Нач.школы: О.Добрушина, Москва

Отчет об УТП горной школы БУ МГУ в июле 2008 г. 2/3

ФОТОАЛЬБОМ к отчету

Продолжение. Начало здесь

3.3. Перевал Кольцевой (1А)

Высота 3350 м

Характер травянисто-осыпной

Расположен в коротком западном отроге Эльбруса (хребет Балкбаши), соединяет долины истоков р. Уллухурзук — Битюктюбе и Кюкюртлю. Ведет из долины верхнего левого притока Битюктюбе в нижнее течение л. Кюкюртлю. Координаты 43° 21' 59.3352" N, 42° 21' 4.9284" E.

Прохождение 16 июля 2008 года со стороны долины р. Битюктебе отделением 2 под руководством Татьяны Большаковой. Снята записка группы туристов ТК МГУ г. Москвы под руководством Ушаковой М.В. от 16.07.2008.

Необходимое снаряжение: ледорубы, каски.

Описание дается от нарзанных источников до стоянок под лед. Кюкюртлю.

Путь к пер. Кольцевой со стороны р. Битюктюбе идет по долине левого притока р. Битюктюбе. Около нарзанных источников по мосту переправляемся через р. Битюктюбе и в 11:35 начинаем движение по тропе, идущей вдоль левого (орографически) берега левого притока р. Битюктебе. Через 30 минут хода на травянистых полянах тропа теряется. Продолжаем движение, держа курс на снежник (фото 3.3.1). На морене снова появляется тропа. В 13:50 останавливаемся на перекус перед снежником.

После перекуса выходим в 15:15. Есть два варианта подъема на перевал: один по крупной осыпи, другой по снегу (до 200). Мы выбираем второй вариант, тем более, что на снегу видны свежие ступени (фото 3.3.2). Через 30 минут склон выполаживается. Здесь собираемся всей группой. После привала пересекаем плато, оставляя озеро справа, и в 16:30 выходим к туру перевала Кольцевой. Седловина перевала широкая. Тур находится в ее южной части. На перевале есть много мест под палатки, в том числе оборудованных ветрозащитными стенками.

Спуск с пер. Кольцевой (фото 3.3.3) в сторону лед. Кюкюртлю начинаем по тропе, ведущей по мелко- и среднеосыпному кулуару. В основном осыпь живая. Крутизна около 20 градусов. Через 300 м тропа уходит налево и траверсирует с небольшой потерей высоты мелкоосыпной живой склон серого цвета. Между двумя скальными выходами сворачиваем прямо вниз. В 18:30 подходим к р. Уллухурзук.

На следующий день нам подходить под пер. Кюкюртлю Южный, поэтому решаем переправится через р. Уллухурзук сегодня. Перейти на другой берег по камням не удается, в связи с тем, что из-за дождей уровень воды в реке значительно вырос. Метрах в 50 от языка лед. Кюкюртлю находим подходящее место для переправы вброд (фото 3.3.4).

В 19:30 встаем на ночлег на левом берегу р. Уллухурзук.

Подъем от нарзанных источников до снежника 1 час 40 минут

Подъем по снежнику 30 минут

Путь по плато от снежника до пер. Кольцевой 20 минут

Спуск с перевала до р. Уллухурзук 1 час 30 минут

Всего: 4 часа

Выводы и рекомендации

Перевал Кольцевой соответствует категории 1А. Главной его достопримечательностью является перевальное озеро — одно из красивейших в этом районе. Рекомендуется к прохождению группам, совершающим походы от 1 к.с.

3.4. Перевал Летчика Машкова (1А)

Высота 3500 м

Характер травянисто-осыпной

Расположен в коротком западном отроге Эльбруса, восточнее вершины 3531, соединяет истоки р. Уллухурзук — Битюктюбе (Битюктюбекол, Битиктёбе) и Кюкюртлю. Ведёт из верхнего цирка р.Битюктюбе в нижнее течение ледника Кюкюртлю (Кукуртли). Назван в честь командира экипажа самолёта, разбившегося в годы обороны Кавказа (подробнее см. рассказ В. Сеуткина http://www.vesty.spb.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=5438). Координаты 43° 21' 55.6540" N, 42° 22' 0.5566" E.

Прохождение 15 июля 2008 года со стороны л. Кюкюртлю группой туристов ТК МГУ под руководством Марии Чистяковой и Василия Вакулюка. Снята записка группы туристов ТК МГУ под руководством Большаковой Т. от 15.07.2008.

Необходимое снаряжение: ледорубы, палки, каски.

Описание даётся от поляны 2500 в долине р. Уллухурзук до нарзановых источников в долине р. Битюктюбе.

В 17:10, после открытия школы и осыпных занятий, решаем немного подойти под перевал. Начинаем движение с поляны 2500 в долине р.Уллухурзук в сторону перевала Лётчика Машкова. Подход в верховья долины реки под язык ледника Кюкюртлю сложностей не вызывает — путь лежит по левому берегу реки по тропе. Склоны травянистые, взлёт пологий (фото 3.4.1, 3.4.2).

Преодолеваем приток по снежнику и выходим на старые средние морены, тропа отмечена турами. К 18:40 подходим к следующему крупному левому притоку р. Уллухурзук — истоки его у перевалов Кюкюртлю Южный (на некоторых картах — Кебек), Кюкюртлю Северный, забираем немного вверх вдоль него. Переправа через него по камням, не замочив хорошенько ног, в это время суток невозможна. Вода мутная. Через 5 мин выходим к оборудованным площадкам под палатки с ветрозащитными стенками. Время 18:45, решаем вставать лагерем, не переправляясь. Выделяется разведгруппа просмотреть возможные переправы через ручей по снежнику выше по его течению, и завтрашний путь (фото 3.4.3). В 19:30 начинается сильный дождь с градом (фото 3.4.4). Вода в обоих ручьях ледниковая, с большим содержанием взвеси — готовим на дождевой.

