Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU


Всего отзывов: 1 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00


Автор: Павел Павлович Захаров, Москва

Эпизоды возникновения горного проводничества

Принято считать, что профессия горных проводников зародилась в Альпах одновременно с рождением альпинизма (225 лет тому назад), когда доктор Мишель-Габриэль Паккар (Paccard Mishel-Gabriel 1757-1827) с местным охотником и собирателем горного хрусталя Жаком Бальма (Balmat Jacques 1762-1834) совершили первое восхождение на Монблан в 1786 году. На самом деле, первые упоминания о т.н. проводничестве в Альпах, относятся к более раннему времени, к XII-XIII векам. В эти времена, жители альпийских долин и ущелий, активно занимаясь животноводством и производством сыра, масла и мяса начали искать пути сбыта своих продуктов, как в близлежащих городах, так и в соседних горных регионах. Был налажен путь через перевал Сен-Готтард и в германские земли. Наряду с созданием первых «товариществ» по профессиональным признакам, в Альпах начали появляться так называемые «зоймеры» - проводники и ходоки через Альпы.

Именно восхождение на Монблан, совершенное по классической схеме – клиент (Паккар) и проводник (Бальма), положило начало появлению в Альпах массового проводничества, с целью сопровождения приезжей публики в горных походах и попытках восхождений на горные вершины.

Из явления одиночек, работа проводниками очень скоро превратилось в качественно новое профессиональное занятие жителей горных районов Альп, а затем и горной Европы. В каждом районе, который имел в своем «активе» известную вершину, появлялись свои «звезды» зарабатывавшие свой авторитет восхождениями именно на этих вершинах.
Многие из видных альпинистов и путешественников из года в год ходили с одними и теми проводниками, получая от них практические навыки передвижения в горах и передавая им теорию. Приведем лишь самый краткий список подобных проводников, заработавших мировую известность.

Альмер Христиан Almer Christian (1826-1898). Самый знаменитый проводник «золотого века альпинизма» из швейцарского Гринденвальда. Его «клиентами» были именитые альпинисты Э.Уимпер, Дж.Тиндаль (Tyndall John 1820-1893), У.Куллидж (Coolidge William Augustus Brevort 1858-1926). На Кавказе Альмер совершил восхождения на Сев. Ушбу, Шхару, Джанги-тау.

Супруги Альмеры (Христиан и Маргерита) после восхождения в 1896г. на Веттерхорн, которым они отметили свою золотую свадьбу. (До этого, Маргерита, вообще не ходила в горы).

Андерегг Мельхиор Anderreg Melchoir (1827-1914). Проводник из Швейцарского Майнрингера, которого увенчали, пусть не официальными, но лаврами «короля гидов». Именно он возглавил в Швейцарии (Оберланд) первую школу горных гидов.

Мельхиор Андеррег
Бургенер Александр, Burgener Alexandеr, (1845-1910). Знаменитый швейцарский гид, родом из района Заас-Фе. В начале ХХ века считался самым большим авторитетом среди всех проводников. Уже в юности был отличным охотником. Он стал выпускником первой швейцарской школы проводников, проводившейся Швейцарским альпинистским клубом. Бургенер принимал активное участие в осуществлении ряда наиболее сложных для своего времени восхождений. Так в течение длительного времени он работал с англичанном Клинтоном Дентом (Dent Clinton 1850-1912). Их осада вершины Гран Дрю длилась почти 10 лет. Вершина «сдалась» с 19-й попытки в 1878 г. Вместе с другим англичанином Альфредом Маммери (Mummery Albert Fredericr. 1856-1895), Бургенер стал участником нескольких выдающихся (можно сказать - эпохальных) восхождений: Ю-В ребро на Ротхорне, маршрут Цмутт на Маттерхорне, «Тёйсфельграт» - на Тэшхорне, затем идут Грепон, Эгюий Вер по кулуару «Y» и многое другое.

