Горы мира > Арктика и Антарктика >

Возвращение на вершину
Тайна маршрута разгадана.
Часть вторая

Американский исследователь Хансе Ваале 11 марта 1979 года напечатал в газете «Анкоридж таймс» статью «Загадочный маршрут доктора Кука». Основная часть материала - карта, на которой изображен маршрут Кука и на которой даны рукописные комментарии, устанавливающие идентичность между наблюдениями Кука и реально существующими географическими объектами.

Западнее хребта Карстен лежит еще одна горная цепь - хребет Пионер, который Ваале несколько неуклюже называет: Западный Северо-восточный хребет. Полемизируя с авторами «восточной версии», Ваале восклицает: «…только Западный Северо-восточный хребет может соответствовать описаниям Кука!»

«Хозяин» горы Уошборн в книге «Бесчестный доктор Кук» к этим идеям относится вполне предсказуемо – высокомерно и негативно: «Следующим человеком, который занимался маршрутом Кука, был Ханс Ваале, садовник, чьим хобби была расшифровка смысла труднопонимаемых отрывков из библии – до тех пор, пока он не открыл сочинения Кука… Постепенно интерес Ваале перерос в настоящую манию». Теорию Ваале Уошборн называет нелепой.

Между собой мы иногда обсуждали такой вопрос: а может быть главный ниспровергатель Фредерика Кука Брэдфорд Уошборн на самом-то деле знает, что Кук взошел на Мак-Кинли? Знает и выстраивает всяческие конструкции, чтобы сохранить истину в тайне за семью печатями. Похоже на то. Судите сами.

В книге «Бесчестный доктор Кук» Уошборн более чем охотно рассказывает об экспедициях Гоннасона и Хекаторна, щедро приводит карты движения обеих групп. Гипотетический путь по Восточному хребту к Мак-Кинли он называет «единственно приемлемым» для Кука и представляет этот маршрут читателям в виде иллюстрации – прямо-таки роскошно, отводя ей отдельную страницу. Он даже как бы благодарит членов команды Хекаторна за проделанную работу: «Экспедиция, спонсированная сторонниками Кука и Обществом доктора Фредерика А.Кука, внесла большой вклад в наше знание того, как происходило восхождение Кука в 1906 году. Хотя они не сумели доказать возможность того, что Кук достиг вершины через Восточный хребет и Восточную опору, эти восхождения, тем не менее, привели к четкому определению маршрута Кука, что позволяет прямо сравнить описание Кука и реальный характер горы». Трудновато прочесть, но все-таки понятно, что хочет сказать Уошборн.

Согласившись с как будто понравившейся ему восточной версией, Уошборн обрушивается на нее с убийственной критикой и доказывает, что Кук – жулик. Любопытно прочесть строчки, написанные директором итальянского Института полярной географии профессором Сильвио Дзаватти в 1960 году о докладе Уошборна, который был опубликован в 1958 году в «American Alpine Journal»:

«Семь страниц доклада Уошборна занимает разбор ошибок, найденных им при сравнении того, что он прочел в книге Кука и того, что есть на самом деле!
Семь страниц, которые не имеют никакого смысла по одной простой причине: Уошборн считает, что Кук поднялся на Мак-Кинли с восточной стороны. Но это ведь – чистый домысел, поскольку Кук никогда не говорил, что поднимался по восточному склону!
Естественно поэтому, что описание Уошборна не совпадает с описанием Кука, но ненормально, что Уошборн использует такие методы…»

Расхваливая восточную версию, Уошборн одновременно чернит версию Ваале. «Никто еще не проходил от Восточного хребта до хребта Картенс, – пишет знаток Мак-Кинли. – Девственные стены между этими двумя хребтами – самая трудная и опасная местность в Северной Америке». И продолжает: «Он (Кук) не понял, что прямой траверс через опасный восточный склон Мак-Кинли на хребет Картенс так сложен, что и спустя более полувека после его смерти этот подъем все еще не посилен для альпинистов».

