Руководитель: Т.Дубникова, Москва

Отчет о горном походе 1 к.с. по Сев.Осетии в июле 2009 г.

ОТЧЕТ

о горном спортивном туристическом походе

I категории сложности в районе Центрального Кавказа (Дигора),

совершенном группой туристов т/к «Плющиха»

в период с 5 июля 2009 по 15 июля 2009 года.

Маршрутная книжка № 51/3-103

Руководитель группы Дубникова Анна Александровна

I. Справочные сведения о походе.

1. Проводящая организация

ГОРНЫЙ

первая

05.07.2009-15.07.2009

Максимальная высота – 3330 м. (пер. п. Уаза Западный)

4. Подробная нитка маршрута

Маршрут планируемый:

г. Владикавказ – пос. Вакац – п. Дунта н/к 2358 – р. Сардидон – п. Гулар н/к 2954 – пос Дзинага – р. Караугомдон – Райская поляна – р. Бартуйдон – п. Короткий 1 А 3000 – р. Гебидон – поляна Таймази – пос. Ахсау – р. Белягидон – п. Уаза Зап. 1 А 3300 – р. Лахумедон – пер. Боравцек н/к 2716,. п. Уаза Вост. н/к 3100 – пос. Мацута

Маршрут пройденный:

г. Владикавказ – пос. Вакац – п. Дунта н/к 2358 – р. Сардидон – п. Гулар н/к 2954 – пос Дзинага– р. Бартуйдон – п. Короткий 1 А 3000 – р. Гебидон – поляна Таймази – пос. Ахсау – р. Белягидон – п. Уаза Зап. 1 А 3300 – р. Лахумедон – пер. Боравцек н/к 2716,. п. Уаза Вост. н/к 3100 –- дол. р. Урух – дол. р. Караугомдон (радиально)– пос. Мацута

Обзорная схема маршрута:

Обзорная схема маршрута

Отличия от заявленного маршрута:

По долине р. Караугомдон прошли радиально и в конце маршрута, т.к. в начале маршрута были опасения потерять на этом необходимое время.

Подробнее изменения в маршруте будут описаны в техническом описании.

5. Определяющие препятствия маршрута

пос. Дзинага – р. Караугом – «Райская поляна» – р. Бартуйдон

пер. Гулар н/к 2954 – пос. Дзинага - р. Бартуйдон

м/н - пер. Короткий 1 А 3000 – р. Гебидон – р. Урух

подход под пер. Короткий (долина р. Бартуйдон)

Днёвка

р. Лахумедон – пер. Боравцек н/к 2716

пер. Уаза Восточный н/к 3100 – с. Донифас – р. Урух

пер. Уаза Восточный н/к 3100 – пос. Мацута

пос. Дзинага – р. Караугомдон, ледник Караугом (радиально)

Запасной

пос. Мацута, отъезд

Общая протяженность – 118 км (с учетом коэфф 1.2)

8. Сокращения, терминология и допущения

тр.-ос. – травянисто-осыпной

II. Организация похода.

1. Общая идея

Основной идеей похода было пройти спортивный маршрут первой категории сложности. Нитка маршрута составлялась таким образом, чтобы посетить долины Дигории (западной части Северной Осетии) известные сохранившимися памятниками истории горцев. Этот район больше подходит для походов 3-4 к.с. но в районе удалось проложить маршрут соответствующий походу 1 к/с. Хорошо продумано место днёвки в живописном месте - поляне Таймази (центре района).

2. Транспортная характеристика района

Район расположен в бассейне р. Урух и ее крупных истоков - Хареса и Караугомдона. По Уруху и этим его истокам проложены автомобильные дороги - соответственно к а/л Таймази и к пос. Дзинага.

3. Заезд и выезд с маршрута, завоз забросок

До Владикавказа мы добирались поездом из Москвы (около 36 часов). Маршрут был разбит на 2 этапа заброской в пос. Ахсау. Транспорт заказывали из Москвы у Руслана Дзодзиева (руководитель турклуба Эдельвейс во Владикавказе: ski@tseyski.ru, (918) 821-36-80). В походе использовали газовые горелки, провозили газовые баллоны поездом.

В случае аварийной ситуации на маршруте был возможен спуск в дол. р. Урух, в которой имеется много посёлков и транспортное сообщение с городом.

