Руководитель: Арабаджиев М.С., Москва

Отчет о гоном походе 3 к.с. по Ц.Кавказу летом 2010 г.

Отчет о походе третьей категории сложности

группы туристов ТК МГТУ им.Н.Э.Баумана

совершенном в районе Безенгов и Приэльбрусья

с 31июля по 13 августа 2010г.

по маршруту

а/л Безенги – ур. Баранкош - а/л Безенги - пер. Столбовой 2-ой (, 3714) - пер. Тютюргу Зап (1А, 3733) - – т/б Чегем – т/б Башиль - пер. Грановского (, 3759) - пер. Гумачи (, 3582) – а/л Джан-Туган – пос. Эльбрус – пер. Ирикчат (1Б*, 3667) – в. Эльбрус Вост (, 5621) радиально – пер. Чат эльбрусский (1Б*, 3883) – пер. Терскол (1Б*, 3523) – пос. Терскол

Руководитель: Арабаджиев М.С.

Москва 2010г.

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

1.1. Проводящая организация

Наименование

НП «ТК МГТУ»

Выпускающая МКК

Адрес клуба

Москва, Госпитальная набережная, д.4/2, Спортивный комбинат МГТУ.

телефон

1.3. Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

Категория сложности

Протяжен-ть активной части похода, км (без коэф.)

Продолжительность общая, дней

Ходовых дней

Сроки проведения

Горный

третья

121,5

31.07.2010 –13.08.2010

1.4. Нитка маршрута пройденная

а/л Безенги – ур. Баранкош - а/л Безенги - пер. Столбовой 2-ой (2А, 3714) - пер. Тютюргу Зап (1А, 3733) - пер. Грановского (, 3759) - пер. Гумачи (, 3582) – а/л Джан-Туган – пос. Эльбрус – пер. Ирикчат (1Б*, 3667) – в. Эльбрус Вост (, 5621) радиально – пер. Чат эльбрусский (1Б*, 3883) – пер. Терскол (1Б*, 3523) – пос. Терскол

1.5. Сокращения, терминология и допущения

в. - вершина

п/х – по ходу движения

ЧХВ – чистое ходовое время

г. – гора

м.н. – место ночевки

Примечание

1. Если не указано иное, то километраж приведен без учета поправочного коэффициента.

2. Если не указано иное, то понятие “правый” и “левый” даны орографически.

1.6. Сведения об участниках

4ЛУ, 2ЛР

завхоз

1.7. Идея похода

Летом 2010 годы мы планировали пройти поход пятой категории сложности в районах Безенги и Приэльбюрусье по марщруту:

Безенги-пер.Урал 2А -пер.Кундюм-Мижирги 3А -пер.Уллуауз 3А -пер.Туристов Грузиии-пер.Ашинова 2А-пер.Дыхниауш 2Б -в.Гестола 4А альп-пер.Ортокара 3А -пер.Голубева 2А -пер.Гумачи 2А- в.Джан-Туган 2А- Шхельда

Помимо перечисленных в пункте 1.6, в походе участвовали:

Бутов Р. А. (руководитель), Дяченко Е. В., Чермошенцева Н.С., Шаповалова Н.В.

В результате травмы, полученной руководителем (Бутов Р. А.) на начальном этапе похода, часть группы вместе с руководителем досрочно закончила маршрут, остальные же продолжили маршрут по измененному, упрощенному варианту под руководством Арабаджиева М.С.

Ниже приводится описание первой части маршрута со слов руководителя (Бутова Р.А.).

Бутов Р.А --->

Мы планировали пройти популярным маршрутом из Безенги в Приэльбрусье, через простые, хорошо изученные перевалы, по возможности подняться на Гестолу. К сожалению, в результате падения в трещину руководитель получил травмы и был вынужден досрочно закончить поход. Остальные участники продолжили поход по измененному маршруту.

Ниже приведен небольшой отчет об этом мероприятии. Полезными могут оказаться сведения о резко ужесточившемся пограничном режиме. По пройденным перевалам в интернете существует масса информации, поэтому подробное описание не приводится. Также неплохие описания приведены в путеводителе издательства Риск.

