Очерки, фотографии, описания маршрутов - всё это Вы найдёте в разделе Горы Мира
Горы в фотографиях >

Автор: Андрей Голетаров, г. Инта

Покатушка на Харбей

Для начала - немного истории. В середине сороковых годов прошлого века на Полярном Урале в верховьях реки Харбей было открыто молибденовое месторождение. С освоением запасов родины в те годы тянуть не любили, и вскоре был организован рудник. Который мог гордиться не токма причитающимися штольнями и вертикальными стволами шахт, но и обогатительной фабрикой. При руднике был построен рабочий посёлок «Харбей», акромя пекарни и бани имеющий школу и детский сад. Была проложена линия электропередачи из г. Воркуты и автогужевая (слово-то какое) дорога до пос. Полярный, что на 110 км Лабытнангской ж.д. ветки. В лучших традициях того времени имели и зону, да собственно, и находился рудник в ведении весьма уважаемого МВД СССР. И жить бы руднику, да молибденовый концентрат наживать. Но, видимо, в стане Советов молибден кроме тов. Сталина никому не нужен оказался, поскольку после ухода вождя народов в мир иной рудник законсервировали. К настоящему времени почти все строения посёлка полностью разрушены, былой размах человеческой деятельности плохо читается под зарослью кустов, а вот дорога, километров под 60 общей длиной, осталась.

Собственно о дороге этой и разговор.

По Уралу я успел походить немало, на той самой дороге уж был не раз, и всякий раз мой организм недоумевал: почему под ним нет велосипеда. В конце августа этого года у меня неожиданно организовалось три выходных, и грех было не потратить их на исправление старого недоумения по поводу Харбея и велосипеда.
Стартовал я с посёлка Полярного. Со своих лучших времён тот сильно захирел. И на данный момент мёртвыми глазницами пустых домов созерцает живописные склоны гор. Постоянно живет бригада путейцев. Вернулись в посёлок и геологи, но размах уж далеко не тот. При желании можно было найти, где переночевать и в посёлке, но я предпочёл километрах в десяти поставить палатку. И скататься до рудника и обратно налегке за один день.

От Полярного дорога уходит замечательной отсыпкой. На ручье Развильном, это же место боле известно как «старая буровая», сильно теряет в качестве. Надо думать, это и есть та «историческая дорога» без современных подсыпок. От реки Пайпудына до реки Харбей пришлось выкрутить парочку муторных подъёмов метров по 150-200 набора высоты. На всём протяжении паводками размыты почти все переходы через ручьи. Разрушены все мосты. Имеются и каменистые спуски. Но без этих бонусов была бы скучна для горного велосипеда, и в целом очень хороша. О чём и фотографии.

Остановка 110км, пос."Полярный"

Первые километры пути

Живописные лиственничные перелески гостеприимной р.Бол Пайпудына

Переходы через ручьи явно не справляются с паводковым расходом воды, приятно разнообразя езду

Та самая "старая буровая"

Один из объездов разрушенного перехода через ручей

Отворот вездеходки к г.Понпельиз

Очередной разрушенный переход

Долина ручья Золотошор

Старый мост через р.Золотошор

Справа на склоне видны старые опроры ЛЭП до Харбейского рудника

Водораздел р.Дорожного и р.Харбей

Останки моста через р.Харбей

Просторная долина р.Харбей

Первым на руднике встречает хорошо сохранившееся здание подстанции

Одно из строений рабочего посёлка, к сожалению почти все каркасно-засыпные дома полностью разрушены

Лагерь геологов на территории рудника, виден копёр бывшей шахты "Разведочная" и бурты породы

Останки обогатительной фабрики, когда-то бывшей гордостью рудника. До рубежа веков были живы все пять зданий. Была видна смазка и остатки краски на оборудовании внутри здания. Ныне стоит только строение с печами

Груда металла - в прошлом оборудовние фабрики

Лебёдка наклонного бремсберга обогатительной фабрики

Опоры узколейки

р.Харбей

Утро в лиственничном лесу

Заезд на Харбей

Очень хороший отчёт, был очень полезен при подготовке и моральному настрою для поездки. Сами только что вернулись и остались поездкой очень довольны, море впечатлений и онемевшие все мышци на ногах. :-)