Руководитель: И.Савостин, Москва

Отчет о горном походе 1 к.с. по З.Кавказу осенью 2009 г.

Турклуб МГУ

Отчет о горном походе по З.Кавказу 1 к.с. в сентябре – августе 2009 г.

Нитка маршрута:

пос. Загедан – р. Загеданка – пер. Загеданских Озер (1Б, 2750) – озера на р. Ацгара – пер Уруп-Джога (Ажога н,к 2648) – п. Пхия – пос. Загедан – р. Мамхурц – ур. Семи Озер 2400 (радиально) – пер. Мамхурц-Верхний (п\п 1А, 2642) – р. Дамхурц – р. Б. Аджара – пер. Квата (н/к, 2350) – оз Дамхорс – пер. Цындышхо (1А, 2750) – оз Кардывач – Энгельмановы поляны- пос. Красная Поляна

руководитель Савостин Илья,

isavostin@gmail.com ,

Маршрутная книжка №11/3-111

Общая информация

Цели и задачи похода

1. Посетить не высокий район Кавказа осенью. Это время самые, когда в таком районе наиболее красиво – склоны разукрашены в желтый, красный, зеленый и белый. И когда встреча с людьми в горах практически не возможна.

2. Пройти через горы к морю. )

3. Пройти часть препятствий маршрута в режиме первопрохождения.

Заявленная и пройденная нитки маршрута, отличия и их причины Заявленная:

Пос. Загедан – оз. – под п. Загедан – пер. Загедан (1А, 2700) – пер. – Уруп Джога (н/к, 2648) – п. Загедан - р. Имеретинка – оз. Большое Имеретинское – пер. Тихий (1А, 3012) – р. Дамхурц – р Б.Аджара – пер. Квата (н/к, 2350) – оз Дамхорс – пер. Цындышхо (1А, 2750) – оз Кардывач – р. Мзымта – ур. Энгельмановы поляны – п. Красная Поляна

Предполагалось, в случае не возможности получения пропуска в долину р. Имеретинка заменить часть маршрута пос. Загедан – р. Имеретинка – оз. Большое Имеретинское – пер. Тихий (1А, 3012) – р. Дамхурц на

пос. Загедан – р. Мамхурц – пер. Семи озер (1А, 2550) радиально* – пер. Мамхурц Верхний (п/п, 1А 2642) – р. Дамхурц

В маршрутной книжке этот перевал был назван по ошибке Озерным. В разных источниках (книгах, отчетах и картах) этот перевал называется по разному Озерным и Семи Озер. При написании отчета удалось разобраться в путанице с названиями перевалов. Сейчас назван в соответствии с caucatalog.narod.ru

Пройденная:

Во время похода долина р. Имеретинки была закрыта для посещения (из-за «гона» у оленей в КГБЗ) и пропуск в нее получить не удалось. Поэтому этот участок маршрута был заменен на прохождение долины р. Мамхурц, в соответствии с планом.

п. Загедан – р. Загеданка – пер. Загеданских Озер (1Б, 2750) – озера на р. Ацгара – пер Уруп-Джога (Ажога н,к 2648) – п. Пхия – пос. Загедан – р. Мамхурц – ур. Семи Озер 2400 (радиально) – пер. Мамхурц-Верхний (п\п 1А, 2642) – р. Дамхурц – р. Б. Аджара – пер. Квата (н/к, 2350) – оз Дамхорс – пер. Цындышхо (1А, 2750) – оз Кардывач – Энгельмановы поляны- пос. Красная Поляна

Отличия и их причины:

1. Первоначально планировалось начать поход с посещения озер под пиком Загедан. Из-за плохой погоды (туман и очень сильный ветер) этот участок маршрута решили сократить.

2. Вместо пер. Загедан был пройден пер. Загеданских Озер. При подготовке похода в различных источниках указывалась категория пер. Загедан от 1А до 1Б. При этом нигде не удалось найти описание прохождения этого перевала. Абсолютно аналогичная ситуация была перевалом Загеданских Озер, в списках перевалов и на картах его к.с была указана от 1А до 1Б. Но при этом по карте перевал Загеданских Озер кажется совершенно не достижимым, по сравнению с пер. Загедан. См. карту ниже.

перевалы Загедан (421) и Загеданских Озер (420) на карте

Поэтому при составлении маршрута перевал Загеданских Озер не попал в маршрутку. Однако при «опросе» местных в пос. Загедан и коше выяснилось, что самый простой первал в д.р. Ацгара – пер. Загеданских Озер. Кроме того удалось услышать описание прохождения этого перевала, а т.к. погода была отвратительной и видимость до 50м., то решено было идти наиболее известным путем и простым путем, а именно перевалом Загеданских Озер.