День 1

Для заезда в район и оформления погранпропусков мы воспользовались услугами АУСБ Безенги. Дорога до базы Безенги поддерживается в хорошем состоянии, при большом желании проезжаема на легковом автомобиле. Путешествуя в районе, взаимодействовать с АУСБ Безенги можно двумя способами: являться клиентами базы, постоянно проживая на ней, либо приобретать отдельные услуги. Можно заказать питание в столовой, душ, организовать трансфер и хранение заброски (все это нужно делать заблаговременно). Также на территории есть бар и магазин снаряжения. Отношение к “диким” туристам в целом доброжелательное.

По прибытию проконсультировались у спасателей и директора базы, после этого пошли в акклиматизационный выход на Баранкош. До Баранкоша дошли за 4 перехода, оставили заброску продуктов и остались на ночевку. После проверки пропуска в погранзону дежурившие на Баранкоше пограничники осведомились у нас о дальнейшем маршруте. Выяснилось, что весь ледник Безенги выше Баранкоша объявлен зоной “спецоперации”, таким образом закрыты для посещения непограничные (!) перевалы Дыхниауш, МВТУ, Селлы, Ортокара. Это фактически делает невозможным прохождение планируемого нами маршрута.

День 2

Спустившись на АУСБ Безенги, обратились за советом относительно сложившейся ситуации. Несмотря на то, что мы не являлись клиентами базы, директор Алий Хусеевич отнесся к нашей проблеме с большим участием, посоветовал, как действовать в случае повторения ситуации. После обеда вышли к хорошим ночевкам у слияния Укю и Мижирги, готовимся к однодневному кольцевому выходу через перевал Урал.

День 3

Камнеопасный перевал Урал весьма удален от места ночевки, поэтому для его безопасного прохождения приходится начинать движение в темноте. С фонариками за 1 час преодолеваем крутой подъем до хижины Укю, здесь начинаются утренние сумерки. За еще один долгий переход подходим к хорошо узнаваемой седловине перевала, надеваем кошки и системы.

Перевал Урал - снежно-ледовый взлет, зажатый скальными бортами. Безопасный путь проходит по центру взлета. Навесив 6 веревок перил, проходим крутую ледовую часть взлета. В верхней части - снежный склон и выполаживание до 20 градусов. Небольшой бергшрунд преодолели с попеременной страховкой. Спуск - протяженные осыпи, следует остерегаться камнепадов справа, со склонов пика Архимед. Благополучно спускаемся до оставленного лагеря у слияния Укю и Мижирги.

День 4

За несколько переходов дошли до Крумкольских ночевок. В снежный сезон после окончания тропы по морене возможно движение по снежникам слева по ходу, но в нашем случае они уже растаяли, пришлось выйти на ледник и попетлять между трещин. Затем ледник выполаживается и простой подъем приводит к ночевкам на морене слева по ходу. Площадок здесь немного - 2-3 нормального размера и еще несколько совсем небольших, площадки сильно удалены друг от друга.

На ночевках ставим лагерь, после обеда сходили на разведку второй ступени ледопада Кундюм-Мижирги. Этим теплым летом ледопад сильно усложнился.

День 5

За переход подошли к началу ледопада. В соответствии с рекомендациями, двигались в левой по ходу части ледника. Несколько первых трещин удалось обойти без применения веревок.

Очередную поперечную трещину преодолевали по связывающему ее борта узкому ледовому мосту длиной около 10 метров. Прохождение осложнялось наличием на мосту серака размером примерно 2 на 1 метр, это препятствие приходилось аккуратно обходить сбоку.

Первый участник прошел без рюкзака и организовал страховку. Вторым шел руководитель, с рюкзаком. После преодоления серака движение с рюкзаками было признано нецелесообразным, решили, что их на опасном месте возле серака лучше вытянуть на веревке. Для этого сразу за сераком руководитель встал на самострах через ледобур.

Далее произошла подвижка ледника, вызванная падением камня с поверхности ледника в трещину. Вышеупомянутый серак отломился вместе с буром самостраховки и увлек за собой руководителя, который упал на дно трещины глубиной 3-5 метров и оказался засыпанным обломками. В результате были получены травмы: множественные ушибы, сотрясение и небольшая рваная рана. Остальные участники не пострадали.