Забудьте о такой возможности – вот главная мысль.

Но почему же? В книге Кука полно упоминаний о том, что он стремится именно к Северо-восточному, водораздельному (по его мнению), хребту. «Мы уже почти решили, что пределом наших усилий станет вершина северного гребня…» «С запада мы изучили ее (Мак-Кинли) на протяжении 25 миль». Кук имеет в виду свое продвижение на север, когда гора Мак-Кинли оставалась от него слева, на западе. В названии одиннадцатой главы книги Кука есть слова: «К северо-восточному хребту». Можно вспомнить и победную телеграмму счастливого альпиниста: «Мы достигли вершины Мак-Кинли новым путем с севера…»

Казалось бы, раз мы ищем правду, и у Кука упоминания о движении на север следует одно за другим, то естественно было бы исследовать именно северный вариант пути Кука и Баррилла. Почему бы Уошборну не привести в своей очень подробной книге, хотя бы ради любопытства, маршрут, предложенный Хансом Ваале и опубликованный им в американской газете.

Уошборн уверяет, что спуск с Восточного хребта на север, на ледник Тралейка невозможен и приводит аргумент абсолютно несерьезный: участники экспедиции 1994 года Фишер и Теджес натолкнулись на глубокий и рыхлый снег и поэтому не пошли вниз.

Специалист по горной Аляске хорошо знает о военной английской экспедиции Джеймса Милса 1956 года. Знает хотя бы потому, что в течение года был ее консультантом. (Миллс рассказывает: «В марте 1955 года я написал Уошборну и послал ему длинный список вопросов…наша переписка продолжалась 12 месяцев».) На участке хребет Карстенс – Восточный хребет армейские альпинисты дважды прошли часть маршрута Фредерика Кука по леднику Тралейка. Сперва они поднялись на гору Татум в Северо-восточном хребте, потом легко переместились по леднику Тралейка с севера на юг и взошли на перевал Тралейка Восточного хребта. Выходит, «девственность стен между двумя хребтами», о которой говорит Уошборн, была все-таки нарушена. Затем британцы спустились с Восточного хребта на ледник Тралейка и зашагали в обратный путь, на север, к своей базе. Невозможно не думать о том, что Уошборн не упоминает экспедицию Милса специально – отводя читателя от версии Ваале.

Есть еще одно подтверждение тому, что Кук шел на север, а не на запад по Восточному хребту.

Ральф Кейрнс, попытавшийся в 1912 году подняться на Мак-Кинли, попросил Фредерика Кука написать предисловие к его статье в журнале «Overland Monthly» (1913, №2). Вот что пишет доктор Кук: «Мы совершили первое восхождение (на Мак-Кинли) по самому восточному из трех северных хребтов в 1906 году. Хершель Паркер, который пошел на гору позднее, сказал, что северо-восточный хребет был непроходимым, и что, следовательно, наше восхождение было невозможным. В 1912 году он стартовал с севера, дошел до верхней части того же самого хребта, по которому мы совершили свое восхождение с востока, и заявил о том, что он поднялся на вершину*. Следовательно, он сам опроверг свое собственное заявление о том, что мы не поднялись на гору».

Комментарий Терриса Мура: «Конечно, это – вздор. Хотя при первом прочтении кажется, что в этом есть какой-то смысл. Паркер и Браун действительно продемонстрировали, что последняя миля маршрута Кука, указанного им в 1906 году, проходима. Но проблема в другом – в безнадежно трудных 20 милях в середине «маршрута», опубликованного доктором Куком в 1906 году».

И команда Миллса, и наша экспедиция в 2006 году, полностью опровергли беспочвенное мнение доктора Мура о «безнадежно трудных 20 милях».

