Руководитель: С.Звягинцев, г.Одинцово

Отчет о горном походе 2 к.с. по З.Кавказу в мае 2011 г.

ОТЧЁТ

о горном туристическом походе второй категории сложности по Западному Кавказу (Архыз), совершенном с 28 апреля по 8 мая 2011 года

Руководитель: Звягинцев Сергей Иванович, телефон 8-926-666-73-55, forest.64@mail.ru

Маршрутная книжка № 126-00-12-03/11

Олеговна,

1986 г.р.

Финансист

Маршрут, план похода, материальное обеспечение группы, туристский опыт участников были рассмотрены в Ставропольской туристско-спортивной маршрутно-квалификационной комиссии в составе: Фогилева Э. А., Жижина В.В., Юркина М.В. с участие Бушуевой С.А.

В соответствии с маршрутной книжкой состав группы 7 человек, но уже после результатов рассмотрения в маршрутно-квалификационной комиссии и оформления маршрутной книжки выяснилось, что один из участников Есин Дмитрий Александрович серьезно заболел и принять участие в походе не сможет, поэтому осталось нас только шестеро.

Перед походом каждый участник группы был застрахован в Ставропольском филиале ОАО «Военно-страховой компании» (страховой полис № 11470АС282004).

Географическая, туристическая, климатическая,
транспортная характеристика района похода,
информация о спасслужбах

Выбранный нами район для горного похода - район Архыз - по результатам походов можно признать удачным для проведения горных походом начального уровня. В районе красивейшая и богатая природа, имеется необходимый набор препятствий, элементы скального, а весной и снежного рельефа, позволяющие в достаточном объеме отработать навыки передвижения по ним.

Мы не первый год заказываем транспорт и пропуска в погранзону в фирме «Альпсервис» у Бориса Саракуева (bezonec@list.ru), воспользовались его услугами снова.

Доставка автотранспортом на автомобиле «Газель» от железнодорожного вокзала
г. Невинномысска до поселка Архыз обошлась нам в 6500 руб., обратно воспользовались услугами жителя поселка Нижняя Ермоловка Загребельного В.Н., что обошлось нам в 2500 руб.

Пропуска через фирму «Альпсервис» обошлись нам по 150 руб. с каждого.

Штаб Архызского ПСО (МЧС) расположен в пос. Архыз (от базарной площади через реку). Начальника отряда зовут Тохтар (Хубиев Тохтар Азретович, тел. дом. (87878)-25-2-85, раб. 25-2-36. Но мы зарегистрировались уже на поляне Таулу 7 мая у спасателей, которые в это время года находятся.

О маршруте похода

Нитка заявленного маршрута (из файла маршрутной книжки): пос Архыз - пер. Баритовый (1А) - пер. Архыз (1А) - оз. Запрудное - пер. Турий (1Б) - оз. Турий - пер. Агур (1А) - пер. Мылгвал (1А) - верховья р. Кяфар-Агур - оз.Лазурное - пер. Семнадцати (1Б) - пер. Речепста (1А) – д.р. Речепста – д.р. Дукка – д.р. М. Дукка - пер. 2600 (1Б) – д.р. Б. Дукка - пер Айюлю (1А) – д.р. Белая - д.р. Псыш - пос. Архыз.

Запасные варианты:

- вместо пер. Турий спуск по р. Запрудная к р. Кяфар-Агур и подъем к оз. Турьему или спуск по р. Кяфар-Агур к р. Б. Зеленчук

- вместо пер. Агур – пер. Федосеева и спуск к р. Архыз и далее в пос. Архыз

- вместо пер. Семнадцати (1Б) - обход снизу по дол. Кяфар

- вместо д. р. Дукка спуск по р. Архыз в пос. Архыз

- вместо пер. 2600 – подъем по р. Б.Дукка.

Нитка пройденного маршрута в полном объеме соответствовала заявленному маршруту.

