Люди и горы > Люди >

Автор: Мстислав Горбенко, Украина

Леха, Леша, Алексей Михайлович!

Алексей, несомненно, был лидером по жизни и, естественно, таким же он был в одесском альпклубе 70-80 годов прошлого столетия.

В начале семидесятых, когда в Одессе еще не было альпклуба «Одесса», существовала секция альпинизма при ДСО «Авангард». Старшее поколение кучковалось вокруг мастера спорта Виктора Лившица, а помладше - ІІ-І разрядники обучались под руководством Леши Ставницера. Его квартира, на втором этаже по ул. Ярославского угол проспекта Мира, была нашим постоянным местом встреч, где строились планы поездок на скалы Ю.Буга, первопрохождений в Крыму, разрабатывались эскизы стальных крючьев, которые потом штамповались на одном из Одесских заводов, шились рюкзаки, пуховые куртки и спальники.

Мы дурачились как дети, влезая по трубе или веревке на второй этаж и выходя через двери. Гвоздем программы было чаепитие из огромного старинного самовара с сапогом, который Леша выносил на улицу, кочегарил и готовил «СВ» чай.

Главный принцип тренировок у Леши был прост и верен: «делай как я, делай лучше меня». Мы бегали на перегонки по крутым склонам Аркадии, лазали на скалодроме и по отвесам куяльницкой стенки. Своим примером он нас, молодых ребят, Анатолия Королева, Вадима Леонтьева, Владимира Альперина, Шуру Рыбину, и многих других заряжал своей энергией, которую направлял не только на восхождения, но и на общественную работу в альпинистском клубе «Одесса».

В 1975году Валентин Симоненко, Вадим Свириденко и Алексей Ставницер добились разрешения на аренду подвального помещения под секцию альпинизма по ул. Подбельского 42. Ремонтом занялся Алексей и вся наша молодая команда. Своими силами мы оборудовали два методкабинета и два складских помещения под альпснаряжение. Это новоселье и стало рождением альпклуба «Одесса».

Получив из Франции от своей сестры в подарок богато иллюстрированную книгу знаменитого Гастона Ребюффа «Обучение альпинистов», я сразу принес ее показать Леше. Он попросил ее на неделю. Через две недели стены нашего клуба были украшены Алексеем большими черно-белыми фотографиями Ребюффа, по которым потом училось не одно поколение одесских альпинистов.

Восхождения в Крыму с Лешей всегда проходили интересно. Он, как самый опытный, выбирал маршрут, и мы старались не только не отставать, но и выйти вперед поработать первыми. Восхождения всегда проходили в доброжелательной атмосфере, которую он создавал, как нам тогда казалось, без всяких усилий.

Были у него и свои тренерские находки, так он мог, зная наши возможности, выпустить нас в Крыму на маршрут ІІ-ІІІ категории без страховки и мы тянулись за ним, за капитаном, уверенные в его и своих силах.

На Кавказе, на одном из сборов в а/л Эльбрус, Алексей предложил нам взойти в необычном спортивном стиле на тренировочную гору Виа-Тау, 2Б к.с. по маршруту, который из лагеря в лагерь обычно ходят за 2-3 дня. Вышли затемно, Алексей с мощным фонарем впереди, в быстром темпе через два часа мы уже были на леднике Джанкуат. Когда рассвело, все уже самостоятельно работали на скалах. Если кто-то начинал замедлять движение первым, он тут же его менял. Обедали мы в альплагере «Эльбрус»!

Тяжело в учении – легко в бою: 1976 год, первое одесское зимнее восхождение на Кавказе, вершина Лаюб 5 Б к.с. под руководством Алексея, он же руководитель одесского сбора на Кардываче. Проделав за два дня путь от озера Рица, через заснеженный перевал Аватхара, с огромными тяжелыми рюкзаками мы спустились к замерзшему озеру Кардавач, где нас встретил уполномоченный по Краснодарскому краю. В те времена сборы начинались с проверки документов участников сбора. Уполномоченный мог закрыть сбор или не допускать кого-либо в участию в нем. Напряжение росло а Леша все не возвращался. Стало темнеть, когда из палатки проверяющего вышел наш руководитель – «Все в порядке, завтра выходим в 5 утра» и рухнул в нашу палатку. Тщетно пытались разбудить – бесполезно, - проверка документов сопровождалась дегустацией спирта с пепси-колой. И все же мы вышли на маршрут. Прошли стену чисто, а на второй день Леха уже «молотил» первым крутой снежный гребень! Немереной силы и духа был человек!

