Горы мира > Западная Европа >

Автор: Игорь Ивашура, CYKHAX, г. Мюнхен

В память о Пти Дрю

До обвала 1998 (© Klettern)
Пти Дрю считается одной из самых красивых вершин в Альпах. Обелиск из красного гранита, с лихвой превышающий магическую километровую отметку, известен каждому русскому альпинисту. Кинофильм "Смерть проводника" послужил для многих толчком к началу занятий альпинизмом. На западной стене этой вершины писались страницы истории, она была свидетелем трагедий и триумфа. Ребро Бонатти было мечтой каждого зрелого горовосходителя. И вот его не стало. Пти Дрю умирает, превращаясь в руины.

В августе этого года маршруту Вальтера Бонатти по юго-западному ребру исполнилось ровно 50 лет. И что вытворяет юбиляр? За пару недель до знаменательной даты он просто рассыпается в пыль. Как вы все знаете, это не первый обвал на Пти Дрю.

После обвала 1998 (© Klettern)
В 1997 году правая сторона стены уже обваливалась, похоронив нижнюю часть "Бонатти". Этот обвал сделал возможным новые первопрохождения. Несмотря на смертельную опасность, два наших альпиниста, Валера Бабанов и Юра Кошеленко, прошли новый маршрут "Лена" по свежим следам обвала. Год спустя немецкая команда попыталась проложить нитку своего первопрохождения по левой части "свежатины", но, после двух снайперских попаданий в каски и простреленного насквозь порталеджа, они отказались от этой сумасшедшей затеи. Сославшись на принадлежность патента "Русской рулетки" коллегам с востока, они очень быстро покинули стену.

После обвала 2005 (© Klettern)
После молниеносной акции русских стена была предоставлена самой себе. Следующий заслуживающий упоминания обвал произошел в августе 2003 года. Помимо него Дрю снова и снова давала о себе знать небольшими порциями "строительного мусора", с грохотом отправляющегося в долину.

28 и 29 июня сего года остаток контрфорса Бонатти приказал долго жить. В небытие на этот раз ушла вся оставшаяся часть ребра вкупе с плечом. "Бонатти" окончательно переселился из круга живых в царство теней, составив компанию Атлантиде, Вавилону и прочим динозаврам. Как говорят французы: „Rien ne va plus.“

Вальтер Бонатти
А ведь жалко-то как! История первопрохождения гранитного колосса Вальтером Бонатти вписана в летопись альпинизма золотыми буквами аршинной величины! С 18 по 22 августа 1955 года двадцатипятилетний итальянец совершил по тогдашним меркам совершенно невозможное. В полном одиночестве он пролез семисотметровое вертикальное юго-западное ребро. "Бонатти" на Дрю стал неким эталоном, неким "аршином", на котором альпинисты могли убедиться в своей зрелости, или, как сейчас говорят, в своей крутости.

При этом уже в то время западная стена была отнюдь не монолитом а ля "Йосемиты" и довольно непосредственно показывала свой склочный характер. В своей книге "Горы, мои горы" Вальтер, рассказывая об одной из ранних попыток прохождения ребра, писал: "Гора снова и снова выплёвывала порции камней. Карло Маури, Андре Ожони как раз организовывали место для бивака, как вдруг жесточайший треск разорвал тишину и небо замерцало от пролетающего вниз обвала. Несколько минут мы в шоке смотрели на очистившееся небо и, придя в себя, не сговариваясь начали собирать свои вещи. Мы сочли невозможным продолжать восхождение и быстро спустились под стену. Ледник под ней был покрыт камнями метров на триста по склону вниз. Молча мы стали спускаться вниз"...

После глубоких раздумий Вальтер решился на рискованную попытку одиночного восхождения. Как всегда не сообщив никому кроме пары друзей о своих намерениях, Бонатти начал этот грандиозный проект. Нельзя сказать, что всё протекало гладко. Скорее совсем наоборот. Ещё на спуске с Флам де Пьер он разбил себе безымянный палец. Скальный крюк пробил флягу с бензином, который, вытекая, испортил две трети его провианта. Две ночи шел дождь, вымочивший итальянца до исподнего. Пара манёвров с набрасыванием лассо на скальную зазубрину и последующим маятником в никуда до сих пор поднимают шерсть на загривке при одной мысли о том, чем это могло закончиться!!!

Джо Симпсон и Дэйв Пейдж
у хижины Hornli под С-В ребром Маттерхорна.
Следующей знаменитостью попавшей (в прямом смысле этого слова) в историю на "Бонатти", стал Джо Симпсон. Не в обиду будет сказано, но прославившейся на весь мир англичанин давно уже завоевал славу магнита, притягивающего катастрофы различного масштаба. Самой знаменитой историей стала, конечно, экспедиция на Сиулу Гранде. Недавняя российская премьера экранизации под названием "Прикосновение к пустоте" позволила нашей широкой альпинистской публике познакомиться с этим персонажем поближе.

Джо вместе со своим британским напарником Яном Уитакером шли "Бонатти". Будучи молодыми и ещё не очень быстрыми спортсменами, англичане схватили непредвиденную ночёвку. Расположившись на маленьком отколе, они протянули перила для страховки между небольшим отколом и скальными крюком сомнительной надёжности. Часом позже британцы уже укладывались спать. Джо пытался поудобней устроиться в своём бивачном мешке, а Ян тем временем отлез в сторону с целью избавиться от содержимого своего кишечника. История умалчивает о причинно-следственных связях, но факты - вещь упрямая. А они говорят, что через минуту после ухода Яна огромный кусок стены, на верхушке которого заночевали англичане, без предупреждения и соблюдения всяких условностей устремился вниз, что в свою очередь вполне соответствовало законам, открытым ещё одним англичанином - Лордом Ньютоном. Вместе с отколом, на котором парни ночевали, в пропасть ушло всё снаряжение, рюкзаки, обувь, а также большая часть верёвки, на остатке которой они теперь висели. Англичанам понадобилось несколько минут, чтобы осознать всю трагичность ситуации, в которой они оказались. Ну подумайте: без верёвки, без обуви, без железа в 150-ти метрах от вершины на совершенно гладкой стене. К счастью, обвал был слышен даже в Шамони, и на следующее утро во время дежурного облёта пилоты обнаружили бедолаг, висящих на шатающемся отколе и сопливом крюке. Они были спасены.

Валерий Бабанов
Удивительно, но факт: "Бонатти" не всем показывал свои клыки. После сенсационного соло Катрин Дестиваль (она прошла маршрут большей частью свободным лазаньем без использования верёвки) примерно так описывала свои впечатления: "Всё шло по плану, у меня нигде не возникало чувство неуверенности в себе. Маршрут просто феноменальный - семьсот метров наслаждения!"

Восемь лет спустя Бабанов и Кошеленко, проходя по линии свежих разломов, выражались более нецензурно. Прошло всего пять месяцев после гигантского обвала, все трещины были полны гранитной крошкой, а отколы хрустели кварцевой пылью. Когда весть о новом маршруте разлетелась по специализированным изданиям, никто, в общем, не удивился.

Только русские способны на подобное безрассудство. Удивление вызвал только один факт - маршрут был назван "Лена", хотя, конечно, название "Русская рулетка" более гармонировало бы с тем, что парни там исполнили.

Июньский обвал уничтожил, кстати, и эту линию.
Шамониарды посмеиваются: придётся Валере снова браться за работу. Ещё бы, кто кроме русских решится на подобное? Первооткрыватели, где вы?