График движения

6,5

Высотный график маршрута

Обзорная карта маршрута

Итоговые сведения о пройденном маршруте

Длительность похода

пер. Речепста

пер. Айюлю

Техническое описание маршрута

День 1
28 апреля
Пройденный путь: пос. Архыз (1460 м) – балка Баритовая до водопада (2085 м)
Пройдено 3,5 км
Набор высоты + 620 м
ЧХВ - 2 часа 10 минут
Погода: вечером – переменная облачность

Группа встретилась на железнодорожном вокзале в г. Невинномысске и на заказанной машине «Газель» в 9.00 убыла в поселок Архыз, однако потеряли много времени в г. Черкесске, когда получали пропуска, поэтому в поселок Архыз прибыли только в 16.00 и уже через 15 мин. вышли на маршрут к первому перевалу (фото 1)

Фото 1. Путь подъема на перевал Баритовый от поселка Архыз

За северной окраиной поселка Архыз в хребет Абишира-Ахуба вдается глубокая балка, известная под названием Баритовой. Для выхода на тропу мы пересекаем луг и реку, текущую по балке. Идем по левому (здесь и далее - орографическому) берегу реки по хорошо набитой тропе (фото 2)

Фото 2. Тропа в балке Баритовой

Единственное место, которое может озадачить, это развилка в середине подъёма. Мы пошли по правой тропе с углублением в лес и в последующем с огибанием склона по тропе. За 3 перехода по 30-40 мин. доходим до Баритового водопада.

Здесь мы останавливаемся, поднялись достаточно высоко для первого дня, начинаем искать место для ночевки. Оно расположено немного выше водопада на правом берегу. Но везде снег, поэтому палатки пришлось ставить на снег.

День 2
29 апреля
Пройденный путь: пер. Баритовый (1А, 2809 м) – пер. Архыз (1А, 2965) - оз. Запрудное
Пройдено 7,5 км
Набор высоты + 885 м
Сброс высоты – 635 м
ЧХВ - 7 часов 30 минут
Погода: утром - облачно, днем – снег, туман, вечером - снег

Выходим в 8.30. Погода плохая, сплошная облачность, сильный ветер. Идем 3 перехода по 45 мин по хорошей тропе (фото 3)

Фото 3. Путь подъема выше водопада

на гребень немного восточнее перевала Баритовый, но затем пришлось передвигаться по глубокому снегу на снежном склоне (фото 4)

Фото 4. Снежный склон под перевал Баритовый

и иногда практически по пояс в снегу, что не способствовало быстрому продвижению.

В итоге на перевал Баритовый, который категории сложности 1А, поднимались 7 часов 30 минут «грязного» времени и на перевале были только в 16 часов.

Седловина очень широкая, осыпная. Тур находиться посередине, в туре оказалась записка группы Туапсинского филиала отряда «Центроспаса» от 24.09.2010 г.

Перевал Баритовый (1А, 2809 м)

Местонахождение: в восточной оконечности хребта Абишира-Ахуба, соединяет долины рек и Малый Кяфар и Большой Зеленчук

GPS координаты WGS 84 (град): 43°35'49.4''N 041°15'35.6''E

Путь прохождения: из долины реки Большой Зеленчук в долину реки Малый Кяфар

Характер маршрута: снежно-травянистый

От перевала Баритовый идем в сторону седловины между пиком Пионеров и вершиной Джумараклы-Тебе (фото 5)

Фото 5. Путь с перевал Баритовый на перевал Архыз

идем сначала по травянисто-снежно-осыпному плато перевала Баритовый, далее по снежно-осыпному склону горы Джумараклы-Тебе. Общее направление – на запад, чуть южнее. Выходим на перевал Архыз в сплошном тумане, около 50 минут ЧХВ. На перевале Архыз глубокий снег, тур под ним, но фотографии на перевале сделать невозможно.

Дальнейший путь к озеру Запрудное от перевала Архыз показан на фото 6

Фото 6. Спуск с перевал Архыз к озеру Запрудное

, забираем немного вправо и до кулуара, который выводит непосредственно к месту ночевки рядом с озером, где есть удобные площадки не под снегом. Спускаемся 2 перехода по 30 мин. В 19.30 останавливаемся на ночевку. Ходовое время – 1 час 30 мин. – 2 часа (первые - последние).