На Кавказе в 1884 г. в группе венгерского альпиниста Мориса Дечи (Dechy Mor 1851-1917) Бургенер совершил первовосхождение на Мамисон и 3-е восхождение на Эльбрус. В 1886 г. Бургенер сопровождал К.Дента и У.Донкина (William Frederick Donkin. 1845-1888) при первовосхождении на Гестолу. До самой своей гибели работал гидом Погиб в 65-летнем возрасте на восточных склонах Эйгера, при подходе к хижине Бергли. Его группа (6 человек) была снесена лавиной.

Бургенер Александр
Ганс Грасс в 1925 году в день своего 50-летия совершил 100-е восхождение на свою любимую вершину Бернина, а день своего 80-летия, отметил опять таки на вершине Бернины

Герман Перрен (Germann Perren) - знаменитость маленькой деревушки Церматт, он же проводник и хозяин отеля в Церматте, решивший взойти на Маттерхорн 150 раз.

К сожалению, он сорвался и разбился насмерть в возрасте 68 лет, когда за плечами было уже 140, из задуманных 150 восхождений. Перрен в 1890 году вместе с другой знаменитостью – Петером Таугенвальдером (Peter Taugwalder) сопровождал известного российского путешественника и альпиниста Николая Поггенполя при его восхождении на Маттерхорн.

Жан-Антуан Каррель. Jean-Antoine Carrel (1829-1890). Это был лучший гид Италии, блестящий альпинист с опытом десятков сложнейших первопрохождений новых маршрутов. Многолетний партнер английского альпиниста Эдварда Уимпера, с которым совершил ряд выдающихся восхождений. Погиб в августе 1890 г., на 62 году своей жизни, совершая свое 50-е восхождение на Маттерхорн.

Каспар Штрейх (Kaspar Shtreyh) и Йохан Фишер (Johan Ficher) - два опытнейших швейцарских проводника вместе с английскими альпинистами В.Донкиным и Х.Фоксом в 1888 году погибают на Центральном Кавказе (Безенги) при восхождении на вершину Коштан-Тау.

Мерцбахер Готтфрид (Merzbaer Gotfrid) 1843-1926. Немецкий ученый и путешественник, своими горными походами получивший всемирную известность. Для повышения своей горной квалификации, он в Альпах получил подготовку горного проводника. В 1891-1892 гг. совершил восхождения на Кавказе (Эльбрус, Казбек, Джанги-тау, Ушба, Донгуз-Орун, Тетнульд и др.).

Мерцбахер Готфрид
Мишель Кро. Michel Croz (1830-1865) – опытный проводник из Шамони. Многолетний спутник и товарищ Эварда Уимпера (Edward Whymper 1840-1911). Мишель Кро с Уимпером в 1865 первыми проложили маршрут на Гран Жорасс и несколькими месяцами позже - на Серван. К сожалению, это восхождение закончилось гибелью Мишеля Кро.

Франсуа Девуассу (Francis Devougssoud), известный альпийский проводник из Шамони, стал первым из проводников, кто покинул пределы родных Альп и в 1868 году в группе Д.Фрешфильда поехал в Россию на Кавказ. Итогом экспедиции для него стали восхождения на Тетнульд, Цаннер, Укю, Гульбу.

Со временем образовывались семьи проводников, эта профессия стала передаваться из поколения в поколение. Например, в семье знаменитого проводника Христана Альмера было 8 проводников. В Церматте одновременно работало 13 проводников из рода Биннеров. В Гринденвальде могли сразу выйти в горы - 16 Кауфманов, 7 Эйгеров, 6 Иосси. По числу совершенных восхождений горные проводники серьезно отличались от своих нанимателей, так Христиан Клуккер за 50 лет своей деятельности проводником совершил более 3000 различных восхождений. Проводник Эргард в день 75-летия в 100-й раз поднялся на Цугшпице. Старик Пихлер (так звали его друзья) совершил 500 восхождений на «свой» Ортлер.

Для того чтобы отметить личностные достижения и качества проводников, в горах стали появляться вершины, которым присваивали их имена. Например, именными стали вершины: Ulrichsspitz - в честь проводника Ульриха Фурера, Niklausspitze и Punta Carrel - названы по именам проводников Никлауса Колера и Жан-Антуана Карреля. Мишель Кро, погибший во время восхождения на Серван, получил в группе Гран Жорасс свою высоту (4110 метров) под названием «Пуант Кро».