3. Не удалось радиальное восхождение на пер. Семи Озер 1А. Долина Мамхурц, из которой идет подъем к перевалу оказалось не хоженой уже очень большое количество времени. Тропа, которая была в старых описаниях, заросла мелколесьем. Из-за чего прохождение нижней части долины требовало огромных усилий и кучу времени. Подняться на перевал банально не хватило времени.

Состав группы

2,54

Р. Загеданка – кош на р. Загеданка 2200м

4,08

Кош – пер Загеданских озер (1Б, 2750) – р. Ацгара (Пятиозерье)

7,44

Р. Ацгара – пер. Уруп- Ажога (н\к, 2648) – р. Б Ажога – пос Пхия – пос. Загедан

21,71

Пос. Загедан – р. Мамхурц 1600м

10,88

Р. Мамхурц – р. Мамхурц 1930м

Радиальный выход в урочище семи озер

7,66

Перевал Цындшыхо

Высотный график

график высот маршрута

Организационные вопросы (пропуска, транспорт)

Транспорт:

· а\м Амавир – пос. Загедан, заказали у частного водителя, которого нашли в интернете.

· а\м Энгельмановы поляны – пос. Красная Поляна можно заказать на полянах. Так же есть вероятность поймать попутку, если выход группы совпадает с выходными. Озеро Кардывач часто посещается. Добраться на а\м до озера Кардывач представляется невозможным.

· От пос. Пхия в сторону Рожкао едут лесовозы (по крайней мере, такую информацию мы получили от местных в 2009 г.). Водитель может подвезти вас.

Пропуска:

· Погран пропуска были заказаны и получены по почте еще в Москве за месяц до похода. Дело в том, что ближайшая застава в Невинномысске, а это ой как не по пути к Загедану. Крюк в 100-150 км, чтобы забрать пропуска на мой взгляд будет лишним.

· Пропуска в КГБЗ были оформлены на месте в кордоне Карапырь. (также можно оформить их на кордоне Закан). Ситуация в том, что не в каждый район заповедника, не всегда и не каждого могут пустить. Например, р. Имеретинка открыта для посещения только радиально и то не всегда. Причем, егерь поведал мне историю о том, что у некоторых они забирают паспорта, чтобы быть уверенными в том, что люди вернуться назад и не пойдут дальше в глубь заповедника. Также в сети читал о том, что если есть знакомые в заповеднике, то получить пропуск можно куда угодно и когда угодно. Также могут дать «правильный» пропуск на месте, если «подмазать» «нужного егеря». В общем коррупция у нас везде ни для кого это не секрет. Нам к сожалению договориться не удалось.

· Пропуска в Сочинский Заказник можно оформить на кордоне Карапырь

Описание прохождения маршрута

Часть 1. Озера и еще раз озера.

пос. Загедан – р. Загеданка – пер. Загеданских озер (1Б, 2750) – пер. Уруп-Джога /Ажога (н/к, 2648) – пос. Пхия – пос. Загедан.

карта 1-й части маршрута

27.09.2009 г. Армавир -пос. Загедан - р. Загеданка 1500м

В Армавире встретили нашего водителя и выехали в горы в 7.00. К 14 добрались до кордона Закан. Но оказалось, что там некому выписать нам пропуска в заповедник. «Старший» егерь отсутствовал на месте, а «младший» егерь не умел писать…

кордон Закан и долина Имеретинка

К 15.00 добрались до кордона Карапырь. Выписали пропуска в заповедник (1500 р. на 5 чел.). В 15-30 добрались до пос. Загедан, который по представляет из себя погран заставу и несколько домиков рядом. Прошли проверку документов, у одного из местных оставили заброску и в 16-40 вышли на начало маршрута.

Погода пасмурная, примерно 8оС. К северо-западу от пос. Загедан начинается тропа, указанная на карте. Тропа местами переходит в дорогу. За 2 перехода поднимаемся до поляны с оборудованными местами под ночевку и кострищем. Давление резко падает и погода портится. Начинается снег с дождем и холодает. За этот день поднимаемся на высоту 1500-1550м.

тропа от пос. Загедан к первой ночевке

28.09.2009 р. Загеданка – кош у р. Загеданка ~2200м

Встаем в 6.45. С утра небо местами ясное, к 8.30 спускается туман. Видимость 150м. Температура 5,7 оС.

