гребню (до 1 м) (см. Рис. 69). Лазанье не сложное, промежуточные пункты страховки на выступах. Еще одну веревку (участок R4) провешиваем на подъема с гребня на башню вершины (см.Рис. 70). Лазанье так же не сложное. Верхушка башни осыпная. Наверху перекусываем, фотографируемся. За это время раздувает облако и мы видим панораму ГКХ (Рис. 71, Рис. 72). Спускаемся по пути подъема, используя провешенные при подъеме веревки. На участках R4, R1 организовываем дюльфер. Восхождение на г.София от стоянок заняло у нас около 4ч, спуск около 2-х часов. Возвращаемся в лагерь, готовим ужин и отмечаем успешное восхождение.

Рис. 68. Спуск на перемычку, начало технической части

3380м

р. Чучхур - р. Ак-айры.

Ледорубы, каски, веревки, система, карабины, ледобуры, кошки.

Описание начинается от стоянок на л. Южн. Софийский (описание подъема до стоянок см. описание г. София).

12 день -08.07

лед. Южн.Софийский - пер. Кожухова (2А) - пер. Иркиз(1Б) - оз. Кашха-Эчкичат

7,5

+720
-1060

6ч 45 мин

Ясно, +18..+22°С, 1 м/c

От места ночевки переходим к леднику. Идем к началу подъема на пер. Кожухова. Ледник плоский, закрытый. Подъем идет сначала по снежнику, а потом выходит на широкую осыпную полку (2-3м) (см.Рис. 73). Более оптимальный путь подъема начинается еще правее, обходя бараньи лбы. По этому пути поднялось двое из наших участников, и этот вариант занял у них меньше времени, чем подъем по снежнику. По осыпной полке выходим на перевал (1.30). Перевальная седловина широкая, осыпная. На одном из крупных камней прикреплена мемориальная табличка со сведениями о Кожухове. Рядом с табличкой тур. Фотографируемся на перевале (см. Рис. 74 ).

Спуск с перевала идет по закрытому леднику. Поэтому одеваем кошки и связываемся. Если идти прямо вниз с седловины попадаешь на самый крутой участок ледника, пересекаемый крутым бергом. Альтернативный вариант - уходить вниз от крайней левой точки седловины (по ходу), то попадешь на контрфорс, идущий приблизительно по центру верхней части ледника и делящей его пополам. За контрфорсом забирать либо в центр направо, обходя второй берг по снежным мостам, либо еще левее, выходя на самую пологую часть ледника. Так как поход у нас учебно-тренировочный, то подойдя к верхнему бергу, решаем повесить веревку (10м) через берг на снежную полочку, а затем в связках пройти остальную часть ледника (см. Рис. 75).

Для дюльфера через верхний берг выбираем центральный участок, где видна снежная полка (см.Рис. 76). В нашем случае трещины до берга завалины снегом в это время года. Дальше опять идем в связках, обходя 2-й берг. Забирая влево по ходу, выходим на покровную морену ледника и по ней спускаемся на Спартаковские ночёвки [2800] (2ч 30мин от перевала). Снимаем кошки (см. Рис. 77).

Рис. 73. Подъем на пер. Кожухова, вид с юга

Рис. 74. Группа на пер. Кожухова(2А)

Рис. 75. Спуск с пер. Кожухова на север

Рис. 76. Дюльфер через верхний берг

Рис. 77. Спуск к морене

От Спартаковских ночёвок идём хорошо набитой тропой, придерживаясь правого борта. Вскоре тропа теряется в осыпях (до 300), и по ним спускаемся к следующим ночёвкам. Несколько оборудованных мест под палатки, вода из ручья. Далее по нечётко выраженному гребню старой морены спускаемся к долинной ступени. Здесь находятся хорошо оборудованные ночёвки, на которых устраиваем обед (см. Рис. 78). От нижних ночёвок спускаемся по крутой тропе по травянисто-осыпному склону и выходим к слиянию рек в д.р. Ак-Айры [2200] (0.50), отсюда начинается подъем на пер. Иркиз и Столичный(см. Рис. 79).

Рис. 78. Ступень подъема в д.р. Ак-Айры

Рис. 79. Стрелка д.р. Ак-Айры

2.7.10 Пер. Иркиз

Пер. Иркиз

2870м

Снежно-осыпной

р. Ак-айры - р. Кашха-Эчки

Ледорубы, каски.

Описание даётся от слияния рек в д.р. Ак-Айры [2200] .

От слияния идём чёткой тропой левым берегом реки по травянистому склону в западную часть д. р.Ак-Айры. После непродолжительно подъёма проходим долинную ступень и переходим на правый берег западного притока р. Ак-Айры. По тропе меченной туриками подходим к перевальному взлёту пер. Иркиз справа по ходу. По крутой тропе (до 300) начинаем подъём на перевал. Тропа сильно разбита, идти не удобно. На перевале Иркиз (1А, 2870) (1.50). Перевальная седловина не широкая до 2х метров. Тур расположен по центру. С перевала хорошо просматриваются верхние Софийские озёра, с оз. Кашха-Эчкичат на переднем плане. На юге великолепный вид на г. София [3637] и пер. Кожухова (2А, 3370) на её ребре (см. Рис. 80).

Рис. 80. Вид на юг с пер. Иркиз

Спуск с перевала начинаем непосредственно от тура по снежнику (до 350), 50 метров, затем склон выполаживается (см. Рис. 81). Спускаемся к первым ночёвкам на оз. Кашха-Эчкичат, затем проходим еще 200 метров на север и встаем на стоянку, на оборудованных стоянках, рядом со вторым озером меньшего размера (см. Рис. 82).

