Руководитель:
Н.Лещенко, Москва

Отчет о горном походе 4 к.с. по Фанским горам в августе 2010 г. Часть 2 из 2

Продолжение. Часть 1 здесь

18 августа, 13 ходовой день. Пер. Вост. Казнок 1Б.

5.6. Перевал Вост. Казнок (1Б, 4089)

Перевал расположен между пиками ФиС и в.Змея, ведёт от Мутных озёр в дол.р. Казнок. Ориентация – запад-восток. Характер склона – осыпной.

Прохождение: 18 августа 2010 года. С перевала снята записка группы ТК «Вестра» от 16.08.10, руководитель группы Фармаковский А.В.

Необходимое снаряжение: трекинговые палки.

Погода во время прохождения: ясно.

Участок пути: пер. Казнок Вост.

Выход в 7.00 от стоянок у подножия вершины Фагитор, маркированная турами тропа ведёт по морене вверх метров 50 (уклон 30°), затем 800…1000 почти без набора высоты, лавируя среди нагромождения камней с востока на запад, выводит в цирк перевалов Мазалат и Казнок Восточ.

Стоянки по пути к пер. Казнок Вост.

По дороге, на более пологой части морены, встречаются места для стоянок (на фото обозначены желтым цветом) под 3 палатки и вода, вытекающая из-под ледника, что под пер. ВАА.

Путь выхода в цирк пер. Мазалат и Казнок Вост.

Пересекаем цирк в направлении перевального взлета пер. Казнок Вост. Под перевальный взлет подошли примерно в 9.30.

Впереди пер. Казнок Вост.

Здесь начинается взлёт 150...200 метров на перевал. Сам перевальный взлет – снежно-осыпной. Можно идти по тропе, по сильно подвижной мелкой осыпи, но мы выбираем путь слева по снежнику, не снимая кошек с самостраховкой ледорубом. Перед перевалом снежник заканчивается, нужно уходить вправо на седловину, перед седловиной 20метров подвижной осыпи. Крутизна не постоянна - от 30 до 50°.

В 11.20 вся группа на перевале. Седловина перевала узкая, каменистая.

С перевала хорошо просматриваются вершины Чимтарга,. (5487м), Энергия ( 5112м ), другие вершины.

В 11.40 начали спуск с перевала. Сначала тропа выводит на седловину пер. Казнок Вост. И от него уходит вниз. Спуск с седловины перевала в направлении д.р. Казнок довольно крутой - 45°. Тропа «лысая», утоптанная, усыпана мелкими камушками, большая вероятность поскользнуться.

Начало спуска с пер. Казнок Вост. В направлении реки Казнок

И в конце спуска тропа уходит в узкий каньон, образованного двумя скалами. На выходе из каньона - снежник, длиной 50-70метров.

После каньона со снежником через 100-150метров тропа выводит к реке Казнок. На левом берегу (ор.) - нагромождения камней. Проходим поперек травянистой долины к берегу реки Казнок, встаем на берегу прямо напротив спуска. Отличная стоянка, много мест под палатки.

Стоянки в д.р. Казнок

Чистое ходовое время – 5 часа 50 мин

Общее ходовое время – 7 часа 20 мин

19 августа, 14 ходовой день. Д.р. Казнок – стоянка под пер. Самарский.

От места стоянки выходим в 7.35 и идем вдоль реки Казнок по каменистому левому (ор.) берегу.

Направление движения по д.р. Казнок в сторну пер. Самарский

Тропа нечеткая, иногда разбивается на несколько троп. Доходим до места слияния ручьев, начинаем движение по правому ручью. Обходим «бараньи лбы» в его начале по каменистой морене справа (по ходу движения) от «бараньих лбов». Выходим на небольшую травянистую полянку и продолжаем двигаться вдоль ручья по травянистой тропе.

Через 20 минут находим отличное место для отдыха и обеда прямо на берегу ручья вблизи родника. День сегодня только для подхода под перевал – почему не отдохнуть. Солнце пригревает – можно, наконец, устроить сиесту.

Наконец СИЕСТА! А это не спальник – это сауна!

После обеда в 14.00 продолжаем дальнейший путь: движемся вдоль ручья между камней.

Участок подхода под пер. Самарский

Кое-где просматривается тропа, кое-где идем интуитивно. Но везде проходится несложно.

