Руководитель: Т.Галимзянов, г.Москва

Отчет о горном походе 3 к.с. по Ц.Кавказу летом 2010 г.

ОТЧЕТ

О горном походе 3 к.с.

по району центрального Кавказа

с 1 по 23 августа 2010 г.

Руководитель Галимзянов Т. Р.

Маршрутная книжка 1/3 - 304

Нитка похода:

пос. Верхняя Балкария – пер Пастуший (Турнашки (1А, 3294) – пер. Яков (1А, 3394) – пер. Каяшкису (2А, первопрохожд, 3567) – ледн. Уллуаузна – пер. 9 Мая (1Б, 3713) – ледн. Укю – пер. Укю (2А, 3897) – а/л Безенги – пер. Столбовой 2-й (2А, 3714) – ледн. Булунгу – пер Кору (1А, 3789) – пер Кору сев. (1Б, ч/з гребень, 3900, первопрохожд.) – т.б. Чегем – т.б. Башиль – ледн. Башиль – пер. Голубева (2А, 3702) – а.л. Улу-тау – пер. Гумачи (2А, 3582) – в. Гумачи (1Б, альп., 3797, рад) – пос. Эльбрус – пос. Азау – Приют 11 – в. Эльбрус (2А, 5642) – пос. Азау – пос. Терскол.

Москва - 2010

Маршрутная книжка 1/3 – 304.

Схема маршрута (Фото 001, Фото 002, Фото 003):

Фото. 001. Схема маршрута. От пос. Верхняя Балкария до пер. Столюбовой 2-й.

Фото. 002. Схема маршрута. От пер. Столюбовой 2-й до пер. Гумачи, дол. р. Адырсу.

Фото. 003. Схема маршрута от дол. р. Адырсу до в. Эльбрус.

График высот:

Фото. 004. График высот на маршруте.

Состав участников:

Ф.И.

Год рождения

опыт

Должность

Галимзянов Тимур

1986

4ГУ (ц. Кавказ), 2ГР (ц. Кавказ), Эльбрус зап. (2А), рук-во.

руководитель

Перевал

Категория

Высота

Краткая характеристика определяющей стороны.

Пастуший (Туранашки)

в. Эльбрус

Сежная.

Всего:

2А – 6 препятствий. В т.ч. один 2А*, одно первопрохождение, и одна вершина.

1Б – 3 препятствия, в т.ч. одно первопрохождение, и одна вершина.

1А – 3 перевала.

Общий набор и сброс высоты активным способом передвижения:

Набор высоты: 12735 м.

Сброс высоты: 12485 м

Пройдено километров: 135 км.

Максимальная высота 5642 м.

Средняя высота ночёвок: 3041 м.

Максимальная высота ночёвки 4100 м.

Техническое описание маршрута.

День первый, 1 августа. Начало похода. Подход под пер. Туранашки (Пастуший).

Набор высоты: 770

Сброс высоты: 0

Прибыли в 6.36 на вокзал Нальчика. Встретил нас Борис. Разбросали заброску и сели на машину до Верхней Балкарии. По дороге заехали, взяли пропуска в Кабардино-Балкарский заповедник. Он не пригодился, но на всякий случай решили взять. (На склонах Эльбруса он не помог).

После небольших уговоров водитель нас довёз до следующей точки (точка 1, см. карту на рис. 005).

Основная часть похода началась в 09:40 1-го августа. Примечание: на самом деле, автомобиль («Газель») может доехать ещё дальше (точка 2, рис.005) (в этом месте мы видели другую «Газель», ожидавшую что-то, без водителя).

Фото 005. точка 1 – место, где нас высадили из машины, 2 – примерное место, до которого, вообще, можно доехать на «Газели». На более проходимом автомобиле можно доехать до конца зелёной линии. Красный треугольник – место стоянки.

Далее до 14:30 шли вдоль грунтовой дороги. Особых хороших стоянок не наблюдалось, хотя, конечно, при надобности встать можно было. Но возле дороги разбивать лагерь очень не хотелось. В какой-то момент дорога стала уходить вверх вправо, за гребень, поэтому мы спустились к реке в районе пастбища, возле впадения реки Туранашки (как оказалось позднее, чуть выше по реке был кош, и чуть более простой проход к висячей долине под перевалом).

Фото 006. Проход в висячую долину в сторону пер. Туранашки (Пастуший).

Реку Чайнашки перешли, сняв обувь. Поток не сильный, широкий, места, где бы перепрыгнуть по камням не нашли. Оттуда подняли метров 150 вдоль ручья Туранашки к висячей долине. Подъём занял около получаса. Пройдя ещё метров 400 (по горизонтали) нашли весьма неплохое место под стоянку. Места под палатки, вообще, найти не сложно, вблизи течёт речушка. Место для стоянки, вообще, хорошее. Тихое, зелёное и закрытое – всё-таки висячая долина. Встали на стоянку в 16:00. Высота 2750

Фото 007. Фотография с пер. Туранашки (Пастуший) (1А). Зелёный треугольник обозначает место стоянки.

День второй, 2 августа. Пер. Пастуший (Туранашки) (1А, 3294).

Набор высоты: 410

Сброс высоты: 105

7:55 выход.

Идём в сторону пер. Пастуший (1А, 3294). Пройдя вперёд, нашли место, где можно перепрыгать по камням речушку на левый орографический берег, правый по ходу движения. Далее, держась направления на перевал, находим тропу. В каком-то месте тропа разделяется на две – нижнюю, вдоль долины, и верхнюю, вдоль склона. Мы выбрали верхнюю. Но ввиду того, что выбранная нами тропа периодически пропадала и была не очень хорошей, скорее всего, нужно было выбирать нижнюю.

