Автор: Павел Павлович Захаров, Москва

Альпинисты - жертвы политических репрессий

Понять альпинистов – дело довольно не простое. Одно дело, когда они за тысячи километров от дома совершают свои сложнейшие и, не очень сложные восхождения и исследования горной природы, порой рискуя здоровьем, а то и жизнью – еще как то понять можно – ими движет неуемная страсть и любовь к горам, стремление к неизведанному и новому. Но когда при этом не малую роль начинает играть спортивный стимул и блеск чемпионских медалей, то здесь вполне понятны определенные сомнения.

История советского периода альпинизма кроме звонких побед имеет в своем активе дела более печальные и трагические. Альпинисты, как и все советские люди, в предвоенный период были людьми своего времени и невольными заложниками той государственной системы в которой они были вынуждены жить, трудиться и ходить в горы.

Даже названия вершин дававшиеся восходителям говорят об этом: пик Сталина, пик Ягоды, пик Ленина, пик Дзержинского, пик ОГПУ, пик Октябрьский, пик Ворошилова, пик Молотова и др. Даже вершины, ранее имевшие свои названия переименовывались в угоду партийно-политическим целям. На ЮЗ Памире стоящие рядом две вершины пик Карла Маркса и Фридриха Энгельса уже имели свои давнишние имена: пик Царя Освободителя Александра – I (имелось еще одно название – пик Императора) и соответственно – пик Императрицы. И, конечно же, политические страсти бушевавшие на равнине, поднимались высоко в горы. Порой они совершали диковинные поступки – в придачу к тяжелым рюкзакам они несли на семитысячники бронзовые бюсты вождей на биваках проводили политические информации и громили очередных «врагов народа». Однажды, провожая группу альпинистов на сложное восхождение, начальник лагеря «Адылсу» (Ц.Кавказ, Приэльбрусье) напутствовал их такими словами: «Перед каждым сложным участком проводить собрание партийно-комсомольской группы, по выработке лучшего способа преодоления препятствий. …Если комсомолец упал в одну сторону, чтобы его спасти товарищ по связке, даже беспартийный, должен падать в другую!»

Вряд ли думали альпинисты тех далеких и таких политически не простых лет, что вскоре сами станут жертвами режима, бюсты вождей которого они заносили на большие горы.

Но оказалось, что не только в довоенные, но и в послевоенные годы продолжались несуразные игры вокруг альпинизма. Был такой случай. Группа альпинистов совершая восхождение на вершину Эльбруса, попала в сильнейшую снежную бурю. Для Эльбруса это нормальное состояние. Видя, что остаток пути от седловины хотя бы до Восточной вершины может быть губительным для всей группы, альпинисты принимают решение – только срочное возвращение вниз может спасти их. Но как быть с почетным грузом?! Для водружения на Западной вершине (высшей точке Эльбруса и Европы) группа несла на вершину бюст вождя всех времен и народов. И здесь было найдено решение – бюст надежно захоронить вблизи хижины на седловине, а на следующую весну они поднимут его к месту установки.

Благоразумцы не смогли стать прозорливцами - кто-то «стукнул» на такое «неуважение» к великому вождю и учителю и вся группа загремела в лагеря на 10 лет.

В те страшные годы тоталитаризма, вместе с миллионами граждан, репрессиям (арестам, пыткам, ссылкам, концлагерям, физическому уничтожению) подверглись и многие альпинисты. О некоторых подобных жертвах мы знали понаслышке, причем такая информация была предельно скупой - в лучшем случае была известна фамилия и то, что этот человек был арестован. О большинстве жертв нам ничего не известно и сегодня. Система была налажена так, что часто вместе с арестованными в тюрьмы, лагеря и ссылку попадали все его близкие родственники. На этом линия репрессивных последствий не заканчивалась. Даже, если дети репрессированного отца не попадали в тюрьмы, то за ними многие годы тянулся шлейф понятия «сын (или: дочь, жена, внук и пр.) врага народа». Подобное клеймо закрывало доступ к институтским дверям, лишало места работы, человек становился изгоем, он практически полностью лишался средств к существованию. Причем это распространялось на всех родственников вне зависимости от меры наказания – срок в тюрьме, лагерь, ссылка или расстрел.

В этой статье, приводится закрытая до последнего времени информация, доступ к которой стал возможен, благодаря изменению политического климата в нашей стране. Нам повезло, с помощью общества «Мемориал» удалось найти часть жертв относящихся к Московским специальным полигонам НКВД «Бутово» и «Коммунарка» (в Москве их было пять), где проводились массовые расстрелы наших соотечественников и всех альпинистов попавших в их число. Работа полигонов была организована так, что расстрелы проводились только по ночам, Чтобы пресечь бродившие среди местных деревенских жителей различные слухи по поводу чуть ли не еженощных выстрелов раздававшихся на этих полигонах, был пущен слух, что на специальных стрельбищах по ночам испытывается новое стрелковое оружие для Красной Армии.

Аресты производились персонально и целыми группами, так в июле 1937 г. на территории альплагеря «Адылсу» (Ц.Кавказ) было арестовано сразу 12 советских и австрийских (шуцбунд) инструкторов, работавших в то время в лагере. Персональные дела альпинистов-«врагов народа», заведенные НКВД и Генеральной прокуратурой СССР поражают произволом, беззаконием и полным абсурдом действий тех, кто должен был стоять на страже закона. В большинстве случаев предъявляемые обвинения были однотипной формулировки – «За участие в контрреволюционной и террористической группе». В отдельных случаях добавлялось, что «имя-рек» являлся иностранным шпионом, еще реже – «За участие в подготовке уничтожения членов Политбюро и Правительства». Была выработана вообще зверская метода определения срока наказании - 10 лет лагерей, без права переписки. Здесь не столько лишение осужденного получать письма от родных и самому писать им, сколько завуалированная подобным методом – высшая мера наказания – расстрел. В лучшем случае, родные получали (если получали) уведомления о том, что их близкий человек скончался от болезни. Как правило, время кончины указывалось гораздо более позднее, чем произведенный расстрел.

Официально считалось, что арестов по политическим мотивам в стране в общем то не было. Хорошей ширмой подтверждающей это, являлись тюремные фотографии арестованных и заключенных. Из многих тысяч просмотренных фотографий ни на одной не было впечатанной виньетки с надписью, что это политзаключенный - на виньетках вполне разборчиво видны надписи – «Уголовный розыск. Москва»

Зачастую т.н. дела обвиняемых выстраивались на доносах информаторов и не подкреплялись никакими конкретными доказательствами или следственными мероприятиями. И на основе подобных «доказательств» обвиняемые приговаривались к различным тюремным или лагерным срокам и высшей мере наказания – расстрелу. Только в малой степени можно догадываться, какими методами выбивались «признательные показания» в организации террористических групп и шпионской деятельности. Нам не узнать, кто не выдержав жутких физических и моральных надругательств, вольно или невольно, становились доносчиками и подписывали заранее приготовленные обвинения в адрес тех, с кем совсем недавно ходили в горы на одной веревке. К сожалению, среди альпинистов были и такие люди.

В силу различных обстоятельств мы не имели возможности найти имена всех репрессированных. В этом повинно отсутствие в те времена порядка (да и в настоящее время тоже) регистрации альпинистов и инструкторов. Те фамилии, что ниже будут указаны, найдены в результате случайных сопоставлений в их принадлежности к альпинизму (и совсем редко в результате анализа расстрельных дел) или с помощью работников общества «Мемориал» имевших доступ к документам Государственного архива и другим документам. Имевшиеся в нашем распоряжении протоколы допросов и другие следственные и тюремные документы не содержали информации о наличии инструкторской квалификации или альпинистской подготовки осужденных. Даже спортивные результаты подвергались фальсификации, а достижения советских альпинистов, если последние подпадали под понятие «враг народа» или «шпион» нещадно вымарывались или вообще не указывались.

Пример: в 1937 году две группы советских альпинистов совершали встречный траверс знаменитой вершины Ушба - с севера шла группа под руководством Е. Абалакова, а с юга – Е. Казаковой. (По тем временам подобные восхождения приравнивались к рекордным достижениям – соревнований еще не было). Но поскольку один из участников первой группы (Петр Заричняк, отец ленинградского альпиниста, доктора физ-мат. наук Юрия Заричняка) был в том же году репрессирован и расстрелян «за связь с агентами гестапо», недопустимо было соотносить достижение отечественного альпинизма с участием в нем «агента гестапо». Фамилия П.Н. Заричняка была «изъята» из всех публикаций (и забыта на многие десятилетия, например: книга П.С.Рототаева «Покоренная Ушба» изданная в 1948 г.). Во второй группе было опущено еще одно имя – Гуго Сэлл, швейцарский коммунист, прекрасный инструктор и альпинист (причин этого выяснить не удалось). Повидимому, чтобы ни у кого не возникало вопросов, участников обеих групп соединили в одну и написали, что : «Е. Абалаков и др. совершили первый советский траверс Ушбы». Направление траверса тоже было опущено. Более того, опущен факт, что двумя годами раньше, первым советским альпинистом прошедшим этот траверс (в группе немецкого альпиниста Л. Шмадерера) являлся Г. Харлампиев - «враг народа», член «контрреволюционной группы» В.Л. Семеновского - значит и ему нет места в хрониках отечественного альпинизма.