История покорения выдающихся вершин выдающимися людьми, говорит, что вплоть до 20-х годов ХХ века любая экспедиция в отдалённые горные массивы и страны непременно включала в себя альпийских гидов в качестве «ударной силы». Зачастую их участие в эпохальных (об этом они узнавали лишь после свершенных достижений) мероприятиях носило далеко не меркантильный характер, а скорее было похоже спортивному устремлению, чем тягой к большим заработкам.

Слова Президента США Томаса Джефферсона (Thomas Jefferson 1743-1826) сказанные им в свое время: «… то, что делаешь добровольно – не отягощает», в большей мере подтверждаются всем вкладом горных проводников в становление и развитие горного спорта.

Привычка вторая натура – так и в определении начала горного проводничества, есть определенно «удобный» для отсчета период, которым принято отмечать это «начало». Но на самом деле это не совсем так. В 1741 году двое англичан - в районе Монблана «открыли двери в Альпы», дав начало принципиально новому виду спортивного досуга — альпинизму. Это были Ричард Покок (Richard Pocock), знаменитый исследователь и литератор, известный своими путевыми заметками о Египте, Аравии, Азии, Турции и Уильям Уиндхэм (William Wyndham), 24-летний военный, который просто решил бросить вызов неприступным в ту пору Альпам. Храбрая пара сумела уговорить нескольких своих друзей «сходить посмотреть» вблизи на горы, видимые из Женевы...

В те времена массив Монблана имел репутацию «проклятых скал». Не взирая на такую репутацию, путешественники смело выступили в поход. Спустя трое суток они посетили «приятную долину» — Шамони, где местные жители стали искренне отговаривать безрассудных англичан от дальнейшего восхождения... Англичанам удалось подняться на гору Монтенвер. Первый толчок к развитию спортивного альпинизма был дан, а участники «пионерского» похода в Альпы ещё долго были почётными гостями в салонах Женевы.

В результате их «безрассудной» вылазки, в забытой богом деревне Шамони бурно оживает жизнь. Каждый год сюда приезжает всё больше и больше искателей приключений – горовосходителей, которым были нужны проводники. И многие шамонийские крестьяне начинают осваивать новую профессию – альпийского проводника, а затем и гида.

Исторически сложилось, что центром Французского альпинизма и всего, что связано с горами, стали деревни долины Курмайер. И в первую очередь, конечно – Шамони. Именно в Курмайере живут профессиональные проводники - аристократия альпийских деревень. Имена многих проводников и гидов Курмайера (Долон, Верран, Ла Сакс, Ле Виллер, Антрав), связаны с восхождениями на самые высокие вершины мира (Кения, Анды, Антарктида и Аляска).

Памятник в центре Шамони.
Ж.Бальма показывает Г.Соссюру,
путь предстоящего восхождения
на Монблан
Памятник М-Г. Паккару в центре Шамони
(Более 100 лет не было памятника доктору
Паккару, т.к. считалось, что его роль
в экспедиции 1786 года была не столь
значительной).

Одновременно с началом спортивного альпинизма, получило свое признание и дальнейшее широкое развитие профессия проводника-гида. Уже в 1867 г. Ассоциация гидов насчитывала 236 членов, в 1914 г. — 1460. Активное распространение получили принципы Ассоциации во многих Европейских странах, где стали возникать свои организации, объединяющие гидов. Например, Ассоциация гидов Шамони (Франция) превратилась в солидную организацию, а многие из ее членов стали широко известными во всем мире: Г. Андерегг, Г Ребюффа, Л. Террай, Л. Ляшеналь и многие другие. Все французские горные проводники являются членами UIAGM и узнать лицензированного проводника всегда можно узнать по их фирменному знаку.