День 3
30 апреля
Пройденный путь: пер Турий (1Б, 2971 м) - оз. Турье
Пройдено 5,5 км
Набор высоты + 641 м
Сброс высоты – 141 м
ЧХВ - 5 часов 30 минут
Погода: утром - снег, днем – снег, туман, вечером – снег, туман

Планировали подъем дежурных в 5.00, чтобы выйти 7.30 и пройти по твердому насту, но дождь со снегом внесли коррективы, и подъем и выход были отложен на 1 час. От места ночевки около озера в 8.30 начинаем подъём по моренным холмам в сторону цирка перевала Турий (фото 7)

Фото 7. Путь подъема в цирк перевал Турий

Низкая облачность, начинается снег. Подъем несложный, и за 3 перехода по 45 мин. мы выходим в цирк и продолжаем движение под перевал. Опять начинает все заволакивать туманом, но перевал Турий пока виден. Перевальный взлёт представляет собой снежный кулуар крутизной около 40 град. и протяжённостью около 200 метров (фото 8)

Фото 8. Вид на перевал Турий

, с левой части нависают карнизы. Наверху, крутизна склона немного возрастает. В 13.10 поднимаемся на седловину перевала Турий. Перевальная седловина - узкий снежный гребень, тура нет, ЧХВ - 3 часа от места ночевки.

Перевал Турий (1Б, 2971 м)

Местонахождение: в перемычке между Агурским плато и пиком Динника

GPS координаты WGS 84 (град): 43°35'20.1''N 041°11'57.1''

Путь прохождения: с востока на запад

Характер маршрута: скально-снежный

Видимость позволила просмотреть спуск с перевала на запад, как минимум необходимо провешивать одну перильную веревку. Поэтому надели системы, достали веревки, расходную петлю.

Путь спуска с перевала подробно прорисован на фото 9

Фото 9. Путь спуска в перевал Турий к озеру Турьему

Провешена 1 веревка – полноценная (50 м) (скалы под снегом 15 м - 50 град. + снег 35 м - 40-45 град.). Далее спуск по снежному склону до 30 м – 35-40 град, затем до выполаживагния порядка 100 м – до 30 град.

Станцию организовали на двух ледорубах. Поскольку все было засыпано снегом, то возможности закрепить петлю на скальных выступах не было, конец перильной веревки закрепили на ледорубе уже на склоне.

Руководитель предпринял разведку возможности организации станции на гребне перевала, но и там был глубокий снег, зато была определено, что по снежному кулуару спуститься можно, но с учетом крутизны склона в обе стороны лучше это сделать без рюкзака. В итоге, чтобы не мучиться со сдергиванием веревки на станции и экономией времени в условиях непогоды, спустили рюкзак руководителя по провешенной веревке, а руководитель спускался правее организованной станции, по снежному кулуару на три такта (на фото 9 показано зеленым цветом). Спуск закончили в 15.20.

Далее за 30 мин. по моренным холмам подошли к месту ночевки на травянистом холме левого борта долины. Снег, туман, видимость не более 20 м.

День 4
1 мая
Пройденный путь: пер. Агур (1А, 2968 м) – пер. Мылгвал (1А, 2835 м) – оз. Лазурное
Пройдено 8,5 км
Набор высоты + 138 м
Сброс высоты – 243 м
ЧХВ - 3 часа 10 минут
Погода: утром – переменная облачность, днем – солнечно, вечером – переменная облачность

Выходим в 9.10. С утра безоблачная погода, сильный ветер. Подъем на перевал Агур с востока очевиден и прост, без крутых участков. Путь подъема отмечен на фото 10

Фото 10. Подъем на перевал Агур

и занял у нас от озера 50 минут ЧХВ.

