Люди и горы > Владимир Марков >

Автор: Владимир Марков, г. Петропавловск-Камчатский

Восхождение по восточному ребру вулкана Крестовская сопка 4106 м. (Плоская Ближняя) – 2Б категории трудности.

Камчатская федерация альпинизма и скалолазания.
«Горный Центр» по подготовке альпинистов.

Отчет

Маршрут пройден 23 апреля 2010 года в рамках спортивного альпинистского восхождения.

Руководитель: Марков В.С. – 1 спортивный разряд по альпинизму.
Участник: Браун А.А. – 3 спортивный разряд по альпинизму.

Приморский краевой клуб альпинистов «Тихий Океан».
город Владивосток, апрель 2010 года.

Паспорт восхождения.

Нитка маршрута: По Восточному ребру вулкана Крестовская сопка 4106 м. (Плоская Ближняя).
Класс – комбинированный.
Восхождение совершено в зимнее время.
Район восхождения: Поселок Ключи, п-ов Камчатка. Камчатский край. Ключевская группа вулканов.

Категория трудности – 2Б. Комбинированный.

Протяжность маршрута – 1440 метров.
Средняя крутизна маршрута 35 градусов
Использовано на маршруте – Веревка вспомогательная 9 мм.-50 метров. Ледоруб, ледовый молоток.

Руководитель: Марков Владимир Семенович - 1 разряд по альпинизму.
Участник: Браун Артем Анатольевич - 3 разряд по альпинизму.

Общее время восхождения: 8 часов.

Вулкан Крестовский примыкает к северо-восточному краю кальдеры вулкана Ушковского. Верхняя часть вулкана разрушена, и породы его, представленные базальтовой пирокластикой, как бы налегают на образования Ушковского вулкана. Пьедесталом Ушковского вулкана является крупный щитовой вулкан, пологохолмистые склоны и подножие которого прослеживаются до берегов реки Камчатки на ее изгибе в восточном направлении.

В строении Ушковского и Крестовского вулканов принимают участие лавово-пирокластическая базальт-андезитовая, мега-плагиофировая андезито-базальтовая и лавово-пирокластическая базальтовая толщи. Последняя полностью представлена в верхних частях Крестовского вулкана. Кальдеру вулкана и шлаковые конусы в ней слагают андезито-базальты и андезиты от афировых до мегаплагиофировых разностей.

На склонах вулкана наблюдаются многочисленные шлаковые конусы и их потоки. В юго-юго-западном и северном секторах наблюдается довольно мощная региональная трещинная зона шлаковых конусов. Ширина зоны 6–8 км, протяженность 35 км. В осевой ее части, как и на Толбачинском доле, просматривается грабенообразная структура. Сама же зона характеризуется многочисленными цепочками шлаковых конусов с лавовыми потоками разного характера. Представлены они в основном теми же породами, что и кальдерные образования, этот факт указывает на их тесную связь.

Формированию этих вулканов предшествовала мощная вулканическая деятельность, выразившаяся в образовании щитового вулкана, — возраст его предположительно оценивается в 50–60 тыс. лет.

Формирование самого стратовулкана происходило в позднеплейстоценовое время. Образование кальдеры и региональной трещинной зоны шлаковых конусов происходило в голоцене. Современная вулканическая деятельность стала отмечаться с 1980 года. Она выражена в фумарольной активности разного характера на площади в 5000 м. Самая высокая температура на выходе газов — 78,3 °С.

Что интересно для альпинизма. С севера-востока вулкана Крестовского, отвесные скальные и ледовые стены от вершины и до ледника Светлого (древнего кратера вулкана). Северные склоны сопки пологие и особого интереса не представляют. С запада сопка смыкается обширной оледенелой перемычкой с сопкой Ушковская (Плоская Дальняя). Вершина Крестовской сопки – это мощный куполообразный ледник с небольшим уклоном на все части света, кроме северо-восточного направления, где ограничивается стенами древнего кратера.

В рассматриваемом районе вулкана снег, даже в очень теплое время года лежит у подножья. Погода в этом районе не устойчивая. Со второй половины дня зачастую идет снег. Наиболее благоприятным временем для восхождения следует считать период с 20 июля по 1 сентября. Теперь о нашем восхождении.

Так как мы ходим только зимой, то подходы к горе более менее удобны в марте, апреле месяце. Январь, февраль очень холодное время года. В палатке комфорта у Вас не будет. Для большего удобства у подножья вулкана нужно рыть пещеру в снегу.

В описании использовался материал со справочника и с отчета группы альпинистов, под руководством С. Гринкевича. Данные альпинисты поднимались на Крестовский вулкан в декабре 1970 года.

Описания проведения первой части нашего мероприятия.