4. Взаимодействие со спасательными службами района, наличие пограничных и заповедных зон

В районе похода мы заходили в пограничную зону:

- в долине Бартуй, Гебидон и Караугом

Пограничников встретили в пос. Дзинага и дол. Гебидон.

Для оформления пропусков мы также обратились заранее к Руслану Дзодзиеву.

В долине р. Урух находится национальный парк «Алания». Но поскольку, информации об этом до похода не имелось, мы не стали предпринимать по этому поводу каких-либо действий. Сотрудников заповедника встретили дважды на поляне Таймази и в дол. р. Белягидон, в один из которых нам рекомендовали в дальнейшем регистрироваться для прохождения по району - в конторе парка в с. Чикола.

Адрес ПП «Алания»: 363500, РСО-Алания, Ирафский р-н, с. Чикола, ул. Муха Будтуева, д. 93.

Тел.: (86734) 3-18-81, тел./факс: (86734) 3-11-02

Взаимодействие со спасательными службами района.

Адрес МЧС во Владикавказе:

РСО-Алания, г. Владикавказ, пр-т Коста, д. 273

Тел.: (8672) 74-41-03 (Дежурный), (8672) 74-58-34, (8672) 71-11-03,

(8672) 74-99-67 (Начальник спас. отряда)

III. Календарный график.

5 июля

9.15 прибытие во Владикавказ, Нас встречает водитель и мы выезжаем из города, по пути заезжаем в ПО МЧС, там я регистрируюсь на учет. Так как воскресение – кого то с печатью не было, был дежурный, но меня и так отпустили просят звонить 2 раза в день… на это я не дала никаких обещаний (позже на маршруте звонила через день, а иногда – каждый день).

12-14 час. Заезд в Ахсау, там оставляем заброску у милого старика с костылями Аслана.

Погода отличная – жарко. Возвращаемся до с. Мацута, поворачиваем направо – едем до пос. Вакац. От Вакац хорошая дорога. Возле пос. Дунта по картам мост, но его частично снесло, остатки моста бросает течением в разные стороны и перейти в этом месте реку нельзя (фото 1)

фото 1. Мост у пос. Дунта

Решаю подниматься выше. От пос. Дунта идём правым (ор) берегом. Участник Иванов С. решает сойти с маршрута по собственному желанию (оказывается не всем пром. альпинистам нравятся горы). Отсюда дополнительная еда, груз. Сопровождать его не стали – посёлок рядом, парень взрослый.

Ставим лагерь в 19 ч. на р. Сонгутидон напротив ущелья в нужный перевал (фото 2).

фото 2. Лагерь

Перейти реку всё время подъёма не было возможности. Погода портится – моросит, много облаков.

Встать решили в 3 утра, без завтрака, на «чае» перейти реку и перевал. В 21 ч. начало темнеть (но ещё не сумерки).

6 июля

3 ч. 20 мин. Подъём. Темно, но видимость есть. Река опустилась мало – толку это не дало. Решаем спуститься назад к п. Дунта, выйти на дорогу в сторону пос. Вакц, там вчера один из участников оказывается видел мост на нужную сторону долины, но не подумал об этом сказать. Пьём чай и вниз.

Светает рано - в 4 часа, начале 5го.

6 ч. 30 мин. Дошли до моста, он ниже Дунты, в 500 м от кладбища и ручья на противоположной стороне (фото 3).

фото 3. Мост

Поднимаемся вдоль ручья. Вверху хорошая поляна, ручей, пасутся лошади. По обе стороны ручья развалины крепостей.

8.00 – завтрак (на пастбище), высота 1844 м. Вышли в 10 часов.

Идём траверсом по скотной тропе левый склон (ор) ущелья р. Сонгутидон (фото 4).

фото 4. Огибаем хребет, внизу — пос. Дунта

В 11 мы под пер. Дунта (местные его называют Скатиком). Встретили пастухов, везущих забитую корову на лошадях, спрашивают - откуда, желают удачи, рады гостям, приглашают зайти за перевалом в их кош. Дорога к перевалу вверх начинается от небольшого оврага заросшего высоким кустарником (фото 5),

фото 5. Путь на перевал Дунта

над ними большой валун - камень. Камень нужно обойти слева. И уже тут виден перевал (фото 6).