Швейцарская деревня Церматт (Zermatt) на юге кантона Вале, только благодаря развитию альпинизма, очень скоро превратилась в известнейший горный курорт. Активность посещения этого места приезжими горовосходителями, в первую очередь, была вызвана большинством находящихся там вершин Пенинских Альп, высотой более 4000 метров. Здесь, в массиве Монте-Роза находится самая высокая вершина Швейцарии пик Дюфур (4 634 м) и знаменитая гора - Маттерхорн (4 478 м) - на северном склоне которой, на высоте 1 608 метров расположена деревня Церматт. Именно эти обстоятельства привели к тому, что многие местные жители круто изменили свой образ жизни, переключившись на проводничество.

Так же как в Швейцарии, в Италии «нашелся» свой центр, где у местного населения стал активно развиваться новый вид деятельности. Этим центром стала провинция Аоста и ее центр - Валле-д´Аоста. Среди первых серьезных достижений местных проводников стало в 1864 году первое восхождение на знаменитую вершину Мармоладу, когда Пауль Грохман (Paul Grohmann) и два проводника из Кортина д´ Ампецо Анжело и Фульгенцио Димаи (Angelo, Fulgenzio Dimai) прошли ее Восточную стену.

В Валле-д´Аоста находиться самый старый и крупнейший в Европе музей альпийских проводников. Ежегодно в Аосте проводиться «Ярмарка альпийских проводников в горах». Сегодня через Ассоциацию Итальянских гидов свои услуги предлагают более 1500 инструкторов и альпийских проводников.

Середина XIX столетия отличалась настоящим паломничеством английских горовосходителей на альпийские вершины. Практичные англичане, очень быстро обратили внимание на возможность использования в своих горных путешествиях в качестве проводников местных жителей. Весь образ их жизни - охота в горных условиях, перегонка скота в поисках лучших пастбищ, прекрасное знакомство с мелкими подробностями своей местности – все это способствовало развитию у них именно тех качеств, которые нужны для горных проводников. Одно из их занятий — рубка леса и дров – вполне являлось хорошей школой для ледовой техники. Именно эти качества, давали, местным жителям (будущим проводникам) преимущество перед туристами. Англичане именно это сумели быстро и качественно использовать в своих альпийских походах. Под их руководством выросла в Швейцарии та самая гвардия знаменитых проводников, которая в истории исследования гор оставила неизгладимо свои имена. Если тщательно посмотреть на историю исследования гор, то легко прийти к заключению, что большинство наиболее трудных, наиболее отважных и рискованных восхождений было совершено или самостоятельно проводниками, или их клиентами, но… при активной помощи самих проводников.

Многие из знаменитых альпинистов видели в проводниках верных спутников и даже друзей. Они были с ними в постоянной переписке. Например - Альфред Вильс (Alfred Wils) посвятил написанную им книгу «своему проводнику и другу Жаку Бальма». Уильям Куллидж написал биографию проводника Христиана Альмера. Изо дня в день, водя альпинистов и туристов на вершины гор, проводники иногда по числу восхождений совершали невероятное, так, Ганс Грасс (Gans Grass) был на вершине своей любимой горы Бернина более ста раз. Пятидесятипятилетний Герман Перрен в 1925 г. праздновал свое сотое восхождение на Маттерхорн.

Работа горных проводников всегда была тяжелой и опасной. Зачастую им приходилось нести длинные шесты и деревянные лестницы, что бы обеспечить своим клиентам более «комфортные» условия восхождения. Не нужно забывать, что с проводником не всегда идет более или менее опытный альпинист зачастую ему приходится вести на вершину какой-нибудь модной горы так называемых «салонных» альпинистов, и тогда, по меткому выражению Фендрика, проводника можно сравнить со средневековым каторжником, которого в виде наказания привязали к трупу. Конечно, это предельно жесткое выражение, но оно весьма точно определяющее суть дела. Известно, что довольно часто неопытность идущих с проводником туристов была причиной гибели самого проводника. Известный в свое время проводник Инталер, про таких туристов говорил: «Идешь, а за тобой тащится смерть».