Пострадавший находился без сознания около 15 секунд, затем самостоятельно вылез из-под обломков и из трещины. В безопасном месте у начала ледового моста была оказана первая помощь, затем организованы спасработы. По леднику были навешены на спуск перила, пострадавший их проходил самостоятельно. Далее пришлось двигаться по крупной осыпи морены, для этого двое-трое поддерживали пострадавшего за систему, остальные челноком носили рюкзаки. Из-за слабости и головокружения приходилось двигаться небольшими переходами по 3-5 минут. На небольшой нижней ступени ледопада ледника Кундюм-Мижирги также навесили спусковые перила - это оказалось проще, чем движение по сложным конгломератным склонам в обход.

Внизу состояние улучшилось, по хорошей тропе удалось двигаться самостоятельно. Заночевали на Поповских ночевках.

День 6

Спустились в АУСБ Безенги. Пострадавший и часть участников готовились к досрочному завершению маршрута, заказали назавтра машину. Остальные консультировались у спасателей и искали в интернете описания, чтобы через перевалы не сложнее 2А категории продолжить маршрут.

<--- Бутов Р.А

а/л Безенги – ур. Баранкош – а/л Безенги

+ 550

- 550

а/л Безенги – цирк пер. Столбовой южн.

3,5

+1220

пер. Столбовой 2-й (2А*, 3714) – подход под пер. Тютюргу Зап.

пер. Тютюргу Зап (1А, 3733) – т/б Чегем – т/б Башиль

17,5

-1850

т/б Башиль – озеро 3070

13,5

+1100

озеро 3070– пер. Грановского (2А, 3759)

+700

в. Эльбрус Вост (2А, 5621) радиально

+1600

-1600

АЛП с 4040 - пер. Чат эльбрусский (1Б*, 3883) – пер. Терскол (1Б*, 3523)

7,5

+300

цирк пер. Терскол - пос. Терскол

-1100

Итого

121,5

2.2. Нитка пройденного маршрута, высотный график

2.3. Подробное описание маршрута

1 день

31 июля

а/л Безенги – ур. Баранкош – а/л Безенги

+550

- 550

Сегодня нам нужно забрать заброску, оставленную ранее на Баранкоше, и спуститься обратно в а/л Безенги. Прощаемся с нашими друзьями (они сегодня уезжают на машине до Нальчика) и выходим по тропе. Тропа начинается от лагеря и идет правым берегом Черека Безенгийского. Примерно через километр начинается подъем на правобережную морену ледника. Далее продолжаем двигаться по правобережной морене, затем выходим на ледник и некоторое время движемся по его центральной части , вскоре пересекаем его и выходим на древнюю левобережную морену. По гребню морены проходит тропа, которая выводит нас к озеру в кармане морены. Разбираем заброску. Отдыхаем, купаемся и возвращаемся обратно в а/л Безенги. Готовимся к завтрашнему выходу.

2 день

1 августа

Высота ночевки, м

а/л Безенги – цирк пер. Столбовой южн.

3,5

+1220

Выходим в 6.00. Перейдя речку по автомобильному мосту, начинаем подъем на Каргашильский хребет.

Фото 2.1 Подъем в цирк пер. Столбовой Южн. (2А, 3843) со стороны а/л Безенги

Подъем очень утомительный - крутые травянистые склоны до 45 град, местами высокая трава, нет воды до самого цирка. Подъем начинается в 500м севернее водопадов р. Жигинджи. Вначале идем справа п/х от кулуара - пролысины. Тропы нет. Вскоре пересекаем кулуар налево п/х и выбираемся на гребень, отделяющий нас от р. Жигинджи. По описанию, поднимаясь дальше по гребню можно попасть на ночевки у родника, но дальнейший путь по гребню нам показался не очевидным, да и запасы воды уже были на исходе - решили приспуститься траверсом к р. Жигинджи. Обед возле ручья (13.00 – 15.00). После обеда поднимаемся от р. Жигинджи по травянистому склону с выходом скал, затем пересекаем осыпной кулуар, и далее по осыпям выходим в цирк перевала. Пер. Столбовой Южный находится в левом п/х из двух цирков, расположенных в верхней части Каргашильского хребта между вершинами Куршоган и Сарыкая и разделенных невысоким юго-восточным гребнем вершины Трапеция. В цирке хорошие стоянки - есть ручей, полно мест под палатки, открываются хорошие виды на северный массив Безенгов. В 17.20 встали на ночевку.