фото 6. Перевал Дунта

13 часов – мы на перевале. Седловина широкая, луг весь в цветах (фото 7).

фото 7. На перевале Дунта

Тура нет. Высота по GPS 2340 м. координаты N 42°53.386' E 043°49.636'.

Тропа вниз очень явная, протоптана скотом, уходит влево. Внизу виден кош, напротив – обзор долины нашего следующего перевала Гулар.

До коша спуск занял 30 мин (фото 8).

фото 8. Спуск

14 ч. Высота 2117 м, координаты коша N 42°52.951' E 043°48.755'.

Ищем брод. Река хорошо разлита, в 100 м. выше от коша переходим реку, тут она разделяется на 4 рукава (фото 9).

фото 9. Место брода

Перешли в 15 ч.

Идем по левой стороне вниз по долине, потом на подъём бокового отрога. Моросит дождь. Через ~500 м. повернули в долину пер. Гулар. Там вдоль ручья, опять по левой стороне тропа (как оказалась нужная тропа, сразу же перешла ручей и ушла вверх справа).

К 17 ч. набегают облака – туман, всё это быстро рассеивается и начинается дождь. Связи здесь нет. Температура +15ºС.

В это же время встаём лагерем. Есть небольшая поляна (N 42°53.129' E 043°48.186') на 2 палатки (есть дрова, но мы их не применили, т.к. дождь). Высота 2280 м. Ужинаем. Через 2-3 часа дождь заканчивается. Ещё светло.

7 июля

4 утра – подъём. Все вещи сырые со вчерашнего вечера. Ночью дождя не было. Собираемся, завтракаем. Погода хорошая.

7 ч - выходим. Поднимаемся на левый (ор) склон. Постепенно набирая высоту, движемся вперёд, преодолев заросли травы, выходим к тропам. До перевала - 2 км и 300 м набора, его не видно, скрыт за холмами (фото 10).

фото 10. Путь на пер. Гулар

В 12 часов выходим на седловину пер. Гулар (фото 11, 12).

фото 11. Пер. Гулар (с севера)

фото 12. Группа на перевале Гулар

Координаты: N 42°53.605' E 043°45.914', высота по GPS 2947 м. Седловина широкая (ещё больше предыдущего перевала), тура не нашли. Есть скопление камней похожее на тур, но они скорее приспособлены пастухами для привала (с мусором, консервными банками, бутылками). Солнце жарит. Вид с перевала на фото 13 и 14.

фото 13. Вид с пер. Гулар на север (откуда поднимались)

фото 14. Вид с пер. Гулар на юг

Тропа на спуск сначала обрушена и засыпана. Спускаемся змейкой 300 м (фото 15).

фото 15. Спуск с пер. Гулар

Слева видно начало тропы, которая уходит потом на правую сторону долины. Там развалины каменной постройки, под ней видны сваи, в том же месте чистый ручей (фото 16).

фото 16. Вид на развалины и пер Гулар

Тропа, а точнее - заросшая дорога сильно петляет, накручивая лишние километры.

Некоторые пишут, что есть тропа вдоль реки, но я её не увидела, спускаться к реке пока нет смысла – очень круто. Сократили путь лишь у заброшенного селения Гулар (от домов остался только каменный фундамент). Чуть выше этого селения есть чистый оборудованный трубой ручей (фото 17),

фото 17. Оборудованный ручей

здесь обедаем (N 42°53.620' E 043°43.068', высота 1875 м).

Время 16 ч 30 мин - очень жарко.

В пос. Дзинага спустились под вечер ~19 часов. Магазин в это время закрыт.

Через ручей в центре села небольшой автомобильный мост (он отлично виден при спуске). Проходим через селение, мимо погранзаставы (на вышках никого нет). Через р. Караугомдон есть большой мост из цементных плит, переходим по нему. Тут нас догоняют пограничники. Проверяют пропуска – всё в порядке. После моста дорога кончается, тропа уходит в кустарник, там есть обвал и его обход (есть выше на 500 м тропа, но нам нужно уже ставить лагерь, а там далеко от воды). Есть предложения пойти по реке, но я против – потом мое опасение подтвердилось – река внизу бежит с прижимами к лев (ор) берегу. Все устали, идти трудно (тропа среди густых веток). В этот вечер был, наверно, единственный случай, когда группа была готова меня «убить»… но у меня надежда, что впереди стоянка, не умирает. И – ура! Стоянка нашлась.

