Скалолазание > Районы и маршруты >

Хорватские истории

Читайте на Mountain.RU статьи Николая Орлова:
Мое погружение в высоту
Рассказ о горах Алтая, о нас и о людях, которых мы в этих горах встретили
Итальянские истории
Приключения русских в Италии
Весной мы никак не могли решиться на выбор объекта летнего путешествия. Рассматривались два варианта: Франция (Монтенбло, Вердон, Шамони) и Хорватия (Стариград-Пакленица). В результате необъяснимых метаний и стечений обстоятельств остановились все же на Хорватии.

Организация путешествия

Каньон Большая Пакленица
Поиск жилья через Интернет. Я набрал в поисковике «accomodation Starigrad-Paclenica Croatia», вывалились варианты, и я вступил в переписку по мейлу. В результате вариант апартаментов был найден. Проживание получилось по12 евро с человека в сутки. Но если бы наша численность полностью соответствовала числу мест в апартаментах, то получилось бы 10 евро. В сумму входил какой-то местный туристский налог 1 евро с человека в сутки. Хозяева апартаментов выслали нам приглашение, через DHL. Хорватия для российских граждан страна безвизовая, то есть в посольство или консульство ходить не нужно. Но для пересечения границы нужен ваучер от турфирмы или приглашение от хорватов в оригинале, заверенное у нотариуса или в полиции. Кстати, российские турфирмы в Стариград туры не предлагают. Слишком далеко от курортных хорватских аэропортов в Сплите и Пуле. Так что желающим полазить в Пакленице поездку надо организовывать самим.

В качестве залога и оплаты приглашения на счет владельцев апартаментов перевели 250 евро залога. Билеты на чартер Москва-Сплит обошлись через турфирму примерно 280 евро. Из Питера билетов за разумную цену не было совсем, да и летает от нас самолет только в Загреб, что от Стариграда далековато. Проще в Москву на поезде приехать.

Трансфер из аэропорта до места проживания организовала принимающая сторона. Туда и обратно на 10 человек трансфер стоил 400 евро. Ехать долго, часа 2, а то и больше. Можно ехать на автобусах, получится, наверное, немного дешевле, но суетнее.

В Стариграде есть один довольно крупный отель и много кемпингов. Но проживание в апартаментах нам показалось оптимальным. Фактически каждый дом в Стариграде в сезон превращается в апартаменты.

Скальный район

Горный массив Хорватии называется Велибитский хребет. Он тянется вдоль побережья Адриатического моря километров на 200. Максимальные высоты 1700-1800 метров над уровнем моря. Национальный парк Пакленица находится в южной части хребта в провинции Северная Долмация. Здесь высоты заметно меньше. Парк – это часть горного массива размером примерно 30x20 км, где неплохо заниматься трекингом. Скалолазно-альпинистская часть очень маленькая, примыкает к окраине небольшого курортного городка Стариград, расположенного на берегу моря. До входа в парк от наших апартаментов было 1-1.5 км., до моря - 150 м. У в хода в парк шлагбаум и касса. Не помню, сколько стоили билеты, вроде на 5 дней 80 кунов - местных денег. Для перевода в российские рубли сумму надо умножить на 5. Есть смысл покупать 5-дневный билет, в расчете на день выходит немного дешевле, чем стоимость однодневного билета.

От входа в парк к району лазания ходит бесплатный автобус. Едет он по ущелью примерно 2 км. Дальше узкий скальный каньон Большая Пакленица, метров 800 длиной. В нем и лазают. Есть скалолазные маршруты на полверевки, есть мультипитчи различной протяженности. Ближе ко входу в каньон скалолазные маршруты, дальше мультипитчи, хотя местами они перемешаны. На выходе из каньона справа широкая стена Аника Кук. В центре перепад около 350 м, ближе к краям высота уменьшается метров до 200. Ширина массива Аника Кук около 1 км. Здесь есть хорошо пробитые мультипитчи, есть частично пробитые маршруты, на которые нужны закладки, есть чисто альпинистские маршруты под свободное лазание и под ИТО.

Маршрутов много, примерно 150 скалолазных от четверок-пятерок до 8а, 8в. Длинные маршруты тоже от пятерок до 7с-8а, альпинистские непробитые в среднем под более простое лазание, но есть и семерки, ИТО до А4. Протяженность от 40-50 м. до 350 м. Всего пробитых и непробитых длинных маршрутов около 200. Рекомендуемая длина веревок 60 м. В некоторых местах на скалолазных маршрутах 60 м. хватает впритык и еще и в натяг под весом тела. Некоторые дюльфера на спусках с мультипитчей тоже сильно упрощаются при наличии шестидесяток.

