Горы мира > Памир >

Автор: Зенович Евгений, г. Новокузнецк

Памир-2005

Заброска на поляну Москвина прошла на удивление быстро. Ещё в 0.30 мы были в Новосибирске, а в 12.00 мы были на поляне. При этом пришлось подсуетиться, т.к. в Душанбе необходимо было купить продуктов на всю экспедицию, а нас было 5 человек - это около150 кг! И закупить нужно за 2 часа!

На базаре никак не понять что где, всё вперемешку. Азия. Здесь нужно торговаться, цены реально снизить в 2 раза, но на торг уходит уйма времени. Пока Вова Писаренко торгуется за 6 кг конфет, я иду покупать консервы и т.п.

В 9 утра нам нужно быть на аэродроме. По прайсу фирмы мы должны были добираться на автобусе, а в гостинице в 3.30 (когда уже легли спать) выяснилось, что мы летим самолетом в Джиргиталь. Базар открывается в 6.00 (позже мы узнали, что он работает с 4.00), закупаем продукты и едем в гостиницу и супермаркет. Водитель совсем ничего не понимает по-русски. Мы хотели изменить маршрут, он кивает, но едет так, как договорились через мальчика-носильщика на базаре. В 9.20 мы в аэропорту.

Пока мы таскаем вещи на взвешивание Иван с Володей бегут в ближайший киоск за спиртным (после восхождения очень хорошо идёт пиво, а для акклиматизации полезен коньяк). Ждем самолет. Он дважды приземляется и улетает без нас. В зале сидят швейцарцы, испанцы и две местные женщины. Немного выбитые из колеи сидим, слабо осознавая происходящее. Поспать нам так и не удалось.

Погрузка на АН-28 – дело удивительное: один держит хвост, другой стоит у кабины пилота, остальные грузят, и все это чтобы самолёт не перевернулся. Некий автобус, летающий по воздуху. Честно говоря, страшно смотреть, когда при запуске двигателей выливается несколько ведер воды, из них он и начинает двигаться.

Прилетев в Джиргиталь, мы быстро (по указанию летчиков) перетаскиваем вещи в вертолет. Тут же загоняют трёх баранов - живое мясо. И вот мы приземляемся на поляну Москвина (4200 над уровнем моря) – мечту многих альпинистов. Нас встречает мой друг, таджик Шамсидин Кахоров (Шамс). Ставим палатки, грузим продукты и на боковую. Тяжело переносится резкий подъём на такую высоту, понимаешь, что надо двигаться, разгонять кровь, тогда акклиматизация пройдёт быстрее. Но нет сил заставить себя.

Закат
На поляне много палаток, есть стационарные, даже несколько деревянных домиков и столовая. Человек 250! Чехи, болгары, поляки, швейцарцы, испанцы всех не перечислишь! Вечером идём знакомиться.

На третий день поднимаемся на ближайший холм, расположенный по пути к пику Корженевской. Просматриваем дальнейшую часть маршрута – озадачивают спуски, т.е. маршрут не идет прямо вверх, а проходит то вверх, то вниз. Немного позагорав, спускаемся в базовый лагерь.

Четвёртый день, выход на 5100, Иван Заздравных с Гапоновым Сашей приходят первые, ставят палатку. Через полчаса подходим и мы. Исходя из собственного опыта, решаем, что место установки палатки выбрано довольно опасное, может снести лавиной. Поэтому находим более подходящее место, выравниваем площадку. Вообще на 5100 все ставят палатки на склоне, но так как все площадки заняты, ставим палатку на леднике. Ночью довольно тепло. Утром оставляем нашу палатку и спускаемся вниз в базовый лагерь.

Три дня отдыха. На третий день, чувствуя ломоту в ногах, плетусь к доктору. Температура 370, куда она пойдёт дальше, непонятно, вверх или вниз. По совету врача остаюсь в базе. Ребята уходят на вторую акклиматизацию. Заздравных с Гапоновым снова вырываются вперёд и на второй день выхода ночуют на 6400. Писаренко Владимир и Тимофеев Николой поднимаются на 5800 и по договоренности ночуют в израильской палатке.

Утром третьего дня Иван с Александром стартуют на вершину. Но недостаток акклиматизации сказывается, и, не дойдя до вершины метров 100 по вертикали, ребята поворачивают обратно. Вечером я встречаю их в базовом лагере.