Уже после ВОВ продолжалось исчезновение фамилий из альпинистских публикаций и хроник. Приведем наиболее характерный пример:

«В 1945 г. группа армейских альпинистов в составе Г Караваева, А.Багрова, И. Грязнова и Ш. Бабакишвили сделала восхождение с юга на Джанги-Тау – Шота Руставели». Так записано в книге Б.А.Гарфа «Безенгийское ущелье» (Географгиз. Москва. 1952). Кроме небольших неточностей: к фамилии Андрея Иннокентьевича Грязнова не правильно поставлен инициал в практике альпинистского написания, через длинное тире ставятся вершины входящие в траверс – на самом же деле данная группа совершила раздельные восхождения: на Джанги-Тау - 5058 м (первое советское восхождение) и на пик Шота Руставели – 4960 м (в Классификации маршрутов на горные вершины изданной в 1999 это восхождение не отмечено и там числится только одно восхождение 1983 группы А.Лалетина по С. стене). Кроме указанных ошибок, в этой фразе сказана далеко не вся правда о данной группе. Дело в том, что руководителем этих восхождений на самом деле был капитан Константин Васильевич Джавришвили, а не Г. Караваев. В конце 40 гг. минувшего века, капитан Джавришвили К.В.был репрессирован (причина и точная дата не установлены). Во всех альпинистских печатных изданиях того времени, в т.ч. и в сборнике «К вершинам советской земли» (Географгиз,. Москва. 1949. Стр. 539, п.199) его фамилия как «врага народа» была «опущена».

В этой связи несомненный интерес представляет личное заявление ст. лейтенанта Г.Н. Караваева в ФА СССР:

«От Караваева Г.Н.

ЗАЯВЛЕНИЕ

В 1945 г. группой армейских альпинистов в составе:

1. Капитан Джавришвили К.В.- рук. группы
  2. Ст. лейтенант Караваев Г.Н.
  3. Лейт. Багров А.
  4. Лейт. Грязнов А.
  5. Серж. Бабакишвили

были совершены восхождения на вершины пик Руставели и Джанги-тау.

В 1947 - 48 г. полк-к Рототаев П.С. сообщил мне, что к-н Джавришвили К.В. арестован, исключен из списка восходителей, а в качестве руков. группы записан я, как старший по званию и должности.

В связи с амнистией всех репрессированных в конце сороковых годов, прошу в списке восходителей на пик Руставели и Джанги-тау 1945 г. восстановить Джавришвили  Константина Васильевича в качестве рук. группы.

16.05.91. подпись: Караваев»

Справка. Капитан Джавришвили К.В. во время Великой Отечественной войны служил в частях Красной Армии Закавказского фронта, занимая различные офицерские должности: офицер Отдела горной подготовки Штаба Закавказского фронта (1942) инструктор альпинизма 897-го Горно-стрелкового полка - защита перевалов Бечо и Донгуз-Орун (1942) преподаватель Местийской (Сванетия) Школы по горной подготовке офицеров (1943) преподаватель Бакурианской Школы военного альпинизма и горнолыжного дела (1943-1944) руководитель учебно-спортивных сборов военных альпинистов (1944-1945). Столь частая смена мест воинской службы в то время была характерна для всех альпинистов, служивших в частях оборонявших перевалы ГКХ – это диктовалось конкретными тактическими особенностями и характером боевых действий на перевалах.

Для «удобства» ведения расстрельных дел среди альпинистов и туристов они подгонялись под установленный стандарт расследования - было введено понятие: «Контрреволюционная террористическая группа туристов и альпинистов», в следственных делах мелькали добавки: «антиправительственная» или «шпионская» группа. (Не правда ли, вспоминается «дело Промпартии», «Дело Зиновьева, Каменева и др.», «Дело врачей»). Большинство приговоров было вынесено т.н. «тройками» и «двойками» в составе которых в разных соотношениях могли быть высшие чины Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР и НКВД. В разное время, руководителями подобных контрреволюционных и диверсионных групп альпинистов и туристов, органами расследования «назначались» то Н.В.Крыленко, то В.Л.Семеновский, то Л.Л.Бархаш, в отдельных документах (протоколы допросов, донесения «стукачей») мелькало имя В.М.Абалакова. Среди пострадавших были не только просто альпинисты, но и государственные деятели. Достаточно вспомнить первого Главнокомандующего РККА, Наркома юстиции СССР, Председателя ЦС ОПТЭ Н.В. Крыленко Председателя Совнаркома РСФСР, академика, непременного секретаря (так тогда назывался ученый секретарь) АН СССР Н.В. Горбунова ответственного работника Наркомата иностранных дел, председателя горной секции ЦС ОПТЭ и ВЦСПС В.Л. Семеновского.

Именно с него мы и начнем наш печальный путь по судьбам репрессированных альпинистов.

В.Семеновский – тюремное фото, незадолго до расстрела

- Семеновский Василий Логинович. Один из первых мастеров альпинизма и заслуженных мастеров альпинизма. Его имя в те времена хорошо было известно отечественным и зарубежным географам и альпинистам. Не так уж большая его жизнь была наполнена бурными и даже загадочными событиями. Родившись в дворянской семье, он получил высшее образование (говорят, что это не так), свободно говорил и переводил с нескольких иностранных языков. Числясь журналистом, многие годы работал на дипломатической должности. В 20-летнем возрасте примкнул к партии эсеров. В 1903, 1905 и 1906 гг. за политическую работу подвергался арестам царской охранкой. В 1907 году бежал из тюремной больницы и через Москву, и родной Кашин, сумел перебраться в Швейцарию.

Именно в годы жизни в Швейцарии в Семеновском проснулся азарт горовосходителя. Все свободное время он проводил в походах и восхождениях. Очень скоро он сдает специальный экзамен и получает сертификат профессионального горного проводника. На жизнь начал зарабатывать именно проводничеством. В его альпинистском активе появилось множество восхождений совершенных в горах Швейцарии, Татр, и Австрийских Альпах.

В 1913 году выполняя партийное задание нелегально возвращается на родину, но через 2,5 месяца, после разгрома партийного подполья, снова бежал за границу, в Прагу. Сразу после начала 1-й мировой войны В.Л.Семеновский был арестован и до 1918 года сидел в лагерях. Затем перебрался в Вену, работал чернорабочим в типографии «Коммунистическая библиотека», вступил в австрийскую компартию.

Между 1920-1931 гг. он работал в полпредстве Вены (делопроизводитель, а затем секретарь консульского отдела), затем его переводят в Гамбург, где в 1931-1935 гг. он занимает должность вице-консула. 1935 год стал годом окончательного возращения в Союз и приступает к обязанностям референта при консульском отделе НКИДа.

Находясь на дипломатической работе В.Л.Семеновский продолжал свои активные занятия альпинизмом. Начиная с 1925 года регулярно приезжая на родину, он не пропускал ни разу, чтобы не попасть на Кавказ или Памир и совершить несколько восхождений, что называется - для души.

1928 год – в группе немецких альпинистов совершает серьезное восхождение на Гл. Шхару (5068 м) и совершает первовосхождение на Тоттау(4100 м).

1929 год – в группе известного немецкого альпиниста Вили Меркля, первым из советских восходителей поднялся на Юж. вершину Ушбы (4698 м). Кстати – об этом факте многие десятилетия нигде не упоминалось вообще.

1930-1931 годы – В.Л.Семеновский совершает ряд первовосхождений на вершины Кавказа и Тянь-Шаня.

В год своего 51-летия он совершает восхождения на известные Кавказские вершины (Безенги): Гестолу, Дыхтау, Коштантау и проходит стену Ляльвера.

В.Л.Семеновский никогда не изменял своему главному альпинистскому призванию – всемерно содействовать развитию массового альпинизма в стране. Отлично понимая цену качества руководящих кадром, он в 1929 году проводит большой Безенгийский учебный поход, для горной подготовки руководителей низовых коллективов альпинистских ячеек (так тогда назывались секции альпинизма). Участники похода назвали его «Рабфаком во льдах». («Рабфак» - рабочий факультет для поступающих в ВУЗ, но не имеющих среднего образования).

1931 год – в ущ. Адылсу он руководит 1-й всесоюзной школой инструкторов альпинизма.

1932 год – в Балкарском ущ. руководит 2-й школой инструкторов.

1934 год – руководит курсами по переподготовке инструкторов альпинизма (Чегемское ущелье, Ц.Кавказ).

1935 год – по инициативе и под его руководством проводится 1-я альпиниада ВЦСПС (200 начинающих альпинистов и 12 спортивных групп)

1936 год – руководит 2-й альпиниадой профсоюзов (400 новичков, 50 спортивных групп и 184 подготовленных инструктора альпинизма).

В.Л.Семеновский понимая будущие возможности по развитию массового альпинизма, принимает самое активное участие в создании в 1928 году Общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Он же стал первым председателем Горной секции Центрального совета ОПТЭ. В 1936 году после разгрома ОПТЭ, «как организации с широкими возможностями для укрытия врагов народа», Семеновский становится председателем секции альпинизма при ТЭУ ВЦСПС.

Активность в общественной работе, личный вклад в становление нового вида спорта и создания условий для массового развития альпинизма не могли быть не замеченными: в 1934 году В.Л. Семеновскому, одному из первых присваивается новое звание «Мастер альпинизма» (чаше звучало как - «Мастер советского альпинизма»), а в 1936 году ему первому из советских альпинистов присвоено звание «Заслуженный мастер альпинизма».

Беда не приходит одна. Летом 1937 года В.Л.Семеновский был уволен из НКИД и в официальных документах числится как лицо «без определенных занятий» (БОЗ). Тем не менее, в это лето (ему уже 53 года) предпринял попытку подняться на пик Ленина (7127 м). Он шел в одной связке с врачом экспедиции Г.Розенцвейгом и не представлял, что скоро сменит палатку на двоих на общую с ним участь на Бутовском полигоне. На высоте выше 6000 м Семеновский почувствовал недомогание и вынужден был спуститься вниз.