Есть десятка два болдерингов. Пару раз видели людей с болдеринговыми матами.

Мы лазали только пробитые маршруты. Все пробито очень неплохо за редкими исключениями, шлямбура везде свежие. На скалолазных маршрутах на ключах между шлямбурами обычно примерно по 2 метра. Если пролет до шлямбура больше, метра 3-4, то значит там на одну-две полукатегории проще, чем заявленная сложность маршрута, и лезется все очень надежно. Пока к этому не привыкнешь, пролет в 4 метра производит неизгладимое впечатление. Если сорваться при прощелкивании, то летишь 4 метра до шлямбура, плюс еще 4 вниз, плюс веревка растянется. В общем, трехэтажный дом.

Скалолазание в каньоне Большой Пакленицы
Мультипитчи на ключах пробиты тоже через 2 метра. В простых местах можно легко встретить пролеты метров по 5-7, но там падать никто не собирается, поэтому не страшно.

На район Пакленицы издан гайд-бук. Продается он в нескольких местах, причастных к скалолазанию. Мы купили его в Стариграде в справочном бюро, совмещенном с турбюро и пунктом проката велосипедов. Стоит вроде что-то около 80 кунов. Сильно рекомендуется купить, так как гайд-бук очень помогает ориентироваться в маршрутах, особенно искать начало мультипитчей, которое может быть расположено весьма нетривиально в буераках. Есть в гайд-буке и рекомендации по снаряжению вплоть до номеров френдов, необходимых на маршруте. Текст на нескольких европейских языках, в том числе на английском.

Есть недалеко еще одно ущелье – Малая Пакленица. Судя по виду с дороги, идущей вдоль моря, тоже скальный каньон. Слышал краем уха, что там лазать запрещено. Туда ни разу не добрались ввиду отсутствия машины. А идти пешком далековато.

Скалы в Пакленице – это типичный известняк. Формы рельефа встречаются иногда очень интересные. Искусственных зацепок на маршрутах я не видел, все природные.

По словам местных людей основной альпинистско-скалолазный сезон в апреле-мае. Погода сухая, тепло, но не жарко. 1 мая проводятся традиционные соревнования Big Wall Speed Climbing. Судя по всему, связки лезут на время длинный пробитый маршрут 300-350 м.

Во второй половине июля было жарко, но приемлемо для лазания. Народ лазает, но не очень много, толкотни под маршрутами нет. Утром температура 20-25, днем до 30 в тени. Пару последних дней днем стало еще жарче. При этом переносится жара легко ввиду низкой влажности, не смотря на то, что море рядом. Каньон Большая Пакленица расположен так, что в первой половине дня одна стена в тени, во второй половине дня – другая стена. Солнце светит вдоль каньона только короткий промежуток времени в районе 2 часов дня. Поэтому лазить, соответственно, ходили или утром или вечером. Мультипитчи в основном на «утренней» стороне.

В сентябре постепенно начинаются дожди. Основной сезон дождей октябрь-декабрь. В период нашего пребывания дождь шел пол дня и еще разик ночью, остальное время солнце, максимум легкая облачность.

Страна Хорватия

Страна производит немного странное впечатление. Некая смесь прогрессирующего капитализма с пережитками социализма. Капитализм они догоняют в основном по ценам. Бензин 1.2 евро за литр, продукты в магазине примерно в 1.5 раза дороже, чем в Питере. В целом везде довольно опрятно и чистенько, мусор в национальных парках нигде не валяется. В этом хорваты молодцы. Мелкий частный бизнес типа торговых рядов, ресторанчиков, кафешек и прочего процветает. Промышленного производства вблизи побережья не видно совсем.

Из пережитков социализма можно привести пару характерных примеров. В междугороднем автобусе, кстати, частном, а не государственном, с ездившей в ближайший город Задар за шопингом женской части нашего коллектива была взята плата кондуктором несколько меньше, чем цена билета. При этом билеты не были выданы на руки. Как назло случилась проверка. Сначала немая сцена, потом разборка на местном языке. Нашим дамам выписали какие-то бумажки, штрафовать не стали. Возникло предположение, правда, не подтвержденное, что кондуктор договорился с контролером за сходную цену.