Фото 008. Вид на пер. Туранашки (Пастуший) (1А, 3294). Варианты прохода к седловине. Нижний (обозначен цифрой 2) предпочтительнее

Как бы то ни было, к 11.45 по некрутому осыпному склону мы добрались до седловины перевала Пастуший (1А). С перевала открывается приятный вид на озеро Гийбашкёль (3145) между двумя перевалами, и на седловину перевала Яков (1А, 3394).

В перевальном туре записки найдено не было. Написали свою.

Отдохнув, сделав несколько фотографий, начали спускаться. Через час нашли более-менее ровные площадки под 2-3 палатки, недалеко от озера.

13:00 стоянка.

Фото 009. Вид с пер. Туранашки (Пастуший) (1А, 3294)

Фото 010. Вид на пер. Пастуший (Туранашки) (1А) со стороны оз. Гийбашкёль.

День третий, 3 августа. Днёвка, радиальный разведочный выход.

Набор высоты: 1075

Сброс высоты: 1075

Ввиду не очень хорошего самочувствия одного члена группы, и того, что в дальнейшем плане похода был малоизвестный путь, решено было устроить днёвку с радиальным разведочным выходом в сторону следующего и послеследующего перевала. В радиальный выход отправилось три человека, девушек оставили отдыхать. Связь осуществлялась посредством раций.

Выход в 09:00. Взяли один рюкзак на троих. За полчаса поднялись до перевала Яков. Перевальный взлёт средне- и мелкоосыпной, 25-30 градусов. За метров 40 до перевала, наклон увеличился примерно до 40 градусов.

Спуск с перевала положе, среднеосыпной. В режиме разведки решили пройти к пер. Каяшкису траверсом, без потери высоты. Как оказалось, это было не лучшей идеей. При таком пути пришлось пройти два скальных гребешка, и, в конце концов, сбросить-таки метров 200-300 высоты. Здесь я не буду описывать неправильный путь полнее, т.к. он вряд ли кого заинтересует. В итоге, через 2 часа мы дошли до хороших травянистых площадок с водой. Далее мы за следующие два часа прошли к перевальному цирку пер. Каяшкису, найдя там плоские площадки с водой, отправились обратно. Более подробное описание пути, приводится в следующем дне. На обратном пути мы заметили неплохую тропу, которая траверсом склонов приводила к перевальному взлёту пер. Яков.

Обратно в лагерь пришли к 17:00.

Фото 011. Вид на пер. Яков (1А) со стороны оз. Гийбашкёль.

День четвёртый, 4 августа. Пер. Яков (1А, 3370)

Набор высоты: 625

Сброс высоты: 450

Выход в 8:00

9:25 взошли на пер.Яков (1А, 3370). До половины перевальной седловины (200 м) ведёт серпантином тропа, склон мелкоосыпной, 25-30 градусов. При приближении к седловине, уклон нанадолго (25м.) увеличивается до 35 градусов.

Нашли записку группы под руководством Смирнова Л.В. 31.07.2008 года. Группа шла в сторону перевала Шести. Но на обратной стороне записки было написана, что эта же группа 2 августа прошла обратно из-за необходимости спуска пострадавших.

Фото 012. Перевальная записка с пер. Яков.

Фото 013. Обратная сторона перевальной записки с пер. Яков.

Сбросив 350 м., выходим на траверсирующую склон тропу, которая ведёт вправо, в сторону пер. Каяшкису, прорезая пологие травянистые склоны (см фото, зелёная линия).

Фото 014. Вид с пер. Яков (1А, 3394) в сторону пер. Каяшкису. Зелёной линией обозначен проход в сторону перевала Каяшкису.

Через часа два-три подходим к каменистой «долинке» Если подняться по ней метров 40, то можно придти как раз описанным ранее приятным травянистым площадкам с водой (точка 1 на фото 013). Но ввиду того, что на следующий день нам предстояло первопрохождение пер. 2А, то было принято решение подойти к нему как можно ближе.

Фото 015. Вид на хорошие травянистые площадки и путь к перевальному цирку пер. Каяшкису (2А).

Дальнейший путь лежал по траверсирующей с лёгким набором тропе, ведущей по направлению к перевалу. Через 45-60 минут тропа исчезает, но после 20-30 минут траверса по 30-градусному склону мы выходим на крупную осыпь, по ней с лёгким набором, ориентируюсь на перевал (седловина закрыта скальным выходом). Обходя его справа, и поднимаясь ещё метров 40, приходим на каменистые площадки, где можно разместить 4 палатки, рядом течёт тоненький ручеёк (напоминаю, что лето было жаркое, т.ч. он есть на этом месте, скорее всего, в любое лето). На стоянку встали в 15:30-16:00. Высота 3300.

Фото 016. Вид с перевала Каяшкису на путь подъёма и стоянки.

Вдвоём с Андреем отправляемся на разведку, на перевальную седловину. Перевальный взлёт простой, средне-осыпной, но до него нужно ещё дойти по лабиринтам крупной морены. Минут через 45 были на седловине. Осмотрели возможные пути спуска, решили на какую часть седловины подниматься. (Перевальная седловина очень узкая и изрезана скальными выходами, траверсировать её сложно, поэтому лучше заранее подняться на нужную точку). Вернулись в лагерь к 17:30, где нас ждал чай, а затем и ужин.

Фото 017. Перевальный взлёт пер. Каяшкису. Стрелкой показана седловина, с которой мы спускались – там есть удобный скальный выступ, на котором удобно закреплять верёвку на спуск.

День пятый, 5 августа. Пер. Каяшкису (2А, 3567), первопрохождение.

Набор высоты: 180

Сброс высоты: 360

Выход 7:15.

Пройдя лабиринт крупной морены перевального цирка, подходим под перевальный взлёт. Далее через час подъёма по среднеосыпному склону, выходим на узкую седловину в 9:00. Седловину выбрали ещё вчера – самая правая из возможных.

