Руководитель: А.Горчаков, Москва

Отчет о горном походе 3 к.с. по Турции в мае 2008 г. Ч.2

Продолжение. Начало здесь

День 3

29.04.08

Река Аксу, чабан, дороги

м н - р Аксу - озеро в ур Катырныры

Ходовое время – 5:35 час.

Километраж – 12 км.

Перепад высот + 1250 м.

Утром уже перед самым выходом обнаружился местный. Откуда взялся так до конца и не поняли (как, впрочем, и большую часть его вербального изъяснения). Но был он крайне миролюбив и приветлив. Просил обождать уходить. Принёс сухих веток, сырую рыбу, изготовил её и настоятельно рекомендовал откушать, особенно девушкамJ Потом очень кстате жестами просветил относительно удобного пути дальнейшем и более того – взялся нас сопровождать!

Так сразу от лагеря нам было предложено переправиться на левый берег по склонившемуся через речку дереву – и мы хоть и не без труда, но продрались по его густо ветвистому ствол его. Несколько прижимов. Тропинки раздваиваются, разтраиваются. Идем по ближней к берегу. Через 35 мин от лагеря встречаем значительный левый приток и мостик через него. Сразу за ним кош, аккуратный, с элементами хозяйственно-аграрной деятельности. Мост на правый берег Аксу.

Спустя ещё 15 мин, на левый. Недалече ещё кош, но уже жилой. На встречу выходят несколько женщин и детей - по всей видимости это семья нашего проводника. Женщины усиленно пытаются донести до девушек что-то, махая руками на колени и взволнованно повторяя «дездарма!». Как мы догадываемся, это порицание об открытых коленях.. Немного «пообщавшись» отправляемся дальше. 25 мин ходу и радушный хозяин-проводник наш с большим энтузиазмом приглашает в небольшой балок уставленный по периметру ульями (Н=1900м). И тут очень кстати начинается дождь. Отказываться от гостеприимства не разумно вдвойне. Решаем совместить с обедом, несмотря на ранний час (12:10)

Чай на газу хозяина закипает не в пример дольше привычного нашего. К чаю подан мёд в сотах и хлеб. Оказывается мёд можно кушать прямо с сотами! Необычно..:)

В 13:15 покидаем приветливый домик, наш друг с вдохновлённым видом машет рукой. Небо проясняется..

30 мин набора на левый борт долины по тропе. Выход на дорогу. Похоже это старый недостроенный и кинутый участок. Но для пешехода очень хорош! В точке выхода – родник и ручей. (Н=2160м)

Через 50 мин пути по петляющей серпантином дороге переваливаем маленький хребтик (Н=2434м) и, оставив дорогу, спускаемся к речке. Подошвы обрастают дополнительными килограммами грязи..

Взбираемся на противоположный от реки склон и почти азимутом, используя старые едва заметные дороги-направления, за 40 мин выбираемся на отличную грунтовку. Вскоре (20 мин хода) она раздваивается.

Выбираем левую. Впереди и справа виднеется посёлок(Н=2950м). За следующие 30 мин огибаем его. Толи штольни, то ли туннель прокладывают: суетятся множество рабочих и техники. Вечереет. Оставляем их без особого внимания. Из сети дорог по GPS выбираем нужную. Она то и выводит за 50 мин к желанному озеру (Н=2800м) (запланированному в Москве, как место лагеря). Каменистый пляж, вода мутная. Неподалёку останки каких-то строений. Но стоять вполне можно.

День 4

30.04.08

Дороги в горах и начало уединения...

м н - N30 ( 1Б,3200)- N29(1А,3100) – р Эджелмиш - N27(1Б,3150) - озеро под N 27

Ходовое время 8:00час.

Километраж – 14 км.

Перепад высот +350/-650

+600/-100.

На сегодня запланирован насыщенный препятствиями день, долгожданный выход в необжитую ещё часть Аладаглара.

9:30. Дорога выше озера вскоре уходит в пробитый в снежнике глубокий коридор, а за ним открывается обширная панорама возможных путей подъема.