Семеновский был арестован в ночь с 6 на 7 ноября 1937 года. Его и всех арестованных в Москве альпинистов доставили в Таганскую тюрьму, известную зверскими избиениями на допросах. В справке на арест говорилось, что «4 отд. НКВД по Московской области вскрыта и ликвидируется контрреволюционная фашистско-террористическая организация, существующая среди альпинистов и туристов». Семеновского начали «раскручивать» как основное лицо этой организации. Его обвиняли в том, что он завербовал Франца Зауберера (иммигрант из Южного Тироля), Петра Заричняка, Слуцкина, Розенцвейга, Харлампиева, Левинсона и других видных альпинистов тех лет.

«Шпионское» дело стало быстро обрастать смехотворными и надуманными «уликами»: паролем группы было слово «Горы», «связным» был записан Л. Л. Бархаш (товарищ Семеновского по Горной секции ОПТЭ), что Семеновский послал Бархаша в Тегенекли (аул в Баксанском ущ, Ц.Кавказ) для организации убийства членов Правительства Кагановича и Андреевой, которые должны были приехать туда, чтобы «немножечко заняться альпинизмом».

В тот год в горах по различным причинам погибли и получили тяжелые травмы 17 альпинистов. Заодно Семеновскому было приписано «умышленное совершение катастроф в горах» и нарочитое «их не разбирательство».

Измученный Семеновский подписывает все протоколы жутких допросов, пыток и зверского мордобоя и признает себя виновным во всех предъявленных ему обвинениях. Ни каких новых разбирательств, ни каких экспертиз, новых слушаний свидетелей не было. Через день после подписания протокола допроса он был расстрелян.

Имя выдающегося организатора советского альпинизма, на многие годы было вычеркнуто из всех печатных работ и хроник, его книги и методические разработки были запрещены и по большей части изъяты из библиотек, а там где этого не удалось сделать – вымарывалось его авторство.

Проходивший по этому же делу 24-летний альпинист Олег Кауфман (он был приписан к расстрелу по месту жительства – бухта Нагаева, Дальневосточного края). Была и такая мера приведения приговора – по месту жительства, так и не был расстрелян т.к. для этого он был отправлен к месту жительства и там ему заменили высшую меру наказания на 10 лет отсидки в лагерях строгого режима (хрен редьки не слаще! – не в Москве так дома расстреляют только под другим названием процесса), не раз писал об этом всесильному Наркому внутренних дел:

«… Следователь (фамилию свою он назвать отказался) начал угрожать мне расстрелом, всячески запугивал и, наконец, видя, что это ни к чему не приводит, применил самый жуткий мордобой. Вконец изнуренный многочасовыми допросами, избитый и морально сломленный, не видя другого выхода, я вынужден был подписаться в совершении преступлений мною не сделанных…»

Без сомнения все «признания» Семеновского были выбиты подобным образом.

Василий Логинович Семеновский 1884 года рождения в гор. Кашин Тверской губернии, был расстрелян на Бутовском спецполигоне НКВД (Москва) 28 февраля 1938 года.

В тот день на полигоне за одну ночь было казнено 562 человека – рекордное число. (ГА РФ. Ф. 10035. Д-П-29662).

Примечание: На протяжении многих лет официально утверждалось, что В.Семеновский умер в заключении от крупозного воспаления легких в 1941 году.

Бархаш Л.Л.

- Бархаш Лев Львович, (1894, Курск - 1974, Москва). Один из инициаторов возникновения массового туризма и альпинизма в СССР. Журналист. С момента создания газеты «Комсомольская Правда» заведовал в ней отделом физкультуры и спорта. Член правления Российского Общества Туристов, а затем и Общества Пролетарского Туризма, а с момента создания ОПТЭ - член президиума Центрального совета и заведующий научно-методическим отделом ОПТЭ. Исследователь природных ресурсов в горах Ферганской долины.

1923-1925 - преподаватель в Военной школе комсостава РККА. Участник экспедиций АН СССР по исследованию горных областей Средней Азии.

1934 - Заслуженный мастер альпинизма.

1937 - зав. отделом самодеятельного туризма ТЭУ ВЦСПС. В конце этого же года был репрессирован и приговорен к 7 годам лагерей. Освобожден в 1946 году. По его делу проходило более 50 человек – альпинистов и сотрудников разгромленного год назад ОПТЭ. Попытки связать воедино документы (4 пухлых тома) и выяснить его вину по протоколам допросов свидетелей так ни к чему и не привели.

1950 – его вновь арестовали «за участие в контрреволюционных выступлениях» и попадает в лагерь усиленного режима.

И в лагере и после выхода на свободу, работал геологом в Приуралье по поиску нефти и газа. После освобождения из заключения (1955) - вел активную туристскую работу с подростками.

На долю альпинизма в его жизни, было отпущено всего 10 лет, но за это время Л.Л.Бархаш успел сделать многое для становления нового вида спорта в стране:

1927 - восхождение на Эльбрус.

1928-1929 - работал в альпинистской группе экспедиций Горбунова-Крыленко на Памире (вместе с А.Поляковым, С.Ганецким, В.Коломенским, А.Зикеевым).

1930 - восхождения в Цее – Сонгути и Бодорку в Адырсу.

1931 - руководитель первого сложного лыжного похода через перевалы ГКХ (Цаннер) и Сванский хр. (Латпарский). Затем различная работа в высокогорных экспедициях АН СССР на Памире, во время которых совершил 15 п/в на различные вершины в верховьях ледника Федченко, в Западной части Заалайского и хребта Академии наук и т.д.

1934 - помощник руководителя (у Н.Крыленко) армейского похода РККА к пику Ленина. Поднялся до высоты в 7000 м. За этот поход награжден Наркомом обороны именными золотыми часами.

1936 - руководитель инструкторской группы очередного похода в р-н пика Ленина.

1937 - руководитель второго советского восхождения на п.Ленина (Е.Белецкий, А.Поляков, С.Ганецкий, В.Мартынов, Г.Розенцвейг, Б.Искин, П.Альгамбаров). Награжден значком «Пик Ленина» № 3. В том же году руководил восхождением на пик Сталина, поднялся до высоты 7100 м, но после гибели О.Аристова дальше не пошел.

Много сил отдавал общественной работе по альпинизму: член комиссии по туризму ЦК ВЛКСМ и редколлегии журнала «На суше и на море».

1937 - избран зам. председателя Всесоюзной секции альпинизма. Автор книг и множества публикаций на туристско-альпинистские темы. Переводил зарубежные пособия и наставления по боевым действиям войск в горах. После первого ареста во всех написанных и переведенных книгах по альпинизму была тщательно вымарана фамилия Л.Л.Бархаша.

Олег Корзун – тюремное фото

- Олег Корзун. 4 ноября 1937 года (а двое суток до ареста Семеновского) был арестован 25-летний инструктор альпинизма ЦДКА О.Корзун. Он проходил по делу Семеновского. Дополнительно ему были предъявлены обвинения в шпионаже, связанных со знанием гор в приграничных местностях «подготовка террористического акта на Красной площади в Москве во время прохождения колонны альпинистов». Во главе этой колонны должны были идти альпинисты, слушатели военной Академии им. Жуковского Стах Ганецкий и Арик Поляков, которые и должны были первыми открыть огонь по правительственной трибуне.

Олег Корзун был расстрелян в один день с Семеновским на Бутовском спецполигоне. В этот же день там были расстреляны еще два альпиниста: Владислав Петрович Русанович и Леонид Каминкер (Вольф Исакиевич).

Стах Ганецкий

- Ганецкий Станислав (Стах)Яковлевич 1911 года рождения. Альпинизмом начал заниматься с 16 лет, когда в группе Семеновского поднялся на Эльбрус. Затем Ганецкий стал постоянным участником Памирских экспедиций руководимых Н.В.Крыленко. Совершил восхождение на пик Ленина (1936). В декабре 1937 года был арестован по доносу (Крыленко как раз отказал ему в поездке на Памир) своего товарища по учебной группе Академии Жуковского, как участник контрреволюционной группы Крылекно и был расстрелян 14.06.38 и захоронен на полигоне НКВД «Коммунарка» (неподалеку от Бутовского полигона). Отец и мать С.Ганецкого видные деятели партии большевиков, представители Советской России в Коминтерне, одни из последних верных ленинцов - также были расстреляны.

-Поляков Арий Иосифович – слушатель Академии Жуковского. Арестован по доносу сокурсника, как активный помощник Крыленко «во всех его делах», отсидел в общей сложности 17 лет в разных лагерях, был одним из первых строителей рудника и города Норильска, а затем стал Почетным Гражданином этого самого города Норильска (вот уж гримасы нашей горькой действительности!). После реабилитации стал спортивным функционером (был инструктором и начальником отдела альпинизма и туризма ЦС ДСО «Спартак», активно участвовал в создании системы международных альплагерей - МАЛ). Активно писал об альпинизме и альпинистах, автор многих книг, успешно печатался в различных издательствах.

- Сасоров Василий Павлович. Крупный инженер, электронщик. Кандидат технических наук. В 1945-1947 гг. работал по специальности в Германии. «Почетный работник электронной промышленности». Кавалер многих правительственных наград. Автор многочисленных публикаций по специальности. Инструктор альпинизма с довоенным стажем. На протяжении многих лет работал начальником Всесоюзной школы инструкторов альпинизма. Мастер спорта по альпинизму. В его активе большое число совершенных сложных восхождений. В 1942-1943 гг. был преподавателем в Бакурианской школе военного альпинизма и горнолыжного дела. В 1943 г решением Госкомитета Обороны был демобилизован и направлен в тыл для работы по специальности. В 1949 г. по ложному доносу (шпионаж в пользу иностранного государства) был репрессирован (58-я статья). Полностью реабилитирован и досрочно освобожден в 1956 г.