Выходим к длинной двойной морене справа (по ходу движения) от ледника (на его левом (ор.) берегу). Движемся по карману морены, затем выходим на ее гребень, который выводит нас к довольно большому озеру справа (по ходу движения).

Небольшой подъем вдоль берега озера выводит нас к ручью с водопадом справа по ходу движения. Переходим ручей и поднимаемся вдоль водопада по левой стороне (по правому (ор.) берегу ручья) по каменистой осыпи. Выходим на выполаживание перед скальной стенкой, закрывающей от нас пер. Самарский. Идем вдоль скальной стены и, выйдя на ровную площадку, справа видим отличные стоянки. А налево от стоянок – по леднику, покрытому снегом, путь подхода под перевальный взлет перевала Самарский.

От стоянок хорошо виден пер. Самарский. Вода из небольшого ледникового озера чуть пониже.

Чистое ходовое время – 4 часа 15 мин

Общее ходовое время – 5 часа 55 мин

20 августа, 15 ходовой день. Пер. Самарский 2Б – спуск к озеру Верх. Алло.

5.7. Перевал Самарский (2Б, 4363)

Перевал Самарский расположен между пиком Казнок и верш. Зиндон. Ориентация восток – запад. С востока на перевал ведет некрутой снежно-осыпной склон. Западная, определяющая сторона, представляет собой скальную стенку 65-70 градусов, 80метров по скалам и 120 по крутому снежнику. Соединяет долины рек Казнок и Зиндон Правый.

Прохождение: 20 августа 2010 года. С перевала снята записка группы туристов ТК «Вестра» от 19.08.10, руководитель группы Кузин М.А.

Необходимое снаряжение: Основные веревки 4х50м+60м, петли расходные, ледобуры, спусковые устройства.

Погода во время прохождения: ясно.

Участок пути: пер. Самарский – Верх.Алло

Выход в 7.50. Перед выходом сразу надеваем кошки, и идем по пологому снежнику около 15 минут до перевального взлета на пер. Самарский. Со стороны д.р. Казнок на перевал выводит подвижная некрупная осыпь, поднимаемся около 10 минут и оказываемся на ровной удобной седловине перевала. На перевале вся группа в 8.45.

Станцию удобно организовать на большом камне, находящемся на седловине (на нем мы обнаружили чужую расходную петлю красного цвета с запаянным кольцом, для сдергивания веревки). Но мы, естественно, параллельно навесили свою станцию из расходной веревки 10м.

От станции на седловине провешиваем вниз, довольно вертикально 2 веревки (2*50м) по крутому (65-70 градусов) скальному склону. По описанию, надо было уходить вправо (по ходу спуска, под укрытие скал), и делать станцию на выступе, но там сыпало. И было принято решение провешивать веревки более вертикально, тем более, что был найден большой выступ на котором удобно было организовать станцию. На выступ обнаружены два местных крюка, продеваем веревку через них и, дополнительно делаем на выступе петлю – расходная петля 10метров. С выступа провешиваем вторую веревка до снега.(еще 50м). Со скал переход на крутой ледник, организуем станцию на ледобурах. Третья и четвертая веревки ведут по снежному склону. На организованной станции около скального гребешка (3-я веревка) удобно надеть кошки и спуститься по заснеженному леднику до морены. Все станции на леднике делаем на ледобурах.

У нас нет сведений о прохождении перевала Самарский с запада на восток. Структура породы такова, что не возможна организация крючьевой страховки, т.к. при забивании крюка он откалывает часть породы и вылетает вместе с ней. Возможно ли использовать закладки и френды? Не знаем, не пробовали. Для спуска же, можно использовать уже обозначенные чужими петлями опоры, или же найти новые. Плиты заглаженные и при сырой погоде, скорее всего, будут скользкими. Даже на спуск возможны проблемы.

Пер. Самарский пройден!

Пока группа спускалась, был приготовлен обед. Собравшись все вместе на морене в 13.20 - обедаем и по морене в 14.50 уходим на спуск в д.р. Левый Зиндон. Тропа идет по морене до начала «бараньих лбов» и ручья.

Забрав немного влево по верхней площадке «бараньих лбов» находим очевидный спуск. В самом начале спуска с «бараньих лбов» - короткий участок свободного лазания на спуск.

Затем, петляя по тропе между скал, выходим к реке – время 16.40. Вдоль реки идет отличная утоптанная тропа по правому (ор.) берегу. Доходим до озера Верхнее Алло, здесь есть отличные места под палатки. Встаем на ночевку. Время 17.20.