Перевал Агур (1А, 2968 м)

Местонахождение: в северном отроге хребта Абишира-Ахуба к югу от Турьего Плато, соединяет цирки западного и центрального истоков реки Кяфар-Агур

GPS координаты WGS 84 (град): 43°35'23.3''N 041°11'07.9''E

Характер маршрута: снежный

Перевальная седловина узкая, засыпана снегом. Тур и записку не нашли.

Спуск по снежнику средней крутизны приводит на выполаживание долины – 20-30 минут от перевала, далее по моренным валам, идущие поперек долины, к перевалу Мылгвал по пути, отмеченному на фото 11

Фото 11. Спуск с перевала Агур в сторону перевала Мылгвал

Подъем на перевал Мылгвал тоже прост и очевиден – по некрутому снежному склону. Перевал Мылгвал – широкая снежная седловина. Тур под снегом. На фото 12

Фото 12. Группа на перевал Мылгвал

– группа на перевале Мылгвал.

Перевал Мылгвал (1А, 2835 м)

Местонахождение:в северном отроге хребта Абишира-Ахуба. Соединяет озеро Кяфар
( р.Кяфар) и р.Западный Агур

GPS координаты WGS 84 (град): 43°35'52.2''N 041°10'22.3''E

Спуск с перевала Мылгвал в сторону долины Кяфар показан на фото 13

Фото 13. Спуск с перевал Мылгвал со стороны долины реки Кяфар

В средней части спуска к озеру Провальное, на уровне скального пояса – довольно крутой снежный склон. Спуск не составляет особого труда.

На дальнем берегу озера Провального, делаем большой привал. Дальнейший путь к озеру Лазурному через широкие верховья правого истока долины Кяфар (фото 14)

Фото 14. Путь в верховьях правого истока долины Кяфар к озер Лазурное

ЧХВ составило 3 часа до озера Лазурного. Погода весь день стояла хорошая, даже позагорали. При движении к озеру видели много звериных следов, в том числе очень похожие на следы снежного человека.

День 5
2 мая
Пройденный путь: пер. Семнадцати (1Б, 3030) – пер. Речепста (1А, 2940) – д.р. Речепста
Пройдено 12,5 км
Набор высоты + 305 м
Сброс высоты – 1070 м
ЧХВ - 5 часов 40 минут
Погода: утром – солнечно, днем – солнечно, вечером – солнечно

Выходим в 7.30. Ранний выход обусловлен тем, что утром мороз и по насту очень удобно будет подниматься на перевал. От места ночевки на восточном берегу озера Лазурное идем прямо через озеро, благо условия позволяют. За 10 минут доходим до перемычки между большим и малым верхним озерами. Малое озеро тоже полностью покрыто снегом. Дальнейший путь отмечен на фото 15

Фото 15. Путь подъема на перевал Семнадцати от верхнего озера

От малого верхнего озера по крутому снежному склону (30 – 35 град., 150 м) двое участников поднимались в кошках, поднимаемся до выполаживания – широкого снежника с выходами морен. Видны следы небольших лавин. По снежнику идем к наиболее узкому месту в скальном поясе (фото 16)

Фото 16. Путь подъема на перевал Семнадцати

. Далее по крутому снежнику (30-35 град., 100 м) выходим на снежный склон со скальными выходами. Идем траверсом некрутого снежного склона, наподобие широкой наклонной полки, к седловине перевала. От озера Лазурное - 2 часа ЧХВ.

Перевал Семнадцати (1Б, 3030 м)

Местонахождение: в северном отроге хребта Абишира-Ахуба. Соединяет западный исток
р. Кяфар и р. Кызылчук

GPS координаты WGS 84 (град): 43°36'34.9''N 041°07'23.3''E

Характер маршрута: скально-снежный

Седловина – широкое снежное плато, на западном краю которого на широком осыпном гребешке тур. Записки в туре не было.

С перевала за 45 минут спускаемся по пологому снежнику к озеру, оставляя его слева (по ходу движения), по пути, отмеченному на фото 17

Фото 17. Спуск с перевал Семнадцати

Путь подъема на перевал Речепста отчетливо просматривался с перевала Семнадцати
(фото 18)

Фото 18. Путь к перевал Речепста (вид с перевал Семнадцати)

. А подойдя к крутому уступу долины, под которым расположено озеро Глубокое, просмотрели дальнейший путь и по пологим снежным склонам за 40 мин. поднялись на широкий гребень перевала.