Мы занимали два блока апартаментов в соседних домиках. В каждом несколько спален, гостиная, один-два санузла, кухня. Жили более чем вольготно, места было с избытком. К концу первой недели проживания выяснилось, что на последнюю ночь нам надо освободить один блок и уместиться всем вместе в другом. Один из блоков, видите ли, был сдан на эту ночь другим постояльцам. Практически в этом не было ничего страшного, мы поместились и в одном блоке. Но мы договаривались на два на все две недели нашего пребывания, и деньги в пропорциональном количестве нам не вернули. Был небольшой скандальчик, который конечно не испортил общего впечатления об отпуске, но некоторый неприятный осадок оставил. Похоже, чего-то хозяева не рассчитали при планировании заселения, а может и рассчитали, что некуда нам будет деться.

Хорваты – это славяне. Очень часто договориться с ними, разговаривая на русском, легче, чем на английском. Хорватский язык конечно дальше от русского, чем украинский и белорусский, но, пожалуй, немного ближе, чем польский. При этом они используют латиницу, и по вероисповеданию католики. К россиянам относятся нейтрально.

В магазинах продукты присутствуют в широком ассортименте. В ресторанчиках неплохо готовят морепродукты не очень дорого по меркам Питера, но не во всех. Лучше консультироваться у старожилов или у местных, куда пойти поесть. Вино есть местное и македонское. Вполне приемлемое, но до итальянского и французского далеко. Пиво на уровне хорошего российского. Местные крепкие алкогольные напитки на мой вкус все противные. Может чего-то я не распробовал, но в жарком климате крепкие напитки не пьются.

Кроме скал в Хорватии есть естественно море. Вода естественно теплая, купайся, сколько влезет. Пляжа как такового в Стариграде нет, бетонная набережная вдоль моря. Да и в других местах пляжи далеко ни как на рекламе Баунти. Вообще побережье выглядит значительно слабее Крыма. Такого сочетания моря и зеленых гор вдоль берега, как в Крыму, я, пожалуй, не видел еще нигде.

В Стариграде не открытое море, а залив, да еще и острова дальше. Так что ветра для серфинга, по уверениям экспертов, нет совсем.

Что еще можно посмотреть

Мы ездили в ближайший город Задар. Ничего особенного, приятный южный городок. Есть некоторое количество исторических зданий и сооружений. Пол дня побродить можно. Все в один голос рекомендуют посетить Дубровник. Говорят, это настоящий средневековый город, причем хорошо сохранившийся. Мы не ездили, от Стариграда далековато.

В Хорватии есть 4 заслуживающих внимания национальных парка. Один – это собственно Пакленица. В нем существуют огромные возможности для треккинга. Заросшие плотным южным колючим лесом горы смотрятся местами неплохо. Где-то километрах в 10-ти от входа в парк есть горные хижины, где можно ночевать. Туда мы не дошли, так как с собой были маленькие дети. Есть карстовая пещера со сталактитами и сталагмитами. Я до этого был в одной подобной пещере на Урале в городе Кунгур. Эта пещера показалась интереснее, чем уральская. Те, кто были в Афонской пещере в Крыму, говорят, что Афонская пещера круче.

Еще мы посетили национальный парк Плитвицкие озера. Место просто сказочное. Каскад озер, соединенных водопадами, тянется километров на 10. Лес вокруг южный хвойный и смешенный, гораздо выше и гуще, чем на побережье. В озерах плавает в огромных количествах рыба. Очень рекомендую посетить.

Еще до двух парков мы не доехали. Один лежит на пол пути из Сплита в Задар. Называется непроизносимым словом Krka. Большая широкая река впадает в морской залив, по реке плавает пароход, говорят интересно. Второй парк – Корнати – расположен на островах. Вообще побережье Хорватии очень изрезанное, заливы, острова вдоль берега несколькими грядами. В Корнати плавают экскурсионные пароходики из Задара.

Общее впечатление от поездки следующее. Интересно, не скучно в течение 2-х недель, ощущение полноценно проведенного отпуска присутствует. Но все впечатления какие-то очень ровные и немного пресноватые, второй раз прямо сейчас ехать не хочется. В отличии, например, от таких скальных районов как Крым, Доломиты, Арко.

Часть стены Аника Кук в вечернем
освещении. По нависающей части стены,
которая в тени, проходят одни из самых
сложных маршрутов в районе.
Spider 8a под свободное лазание
по шлямбурам, три питча 7с+/8a.
Jogananda – A4

Мультипитчевый маршрут Ljubljanski 6а+ на Аника Кук.
Интересен тем, что проходит по северной стене
и весь день в тени с утра до вечера, лезть не жарко.