Ни тура, ни записки найдено не было. Сложили, написали.

Одев обвязки, повесив петлю, на скальный выход, найденный нами ещё вчера при разведке, начали спуск. Склон конгламератно-осыпной, 45-50 градусов. Проход пешком, без верёвок для нас представлялся невозможным. Надо учесть, что это начало похода, и первая 2А в походе. Поэтому, может быть, для хорошо подготовленной группы с лёгкими рюкзаками спуск без перил и возможен. Первая верёвка привела к небольшой полочке. Сдвоенную верёвку сдёргивали. С полки сбросили 100 м верёвки (с перестёжкой посередине). Склон также скально-осыпной, 40-45 градусов. Верёвку закрепили на петле. Последний (руководитель) шёл с нижней страховкой, без рюкзака. Далее, спустившись ещё 50 метров без верёвки, выходим на снежник, и вешаем ещё 2x100м. перил (снежник 40 градусов), закрепляя их на ледорубы. Последний спускался с нижней страховкой, без рюкзака.

Фото 018. Вид с пер. Каяшкису в сторону ледн. Уллуаузна. Стрелкой показан примерное направление спуска.

Здесь надо опять сказать, что:

Во-первых, лето было жаркое, и в обычное лето снега должно быть больше. Здесь я сужу по состоянию склона и фотографиям с Google Earth.

Во-вторых, скорее всего, опять-таки, если надеть кошки, и быть более разогретым, т.е. проходить его не первым техническим перевалом в походе, то возможно пройти его и пешком.

Пройдя от снежника метров 400 (по горизонтали), ставим лагерь возле другого снежника и мелкого ручейка, на более-менее плоских площадках. Лагерь поставлен в 19:30. Высота 3200.

Фото 019. Вид на пер. Каяшкису со стороны спуска (со стороны ледн. Уллуаузна)

День шестой, 6 августа. Переход ледника Уллуаузна в ст. пер. 9 мая.

Набор высоты: 90

Сброс высоты: 590

Подъём в 7:00, Выход в 9:00.

Ввиду тяжелого предыдущего дня и позднего ухода ко сну, было решено встать попозже.

Сегодня предстоял спуск из цирка пер. Каяшкису, переход ледника Уллуаузна, и подход к ночёвкам у долинки, ведущей к пер. 9 мая.

Спуск до моренного гребня правого берега ледника Уллуаузна проходил по крупной морене, и немного по травянистым склонам. Спуск занял 3 часа. Подойдя к моренному гребню стоит сделать важное замечание:

От места выхода на моренный гребень есть два пути. Первый, то как мы и пошли, идти вверх, и переходить ледник сверху. Минусы: нудный, длинный путь, спуск с моренного гребня не очень комфортный, по руслу ручья. Подъём на гребень противоположного берега тоже такой же. Чтобы перейти ледник нужно немного побродить по лабиринтам морены. Второй путь: на месте выхода на гребень, с него можно спустится на ледник (в остальных уже нельзя, ввиду крутых конгломератных склонов), подъём на противоположный берег тоже просматривается и кажется простым. Но есть минус – река. Я был не уверен, что мы сможем перейти реку. Но, в то же время, мы видели группу, направлявшуюся в том направлении. В том направлении река расширяется, и, возможно, её можно перейти. К сожалению, я ничего точно не могу сказать о том, какой путь лучше.

Итак, к 16:00, выйдя на моренный гребень левого берега по руслу ручья, и пройдя по карману вниз около часа (есть тропа), выходим к стоянкам возле водопада.

17:00 лагерь у водопада. Высота 2750.

Фото 020. Путь прохода от пер. Каяшкису в сторону пер. 9 Мая.

Фото 021. Возможный более короткий путь. (?)

День седьмой, 7 августа. Пер. 9 мая (1Б, 3713).

Набор высоты: 950

Сброс высоты: 200

Выход 7:00.

Первые 100 м. вдоль водопада дались тяжело – 40-градусная мокрая трава.

Фото 022. Проход к пер. 9 мая.

Затем, когда путь пошёл вдоль реки, всё стало значительно проще. К 9:15 мы были на обжитых стоянках, но, к сожалению (опять из-за жаркого лета), без воды. Поднимаемся на одну 150-метровую ступеньку, и, пройдя полчаса, подходим к проходу в перевальный цирк. Он находится справа по движению и вполне очевиден.

Фото 023. Подъём в сторону пер. 9 Мая.

Перевальный цирк небольшой, взлёт среднеосыпной. Наверное, лучше подходить ко взлёту как можно ближе, затем подниматься в лоб. Мы приняли решение набирать высоту косым траверсом, но проиграли на этом многовато времени.

Фото 024. Перевальный взлёт и перевальный цирк. пер. 9 мая.

В 13:00 вышли на пер. 9 мая (1Б, 3713).

Нашли записку группы из г. Гомеля под руководством Тихоненко В.В. от 1 августа 2010 года.

Фото 025. Записка с пер. 9 мая.

Спуск мелко осыпной. Через 200м переходит в снежник, затем выходит на ледник. По осыпи движение плотной группой. Бергшрунд перешли по каменному завалу.

Фото 026. Спуск с пер. 9 мая.

Выйдя на ледник отдохнули, перешли его, и отправились на разведку, искать место для стоянки. Совершенно замечательное место нашлось на правом берегу в своеобразном кармане, прилегающему к склону хребта. Мест для палаток хватает. Но с водой из‑за жаркого лета проблемы (виден пересохший маленький ручеёк). Воду нашли на маленьком кусочке ледника, где она течёт тоненькой струйкой.

На стоянку встали к 15:30.

Фото 027. Ледник Укю.

День восьмой. 8 августа. Пер Укю (2А*, 3897).