Перевала Речепста (1А, 2940 м)

Местонахождение: в хребте Абишира-Ахуба, восточнее вершины Речепста, соединяет р. Кызылчук (р. Кяфар) - р. Речепста (р. Архыз)

GPS координаты WGS 84 (град): 43°37'00.9''N 041°05'53.3''E

Характер маршрута: снежный

Тур сложен в месте начала спуска на юг. Седловина перевала Речепста – большое осыпное плато. Сильный ветер.

В туре нашли записку от 25.10.2010 г. Захаров Д.В., совершавшего одиночный поход.

Спуск начинаем по снежному склону, уходя вправо вниз, обходя скальные сбросы. Далее продолжаем движение по снежному склону, крутизна которого местами составляет до 35 град. (фото 19)

Фото 19. Путь спуска с перевал Речепста

. Продолжаем спуск, уходя правее. Спуск проходит по снежному склону практически до реки Речепста, где и устраиваем перекус, ЧХВ составило 1 час 50 мин.

Дальнейший путь вдоль левого берега реки Речепста до каньона, который решили преодолевать слева путем подъема вверх по снежно-травянистому склону с выходом на верхние тропы (фото 20)

Фото 20. Преодоление каньона по левому берегу реки Речепста

, на фото 19 зеленым цветом показан другой альтернативный путь движения в обход каньона, который возможно был бы предпочтительнее в межсезонье.

Но оказалось, что путь, по которому мы пошли, возможен только до притока реки Речепста слева, потому что затем пришлось спускаться к притоку, преодолевать его, и опять подниматься вверх по снежному склону. Затем уже по склону между березняков и сосен, что значительно затрудняло движение (фото 21)

Фото 21. Путь по склону между березняков и сосен

. Ниже спускаться не имело смысла, потому что везде были крутые скальные выходы к реке.

И только когда увидели окончание каньона, то к реке Речепста стали спускаться по крутому травянистому склону, местами до 40 град., до выполаживания, где у реки и поставили палатки.

День 6
3 мая
Пройденный путь: д.р. Речепста – д.р. Дукка – д.р. Малая Дукка
Пройдено 16,5 км
Набор высоты + 129 м
ЧХВ - 4 часа 10 минут
Погода: утром – пасмурно, днем – переменная облачность, вечером – переменная облачность

Вышли в 8.00 и продолжили движение по левому берегу реки по хорошей тропе (фото 22)

Фото 22. От места ночевки по левому берегу реки Речепста

. До моста через реку Речепста дошли за 20 мин., вышли на лесовозную дорогу и далее на грунтовую дорогу, ведущую в Архыз, за 40 мин. ЧХВ подошли к слиянию рек Речепста и Дукка.

От устья реки по правому берегу реки Дукка ведет автомобильная дорога, но через 200 метров дорога переходит на левый берег по мосту, который оказался практически разрушен, но перейти можно (фото 23)

Фото 23. Разрушенный моста через реку Дукка

Затем по живописному ущелью еще 2 км до слияния Большой и Малой Дукки. Чуть выше слияния рек сохранились остатки животноводческой фермы. Дорога раздваивается: прямо - по Большой Дукке (по ней идет маршрут к перевалам Дукка, Айюлю и Олений) и направо – по Малой Дукке, куда мы и поворачиваем. Дорога постепенно превращается в тропу, идущую левым, безлесым берегом. Река Малая Дукка живописно извивается среди березняков (фото 24)

Фото 24. Путь по средней части долины реки М. Дукка

. После небольшого летнего коша долина плавно поворачивает на юг и через 3,5 км от слияния, подходим к первому уступу, где в березовом криволесье шумит небольшой водопад. Проходим еще метров 400 и ставим палатки, рядом вода, а если начнем подниматься выше, то нисколько не выиграем ни по времени, ни по расстоянию, ЧХВ от впадения реки
М. Дукка 2 часа.