Вспоминаю наше первопрохождение на в. Ашам, Юго-Западный Памир. Перед выходом на Чемпионат СССР Алексей решил пройти новый маршрут 5 к.с. по западной стене. Шел первым легко, уверенно и надежно и давал ходить напарникам. Для меня была большая честь пройти залитый льдом камин, меняя Лешу, как ведущего.

Это была первая совместная экспедиция альпклуба «Одесса» и московского «Спартака» 1977 года, итогом которой стали бронзовая медаль Алексея на Чемпионате СССР по альпинизму и спортивное звание «Мастер спорта СССР». Мы очень гордились тогда этим высоким достижением одесситов и москвичей. Именно в их честь, прямо у костра, пел свои лучшие песни участник экспедиции, самый альпинистский бард, автор и исполнитель Юрий Визбор:

«Вот это для мужчин-
Рюкзак и ледоруб,
И нет таких причин,
Чтоб не вступать в игру.
А есть такой закон –
Движение вперед,
И кто с ним не знаком,
Навряд ли нас поймет.»

Леша был сторонником технически сложного альпинизма. В жарких спорах, с приверженцами высотного альпинизма, на Правлении клуба, отстаивал это направление. В связи с этим несколько сезонов он провел в сборной команде ЦС «Авангард» под руководством легендарного Лео Кенсицкого и совершил ряд классных стенных первопрохождений на Ушбу М, Джераин, а маршруты на пик Отцов, вершины Ашам и Трапеция носят его имя.

Из-за проблем со здоровьем сына Егора, семья Ставницера была вынуждена переехать на Кавказ. В течение десяти лет одесские альпинисты в любое время года приезжали в альплагеря «Шхельда», «Эльбрус», «Терскол» как к себе домой. Жена Леши – Алла, была удивительной женщиной (как она нас терпела?) - и чаем напоит и накормит и в баню пустит!

Работая начальником спасательной службы турбазы «Терскол», Алексей Михайлович в 1983 году возглавил массовое зимнее восхождение на в. Эльбрус ста военных офицеров - не очень хорошо подготовленных альпинистов. Одесские альпинисты, по предложению Леши, помогали обеспечивать безопасность этого штурма. Отделениями руководили, приглашенные Алексеем Михайловичем, гималайцы - восходители на Эверест 1982года. Благодаря четкой и умелой организации, восхождение на Эльбрус в зимних условиях прошло успешно, и в этом была, конечно, большая заслуга Алексея Михайловича.

Алексей Михайлович был не только сильным альпинистом, мастером спорта, но и одним из ведущих инструкторов-методистов страны по альпинизму. Он создал на Кавказе Всесоюзный учебно-методический центр, оснащенный разработанными им, стендами для обучения альпинистов разным способам страховки и много лет руководил им.

Вернувшись в Одессу в 1988году, он зашел в альпклуб, «- Леша, возвращайся в клуб – будем вместе работать!». Алексей только загадочно улыбнулся: «- Мне надо встретиться с Валентином Симоненко». Тогда было не просто пробиться к мэру Одессы, но мы это сделали на следующий день. Начался другой этап жизни Алексея Михайловича, который через 20 лет привел его от монтажа скалолазных стенок, фирмы «Эверест», к созданию мощного предприятия «ТИС» близ г. Южный, на которой работают сейчас около 5000 человек!

Леша всегда подтверждал своими делами крылатое выражение, что бывших альпинистов не бывает. Он не забывал о проблемах альпинизма и скалолазания, всегда подставлял свое плече семьям альпинистов, попавших в беду. Благодаря ему, на учебно-тренировочной базе «Скалодром» появилась, словно парящая в небе, Ротонда памяти погибших альпинистов, памяти замечательных людей, таких, как Алексей Михайлович Ставницер.

P.S.
7 апреля тело Василия Новикова придано земле. От лица родственников и друзей благодарим всех, кто откликнулся на эту трагедию, принял участие в организации прощания с погибшим спортсменом.

Вот уже сорок дней прошло...

Упокой Господь душу его. Будем помнить!

Будем. Ради спасения скалолазного Чемпионата СССР 1990г. я из Бахчисарая прилетел в Одессу: - Лёша, выручай: это новые Правила, нужно 50 копий! Гора листов, тексты с двух сторон - ксерокс в фирме "Эверест" дымился! Был Человек...