Люди и горы > Владимир Марков >

Автор: Владимир Марков, г. Петропавловск-Камчатский

Описание маршрута восхождения по восточному ребру вулкана Крестовская сопка 4106 м. (Плоская Ближняя) – 2 Б категории трудности, по участкам

Базовый лагерь находимся на высоте 2670 м. над уровнем моря. (Фото 15,16,17,19). Относительная высота подъема от начала восхождения до вершины составляет 1440 м. Отличительной особенностью маршрута является: средняя крутизна участков 35-40*. Весь маршрут идется пешком. Основная веревка применяется для безопасности, на случай падения участника в трещину, прохождения бергшрунда. При восхождении на ледовый купол, в случае (Фото 26,27) срыва на льду. Во время прохождения траверса основного хребта (Фото 31). Наконец, траверса жандарма. При этом есть возможность молодым альпинистам получить огромный навык по работе с основной веревкой.

Маршрут восхождения комбинированный. С глубокого снега ты попадаешь на фирн, движение происходит по скалистому гребню, затем, при выходе на купол, тебя встречает зимний лед. Лед сопровождает тебя на основном гребне на траверсе. Наконец прохождение самого скального жандарма.

Движение по всему маршруту одновременное. Только в трех местах, я советую группе, двигаться попеременно. 1-ый раз на участке R1-R2, при прохождении бергшрунда. 2-ой раз на участке R2-R3, при выходе на ледовый купол. 3-ий раз на участке R3-R4, при прохождении жандарма.

Скальная порода на траверсе гребня и на самом жандарме вулканического происхождения. Первый участник, при движении, может работать с рюкзаком.

Участок R0 – R1 Перепад высот, данного участка, 250 метров над уровнем моря.

Маршрут начинается с закрытого пологого языка ледника (Фото № 20), сходящего с перемычки между двух вулканов. Крутизна в этом месте 25-30* Страховка всех участников при помощи основной веревки. Движение одновременное. Трещины опасные. Только при мне проваливались в них два альпиниста. Один камчатский альпинист провалился в трещину, прямо, в лыжах Ски-Тур.

Пройдя пологий ледник мы упираемся в снежный кулуар (Фото № 21,22). Крутизна этого участка доходит до 45*. В этом месте быть особенно внимательными. С лева с верху на Вас будут постоянно нависать сераки основного ледника. Ледник в любое время может обрушить на Вас многотонную свою массу льда. По отчету С. Гринкевича и О. Алексеевой, в этом месте, с права, были открыты шлаковые поля.

Кулуар, уходящий вправо, разделен на две части каменной осыпью. Двигаемся по основному кулуару левея каменной осыпи. В этом месте легко делать движение серпантином, что значительно упрощает ходьбу вверх, по крутому, фирновому склону. Направление движения общее. В сторону перемычки между вулканами Ушковская сопка и вулканом Крестовский. В верхней части кулуара 5-10 метров крутого участка до 50*. Минуя его мы выходим на ледопад. В верхней части кулуара прямо на языке ледника удобная полка вулканической породы для отдыха. (Фото №22).

Участок R1 – R2 Перепад высот, данного участка, 400 метров над уровнем моря.

Далее движение участников проходит по ледопаду. Открывается вид на перемычку между выше перечисленными вулканами. Крутизна этого участка 30*. Ледник закрытый. Поля хорошего фирна. Движение группы одновременное.

Продолжительность движения по ледопаду 120 метров. Выходим на закрытый ледник. С права на вас постоянно нависает скальный пояс вулкана Крестовского. Движение проходит по пологому кулуару. Крутизна этого участка 20*. Вдоль нашего маршрута нависающего поля скал, с права. (Фото № 23). Пройдя по закрытому леднику 250 метров, мы подходим под бергшрунд. (Фото № 23) В разное время года состояние самой трещины бергшрунда проходится по разному.

В наше восхождение мы все прошли одновременно. Трещина была закрыта прочной пробкой снега. В 2009 году, мы в этом месте шли попеременно. Страховку проводили при помощи ледоруба. По отчету С. Гринкевича и О. Алексеевой, в этом месте, они пересекли бергшрунд по снежному мосту. После бергшрунда мы выходим одновременно на скальный гребень, вулканической породы. (Фото № 24,25)

Участок R2 – R3 Перепад высот, данного участка, 600 метров над уровнем моря.