С поляны, на которой мы ночевали, в нужном направлении ведет дорога и тропа. С утра проводим разведку, чтобы найти наиболее оптимальный путь подъема. Он идет по тропе к реке Загеданка. Выходим в 10-30. За 2 перехода к 12.55. доходим до слияния р. Загедан с ее левым притоком, вытекающим из-под пер. Шхуанта. Дальше поворачиваем на северо-запад и начинаем подъем на плато на котором находятся озера под пиком Загедан.

начинаем подъем к озерам под пиком Загедан

В 14.10. доходим до стропил какого-то сарая. Погода окончательно испортилась – видимость метров 20. Продолжаем подъем на плато. Начинается снегопад. По мере подъема ветер существенно усиливается. К 16.00 ветер достигает апогея! Его порывы буквально сбивают с ног! К этому времени мы поднимаемся до высоты 2450-2500 м.и укрываемся от ветра за небольшой скалой, торчащей из склона. Обедаем. Я ловлю себя на том, что начинаю проводить параллели между нашим подъемом и восхождением на Эльбрус в мае. ))) И т.к. никаких намеков на улучшение погоды не было, оставалось подняться еще около 400м решили спускаться и ночевать внизу у реки Загеданка. Сократить заход к озерам под пиком Загедан.

Сбросили около 200 метров высоты и погода изменилась ) Выглянуло солнце, туман немного рассеялся, ветер стал поменьше. Однако желающих вернуться не было, и поэтом продолжили спуск к р. Загедан.

Вид в долину реки Загеданка. Погода улучшилась.

К 18 спустились к кошу и приняли приглашение пастухов переночевать в коше. Устраиваемся, ужинаем, травим байки и слушаем непогоду снаружи.

За весь день из-за непогоды не удается даже взглянуть на перевал, который мы идем – пер. Загедан. Туман. Сейчас же узнаем от пастухов, оказавшихся знатоками местных гор и ходивших все окрестные перевалы, что наиболее простой перевал в долину р. Ацгара – пер. Загеданских озер. Нам подробно объясняют путь подъема на этот перевал. Принимаю решение идти перевал Загеданских озер, хоть он и не завялен в маршруте. Т.к. в условиях плохой погоды безопаснее идти более известное препятствие. В 21-30 отбой.

29.09.2009 кош- пер. Загеданских Озер (1Б, 2750) – оз. 2460м

Встаем в 6.30. За ночь нападало еще больше снега, давление высокое, тумана нет. За пару коротких переходов к 10-00 доходим до поворота на подъем к пер. Загеданских озер, высота 2360. В восточном направлении за туманом перевал Загедан. Мы его не пойдем. Не известно, что там нас ждет.

За туманом перевал Загедан

Слева (на юго-западе) открывается вид на путь подъема к перевалу Загеданских Озер, действительно по карте этот путь не очевиден.

путь к подъема к Загеданским Озерам из д.р. Загеданка

Идет снег, но ветра нет, начинает спускаться туман. Надеемся проскочить перевал, пока видимость не упадет. К 11.30. понимаемся к Загеданским озерам. Начинается сильный снегопад. Сразу за озерами виден наш перевал. Высота 2575.

Вид на перевал Загеданских Озер

Перевальный взлет 30-35 градусный травянисто-осыпной склон, в конце которого небольшой скальный кулуар, немного более пологий, чем сам склон. Трава покрыта не большим слоем снега, камни – льдом со снегом. Очень скользко! По склону двигаемся плотной группой (камни летят из-под ног!). Кулуар не составил большого труда, т.к. был забит довольно глубоким снегом, который отлично держал. В 13-25 поднимаемся на перевал. Сложность перевала можно оценить как 1А*, в нашем случае 1Б из-за травы со снегом и камней со льдом.

последние 15 метров подъема на пер. Загеданских Озер

Снимаем записку группы из 4-х туристов г. Армавира от 31.08.2009. В записки коллеги грустят по поводу окончания сезона, но для нас сезон не окончен. ) Оставляем свою записку.

После подъема на перевал настроение группы резко поднимается! Это первая победа в походе, она была очень важна после ряда мелких не удач и постоянной плохой погоды. И надо сказать, что это событие окончательно укрепляет коллектив. Прямо физически чувствуется, что у всех появляется 100% уверенность, что не смотря ни на что, дальше поход будет более успешным.