Набор высоты: 400

Сброс высоты: 1800

Выход 6:30

Встать решили пораньше. Начало пути под перевальный взлёт проходило по крупной морене, а затем по открытому слегка присыпанному камнями очень пологому леднику, по которому иногда приходилось обходить трещины. Если выходить рано, то кошки могут и не понадобится, но, если припоздниться на час, то всё становится очень скользким.

К 7:30 подошли к конгломератному склону. Склон неприятен. Около 35-40 градусный конгломерат. Русло ручья, описанное в одном из отчётов, по которому стоит подниматься мы не нашли. А если то, по чему мы поднимались, и было этим руслом, то оно было уже совсем в высохшем состоянии. Метров через 150 склон стал уже совсем отвратительным, поэтому мне пришлось оставив рюкзак, пойти наверх, и закрепить 50м. верёвку, по которой все и поднялись до скального выхода. На этом конгломерат закончился. На прохождение конгломерата ушло 2 часа. Началась достаточно крутая осыпь. 50 м. подъёма и мы начали траверсировать склон в сторону одного, а затем следующего скального выхода. Перед вторым скальным выходом прошли 40 метров осыпного кулуара. Движение плотной группой. Отдохнули на скальном выходе. Финальное препятствие – 100 метровый осыпной кулуар с живой осыпью. Пройдя его осторожно плотной группой, повернули на развилке налево и пройдя ещё метров тридцать оказались на небольшой перевальной седловине в 11:00. Под нами, метрах в 20 озерцо на снежнике, на самом перевале есть места под палатки. Немало.

Фото 028. Вид на пер. Укю (2А*, 3897) с пер. 9 Мая.

Фото 029. Вид на пер. Укю (2А*, 3897) с пер. 9 Мая. Фрагмент фото 025. Цифрой 1 обозначен участок, где была провешана верёвка.

На перевали были в 11:00.

Нашли записку группы из г. Киева от 5 августа 2008 года.

Фото 030. Записка с пер. Укю.

Спуск проходил по леднику Укю. Наклон около 20 градусов, редко чуть больше. Кошки надели практически сразу. Далее к 13:30 вышли к альпинистским стоянкам. Далее путь лежал по тропе натоптанной поколениями в направлении к а/л Безенги. К моренному карману ледника Мижирги спустились к 17:00. К 18:00 были в а.л. Безенги.

Примечание: При спуске по моренному карману ледн. Мижирги в сторону альп. лагеря нужно 2-3 раза перебродить речку, затем выйти к навесному мосту.

День девятый. 9 августа. Днёвка.

Набор высоты: 0

Днёвка, разбор заброски.

День десятый 10 августа. Подход к пер. Столбовой 2-й.

Набор высоты: 980

Сброс высоты: 80

Выход 9:00

Фото 031. Вид на подход к пер. Столбовой 2-й (2А).

Сегодня мы должны подойти в сторону пер. Столбовой.

Выходим из лагеря, идём вниз по дороге. Метров через 200 (по горизонтали) после перехода реки начинаем подъём по склону в сторону пер. Столбовой. Склон травянистый, 30-35 градусов. Метры поднимаются легко. Забираем немного влево. Находим слабовыраженную тропу, следуем ей. Она выводит нас ещё левее, к гребню, с которого мы видим реку Жигинди. Дальнейший путь идёт по гребню, с обходом скальных выступов. Здесь надо заметить, что согласно отчёту Михаила Голубева (Безенги-2005) на гребне есть хорошие места для стоянки с водой. До них с гребня видны тоже неплохие стоянки в месте перегиба реки. Но до этих стоянок нужно сбрасывать метров 100 высоты. Если знать о хороших стоянках дальше по гребню, лучше идти к ним. Но в тот момент, когда мы увидели стоянки, было уже около 16:00, начинался дождь, и я решил не рисковать, спустится к журавлю в руке. Там было 3 срытые в склоне площадки под палатки. Немного подровняв их, мы поставились. Вода либо в реке, либо в ручейке, текущем невдалеке.

На стоянку встали в 17:00.

Фото 032. Стоянки на реке Жигинджи по пути подъёма к пер. Столбовой 2-й.

День одиннадцатый. 11 августа. Подход к пер. Столбовой 2-й.

Набор высоты: 500

Выход в 8:00.

От стоянок вернулись на гребень. И через час после выхода, действительно были на красивых хороших стоянка. Жаль, что не дошли вчера. Хотя, и там тоже неплохо постояли. Далее по крупной осыпи к 11:30 поднимаемся в цирк перевала Столбовой. В 12:00 встали на стоянку. Воду нашли с трудом. Журчала где-то под камнями. (Нет, есть более обширный источник воды, но до него пришлось бы спускаться метров 30). Вдвоём с Димой отправляемся на разведку на перевал (Перевальный взлёт на подъём простой, среднеосыпной). Зачем? По описанию Миши Голубева, М. Чушева и Д. Юдина перевал стоит проходить через пик 50-летия КабАССР, по леднику. Непосредственно перевальный взлёт постоянно сыпет из-за снежников и ледника. Решили уточнить ситуацию.

Ситуация оказалась диаметрально противоположной. С Сарыкаи свисает немного изорванный, и обстреливаемый камнями ледник. Зависнуть там утром очень не хотелось бы. Обратная сторона перевального взлёта скально-осыпная, ничего не нависает, снега и льда нет. На одной из седловин хорошую петлю, оставленную кем-то. Решили, что завтра будет спускаться отсюда.

В лагерь вернулись к 15:00.

День двенадцатый. 12 августа. Пер. Столбовой 2-й (3700).

Набор высоты: 200

Сброс высоты: 800

Выход 6:00.

Вспоминая опыт Каяшкису решили выйти раньше обычного. К 6:40 были на пер. Столбовой (2А, 3700).