Чистое ходовое время – 7 часов

Общее ходовое время – 7 часов 40 мин

21 августа. 16 ходовой день. Верхнее Алло – Большое Алло – Малое Алло.

5.8. Путь от озера Вер.Алло – Б.Алло – М.Алло – пос. Зимтут.

От озера Верхнее Алло в 9.00 выходим со стоянок. Находим тропу по правой (по ходу движения) стороне озера. Тропа просматривается хорошо, кое-где стоят туры, но редко. Путь от Верхнего Алло до Большого Алло идет вдоль реки Левый Зиндон.

Участок пути: Верхнее Алло – Большое Алло – Малое Алло – пос. Зимтут

Вскоре открывается лазурное озеро Большое Алло. Справа виден водопад, начинается спуск к озеру. Вдоль озера тропа идет по правой (по ходу движения) стороне, тропа отлично просматривается и хорошо утоптана, периодически разветвляется на несколько троп на разных высотах склона. Тропа проходит по крутому берегу озера, так что идем практически по краю обрыва. В некоторых местах тропа проходит по скалам. Тут может быть очень опасно в мокрую погоду.

Оз. Б.Алло. Вид на д.р. Левый Зиндон

На озере (и вдоль тропы, и в стороне) много мест под палатки. Обедаем, отдыхаем, купаемся.

От места обеда на Б.Алло идем сначала по берегу озера, по отличной, утоптанной тропе. Постепенно тропа уходит в каменный завал, но все равно видна – то и дело просматриваются туры.

Обед на оз. Большое Алло.

Далее камни заканчиваются, тропа становится грунтовой и также помечена турами. Преодолев три небольших спуска, выходим к реке Зиндон, вытекающей из Большого Алло. Далее тропа идет по правому берегу реки. Примерно через час тропа переходит на левый берег (переход вброд, место перехода помечено стрелкой на камне), а еще через 10 минут – обратно на правый (переход по камням). Еще через 30 минут оказываемся у озера Малое Алло. У озера много мест под палатки.

Проход по завалам, вдоль берега озера

В 17.30 доходим до Малого Алло (на картах встречается название – оз. Сарыкуль) встаем на ночевку.

Чистое ходовое время – 4 часов

Общее ходовое время – 4 часов 10 мин

22 августа. 18 ходовой день. Малое Алло – пос. Зимтут.

Подъем в 5 утра. Сегодня к 12 часам нам надо быть в пос. Зимтут – там нас будет ожидать заказанный автобус. Поэтому, не мешкая, собираем лагерь, фото на память и вперед…

Тропа от озера Малое Алло продолжается по правому (по ходу движения) берегу реки Зиндон.

Преодолев несколько небольших, но бурных ручьев (переход вброд), выходим к садово-огородным посадкам. Далее тропа отлично просматривается, несколько раз пересекая реку (есть мосты), до самой дороги, идущей вдоль реки Арчамайдан.

По мосту переходим на левый берег р. Арчамайдан. Дорога широкая, грунтовая, выводит нас прямо в поселок Зимтут.

Проходим мимо красивого поселка Газза.

Ура автобус! Время 12.30. Успели, дошли. Поход окончен. Впереди Самарканд и, возможно, Бухара.

Чистое ходовое время – 2 часа 20 мин

Общее ходовое время – 3 часа 50 мин

6. Выводы

Район Фанских гор своеобразен и интересен, нам очень понравился. Очень отличается от привычного Кавказа.

Фанские горы относительно легко доступны с точки зрения заброски, здесь легко спланировать логичный маршрут любой категории сложности, местное население настроено очень дружелюбно.

Следует отметить погодные явления Фанских гор: погода довольно устойчивая. Однако нам не очень повезло с погодой при восхождении на вершину Энергия. Один день просидели - была явная непогода. А в день восхождения – ранее утро не предвещало ничего неприятного, однако часам к десяти из-за горы, со стороны д.р. Казнок поползли тучи и началась непогода. Было обидно, но почти ничего не было видно с вершины.

7. П р и л о ж е н и я

7.1. Список ремонтного набора на группу.

наименование

количество

Примечание

Напильник треугольный**

Надфиль полукруглый**

Пассатижи малые универсальные* * *

Должны легко открываться, смотри на зазор между губками, боковые резцы.

Шило**

Отвертка малая простая**

должны подходить под снаряжение.