Восточный хребет – хребет Карстенс

Пространство между хребтами Восточный и Карстенс заполнено ледником Тралейка, который в верховьях раздваивается: собственно Тралейка и Западный рукав ледника Тралейка. Эти два потока разделяет шпора Восточного хребта, похожая на полуостров в ледниковом море.

Кук, находясь на Восточном хребте, увидел и нарисовал две вершины на шпоре-полуострове, которые в последствии получили название гора Пегас. Команда Миллса в 1956 году поднялись на нее. У Кука, понятно, такой цели не было, ему следовало обойти шпору, точнее даже не обойти, а миновать – сразу за ней начать штурм хребта Карстенс.

С нашей сегодняшней точки зрения, перед Куком стояли четыре задачи: подняться на Восточный хребет, спуститься с него, преодолеть ледник Тралейка, взобраться на хребет Карстенс. Первые три из них для восходителя слились в одну, которую он решил легко, как бы играючи. Хершель Паркер в статье 1907 года, написанной со слов Фредерика Кука, рассказывает: «Случайно отряд наткнулся на ледник, который сгладил самый верхний восточный склон Мак-Кинли и представлял собой отличную дорогу на гору». Речь идет о существующем в воображении Кука едином ледниковом пространстве «Тралейка плюс Руфи», на самом деле, как знает читатель, разделенном Восточным хребтом. Этот придуманный Куком единый ледник мы видим и на его карте, приложенной к журнальной статье 1907 года. А в книге Кука находим: «Когда начало темнеть, мы поставили палатку посреди ледника на высоте 8000 футов… Здесь основной ледник сужается и резко поворачивает на юго-восток, захватывая весь восточный склон Мак-Кинли». Эта ошибочная запись сделана на леднике Тралейка.

Теперь воспользуемся дневниковыми записями начальника нашей юбилейной экспедиции – через 100 лет после Фредерика Кука – Олега Банаря:

«23 мая 2006 г. Мы поднялись на перемычку между вершинами 11000 футов и 10370 футов. С нее свернули на знакомую по прошлой осени полку и по ней взошли на Восточный хребет правее вершины 11000».

В задачу альпинистов входило осмотреть перевал Тралейка, находящийся к востоку от высоты 11000, но пробиться к нему они не смогли.

«23 мая 2006 г. Продолжение. Если смотреть отсюда на гору Пегас, то полного сходства с известным рисунком Кука нет. Скорее всего свои зарисовки он сделал западнее вершины 11000.
Мы попробовали спуститься с Восточного хребта прямо на ледник Тралейка, используя веревочные перила. Виктор прошел две веревки (100 метров), но приемлемого варианта не увидел – везде крутые ледовые стены, изрезанные глубокими шрамами бергшрундов. Куку и Барриллу такой спуск было не осилить – это ясно. Мы думаем, что Фредерик Кук сошел на ледник Тралейка с перемычки между вершиной 11000 и находящейся западнее вершиной 10980 футов.

24 мая 2006 г. Взобраться на снежно-ледовую башню 11000 оказалось нетрудно. С вершины виден путь по Восточному хребту и Восточной опоре к Мак-Кинли. По обе стороны гребня большие и опасные снежные навесы, очевидны и другие значительные технические препятствия. Кук просто не смог бы пройти здесь.
Соскользнув с 11000 на ледовое плечо, уходящее в сторону пика 10980, мы поняли, что именно эта последняя вершина нарисована Куком в его дневнике под названием «пик Гансайт». С нижних точек эта высота похожа на ствол ружья с мушкой на конце. Мы уверены, что именно это объясняет название, данное Куком: по-английски «Gunsight – «прицел». Просто удивительно, какое богатое воображение было у Кука! Гора Пегас с этого места тоже великолепно отождествляется с двуглавой горой в дневнике Кука. Траверсируя перемычку между вершинами 11000 и 10980, мы нашли простой спуск на ледник Тралейка.
Другого пути на север в этом районе нет и, конечно, доктор Кук пересек хребет именно здесь.