Долина р. Ацгара, в которую начинаем спуск, представляет из себя несколько висячих долинок, в каждой из которых расположено большое озеро или даже 2. Местность получила название пятиозерье, т.к. в долине расположено 5-6 крупных озер. Озера уступают по размеру оз Чилик или Кяфар, но даже самое маленькое из них минимум раза в 2 по площади больше, чем известное Маркинское озеро под пер. Бадук. Почти сразу за перевалом не большая «лужа» похожая на маленькое озерцо. Не путать ее с озерами пятиозерья!

Вместе с началом спуска погода портиться окончательно и бесповоротно. Снег усиливается и спускается плотный туман, видимость метров 5-10, временами туман немного расходиться и на нас в прямом смысле наплывают искаженные образы соседних склонов и озер. Но т.к. долина узкая и «попасть» особенно не куда, то принимаем решение продолжить спуск. Спуск организуем следующим образом: пока женская часть группы отдыхает, мы с Сашей разведываем и тщательно «зарисовываем» маршрут спуска к следующему озеру. Так спускаемся ко второму (сверху) озеру.

путь спуска с пер. Загеданских Озер к верхнему озеру д.р. Ацгара (окно в тумане)

И затем еще к 2-м озерам

следующая висячая долина с 2-я озерами (2-е не видно из-за тумана)

В процессе спуска туман рассеивается, и обходя озеро замечаем, что на нем нет ни льдинки и от него поднимается пар. На какое-то мгновение кажется, будто именно из этого пара и складывается туман окутавший всю долину.) И действительно, вода в озере оказывается гораздо теплее, чем вокруг! Поняв это мы с Сашей с удовольствием купаемся кто как может. ) Ставим лагерь в 17-00 рядом с озером, посередине которого камень. Высота 2460. Под вечер туман сгущается, но снег заканчивается.

30.09.2009 Оз. 2460 – пер. Уруп-Джога/Ажога (н/к 2648) – пос. Пхия - пос. Загедан

Новый день встречает отличной погодой! С утра на небе ни облачка.

Озеро с «камнем» с места стоянки.

И теперь виден наш вчерашний путь спуска и перевал Загедан со стороны реки Ацгара.

перевал Загедан из д.р. Ацгара

Выходим в 10.20. Через пол перехода в 11.05. на перевале Уруп-Джога.

подъем к перевалу Уруп-Джога (Ажога)

вид с пер. Уруп – Джога (Ажога) в сторону р. Ацгара

Снимаем записку группы туристов из г. Саратова под руководством Уколова В.П. от 9.08.2009 г. и оставляем свою. На перевале дует сильный ветер. Видны все долины — Мамхурц, Дамхурц а также хребет, за которым р. Имеретинка и в нем перевал Тихий. Высота 2648.

По ходу спуска видно район перевала Надежда, который так же как и наш перевал ведет из д.р. Ацгара в д.р. Б. Ажога.

вид при спуске с пер. Уруп-Джога (Ажога)

вид при спуске с пер. Уруп-Джога (Ажога) 2

Описания перевала не было, поэтому спуск предполагался вдоль р. Б Ажога. В соответствии с планом, через переход к 12.15 спустились к р. Б.Ажога до высоты 2215 и перешли на орографически правый берег. На этой высоте река шириной 1,5-2м. Разведка вариантов спуска показала, что спуск по самой реке не возможен – обнаружен минимум высокий водопад.

крутые склоны реки Б. Ажога

А оба склона реки довольно круты и спускаться по ним нет желания. Найденный «правильный» вариант движения идет к краю гребня идущего параллельно реке Б. Ажога с юга от нее см.карту.

схема спуска с пер. Уруп-Джога (Ажога)

Около 15-00 у гребня обнаруживаем тропу, по которой решаем идти. Тропа идет траверсом в восточном направлении (т.е. практически в противоположном от пос. Загедан, куда нам нужно попасть) и приводит нас к пустующему кошу.

путь по гребню до заброшенного коша

От него начинается дорога, спускающаяся к лесу. В лесу мы около 17-00. Пройдя чуть глубже по дороге в лес выходим на вырубленную поляну и встречаем лесорубов. По их пояснениям место нашей с ними встречи называется «Веселое». Нам объясняют наиболее простой спуск вниз, который ведет в Пхию в 18-40 мы там и в 20-40 в пос Загедан (от Пхии до Загедана идем по дороге). Здесь Саше удалось договориться с местным – Анатолием – и он пустил нас к себе в небольшой «гостевой» домик, за что ему большое спасибо.

Часть 2 Мамхурц тебя забери!