Отвертка большая прост.**

Проволока тонкая*

Саморезы.*

мин. 30

Длину подбирать по высоте подошвы ботинок.

Гвозди сапожные

Шкурка* *

Куски ткани.**

компл.

Авизент или кордура, капрон.

Пуговицы разные

Ножницы

Можно не брать, всегда есть у медика.

Скотч***

Шнур***

Примечание

* - использовалось однажды

** - использовалось больше одного раза

***- часто применяется.

7.2. Аптека на 11 чел. (с рекомендациями и пояснениями)

7.3. Снаряжение группы (на 11 чел).

Специальное:

Веревки 10 мм – 4 х 50 м + 1 х 60м

Расходные петли из основной веревки 4,5м+ 6м + 10 м

Репшнур 8мм х 7,5м

Ледобуры – общественные – 10шт. + по 2шт. (личные) у каждого участника.

Молоток скальный – 1шт. (легкий)

Крючья скальные – 10 шт

Френды – 4 шт. (разные номера)

Закладки – 5 шт. (разные номера)

Экстрактор – шт.

Бивачное:

Палатки - 4: 3х3м + 1х2м

Горелки – 3 шт.

Каны – 6л + 7,2л

Лавинный лист – 1шт

Стеклоткань – 1шт.

Кухня (доска, нож, половник)

Экран – 1 шт.

Тент – 1 шт.

Спутниковый телефон Thuraya – 1 шт. (отличная вещь для дальних районов, где нет связи по мобильным телефонам)

Рации – 2 шт.

GPS – 1 шт.

Фотоаппарат общественный – 1 шт.

Карты - 2 комплекта.

Оформление маршрутки

240,00

21,82

Аренда телефона без учета разговоров, которые будут по приезде и без учета залога.

9900,00

Формальности:

10760,8

782,60

Регистрация в Таджикистане (20$/чел.)

602,00

Регистрация в Узбекистане (6$/чел.)

180,60

Трансферы:

1572,50

Автобус до границы (туда 10$/чел., обратно 10$/чел.)

600,00

"Урал" от границы до а/л Артуч (18,51$/чел.туда, 13,8$/чел. обратно)

972,50

Проживание:

3431,40

504,17

а/л Артуч (2$/палатка)

180,6

22,57

база Артуч в Самарканде (4$/чел./сутки, 4 суток)

3250,8

Виноград, дыня, арбузы в Пенджикенте

205,2

25,65

Лепешки и чай на оз. Алаудинское

102,6

12,83

Обед в Пенджикенте на обратном пути (5$/чел.)

150,50

Подъем заброски на Мутные озера от оз.Алаудинское (на осликах, 70$)

191,55

Итого:

279890,68

24243,40

Замечания.

Все суммы переведены в рубли по следующим курсам:

1 Доллар США – 30,1 руб.

1 Сомони (Таджикистан) – 6,84 руб.

Сумы (Узбекистан) – 1руб=69,8 сум. (1000 сум = 15 руб.)

Стоимость входа на экскурсионные объекты в Самарканде от 1700 до 4000 сум.

Заказ экскурсовода 1000 сум/чел. (на каждом объекте).

Стоимость экскурсии в Бухару с транспортом (две легковые машины) и экскурсоводом 45$/чел.

В нашей группе трое участников подъезжали позже, и мы встречали их на Алаудинском озере. Они прилетали самолетом в Душанбе. Стоимость авиабилетов до Душанбе 9000 туда и 11000 обратно (или 19000 руб. туда-обратно). Стоимость трансфера от Душанбе до а/л Вертикаль 1500 руб./чел. (7500 руб. на 5 чел.). Стоимость регистрации в Таджикистане 50$/чел. (регистрация обошлась дороже по причине того, что ребята прилетали в выходной день, а служба регистрации работает только в будни, плюс ребятам сразу же отдали паспорта (обычно нужно ждать три дня или можно сдать паспорта, а потом забрать после похода, как делали мы в Пенджикенте)).

Стоимость авиабилетов из Бухары в Москву составляет 11000 руб.

У нас не было общей кассы, и каждый раз мы собирали деньги. Это абсолютно неудобно. Гораздо удобнее собрать со всех определенную сумму и из нее потом оплачивать общественные траты.

7.5. Список использованной литературы

1. «Классификация маршрутов на горные вершины», издатель И.В. Балабанов, М., 1999

2. «Высокогорные перевалы», М., 2001, «Прест».