Выше по течению ручья, в месте, где его можно перейти по снежнику, также есть площадки под палатки, на правом его берегу. Там стоит группа Саши Укладовой. Ночевки удобны для групп, идущих на перевалы Кюкюртлю Южный, Кюкюртлю Северный и пр.

Преодолев ручей по тропе, в том месте, где стоим лагерем мы, и двигаясь вверх по основному руслу реки Уллухурзук, минут через 10 можно также выйти к площадкам под палатки, там же есть ручеек с чистой водой. Здесь ночуют группы, идущие на перевалы Кольцевой, Летчика Машкова.

На следующий день с выходом не спешим, погода неважная, облака закрывают начало перевального взлета. Наблюдаем за подъемом дружественных групп ТК МГУ по осыпному склону к перевалам Кольцевой и Машкова. Мы же хотим подниматься по более восточному кулуару, рядом с водопадом. По этой причине, а также в воспитательных целях решаем переходить реку Уллухурзук по языку ледника Кюкюртлю в его нижней части.

В 9:30 выходим, движемся вначале вверх по левому орографически берегу левого верхнего притока р. Уллухурзук. Когда он уходит под снег — по снежнику траверсом. Переходим ручей по снежному мосту и далее движемся по гребню старой морены (фото 3.4.5). Здесь идет тропа к перевалам Кюкюртлю Южный, Кюкюртлю Северный и к памятнику экипажу самолета под командованием Машкова. До памятника не доходим. В 10:30 спускаемся по тропе в понижение моренного гребня. Есть оборудованное место для ночевки, вода. Хорошо виден заход на наш перевал Летчика Машкова (фото 3.4.6). По средней осыпи небольшими группами по 4 человека начинаем спуск с моренного вала в направлении языка ледника Кюкюртлю, время - 10:35.

К 11:00 вышли на нижнюю часть языка ледника Кюкюртлю. Насколько видно, ледник открытый, трещин нет, сильно зачехлен. Передвигаемся медленно, так как кошек нет. Движемся в направлении нашего перевала, немного приспускаясь по языку ледника. Ледник заканчивается небольшими ледовыми сбросами (фото 3.4.7), и мы забираем чуть выше на сильно зачехленный участок и выходим на правобережную морену (фото 3.4.8).

Далее поднимаемся по тропе вдоль ручья, стекающего со стороны пер. Машкова. Подъем на перевал Летчика Машкова со стороны ледника Кюкюртлю представляет собой несколько характерных участков.

1. Подъем по осыпному кулуару

2. Траверс пологого травянисто-осыпного склона вправо по ходу и подход к руслу ручья.

3. Подъем по руслу ручья к каменистой ровной террасе.

4. Подъем по средней осыпи на обширную седловину перевала.

Поднимаемся по кулуару. Минуты через 3 видим отличные места для стоянки — это верхние ночевки в кармане морены. Через 7 минут выходим из кулуара на левый (ор) травянистый гребень (фото 3-4-9). Отдыхаем, любуемся видами, водопадом (фото 3.4.10). Собираемся плотной группой.

Далее движемся по кулуару с мелкой живой осыпью. Проходим вдоль его левого борта, там есть трава и разрушенные скалы, они образуют удобные устойчивые ступени. Выходим из кулуара на тропу траверса и движемся по травянистому пологому склону траверсом вправо по ходу (фото 3.4.11), а затем по пологой травянисто-мелкоосыпной террасе вдоль сухого русла ручья вверх. Поднимаемся по руслу ручья по средней осыпи. Камни живые. Сначала небольшой участок подъема, движемся по правому (ор) берегу, потом переходим на левый и заканчиваем подъем выходом на каменистые ровные террасы по правому (ор) берегу. Движемся медленно, сказывается недостаточная акклиматизация.

В 15:20 на выполаживании на каменистой террасе делаем привал. Начинается дождь — натягиваем тент, пьем чай. Отсюда хорошо видно предперевальный взлёт (фото 3-4-12).

В 17:10 начинаем подъем на перевальный взлет. Средняя старая слежавшаяся осыпь, местами видна тропа. Средняя крутизна 20 градусов. В 17:50 вся группа выходит на перевал Летчика Машкова. Седловина представляет собой большое ровное плато (фото 3.4.13), под ногами — мелкая и средняя осыпь. В западной части седловины у разрушенных скалок расположены тур и мемориальная доска (фото 3.4.14).

В 18:12 начинаем спуск с перевала Летчика Машкова в долину реки Битюктюбекол. Движемся по седловине в направлении северо-запад, доходим до ручейка, вытекающего в восточном направлении из озерца. У озерца есть хорошие места для стоянки. Спуск к притоку реки Битюктюбекол начинаем по левому (ор) берегу русла ручейка (фото 3.4.15). Спусковой склон довольно крутой (до 40), снежно-осыпной. Сначала движемся по средней осыпи плотной группой, камнеопасно. Затем переходим на снежник и глиссируем до моренного гребня, преграждающего нам дорогу (фото 3.4.16). Небольшими группами спускаемся с моренного гребня на обширную травянистую террасу с ручьями, здесь ставимся лагерем в 19:35. Высота 3300. Общий вид с места ночевки на путь спуска — фото 3.4.17.