Скальное ребро, представляющее собой застывшую лаву в виде кекур. Скалы прочные, простые по прохождению. Весь маршрут идется одновременно до предвершинного купола. Общая крутизна всего гребня 30-40*. Для новичков прекрасный полигон для работы с основной веревкой, при одновременном движении. (Фото № 24,25,26). Движемся прямо вверх по скальному ребру с выходом на фирновый, крутой склон. В этом месте желательно каждому участнику проходить по переменно. Страхуя друг друга через ледоруб. (Фото № 27) Таким методом вы пройдете две веревки и выйдете на купол пред вершины Восточного гребня. Вашему взору откроется весь траверс основного Восточного гребня вершины. (Фото № 30) Жандарм находится на середине его части. Длинный, узкий снежно-ледовый гребень с мощными карнизами справа по ходу и с крутым склоном в сторону перемычки Ушковского вулкана.

Участок R3 – R4 Перепад высот, данного участка незначительно. Крутизна участка в этом месте 10*. Мы находимся на верхней части куполообразного закрытого ледника. Весь траверс участка R3 – R4 хорошо просматривается с купола от начала и до самой вершины. (Фото № 30)

Траверс до жандарма проходит по снежно ледовому покрову. Слева по ходу нашей группы, очень крутой снежно-ледовый склон в сторону перемычки. Справа мощные снежные карнизы над скальными и ледовыми стенами (Фото № 31)Движение по самому гребню проходит примерно 3-5 метров от склона обрыва в право. На пути появляются полу закрытые трещины в леднике. Эти трещины преодолеваем или по снежным мостам или обходим их. Проблем больших они не создают. По, довольно, крутому склону спускающегося в сторону перемычки идем к скалам (жандарму).

Советую Вам при движении быть очень внимательным к своему передвижению, так как идете в этом месте Вы одновременно. Характер покрова очень переменный и часто вы выходите на поля льда. (Фото № 31)

В районе жандарма перепад высот 190 метров. Крутизна участка в этом месте 45-50* Группа С. Гринкевича и О Алексеевой в на этом участке пути передвигалась по скальным выходам вулконических пород. Мы, в свою очередь все прошли по фирно-ледовому покрову.

Выходим под жандарм. В этом месте хорошая площадка для отдыха. Отдохнув, начинаем работать в связке попеременно. Первый участник обходит сам жандарм по скальным полкам, слева по ходу группы. (Фото № 31,32)

После жандарма вы будете проходить через два скальных участка на траверсе «два кирпича». Продолжительность скального участка 50-70 метров. (Фото № 33,38,39)Движение в этом месте попеременное. Страховка через ледоруб. Прохождение скального участка не представляет особой трудности. Хорошо подготовленная группа легко проходит это место одновременно.

Дальше резкий взлет на траверсе на ледовый карниз. По закрытому леднику вдоль снежно-фирновых карнизов, нависающих над древним кратером, вы идете траверсом по направлению к вершине (Фото №39,40)

Движение по траверсу заканчивается выходом с небольшим повышением на платовидный участок шириной 70-100 метров. (В виде снежного купола). Продолжительность этого участка, 3 веревки. (Фото №40)

С лева от вершины виден скальный участок, в виде жандарма, высотой 7 метров. Записку на вершине оставить не где, поэтому тот кому это нужно, оставляет записку на предвершинном жандарме. Группа С. Гринкевича и О. Алексеевой, что бы оставить записку вбила крюк в скальную породу и к нему прикрепила банку с запиской.

Спуск с вершины.

Спуск с вершины для нас не представлял не какой трудности. Мы все прошли одновременно. Сам бергшрунд проскочили в низ, обгоняя шум своего визга. Год назад при спуске в этом месте, проводили страховку через ледоруб и по очереди спускались в низ через бергшрунд спортивным способом. Группа С.Гринкевича и О. Алексеевой, делала так же.

Хронометраж по времени всего маршрута:

1. Подход группы от места пещеры до начала маршрута – (09-40 час. – 10-10 час.) Общее время: 30 минут.

2. Прохождения участка маршрута R0 – R1 (10-20 час. – 11-30 час.) Общее время прохождения данного участка маршрута: 1 час. 10 мин.

3. Прохождения участка маршрута R1 – R2 (11-45 час – 13-15 час.) Общее время прохождения данного участка маршрута: 1 час. 30 мин.
4. Прохождения участка маршрута R2 – R3 (13-30 час – 15-30 час.) Общее время прохождения данного участка маршрута: 2 час. 00 мин.
5. Прохождения участка маршрута R3 – R4 (15-45 час – 17-05 час.) Общее время прохождения данного участка маршрута: 1 час. 20 мин.
6. Спуск с вершины до начала маршрута (17-20 час – 19-20 час.) Общее время прохождения данного участка маршрута: 2 час. 00 мин.
7. Возвращение группы от места начала маршрута до снежной пещеры – (19-20 час. – 19-50 час.) Общее время: 30 минут.
Общее время работы на самом маршруте без учета подхода и отхода в базовый лагерь : 8 час.

К предыдущей части ______ Продолжение следует....