Тюремное фото В.Русановича

-Русанович Владислав Петрович, 28-летний художник-график зимой работал по договорам (так в протоколе допроса), а все лето проводил в горах. Инструктор альпинизма. Работал в альплагере «Адылсу». По доносу своего же товарища инструктора (тот завидовал Русановичу – у него была очень красивая жена) был приписан к делу «шпионской организации» и разделил судьбу своих товарищей альпинистов. Расстрелян на Бутовском полигоне 28.02.1938.

1938 год начался с ареста одного из организаторов Московской горной секции ОПТЭ Соломона Григорьевича Слуцкина. В 1925 году он уже был арестован за «принадлежность к сионистской организации». Но через 6 дней его отпустили без всяких объяснений. В активе Слуцкина был тогда очень ценимый среди альпинистов траверс Ушбы (с юга). Он был парторгом Московской секции и не редко проводил партсобрания в весьма экзотических условиях – на склонах Эльбруса. Идейный партиец он обвинялся в том, что «завербованный Семеновским, летом 1936 года собирал и передовал ему (Семеновскому) сведения о секретных военных аэродромах в Нальчике, у горного села Баксан (!), о характере склонов и посадочных площадках и т.п.».

С.Г.Слуцкин расстрелян на Бутовском полигоне 07.04.1938.

Памирский поход 1936 г. Слева – Д.Гущин, затем –

Г. Розенцвейг, Церетели, справа – А.Джапаридзе

В один и тот же день со Слуцкиным был расстрелян и Розенцвейг Григорий Львович – 39-летний врач, доцент МГУ, зав. травматологическим отделением больницы «Медсантруд» у Яузских ворот. Он был опытным альпинистом, незаменимым врачом во всех экспедициях Н.В.Крыленко. В разных спортивных журналах печатались его статьи о том, как предупредить различные травмы. Со знанием дела давал советы собратьям-альпинистам как вести себя в тех или иных случаях в условиях высокогорья. 1937 - поднимается на пик Ленина. Доктор Розенцвейг рассказывая на страницах журналов о восхождениях не может обойтись без обязательных тогда трескучих фраз: «На вершине 7127 метров в 6 вечера, обнаруживаем бюст В.И.Ленина, обернутый красным сукном. Мы кладем рядом с бюстом Ленина томик Сталинской Конституции. Отряд поет «Интернационал». Раздается дружное «Ура!» в честь великой нашей Родины, в честь руководителей партии и правительства, в честь великого Сталина». Нам сегодня не понять, чего тут было больше: слепого фанатизма или, может быть глубоко спрятанной иронии, Как бы то ни было, никого тогда не спасли ни сильные мира сего, ни верноподданнические слова и чувства.

Гланцберг А.И.

- Гланцберг (Глансберг) Август Иванович, 38-летний латыш, дольше всех из альпинистов находился под следствием. Работал технологом на Московском Дорхимзаводе им. Фрунзе. Герой Гражданской войны, военный инженер 1-го ранга (полковник), он был одним из первых организаторов военного альпинизма, получившего широкое распространение в середине 30 гг. минувшего века. 1935 – Гланцберг один из создателей, а затем и начальник школы военного альпинизма в Терсколе (Приэльбрусье), организатор курсов по обучению горному делу командного состава РККА. А. Гланцберг был дважды отмечен за достижения по организации армейских альпиниад, приказами Наркома обороны СССР К.Е.Ворошилова и дважды награждался именными золотыми часами. Его арестовали 8 февраля 1938 года по обвинению в участии в националистической (латышской) контрреволюционной партии. По постановлению Наркома внутренних дел и Прокурора СССР (двойка) он был расстрелян на Бутовском полигоне 10.09.1938.

Говоря о развитии альпинизма в РККА (Рабочее-Крестьянская Красная Армия), нельзя не вспомнить еще одного человека, способствовавшего становлению военного альпинизма в СССР и принимавшего непосредственное участие в восхождениях (в качестве проверяющего за качеством обучения). Он был расстрелян в Москве, но не по делам альпинистов, а по делам крупных сотрудников НКВД.

Командарм 1 ранга М.Фриновский

При разборке следственных документов касающихся альпинистов, часто встречалось имя Михаила Петровича Фриновского и оно в те годы не сулило ничего хорошего для попавших в жернова судебного произвола. Командарм 1-го ранга. В органах ВЧК-ОГПУ-НКВД с августа 1919. Перед арестом – первый зам. Наркома внутренних дел, начальник ГУГБ и начальник Управления НКВД СССР. Имел множество орденов и наград. Арестован в апреле 1939, по приговору Военной коллегии ВС СССР расстрелян 04.02.1940. Не реабилитирован.

Очень трудно связать имя этого человека с понятием «альпинизм», «горы», «горная дружба». Но такова жизнь – это хорошо известно тем, кто бывал в горах: низкое подчас поднимается выше высокого, большое заслоняется малым.

Гок Харлампиев – тюремное фото

Позже других альпинистов, 16 марта 1938 был арестован Георгий (Гок) Аркадьевич Харлампиев. Ему было 30 лет, окончил Московскую консерваторию по классу волторны. Член Союза работников искусств. Его старший брат – Анатолий Харлампиев был известным в свое время боксером, основателем нового вида борьбы – самбо. В наше время мало кто помнит, что слово «самбо» - аббревиатура и расшифровывается как «самооборона без оружия». Анатолий, как и младший Харлампиев занимался альпинизмом, окончил школу инструкторов в «Адылсу» и не редко вместе с Гоком (так любовно звали Георгия его друзья и близкие люди) принимал участие в восхождениях. Сам Георгий был высококлассным инструктором альпинизма, сопровождал иностранных альпинистов. И кроме всего прочего, страстно увлекался фотографией. Его работы часто появлялись на страницах журналов «Физкультура и спорт», «На суше и на море», в периодике, была проведена персональная выставка его фоторабот. Он организовал в консерватории секцию альпинизма и многие музыканты поддавшись очарованию Георгия прошли альпинистскую подготовку в альплагере «Искусство» (Ц.Кавказ,Баксан).

Братья Харлампиевы принимали участие в Памирской экспедиции 1933 года, которой руководил Н.П.Горбунов. В ходе этой экспедиции Евгений Абалаков на последних сотнях метров в одиночку совершил восхождение на безымянную вершину, которой осенью того же года было дано имя великого вождя нашей страны – И.В.Сталина.

1934 год – Георгий Харлампиев вместе со швейцарскими альпинистами (рук. Лоренц Саладин) совершает многочисленные восхождения в районах Кавказа: Караугом, Дыхсу, Безенги. Следующие восхождения были совершены в горах Тянь-Шаня. (Лоренц Саладин умер при спуске после восхождения на Хан-Тенгри. Его имени есть пик в том же районе). 1935 год – сопровождая группу немецких альпинистов Г.Харлампиев совершил горный поход из Кабарды в Сванетию Затем по приглашению руководителя немецкой группы Г. Шмадерера (Мюнхенский клуб любителей природы), он совершает с ними траверс Ушбы, став первым советским альпинистом прошедшим этот траверс. Зная о пристрастии Гока к горной фотографии, новые швейцарские и немецкие друзья подарили ему прекрасную фотоаппаратуру.

Фото Георгия Харлампиева.1935 год. Экспедиция «Союзникельоловоразведка» в Туркестанском хр. Виктор Корзун страхует Виталия Абалакова

Получив из Германии письмо от знакомого альпиниста с просьбой сопровождать его в восхождениях на Кавказе и Тянь-Шане (по сути – работать гидом), Георгий показывает это письмо Семеновскому - просит совета и помощи в оформлении необходимых документов. Семеновский предложил воздержаться от ответа, «так как время очень тревожное».

Именно эти сведения стали основой обвинений предъявленных ему при аресте. На единственном допросе 22 марта 1938 Г.Харлампиева вынудили признаться, что он был «вовлечен Семеновским в преступную группировку, что он проводил шпионскую деятельность. В деле записаны фамилии альпинистов: Иосифа Гринфельда, Соломона Слуцкина, Виталия Абалакова, Михаила Дадиомова, Сергея Ходакевича, Олега Корзуна. Там же нашли свое место т.н. «немцы» Заричняк и Зауберер, хотя они никогда не были немцами. К «немцам» были приписаны Розенцвейг и Левинсон.

В обвинительном заключении по делу музыканта и известного альпиниста говорится: «Следствием установлено, что одним из активных участников контрреволюционной организации альпинистов, ставящей своей целью свержение советской власти и восстановление капитализма и фашистской диктатуры в СССР, является Харлампиев Г.А.» Еще он обвинялся, что за вознаграждение и без специального разрешения, сопровождал иностранцев в горах Союза. Особо отмечалось, что он ходил со швейцарскими альпинистами в приграничных районах Тянь-Шангя (шпионаж!), хотя без официального на то разрешения туда не могла и «птица залететь». И все это - по результатом всего одного допроса!

По решению двойки (ст. 58, пп.6, 8 и 11) Георгий Харлампиев был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян на Бутовском полигоне 28.05.1938.

Дома у Харлампиева осталась мать, 18-летняя жена и 5-месячный сынишка Аркадий. В следственном деле находится письмо матери Георгия, написанное в 1955 году на имя Гл. прокурора Военной прокуратуры. Ответа она не получила, и на следующий год снова пишет письмо. Вот письмо далекого 1956 года:

Уважаемый т. Прокурор!

Умоляю Вас, сообщите, где мой сыночек – ни разу с 1938 г. я никуда не писала. Мне 70 лет, дайте умереть, узнав, где сынок. Он окончил консерваторию, взяли его в марте 1938 г. (10 лет режимных лагерей – за что???) Георгий Аркадьевич проживал вместе со мной по адресу… Очень верю в Ваше милосердие, что пожалеете старуху, которая проплакала 18 лет.