День 7
4 мая
Пройденный путь: пер. 2600
(1Б, 2557 м) - д.р. Бол. Дукка

Пройдено 8,5 км
Набор высоты + 468 м
Сброс высоты – 519 м
ЧХВ - 4 часа 20 минут
Погода: утром – переменная облачность, днем – переменная облачность, вечером – пасмурно

Выходим в 9.00. Наш путь лежит к правому истоку реки Малая Дукка (фото 25)

Фото 25. Путь подъма к Аркасарскому озеру по правому истоку реки М. Дукка

, который падает со стены «бараньих лбов». Он вытекает из озера, к которому мы направляемся. Принимаем решение подниматься в «лоб», благо снежный покров это позволяет
(фото 26)

Фото 26. Верхняя часть снежного склона на пути к Аркасарскому озеру

. Последний взлет перед озером крутизной до 40 град., поэтому возможно провешивание перил в самом верху склона. Поднявшись, оказываемся на террасе над озером, протяженностью которого около 300 м, но оценить это сложно, поскольку все озеро под снегом, ЧХВ от места ночевки 1 час 30 мин.

От озера хорошо просматривается наш перевал и дальнейший путь к нему (фото 27)

Фото 27. Вид на перевал 2600 от Аркасарского озера и путь к нему

Озеро обходим справа и через 20 мин. подходим непосредственно под перевал.

Руководитель предпринял разведку склона и, проанализировав возможные пути подъема, принял решение надевать системы и доставать веревку.

Первый поднялся без рюкзака и закрепил веревку на скальный выступ на последних 50 метрах подъема, где крутизна склона возрастает, в целом же склон протяженностью около 300 метров и крутизной до 40 град. в нижней части и повышающийся до 45 град. в верхней части. После преодоления склона выход на сам перевал уже не представлял особой сложности, траверсом вправо по склону, где по снегу, где по скальным выходам, вышли на перевал. Путь подъема на перевал показан на фото 28

Фото 28. Взлет на перевал 2600

Вид перевала 2600 после прохождения траверса и начало спуска показаны на фото 29

Фото 29. Перевал 2600

В целом перевал 2600 сложности в межсезонье не представил и соответствует категории сложности 1Б. В то же время летом могут быть сложности, связанные с тем, что вместо снега будет осыпь, что затруднит для неподготовленных групп подъем на перевал. От Аркасарского озера поднимались на перевал 1 час 30 мин. ЧХВ. На этот перевал ходят редко, поэтому даже тура не было, сделали тур и оставили свою записку.

Перевал 2600 (1Б, 2557 м)

Местонахождение: в восточных отрогах хребта Аркасара, соединяет долина Малой Дукки и Большой Дукки

GPS координаты WGS 84 (град): 43°31'23.5''N 041°03'46.7''E

Характер маршрута: скально-снежный

Спуск с перевала сложностей не составил, снежный склон до границы леса непосредственно строго вниз, немного полазили в березняке лесной зоны перед выходом к реке Б. Дукка (фото 30)

Фото 30. Путь спуска от перевала 2600 в долину реки Б.Дукка

. После спуска к реке Б. Дукка решили становить палатки, ЧХВ на спуск составило 1 час 20 мин.

День 8
5 мая
Пройденный путь: д.р. Большая Дукка

Пройдено 1,5 км
Набор высоты + 71 м
ЧХВ - 30 минут
Погода: утром – дождь, туман, днем – дождь, туман, вечером – дождь

Утром пасмурно, начинается дождь. Выходим в 8.00. Проходим один переход 30 мин. по левому берегу реки, дождь усиливается, садится туман. Поэтому принимается решение переждать дождь и дождаться улучшения погоды. После 2 часов ожидания, когда дождь по-прежнему не прекратился, решаем сегодня больше никуда не идти, совсем не хочется вверху попасть в туман, да и под дождем мокнуть нет желания. Да и у нас есть резервный день. Дождь периодически шел весь день и всю ночь.