26 мая 2006 г. Палатка стоит на леднике Тралейка в семистах метрах от восточного края шпоры. Весь Восточный хребет, который мы исследовали фактически три дня, как на ладони. Спуститься сюда, на ледник, с перевала Тралейка, можно без всяких проблем, но как мы убедились, попасть на перевал неимоверно трудно. Со стороны ледника Руфи - с скальная стена, а если идти по хребту от вершины 11000 м, то дороги нет из-за гигантских карнизов. Остальные перевалы и перемычки щетинятся ледовыми сбросами в 300-500 метров. Так что наш путь – единственный, он естественен и безопасен.

27 мая 2006 г. Пересекли западный рукав ледника Тралейка и вошли в первое по правую руку узкое угрюмое ущелье. Как и Фредерик Кук опасаемся лавин.

28 мая 2006 г. Наши надежды легко взять хребет Карстенс со стороны Карпе не оправдались. Путь хорошо виден, но за ночь сильный ветер сдул снег и склон крутизной около 40 градусов пришлось штурмовать по льду. А это серьезная техническая работа. Попадались островки снега. Прошли пояс разрушенных сланцевых скал. С этого места крутизна возросла, и начался чистый лед. Кук здесь рубил 2000 ступеней, набрав 600 метров высоты. Чтобы пройти этот взлет, нам понадобилось 9,5 часов. По снегу, конечно, могло быть существенно быстрее.
Достигли перемычки 11900 футов, где Кук и Баррилл построили снежный дом. Хорошо видны и река Юкон, и зеленые леса на западе, и обе вершины Мак-Кинли, и путь к Южному пику – все то, что увидел Кук»

Версия Ваале. Гора Карпе – Южный пик Мак-Кинли

Возвращаемся к версии Ваале. Вот первая неточность.

По кулуару, ведущему от Западного рукава ледника Тралейка к вершине Карпе, Ваале «ведет» восходителей до самого верха. Но на высоте 9500 футов лед сменяют скалы, и пути «в лоб» нет.

На сегодняшней карте видно, что для того чтобы по этому желобу одолеть подъем на Карпе, на высоте 9000 футов нужно податься вправо – здесь ледяные плеши образуют крутой, но приемлемый для продвижения путь. Именно так шли Кук и Баррилл, и приблизительно на этой высоте они принялись бить ступени. Ваале, спрямляя маршрут восходителей, ошибся.

Но это крошечная неточность. Теперь вторая – куда более существенная. Автор гипотезы «отсылает» Кука и Баррилла с хребта Карстенс на хребет Пионер. Однако невозможно представить себе, что альпинист, вскарабкавшийся под самую вершину горы Карпе, и, видя прямой путь на Главную вершину, решится уйти вниз, на ледник Малдроу, с тем, чтобы снова начать подъем – на хребет Пионер. Для этого, как минимум, восходитель должен быть уверен, что по Пионеру идти к Мак-Кинли проще, чем по Карстенс (на самом деле – наоборот). Очевидно, что подобной уверенности у Кука быть не могло.

Вспомним: доктор Кук стремился к водоразделу, и вот его строчки:
«Поднимаясь от гребня к гребню и от карниза к карнизу, мы, наконец, вырвались из мрачного тумана на яркое поле снега, куда падал прощальный свет солнца, садящегося в огромное зеленое пространство за Юконом. Мы были на водоразделе, на границе между Юконом и Суситной».

Участники нашей экспедиции, взобравшись на макушку Карпе, увидели то же самое. Значит, именно с хребта Карстенс первопроходцу Куку открылись желанные картины, так зачем ему Пионер, скажите пожалуйста!

Книга доктора Кука: «Меньше чем за два часа эскимосское иглу было готово».