Прямо по ходу перевальный взлет пробит расчищенным серпантином дороги, в горе дырка, где копошится техника – ведутся какие-то горнопроходческие работы. Левее – серия последовательным подъёмов, азимутально выводящая на перевал N30 (3200м).

Сойдя с дороги, за 1:00 поднимаемся на плато. Облачаемся снегоступами (поскольку снег уже прилично раскис и стали проваливаться по бедро). За 45 мин выходим на перевал. К нему слева подходит дорога. Седловина широкая, каменистая. Дорога перегнувшись перевалом спускается по направлению к долине р Эджелмиш, оставляя перевал N29(3100м) ниже и сливаясь с дорогой с пер N29 уже после перевала. Следуем по дороге, а перевал N29 посещаем радиально. (N30- N29: 30 мин). 30 мин спуска в снегоступах, небольшой траверс и выход на серпантин дороги, спускающейся к р Эджелмиш. 50 мин серпантина до дороги в низу на р Эджелмиш. Есть родник, места под палатки.

Начинаем набор в сторону пер N27(3150м). 1:20 по дороге. Дорога уходит куда-то вправо и вверх. Переходим на снег. 20 мин набора. Попадаем в крайне всхолмленное подобие «цирка». Перевала не видно. 1:20 лавируя между буграми, всё же распознаём искомое и, надев снегоступы, елочкой забираемся на перевал N27. 19:10 –абсолютного местного времени. Темнеет. Наскоро просмотрев спуск, выдвигаемся и за 20 мин, сбросив 120м, выходим на озеро, ощутив оное, как явную ровность, на фоне многочисленных моренок. Немного позже удалось пробить лёд и раздобыть воду.

Подъём на перевал N27 от «родников» и места нашего попадания в неё: 3:15 чхв

Спуск до озера: 0:20 чхв. Высота лагеря 3030м

День 5

1.05.08

Пер Акчай (1Б,3200)

м н - N5 (Акчай, 1Б, 3350) - в цирке под гребнем N3

Ходовое время – 8:20 час.

Километраж – 8 км.

Перепад высот +300/-400

+100.

В 9:50 покидаем лагерь. Снег уже подраскис. Спасают снегоступы. Немного сбросив высоту, и обогнув скальный массив, формирующий цирк перевала, поворачиваем за него, направо(20мин от м/н). В месте поворота – родник. Но он чуть ниже и спускаться к нему лень. Следует незначительный набор высоты. Почти виден пер№6, хорошо виден Акчай. Снег, мелкая осыпь. Снегоступы теряют на ногах актуальность и повисают на стропах рюкзака для просушки.

1:40 от поворота, придерживаясь правого борта долины, и крутой снежный взлёт (35*, около 25 м) пер Акчай перед нами. Провесили одну верёвку для подстраховки и за 30 мин собрались на не широкой каменистой седловине. Рядом есть ещё одна седловина, но спуск с неё без верёвок крайне затруднителен. Тут же - пологий спуск плавно переходящий в снежник. За 1 час спускаемся к озеру, просмотрев по пути слева подъём на пер N4. Рядом на моренке есть места под палатки. Обедаем.

Пер Ходжи Насреддина (N3) от озера закрыт отрожком.

До места лагеря в кармане под пер Ходжи Насреддина (за отрожком от озера) 1час ходу. Решаем не обходить, а перелезть его ближе. Что и удалось при не значительной тропёжке.

Подъём на перевал 55 мин чхв

Спуск: 3:55 чхв

День 6

2.05.08

Пер Ходжа Насреддин (2А,3300), пер Ясёмин (2А,3400, п/п), плато Едигёль

м н - N3(Ходжа Насреддин, 2А,3300) - N7 (Ясёмин, 2А, 3400, п/п) - озеро под пер N9 на плато Едигёль

Ходовое время – 10:40 час.

Километраж – 8 км.

Перепад высот +250/-250

+350/-350.