С низким поклоном Анна Трофимовна Харлампиева

На этот раз органы провели проверку. Дело в 1957 году было пересмотрено, Г.Харлампиев полностью реабилитирован. Можно было бы на этом поставить точку. Но! В ходе расследования была выявлена дата расстрела, но матери погибшего послали обычную циничную ложь: «Ваш сын, Харлампиев Георгий Аркадьевич, отбывая наказание в ИТЛ, умер 15 декабря 1941 года от крупозного воспаления легких». (Эта причина была в те времена стандартной в подобных отписках).

Так она и умерла, не узнав правды о судьбе своего сына.

Прошло еще 15 лет. Повзрослевший сын Г.Харлампиева, Аркадий снова запросил органы о судьбе отца и снова получил тот же самый ответ… (ГА РФ. Ф. 10035. Д.П – 45035).

Горбунов Николай Петрович

Горбунов Николай Петрович (1892, село Красное СП-б губернии – 1938, Москва). Выдающийся государственный деятель страны. Один из последних верных ленинцев. На протяжении значительного времени являлся личным секретарем В.И.Ленина.

1917 секретарь Совнаркома РСФСР. Именно он готовил и оформлял первые декреты молодой советской власти: об отмене сословий об образовании Красной Армии и др.

1918 - воплощается в жизнь, подготовленный Н.П. Горбуновым проект об образовании НТО ВСНХ, в котором он стал председателем. Главной целью НТО было объединение научных учреждений, привлечение к работе видных ученых и инженеров, основание новых НИИ

1919 - получает разрешение и отправляется на фронт. Он занимает военно-политические посты: начальник Политотдела XIV Армии, член Реввоенсовета XIV, XIII и II- й Конной Армий. За личный героизм, одним из первых награжден высшей (в те времена) наградой, орденом Боевого Красного Знамени

1920 – управляющий делами Совнаркома РСФСР

1922–1923 – председатель Совнаркома РСФСР.

Н.П.Горбунов в рабочем кабинете в Кремле (1927)

С горами Н.П.Горбунов познакомился в 1914 году и хотя не совершал серьезных восхождений, стал страстным любителем горных путешествий. 1928 - вместе с О.Ю. Шмидтом и Н.В. Крыленко был руководителем советско-германской экспедиции на Памир. Под его руководством проходили практически все крупные экспедиции на Памир того времени. Руководил Таджико-Памирскими экспедициями АН Союза. 1933 - руководитель экспедиции, в которой Е. Абалаков поднялся на высшую точку страны – п. 7495 м, получившей впоследствии имя - пик Сталина (затем п. Коммунизма, а с 2000 г. - пик Исмаила Самани). Понимая возможности возникновения критических ситуаций во время сложного горного похода, Н.П. Горбунов с особой тщательностью подходил к подбору участников штурма. Был сформирован штурмовой отряд (№29), включенный в состав большой экспедиции АН и Совнаркома СССР. Н.П. Горбунов поставил и перед собой предельно сложную задачу - самому взойти на вершину, хотя множество организационно-руководящих экспедиционных дел не позволяли ему в полной мере заняться личной подготовкой для подъема на такие редкие для того времени высоты. Предвидения Н.П. Горбунова полностью подтвердились - весь ход покорения Памирского гиганта, показал существование еще не осознанных людьми трудностей - проблем с приспособлением организма человека к работе на больших высотах, объему собственно альпинистской работы на восхождении. Сам же Н.П. Горбунов, из-за обморожения ног сумел подняться только на Восточную вершину и остался ожидать Е. Абалакова, активно проводя на этой высоте научные исследования. 1934 – в числе выдающихся спортсменов и организаторов советского альпинизма, Н.В. Горбунову за успехи экспедиции 1933 года было присвоено звание «Мастер альпинизма». Восхождение на пик Сталина в те годы действительно было победой, прославившей страну Советов. Но ничто не могло уже спасти Н.П. Горбунова от репрессий в период культа личности. Особенно это положение усугублялось тем, что Горбунов к этому времени остался в редком числе тех верных ленинцев, которые остались в живых после известного партийного съезда, получившего название - «съезд расстрелянных». Он был обвинен ВКВС ССССР в шпионаже. Арестован 19.02.1938 и по приговору военной коллегии Верховного суда СССР расстрелян 07.09.1938 г. на полигоне НКВД «Коммунарка» в Москве. Именем Николая Петровича Горбунова названа вершина (6026 м) в Танымасском хребте на Памире.

Дополнение. Вскоре после ареста Горбунова Н.П., его жена Смольянинова Маргарита Александровна так же была арестована. Отбыв 8-месячное заключение и ничего не зная о гибели мужа, Маргарита Александровна начала борьбу за пересмотр дела и восстановление его доброго имени. Сохранились черновики ее писем 1939 г. Сталину и Молотову. Они написаны с большим достоинством, без обычных для тех лет клише: «любимый», «дорогой». Обращаясь к Сталину, она говорит о правах гражданина, личности. Советское государство в полной мере продемонстрировало гражданке М.А. Смольяниновой ее «права»: на труд - постоянные проблемы с работой (увольнения как жены врага норода), на жилье - неоднократные попытки выселения из 13-метровой комнаты ее и дочери-инвалида, на свободу - арест родственников, включая брата В.А. Смольянинова - первого начальника строительства Магнитогорска, члена партии с 1908 г. Письма не имели результата: ей не сообщили ни о смерти мужа (расстреле), не вернули ни имущества, ни документов и книг из домашней библиотеки. В 1944 г. в ответ на очередной запрос органы госбезопасности указали ложную дату кончины Николая Петровича - 1944 г.

Смольянинова М.А. – жена Горбунова Н.П.

Н.В. Крыленко Н.В.Крыленко в одной из своих Памирских экспедиций

- Крыленко Николай Васильевич (1885,село Бехтеревка Смоленской губернии–1938, Москва). Ученый, доктор государственных и общественных наук, им написано около 100 научных работ. Крупный государственный деятель: 1917 - Верховный Главнокомандующий 1918 – перешел в органы юстиции 1922–1931. – Председатель Верховного трибунала 1931–1936 – Нарком юстиции РСФСР, СССР. Награжден орденами Красной Звезды и Ленина. К путешествиям по горам пристрастился в эмиграции в 1914–1915 гг. Совершал восхождения в Татрах и Альпах. Непременным спутником в большинстве восхождений Николая Васильевича была его жена Елена Федоровна Розмирович. Первое восхождение на Родине совершил на Восточную вершину Эльбруса. 1928–1934 – постоянный участник, организатор и руководитель экспедиций на Памире. Им совершено 15 п/в на вершины западной части Заалайского хребта, в верховьях ледника Гармо, в хребте Академии Наук и др. 1929 – дважды пытался взойти с южной стороны на пик Ленина. В первый раз вернулся с высоты 5850 м – горная болезнь у всех участников группы, непригодное снаряжение (по сути дела, полное его отсутствие), плохая погода. Во второй попытке спутники начали по одному поворачивать назад – с высоты 6300 м, последний – с 6600 м. Н.В. Крыленко в одиночку поднялся до высоты 6850м. Угроза холодной ночевки вынудила его спускаться на север, в Алайскую долину. Это был первый переход Алайского хр. восточнее пика Ленина – теперь это место называется - перевал Крыленко. 1934 – возглавил большой Памирский поход военных альпинистов: В. Абалаков, И. Лукин и Н. Чернуха совершили первое советское восхождение на п. Ленина. 1928 – председатель ЦС ОПТЭ. По его инициативе в 1934 ЦИК СССР учредил значок «Альпинист СССР». Заслуженный мастер альпинизма с 1934. 1936 – после разгрома ОПТЭ, когда альпинизм был переведен в ведение Всекомфизкульта, был избран первым председателем секции альпинизма (прообраз ФА). Был большим поклонником и любителем шахмат – 14 лет являлся председателем Всесоюзной шахматной секции.

Арестован 01.02.1938 и обвинен в создании контрреволюционной организации среди туристов и альпинистов. Приговорен ВКВС СССР к высшей мере наказания. Расстрелян 29.07.1938 на полигоне «Коммунарка».

Помимо перевала, его именем названы две вершины (6419 и 6100 м) в Язгулемском хребте Памира.

1967 г. Базовый лагерь на луковой поляне – Ачикташ..

В.М.Абалаков – руководитель юбилейной альпиниады

в честь 50-летия СССР. Этот герб будет занесен на

вершину пика Ленина

- Абалаков Виталий Михайлович (1906, Красноярский край – 1986, Москва).

В 1938 - вместе с 12 инструкторами альплагеря «Адылсу» был арестован и по этапу отправлен в Москву и два года просидел под следствием в спецтюрьме НКВД. Основным обвинением в его адрес было руководство шпионской организацией, «взявшей курс на уничтожение лучшей части альпинистов». Ему повезло – он остался жив – каким то чудом удалось дотянуть до «бериевской амнистии» и в 1940 по суду он был освобожден. 1958 – В.Абалакова снова вызывают в органы НКВД. Идет пересмотр дел на предмет реабилитации. Его мнения (16 страниц убористого почерка) о профессиональных и человеческих качествах репрессированных альпинистов подшиты к следственному делу Олега Корзуна и представляют несомненный интерес для истории альпинизма.

С раннего детства вместе с братом Евгением наравне с взрослыми «столбистами» они перелазали все маршруты на Красноярских столбах. Жизнь на природе, сложные и многодневные сплавы по таежным рекам и походы – все это закалило их и привило страсть к поиску новых сложных путей. Совершил более 150 восхождений (в т.ч. п/в и п/п) в горах Кавказа, Алтая, Памира, Тянь-Шаня.