20 ч. Небольшая стоянка с костровищем, немного наклонная (N 42°52.942' E 043°41.188', высота 1616 м). Разжигаем костёр, готовим и на нём и на газу (чтобы быстрее). Воду берём в р. Бартуйдон, вода мутная, с песком.

8 июля

4.30 Подъём.

7.00 Выходим в долину р. Бартуйдон. Со стоянки поднимаемся перпендикулярно от реки вверх (~200-300 м), там тропа (фото 18).

фото 18. В долину р. Бартуйдон

Направляемся по ней, видны свежие следы 1-2 человек. В лесу тропа часто теряется. По карте должен быть мост, на самом деле на протяжении всего подъёма по реке не встретили ни одного моста. Лес постепенно становится гуще (папоротники, лиственничные деревья, ель…).

8 ч Встречаем в лесу широкий ручей (N 42°52.734' E 043°430.546', высота 1700 м.). Переправляемся через ручей в месте обвала дерева по камням. Ледник Бартуй хорошо виден с долины. Дальше переходим два прижима, а потом ещё два ручья (есть на карте), тут уже идём то по руслу р. Бартуйдон, то по тропе. Есть несколько необходимых прижимов, проходим их об реку (фото 19 и 20).

фото 19. Движение вдоль р. Бартуйдон

фото 20. Движение вдоль р. Бартуйдон

18 ч. Подошли к леднику. Слева (ор.) крутой подъём по бараньим лбам на морену ледника. Подъём не так сложен, как страшен, двигались то по камням, то по траве покрывающей часть этих «лбов» (фото 21).

фото 21. Бараньи лбы

Наш путь показан на фото 22.

фото 22. Подъём на морену лед. Бартуй

Поднялись на морену за 15 мин (фото 23).

фото 23. На морене лед. Бартуй

Наверху указательные туры, высота 2530 м. До озера ~3 км по морене. Группа устала – идём медленно, до озера в этот день мы так и не дошли.

21 час. Встали в 800 м от озера, возле снежника, топили снег (ужинали только чаем).

9 июля

Поднялись в 4 ч. 30 мин. Собираемся и двигаемся к озеру, дошли за 15 мин (фото 24).

фото 24. Озеро Маскутицад

5.30 Завтрак. Высота 2850 м, N 42°50.722' E 043°37.608'.

Выходим в 8 ч. Змейкой поднимаемся под перевальный взлёт (чёткой тропы нет, перевал уже виден, фото 25).

фото 25. Вид на перевал Короткий

В 9 ч. «забежали» на пер. Авсанау (н/к) (N 42°50.855' E 043°37.137', высота 3079 м). С этого перевала виден наш пер. Короткий (фото 26).

фото 26. Вид пер. Короткий с пер. Авсанау

Сняли записку 2008 г. сочинского клуба «Серпантин», совершающих поход 5 к/с, руководитель Луст (фото 27).

фото 27. Записка с пер. Авсанау

40 мин. времени занял траверс всей группы от пер. Авсанау на пер. Короткий (фото 28 и 29).

фото 28. Подъём на пер. Короткий

фото 29. Подъём на пер. Короткий

Слева от перевала небольшой снежник. На перевале гигантский тур J. N 42°50.794' E 043°36.828', высота 3174 м (фото 30).

фото 30. Группа на пер. Короткий

Сняли записку 2008 г. группы из Ульяновска, совершающих 2 к/с под руководством Трофимова (фото 31).

фото 31. Записка с пер. Короткий

Вид с перевала показан на фото 32 и 33.

фото 32. Вид с пер. Короткий в сторону лед. Бартуй и пер. Авсанау

фото 33. Вид с пер. Короткий в сторону лед. Геби

Вниз спуск в обход ледника Геби по снежнику, он больше чем со стороны подъёма (фото 34).

фото 34. Спуск с пер. Короткий

Тропим.

На некрутом участке показала ребятам технику самозадержания. Все отработали, и это тут же пригодилось при уже не спровоцированном срыве. Переходим на морену, тут грязное озеро (фото 35).

фото 35. Ледник Геби

Далее в долину идём справа р. Гебидон, есть тропа и указательные туры. Есть чистые ручьи из них берём воду.