Под пиком Карпе Кук и Баррилл увидели «прощальный свет солнца», на строительство иглу ушло около двух часов. Выходит, даже времени, чтобы перейти на хребет Пионер, у Кука и Баррилла не было. Конечно, они пошли к Мак-Кинли по хребту Карстенс.

Банарь, Афанасьев и Багов двигались по маршруту Кука к Южному пику Мак-Кинли очень успешно. Дневник Банаря:

«29 мая 2006 года. На участке от горы Карпе до горы Ковен гребень крут и сильно разрушен, изобилует льдом, трещинами и большими карнизами. Не зря Кук сравнил это место с «зубьями пилы». Действительно!
Надежда, что после Ковен нам станет легче, не оправдалась. Гребень снова острый и крутой и снова огромные нависающие карнизы.
В 19 часов спустились на основной ледник Малдроу, чтобы устроить ночлег. Собственно здесь уже начинается пунктир немногочисленных классических восхождений на Мак-Кинли по хребту Карстенс.
30 мая 2006 года. Сперва подъем несложный, но потом хребет горбится круче и круче. За одной полкой следует другая, и дальше – новая. Погода окончательно испортилась: снег, исчезли окружающие вершины.
Склон – круче и круче, крутизна его более 50˚. Как раз о нем Кук писал: «Мы знали, что не можем спуститься в защищенное место, поскольку такового не было в пределах дневного перехода. Темнота надвигалась слишком быстро, а мы были слишком измотаны, чтобы рискнуть на дальнейший подъем в опасную неизвестность. Склон, в котором мы вырубали ступени и ледяные сиденья, имел наклон почти в 60˚, но лед был надежным, снег плотным, и опасность лавин невелика. Чувство долга перед самим собой и нашими семьями не оставляло нам других возможностей, кроме как врубиться в ледяной склон и продержаться ночь». Ясно, что это Кокскомб – последний самый суровый участок перед башней Браун-Тауэр. Взлет заканчивается на высоте 14300). Кук ночевал примерно на 14000, немного не дойдя до выполаживания перед Браун-Тауэр».

Запись Банаря, сделанная в том же месте, но на обратном пути:

«4 июня 2006 г. Около 14.00 возле башни Браун-Тауэр. Заметно прибавилось снега и гребень стал менее устойчивым. Но вариантов обхода нет. Миновали Кокскомб, на крутом склоне которого ночевал Кук. Та ночь даже для него была более чем экстремальной. Теперь, когда погода позволила нам рассмотреть склон в деталях, мы ясно представляем себе кошмарную ночевку Кука и Баррилла в «снежной норе» (слова Кука) над пропастью, когда они привязали себя на ночь к ледорубам, загнанным в снег. Испытываем бесконечное уважение к бесстрашию и мастерству Кука».

«30 мая 2006 г., продолжение. Остановились под башней Браун-Тауэр на высоте 14500 футов. Пурга, видимость нулевая, при этом очень холодно. За день поднялись на полтора километра. На всем пути мы видели лавины, идущие с пика Ковен и горы Пегас, ледовые обвалы грохотали на леднике Харпер. 31 мая 2006 г. С каждым часом погода ухудшается. Звонил рейнджерам – прогноз плохой. Палатку «Мармот» завалило по самый верх, так что дышать трудно. Она, слава Богу, нас не подводит: держит и натиск пурги, и тяжесть утрамбованного ветром снега. Башня Браун-Тауэр белая, как сугроб».

1 июня группа шла с 6 утра до 16. Альпинисты миновали отметку 16300 футов (4970 м), где доктор Кук, ночуя с 14 на 15 сентября, построил второй снежный дом. Команда остановилась на высоте 18150 футов (5532 м), почти в том месте, где Кук провел последнюю ночь перед вершиной.