В 7:00 в кошках выходим из лагеря и сразу (за 20 мин) забираемся на отрожек. Следуя по нему за 10 мин выходим в цирк перевала. 20 мин по мелкой осыпи, придерживаясь правого борта. 10 мин в кошках в направлении перевала с выходом под взлёт. За 15 мин преодолеваем сначала не крутой снежник взлёта, а затем слегка обледеневший кулуар (до 40*, около 10 м). На подъём в кулуаре для подстраховки повесили верёвку, закрепив на буре.

Первая спусковая верёвка по узкому кулуарчику (до 50* в верхней части, ниже до 35*). Точка на бурах. Последний – свободным лазанием по бараньим лбам. (50 мин).

Вторая верёвка (на ледорубе) немного продолжается в прежнем направлении каньона, а спустившись 20 метров поворачивает влево и выходит на достаточно пологий (до 35*) снежный склон. (40 мин). Там уже на личной технике за 10 мин достигаем выполаживания.

/Весь кулуар прекрасно простреливается камнями отправленными вышеспускающимися. Следует соблюдать особую аккуратность и проходить по одному чел на кулуар./

40 мин траверса левого склона долины, и взору открывается пер Ясёмин N7 – изюминка похода!

Подбираемся к перевальному взлёту (20 мин), просматриваем путь начала подъема и.. решаем идти первал сегодня!

(несмотря на не ранний час(12:00), но принимая во внимание бодрый настрой группы и намёк погоды на своё ухудшение в ближайшие сутки – решение оказалось правильным!)

Нацепив снежно-скальное снаряжение, за 1час поднимаемся к скальному останцу по центру видимого участка подъёма. Для пущей безопасности провешиваем 2 верёвки (точки – на ледорубе). (до 40*, жёсткий фирн, в целом около 300м по склону).

Третья верёвка - вверх и влево под скалы – из них 25 м, до 35* через снежный кулуар (точка - на ледорубе).

Четвёртая веревка – вверх и вправо до центрального скального образования 50 м, до 40*. Снег очень плотный, достаточная толщина (на длину ручки ледоруба) только под камнем. (точка на ледорубе между снегом и сыпухой). Рядом достаточно места для сбора группы.

Пятая веревка – снег + выходы скал – 50м, до 35* (петля вокруг камня)

А далее уже хорошо просматривается выход на перевал: 100м перил на снежнике, а далее по сыпухе вверх и далее траверсом к правой его седловине.

Шестая веревка – снег - 50м, до 35*(на ледоруб у камня посреди снежного склона).

Седьмая верека - снег - 25 м, до 30* (на ледоруб рядом с большим камнем).

Выше простой выход на перевал на личной технике по мелкой осыпи. Для упрощения бьем ступени в фирне самой верхней части (35*), и вешаем 20 метров перил для подстраховки.

К 16:50 вся группа собирается на перевале. Тур есть, записки нет. Со стороны плато Едигёль подъем сложностей не вызывает, потому, наверняка, эта седловинка уже неоднократно посещалась туристами, а может и местными. Погода стремительно портится. Плато затягивает плотная облачность.

Спуск до выполаживания занял 8 мин! Выкат пологий, угол склона (около 35*) достаточен для скоростного спуска на рюкзаке, покрытие – неглубокий мягкий снег.

За 1,5 часа азимута, немного лавируя средь особо всхолмленных участков, к 18:50 добираемся до Озера под пер N9.

Подъём на перевал N7: 4:30 чхв Спуск: 0:08 чхв

День 7

3.05.08

«Буря мглою небо кроет…»

озеро под пер N9 на плато Едигёль

Ночью - сильный ветер, утром - густой снег вылит, видимость плохая, перевал идентифицировать однозначно пока не удалось. Готовим в палатке. И решаем переждать. Днёвка-отсидка!

День 8

4.05.08

Пер Ежик (2А, 3500)

м н - N9(2А,3500) - морена в цирке под N 25

Ходовое время – 6:00 час.

Километраж – 4 км.

Перепад высот +450/-150

9:00. Видимость отличная, но ветрено. Небо почти расчистилось и весёлое солнышко приглашает в путь.

