Люди и горы > Люди >

Автор: Владимир Комиссаров, г. Бишкек. Кыргызстан

Горные гиды в Кыргызстане

С появлением в конце 70 гг. минувшего века в СССР системы Международных альпинистских лагерей (МАЛ), в отечественную альпинистскую практику, стали «имплантироваться» элементы западного института горных гидов. Известный в те годы советский альпинист-высотник и один из организаторов системы МАЛ В.И. Бобров, сделал попытку выделения «горных гидов» из числа ведущих «инструкторов-спасателей» - такая категория инструкторов в те времена существовала в системе международных лагерей. Таким образом, на первых порах, предпринималась попытка создания группы (категории) инструкторов, по своему опыту работы более всего подходящих к понятию горный гид.

В то время для такого «эксперимента» складывались благоприятные предпосылки, благо, инструкторская элита была уже готова для такой внутренней реорганизации. Но попытка провалилась на первых же шагах движения по кабинетам - чиновники не допустили новшества.

В 1990 году идея создания Российской Ассоциации гидов нашла активную поддержку со стороны Союза альпинистов России (А.Я.Бычков). Союз принял на себя патронаж над создаваемой организацией. Был выработан Устав Ассоциации, Положение о гидах, прописаны направления работы и ответственности гидов перед клиентами, первые члены Ассоциации получили служебные удостоверения, подтверждающие их членство в Ассоциации, намечен план работы на ближайшие годы, ответственным секретарем новой организации был выбран Ю.С. Емельяненко.

К сожалению, столь активно начатая работа, вновь столкнулась с непониманием со стороны спортивных чиновников, не допустивших даже ее регистрации. И на этот раз идея не нашла своего продолжения. В период распада профсоюзной системы альпинизма в нарождавшейся новой системе отечественного спорта не нашлось места для продолжения поиска новых возможностей для официального создания Российской Ассоциации горных гидов.

После образования СНГ (Содружество Независимых Государств) вопрос о создании Ассоциации горных гидов впервые был поднят в Кыргызстане в 1994 году, а к 2007 году там была юридически оформлена Ассоциация горных гидов Кыргызстана. Инициаторами и проводниками в жизнь новой идеи стали В.А. Комиссаров, В.И.Ульянов и А.В. Началова.

Руководитель Ассоциации и Школы горных гидов
Кыргызстана В.А.Комиссаров

С этого времени, впервые на пространстве СНГ началась системная работа по созданию института горных гидов. Приблизительно в это же время стартовал горный проект Швейцарской фирмы «Маммут» для Кыргызстана, в котором было четыре направления, среди которых подготовка горных гидов. В нужное время в нужном месте, встретились две инициативы, направленные на достижение одной цели.

Работа велась и ведется одновременно по нескольким направлениям:
  • создание на постсоветском пространстве первой Школы горных гидов и организация ее работы
  • разработка нормативной базы для работы горных гидов
  • создание устойчивой Ассоциации
  • интеграция в Мировое сообщество горных гидов.
  • Фирма «Маммут» приняла на себя наиболее трудную и затратную часть этих задач – организацию подготовки и помощь в обеспечении снаряжением. Другие задачи самостоятельно начала выполнять Кыргызская Ассоциация гидов, с помощью ассоциаций горных гидов Швейцарии, Великобритании и местных спонсоров.

Первая группа Школы проходила подготовку в следующем порядке:
    вступительные тесты в марте 2008 г
    в период 2008-2011 гг. два основных курса обучения: альпинистский, состоящий из двух трехнедельных модулей лыжный, состоящий из трех модулей – два по три недели и один недельный и дополнительно 5-ти дневный курс медицины
    в конце каждого модуля – проверочные тесты
    курс обучения завершается сдачей экзаменов. Успешно сдавшие экзамены становятся «гидами-аспирантами» и допускаются к практике работы гидом
    итоговый экзамен на горного гида для первой группы состоится в октябре 2011 г
    общий срок обучения до получения диплома горного гида – 3,5 года, из них
    2.5 года обучение и 1.5 года практика.

К настоящему времени достигнуты определенные результаты:
    создана и устойчиво функционирует Ассоциация Горных гидов Кыргызстана
    в Ассоциации создана Школа Горных гидов, которая прошла государственную аккредитацию в Госкомитете по профессиональному образованию
    В Школе проходят обучения альпинисты из стран СНГ
    разработан и утвержден национальный стандарт профессии горного гида, соответствующий международному стандарту
    группа первого набора Школы прошла 5 модулей подготовки. 10 человек из этого набора сдали экзамен «гида-аспиранта» и проходят практику работы горного гида
    проведен набор во вторую группу Школы и первый модуль подготовки будущих гидов
    три «гида-аспиранта» прошли тренерскую подготовку в Швейцарской и Британской Ассоциациях горных гидов с тем, чтобы в будущем работать тренерами в Кыргызской национальной Школе гидов
    Кыргызская Ассоциация горных гидов принята в Международный Союз Ассоциаций Горных гидов в качестве «страны-кандидата»
    в Парламенте Кыргызстана инициирован Закон «О саморегулируемых организациях», который позволит законодательно регулировать деятельность горных гидов
    в Правительстве Республики рассматривается вопрос о включении профессии горного гида в общереспубликанский классификатор профессий.

Первый набор слушателей Школы горных гидов
    (Фото В.Комиссарова)

Практические занятия слушателей Школы по технике
    страховки на скалах

Лавинный курс школы Лыжный курс Школы
    (Фото В.Комиссарова)

Тренеры-наставники Кыргызской Школы горных Гидов из Швейцарии и Великобритании.
    Слева-направо (верх) - Адольф Шлунеггер , Эрих Зоммер и Терри Ральф (низ).