На следующий день выходим в 8:30. Спускаемся вдоль ручья — левого притока р. Битюктюбекол. Периодически встречаются небольшие снежники. В 9:05 подходим к озерцу на травянистой террасе на левом (ор) берегу ручья (фото 3.4.18). Есть места для стоянки. Озерцо мелкое. Движемся вдоль русла ручья, постепенно заходим в небольшой каньон, чуть ниже — слияние притоков р. Битюктюбекол: нашего спускового притока и притока со стороны склонов Эльбруса. На правом (ор) берегу нашего ручья есть тропа, но не понятно, как она переходит второй приток.

В месте слияния ручьев есть небольшой водопадик и прижимы. Решаем обходить их сверху по левом берегу траверсом. Возвращаемся немного обратно по руслу, где берега ещё невысокие, поднимаемся на левый склон. Склон травянистый, конгломератный, иногда вылетают камни, поднимаемся группами.

Траверсируем левый берег ручья. Склон — в основном средняя слежавшаяся осыпь, местами немного едет. Есть участки травы и мелкой осыпи. Местами видны бараньи тропки. Закончив траверс, спускаемся к реке ниже места впадения притока со склонов Эльбруса. Собираемся группой, отдыхаем.

Движемся вниз вдоль реки. Переправляемся на правый берег, прыгая по камням. Берега вскоре становятся обрывистыми, поднимаемся на правый по тропе. Идем по правому гребню. Виден наш перевал. Подойдя к слиянию с правым притоком р. Битюктебе, переходим через него по камням (фото 3.4.19).

Движемся дальше по правому берегу р. Битюктебе по террассе (фото 3.4.20). Есть места для стоянки и коши. Вскоре доходим до нарзанных источников. Здесь организована база отдыха, которая представляет собой несколько домиков и вагончики.

Расчет ходового времени (В таблице приведено ЧХВ прохождения первого перевала в походе (а для большинства членов группы — и в жизни) группы составе 17-ти человек):

Подъем по долине р. Уллухурзук от поляны 2500 до ночевок на моренах под языком ледника Кюкюртлю 1 час 25 минут

Подъем вдоль левого притока р. Уллухурзук до снежного моста 30 минут

Движение по левому гребню морены л. Кюкюртлю и спуск на ледник Кюкюртлю 40 минут

Пересечение ледника Кюкюртлю 40 минут

Участок подъема на перевал-по кулуару до траверса 37 минут

Траверс пологого травянисто-осыпного склона вправо по ходу и подход к руслу ручья. 28 минут

Подъем по руслу ручья к каменистой ровной террасе 1 час 10 минут

Подъем по средней осыпи на седловину перевала 40 минут

Спуск до травянистой террасы с ручьями в верховьях Битюктюбе 1 час 25 минут

Спуск вдоль русла ручья 1 час 25 минут

Спуск траверсом левого склона 40 минут

Спуск до базы отдыха с нарзановыми источниками 1 час 30 минут

Всего: 11 часов 10 минут

Выводы и рекомендации

Перевал Летчика Машкова представляет собой интересную 1А. Он приятен для прохождения в обе стороны. Рекомендуется как первый перевал для новичковых групп при условии предварительной акклиматизации.

3.5. Перевал Вольный ветер (1А)

Высота 3300 м

Характер снежно-травянисто-осыпной

Расположен в хребте Кюкюртлю (Куршоу) в юго-восточном плече вершины Каракая (Кебекджиринбаши). Ведёт из долины р. Кичкинекол (Уллухурзукский) в среднее течение р. Уллукам выше устья Черенкола. Координаты 43° 21' 24.6240" N, 42° 15' 34.3080" E.

Прохождение 18-19 июля 2008 со стороны р. Кичкинекол отделением 1 под руководством Ирины Кикоть. Снята записка группы турклуба МГУ под руководством Голубева М. от 20.08.2007.

Необходимое снаряжение: ледорубы, каски.

Описание дается от устья р. Кичкинекол до р.Уллукам

18 июля

В устье Кичкинекола (Уллухурзукского) мы оставляли заброску (GPS координаты: 43.41930000, 42.27013000). Взяли ее и вышли от устья в 12:00. Идем вверх по лесовозной дороге, по лесу, по левому берегу р. Кичкинекол (фото 3.5.1). Через час выходим из зоны леса, и нам открывается долина р. Кичкинекол — довольно пологая, с невысокой растительностью. Вскоре после выхода из леса проходим мимо коша (фото 3.5.2), в котором никого нет, зато рядом с ним стоит трактор.

После коша дорога переходит в тропу. Идем по долине (фото 3.5.3) по тропкам, которые периодически исчезают. В других описаниях упоминаются нарзанные источники, но мы их не нашли.

Пообедав (GPS координаты: 43.39158000, 42.27052000), снова идем вверх вдоль берега реки. Пересекаем довольно много мелких ручьев и гряды камней (фото 3.5.4). Далее огибаем снизу скальные прижимы (см. фото 3.5.3), отходящие от скальных башен вершины Каракая. Доходим до слияния истоков реки, где пасется стадо лошадей. Оттуда поднимаемся по травянисто-осыпному склону крутизной около 20 градусов в направлении на юго-запад от слияния (фото 3.5.5). Часть пути проходит по многочисленным ручьям.

Встаем на ночлег в 18:00 на пологой площадке перед очередным осыпным взлетом. Выше, до самого перевала, травянистых площадок нет (GPS координаты: 43.36346000, 42.26958000).