В 13. 30 дошли до первого чистого ручья.

Обедаем напротив выхода с пер. Авсанау.

Встречаем первый (ещё небольшой) водопад долины (фото 36).

фото 36. Цветы

Долина вся в цветах (фото 37).

фото 37. Ледники Таймази, вид с поляны

У ручья тропа резко уходит правее, мы пропустили это место и стали свидетелями сброса, там громадный и очень красивый водопад, на высоте 2050 м, (фото 38).

фото 38. Водопад р. Гебидон

Возвратились назад, нашли тропу.

17 ч 45 мин. Спускаемся в лес, там встречаем палатку пограничников. Проверка документов (уже более внимательнее чем первый раз) – всё в порядке, среди них уже знакомые лица. Идём дальше. Через 40 мин. Выходим на поляну, проходим ещё 500 м. и от больших камней влево – там нашли хорошую стоянку между двух чистых ручьёв (N 42°53.819' E 043°36.630', высота 1710 м).

10 июля

Днёвка с видом на Таймази (фото 39).

фото 39. Вид со стоянки (ледники Таймази)

Проснулись в 8.40! Утром ещё раньше (пока я спала) подходил «директор» парка «Алания». Спрашивал руководителя, ребята сказали, что он у нас грозный и будить его мы не будем (отмазались). «Директор» парка попросил жечь костры в оборудованных костровищах и не оставлять мусора.

Сушимся, обедаем, моемся.

В 12.30 пошли в населёнку. Ходу 30 мин., сначала мост (N 42°53.923' E 043°37.145', высота 1686 м) выходит на дер. Кусу (высота 1700 м), потом выше база (дом отдыха) там есть магазин.

Спросили про автобус – идёт в 6.00 (мы можем им воспользоваться, без лишних потерь в километраже). Закупились лёгким пивом, вафельным тортом и в лагерь.

В 14.30 начался небольшой дождь на 40-50 мин, собрали высохшие вещи и забрались все в палатку. Там читали историческую справку о районе с легендами (я ещё в Москве распечатала).

Вечером какао с тортиком J

11 июля

4.00 Подъём. Собрались за 50 мин. (без завтрака и чая). Добежали до моста, а потом и деревни Кусу за 40 мин. Автобус ехал снизу, заехал на турбазу и потом забрал нас. Гоняют они лихо! Автобус наполнен почти битком.

В 7.00 были в пос. Ахсау. Забрали заброску. Оставили Аслану, приютившему заброску, немного лекарств и лишнюю пшенку.

Отошли от деревни по р. Белягидон выше первого моста и сели завтракать и разбирать заброску (время 8.30). Высота 1515 м.

Тут к нам подошёл мужчина с топором, представился смотрителем парка «Алания» (объявлен в 1998 году) и спросил пропуска на территорию. Я показала маршрутку, погран. пропуска, ходатайство (в общем всё что было!) не знаю, что в итоге сыграло свою роль – количество документов или осетинское гостеприимство. Мужчина с топором не стал сильно бузить, но попросил всех туристов предупредить (предупреждаю!), что на территорию парка «Алания» нужно делать пропуска в Чиколе, и мирно ушёл.

10 ч. Позавтракав, идём дальше. В долину здесь ведёт хорошая дорога. Видимо ее «протоптал» транспорт при установке труб по которым забирают горную воду для продажи потом в городе в бутылках (это нам сказал Аслан, как называется вода при продаже узнать не довелось). Проходим 5 мостов с одного берега на другой.

В 12 ч. выходим на большое пастбище (фото 40)

фото 40. По долине р. Белягидон

(высота 1921 м) с коровами и «охраняющим» их осликом J.

В конце пастбища слева (ор) в р. Белягидон впадает ручей, здесь тропа к нашему перевалу уходит вверх. Мы отдохнули у ручья, перекусили (фото 41),

фото 41. Вид от ручья дальше в долину р. Белягидон

посмотрели издалека на заброшенную штольню.

Уходим вправо и вверх по тропе вдоль безымянного ручья, впадающего в р. Белягидон. В описании тропа проложена по ущелью ручья, на самом деле она в 400-500 м правее от него (по ходу). На этом подъёме набираем 600-700 м высоты (фото 42).