Рис. 81. Пер. Иркиз вид с севера

Рис. 82. Оз. Кашха-Эчкичат

2.7.11 Пер. Кёльауш

Пер. Кёльауш

2870м

Снежно-осыпной

р. Кашха-Эчки - р. Гаммеш.-Чат

Ледорубы, каски.

Выход группы в 9.30. Движемся на север в стор. пер. Кёльауш по хорошо набитой тропе. Выход через пер. Кёльауш к р. София показался нам более логичным и интересным продолжением маршрута. Тура не нашли, седловина перевала не выраженная, широкая, имеются несколько мест для стоянки. Фотографируемся в районе перевала в сторону д.р. Оз. Кашха-Эчки (1.00) (см.Рис. 83).

Спуск с перевала начинаем по снежнику, забирая налево по ходу движения, оставляя небольшое озерцо справа (см. Рис. 84). Движемся по линии падения воды, по руслу р. Гаммеш.-Чат, забирая налево по ходу движения (см. Рис. 83). Висячая долина обрывается крутой ступенью, покрытой травой. Спускаемся по тропе, которая проходит недалеко от русла реки и спускается к озеру (1.00). Отсюда начинается лесная зона. Купаемся в озере, отдыхаем.

Движемся по лесной зоне по хорошо набитой тропе, выходим к р.Софию, которую переходим по бревну (1.00). Устраиваем обед. Далее по хорошей грунтовой дороге спускаемся к ст.р. София - Псыш, где находится множество туристических стоянок и базар (1.30). Решаем остаться здесь на ночевку, сходить в пивняк и отметить окончание маршрута.

Рис. 83. Д.р. Оз. Кашха-Эчки

Рис. 84. Озеро около пер. Кёльауш

Рис. 85. Спуск с пер. Кёльауш

Рис. 86. Озеро на спуске с пер. Кёльауш

14 день -10.07

р. Псыш - пос. Архыз

6,3

-50

1ч 45мин

Ясно, +20..+24°С, 1 м/c

По хорошей набитой тропе спускаемся в пос. Архыз (1.45). Садимся в автобус до г. Черкесск, а оттуда на автобусе добираемся до г. Невинномысска.

2.8 Итоги, выводы, рекомендации

Пройден интересный и логичный маршрут. В маршруте присутствуют различные с технической точки зрения перевалы 2А - снежно-ледовый перевалы Аманауз и Токмак, скально-ледовые - Торнау и Кожухова. Настоящей изюминкой похода является восхождение на вторую по высоте вершину Западного Кавказа - г. София. Участники получили опыт прохождения ледовых препятствий до 2Б к.с скального восхождения на вершину 2А к.с движения с одновременной / попеременной страховкой по снежным склонам и ледовым склонам большой крутизны организации страховки на различных формах рельефа.

Маршрут прошел полностью по запланированному графику, за исключением включения в концовке маршрута прохождения пер. Кёльауш (запасной вариант №5) по причине более логичного и интересного выхода в цивилизацию.

Выводы и рекомендации:

1. Район Архыз - является компактным и красивейшим краем, непохожим на другие районы Кавказа: изобилие рек, озер, водопадов и растительности.

2. Сроки конец июня - начало июля заметно облегчают прохождение части сложных препятствий по снегу.

3. Группа прошла пер. Аманауз неклассическим способом, а по более безопасному варианту прохождения, но более сложному технически - по центру ледника, оцениваем данный вариант прохождения как 2Б к.с. Стоит отметить, что данный вариант прохождения обсуждался руководителем при выпуске группы в МКК, но по факту оказался ближе к 2Б к.с.

4. При планировании маршрута следует учитывать особую растительность района в виде поросших высокой травой склонов (рододендроны и др.), которые очень сильно замедляют и усложняют передвижение группы на отдельных участках.

5. Так как маршрут прошел полностью по запланированному графику, без происшествий и болезней можно сделать вывод - группа технически, физически и морально была неплохо подготовлена к походу, чему способствовали тренировки группы до похода, проверка на местности в виде Кросс похода.

6. При оформлении маршрутки и пограничных пропусков необходимо иметь в виду, что посещение заповедной зоны и пограничных с Абхазией перевалов запрещено. Обнаружение группы в заповедной зоне может иметь последствия в виде штрафа и снятия группы с маршрута. Хотя пограничные посты находятся, как правило, заметно ниже возможных путей движения к запрещенным к посещению территориям.

7. Маршрут и его элементы рекомендую к повторению. Но следует учитывать, что маршрут получился довольно напряженным по графику и отдельные препятствия в иное время сезона могут занять больше времени на их прохождение.

2.9 Список использованной литературы

[1]. Ответ о походе 3 кс по Западному Кавказу,1992г, рук. Фомичев Олег

[2]. Отчет о походе 3 кс по Архызу, 2006 г, рук. Малиновский Д.А.

[3]. Отчёт о горном походе 3 к.с. Домбай-Архыз. 2006 г, рук. Волкова Н.

[4]. Отчет о походе 2 кс по Западному Кавказу, 2008г, рук. Коноваленко В.И.

[5]. Информационно-туристический центр "Барс"

[6]. Каталог фотографий перевалов, вершин и других объектов Кавказских гор, карты. (http://caucatalog.narod.ru).