19 июля

Выходим в 7:20. Поднимаемся по среднекрутому (25-30 градусов) травянистому склону, траверсируя его влево (по ходу). Минут через 20 переходим ручей по камням. Сделав привал на выполаживании над скальным выходом (GPS координаты: 43.35846000, 42.26459000, “подъем на пер. Вольный Ветер с севера”), вновь поднимаемся по крутому травянистому склону. Далее начинается крупная морена, по ней доходим до снежника, от которого уже видна седловина перевала с большим скальным зубом посередине.

Пересекаем снежник, дальше поднимаемся по осыпи. От седловины слева (орографически) отходит разрушенный контрфорс, крутизной до 30 град, по нему мы поднимаемся на перевал (фото 3.5.6). На перевал вышли в 9:35.

В перевальном туре обнаружена записка группы Турклуба МГУ под руководством Голубева М. от августа 2007 года.

Перевальная седловина длинная, местами широкая. Тур находится в месте отхода контрфорса. Есть места для ночевок (вода — только со снежников). С перевала открывается прекрасный вид на ГКХ.

С перевала спускаемся чуть влево по некрутому сначала мелко-, затем крупно-осыпному склону, чтобы попасть на выраженный травянистый гребень. Влево, пересекая этот гребень, уходит тропка, возможно, к перевалу Тешикауш. Выходим на гребень, который ограничивает слева ручей, текущий с перевала Вольный Ветер. Спускаемся по гребню (фото 3.5.7) до скальных выходов (низшая точка гребня, видимая на фотографии). Здесь находятся остатки сооружений Аланов 12 века. Здесь, или чуть выше скальных выходов, на выполаживании, можно ночевать, если только за водой ходить влево-вниз к ручью.

Отсюда, возможно, можно было спуститься прямо вдоль скальных выходов (см. также фото 3.5.9 вид снизу), однако мы, пройдя еще немного по гребню, приняли решение спуститься в балку с ручьем, что слева от гребня.

Спускаемся по крутому травянистому склону (до 45 градусов), на котором нет даже козьих тропок. Потом спускаемся вдоль правого берега ручья (фото 3.5.8). Травянистый склон все еще крут трава довольно высокая. В сухую погоду такой склон нормально проходится, но в дождь было бы довольно трудно. Начинаются скальные прижимы. Идем вдоль нижнего края скал. Выходим к водопаду (высотой метров 5), которого сверху не видно! Спускаемся вдоль водопада, под скалами. Чуть ниже него по скальным плитам идти не рекомендуется, так как там скользко. Мы проходим чуть выше по склону по скальному кулуару в нем есть довольно крутой (около 45-50 градусов) участок, небольшой по длине (метра 3-4). Там мы повесили перила и спустились спортивным способом.

Дальнейший путь спуска не представляет сложности: идем еще немного над ручьем, под скалами, потом травянистый склон постепенно выполаживается, примерно через полчаса, забирая чуть вправо, выходим на пологое место метрах в 100 от дороги, идущей вдоль р. Уллукам (фото 3.5.9). В тени группы деревьев в 15:00 обедаем. Воду берем из ручья, по которому мы и спускались, в нем же и искупались (GPS координаты: 43.33197000, 42.25375000).

Расчет чистого ходового времени:

Спуск до р. Уллукам 2 часа 20 минут

Всего: 9 часов 55 минут

Выводы и рекомендации

Перевал Вольный Ветер — это интересная травянисто-снежно-осыпная 1А. С перевальной седловины открывается прекрасный вид на ГКХ. Долина р. Кичкинекол и подъем на перевал с этой стороны живописны и приятны. Выбранный путь спуска был довольно сложен даже при благоприятных погодных условиях. Рекомендуется поискать более простой спуск (см. описание, фото 9).

Следует иметь в виду, что на всем пути спуска от перевальной седловины до долины р. Уллукам нет просторных площадок для ночевки, а вода есть только на дне балок, в ручьях.

3.6. Перевал Тешикауш (1А)

Другие названия перевала — Куршоу Западный или Нижний.

Высота 3100 м

Характер травянисто-осыпной

Расположен в западном отроге Эльбруса, западнее вершины Куршоу. Координаты 43° 20' 48.4440" N, 42° 17' 51.2880" E.

Прохождение 17 июля 2008 года со стороны р. Уллухурзук отделением 6 под руководством Марии Ушаковой. Снята записка группы туристов МГУ под руководством Кикоть И.П. от 15.07.2008.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы.

Описание даётся от поляны 2500 м. в долине р. Кюкюртлю до р. Уллу-Кам.

От поляны на высоте 2500 м в долине Кюкюртлю (фото 3.6.1) выходим в направлении перевала. Пройдя по заболоченному лугу, начинаем подъем справа по ходу движения от ручья, вытекающего из цирков Куршоу. Склон травянистый, местами переходящий в крупную слежавшуюся осыпь. Через час выходим на травянисто-каменную террасу на левом берегу ручья. Ночуем на цветочной поляне. Терраса с небольшим уклоном, чуть выше нашей ночевки на осыпи следы площадок на 1-2 палатки.

Утром продолжаем подниматься левым берегом ручья по травянистому склону, выходя на крупную слежавшуюся осыпь (фото 3.6.2). Нечеткая тропа местами отмечена турами. Через час доходим до «бараньих лбов» (фото 3.6.3) и обходим их справа по ходу движения. Еще через 1,5 часа преодолеваем осыпную гряду (фото 3.6.4), за ней снежник и перевальный взлет (фото 3.6.5).