К глубокому сожалению это не отдельное выражение, а во многом суть самой работы проводника. Часто, обеспечивая безопасность своего «клиента» проводник попадал в тяжелую ситуацию, в результате которой погибал сам. Так, проводник Жан-Антуан Каррель в 1890 году, совершая свое 50-е восхождение на Маттерхорн, попал с группой в жесточайшую пургу. Перед своей смертью от переохлаждения, он из последних сил успел вывести двух своих клиентов в безопасное место и спасти их от гибели.

Все эти особенности профессии проводника привели к тому, что начали создаваться правила, которые регламентировали положение проводников и условия их найма. Первые правила и тарифы были изданы отдельными кантональными правительствами Швейцарии в 1856-1857 гг. В 1863 году – Швейцарским альпинистским клубом. В 1872 году – в Италии, в 1876 г. – во Франции. Отдельные параграфы подобных Правил достойны нашего внимания:
- Проводник не должен курить в присутствии туриста и особенно – дам.
- Если в группе присутствуют дамы, проводник должен любезно встретить их, преподнести букетик цветов.
- Проводник не должен употреблять грубых выражений.
По утвержденным Российским Горным Обществом правилам, проводник обязан был «заботиться об удобствах и безопасности путешественника и содействовать ему в достижении цели, нести его поклажу весом до одного пуда». В противном случае условленной платы он не получал.

Вполне естественно, что развитие альпинизма и горного туризма, в первую очередь в Альпах, повлекло за собой активное увеличение числа горных проводников. В каждом горном районе, имеющееся там альпийское общество ведет работу среди проводников, устраивая для них курсы повышения квалификации, выдают свидетельства на право быть проводником, проверяют качество снаряжения и т. д. Был даже издан специальный учебник для проводников. В альпийских странах успешно работают многочисленные школы проводников (гидов). Причем поступление в такую школу оговаривается обязательным двух летним стажем в роли носильщика и вступительным экзаменом. Спортивный уклон горных восхождений, приводит в конце XVIII века к разделению восхождений на два вида: «проводниковый» и «без проводниковый». Последний вид, приобретает все большую популярность, а на долю проводничества остается традиционное сопровождение прогулочных групп, не сложные восхождения и горные походы.

Из специального снаряжения применявшегося в те времена горными проводниками, следует отметить наличие длинных металлических шестов, один конец которого был заострен, а другой загнут в виде клюки, которым было удобно цепляться за скальные выступы и острые скальные гребни. Проводники несли с собой длинные шесты и деревянные лестницы для преодоления трещин на леднике, подъема на крутые скальные участки пути и организации страховки.

Техническое обеспечение горных проводников (Фото из архива А.Елькова)

Характерная картинка – горный проводник с
клиенткой на леднике Мер-де-Гляс
(Фото начала 1900 гг.)
Горный проводник и его подопечная.
(Фото примерно 1900 года).

А иногда горные прогулки дамы света совершали подобным образом.
(Фото из архива А.Елькова)

А так юмористы показывали труд проводников, когда они сопровождали
«салонного» альпиниста при восхождении в горах. (Иллюстрация из книги
Альфонса Доде «Тартарен в Альпах». Издание примерно 1890 года).

Профессия проводников и гидов нашла отражение в кинофильмах и многочисленных книгах. Например, книга известного писателя, фотографа, горного гида и блестящего горнолыжника Фризон-Рош Роже «Первый в связке» (переведена на русский). Герой книги – опытный шамонийский проводник не удовлетворен только тем, что зарабатывает на жизнь, сопровождая многочисленные группы альпинистов. Ему хочется быть выше, чем все остальные. При совершении сложного восхождения на Пти-Дрю погибает его напарник. Вины Сервоза в этом нет, но… Образцом фильма о нелегком труде горных проводников, является лента «Смерть проводника» (La Mort d'un guide). Производство: Франция, 1975 год. В натурных съемках были заняты профессиональные гиды: Жиль Робен, Ансельм Ро, известный гид и горный кинооператор Жан Афанасьефф.