Этапные восхождения совершенные В. Абалаковым : 1931 – Дыхтау (5204 м) и Миссестау (4421 м.), 1932 – траверс Безенгийской стены (Гестола – Катынтау – Джангитау), 1933 тр. Белухи - 4620 м (с-ю), Иикту (4200 м.), по В. стене (Чуйские Альпы), Оловянная стена (4775 м.), Туркестанский хр., 1934 – п. Ленина (7127 м.), 1935 п. Трапеция. До войны альпинистский путь В. Абалакова во многом совпадал с восхождениями его брата - Евгения, жены Валентины и друзей: Ан. Малеинова, Е. Тимашева, М. Дадиомова, Л. Саладина, В. Корзуна. 1936 - покорение Тянь-Шаньского великана Хан-Тенгри (6995 м). Так сложились обстоятельства, что все восхождение проходило на грани трагических случайностей: подъем налегке, стремительный темп, тяжелые травмы на спуске у Леонида Гутмана, затяжная непогода, сильнейшие обморожения рук и ног у самого Виталия и, наконец - смерть товарища по группе Лоренца Саладина, могли, кого угодно отвратить от альпинизма. Несмотря на тяжелую ампутацию пальцев рук и ног, части стопы, разработав собственную систему реабилитации, В.М.Абалаков возвращается в альпинизм.

С начала войны и до выхода на пенсию, работал в ЦНИИФКе и лаборатории ЦЛСИ, занимаясь разработкой и конструированием спортивного инвентаря, альпинистского снаряжения, приемов страховки и специальных приборов.

В 1946 создает спартаковскую команду, и многие годы бессменно руководит ею. 1947-1960 гг. - команда выходила в тройку призеров чемпионатов Союза, не раз становилась чемпионом сразу в двух классах восхождений. После 1960 он организует и руководит работой экспедиций и альпинистских мероприятий в т.ч. международных. В 1967 г. руководитель юбилейной альпиниады на пик Ленина.

В первые послевоенные годы В.Абалаков руководил Спартаковской школой инструкторов альпинизма. Награжден многочисленными орденами и медалями. Почетный член альпинистских клубов Великобритании, США, Польши.

Заслуженный мастер альпинизма (1934), ЗМС (1940), ЗТ СССР (1961). Инструктор-методист 1 категории.

Геренгросс – тюремное фото перед расстрелом. 1937 г.

- Гернгросс (Геренгросс) Георгий Евгеньевич (1892, Петроград -1937, Москва). Из потомственных дворян, сын генерала, начальника Генерального штаба Русской армии. Окончил Царскосельский лицей. Имел специальное юридическое и экономическое образование. До 1917 являлся Уполномоченным Красного Креста на Западном и Юго-Западном фронтах. 1918 - арестован и в качестве заложника на два месяца посажен в концлагерь (новая форма изоляции высшего сословия). 1919 - во время службы в Датском Красном Кресте арестован, как и все служащие иностранных представительств в России. 1920 - арест за связь с английским шпионом Полем Дюксом (потом оказалось, что шпион с такой фамилией в России не бывал вообще). К этому времени его брат был уже расстрелян. 1921-1925 – Г.Е.Гернгросс работает в Саратове, вначале уполномоченным СССР при заграничных организациях помощи голодающим и научным сотрудником в университете (преподавал политэкономию). 1926 - принят на должность референта-экономиста Наркомвнешторга. 1930 - научная деятельность в институте внешней торговли (страны Востока и Африки). Под псевдонимом «Юг.Ю.» напечатал несколько книг. Г.Е.Гернгросс являлся первым советским африканистом, а его имя было внесено в Библиографический словарь советских востоковедов. После лишения этой должности – стал частным преподавателем английского языка, лицом «БОЗ». Г.Е.Гернгросс был активным пропагандистом зарождавшегося отечественного альпинизма: переводил зарубежную альпинистскую периодику занимался горной фотографией писал статьи по вопросам безопасности и воздействия высоты на человека во время восхождения. Регулярно печатался в журнале «На суше и на море». Был первым альпинистом арестованным в 1937. Его имя в следственном деле не связано с «контрреволюционной организацией туристов и альпинистов». Г.Е.Гернгросс обвинен в активной антисоветской агитации. По постановлению тройки УНКВД по Московской области расстрелян 10.12.1937 на Бутовском полигоне в Москве.

Гетье А.Ф. во время экспедиции 1933 года на пик Сталина.

- Гетье Александр Федорович (1893, Москва – 1938, там–же).

Выдающийся спортсмен своего времени: боксер европейского уровня (ст. тренер по боксу ДСО «Динамо»), альпинист, инструктор альпинизма, участник первой попытки восхождения на пик Сталина (начальник штурмовой группы). В его альпинистском активе были многочисленные восхождения в том числе руководство п/в на Зап. Белуху (Алтай), восхождение со старшим Харлампиевым на Гестолу (Ц.Кавказ, Безенги). Являлся автором книг по теории и практике бокса. В соавторстве с В.Абалаковым и Д.Гущиным участвовал в создании пособия «Высокогорные учебные походы и экспедиции» (М.ФиТ. 1937). Жизнь этого человека складывалась как бы из трех не равных частей: бокс, альпинизм, печальный и трагический ее конец. Сын Гетье Федора Александровича (1863-1938) – личного врача семьи Ленина, который всецело ему доверял. Гетье-старший был основателем Боткинской больницы в Москве и штатным профессором Кремлевской больницы.

С малых лет Александр Гетье – увлекался спортом, особенно был любим – бокс.

Начало 1-й мировой войны внесло коррективы в жизнь подающего надежды молодого спортсмена. Как человек, имеющий высшее образование, он по мобилизации был направлен в офицерское училище.

1920 г. Бывший царский офицер А. Гетье работает на центральных курсах инструкторов Всевобуча и обучает для Красной Армии: будущих преподавателей допризывной подготовки и спорта. В том же году курсы были реорганизованы в Главную военную школу физического образования трудящихся, которой ленинским декретом был дан статус высшего учебного заведения.

Вскоре он был арестован и иные из бывших его коллег с поспешностью торопились «всенародно» осудить его. Но так случилось, что этот период продолжался не долго.

Вторым увлечением, скорее теоретическим, чем практическим, была влюбленность в горы. Много лет молодому Гетье не давала покоя уже тогда бытовавшая поговорка – «умный в гору не пойдет…». Так получилось, что с первых же шагов в альпинизме, он шел в ногу со своим старым учителем в боксе – Аркадием Харлампиевым (Отец альпиниста Георгия Харлампиева). Очень скоро он был удостоин значка «Альпинист СССР» 2 ступени. Затем окончил школу инструкторов. Звездным годом в его увлечении альпинизмом было время, когда он входил в состав 29 отряда комплексной Таджико-Памирской экспедиции СНК и АН СССР. В задачи отряда входило нанесение на карту неизвестных горных хребтов, совершить первовосхождение и установить на безымянном пике 7495 м. метеорологические приборы. Начальником штурмовой группы альпинистов 29-го отряда был утвержден А.Ф. Гетье.

Входивший в 29-й отряд известный журналист и крупный специалист в области бокса М.Ромм, так характеризовал утверждение А.Ф.Гетье в состав отряда: «Гетье я знаю давно. Лет 15 тому назад мы впервые встретились с ним на ринге в жестокой схватке на первенство Москвы. Вскоре после этого он перешел на тренерскую работу. Затем увлекся альпинизмом. Упорно и методично, как и все, что он делает, он стал изучать нелегкую технику горовосхождений. Зимой и весной его можно было встретить на Ленинских горах с тяжелым рюкзаком за спиной».

Начиная от палаток базового лагеря, восходителей сопровождали тяжелые потери. Затяжные периоды непогоды. Падение случайного камня травмирует Д.Гущина. А.Цак шел на грани получения обморожения ног, ему достались шеклтоны слишком малого размера (мороз в отдельные дни достигал отметки минус 43°). Все без исключения страдали от недостатка акклиматизации и чрезмерно тяжелого радиометеоприбора (две части весом по 25 кг.). Наконец, сердечный приступ А.Гетье произошедший на высоте почти в 7000 м. поставил под сомнение успех мероприятия в целом. Он чувствовал себя все хуже и хуже: у него начались мучительные спазмы сердца и сплошная рвота. Организационные недочеты также вносили свою лепту в создавшуюся обстановку. Серьезные препятствия возникали от допущенных ошибок во время подготовки экспедиции и самого восхождения. Лишь организм молодого Е.Абалакова справлялся со всеми невзгодами.

М.Ромм в «Известиях» писал: «Печально говорить об этом, но покорение высочайшей вершины страны приобрело очень опасный, драматический характер и потребовало поистине героических усилий от восходителей. Безалаберность людей, отвечавших за организацию экспедиции, не раз ставила под угрозу достижение цели».

В последний момент, А.Гетье (уже лежавший на высоте 6900 четыре дня без медицинской помощи) отказывается от помощи друзей и требует, чтобы они шли вперед, к вершине.

Руководитель экспедиции Н.Горбунов и Е.Абалаков с трудом подняли метеоприбор на СВ. вершину (7380), где и установили ее. Отсюда к основной вершине Н.Горбунов отправляет одного Е.Абалакова

Гетье А.Ф. на леднике Сталина 1933 г.

Фото Горбунова Н.П.

После экспедиции А.Ф.Гетье возвращается к основной работе ст. тренером в ЦС ДСО «Динамо».

В 1937 г. он был обвинен в шпионаже и участии в контрреволюционной террористической организации туристов и альпинистов. 14 декабря 1937 г. он был арестован. 8 января 1938 г. по приговору ВКВС СССР приговорен к расстрелу. Расстрелян 8 января 1938 г на спецполигоне НКВД «Коммунарка» в Москве. Реабилитирован, со снятием всех обвинений 14 января 1965 г. Место его захоронения до сих пор неизвестно.