3 день

2 августа

Высота ночевки, м

пер. Столбовой 2-й (2А*, 3714) – подход под пер. Тютюргу Зап.

-700

Выходим в 5.50. За 30минут подходим к осыпному перелазу через невысокий юго-восточный гребень вершины Трапеция, разделяющий цирки перевалов Столбовой 2-ой и Столбовой Южный. Перевалив через перелаз, попадаем в соседний цирк. В 7.10 подходим под перевальный взлет пер. Столбовой 2-ой. У перевала несколько седловин, на каждую из которых ведет осыпной склон. Выбираем крайнюю справа п/х седловину – осыпной склон крутизной до 30град. Подъем занял 40минут. На другую сторону – разрушенные скалы крутизной до 50град. Выбрав наиболее безопасное место для спуска, вешаем первую веревку вниз - влево п/х по краю кулуара, закрепив ее на петле из расходной стропы за подходящий выступ.

Фото 3.1 Спуск с пер. Столбовой 2-ой (2А, 3714), первая веревка

Веревка выводит к косому кулуару идущему слева направо. Натыкаемся на старую, довольно надежную станцию на крючьях, расположенную выше второго кулуара. Станция находится в безопасном месте – все камни, идущие сверху, уходят вниз по кулуару. На ней и крепим вторую веревку, которая уходит траверсом вправо п\х до небольшого кангломератного кулуарчика, выводящего на ледник.

Фото 3.2 Спуск с пер. Столбовой 2-ой (2А*, 3714)

В этом месте можно накопиться. Одновременное движение по обеим веревкам невозможно, т.к. камни, идущие с первой, простреливали вторую.

Фото 3.3 Спуск с пер. Столбовой 2-ой (2А*, 3714)

Спуск по кангломератному кулуару осуществляем без рюкзаков, в кошках и с верхней страховкой. Рюкзаки спускаем на веревке. Последний спускается с нижней страховкой.

В 12.20 выходим на ледник. Ледник небольшой, в верхней части закрыт, крутизна до 30град. Пройдя немного по леднику, выходим на древние морены, по которым спускаемся до р. Кору в месте впадения в нее чистого родничка, где и устраиваемся на обед (13.20 – 15.45). После обеда, перейдя по камням на левый берег р. Кору, продолжаем подъем по тропе в сторону пер. Тютюргу Западный. Примерно через 1ч ЧХВ от обеда перелезаем через довольно глубокое селевое русло. Вскоре выходим на обустроенные площадки, где и ставим лагерь (17.20 ). Вода в речке уже мутная (утром чистая). Приходится переходить на противоположный берег и брать воду из родничка, впадающего в ручей. К вечеру немного затянуло, пошел легкий дождик.

4 день

3 августа

пер. Тютюргу Зап (1А, 3733) – т/б Чегем – т/б Башиль

17,5

-1850

1950

Выходим в 6.10. По осыпям выходим на снежник, который тянется до самой седловины. По снежнику идется быстро – сутра наст хорошо держит. Перевальный взлет – снежный склон, крутизной до 30град. Слева п/х от седловины есть выходы льда, по которым периодически летят камни. Под перевальным взлетом надеваем кошки (снег еще плотный) и поднимаемся, придерживаясь правой части склона. В 7.45 выходим на седловину перевала.