пос. Загедан – р. Мамхурц- ур. Семи Озер - пер. Мамхурц Верхний (1А, 2642) – р. Дамхурц 1620м

карта 2-й части маршрута

1.10.2009 Пос. Загедан – р. Мамхурц 1600м

Устраиваем полудневку разбираем заброску, не спеша завтракаем. Погода вот уже 2-й день идет на поправку, что не может не радовать.

Выходим в 13.30. В западной части пос. Загедан есть кладка через р. Большая Лаба. Кладка давно не ремонтировалась, местами на ней нет досок, но несущие тросы на месте и не повреждены. Переходим кладку со страховкой.

вот такой был мост через р. Б. Лаба в пос. Загедан в 2009 г.

Сразу за мостом начинается дорога ведущая на юго-восток к долине Мамхурц, вдоль р. Большая Лаба (дорога обозначена на карте). Начинаем движение от моста в 15-00. Через 1 переход от основной дороги отходит еще одна направо (на юго-запад). Разведка показала, что нам туда не надо, мы продолжаем движение вдоль р. Бол. Лаба. Дальше дорога спускается к реке, идет вдоль нее около 50м, и через 150м, подходит к р.Мамхурц. Моста через р. Мамхурц нет, есть брод. За 50м до реки - перекресток. На юго запад (вверх вдоль р. Мамхурц) идет нужная нам дорога. Во время подъема открывается вид на долину реки Б. Ажога.

вид с подъема в долину Мамхурц на долину р. Б. Ажога

За 2 перехода к 18.30 доходим до места, на котором можно поставить палатки. Весь день стояла хорошая солнечная погода. А к вечеру сильно холодает.

2.10.2009 р. Мамхурц– р. Мамхурц 1930м – ур. Семи озер (радиально)

Встаем рано, на улице очень холодно, о чем свидетельствуют корочки льда на мелких лужицах у дороги рядом с местом ночевки. Собираемся очень медленно и выходим только в 8-50.

До 15-00 идем по криволесью, за это время проходим 2-3 км. Тропы нет лес очень густой, приходится в прямом смысле прорываться сквозь ветки, ползти с рюкзаком.

На самом деле сказать очень густой, значит не сказать ничего. Поверьте, даже на ММБ вы в такие дебри бы не полезли! Чтобы пройти – надо либо прорубать себе дорогу сквозь ветки мачете, либо двигаться ползком на брюхе с рюкзаком. У нас в группе родилась сразу целая серия новых ругательств: «Иди ты в МАМХУРЦ!», «Вот МАМХУРЦ!», «МАМХУРЦ тебя забери!» или просто «В МАМХУРЦ!» и т.п.

К 16.30 доходим до места, у которого начинается путь к урочищу 7-ми озер и пер. Семи Озер.

Ставим лагерь и выходим к перевалу и озерам. В 100м от р. Мамхурц, у большого камня, начинается подъем к перевалу Семи Озер.

начало подъема к пер. Семи Озер из долины Мамхурц

Старая тропа еле видна на склоне. Периодически она идет по руслу старого ручья местами приходится проползать под густыми зарослями криволесья на четвереньках. Тропа выводит на осыпь. За ней — небольшой травяной склон (около 30-50м высоты). Поднявшись на этот склон, видим справа гребень. С него, видим первое озеро.

первое снизу озеро и пер. Семи Озер

вид от озера в сторону долины Мамхурц

Урочище 7-ми озер исчерчено тропами. Озер действительно 7, 3 из них совсем маленькие. Пер. Семи Озер очевиден.

озеро под перевалом Семи Озер

вид от озера под перевалом в сторону долины Мамхурц

К сожалению подняться на него не успеваем, т.к. солнце садится рано и темнеет уже в 19.30-19-40. В 19.20.спускаемся в лагерь и буквально через 10-20 минут окончательно темнеет.

3.10.2009 р. Мамхурц 1930м – ущ. Мамхурц ~2485м

Выходим поздно в 9-50. За первый переход поднимаемся на моренный вал перед поворотом долины. Справа ( на западе) видим водопад, он вытекает из цирка с перевалом Мамхурц.

поворот к перевалу Мамхурц

Впереди открывается вид на район пер. Мамхурц-Макера.

вид на перевал Мамхурц-Макера

А также открывается вид на долину Мамхурц.

вид вниз в долину Мамхурц

Верхняя часть долины представляет из себя пологую средне-крупную осыпь. Воды нет. Отсюда показывается наш перевал - Мамхурц-Верхний.

верхняя часть долины Мамхурц и перевал Мамхурц Верхний

Но пока не хочется идти на него. Решаем пройти долину до «конца» и к 15-30 выходим к ее «окончанию». В верховьях долины простые склоны ведут наверх гребня, разделяющего цирк с перевалом Мамхурц от основной долины, а также ведущие в долину Дамхурц.