Одной из версий ареста и расстрела выдающегося спортсмена, может служить отказ его отца подписать протокол о вскрытии тела и «Акт патологоанатомического вскрытия тела В.И. Ульянова-Ленина», хотя его имя значится в составе комиссии, производившей эту процедуру».

Тюремное фото В.Алкалаева

-Алкалаев (Алкаев) Владимир Константинович (1894, Везенберг, Эстляндской губернии – 1938, Москва). Помощник начальника учебного отдела ЦС ДСО «Динамо», занимался вопросами развития альпинизма в обществе и сам не раз совершал восхождения на Кавказе в Приэльбрусье. ВКВС СССР обвинен в шпионаже. Арестован 31.01.1938. Расстрелян на московском полигоне НКВД «Коммунарка» 20.06.1938. (Его настоящая фамилия – Алкалаев-Калагеоргий, по свидетельству его брата Константина Алкалаева, они были вынуждены изменить фамилию, чтобы не показывать свое дворянское происхождение).

-Заричняк Петр Николаевич (1899, Галиция, Австро-Венгрия (Зап.Украина) -1937, Нальчик). 1917-1918 - рядовой Украинской Галицийской Армии (УГА, воевавшей на стороне Австрии), участие в боевых действиях на Итальянском фронте. По окончании войны попасть домой не смог, т.к. был интернирован (украинец) и находился в немецком лагере Дейч-Габель. Работает бетонщиком, санитаром, помощником аптекаря, счетоводом. В это время увлекся фотографией и стал заниматься альпинизмом. 1924 - по рекомендации членов ячейки коммунистов, внесен в списки желающих, вернуться на родину. Сначала был Ленинград, затем Киев, где он попадает в фильтрационный лагерь - проверка благонадежности. Выпущен. Безработный. Добровольцем уходит в Красную Армию - работы-то нет. Но через 8 месяцев происходит сокращение армии - демобилизован. 1925-1928 - работает в Харькове фотографом областного киноуправления. 1929 - П. Заричняк приглашается М. Погребецким, как альпинист и фотограф в 1-ю Украинскую экспедицию на Тянь-Шань в р-н будущего п. Победы. При переправе через р. Танымас чудом остался жив - унесло водой его лошадь. 1932 - первый арест : «По подозрению в принадлежности к контрреволюционной организации бывших членов УГА». Выпущен в 1933, как «осужденный условно». Срочно перебирается в г. Нальчик – повидимому подальше от больших городов, туда, где его не знают. 1934 - вместе с Францем Зауберером, организуют и руководят первым Украинским лагерем на поляне Штулу в ущ Дыхсу (Ц. Кавказ). 1934-1937 - Петр Заричняк работает начальником учебной части первой школы инструкторов альпинизма в «Адылсу» (Ц.Кавказ, Приэльбрусье). Начальником школы был В.М. Абалаков. 1935 - участвует во втором советском восхождении на Ушбу. 1936 - в двойке с молодым Ф. Кропфом в сильную непогоду совершает первое советское восхождение на Ц. Шхельду (м-т Кропфа) по С. стене. До вершины двойка шла 7 дней и 2 дня - занял спуск на южную сторону. 1937 - П. Заричняк принимает активное участие в работе пленума альпинистской секции бюро физкультуры ВЦСПС, на котором выступил с основополагающим докладом о проблемах спасательной работы в горах. 28 июля 1937 П.Н. Заричняк вместе с группой инструкторов (12 чел.) арестован в лагере «Адылсу». Позже, из этой группы отпустили - В. Абалакова (затем он попал на два года в спецтюрьму НКВД), Ф. Кропфа, В. Раделя и Г. Дёберля, который вскоре надолго попадает в заключение. Дела арестованных были рассмотрены «тройками» НКВД. Наглядным примером, может служить «дело» самого П.Н. Заричняка:

«Выписка из протокола заседания тройки НКВД КБ АССР

от 8 октября 1937 г. 16 часов.

Заричняк Петр Николаевич обвиняется в связи с представителями гестапо, приезжавшими под видом зарубежных альпинистов в СССР в 1935 –1937 гг.

Вредительская контрреволюционная подрывная работа, направленная на развал альпийской работы (так в подлиннике).

Обвиняемый, свою причастность к материалам обвинения не признал.

Постановили - расстрелять.

Подписи: .... ......................., ..........................., .............................

Исполнено: 19 часов, 8 октября 1937 г.»

Кальпус Б.А – рис. С.Фотинского, 1934 г.

- Кальпус Борис Алексеевич (1895-1938, Москва). Русский, член ВКП(б). Дивизионный комиссар. Один из активных руководителей военного альпинизма. Зам. Председателя Комитета по делам физкультуры и спорта при СНК СССР. Арестован 13.01.38 г. Приговорен к расстрелу 29.08.38 г. ВКВС СССР по обвинению в участии в контрреволюционной и террористической организации. Расстрелян 29.08.38 г. Реабилитирован 28.07.56 г.

Тюремное фото Л. Каминкера

- Каминкер Леонид - Вольф Исаакович (1904, Винница, Польша - 1938, Москва). Образование незаконченное высшее. Зав. отделом ТЭУ ВЦСПС. Арестован 24.01.1938. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР от 20.02.1938 по обвинению в принадлежности к контрреволюционной и террористической организации альпинистов и туристов. Назначена высшая мера наказания - расстрел. Приговор приведен в исполнение 28.02.1938.

Седякин А.И.

Седякин Александр Игнатьевич (
1893, СП-б -1938, Москва). Начальник Управления противовоздушной обороны РККА. Начальник боевой подготовки РККА и инспектор высших военно-учебных заведений. Один из активных организаторов и руководителей армейского альпинизма. Арестован 02.12.1937. ВКВС СССР по обвинению в участии в военном заговоре, назначена высшая мера наказания - растрел. Приговор приведен в исполнение -29.07.1938.

- Семенов Владимир Петрович (? Кашира -1938, Москва). Звукооператор фабрики "Мосфильм". Один из первых участников первого альплагеря "Рот-Фронт" ("Баксан"). ВКВС СССР обвинен в участии в контрреволюционной террористической организации туристов и альпинистов. Арестован 22.12.1937. Растрелян 08.04.1938.

- Хацкевич Иван Алексеевич (1914 - 1938, Москва). Из рабочих. Студент Центрального института физической культуры и спорта им. Сталина. Активно занимался альпинизмом, имел значок «Альпинист СССР» II ступени. ВКВС СССР обвинен в антисоветской террористической деятельности. Арестован 07.11.1937. Растрелян 27.04.1938.

- Левинсон Анатолий Леопольдович (1913, Варшава-1938, Москва). Еврей, из служащих, член ВЛКСМ с 1935 г. Студент Московского института инженеров транспорта им. Сталина. Инструктор альпинизма. Обвинен ВКВС СССР в контрреволюционной и шпионской деятельности. Арестован 09.02.1938. Растрелян на Бутовском полигоне 07.04.1938.

Справка. Бутовские и другие расстрельные дела хранятся в Государственном Архиве Российской Федерации. Часть их стала доступна для ознакомления, другая часть разрешена для опубликования. Приводимые в статье фамилии альпинистов стали доступны благодаря усилиям и поиску Лидии Алексеевны Головковой (гл. редактор «Книги Памяти «Бутовский полигон») и сотрудников общества «Мемориал». Лишь в годы хрущевской оттепели с репрессированных были сняты обвинения с формулировкой: «За отсутствием состава преступления» и они были полностью реабилитированы… посмертно.

Справка. Бутовский специальный полигон НКВД СССР - место массовых расстрелов и захоронений, в довоенные годы находился на территории, нынешнего жилого района Москвы. Место было замаскировано под стрелковый полигон НКВД. На Бутовском полигоне только за один день - 28 февраля 1938 было расстреляно 562 чел, а за 14 месяцев (8 августа 1937 - 19 октября 1938) уничтожено и захоронено в длиннейших рвах-траншеях более 20000 чел. Приведенные цифры соответствуют тем документам, которые стали возможны для ознакомления с ними. (Как считают отдельные бывшие чекисты, на Бутовском полигоне жертв было гораздо больше).

Примечание: Стиль и орфография выдержек из протоколов допросов и других документов органов НКВД полностью соблюдены. Сведения приведены по «Книге Памяти жертв политических репрессий «Бутовский полигон 1937-1938». Ред. Головкова Л.А. – М, «Альзо», 2002 г. и «Расстрельные списки» Москва 1937-1941. «Коммунарка», Бутово». Ред. Л.С.Еремина, А.Б.Рогинский. – М., Об-во «Мемориал». Из-во «Звенья», 2002 г.

Объяснение аббревиатур и понятий:

АН СССР – Академия Наук СССР

ВКВС СССР – Военная коллегия Верховного суда СССР

ВСЕКОМФИЗКУЛЬТ – Всесоюзный Комитет по делам физической культуры и спорта

ВУЗ – Высшее учебное заведение (университет, институт)

ВЧК – Всероссийская Чрезвычайная комиссия (репрессивный орган в первые годы после революции)

ГА РФ – Государственный Архив Российской Федерации

ГКХ – Главный Кавказский хребет

ГПУ – Главное Политическое управление

ГУГБ – Главное Управление Государственной безопасности

КАУФМАНА пик – 7134 м. находится в Заалайском хребте (Памир). Открыт русским путешественником А.П.Федченко в 1868 г. Название дано А.П.Федченко в 1871 г. К.П.Кауфман (1812-1882 гг.), генерал-губернатор Туркестанского края, многое сделавший в свое время для горных исследований Ср. Азии. Постановлением ЦИК Таджикистана в 1928 г. вершине дано новое название – пик Ленина. Первое восхождение: 1928 г. - участники совместной советско-немецкой экспедиции (рук. экспедиции Н.П.Горбунов), немецкие альпинисты Э.Алвейн, К.Вин и Е.Шнейдер поднялись на вершину, начав подъем с точки гребня, которая впоследствии будет названа перевалом Крыленко. 1934 г. - первое советское восхождение совершено участниками Памирского учебного похода РККА: Николаем Чернухой, Иваном Лукиным, Виталием Абалаковым. (Маршрут проходил там, где впоследствии будет маршрут через «скалы Липкина»).