фото 42. Вид с пути подъёма на верховья р. Белягидон

Вверху тропа подходит ближе к этому ручью, там остатки (еле заметные) каких-то строений (на моей карте они отмечены квадратами).

17 ч 40 мин. тут(N 42°58.807' E 043°38.261', высота 2648 м) сворачиваем на склон справа. Обходим этот склон траверсом (уже не набирая высоту) до перегиба склона, за ним идут осыпные цирки.

19 ч 15 мин. Мы встали перед подъёмом в цирки, у устья двух ручьёв. До перевала 1,5 км, высота 2740 м. Стоянки ровной нет, но кое-как две палатки разместили (фото 43).

фото 43. Подход под пер. Уаза Западный

12 июля

4.15 Подъём.

7.30 Выходим. Поднимаемся вверх. Выходим прямо на осыпные цирки и вершину Белагхох Северный (фото 44).

фото 44. Цирки на подходе к пер. Уаза Западный

Здесь нужно идти на восток, в исток другого ручья (от ручья только русло – воды нет). Вдоль него открывается путь на обширную глубокую осыпную седловину. Можно подняться по небольшому кулуару ручья, но мы решаем пройти траверсом на 50-100 м дальше (фото 45).

фото 45. Подъём на перевал

10 ч 35 мин. Поднимаемся на седловину перевала Западная Уаза. От стоянки идти 2-3 часа. Туров много в восточной его части, но они пустые, тур с запиской нашли в стороне, что ближе к в. Белагхох Сев (как раз над кулуаром, фото 46).

фото 46. На пер. (фото с востока)

Высота 3330 м. N 43°00.147' E 043°38.033'. Тут можно попытаться найти тел. связь (фото 47).

фото 47. На пер. Уаза Западный у тура

Сняли записку 2006 г. группы МИТХТ г. Москва, руководитель Ларетин (фото 48).

фото 48. Записка с пер. Уаза Западный

На спуске снега мало, спускались зигзагом по осыпи (фото 49).

фото 49. Спуск с пер. Уаза Западный

В цирке красивое маленькое озеро, есть стоянка (в случае не позднего подхода под перевал его лучше пройти, даже вечером, и ночевать на этой - северной стороне).

Идём вдоль р. Лахумедон до впадения справа двух ручьёв, здесь обедаем (как обычно в обед – дождь на часик). Высота 2822 м.

14 ч. Уходим к дороге, ведущей на пер. Боравцек. Тут набежали тучи и прошёл хороший дождь с громом. По дороге подниматься 3 ч (всё это время шёл дождь).

18.00 Тучи рассеялись а мы поднялись на пер. Боравцек. Тура нет. Перевал между красивыми горами Уазахох и Борахох (фото 50).

фото 50. Подъем на пер Боравцек

Отлично виден пер. Уаза Восточная (фото 51).

фото 51. Вид с пер. Боравцек на северо-восток

Внизу видим небольшое озеро, стоянка возможна только возле него. Восточный склон пер. Боравцек сильно размыт, размыта дорога (на востоке) на него ведущая справа (ор). Мы спускаемся к озеру по левой стороне.

Тут мне померещился тур и я бросив рюкзак опять решаю подняться на перевал. Тура не оказалось, но открылся чудесный вид долины одного из ручьёв р. Лахумедон, заболоченная долина и от этого сумашедше-зелёная задержала меня на перевале (фотоаппарата конечно не было под рукой!). Вдалеке отсюда виден и пер. Зап. Уаза. Немного «по- медитировав» я вернулась к ребятам, не сильно огорчённая тем что тура так и не нашла.

Высота 3013 м. Озеро у которого встали также заболочено. Ручей не очень чистый, но сил идти ближе к Вос. Уазе – нет. Когда стемнело открылся ещё один красивый вид – внизу по долине р. Кезадон, где заканчиваются горы горят огнями два города (предполагаю что это были Хазнидон и Чикола).

13 июля

Решили поспать подольше J Встаём в 6 часов.

Хотя кажется что совсем близко, идти прилично (~2 км)

На перевале в 9 ч 10 мин. Координаты N 43°00.960' E 043°41.461', высота по GPS 2985 м

Виды завораживают, виден ГКХ, мы взбудоражены от прохождения заключительного перевала (фото 52).

фото 52. На пер. Уаза Восточный, г. Уазахох

Тур на востоке перевала (фото 53).