окончание долины Мамхурц. Пологие склоны ведут на гребень разделяющий долину Мамхурц от цирка с перевалом Мамхурц

Поднимаемся на один из них. Спуск вниз с него можно оценить как 3А или выше. Со склона видим на плато в конце долины два озерца (лужи). Спускаемся к ним в 18.50 и разбиваем лагерь. Высота ночевки 2485. На месте ночевки лежит немного снега. Днем снег тает, образуя единственные в этой части долины водоемы — лужи шириной в 3 метра. На утро планируем разведку перевала.

места ночевок с водой в верховьях долины Мамхурц

4.10.2009 ущ. Мамхурц ~2485м – р. Дамхурц 1620м

В 8.00. с Сашей выходим на разведку перевала. Остальные собирают лагерь и готовят завтрак. Налегке проходим перевал и вешаем веревку. Вообще, она там не особо нужна, но тащить ее второй раз вверх не хотелось, решили, что так она нам пригодиться.

В 11-50 выходим из лагеря. Перевальный взлет высотой около 250 м. Подъем на пер. начинается по сыпухе, которая выводит к узкому кулуару со снежником около25 град, который выводит в верхнюю часть перевала.

подъем на перевал Мамхурц-Верхний вид вниз.

основная часть подъема кулуар с сыпухой и снегом.

Кулуар простреливается камнями. В верхней части кулуар круче, до 35 град, но подниматься на перевал по кулуару нет никакого смысла. В середине кулуара можно свернуть направо и подняться на пер. по более пологому около 25 град травянисто-осыпному склону.

на седловину выводит травянисто-осыпной склон

В 13.00 на перевале. Ставим тур, оставляем записку альтиметр показывает высоту 2615 м.

группа на перевале Мамхурц Верхний

Со стороны р. Дамхурц под перевалом пологая крупно-среднекаменная осыпь, в конце которой в долину Дамхурц спускается ручей и открывается вид на перевалы из д.р. Дамхурц в д.р. Макера.

под перевалом Мамхурц Верхний со стороны р. Дамхурц

вид на перевалы из долины Дамхурц в долину Макера

От осыпи спуск возможен по ручью (не рекомендуется, т.к. ручей с водопадами) и по склону левее ручья, как мы и пошли

путь спуска от осыпи

В 14.30. Спустились к ручью на высоту 2310. Далее по ручью спускаемся к реке Дамхурц. В 16.30 у реки кто-то очень сильно тупил. Около реки находим тропу ведущую вниз и идем по ней. Тропа местами теряется и в результате приводит на другой (орографически левый) берег, к водопаду. Спускаемся вниз по притоку (он же водопад) и переходим обратно на орографически правый берег р. Дамхурц в 17.30. Здесь находим тропу, по которой за два перехода доходим до моста через р. Большая Аджара. Примерно за 200м до моста тропа превращается в большую грязную дорогу. В 19.30 ставим лагерь недалеко от моста, на орографически правом берегу р. Дамхурц, прямо у дороги.

Часть 3 Вперед к морю! (и конечно к гастрономическим изыскам)

Р. Дамхурц – пер. Квата (н/к, 2350) – оз Дамхорс (Инпси) – пер. Цындышхо (1А, 2750) – оз Кардывач – Энгельмановы поляны – п. Красная Поляна

карта 3-й части маршрута

05.10.2009.Р. Дамхурц – пер Квата (н/к, 2350) – оз Дамхорс ( Инпси)

Выходим в 9-20. Переходим ( а кто-то переползает ) реку Дамхурц по мосту из 3-х бревен.

мост через р. Дамхурц

На другой стороне реки — 2 таблички: «Пер. Аджара» и «Начало заповедника». От бревна начинается тропа. Идем один переход до 11.00. Тропа переходит на орографически левый берег реки Б. Аджара. Еще примерно через 25 минут пути тропа пересекает приток реки. Переходим по бревнышкам. Еще через 20 минут тропа возвращается на орографически правый берег реки. Переправа по бревну или по камням. Дальше тропа поднимается вверх и выходит на заболоченную поляну. С нее открывается вид на пер. Квата-ложный.