Перевальной записки найдено не было.

Первую верёвку повесели на петлю, последний сдёрнул, оставив расходную петлю. Склон – скальный, присыпанный немного землёй и осыпью, около 45 градусов. Вторую верёвку закрепили на скальном выходе на трёх крюках. Да, подойдя к скальному выходу мы нашли там три крюка и расходную петлю. Петлю выбросили, крюки заново вбили, оставив, впоследствии их также с расходной петлёй. На этом скальном выходе пять человек разместилось с большим трудом. В который раз пожалели, что у нас лишь две верёвки, без сдёргивающей петли. Склон примерно такой же, как и на первой верёвке. Третью верёвку повесели также на крюках, которые оставили впоследствии. Третий спуск проходил по скальному 35-40 град. выходу, с 5-ти метровым вертикальным дюльфером в конце, на хорошую крупную полочку, на которой можно легко разместится не боясь, что что-то сверху прилетит. С этой полочки вниз вёл небольшой открытый ледничок, 50м, 30-35 градусов. Было решено повесить ещё одну, четвёртую верёвку на спуск. Верёвку повесили на петлю. Работы с верёвками закончили к 12:00. Далее уже спуск продолжался пешком, по присыпанному камнями пологому леднику, с выходом на снежник, затем на морену.

По морене к 17:00 спустились к берегу реки Кору, вытекающей из ледника Булунгну. Там, разровняв площадки, встали на стоянку. Возможно, были стоянки и раньше, в кармане, со значительно более комфортными стоянками, но этим летом там не было воды.

Встали на стоянку в 17:00

Фото 033. Спуск с пер. Столбовой в сторону ледн. Булунгу.

Фото 034. Спуск с пер. Столбовой в сторону ледн. Булунгу. Фрагмент фото 028.

День тринадцатый. 13 августа. Пер Кору (1А, 3789), пер Кору сев. (Коматозников) (1Б, ч/з гребень, 3900, первопрохождение).

Набор высоты: 1040

Сброс высоты: 640

Выход в 6:20

В этот день было запланировано прохождение пер. Кору (1А, 3789) и Кору Сев. (Коматозников) (1Б, 3900).

Перешли реку, прошли минут 30 по тропе вверх по течению, затем начали подниматься по простому травянистому склону в сторону перевала Кору. Последние 100 м поднимались по средние и крупной осыпи. В 9:00 были на пер.Кору (1А). Перевальная седловина огромная и плоская. Вода есть в небольшом ручейке или снежнике со стороны подъёма.

Нашли записку туристов из г. Самара от 1 августа 2010 г. Руководитель Буслаев Алексей.

Фото 035. Записка с пер. Кору (1А).

Открылся вид на пер. Кору Сев. (2А), который не показался похожим на 2А – открытый ледник, метров 300 высотой. На фотографиях прошлых лет он был частично покрыт снегом и выглядел менее внушающе.

Фото 036. Пер. Кору Сев. (Коматозников)

Решили не лезть туда, а пройти к перевалу в обход, по гребню. Гребень не очень сложный, примерно 1Б, очень редко простое лазанье, верёвки не пригодились. Подошли на седловину перевала через вершину Кору, на которой даже нашлись бутылки из-под шампанского.

Фото 037. Пер. Кору Сев (3900). Проход по гребню. (около 1Б, первопрохождение).

Перевальная седловина широкая, перевального тура не нашли, сложили сами, написав записку. Ввиду того, что нигде в описаниях перевал не значился, а записки найдено не было, было решено присвоить второе название перевалу – перевал Коматозников. Спуск проходил по средней осыпи. Прошли мимо спуска с пер. Зелёный (1А), сбросив около ста метров, и найдя более-менее приличные места для стоянок, решили остановиться.

Лагерь разбит в 14:00.

День четырнадцатый. 14 августа. Т.б. Чегем, т.б. Башиль.

Набор высоты: 260

Сброс высоты: 1460

Выход в 8:00

Спускаемся по долине реки Уллукурчуху, держась правого берега, есть небольшая тропа. В какой-то момент приходится оставить реку внизу – она переходит в водопады, тропа подходит к сосновому лесу, там достаточно просто спускаемся до т.б. Чегем к 11:30. Турбаза пустует, есть только немного работников. Говорят, что дорогу закрыли то ли из-за обвала, то ли из-за угрозы обвала, и детей сюда не пускают. При этом есть немного автомобилей с отдыхающими.

Спускаемся по дороге вниз, в сторону т.б. Башиль около 2-х часов. Ещё два часа и поднялись по дороге к т.б. Башиль. Она совершенно пуста. Один домик лишь занят кем-то из сотрудников.

Пройдя от базы по тропе около 45 минут вверх, найдя речку, текущую с пер. Нарзанный, поднялись по последней около 5-ти минут и встали на стоянку. Есть места под 2-4 палатки.

16:00 встали на стоянку.

День пятнадцатый. 15 августа. Подход к пер. Голубева.

Набор высоты: 1020

Сброс высоты: 50

Выход в 7:30

Видя, что реку Башиль не перейти, возвращаемся около 20 минут до навесного моста. По нему переходим на левый орографический берег и идём вверх по течению. Через полчаса появляется тропа. Через час-полтора появляется препятствие – река мал. Чегем. Пришлось немного постараться, прежде, чем нашли приличный брод. Но на той стороне нас опять ждала тропа, которая вывела к осыпным склонам морены ледника Башиль. Дойдя по ним к 14:30 к ручью, вытекающему со стороны пер. Голубева, начинаем подниматься вдоль ручья.

Фото 038. Ледн. Башиль. Путь к оз. 3070 и в сторону пер. Голубева и пер. Грановского.