Фото 4.1 Группа на пер. Тютюргу Западный (1А, 3733)

Снимаем записку сборной группы туристов из разных городов, оставляем свою и начинаем спуск по тропе. Обедаем, не доходя перехода до т/б Чегем. Проходим турбазу. Там почти никого нет, разруха. После т/б - автомобильная дорога, идущая правым берегом реки. Перед впадением р. Чегем в р. Башиль дорога переходит на левый берег. После слияния начинаем подъем по автомобильной дороге, идущей правым берегом р. Башиль. Тут возле нас остановился УАЗик с пограничниками – проверка документов. На ночевку встаём возле дороги, не доходя одного перехода до т/б Башиль.

5 день

4 августа

т/б Башиль – озеро 3070

13,5

+1120

Выходим в 6.30. Проходим т/б Башиль (тут также почти никого нет) и далее двигаемся правым берегом реки по маркированной тропе. Тропа вначале отличная, но вскоре упирается в прижимы, обойти которые невозможно. Приходится бродить речку. Пройдя немного после брода, останавливаемся поесть малины. Тут нас догоняют 2 пограничника на лошадях – проверив документы, уехали выше по долине. Двигаемся дальше по тропе. Пришлось бродить поток, стекающий с ледника Чегем. Вскоре подошли к потоку, стекающему с ледника Сев. Башиль. По тропе на левом берегу этого потока поднимаемся к выполаживанию под ледником Сев. Башиль. Здесь есть площадки. Бродим поток и выходим к озеру 3070 м, расположенному в кармане боковых морен отступивших ледников Северный и Западный Башиль. В 18.00 встаем на ночевку на оборудованной площадке в восточной части озера.

6 день

5 августа

Высота ночевки, м

озеро 3070– пер. Грановского (2А, 3759)

+700

Выходим в 6.30. Вдоль озера, по моренному валу, выходим к леднику Башиль центральный. Одеваем кошки, системы и пересекаем левую ветвь ледника. Затем поворачиваем направо п/х за гребень в. 3532 на правую ветвь ледника. Подойдя к закрытой части ледника, связываемся.

Фото 6.1 Начало подъема на пер. Грановского (2А, 3759)

Ледопад в центральной части ледника обходим справа п/х - закрытые и открытые трещины.

Фото 6.2 Подъем на пер. Грановского (2А, 3759) – обход ледопада в центральной части ледника Башиль центр.

Далее по пологому закрытому леднику подходим под перевальный взлет – закрытый ледник крутизной до 20град.

Фото 6.3 Подъем на пер. Грановского (2А, 3759) – перевальный взлёт.

Рыжую скалу, закрывающую перевал, обходим справа п/х. В 10.20 выходим на перевал.

Фото 6.4 На пер. Грановского (2А, 3759)

Снимаем записку от 1 августа 2010г группы туристов ТК «Горизонт» Украина г.Запорожье в количестве 9 человек, поход 4кс, рук. Нагорный Лев Иванович. На перевале обедаем. На скальном гребне есть оборудованная площадка под одну палатку. Немного доработав ее, встаем на ночевку – для лучшей акклиматизации перед восхождением на Эльбрус. К вечеру погода портится, начинается гроза, но, к счастью, фронт проходит мимо нас.

7 день

6 августа

пер. Грановского – а/л Уллу-Тау - подход под пер. Гумачи

-1400

+500

Выходим в 6.10. По некрутому открытому леднику выходим на снежно-ледовый гребень, разделяющий ледник на две части.

Фото 7.1 Спуск с пер. Грановского (2А, 3759)

Спуск с ребра на ледник вправо п/х – снежно-ледовый склон с двумя бергшрундами, крутизной до 40град.

Фото 7.2 Спуск с пер. Грановского (2А, 3759)

Первый берг обходится, через второй есть снежный мост. Однако, оценив снежно-ледовую обстановку, решаем, что проще и безопаснее организовать перильную страховку. Веревку вешаем в левой п/х части склона. Ее хватает, чтобы перевалить через берг. Сдергиваем через бур, найденный на склоне.

Дальше по пологому закрытому леднику в связках, обходя зону трещин справа п/х, выходим на открытую часть ледника. Развязываемся, выходим на правобережную морену и затем на тропу. По тропе доходим до моста выше а/л Уллутау и, перейдя р. Адырсу, обедаем в тени деревьев на её левом берегу (10.30 – 12.30). После обеда, по тропе выходим к ночевкам Гумачи на 2950. В 15.30 встаем на ночевку.