День 9
6 мая
Пройденный путь: оз. Семицветное - пер. Айюлю
(1А, 2876 м) – д.р. Белая

Пройдено 10,5 км
Набор высоты + 767 м
Сброс высоты – 829 м
ЧХВ – 5 часов 20 минут
Погода: утром – пасмурно, днем – дождь, туман, вечером – переменная облачность

Выходим в 8.10. Пасмурно, опять намечается дождь и туман, но резервных дней у нас больше нет.

От места ночевки начинаем подъем вдоль реки Б. Дукка к озеру Семицветное (фото 31)

Фото 31. Путь подъема к озеру Семицветное по правому берегу реки Б. Дукка

уже по правому берегу. Видны старые следы групп, которые тоже ведут в сторону нужного нам перевала. Начинается дождь, который в дальнейшем перешел в снег.

К озеру Семицветное поднялись за два перехода по 35-40 мин. и от озера, огибая его по правому борту (фото 32)

Фото 32. По левому берегу озера Семицветное на вторую ступень террасы

, за 30 мин., уже в тумане, поднялись на вторую ступень террасы, повернули влево и, обходя труднопроходимые завалы из каменных глыб, с помощью GPS, стали продвигаться к перевалу Айюлю. Когда туман немножко рассеялся и сразу увидели перевал (фото 33)

Фото 33. Вид на перевал Айюлю

, ЧХВ 3 часа 20 мин..

Перевал Айюлю (1А, 2876 м)

Местонахождение: расположен в хребте Габулу, соединяет долины рек Большая Дукка и Белая

GPS координаты WGS (град): 43°28'53.8''N 041°06'17.4''E

Характер маршрута: снежный

На перевале уже находилась группа из г. Краснодара, чью записку мы и изъяли из тура, оставив свою.

Только поднялись на перевал, как опять пошел снег, поэтому быстро сфотографировавшись, через 15 минут уже стали спускаться. На фото 34

Фото 34. Группа на перевале Айюлю

группа на перевале Айюлю.

К озеру 2751 м, которое находится внизу, стали спускаться по снежному склону
(фото 35)

Фото 35. Путь спуска с перевала Айюлю к озеру

. Обойдя озеро справа, и забирая вправо дальше, вышли на скальные выходы, где и остановились на перекус через 40 мин. от начала спуска.

Затем по снежному склону спустились на дно просторной котловины (фото 36)

Фото 36. Дальнейший путь спуска с перевала Айюлю к границе леса

Впереди на водоразделе двух ущелий выделяется травянистый холм. Нам нужно в левую долину, чтобы затем спуститься к реке Белая. Подойдя к границе леса, обнаружили тропу, ведущую дальше вдоль склона через криволесье (фото 37)

Фото 37. Путь к реке Белая по криволесью

, по тропе спустились на выполаживание и подошли к притоку реки Белая, где и решили поставить палатки. Место красивое (фото 38)

Фото 38. Место ночевки на реке Белая

и удобное для ночевки, ЧХВ от перевала 2 часа.

День 10

7 мая

Пройденный путь: д.р. Белая - д.р. Псыш – поляна Таулу

Пройдено 20,5 км

Набор высоты

Сброс высоты – 492 м

ЧХВ – 3 часа 10 минут

Погода: утром – солнечно, днем – солнечно, вечером – переменная облачность

Выходим в 9.00. Идем по левому берегу реки Белая по трое, которая уводит в лес и серпантином спускается вниз. Через 50 мин. (первые) – 1 час 10 мин. (последние) спускаемся к реке Псыш, где начинается разбитая автомобильная дорога, местами пересекающая реку, по которой и идем. Через пару километров начинается уже хорошая грунтовая дорога, по которой за 3 перехода по 40-45 мин. доходим до поляны Таулу. ЧХВ от места ночевки составило 3 часа 10 мин.