Поднявшись, перебираемся (опять пришлось бродить) на другой берег ручья и поднимаемся к 17:00 к озеру. Озеро находится в моренном кармане, и со стороны сложно угадать, что оно там есть. Но места для стоянки там совершенно замечательные. Большое количество горных козлов, которых легко подманить, если у вас есть излишек соли.

День шестнадцатый. 16 августа. Пер. Голубева (2А, 3702)

Набор высоты: 700

Сброс высоты: 700

Выход в 7:00

Идём обратно, переходим реку. С утра сделать это значительно проще, чем днём. Идём в сторону «бараньих лбов», с которых свисает ледник, поднимаемся, обходя всю эту конструкцию справа по ходу. Всё время, пока можем, стараемся обходить ледник слева. Но всё-таки приходится выходить на открытый ледник, и пересекать его в сторону пер. Голубева. Ледник сильно потаял, в большинстве мест открыт. Подходим к перевальному взлёту (100-150 м., скально-осыпной). Бергшрунд переходим по каменному завалу. В 11:00 мы на перевале.

Нашли записку группы туристов из ТК МИЭМ от 15 августа 2010 г. Руководитель Лазаренко Евгений.

Фото 039. Записка с пер. Голубева.

Отдыхаем, начинаем спуск. Ледник 35-40 градусов. Провешиваем 3.5 верёвки (для третьей верёвки не хватило 10-15 метров). Последний идёт без рюкзака, с нижней страховкой (промежуточные буры!).

Фото 040. Спуск с пер. Голубева (2А, 3702).

В 14:00 мы уже на пологой закрытой части ледника. Связываемся. Как и с той стороны, в большинстве своём ледник открыт. Немного плутаем между трещин, и выходим к 15:30 к пологой, неразорванной части ледника. Снимаем снаряжение, кошки. Спускаемся по правой стороне ледника, по морене, приходим к песчаным стоянкам к 18:00 (минут 30-40 пришлось посидеть, пережидая дождь). Вода в озере неподалёку.

Примечание: Видимо, правильный путь лежал по правому берегу ледника, ввиду того, что на следующий день пришлось переходить реку вброд на другой берег, где идёт хорошая набитая поколениями тропа. Но путь явно не просматривался, а в предыдущих отчётах было очень путано написано, поэтому решили не рисковать, и идти по просматривающемуся пути.

День семнадцатый. 17 августа. А.л. Уллу-тау.

Набор высоты: 30

Сброс высоты: 740

Выход в 8:00.

Спустившись к реке, переходим на другой её берег, к тропе. И по последней легко спускаемся до бывшего а.л. Джайлык. На его месте мостик через реку и несколько заброшенных зданий. Пройдя 20 минут по дороге вверх, в 10:30 утра оказываемся в а.л. Уллу-тау.

Оставшееся время полуднёвка. Разбираем заброску, общаемся со встреченными знакомыми, отъедаемся.

Примечание: В столовой можно купить ряд продуктов, которые нельзя найти в магазине. При чём, магазин работает не всегда, а в столовую можно зайти в любой момент.

День восемнадцатый. 18 августа. Подход под пер. Гумачи.

Набор высоты: 850

Выход в 11:00.

Выходим из лагеря, переходим р. Адырсу по мосту на левый берег, поднимаемся по крутой тропе на большой скальный выход, поросший травой, далее опять по тропе выходим на моренный гребень, по нему выходим на открытый ледник (кошки!). Ледник сильно разорван, приходится тратить немало времени на поиск выхода из лабиринта трещин, но в конце концов к 16:00 выходим на верхние гумачинские ночёвки. Они находятся на осыпном выходе, с них открывается хороший вид на оба пути к перевалу. Первый – более пологий, закрытый ледник. Второй – небольшой ледопад. Но в альплагере нас предупредили, что по пологому пути лучше не идти – ледник сильно разорван и очень сложно, почти невозможно найти проход через трещины. Поэтому было решено идти по правому пути – через маленький ледопад.

Фото 041. Классический проход к пер. Гумачи (2А).

На стоянках повстречались с группой из ТК МИЭМ, под руководством Евгения Лазаренко.

Фото 042. Проход в сторону района ночёвок «верхних Гумачинских».

День девятнадцатый. 19 августа. Пер. Гумачи (2А, 3582)

Набор высоты: 380

Выход в 6:00.

Фото 043. Проход к пер. Гумачи (2А, 3582) через небольшой ледопад.

Подошли к ледопаду. Первую верёвку провесили, пройдя с нижней страховкой без рюкзака. 40-45 ледовый склон, 3 метра 50-55 градусов. Аналогично прошли вторую верёвку. Склон 35-40, лёд. Она вывела нас к приятной полочке, где все могли разместиться. Третья верёвка прошла по 30-градусному льду, и немного траверсом, по разломам. Опять на хорошую удобную площадку. Там вся группа собралась к 10:30. Но далее путь вперёд преграждал большой разлом, на другой стороне которого была 5-7 метровая ледовая стена.

Надо сказать, что до этого момента мы шли с группой Жени Лазоренко параллельно. Но после увиденного препятствия было решено объединить усилия. Взяв все у нас имеющиеся верёвки (5x50м) мы пошли вдоль разломов направо, и, провесив 3 верёвки траверса с двумя короткими дюльферами, вышли к левому, не разорванному, берегу ледопада. Ещё одна верёвка ушла на подъём до пологой части закрытого ледника. Провешенный коридор прошли все участники обоих групп, на пологой части связались и, через полчаса подошли к перевальной седловине в 16:00.

Перевальная записка группы из ТК МИЭМ от 19 августа. Руководитель Евгений Лазаренко.

Фото 044. Записка с пер. Гумачи.

На стоянку мы встали здесь же. Место достаточно уютное, вода в озерце на снежнике. Немного ветрено, правда.