Перевальный взлет представляет собой 50 метров крупной живой осыпи крутизной 35-40 градусов, в верхней части местами видна тропа. Перевальная седловина маленькая, каменистая и неровная — мест под палатки нет.

Спуск с перевала начинается на 30 метров восточнее седловины. Вниз по осыпному склону вдоль снежника ведут турьи тропы. Спускаемся, траверсируя склон влево, в осыпной кулуар. Через час выходим на каменистую полку, рядом течет ручей. Обедаем. Погода начинает резко портиться. Внизу слева в получасе ходьбы видна небольшая травянисто-каменистая полянка (фото 3.6.6). Спускаемся на нее. Места достаточно, чтобы поставить 3 палатки, рядом из-под снежника сочится ручеек. По нашим впечатлениям, это единственное место ночевок на всем протяжении южного склона. Ночуем.

Переждав в течение дня плохую погоду, начинаем спуск. Первые 20 минут спускаемся по крупной живой осыпи, вниз в каньон и переходим ручей. Далее по травянистым склонам траверсом вправо движемся до каменных сбросов (фото 3.6.7). Пройдя над сбросами вправо, выходим в соседний каньон (фото 3.6.8) и по травяному склону спускаемся к р. Уллукам.

Подъём до места ночевки 1 час 05 минут

Спуск в долину р. Уллу-Кам 4 часа 10 минут

Всего: 10 часов 50 минут

Выводы и рекомендации

Перевал Тешикауш является классической 1А. С северо-востока в хорошую погоду открывается прекрасный вид на в. Эльбрус. Юго-западный склон представляет собой около 1300 метров сброса, из которых почти 900 метров — это травянистый склон без тропы. Если трава с лежащими под ней «живими» камнями будет мокрой, то ее преодоление окажется весьма неприятным.

Перевал рекомендуется к прохождению группам, совершающим походы от 1 к.с.

3.7. Перевал Куршоу Восточный Верхний (1Б)

Высота 3370 м

Характер снежно-осыпной

Расположен в западном отроге Эльбруса. Ведёт из долины реки Кюкюртлю в долину реки Уллукам. Координаты 43° 20' 23.0352" N, 42° 18' 40.1472" E.

Прохождение 16-18 июля 2008 года отделением 3 под руководством Вадима Ханкина со стороны реки Кюкюртлю. С перевала снята записка группы туристов турклуба МГТУ.

Необходимое снаряжение: Ледорубы, верёвки основные, обвязки, каски.

Описание даётся от поляны 2500 (слияния ручья, вытекающего из-под вершины Куршоу, и реки Кюкюртлю) до р. Уллукам.

С поляны 2500 выходим в 11 часов. Путь подъёма идёт сначала вдоль левого борта долины реки Кюкюртлю по древнему моренному валу (фото 3.7.1) (Описание этого участка см. также в параграфе 3.8 и на фото 3.8.2.). Через 2 перехода по 25 минут по теряющимся овечьим тропам поднимаемся на первую террасу с озером. Озеро обходим слева и далее поднимаемся по травянистым террасам, так же забирая влево (фото 3.7.2). К концу первого перехода от озера подходим к правому берегу ручья, текущему из нижнего цирка перевалов Куршоу Восточный (1А) и Куршоу Восточный Верхний (1Б). В узком месте переправляемся по камням на левый берег. Поднимаясь дальше вдоль ручья, подходим к древнему конечному моренному валу. На противоположном берегу замечаем тропу и возвращаемся на правый берег по камням. По этой тропе выходим в заболоченный нижний цирк, где встаём на обед. Мест для ночёвки нет. Путь от нижнего озера до места обеда занял 2 перехода по 20 минут.

Из нижнего цирка уже виден перевал (фото 3.7.3). После обеда переходим по камням заболоченную террасу нижнего цирка и идём по средней и крупной осыпи вдоль правого по ходу борта цирка. Через 30 минут подходим к ручью, стекающему из верхнего цирка нашего перевала. Дальнейший подъём идёт вдоль этого ручья по пологим бараньим лбам (до 30?) и средней осыпи. Через 30 минут склон выполаживается, и мы походим к небольшому снежнику, ещё через 10 минут выходим на маренный вал, запирающий верхний цирк перевала Куршоу Восточный Верхний (фото 3.7.4-5). Здесь находим озеро и готовые места для стоянок, становимся на ночёвку. Большая часть стоянок покрыта снегом.

На следующий день выходим из лагеря в 8 часов. По правой по ходу стороне цирка по крупной осыпи подходим через 20 минут под перевальный взлёт (фото 3.7.6). Еще через 20 минут подъёма по средней осыпи крутизной до 25? подходим к снежнику. Снежник не крутой (около 10?) вначале к седловине становится круче (до 50?) переходя в стаявший карниз (фото 3.7.7). Снег уже подтаял, и кошки не требуются. Первую половину склона проходим на личной технике, затем вешаем верёвки на ледорубы. Всего повесили 4 верёвки перил. Подъём по снежнику занял 2 часа.

Седловина перевала узкая скально-осыпная. С обеих сторон к седловине примыкают снежники. Тур находится в центре седловины.