8 день

7 августа

пер. Гумачи (2А, 3582) – а/л Джан-Туган

10,5

-1350

Выходим в 6.00. Дойдя до закрытой части ледника, связываемся. По пологому закрытому леднику выходим в цирк перевала.

Фото 8.1 Подъем на пер. Гумачи (2А, 3582)

Перевальный взлет представляет из себя снежно – снежно-ледовый склон, разделенный на два рукава выходом скал. Левый рукав крутизной до 40град и требует навески перил (3-4 веревки). Правый рукав положе (25-30 град) и протяженнее. Решаем идти по правому рукаву, тем более что по нему на перевал ведет множество следов, набита тропа. В некоторых местах мосты через трещины обвалены и приходится искать пути обхода.

Фото 8.2 Подъем на пер. Гумачи (2А, 3582)

На перевал выходим в 8.40. На седловине возможен бивак. Есть оборудованные места для ночевок, вода – из небольшого озера в сторону ледн. Джанкуат стекает ручеек.

Фото 8.3 На пер. Гумачи (2А, 3582)

Спуск на ледн. Джанкуат начинается скально-осыпным кулуаром – вешаем 40м перил. В нижней части выходим на протяженную мелкую осыпь, под которой лёд.

Фото 8.4 Спуск с пер. Гумачи (2А, 3582)

Под перевалом пологий, закрытый, разорванный ледник. По некрутому леднику идём вниз и влево. Оставляя слева ледопад под вершиной Джантуган, спускаемся на левобережную морену и по тропе выходим на «Зеленую гостиницу», где решаем заобедать. После обеда за 1,5 перехода доходим до а/л Джан-Туган.

9 день

8 августа

дневка

Отдыхаем, готовимся ко второй части похода.

10 день

9 августа

а/л Джан-Туган – пос. Эльбрус – р. Ирик

16,5

-450

+1000

Из пос. Эльбрус поднимаемся по долине правым берегом р. Ирик. По тропе доходим до стрелки рек Ирик и Ирикчат, где расположен кош. Поднимаемся в висячую долину Ирикчат. В 17.00 встаем на ночевку возле чистого ручья, впадающего в р.Ирикчат.

11 день

10 августа

Пер. Ирикчат (1Б*, 3667) – рыжий бугор – АЛП до 4040

8,5

+1250

Выходим в 4.50. В 8.00 по тропе выходим на перевал. Перевальная седловина широкая, осыпная, есть площадки со стенками, но воды нет - только снег с северной стороны перевала. С перевала снимаем записку группы туристов ТК «Крокус» г. Краснодар в составе 6 чел под руководством Стружинского Владимира. С перевала за 20 мин. переваливаем через Рыжий бугор и выходим к оборудованным ночевкам, где приваливаемся на обед. Со склона Рыжего бугра выходим на открытый лед. Связываемся. Идем на запад, в направлении нижнего каплевидного "острова" Ачкерьякольского лавового потока (АЛП). Выходим на гребень АЛП. По слабо заметной тропе, некрутым осыпям (10-20 град.) поднимаемся по центральной части острова. Каждые 50-100 м по высоте попадаются площадки, огороженные стенками, рядом с водой, которой утром может не быть. В 13.00 решаем встать на ночевку на оборудованных стоянках на высоте 4040м. Плотно кушаем и рано ложимся спать.

12 день

11 августа

в. Эльбрус Вост (2А, 5621) радиально

+1600

-1600

Подъем в 1:00. Готовим полный кан чая, пьем его с большим количеством сладостей, и разливаем по пластиковым бутылкам с собой. Выходим в 2:30. Идем в налобных фонариках. АЛП представляет из себя скально-осыпной гребень. Крутизна склона от 15 до 45 град. Направление - все время вверх. Заблудиться на окруженном ледовым морем потоке невозможно. Подъем на вершину занял от 5,5 до 7,5 часов. На вершине сильный ветер, летит поземка, но видимость хорошая. Спуск до лагеря (4040) занял 2 часа. К обеду погода портится, начинается гроза.