На следующий день уже я стартую, чтобы вписаться в график команды. Пока они отдыхают, я должен пройти акклиматизацию на 5800. В этот день я ночую на 5300 в гидовской палатке. Наша палатка на 6400 и она занята израильтянами, да и туда подняться я планировал вместе со всеми. На второй день поднимаюсь на 5800, ночевка и спуск на 5300. Понимаю, что восстановиться на 5300 не смогу, но имею возможность сохранить силы. К вечеру поднимаются ребята. Иван отказался от восхождения, думаю, что во второй выход он “сломался” психологически. Что ж, не каждый готов, потерпев неудачу в первый раз, преодолеть барьер неудачи во второй. К тому же сил на восхождение уходит очень много, возможно он не восстановился.

И вот 10 августа с лагеря 6400, выходим в 6.00 утра, за нами начинают двигаться и швейцарцы. Через некоторое время, изрядно выдохнувшись, пропускаем их вперед. Погода солнечная, облака ниже нас, но уверенно ползут вверх!

В 11.40 достигаю вершины. Погода портится, и облака накрывают нас уже на вершине. Начинает идти снег. Несколько кадров на камеру и фотоаппарат, и вот уже спуск вниз. Да и швейцарцы, видимо тоже устали, т.к. по гребню видны желоба спуска на пятой точке (довольно опасное занятие на этом гребне).

Несколько раз приходится отдыхать. На одном из привалов сажусь на снежный гребешок….. очухиваюсь с ледорубом в руке, стоя на склоне гребня – успел “зарубиться”, подо мною рухнул гребешок и я, сделав кувырок, задержался на довольно опасном участке. Как сказали ребята, они спускались следом за мной, в голове сразу возник вопрос – “далеко ли улетел и как его доставать”. Но все обошлось благополучно. Ещё одна ночевка на 6400, для лучшей акклиматизации, и спуск в базу. Можно отметить взятую вершину, сто грамм водки и вкусный ужин, воспоминания…..

Саша Гапонов ждет вертолета, ох уж это чудо – спутниковый телефон, он узнал, что ему срочно нужно вылетать в Кемерово. А вылет отменяют из-за плохой погоды. Проходит три дня, а погода не улучшается, а нам уже надо выходить на Коммунизма.

В лагере второй раз выпал снег. В первый раз он пролежал часа 4, а сейчас не тает. Нас попросили сделать бассейн возле бани, целый день упражнялись в перетаскивании камней. Гидротехническое сооружение получилось на славу, глубина получилась чуть ниже плавок, но плескаться можно. Вечером баня. Вечер памяти погибших альпинистов, бардовская песня, в общем, скучать времени нет.

Н шестой день погода устанавливается. Планируем выход. Уже собраны вещи, палатка. Отправляем Вову за лепешками в столовую. Проходит два часа – ни Вовы, ни лепёшек. Выход задерживается, это чревато тем, что можем не дойти до 5100, где можно безопасно поставить палатку. Но откладывать уже поздно – можем не успеть к последнему вертолёту. Выходим уже в 15.00. Конечно же, не доходим до 5100, выбрав подходяще место под палатку, останавливаемся на ночлег.

Утром выходим на 5100, одеваем кошки, дальше очень крутой подъем по льду, провешено 5 веревок. Видим впереди гидов, которые почему-то поздновато вышли с 5100. На 5300 обедаем, солнце печет – как на сковородке. На 5400 повешены перила. Метра 3 приходится подниматься по нависающему льду. Иван, решив обхитрить ледник (или себя), привязывает рюкзак к веревке, а сам поднимается налегке, но на перегибе верёвки запутываются и рюкзак застревает. Приходится мне подходить и поправлять, это не так-то просто, потому как меня постоянно выкидывает из-под рюкзака. Но, все-таки преодолев нависание, добираемся до 5600. До вечера времени ещё много, но впереди не просматривается место ночёвки, да и никто из предыдущих восходителей не говорил, что такое существует выше 5600.

Подъем по ребру Бородкина
Всю ночь дует ветер, сдувая снег со склона, палатку с одной стороны засыпает полностью. Иван, на котором оказывается сугроб, ночью откапывает палатку, а мы продолжаем спать. Утром приходится еще раз разгребать снег. Завтракаем. Килька в томате на высоте как всегда идет на ура. Весь день уходит на подъём по ребру “Бородкина” на “груди” 6200. К вечеру спускаемся на Большое Памирское Фирновое плато, высота 5900, последние метры до стоянки даются с трудом. Иван с Николаем уже вытоптали площадку под палатку. Вова потерялся где-то сзади, его даже не видно на склоне. Два глотка чая приводят меня в норму. Палатка оказывается у Вовы, сидим, ждем. Солнце уже ушло за склон ребра Бородкина, и мы оказываемся в тени. Установка палатки приготовление ужина.

Гребень
Наутро выход, идем по плато. Я вышел последним, минут двадцать хватило, чтобы понять, что сил нет, догоняю Вову, спрашиваю – “тебе это надо?”, на что получаю ответ - “нет”. И мы разворачиваемся обратно, сообщив впереди идущим, что мы остаемся на плато. Иван и Коля уходят на пик Душанбе.