Путь спуска просматривается плохо (фото 3.7.8). Полосы снега перемежаются с осыпями, местами выступают бараньи лбы. С седловины спускаемся на снежник крутизной до 35? и вешаем перила (~30м) на ледорубном кресте, по которым спускаемся до осыпного участка. Осыпь неприятная, живая, местами выходящая на бараньи лбы. Крутизна склона до 30?. Решаем разделится на группы по 4 человека. Через некоторое время снова выходим на снежник примерно той же крутизны. Вешаем перила на ледорубном кресте. Снега не много — местами он лишь немного прикрывает камни и лёд. Снежник заканчивается выходами скал, переходящими в среднюю и мелкую живую осыпь. Крутизна склона постепенно уменьшается. Спустя 3 часа после начала спуска мы проходим последний участок скальных выходов и спускаемся на пологий (не больше 10?) снежник. Путь спуска хорошо виден на фотографии 3.7.9. Ещё через 30 минут выходим на травянистые террасы, где становимся на обед, а затем и на ночёвку. Возможно в менее снежные годы или позже, в августе, снежные участки на южной стороне стаивают, и спуск в эту стороны становится более простым и безопасным.

Вечером делаем разведку спуска. Спуск возможен по нашей долине или по соседней, более восточной. Оба варианта не просматриваются сверху и кажутся более менее равноценными — сначала травянистые склоны, а потом каньон.

Утром погода портится — опускается облако и начинается дождь. Мы выбираем вариант спуска по нашей долине — он кажется более пологим. В перерыве между облаками собираемся, и в 7:55 выходим. За 30 минут проходим травянистые террасы и спускаемся на дно каньона (фото 3.7.10), так как дальнейшее движение по его борту нецелесообразно и местами опасно — мокрая трава и постепенно увеличивающаяся крутизна склона.

Всё время движемся вдоль ручья, временами переходя с берега на берег вброд или перепрыгивая по камням, попадаются участки простого лазанья (фото 3.7.11). Примерно через 3 часы борта каньона сближаются, он становится практически непроходимым и далее обрывается водопадом. Поэтому, разведав дальнейший спуск, перед водопадом уходим направо. Перейдя небольшой хребтик, и спустившись по его склону метров 100, попадаем на скальный выступ (фото 3.7.12), с которого замечательно виден водопад, а также дальнейший спуск к реке Кубань.

Со скального выступа уходим сначала вправо по травянистому склону крутизной до 20?. Склон зарос кустарниками и небольшими деревьями, местами довольно плотно. Постепенно забираем левее, возвращаясь к ручью, вытекающему из нашего каньона. И через 50 минут выходим на дорогу, идущую вдоль правого берега реки Кубань.

Подъём с поляны в нижний цирк 1 час 35 минут

Спуск от выхода из каньона до дороги 40 минут

Всего: 12 часов 45 минут

Выводы и рекомендации

Перевал Куршоу Восточный Верхний — это интересная снежно-осыпная 1Б. В снежные годы его южная сторона может представлять сложность из-за чередования снежных и скально-осыпных участков. Рекомендуется к прохождению группам, совершающим походы от 2 к.с. Перевал не рекомендуется планировать в снежные сезоны в качестве первой 1Б, т.к. он может оказаться трудным для неопытных групп.

3.8. Перевал Кебек, или Куршоу Восточный Снежный (1А)

Высота 3480 м

Характер снежно-осыпной

Расположен в юго-западном отроге Эльбруса р. Уллухурзук (лед. Кюкюртлю) и р. Акбаши. Координаты 43° 20' 10.0342" N, 42° 19' 58.9105" E.

Прохождение 18 июля 2008 г со стороны ледника Кюкюртлю (с севера) группой из 11 человек в походе 1 к.с. Руководитель Мешков Г.А., инструктор Добрушина О.Р. С перевала сняли записку группы турклуба МГУ под руководством Кикоть И.П. от 17 июля 2008.

Необходимое снаряжение: ледорубы, каски, горные ботинки.

Описание дается от поляны 2500 на р. Уллухурзук до места впадения р. Акбаши в р. Уллукам.

17 июля 2008

От поляны 2500 возможны два пути подъема: огибая скальные сбросы слева по старой травяной моренной гряде либо по правому берегу ручья, стекающего из цирков Куршоу (фото 3.8.2). Ранее при проведении осыпных занятий мы видели, что первый путь проходит мимо живописного озера восточнее слияния двух рукавов ручья, стекающего из двух соседних цирков Куршоу (фото 3.8.3), поэтому решили выбрать именно его. Таким же образом поднималось отделение Вадима Ханкина при подъеме к пер. Куршоу Восточный Верхний (см. параграф 3.7, фото 3.7.1, 3.7.2). Второй путь также проходим и не вызывает особых затруднений: им поднималось отделение Марии Чистяковой и Василия Вакулюка (фото 3.8.4). На имевшихся у нас картах озеро отмечено не было, но его пологое ложе явно прослеживается. Высота 2800. Поднявшись к озеру, поставили около него лагерь (фото 3.8.5), сходили на разведку до нижнего цирка (следующее выполаживание, высота ок. 2900).

18 июля 2008

Выходим в 8:50 и по травянисто-осыпному склону (до 20 градусов) за одну ходку поднимаемся в нижний цирк. Тут очень красиво: уютная чаша, огороженная со всех сторон, журчащий по скалам ручеёк, на дне чаши распадающийся на несколько ветвей. Травка, опять же, зеленеет.

Таким образом, чтобы попасть в нижний цирк (а из него в верхний) надо идти по правому берегу правого рукава ручья (левый рукав стекает из соседнего цирка из-под перевала Куршоу Н., он же Тешикауш). Причем нужный ручей как минимум в одном месте обрывается водопадом. Мы же автоматически обошли скальные выходы водопада, когда пошли через озеро.