фото 53. Тур на пер. Уаза Восточный, г. Солдарихох

Записка 2009 г. группы туристов из Владикавказа (фото 54).

фото 54. Записка пер. Уаза Восточный

Ниже красивая нехоженая долина, туда даже коровы не спускаются (стоят медитируют на холме). На спуск хорошая тропа. Уходит влево от долины, нам туда и надо (фото 55).

фото 55. Спуск с пер. Уаза Восточный

11 ч 30 мин. После огибания склона ручей, делаем привал, солнце печёт нещадно. Воду необходимо набирать здесь, ниже до самого Уруха чистых ручьёв не будет (все текут с пастбищ). Высота 3470 м.

Недалеко интересная дыра в горе, может пещера, мы к ней не подходили – торопимся.

Идём к хорошо видимой дороге (можно срезать по лугам), по ней спускаемся до пос. Донифарс (фото 56).

фото 56. Входим в пос. Донифарс

Перед Донифарс проходим свежее строение (кажется, стройка ещё идет) в стиле старинных крепостей, за ним отличная дорога, но мы этого ещё не знаем… (фото 57).

фото 57. Строение от которого идёт новая дорога к с. Мацута

Прошли Донифарс насквозь, по прямой (да и по кривой) - дороги от Донифарс к пос. Мацута нет. Само селение очень красивое (фото 58, 59).

фото 58. Пос. Донифарс, древняя башня

фото 59. Остатки крепости

Дорога спускается на много ниже к трассе (дороге) на Владикавказ. Там, как сказали местные гастробайтеры (да, да на стройку приехали!) есть мост через р. Урух, но это где-то между пос. Нижний Нар и Верхний Задалеск, нам туда не надо. Решаем тропой пройти через Донифарс, она идёт через развалины школы, через ручей, уходит вправо выходя по склону на новую дорогу начало которой мы пропустили выше пос. Донифарс.

Ура, путь найден! Но спуск по этой дороге тоже ещё долог. Да ещё и вода на исходе, уже жалеем что не набрали воды в ручьях текущих с пастбища… Дорога петляет огибая отрог и серпантином спускается вниз. Привела она нас к Уруху в 2 км выше от Мацуты и 300 м от ручья, выходящего из долины под г. Уазахох. По «трассе» мост через этот ручей.

19 ч. 15 мин. Решили встать у этого ручья. Высота 1200 м. Немаленький спуск в жару нас порядком утомил. За этим мостом к ручью можно пройти и сразу же за небольшими деревьями есть стоянка на пару палаток. Это от моста совсем рядом (~30-50 м) но кустарник и деревья хорошо скрывают стоянку от дороги и с неё лагерь не видно. Выше по ручью стоянок нет - ущелье узкое. Но нам и здесь хорошо!

Искупались (вода заметно теплее той что питается с ледников), поужинали и решили все-таки сгонять на л. Караугом завтра (решились на это не все, тем лучше — двое остались в лагере).

14 июля

Встаём в 4 ч. 30 мин. Наивные – хотим доехать на автобусе, не завтракая (прихватили из лагеря провизии и всего для её приготовления) выходим на дорогу. Дабы не замёрзнуть пока ждем автобус двинулись в сторону пос. Ахсау. «Долго ли, коротко-ли…» в общем дотопали до Ахсау, а потом и до Дзинаги, автобуса так и не встретили (даже навстречу).

На бетонном мосту в сторону долины р. Бартуцдон — пробки (фото 60).

фото 60. Пробки на бетонном мосту у Дзинаги

У погран. заставы опять к нам вышел солдатик, и со словами «А, это опять вы» не смотря документы разрешил нам пройти дальше.

Завтракаем в низинах дол. р. Караугом, там поляны с земляникой конечно же нас не отпускают… Вырвавшись из этого «плена» мы за 1,5 часа добежали до ледникового озерца – 10 ч 15 мин 1792 м. Мост (координаты N 42°51.526' E 043°41.949', высота 1950 м)

решили не переходить и поднимались всё время по правой (ор) стороне долины (фото 61).

фото 61. Мост через р. Караугомдон

В 1 км. до ледника озеро (фото 62).