Фото 12.1 На следующий день после восхождения

13 день

12 августа

Высота ночевки, м

АЛП с 4040 - пер. Чат эльбрусский (1Б*, 3883) – пер. Терскол (1Б*, 3523)

7,5

+300

-700

Выходим в 7.30. Связавшись, идем от нижнего острова Ачкерьякольского потока в направлении пер. Чат эльбрусский по ровному плато. От острова до перевального взлета 50 мин. ЧХВ. Нижняя часть перевального взлета - снежный склон крутизной 25-35 град., подрезанный в верхней части бергшрундом с надежной пробкой в центре взлета (пошли одновременно в связках). В 10-20 м выше бергшрунда склон выполаживается и образует широкую снежную полку, рассеченную вторым бергшрундом. В левой по ходу части седловины бергшрунд сильно сужается и забит снегом, переходим в связках. Прямо над нами – ледовый склон крутизной до 45 град, ограниченный справа (если смотреть снизу) скальным поясом высотой около 10м. Траверсируя снежную полку в правую (если смотреть снизу) часть седловины. Отсюда можно выйти на перевал двумя способами. Первый – прямо влоб по ледовому склону крутизной до 45 град, второй - по более пологому льду (30 град.) к началу скальному пояса и далее траверсируя склон по скалам. В 9.20 выходим на перевал. У перевала несколько седловин. Снимаем 3 записки :

- от 19.08.06 г. Москва рук. Голубев М.В.

- от 12.08.07 г. Харьков рук. Лестровая Е.С.

- от 20.07.10 г. Кишенев ТК «Траверс» рук Григорчук

Фото 13.1 Подъем на пер. Чат эльбрусский (1Б*, 3883)

Спуск с перевала в сторону л. Ирик прямо вниз невозможен - после 50-100 м крутой осыпи начинаются сбросы. Для их обхода нужно траверсировать склон вправо с небольшой потерей высоты до тех пор, пока не будет просматриваться осыпной склон до снежника. Далее по этому склону (крутая живая осыпь (40-45 град., 300 м), камнеопасно) спускаемся на снежник на дне небольшого висячего цирка, из которого по осыпям и снежникам (20-30 град.) выходим в обширный цирк Чат, образованный ЮЗ и ЮВ плечами вершины Ачкерьяколбаши и карманом л. Ирик. На дне цирка у разлива речки есть площадки – обедаем. По моренным валам выходим к открытому леднику Ирик. Ледник открыт. Пересекаем его, забирая правее по ходу. Перевальный взлет отделен от ледника несколькими крупными разломами, которые обходим справа по ходу, пробираясь через небольшой простой ледопад. От ледопада траверсируем ледовый склон (20-25 град.) влево-вверх и выходим на седловину перевала. Сняли записку от 08.08.10 группы туристов г. Саранска в количестве 12 человек, 2кс, рук. Глебочкин Д.М.

Фото 13.2 Подъем на пер. Терскол (1Б*, 3523)

С перевала спускаемся по правому краю снежника, затем по тропе по правому берегу ручья, стекающего с седловины. По осыпям и травянистым полкам выходим в карман левобережной морены л. Терскол на обширную, слегка заболоченную зеленую поляну с ручьями и встаем на ночевку в 15.30

14 день

13 августа

цирк пер. Терскол - пос. Терскол

-1100

Выходим в 11.00. Двигаясь левым берегом ручья, попадаем на край устьевой ступени л. Терскол, круто обрывающейся в долину. Уйдя налево, находим промаркированную тропу, спускающуюся через бараньи лбы в долину. Ниже тропа выходит на острый гребень древней левобережной морены, а затем петляет по старым селевым выносам. Далее по тропе спускаемся к кошу и в пос. Терскол.

2.4. Итоги, выводы, рекомендации

Был пройден интересный, логичный обзорный маршрут, охвативший два красивейших района Центрального Кавказа – Безенги и Приэльбрусье.

Считаем, что маршрут соответствует заявленной категории сложности.

Миша и вся команда -молодцы!

А почему пошли левым берегом р. Башиль? Брод через поток с Чегема сложный?