Из нижнего цирка в верхний (поднялись туда еще за одну ходку) ведет тропа, прижимающаяся к правому берегу ручья (фото 3.8.6). Из верхнего цирка уже хорошо виден широкий и ровный снежный перевальный взлет перевала Кебек, наряду с Куршоу Восточный верхний (1Б). По 20-градусной осыпи за ходку поднимаемся к началу снежника.

Снежник, совсем пологий в начале, переходит в перевальный взлет крутизной до 25 градусов (фото 3.8.7, 3.8.8). Идет небольшой дождь, снег довольно плотный и тяжелый (но не фирн). Достаем ледорубы и очки. Выбивая ступени, за 3 ходки поднимаемся на перевальную седловину, стараясь выбирать путь подальше от скал, под которыми видны следы камней. Это было весьма утомительно, т.к. ступени в плотном снегу получались маленькие, и приходилось все время стоять на носочках. Итого от поляны 2500 до седловины перевала 4 часа. С перевала просматривается часть пути по долине Акбаши (фото 3.8.10)

Сняли записку группы под руководством Кикоть И.П. и еще одну, для местных охотников, с просьбой не снимать записки туристов оставили на месте) Судя по всему, перевал очень популярен. Странно, что на него почти нет описаний (возможно из-за путаницы, потому что Кебеком некоторые карты называют перевал Кюкюртлю Южный).

Спускались с перевала вдоль русла левого ручья (с перевала виден еще один, правее). В русле — довольно неприятная средняя и крупная осыпь, местами приходится пролезать по полметра (фото 3.8.9). Можно идти и чуть в стороне от русла по средней и мелкой осыпи, но путь там не сильно лучше. Через 400 метров сброса начался травяной склон, более крутой (до 30 градусов), чем прилегающий осыпной. За перегибом две части группы потеряли друг друга из виду и разбежались в разные концы склона. Потеряли много времени, собираясь и стараясь не спустить друг на друга камни, в изобилии валяющиеся на склоне.

Так или иначе, примерно за полтора часа (чхв) спустились к р. Акбаши и устроили обед. Это место — единственное пригодное для стоянки вплоть до р. Уллукам. Найти перевал со стороны р. Акбаши представляется весьма нелегкой задачей, потому что за перегибом не видно верхушки хребта, и к тому же седловина перевала выражена нечетко.

После обеда решили рискнуть и добежать до р. Уллукам. Долина р. Акбаши на первый взгляд не представляет сложности, однако на деле все много хуже (о чем нас предупреждала встречная группа Кости Сергина). Левый берег ручья в верхней части (первые 2 км, считая от перевала вниз) представляет собой остатки древней морены: череду крупноосыпных валов. Ниже — крутые травяные склоны (о них речь позднее). Правый же берег на всем протяжении совершенно непроходим: крутая (судя по всему до 40-50 градусов) трава или осыпь, подрезаемая на всю высоту склона скальными ребрами и руслами ручьев и оканчивающаяся сбросами внизу. Сам ручей Акбаши течет в каньоне, местами обрывается водопадами.

Итак, сперва идем вверх-вниз по моренным валам. Для группы это был первый столь протяженный участок крупной осыпи, поэтому шли сравнительно медленно. Через 50 минут доходим до большого тура на мысе, сложенного группой Иры Кикоть и Кости Сергина, в котором находим описание дальнейшего пути: дойти до следующего русла ручья, спуститься по нему до тура, маркирующего место, немного дальше которого (траверсом по пути спуска к р. Уллукам) надо искать начало тропы.

С этого места начинается трава, во многих местах прорезанная козьими тропами (фото 3.8.12). Путь траверсом от тура нам показался крутоватым, поэтому забрали немного выше и вышли к указанному в записке руслу выше по склону, чем группа Иры и Кости. На другом берегу увидели в траве (около 30 градусов) довольно широкую тропу. На радостях решили, что по Костиному описанию тропу искать не будем, т.к., видимо, это та же самая тропа, которую Костя нашел дальше и ниже, чем мы. Как же мы ошибались!..

Еще одну ходку шли по тропе. Сначала она была широкой и шла по склону в 30 градусов. Потом стала сужаться, распавшись в итого на множество узеньких и неудобных козьих тропок. При этом крутизна склона увеличилась до 50(!) градусов: стоя на тропе, мы доставали до него горизонтально вытянутой рукой. Вниз лететь далеко, голый травяной склон без единого деревца. Да еще и ледорубы вовремя не достали, т.к. сначала путь был хорошим, а потом уже опасно стало снимать рюкзаки, ворочаться на тропе и паниковать) К концу ходки начался дождь...

Однако мы уже были близко к границе леса и, к счастью, смогли дойти до чуть отстоящей от лесного массива группы ёлочек. Оттуда стало видно правильную, нижнюю тропу. С ёлочек повесили две веревки (надвязали), последний снимал их в кошках с нижней страховкой (фото 3.8.13). Новая тропа оказалась широкой и удобной (фото 3.8.14). 45 минут идем по тропе, пока она не начинает забирать сильно на запад, к Ворошиловским кошам, уже на склоне северного борта долины р. Уллукам (фото 3.8.15). А потом и вообще утыкается в скальный выход. Искать путь его обхода не стали, а стали спускаться «в лоб». На склоне попадаются небольшие выходы скал, но в целом он довольно простой, до 25 градусов (фото 3.8.16).

Спустившись со склона, заночевали на берегу р. Акбаши перед самым слиянием с Уллукамом на опушке очень милого лесочка. Неподалеку находится странное сооружение — невысокий забор из камней, огораживающий кусок поля, на котором там и сям лежат груды камней. Функцию этого сооружения мы разгадать не смогли.