«2 июня 2006 года. В лагере под пиком Браун-Тауэр мы зафиксировали минус 30°С и считали, что это предел для нашего путешествия. Но сегодня около минус 40°С.
В 5 утра начали подъем. После короткого траверса вышли на тропу, а лучше сказать: на дорогу, по которой в хорошую погоду вышагивают десятки альпинистов. На Football field (Футбольное поле) - огромном снежном плато перед взлетом на предвершинный гребень – встретили первых людей.
В 10.00 поздравили друг друга в верхней точке Мак-Кинли.. Сюда мы занесли книгу доктора Кука «К вершине континента». Теперь, ровно через 100 лет, Кук снова на вершине. Он вернулся сюда книгой, памятью, он прошел снова весь свой маршрут с нами в одной связке! Здешние скалы и льды его помнят!
За полтора часа, проведенные здесь, окоченели до костей. В 2002 году, когда я и Витя Афанасьев поднялись на Мак-Кинли с инвалидами в команде Матвея Шпаро, на вершине тоже было холодно, но не так. Сейчас минус 35°С с ветром. Снег проникает всюду. Лица белеют мгновенно. Много фотографировали. Заметили, что следы в снегу хорошо видны.
Из-за непогоды спустились только до своего лагеря.

3 июня 2006 г. Снег всю ночь барабанил по палатке, будто кто-то снаружи бил по ней палкой. На улице постоянный свист и вой шквалов. Мы стоим перед перевалом Денали, а через него, как через трубу, проносятся сквозные ветры. Прогноз от рейнджеров: скорость ветра – 120 км/час! Кук и Баррилл тоже тряслись тут от холода. Их шелковая палатка была натянута у скал, метрах в двухстах от места нашего лагеря. Мы устроились поближе к середине ледника, чтобы ничего не упало сверху»

Верхняя часть таблицы рекордов, установленных на Мак-Кинли.

Версия Ваале подкорректирована: Кук и Баррилл шли по хребту Карстенс, даже не помышляя о хребте Пионер. Банарь, Афанасьев и Багов проделали путь Кука в обе стороны и нашли его абсолютно приемлемым для двойки в связке, имеющей ледорубы и веревку. Скорость Кука и Баррилла – им везло с погодой – не вызывает ни капли сомнения. Наши альпинисты, не соревнуясь с Куком в скорости, прошли тот же маршрут примерно за то же время, если исключить дни, потраченные на разведки и пережидание непогоды. Все, что увидели участники нашей экспедиции, вполне совпадает с описаниями доктора Кука и наоборот, нет ничего, что противоречило бы записям великого путешественника.

Тайна маршрута доктора Кука на Мак-Кинли разгадана. Путь героя на вершину Северной Америки безупречно логичен и бесконечно смел.

Многое должно произойти после признания победы Кука над Денали: американский народ может сполна вернуть свою любовь великому соотечественнику потомки героя обретут, наконец, спокойную гордость исправленная популярная таблица рекордов, зафиксированных на Мак-Кинли, не будет больше вводить в заблуждение тысячи желающих проявить себя в горах Аляски. Верхняя ее часть выглядит так:
  • Первые восхождение на Южный пик: Фредерик Кук, 16 сентября 1906 года.
  • Первое восхождение на Северный пик: Томас Тейлор, 3 апреля 1910 года.
  • Второе восхождение на Южный пик: Хадсон Стак, 7 июня 1913 года.
  • Авторы благодарят за поддержку экспедиций на Мак-Кинли 2005 и 2006 годов
    Общество доктора Фредерика А.Кука и компанию «Мармот».

По Каверину

Читал и не мог отделаться от смутных ассоциаций. Будто всё это очень знакомо. История напоминает "Двух капитанов" Каверина. Тот же север, то же мужество одних и попытки других оспорить и ошельмовать это мужество. И желание третьих восстановить справедливость. Спасибо за неравнодушие, очень интересное повествование. Рад за всех, кто имел отношение к этим исследованиям, за Кука, не перестаю удивляться подвигу первооткрывателей и увлеченности последователей-"второоткрывателей". Замечательная работа!