Скалолазание > Соревнования >

Автор: Михаил Левин, Челябинск

Вспомним о "Кубке Надежд"

«Детские тренеры, если б вы знали, как я вас всех ненавижу!»

(эпиграф из коллекции «Сказал он – и тут же пожалел»)

Нельзя забыть, каким откровением для лазающей России стал в конце 90-х гг. уфимский красавец-скалодром – тот, где сейчас СДЮШОР № 11 и заслуженный тренер России Л.А.Степанова.

А только что, 1 мая, юные скалолазы, приехавшие в Уфу на Молодёжное первенство страны, получили возможность опробовать высоченные эталонные дорожки для лазания на скорость – и потом на них два дня посоревноваться с притяжением земли. Это уже в другом зале, в гимназии им.Мустая Карима, где все, включая охранников, горды: таких трасс под крышей нигде в России пока нет. Небо над столицей Башкортостана в тучах, дождик разгулялся и, перевалив Уральские горы, льёт во-всю над Златоустом, поливает «Подставку луны» - так переводится название хребта Таганай.

И так легко вспоминается 1970 год… в каменоломне на окраине Челябинска лазили взрослые альпинисты – кто быстрей по новому маршруту, - и в этом же стартовом протоколе были подростки. Они, конечно, проигрывали «мужикам». Я выписывал грамоты взрослым за 1 - 2 – 3 места и «лучшим подросткам» - за 12 – 17 – 20 места в личном зачёте (и утешительную самому молодому участнику) – вот тогда и решил: а проведу-ка я соревнования «без взрослых»!

9-10 мая исполнится 40 лет, как мы, альпинисты Челябинской области, провели в 1971г. вблизи Златоуста, на Перьях Двуглавой Таганая, первые в мире официальные соревнования, куда ни одного взрослого не допустили: это был Юношеский Чемпионат Челябинского областного Союза спортивных обществ и организаций. В Облспортсоюзе поддержали: для двух групп, 14-15 и 16-17 лет, дали грамоты и ленты Чемпионов. А ведь тогда выступать в соревнованиях по скалолазанию РАЗРЕШАЛОСЬ С ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ.

Я на ЧТЗ изготовил памятные значки спортсменам, судьям, болельщикам. А какой сделали красавец Кубок Надежд! Переходящий, командный: нержавейка и шлифованный офикальцит… и фантазия Л.М.Кустова и моя.

Ежегодно на традиционной трассе Кубка Надежд и в городах области шли юношеские соревнования, а я в Челябинске организовывал семинары тренеров, БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ работающих с молодёжью – от Петропавловска-Камчатского до Ивано-Франковска. А.Пиратинский и Ю.Перк отвечали на вопросы тех, кто добивался светлого будущего для своих подопечных. Особенно я ценю вклад В. Дюкова, воевавшего в коридорах Спорткомитета СССР.

И вот вторая значимая дата в истории молодёжного скалолазания: с января 1983 г. Спорткомитет СССР разрешил юным с 13 лет соревноваться между собой и ввёл юношеские разряды по скалолазанию!

Профсоюзы выделили деньги на Первый юношеский Чемпионат СССР, и осенью 1984г. в Кисловодске тренеры юных праздновали свою победу в 12-летней войне. А вот установить, с какого года в системе дополнительного образования по всей России появились преподаватели скалолазания, вооружённые фанерными щитами - вот это я не смог. Ясно, что к 1995 г. в Министерстве образования появились разные утверждённые программы Сергей Иванович Сигов сказал, что преподавать начал с 1991г., в 1992г. утвердил свою Программу.

Тот самый школьник из г.Коркино Сергей Сигов, который в 1974 г. на Таганае стал чемпионом Кубка Надежд, и где-то хранит его, даже фото не дарит: коркинцы увезли Кубок в 1971 г., через год снова и опять! Устали возить взад-вперёд... И ещё о Молодёжном первенстве 2011г.: да, многовато было таких, кто лазить не научился, но не судите строго их тренеров из Перми и Томска, с Алтая и Татарстана! Дайте им время, и они покажут себя - как говорил один из главных альпинистов СССР, "у них всё ещё спереди".