При подъеме в долину р. Акбаши со стороны долины р. Уллукам надо забираться на этот склон: безлесый травяной склон долины в Уллукам немного выше впадения в нее р. Акбаши.

От поляны 2500 до озера 50 минут

От озера до снежного перевального взлета 1 час 30 минут

Преодоление перевального взлета 1 час 40 минут

От седловины до р. Акбаши 1 час 50 минут

По р. Акбаши до слияния с р. Уллукам 3 часа 40 минут

Всего: 9 часов 40 минут

Выводы и рекомендации

Перевал понравился. Со стороны р. Уллухурзук путь на него пролегает по очень живописным и уютным местам. С этой стороны взлет снежный, что не характерно для перевалов категории трудности 1А, и дает возможность провести снежные занятия (мы от них отказались из-за дождливой погоды). С другой стороны, долина реки Акбаши достаточно сложна и требует очень аккуратного выбора пути. Возможно, после Кебека стоит уйти через перевал (44 на хребтовке Ляпина) в долину р. Терек.

3.9. Перевал Кюкюртлю Южный (1А)

Высота 3670 м

Характер снежно-осыпно-травянистый

Расположен в западном отроге Эльбруса (хребет Кюкюртлю) южнее вершины Кюкюртлю. Соединяет верховья р. Уллухурзук (л. Кюкюртлю) и верховья долины Акбаши. На некоторых картах ошибочно называется “Кебек”.

Прохождение 17-19 июля 2008 года со стороны лед. Кюкюртлю отделением 2 под руководством Татьяны Большаковой. Снята записка группы туристов ТК МГУ г. Москвы под руководством Укладовой А. от 16.07.2008.

Необходимое снаряжение: ледорубы, каски. При прохождении перевала в первой половине дня могут понадобиться кошки.

Описание даётся от стоянок под лед. Кюкюртлю до р. Уллукам.

В 8:40 выходим со стоянок под языком лед. Кюкюртлю. Через 20 минут выходим на тропу, идущую по гребню левобережной морены лед. Кюкюртлю. Еще через 20 минут тропа выводит нас к реке. Переправляемся через нее по камням и по некрутой осыпи (до 200) начинаем подъем в цирк перевала Кюкюртлю Южный (фото 3.9.1). Тропа постепенно теряется.

Продолжаем подъем по осыпным и снежным склонам, а выше по более крутой влажной морене и снежникам (20–250) — фото 3.9.2. На последнем моренном островке под перевальным взлетом в 13:10 ставим лагерь. Здесь, над характерным большим камнем на высоте около 3400 метров, есть площадки под палатки. В имеющемся у нас описании они называются «заливаемыми водой», однако можно найти вполне сухие места. Перевал находится в левой по ходу стороне цирка, рядом с отходящим от перевального гребня контрфорсом.

Во второй половине дня проводим снежные занятия.

Вечером погода начинается портится. Ночью идет снег. Утром (18:07) перевал оказывается затянутым облаками. Во второй половине дня перевал наконец открывается. В 15:20 выходим из лагеря. В 16:30 мы на перевале. Перевальный взлет представляет собой снежник протяженностью около 300 метров, крутизной от 250 в нижней части до 350 в верхней (100 м) (фото 3.9.3). Снега много, и он раскисший, однако при прохождении перевала в первой половине дня могут понадобиться кошки. Выход на седловину проходит по двадцатиградусной осыпи протяженностью 50 м (фото 3.9.4).

Перевальная седловина — широкий осыпной гребень с выходами скал. Есть 1-2 площадки, но вода только в 50 м ниже седловины в снежнике.

В 16:50 начинаем спуск с перевала. Тропа проходит около 10 м в восточном направлении, а затем идет прямо вниз по средней и мелкой осыпи, периодически пересекая снежники (фото 3.9.5, 3.9.6). Через 1 час выходим на снежник, спускающийся в долину р. Акбаши, и по нему, глиссируя, выходим на травянистые площадки. Здесь в 18:30 ставим лагерь. Воду берем в ручьях. К утру они пересыхают, поэтому приходится ходить к реке.

Утром 19.07 выходим в 9:15 и, траверсируя травянистый склон, за 20 минут подходим к снежному мосту через р. Акбаши (фото 3.9.7). Переправляемся по нему на левый берег. Продолжаем движение по крупной осыпи. Тропа то появляется, то теряется среди камней. Встречается редкая маркировка в виде каменных туров. В 11:50 выходим к большому туру, сложенному группой Иры Кикоть. В туре записка с описанием спуска. Следуя ее указаниям мы идем траверсируя склон, оставляя ниже себя кусты и деревья и выходим в русло ручья. Вода здесь уходит под камни. В русле тур, от которого начинается тропа. По тропе за 55 минут выходим к р. Уллукам (фото 3.9.8).

Путь от места стоянки до реки 40 минут

Подъем под перевальный взлет (до места стоянки) 1 час 40 минут

Преодоление перевального взлета 1 час 10 минут

Спуск с перевала до травянистых площадок в долине р. Акбаши 1 час 20 минут

Спуск от места стоянки до русла ручья 2 часа

Спуск до р. Уллукам 55 минут

Всего: 7 часов 45 минут

Выводы и рекомендации

Перевал Кюкюртлю Южной — это интересная 1А. Для его прохождения требуется применение снежной техники. Рекомендуется к прохождению группам, совершающим походы от 1 к.с. Однако перевал не рекомендуется планировать в качестве первой 1А, т.к. он может оказаться трудным для неопытных групп.