Горные проводники в России. Исторически сложившаяся ситуация с развитием российского, а затем и советского альпинизма, полностью коснулась и деятельности по подготовке кадров горных проводников. Наши малочисленные горные общества практически не обращали внимания на подготовку кадров проводников. Системы подготовки (обучения) проводников не было вообще. Все кого мы сегодня называем «проводниками» начала ХХ века, получали горную выучку только благодаря своим исключительным личным качествам, которые отмечались участниками горных экспедиций. Эти люди всячески способствовали получению проводниками новых знаний и умений. Если Русское Горное Общество (1904-1917) впервые ввело аттестацию проводников и учредило для них специальный жетон и выдавало «Проводническую книжку», то в последующие годы (после РГО) эта практика была отвергнута общей системой массового альпинизма в котором вся подготовка строилась на основе школы инструкторов советского альпинизма.

Первый выпуск горных проводников подготовленных по программе РГО состоялся в 1904 году, когда книжки за № 1 и № 2 получили кисловодчане Н.М. Полторацкий и Н.С.Григорьев. Затем подобные сертификаты получили братья Яни, Муса и Исаак Безуртановы из ингушского села Гуллети (впоследствии известные под именем «Казбекские проводники»), Алексей Загаев и Лалай Хуциев из аулов Казбекского района.

В те времена, когда большая часть восхождений совершалась на два Кавказских пятитысячника – Казбек и Эльбрус, то и жители приказбекских и приэльбрусских селений в первую очередь становились горными проводниками. Так сложились обстоятельства, что отсутствие необходимости в профессии горного проводника (гида), социальной базы их подготовки и, основы для дальнейшей деятельности, полностью исключило из нашей альпинистской жизни подобное понятие. И только в конце ХХ века лишь несколько человек по своей инициативе становятся профессиональными гидами. Среди них: Бидзина Гуджабидзе (Грузия) получает в Швейцарии сертификат специальных курсов гидов Валерий Бабанов (Россия, Франция) оканчивает горное отделение Французской национальной школы (ENSA) в Шамони Федор Фарберов (Россия, Камчатка) - один из немногих прекрасно англоговорящих гидов, к тому же имеющий международную профессиональную подготовку по программе «Adventure Guide Diploma» в Канаде по специальностям: пешеходный туризм, скалолазание, альпинизм, горные лыжи. (На данный момент он является техническим директором Ассоциации горных гидов России).

У нас, даже в наших многочисленных горных регионах, мы не можем похвастаться наличием большого числа проводников, но мы должны знать тех, кто достойно вошел в историю исследования и покорения Кавказских гор. Среди них: Котэ Пицхелаури, Михо Дзагашвили, Циклаури, Тепсарико Царахов (из ингушского Тменикау), Александр (Андрей) Топадзе, Джаги Джапуев и Юсуп Тилов из Кабарды.

Килар Хаширов – первый в Российской истории проводник, совершивший восхождение на Вост. Эльбрус в 1829 году (в составе экспедиции генерала Емануэля). И даже тот факт, что история не сообщает нам ничего о его дальнейших горных достижениях, одного восхождения на Эльбрус вполне достаточно, чтобы ставить его имя в ряд выдающихся горных проводников. В личных сведениях о нем, имеется много разночтений. Так, в большинстве публикаций говорится, что Килар Хаширов по национальности был то кабардинцем, то черкесом. Называются далекие друг от друга аулы, как место его рождения. Здесь существует двойная ошибка: по национальности он был карачаевцем, а звали его - Хиларом Хачировым. Местом проживания его рода, был в свое время, район аула Хурзук, что в Верхнем Карачае.

Примечание: В существующих ныне исторических указаниях нет сведений ни о дате рождения Килара Хаширова (Хилара Хачирова), ни о дне его кончины.