Подъезд на транспорте до места, от куда началась пешая часть нашего путешествия. В снегоступах мы дошли к подножью вулкана Крестовская сопка. (Плоская Ближняя).

1. Подъезд на автотранспорте с города Петропавловск-Камчатский до поселка Ключи.

Об этой части путешествия не хочется говорить, но нужно. От города Петропавловска – Камчатского до поселка Ключи расстояние 500 км. Автобус ПАЗ выезжает с города Петропавловска-Камчатского в 8-00 утра и в районе 17-00 вечера прибывает в поселок Ключи. При этом, по пути следования, с трассы заезжает в два населенных пункта: поселок Козыревск и поселок Первомайское.

Один раз за переезд вам дадут почти час пообедать в поселке Мильково и несколько раз останавливаются на «перекус» в маленьких населенных пунктах. При этом к концу поездки ваше заднее место превращается в сидение. Ходить первых 5 минут после финиша в поселке Ключи очень трудно. В зимнее время на пути следования у Вас будет маленькое препятствие, которое, в общем, принесет только удовольствие. При переправе через реку Камчатку Вас высадят с автобуса. Вы пешком пойдете по льду на другой берег реки. В летнее время автобус заезжает на паром. Летом в этом месте налажена паромная переправа. В любом случае вы получаете удовольствие.

Есть второй вариант. Доехать от города Петропавловска до поселка Ключи на микроавтобусе. Цена проезда дешевле, но при этом вы попадаете в поселок Ключи в 15-00. Что намного сокращает удовольствие вашей поездки и есть время отойти от поселка по дороге в заброшенную Часть «20-ка».

Есть третий вариант – заказать такси. Что однажды мы и сделали. Можно доехать на частнике. В этих случаях вы будете комфортно себя чувствовать во всей поездки.

Так как я преодолевал этот участок не только на автотранспорте, но и авиацией. Скажу вам прямо. Эти 500 километров вы будете потом вспоминать всю жизнь. По приезду в поселок Ключи советую Вам сойти с автобуса, взять багаж и направиться по ходу движения транспорта дальше. Вы будете проходить базу МЧС, где нужно будет Вам встать на учет к Спасателям. Через 5-10 минут ходу, справа, на центральной дороге будет стоять очень интересная и цивильная гостиница для этих мест, «Светлана». Я испытал кучу удовольствия и перед началом путешествия и по его завершению, остановившись в этом доме. Хорошие условия, современное проживание в гостинице, скрасит Вашу усталость. Советую Вам не обращать внимания на внешний вид этого здания. В нутрии в нем все по-другому.

2. Подъезд на мотосанях «Буран» с поселка Ключи через заброшенный военный городок «20»-ка на озеро Державина, к домику вулканологов.

Сейчас это можно сделать и на импортной модели фирмы «Ямаха». По приезду в поселок Ключи у вас будет рассматриваться два варианта по дальнейшей работе в этом районе. Идти первых два дня с поселка Ключи до домика Державина пешком или выбрать зимой услуги техники. Доехать в любую точку Ключевской группы вулканов на мотосанях.

Я много раз выбирал второй вариант. Он сокращал мне время, нервы и энергию при подходе к подножью Крестовского вулкана.

В поселке Ключи живет и работает Андрей Елистратов. У него, как говорят спецы, удлиненный «Буран». Сейчас он сделал к нему хорошие легкие сани. Если раньше «Бураны» ходили только до домика Державина. В настоящее время начальник вулканостанции Юрий Демянчук, на своей «Ямахе», не раз по работе поднимался на перемычку между вулканами Ключевская сопка и Камень. Буран так высоко до нас не поднимался. Но вот именно при нас был совершен прорыв русской техники в этом вопросе. В конце апреля в 2010 году двойку альпинистов с Камчатки, Иванова Егора и Хисматуллина Бориса забросил на «Буране» к подножью вулкана Ушковского. Это точно, прорыв. Так высоко еще ни кто не ездил на нашей технике в этих местах. Да, и Юрий Демянчук рассказывал о своих мытарствах на перемычки. Снегоходу Ямахе не хватает на верху кислорода и она не тянет.

Мы, в свою очередь, по финансовому соображению не могли себе позволить доехать до вулкана Крестовского. Заказали с Артемом «Буран». Он поднял нас немного выше домика Державина. Но получилось, что Елистратов закинул весь наш груз под Красный Камень. Это, практически, до подножья вулкана Крестовского. Что дало нам возможность за один день с поселка Ключи попасть под вулкан Крестовский Пройдя успешно седловину между вулканами Средний и Крестовский. Молодым альпинистам я не советую так поступать. Что бы идти на вулканы Ключевской группы, нужна хорошая акклиматизация. Спешка у россиян нужна лишь только в одном случае, при ловле блох.