За 15 мин достигаем начала подъема на перевал. Уже традиционно Аладагларским 2А лучший путь подъема на перевал по отрожку. 35мин забираемся на отрожек. Вероятно, несколько прямовато в лоб и крутовато взяли – пришлось провесить 1 верёвку. Далее несколько сот метров довольно пологий набор. Угол склона увеличивается (до 40*), надеваем кошки провешиваем 100 м перил поначалу косым траверсом вверх и влево, а затем вверх по кулуарчику (избегая выхода на крутые осыплые скалы). Но вот и скальная часть (до 50*). Несложное лазание, но местами лёд. Для подстраховки вешаем два параллельных коридора перил (50 м), закрепив за большой камень на петле. Гребень сужается. С обеих сторон сбросы метров на 700.. Решаем подстраховаться, и вешаем ещё 150 м перил (все точки - петли на камнях). Итого по гребешку отрожка: 4:00 чхв, до основного гребня. Видимость в сторону плато Едигёль ухудшается, фото пер N10 получается несколько размытым..

Остаётся немного спуститься к низшей (наиболее удобной для спуска с гребня) точке основного гребня (10 мин), что именуется пер N9.

Тур и записку не нашли. Сложили свой. А поскольку никаких сведений о названии при подготовке не нашли, решили записать N9, Ёжик. Уж очень симпатичный «колючий» гребешок. (авось, приживётся!:) А ещё на перевале очень заметная дырка в скале с видом на плато Едигёль и обрыв метров на 500 к немуJ

Спуск до выполаживания 10 мин глиссером на рюкзаке (до 35*). 20 мин до удобной площадки, где и останавливаемся лагерем. (15:40 местного времени). Опускается густой туман.

Подъём на перевал 4:40 чхв

Спуск: 0:10 чхв

День 9

5.05.08

Пер N25(1Б,3450). пер Кючюк-Джебель (Гуртепе, 3350, 1Б). Долина Элми (Мур)

м н - N25(1Б,3450) - N14(Кючюк-Джебель, 1Б,3350) - слияние р Мур и ручья с Лидута

Ходовое время – 6:42 час.

Километраж – 14 км.

Перепад высот +100/-300

+200/-1600

Выходим в 8:10 с надеждой успеть по жёсткому смёрзшемуся снегу. Однако, за 30 мин Солнечной работы всё успело потаять, и почти от самого лагеря начинается полноценная тропёжка. За 15 мин подходим под пер взлёт. Ещё 35 мин взлёта, и все на перевале.

Спуск до скальных сбросов достаточно пологий. Снег ещё не размяк. (25 мин).

Короткая разведка. Выходим на лбы-сбросы справа по ходу, далее по полочке – влево, аккуратно через короткий участок лавиноопасного кулуарчика (10 мин).

Немного спустившись по долинке, поворачиваем направо и начинаем набор к пер Кючюк-Джебель (Гуртепе). От поворота перевал не просматривается. Да и до самого выхода на него не ощущается перевалом. Более того, гораздо раньше в нашем перевальном хребте появляется чёткая щель, что по-началу и принимается нами за перевал. Однако, как показала разведка прохождение оной, как перевала, требует верёвок и камнеопасно. Спуск просматривается только на длину одной верёвки. Решили не связываться с первопроходом, а искать то, на что имелось описание. Нашли. (см фото)

За 1:15 по некрутому снежнику, мелкой осыпи, через скальные выходы добираемся до первой травки! Поворачиваем направо по долине. Через 30 мин оказываемся под последней ступенью спуска с пер N10. В обилии цветущая трава образует сплошной покров, что несказанно радует уже притомившийся от серо-белых оттенков взор!

Спустя еще 10 мин по уверенной тропе проходим площадку со следами тур. стоянки(без намёка на воду). Неподалёку, слева по ходу спускается долинка с фаллическим останцем.

Через 15 мин резко, без кустовых прелюдий, начинается хоть и не густой, но еловый лес! Слева – грандиозный мелкоосыпной конус спуска с пер N6.