День двадцатый. 20 августа. В. Гумачи (1Б, альп., 3797, рад), спуск с пер. Гумачи.

Набор высоты: 215

Сброс высоты: 1200

Выход в 6:00.

На сегодня был запланирован радиальный выход на в. Гумачи (1Б, альп., 3797, рад), и спуск с перевала к Зелёной Гостинице.

Путь на в. Гумачи проходил сначала по гребню, затем по широкому снежному склону (30 град, связки), затем по снежному гребню, и, финальный участок – скальный, предвершинный подъём, около 40 м.

Снежный гребень в основном проходился пешком по снежному карману. Два 20-ти метровых участка острого снежного гребня проходились с попеременной страховкой через ледоруб. Предвершинный участок проходился простым лазаньем.

Фото 045. Гребень, ведущей к вершине Гумачи.

В 8:00 оказались на в. Гумачи. На вершине не было записки. То ли из-за большой её посещаемости, то ли из-за приграничного расположения. Свою также решили не писать.

Спустившись через час, позавтракали, собрались, бросили сдвоенную верёвку, к 11:30 спустились на закрытый ледник. Далее связались, спустились по леднику. В 15:15 были на Зелёной Гостинице. В этом году она выглядела очень пустой – всего 3-4 палатки кроме нашей. Источник у скалы пересох. Остался небольшой со стороны озера.

Фото 046. Спуск с пер. Гумачи (2А, 3797) на ледн. Джан-туган.

День двадцать первый. 21 августа. Приют 11 (4100).

Набор высоты: 270

Сброс высоты: 450

Выход в 8:30.

Спустились по тропе, затем по грунтовой дороги к Баксанскому ущелью. Добрались до пос. Азау. Оттуда поднялись до ст. Бочки к 14:00, затем до скал Приюта 11. Поставились в 15:30 на правой гряде. Вода в ручейках на склоне. Здесь, наверное, надо было сказать про людей требовавших по тысяче рублей с человека за нахождение в «Национальном парке Приэльбрусье» или чего-то там ещё. Но об этом в конце и отдельным разделом.

День двадцать второй. 22 августа. Акклиматизация.

Набор высоты: 850

Сброс высоты: 850

Выход в 8:30.

Поднялись от скал приюта 11 до скал пастухова для акклиматизации. Немного побегали там, перекусили, и пошли обратно. Пообедали, отдохнули. Исходя из самочувствия (хорошего) было решено выходить на следующий день (точнее в ближайшую ночь).

День двадцать третий. 23 августа. В. Эльбрус, (2А, 5642). Спуск в Терскол.

Набор высоты: 1500

Сброс высоты: 2100

Выход в 2:00.

Маша решила остаться в лагере. После акклиматизации ей показалось, что она не очень хочет идти сегодня наверх. Пошли вчетвером.

Поднялись до скал Пастухова. Затем до «косой полки», по ней вышли на седловину, от неё поднялись до предвершинного плато, затем на вершину. На вершине оказались в 07:00. Никого кроме нас ещё нет. Сыграли две партии в шахматы, и, начав немного мёрзнуть, решили двинуться обратно. На обратном пути ближе к выходу к предвершинному плато начали встречать людей, идущих вверх. Спустились к 10:30-11:00. Через два часа нам пришлось собраться, к 14:30 мы были внизу, в Азау, через час в Терсколе. Там сняли квартиру на всех. Эту ночь ночевали на простынях. Основная часть похода может считаться законченной.

Фото 047. На вершине Эльбруса (2A, 5642).

Фото 048. На вершине Эльбруса (2A, 5642).

День двадцать четвёртый. 24 августа. Терскол.

Выход в 11:00.

Отдыхаем, гуляем. Решаем на чём же ехать домой. Обратные билеты у нас только на 27 августа. А находиться в Терсколе ещё три дня сил нет.

День двадцать пятый. 25 августа. Нальчик.

Выход в 07:45.

Едем в Нальчик, сдаём билеты на поезд, покупаем билеты на автобус, которые немного дороже билетов на поезд.

День двадцать шестой. 26 августа. Москва.

Выход в 15:00.

Москва. Метро. Дом.

Ситуация с национальным парком Приэльбрусье

Перед походом я прочитал про то, что с туристов, поднимающихся на канатках в сторону Эльбруса, некие люди пытаются брать деньги (1000 р./чел) за нахождение в высокогорном заповеднике. Также говорилось, что похожие люди подходят к палаткам, стоящим на приюте 11, и, пытающихся проверить пропуска в сей заповедник. Конкретных советов для решения этой проблемы не предлагалось. Были лишь слова о том, что это не совсем законно (то, что эту плату каждый год опротестовывают в суде).

Что было у нас.

На станции канатной дороги Мир нас остановил хамоватый, но недостаточно уверенный в себе молодой человек. Он попросил нас заплатить 1000р. за нахождение в высокогорном районе, показав при этом некий приказ (указ?) с какими-то пунктами и тарифом. Я увидел три варианта поведения:

1. Придраться к указу (приказу?) с тарифами. Тем более он был слаб и мест, которых оспорить было достаточно.

2. Сказать, что на вершину мы не идём, а направляемся в сторону, например, Хотютау.

3. Относительно вежливо «послать» этого человека, т.к. он стоит на высоте 3000, а пытается собрать деньги за проход выше 3800.