«МЕДСАНТРУД» - больница, у Яузских ворот в Москве. В начале 20 гг минувшего века была ведомственной больницей ГПУ-ОГПУ и печально знаменита тем, что вплоть до 30 гг. на ее территории тайком хоронили тех, кто были расстреляны в Московских застенках.

НАРКОМ – Народный комиссар (министр)

НКВД – Народный Комиссариат внутренних дел СССР (министерство)

НКИД – Народный Комиссариат иностранных дел СССР (министерство)

НТО ВСНХ– Научно-техническое общество Всесоюзного Совета народного хозяйства

ОГПУ при СНК СССР– Объединенное Государственное политическое управление при Совете Народных комиссаров СССР (Совет министров) – орган по охране безопасности, после 1934 года включено в НКВД.

ОПТ РСФСР. В 1929 году НКВД РСФСР по предложению Московской конференции туристов утвердил новое название - Общество пролетарского туризма (вместо РОТ) – и его устав. Тогда же ЦИК РСФСР принял постановление и утвердил Устав «Общества пролетарского туризма». Председателем ОПТ стал популярный партийный и государственный деятель, Генеральный прокурор РСФСР, пропагандист горных путешествий Н.В.Крыленко.

ОПТЭ РСФСР – Общество пролетарского туризма и экскурсий. 8 марта 1930 года Совнарком СССР принял постановление о слиянии АО «Советский турист» с ОПТ РСФСР и создания Всесоюзного добровольного Общества пролетарского туризма и экскурсий - ОПТЭ. Первым председателем был избран Н.В.Крыленко, Л.М.Гурвич стал освобожденным зам. председателя.

РККА – Рабоче-Крестьянская Красная армия

«РАБФАК» - рабочий факультет институтов, куда зачислялись будущие студенты, не имевшие среднего общего образования. По аналогии с этим и была назван учебный поход по подготовке инструкторов и руководителей секций альпинизма в 1929 году

РОТ – Российское Общество туристов - к концу ХIХ века в России популярным средством передвижения становится велосипед. Это послужило толчком для организации в 1895 году первой общероссийской туристской организации - Общества туристов–велосипедистов, со временем преобразованного в РОТ.

СОВНАРКОМ – Совет Народных комиссаров (Совет Министров в то время)

ТЭУ Туристско-экскурсионное Управление ВЦСПС

УГБ по МО – Управление Государственной безопасности по Московской области

УНКВД по МО – Управление НКВД по Московской области.

ФА – Федерация альпинизма (Союзная, Республик, краев и т.д.)

ЦИК СССР – Центральный Исполнительный комитет – высший орган государственный власти в период 1920-1938 гг.

ЦДКА – Центральный Дом Красной Армии (Москва)

ЦЛСИ – Центральная лаборатория спортивного инвентаря

ЦНИИФК – Центральный научно-исследовательский институт Физической культуры

ЦС – Центральный совет (спортивного общества и т.п.)

ШУТЦБУНД (нем. Schutzbund – Союз обороны) – военизированная организация Австрийской социал-демократической партии, создана в 1923 году для обороны от наступления реакции на Республику. Вооруженное восстание было подавлено в 1934 году и его участники иммигрировали в разные страны, в т.ч. – в Советский Союз.

Справка о место нахождении спецполигонов НКВД – «Коммунарка» и «Бутово»

Полигон «Коммунарка». На 24 км. Калужского шоссе (от Москвы) поблизости от здания «Газпрома» стоит огромный щит (см. фото):

Это место высокого земельного участка площадью в 20 га, в свое время огороженное колючей проволокой и высоким земельным валом, расположенном с некогда процветавшим совхозом «Коммунарка», в народе называлось «зоной смерти»…

Территория «Коммунарки» когда-то была уединенной лесной дачей с господским домом на каменном фундаменте, липовой аллеей, хозяйскими постройками и прудом. В конце 20-х годов прошлого столетия эта усадьба была отдана под дачу наркому ОГПУ Г.Г. Ягоде. После его расстрела в марте 1937 года дача некоторое время пустовала. Позднее с 1937 по 1941 год здесь стали хоронить расстрелянных в московских тюрьмах «врагов народа». По данным сотрудников ФСБ здесь покоятся около 14 тысяч расстрелянных, из них известны имена только 4,5 тысячи человек.

В основном здесь была казнена, по формулировке тогдашних чекистов, «заговорщическая верхушка». Жертвами «Коммунарки» стали высшие должностные лица и военачальники, дипломаты, сотрудники НКВД, наркомы СССР и РСФСР и рядовые чекисты председатели совнаркомов Армении, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркмении. Среди захороненных – А.И. Рыков, А.С. Бубнов, Н.Н. Крестинский, Я.Э. Рудзутак, представители творческой интеллигенции – писатели Борис Пильняк, Артем Веселый, Бруно Ясенский, главные редакторы центральных газет.

В трагическом списке – премьер-министр Монголии Амор Агданбугин, политические и общественные деятели Литвы, Латвии, Эстонии, лидеры Коминтерна, представлявшие коммунистические движения Германии, Румынии, Франции, Турции, Болгарии, Финляндии, Венгрии.

Поздней осенью 1941 года дача вместе с другими постройками была сожжена. Вскоре после отступления немцев снова выстроили дом, и в нем опаять размещалась служба НКВД. Зона спецобъекта строго охранялась вплоть до конца 90-х годов.

В 1999-м эта территория была передана Русской православной церкви и Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II выразил надежду, что в скором времени это место человеческой трагедии – будет освящено должной христианской памятью и постоянной молитвой.

«Коммунарка» стала подворьем Свято-Екатерининского мужского монастыря (см. фото), Монахами Екатерининского монастыря у въездных ворот был установлен Поклонный крест и площадка для совершения поминальных служб.

В здании, когда-то занимаемом спецслужбами НКВД, была оборудована

небольшая домовая церковь. В 2002 г. было начато строительство храма

Святых Новомучеников и Исповедников российских. Великое освящение

построенного нового храма состоялось 22 сентября 2007 г.

Полигон «Бутово». Расположен в 5 км. от кольцевой автодороги по Варшавскому шоссе. Метро «Южная», авт. 735 до ост. «Химзавод», авт. 249 и 519 – до ост. «Новоникольское», авт. 18 – до ост. «Бутовский полигон». От ж/д станции «Бутово» - пешком (см. схему).

Спасибо, Пал Пылыч за интересную статью.

Она освещает судьбы достойных людей. Судьбы, которые предали и пытались предать забвению. Но правда всегда найдет путь, - рано или поздно. Вклад этих людей в развитие отечественного туризма и альпинизма сейчас виден. Он значителен, - они во-многом стояли "у истоков". Волей случая мне досталась подборка довоенных книг, в которых звучат имена этих людей. Книг, которые уцелели от уничтожения. Наша память должна воздать этим людям по заслугам. "Рукописи не горят". Покуда в нас живы память истории, честь и совесть...

с благодарностью

Бесценный материал! Большое спасибо! Мне, классному руководителю, ежегодно проводящему классные часы посвященные жертвам политических репрессий, этот материал просто находка! Спасибо огромное.

От нерастрелянного альпиниста

Праведное дело для ветерана -восстановить добрую память о наших истоках Есть ли ещё такие факты в истории, когда в течение десятилетий упорно, мегодично и масштабно уничтожался цвет собственного народа и ,прежде всего, его элита. Последствия действий сталинской системы ощущаются до сих пор, сформированный за десятилетия менталитет меняется медленно. С болью и скорбью читаю эту работу. Она необходима для нас как память о достойных людях и напоминание о том, что к этому возвращаться нельзя. Я родился в 1951 году. Находился вместе с родитеоями под репрессиями с 1951 по 1956 год. Реабилитирован.

спасибо за работу и публикацию

Думаю, вам благодарны за эту работу далеко не только те, кто откликнулся явно. Спасибо!

Уважаемый Пал Пылыч, работа, несомненно, проделана

"Мемориал" сомнительная организация, упоминание ее в качестве источника не добавляет качества к Вашей работе. Не знаю, как выразиться понятнее- не хочется вспоминать то время в таком ключе. Не стоит. Тем более на фоне отовсюду льющихся потоков разнузданности и грязи. Мой сын (15 лет) вчера про гидроуровень (шланг с водой с друмя стеклянными трубками для выравнивания пола в подвале) сказал: "Тоталитарный инструмент". Я был ошарашен: "тоталитарный"- это про гидроуровень. Как его дрессируют в демократической школе! Из других источников известно, что многие из осужденных (как сейчас в ходу говорить, "репрессированных") были справедливо осудены по законам того времени за совершенно определенные деяния. И Промпартия была, и Блюхер был, и много было таких, которых сейчас тащат на свет Божий, а лучше бы не тащили. А великую страну опустили, сейчас "репрессированные", их дети и неразумные соотечественники об нее ноги вытирают. Одна Бонэр с Сахаровым чего стоит! "Бизнес" на этом делают, популярность зарабатывают, лучше бы задумались, чем это кончится и стоит ли этим заниматься.