Путь до палаток у нас с Вовой занял часа два! Три раза садились отдыхать. Сами удивились – вроде по ровному полю шли, по своим же следам, а так долго. Чашка чая в палатке вернула силы. Решаем, что завтра пойдём на Душанбе, восстанавливаем силы (и это на 5900!) – наивные. Всю ночь мы тряслись от холода. Не знаю почему, но в своём “Каракоруме”, рассчитанном на -400С, я тоже ужасно замёрз. Нужно ещё заметить, что одна горелка у нас сломалась, а другую мы отдали наверх. Хорошо, что в гидовской палатке была запасная.

На "грудях"
Проснувшись утром, у обоих на лице было одно и то же решение – вниз. Хорошо сказать – вниз, сначала нужно выбраться на “груди” (6200).

Подъем наверх занял довольно много времени и отнял много сил. Спустившись в палатку на 5600, мы не обнаружили горелки – значит, остаемся без горячего. Перекусив всухомятку консервы, продолжаем спуск вниз. Погода начала портиться, ледник Вальтера уже не видно, начинает сыпать снег.

На 5300 откапываю оставленный нами при подъёме мусор. 5100, гидовские палатки, пытаюсь найти горелку, тщетно. Остаётся два часа светового времени, спуститься по свету уже не успеем, оставаться на ночь – нет горючего… Продолжаем спуск, под пиком Воробьева стоит “памирка”, может, найдем в ней горелку. Впереди разорванный ледник “подушки”, за три дня он уже изменился. Правда перед нами уже прошли москвичи, которых мы встретили на 5800, они надеялись подняться на Коммунизма, но, как я говорил, погода окончательно испортилась.

Теперь нужно бежать от “подушки”. Пересекли ледник Вальтера, вроде ещё светло, до лагеря по моим меркам остался один час ходьбы. Не заглядывая в палатку, мы пошли в базовый лагерь, уже и озеро показалось, но начало смеркаться. Когда мы дошли до палатки, было уже совсем темно. Что-то перекусив, мы пошли в столовую, где нас встретили, как героев. Я пытался объяснить, что мы не были на вершине - никто на это не обращал внимания. Только потом, когда мы ждали наших ребят с горы, я понял - главное, что мы вернулись! Что ни за кем не нужно посылать спасателей и прочее….

Ещё день ожиданий. Вова пропадает на кухне, я все утро и весь день играл в шахматы, совсем не важно, что я проигрывал. Просто мысли все время вертелись вокруг тех, кого мы ждали, и чтобы как-то отвлечься, мы двигали фигуры по шахматной доске. Моим противником был Константин Бойцов, сильнейший альпинист из Москвы. Он также как и я волновался, включал радиостанцию на прослушивание, несколько раз запрашивал ответа с горы. Только вечером я узнал, что наши ребята и гиды спускаются. Москвичи Израфил и Сергей пошли на пик Душанбе.

Встречаем вернувшихся, поздравляем Ивана с восхождением на Коммунизма, вечером расслабляемся в бане. Ещё два томительных дня, делаем по лагерю все, что попросят – стеклим и заколачиваем окна, обновляем надпись на столовой – “Альп - Машков”, в общем, коротаем время, ждем возвращения ребят с горы, от этого будет зависеть наш вылет домой.

Эх, а так хочется в солнечный Душанбе. А тут выпал снег – сантиметров десять, завалил все, что валялось неприбранным, и самое главное – уже не тает. Отыскав, что вспомнили, в снегу вещи, потихоньку складывали по рюкзакам, готовясь к отлету.

Вечером Израфил и Сергей спустились в лагерь, их встретили с особым вниманием, почти все находившиеся в лагере высыпали на улицу.

Вот и всё. Сезон можно считать закрытым. Вечером праздничный ужин с танцами, спиртным и прочими принадлежностями. Утром ожидание вертолёта, погода на удивление ясная. Законсервирован лагерь, собраны рюкзаки, на небе прямо представление – облака рисовали потрясающие картины.

Пролетел месяц, столько эмоции, впечатлений, знакомств. Что ж, расставаться уже не в тягость. Дорога домой всегда…

Итоги экспедиции:

• Схожены вершины Корженевской и Коммунизма
• Получен опыт в организации высотной экспедиции
• Проведена подготовка членов клуба “Владигор” к высотным восхождениям
• Выявились недостатки подготовки спортсменов к высоте

Ну а в общем можно сказать – всё удалось!

Отзыв.

Интересно и эмоциональною. Я бы добавил информации прямо в текст.