вид с заболоченных полянок на перевал Квата Ложный

12.00. Высота 1835. В 12.30 выходим, от места стоянки, минут через 5 переходим на правый берег реки тропа идет вверх. Нам кажется, что идем не туда. Поэтому устраиваем разведку (а кому то отдых), которая длиться до 15.00. Ищем тропу на левом берегу среди криволесья, однако единственная тропа на правом берегу ведет, как кажется, на пер. Квата-ложный. Разведка показывает, что эта тропа ведет в правильном направлении. Также на пер. Квата можно пройти по правому берегу, но нужно идти по ручью, редколесью и осыпям, что является существенно более сложным путем (а в «Мамхурц» группа больше не хочет почему то). Выходим в 15.10. Делаем два перехода. Идем по тропе, которая ведет на самый перевал.

вид вниз в долину р. Б Аджара

путь к перевалу Квата

Под перевалом находится недостроенное строение из дерева и большая яма с консервными банками. Так же под перевалом — синяя табличка про погранзону.

под перевалам Квата остатки «избушки»

В 17.15 на перевале Квата, отсюда открывается вид на г. Аджара.

вид на г. Аджара с пер. Квата

Сняли записку группы турклуба Стрижамент от 1.09.09 руководитель Драмарецкая С.М., оставляем свою записку. От пер Квата к р. Цахвоа ведет хорошо набитая тропа, которая после спуска теряется у реки и находится на другом берегу.

вид на путь спуска с перевала Квата

Далее до озера Дамхорс тропа идет по заболоченному орографически левому берегу.

путь к озеру Дамхорс

20.00. Дошли о. Дамхорс. Озеро сильно обмелело, по берегам видно, что уровень воды примерно на метр ниже, чем обычно. Погода весь день была ясная, к вечеру небо затягивает тучами. Находим стоянку на западном берегу озера. Слышно, как работает генератор на погранзаставе.

06.10.2009. Оз Дамхорс – пер Цындышхо (1А, 2750) – приток р. Мзымта 2100м

Переход в этот день предстоит короткий и простой, вчера пришли поздно и все устали, поэтому не торопимся. День начинаем со съемки обмелевшего озера.

по нашей теории погранцов по утрам мучит страшная жажда, иначе куда еще могла деться вода? )))

Выходим только в 12-15. До этого времени тупим. Тропинка ведет прямо от места стоянки вдоль самого южного из западных притоков озера. Через переход выходим в висячую долину. Тропа теряется в осыпи.

висячая долина с водопадом. Тропа теряется в осыпи, но она тут и не нужна.

Долина заканчивается водопадом и переходит в следующую долину.Поднимаемся по тропе и переходим реку на орографически левый берег ручья. На другом берегу находим тропу и движемся вверх. Перед горой, похожей на лопату — поворот направо (почти на север).

«маркер» на поворот к перевалу Цындышхо

вид вниз в сторону оз. Дамхорс

Дальше немного травы и осыпь, по которой поднимаемся на две полки и видим перевал Цындышхо.

за поворотом к перевалу Цындышхо

вид на перевал Цындышхо

14.20. Конец второго перехода. Путь на перевал — по пологой каменистой осыпи. По пути на перевал встречаем двух человек, они спускаются к озеру Дамхорс. Узнаем, что 9-го числа с Энгельмановых полян на Красную Поляну уходят два автобуса с туристами — в 14.00 и поздно вечером. Эта информация может пригодиться. Еще за 2 перехода к 16.30 доходим до перевала. Тут лежат велосипедные колодки и табличка посвященная В.И. Ленину.

на перевале Цындышхо

Погода резко портится, со стороны р. Мзымта все в тумане, видимость 20-50 м. Спускаемся с перевала по следам встреченных нами людей которые удается угадать в снегу. Дальше спуск по пологой сыпухе (20 градусов), местами посыпанной снегом. Через 200м по высоте сыпуха поворачивает налево (на юг), затем, еще через ~50 метров принимает прежнее направление (западное). Дальше находим тропу с синенькими веревочками, спускаясь по которой выходим на полянку с местом для палаток. Полянкой ЭТО конечно назвать сложно, скорее склон с не большим выполаживанием, достаточным, чтобы поставить 2 палатки. Туман, видимость 20м. Высота 2100. В 18.20 ставим лагерь, в 19.00 окончательно темнеет, видимость падает до 5 м. Радуемся, что не продолжили спуск.

К 22.00 туман стекает в долину ниже нас, небо расчищается.

07.10.2009. приток р. Мзымта 2100 – оз Кардывач – Энгельмановы поляны

8.00 Подъем. Погода облачная, тумана пока нет. Прямо перед нами через долину — гора Лоюб.

вид на г. Лоюб при спуске с перевала Цындышхо

И сразу, за гребешком, как на ладони оз. Кардывач, за которым видна г. Агепста.