Килар Хаширов

Ахия Соттаев (1788-1918). Балкарский горный проводник из аула Верхний Баксан. Ко времени своего становления горным проводником, замечательный охотник Ахия Соттаев с элементарным самодельным снаряжением в период охоты поднимался по таким скалам и ледникам, которые порой не под силу были опытным и хорошо оснащенным альпинистам. Ахия Соттаев был старшим проводником в знаменитой экспедиции генерала Г.Емануэля в 1829 году, когда второй проводник – Килар Хаширов достиг Восточной вершины Эльбруса. Балкарцы Ахиа Соттаев и Даци Датосов были сподвижниками Дугласа Фрешфильда, когда тот в 1868 г. поднялся на Вост. Эльбрус. Сам же Соттаев в 1874 году, когда ему было уже 86 лет (!), совершил восхождение на Западный Эльбрус. Достижение обоих вершин Эльбруса и, к тому же, в столь солидном возрасте, являлось поистине великим подвигом не заурядного человека.

Ахия Соттаев

Безуртановы: Цоголь (глава рода), братья Муса, Яни, Исса - дети Цоголя. Все они из ингушского аула Гуллеты, что вблизи Казбека. Семье Безуртановых по чистой случайности удалось остаться в родных краях, когда по царскому указу их село было разрушено, а все жители – выселены с Кавказа. Глава семьи Цоголь, вместе со старшим сыном Мусой в 1868 году прокладывал путь английской экспедиции на Казбек (Д.Фрешфильд, К.Туккер, А.Мур). На примере отца, часто сопровождавшего группы горных путешественников, братья стали горными проводниками. Средний брат - Яни известен тем, что обеспечивал восхождение С.М.Кирова на Казбек в 1910 г. Яни прекрасно знал европейскую технику альпинизма и разбирался в вопросах тактики горовосхождений. Младший брат Исса также стал горным проводником. В 1903 году все трое были зачислены проводниками Российского Горного Общества. Вскоре все племянники также стали горными проводниками. Всего среди Безуртановых было 8 горных проводников.

Казаликашвили Иагор (Ягор) (1881-1935). Один из самых первых кавказских профессиональных проводников. С 1905 года работал в шахте Девдоракского рудника (Казбекский район). Путь в горы и альпинизм ему открыл Яни Безуртанов. После 1-й мировой войны Иагор становится активным поборником спортивного альпинизма. Вместе со своим товарищем, еще одним проводником – Гахой Циклаури участвовал в исторической экспедиции профессоров Г.Николадзе и Ал.Дидебулидзе на Эльбрус (1925 г.), ставшей историческим началом массового советского альпинизма. С известным грузинским альпинистом Симоном Джапаридзе 9 раз поднимался на Казбек (5033). В его активе восхождений есть первое советское восхождение на Юж. Ушбу, затем последовали восхождения на Тетнульд, Марух-баши, Эрцог. Ягор Казаликашвили был истинным поэтом гор и альпинизма. В 1932 году в Тбилиси был издан первый сборник его стихов. Известный советский поэт и альпинист Николай Тихонов перевел на русский язык этот сборник и внес его в «Антологию грузинской поэзии».

Ягору Казаликашвили было суждено войти в историю советского альпинизма не безвестным носильщиком грузов и проводником, а полноправным участником большинства высокогорных исследовательских экспедиций и получить значок «Почетный альпинист».

Ягор Казаликашвили

Приложение: Таблица фамилий горных проводников и, их роль в освоении горных вершин Кавказа.

Примечание: Упоминаемые в таблице проводники – «урусбиевцы», это обобщающее определение людей принадлежавших в роду князя Урусбиева из Верхнего Баксана в Кабарде.

В приведенной таблице приведены сведения о примерно 70 карачаевских, балкарских и других горных проводниках, около 40 из них - названы поименно. Даже такое число горных проводников не может быть исчерпывающим списком и документом, подтверждющим роль местных народов, способствовавших становлению и развитию отечественного альпинизма и горного туризма. Но безусловен факт того, что приведенные материалы красноречиво говорят о неоценимой роли, которую сыграли горцы Карачая и Балкарии в успешном решении важнейших вопросов отечественной науки о Кавказе.

Таблица из материалов И.М.Мизиева с добавлениями П.П.Захарова.


Отзывы (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Сортировать по: дате рейтингу

Замечательная работа

Прекрасное историческое изыскание, огромное спасибо.
 

Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100