фото 62. Под лед. Караугом

В 12 ч. мы у бараньих лбов. К леднику забралась только я, остальные остались у подножия бараньих лбов. Как выяснилось, проход на ледник с левой (ор.) стороны был бы проще. Я погуляла по этим лбам, любуясь голубизной трещин ледника, решила не забираться на ледник, а спуститься назад, т.к. ребятам меня снизу не видно, и что случись - помощи сразу не жди.

Не знаю как описать то чувство, которое возникло у меня при этом, в результате осталось огромное желание вернуться когда-либо туда и всё таки зайти на ледник, заглянуть в эти трещины сверху, уйти по нему к снегам… Но – это лирика, а мы возвращаемся к Дзинаге.

В 14 часов мы уже покупали мороженое в местном магазине и передавали приветы от бывалых здесь туристов из Москвы его продавцу Виктору J. Интересуемся об осетинских пирогах, выяснили что можем их купить на турбазе Дзинага. Идём к турбазе, заказали там пирогов, пока ждём, к нам пристают дети, отдыхающие на базе. Забираем пироги, чтобы их поесть мы напросились под навес в дворик магазинчика напротив. И это как нельзя кстати – ведь во время обеда у нас по примете дождь. Пока ели и беседовали с хозяином, ушло несколько попуток в нужную нам сторону (почтовая машина и залётная маршрутка). В 16 часов мы вышли от турбазы, за 3 часа неспешного (после пирогов не очень-то хочется ломиться) шага мы дошли до нашего лагеря. И опять принялись есть пироги, что принесли нашим оставшимся товаарищам.

15 июля

Встаём в 6 часов. С маршрутчиком договоренность ровно на 10 ч. у моста.

Ночью шёл дождь – палатки и вещи частично сырые. Солнышко не спешило утром нас радовать, а большей частью пряталось за тучки.

В 9.30 вышли на дорогу. Маршрутку пришлось ждать 2 часа, хотя я периодически звонила ему, и он убеждал, что находится совсем недалеко и вот-вот подъедет. Пока ждали - вышло солнце, мы успели всё высушить, позагорать и собрать чабреца (фото 63).

фото 63. Ждём машину

От скуки двинулись к пос. Мацута. Дошли быстро, тут и маршрутка подоспела.

Маршрутчик был не один, ещё двое пассажиров тут же стали угощать нас вином и шашлыком. Я, так как была очень сердита за их опоздание, от всего отказалась, ребята угостились, но тоже в меру. По дороге нам остановили у «Чёртова моста», что над узким и очень глубоким ущельем (фото 64, 65).

фото 64. Чёртов мост (Ахсинти хед по осетински)

фото 65. Ущелье, 70 м вниз

Во Владикавказ мы приехали в районе 14 часов. По дороге заехали на вин. завод и купили лимонада (Дюшес, Тархун, Буратино – весь ассортимент) и сувенир — водку «Изумруд» за 18 р./0,5 л.

Потом на вокзале одного из нас задержала милиция «за распитие пива в общественных местах» (у него была бутылка в руках). Хорошо иметь знакомых в городе! Вобщем дело было улажено, как только мы из гостей города перешли в статус гостей определённого лица. А девчонкам в шортах были сделаны замечания (а скорее выговор) «участливыми» старушками — мол «у нас так не ходят!». В итоге мы затарились сувенирчиками/магнитами в магазинчике у вокзала, некоторые кто понаходчивей, отыскали более дешёвый магазин сувениров. Кто-то успел сходить на рынок. Кто-то в гости. В общем, все были довольны и загрузились в поезд.

IV Итоги, выводы и рекомендации

За 9 дней пройден интересный в эстетическом, краеведческом и техническом плане поход 1 к.с. с минимальными отклонениями от исходного плана. Пройдено перевалов: 1А - 2 шт., н/к – 4 шт. Пройдено 118 км.

Район действительно больше подходит для высококатегорийных походов, но и для «единичек» можно найти маршрут. Время года для низкогорья выбрано хорошее — проливных дождей не было, а небольшие, хоть и почти каждый день, не мешали нашему движению. В районе есть проблема с мостами — их сносит каждый год, хотя может это проблема с нашей картой, которая была устаревшей.

Необходимо оформлять требуемые для этого района пропуска, их обязательно спросят. Местное население (горцы) - доброжелательные и отзывчивые.

Руководитель и участники остались довольны.

Дигория

Прекрасно! С юмором и коротенько :)