путь спуска к оз Кардывач

10.20. Выходим. За один переход доходим до озера. Обходим его с южной стороны, встречаем кучу людей. Час стоим на озере, Саша купается.

вид на район перевала Цындышхо от озера Кардывач

В 12.30 прощаемся с оз. Кардывач. От него по орограф. правому берегу Мзымта идет хорошо набитая тропа, по которой начинаем пологий спуск к Энгельмановым полянам. Через 1,5 часа доходим до пограничников, которые угощают нас кашей, дают потискать собаку и рассказывают, куда идти дальше. Идем по той же хорошей тропе. Временами встречаются люди.

В 15.10 обедаем кашей, которой угостили нас пограничники – прощай раскладка, да здравствует коммунизм! (Нет, на самом деле вру, до этого еще несколько часов, пока просто вкусная каша от погранцов). В 15.40 выходим, в 17.25 проходим р. Сумасшедшая и в 18.10 выходим к Энгельмановым полянам, а там нас ждет засада. Выясняется, что от оз. Кардывач до этих полян мы шли по заказнику(пропуска в который нам должны были продать на Кордоне Карапырь, но не продали), и теперь на нас налагают штраф. Здесь же местные егеря связываются с водителем из Красной Поляны и мы договариваемся, что завтра в 12.00 за нами придет машина и довезет до Красной поляны. 20.30. Ставим палатки недалеко от «заставы» заказника (егерь показывает нам места). Высота 1115.

08.10.2009 Энгельмановы поляны – пос. Красная Поляна

К 12-00 как и было договорено за нами приезжает заказанная машина. Через 2-3 часа пути мы в Красной Поляне.

Выводы и рекомендации

1. Особенности проведения походов «золотой» осенью в данном районе:

Недостатки

a. Одна из самых больших неприятностей, которая ждет группу отправляющуюся в поход осень – это не причуды погоды, а короткий световой день. Необходимо учитывать это при планировании маршрута. Светает около 7, темнеет уже в 19-30. При этом в плохую погоду стемнеет в 19.

b. Конечно, не стабильность погоды, туманы, сырость.

Преимущества:

a. Необыкновенная красота гор в это время года!

b. Не жарко (лично я не фанат тащить рюкзак по 30 градусной жаре на перевал)

c. Гораздо меньше встречных людей на маршруте в горах (это конечно может выйти боком при ЧП).

d. Меньше зарослей. Осенью нет 2-х метровой травы.

2. В нижней части долин данного района могут быть настоящие джунгли! Закладывайте дополнительное время на прохождение долины, если не нашли описания какой-либо группы, которая уже ходила эту долину и ваш маршрут проходит через лесную зону.

3. На карте подход под пер. Загеданских Озер выглядит не преступным и описания его также было не доступно на момент планирования похода. Однако на самом деле подход под перевал все очень просто! И такая доступность делает этот перевал самым красивым путем между рекой Ацгара и Загеданка.

4. Ранее долина Мамхурц была часто посещаема, сейчас же (2009г) тропы в ней нет (только звериные), нижняя часть долины поросла густым мелколесьем. Видимо малое посещение долины связано с тем, что она немного в стороне от основного маршрута к морю, который проходит по д.р. Макера – д.р. Дамхурц …Однако, долина сказочно красива (особенно осенью), только одно урочище Семи Озер чего стоит. Рекомендую по возможности включать в маршруты.

5. Получение пропусков в КГБЗ. Можно получить практически любой пропуск (конечно, если вы не собираетесь ловить рыбу или охотиться – это уголовно наказуемо!). Если нужен спец пропуск, ищите разные способы – например, официальный запрос от администрации вашего клуба (или даже города) о возможности проведения «экспедиции» по исследованию чего-нить в заповеднике.

Планы на будущее

При написании отчета, как результат переваривания полученной информации, родилась идея следующего осеннего похода в этом же районе. Взглянуть на интересные и малопосещаемые места этого района –долина Имеретинка, низовья долины Цахвоа и Безымянки. Совершить восхождение на г. Цахвоа 3345 (есть даже маршрут 1Б). Возможно это удастся даже осуществить когда – то. Самая большая проблема – получение пропусков в КГБЗ на такой маршрут.

Молодцы,

хорошо погуляли. По перевалам, всё же 421 Загедан - проще 420 Загеданских озер. На первом - подъем: пологая трава, спуск - просто снег, осыпь средней крутизны. Загеданских озер же - на спуск опасный кулуар, может веревка потребоваться, и от двух озер около водопадов очень крутой тр.-ск. склон.