Мной был выбраны два последних варианта. Версии о том, что мы идём на Хотютау, похоже, человек не очень поверил. Но против довода о том, что он стоит на высоте 3000, а пытается собрать деньги за проход выше 3800, он смог ответить только то, что на приюте 11 ходит непреклонный «инспектор», которого нельзя будет «уговорить». Одев рюкзак, развернувшись, мы ушли. Таким образом, достаточно уверенная, но относительно вежливая позиция дала результат

Второй, значительно более сложный бой пришлось дать 23 августа. Через 20 минут после спуска с вершины к нам подошёл «старший инспектор Едоков Залим Якубович». Спросил, есть ли у нас пропуска. Их не было. Узнал, не ходили ли мы на вершину. Естественно мы сказали, что не ходили, а были лишь на акклиматизации. Человек не растерялся, и сказал, что, тем не менее, мы находимся на территории высокогорного заповедника, и должны заплатить по 1000р. с человека. В противном случае, он пообещал, что некие люди нас «соберут» и вывезут со скал приюта. Это нас немного смутило.

Первое, что мы сделали – сфотографировали его удостоверения, и сверили удостоверение с паспортом.

Второе – позвонили в милицию, прокуратуру и ФСБ (туда попали случайно, прозванивая все телефоны, что нам дали в прокуратуре). Мы предупредили их всех, что нам угрожают «собрать» нас силой. Что в большой степени было правдой. Здесь же мной была совершена ключевая ошибка (по моему мнению) – я случайно в телефонном разговоре назвал Залима Якубовича «каким-то идиотом». Он огорчился, обиделся, и немного вскипел. Результатом было то, что он сказал, что спустить нас станет для него делом принципа.

По телефону верхние чины про ситуацию с заповедником ничего не знали, и отправляли нас ниже и ниже. А внизу, видимо, была уже налажена связь с руководством национального парка, там (в более низких чинах милиции) считали, что требование инспектора вполне законно.

В конце концов результатом для нас стал протокол об административном правонарушении на сумму 2000р., оформленный на загран. паспорт одного из участников. Домашний адрес для протокола был сказан неверно (печати с пропиской в загран. паспорте не стоит). Наличными не платили принципиально. Квитанцию обещали выслать по почте. В течение последнего полугода на почту ничего не приходило. В тот же день нам пришлось спустить в Терскол. В последнем, факте был плюс – спали уже в более комфортных условиях, чем на приюте 11.

Из этого всего хочу сделать следующие выводы:

1. Ходить на Эльбрус с любого направления, но не с Юга. Постоянно курсирующие ратраки портят воздух и создают шум. На стоянках грязно. Ходят люди, требующие 1000 р. с человека, не известно насколько законно.

2. Быть достаточно вежливым в разговорах, но при этом предельно жёстким и уверенным.

3. Телефонные звонки, в принципе, могут помочь. По крайней мере, они доставили некоторое неудобство для инспектора, а значит, при более верных постановках разговора, могли бы дать больший результат.

4. В телефонном разговоре с милицией и прокуратурой можно было бы рассказать о не очень хорошем самочувствии некоторых участников группы, и спросить, как они относятся к тому, что нас насильно могут «снять» с лагеря. Это уже домыслы, размышление после

В нашем общении с Залимом Якубовичем были ошибки. Но, надеюсь нас можно извинить, ввиду следующих фактов:

1. Мы были после подъёма в 1 ночи и восхождения на 5642. Сказывалась некоторая усталость.

2. Ситуация держалась под контролем. Самое плохое, что могло случиться случилось – нам выписали штраф и мы спустились вниз. В этом «плохом» для нас вреда почти не было.

Ответ

Да, извиняюсь, отчёт написан плохо. В некоторой спешке и второй раз в жизни. Есть белые пятна. Фото 16-17 - перевальные взлёты Каяшкису. Да, со столбовым это я дал маху. Сам там перевальный взлёт значения не имеет(средняя некрутая осыпь), но важно в какой его участок нужно попасть. Да, и с Голубева не выложил. Там тоже ничего особенного - средняя осыпь, только покруче немного (около 35 град). Qwote(Интересен путь спуска с пер.Кору Северный и дошли ли вы до него или спустились с вершины?). Дошли до седловины. На спуск там тоже ничего особенного - некрутая средняя осыпь. Qwote(К какому перевалу относиться). К пер. Кору сев. и относится. Qwote(А если в описаниях не значился пер.Кору Сев., то как вы на него шли?). Не понял вопроса. По гребню, путь показан на фото 37. А насчёт фото, пришлите письмо, я пошлю ссылку на pisa'вские альбомы с нашими фотографиями (там не только технические), либо вышлю оные, если их нет в недрах интернета. Может быть, спросив у ребят, выложу ссылки сразу сюда. UPD Фото из похода: http://picasaweb.google.com/melafary/2010# https://picasaweb.google.com/asekretenko/2010#

пер. Кору Сев. действительно не значился в описаниях

равно как и в перечнях классифицированных перевалов. под этим именем вероятный перевал категории ориентировочно 2А значился, например, у М. Голубева: http://caucatalog.narod.ru/base/koru_severnyi_pass.html Мы еще про пер. Укю забыли напомнить, что конгломерат НЕЛЬЗЯ обходить слева от скального выхода. Да, там более пологий кулуар, но в нем действительно сходят ледовые обвалы с верхней части лед. Укю- свежие глыбы льда видели своими глазами. Наш путь подъема (примерно стандартный в последние годы) от них полностью закрыт.

нехватка информации

Отсутствуют фото перевальных взлетов (пути подъема группы) пер.Каяшкису (2А), Столбовой (2А), Голубева (2А), нет фото спуска с пер.Укю (2А). Возможно где-то посмотреть другие технические фото из вашего похода, или в походе не заладилось с фотографиями? Интересен путь спуска с пер.Кору Северный и дошли ли вы до него или спустились с вершины? К какому перевалу относиться: "что нигде в описаниях перевал не значился, а записки найдено не было, было решено присвоить второе название перевалу – перевал Коматозников." А если в описаниях не значился пер.Кору Сев., то как вы на него шли? _________ ___________ P.S. Тимур, Андрей, спасибо за ответы и дополнения.