Вскоре (за 30 мин) тропа выводит на твёрдую грунтовку, по которой (ещё за 30 мин) добираемся до слияния двух сухих русел. Ниже по долине широкое безлесое выполаживание, строение с оградой, поилка. На скалах видны следы антропогенного воздействия (выдолбленные ступени, террасы и гроты). Проводим разведку на воду вверх по ущелью в сторону пер N22. Лесная дорожка, птицы, звенящая свежесть и чистота – великолепны. На 3 км русло остаётся сухим. Решаем немного приспуститься и встать рядом с поилкой. А жилище оказалось без обитателей.

День 10

6.05.08

Туман…

м н –тропа вдоль ручья с Лидута - под пер N22

Ходовое время – 5:28 час.

Километраж – 6,5 км.

Перепад высот +1250м.

8:00 уже на тропе. Моросит мелкий дождик. Прохладно. За 30 мин набираем 300 м, и достигаем границы леса. Выше выпал свежий снег, скрыв тропу и здорово осложнив этим передвижение. Слабо утоптанное направление уходит вправо и, по-видимому, следует в соседнее ущелье. Обнаружив её «неправильность», возвращаемся и начинаем подъем по скользкой некрупной сыпухе. За 2 часа добираемся до разделения долинки и поворачиваем к нашему перевалу. Снег. Туман. Видимость падает до 10 метров. Идём по приборам. Через 2:20 выходим в цирк и ощущаем себя под перевалом. 14:40 местного времени, но на перевал в слепую идти не решаемся.. Определившись с лавинобезопосностью, ставим лагерь.

День 11

7.05.08

Пер N22 (Лидут Западный, 1Б,3300). Горными дорогами..

м н - N22 (1Б,3300) - у поилки на дороге в п Елатан

Ходовое время – 4:25 час.

Километраж – 12 км.

Перепад высот +300/-1400 м.

Утром от вчерашнего циклона остаётся лишь слабая муть в уже глубокой небесной синеве, яркое солнце приглашает продолжить путь. А перевал действительно обнаруживается там где мы и полагали.

В 10:00 покидаем лагерь. За 1:15 достигаем приятного перевального перегиба. Подъём удобнее по правой стороне кулуара. В начале – тропёжка до колена, в верхней части – задутый плотный фирн.

С перевала открывается ёмкая панорама окрестностей, далеко внизу виднеется турецкая цивилизация. Прикидываем различные варианты, и решаем изначальный макро-план с выходом через каньон 77 бродов оставить на будущее (ввиду нехватки времени), а сейчас отправиться к посёлку Елатан и далее на море!

15 мин спуска по глубокому свежему снегу сбрасывают 300 м и выводят к началу кулуарчика.

Снег там ещё сохраняется, но он плотный.

Через час последний снежник остаётся позади! А впереди – милая сердцу травка, цветочки, коровки!

Как-то неожиданно быстро начинается хорошая грунтовка с частыми поилками. Проходим около 1,5 часа и встаём лагерем недалеко от пересекающего дорогу ручейка и поилки (см фото)

День 12

8.05.08

Выход в цивилизацию..

м н – п Елатан

Ходовое время – 2:50 час.

Километраж – 15 км.

Перепад высот +300/- 900.

Вскоре открывается уголком частичка Елатана, начинаются поля..

За 2:50 от лагеря дорога приводит к центру посёлка.

Дожидаемся проходящего автобуса и отправляемся в Адану и далее до Кисклеси, где проводим оставшиеся два дня в уютном месте на берегу Средиземного моря.

Марширующим по Турции - не турецкий марш, а сонет вдогонку!

Сонет 2545 Присвячується Горчакову та товаришам по турецьких мандрах В турецьких горах бродять тільки турки? Ні, є й туристи, «ласі» до ходьби, З країв сусідських! Турками хоть би В путі не стать! Маршрути – не халтурки: Господь насипав з неба штукатурки На ржу каміння – по снігах греби, Лиш не спотій!? Не стрінеш тут юрби, І не наллють за рогом кави з турки!.. Здається, краю цим буграм нема… І літо тут – не літо, і зима На зиму справжню кліматом не схожа… Те й є лишень: дорога непряма… Хто в хмару йде, на хмарі хтось дріма… На березі ж морськім погода – гожа!.. 21.10.2011 р.