День 11

8 мая

Пройденный путь: поляна Таулу – д.р. Псыш - пос. Архыз

Пройдено 6,5 км

Набор высоты

Сброс высоты – 95 м

ЧХВ – 1 час

Погода: утром – переменная облачность

Выход в 10.00. За 1 час по автомобильной грунтовой дороге дошли от поляны Таулу до поселка Архыз, где нас уже ожидала заказанная машина «Газель», на которой мы и уехали в г. Невинномысск. Поход закончился.

Итоги, выводы, рекомендации

Район Архыза отлично подходит для проведения походов 1-2 категорий сложности в межсезонье.

Район имеет хорошую транспортную доступность - до поселка Архыз идет асфальтированная дорога, в долины рек Архыза, Псыша - грунтовые.

Если маршрут похода проходит только в Архызском районе, то пропуска можно оформить непосредственно на заставе в 2 км выше поселка Архыз, хотя это оформление может затянуться по времени.

Данный поход соответствует 2 категории сложности и может быть рекомендован в межсезонье для подготовленных групп.

Отчет о горном походе рассмотрен МКК г. Ставрополя с зачетом похода руководителю и участникам.

Горный поход занял 3 место на соревнованиях Ставропольского края по горному туризму (Чемпионата ЮФО России).

Приложение I. Записки, снятые с перевалов

Каска

0,4

20.

Система (беседка и грудная обвязка)

21.

Карабины (3 шт.), репшнуры 2 шт.

1,3

22.

Спусковое устройство

0,15

23.

Лавинная лента

0,05

24.

Документы личные и деньги в гермоупаковке

Итого:

6,4

Котлы по 4 л. и 4,5 л.

0,76

Верёвка основная (50 м диаметр 10 мм)

6,4

Документы, карты

GPS-приемник

0,3

Кухонный комплект (разд. доска, скатерть, половник)

0,35

Шило

1 шт.

Ремонт обуви

Наперсток, иголки, нитки (разные)

1 комплект

1 рулон

Ремонт разный

Приложение VII. Состав продуктовой раскладки

Здесь дается краткое описание блюд. В скобках указан вес или размер порции продукта на 1 человека, если не указано иное. Приводится планировавшаяся 535-г раскладка.

Завтрак (дни):

2, 7. Рис (40 г) + сухое молоко (15 г) + топленое масло (4 г) + соль + хлебцы 2 шт. + сыр (30 г). Чай + сахар (25 г) + сухари с изюмом (25 г) + гематоген + аскорбинка.

3, 8. Крупа пшенная (40 г) + сухое молоко ( 15 г) + топленое масло (4 г) + соль + хлебцы 2 шт. + сыр (30 г). Чай + сахар (25 г) + сухари с изюмом (25 г) + шоколадный батончик + аскорбинка.

4, 9. Гречка (40 г) + сухое молоко ( 15 г) + топленое масло (4 г) + соль + хлебцы 2 шт. + сыр (30 г). Чай + сахар (25 г) + сухари с изюмом (25 г) + вафли + аскорбинка.

5, 10. Вермишель (50 г) + сухое молоко (15 г) + топленое масло (4 г) + соль + хлебцы 2 шт. + сыр (30 г). Чай + сахар (25 г) + сухари с изюмом (25 г) + гематоге + аскорбинка.

6, 11. Крупа пшеничная (40 г) + сухое молоко ( 15 г) + топленое масло (4 г) + соль + хлебцы 3 шт. + сыр (30 г). Чай + сахар (15 г) + сухари с изюмом (25 г) + шоколадный батончик + аскорбинка.

Карманное питание: Пакетик сухофруктов.

Перекус: Хлебцы 2 шт. + сырокопченая колбаса 50 г (попеременно сало 50 гр.) + конфета «Халва» или ирис (50 г). Чай + сахар (15 г).

Ужин (дни):

1. Гречка (75 г) + сублимясо (30 г) + топленое масло (4 г) + соль + хлебцы 2 шт. + специи и приправы (по вкусу). Чай + сахар (10 г) + шоколадный батончик.

2, 7. Макароны (75 г) + сублимясо (30 г) + топленое масло (4 г) + соль + хлебцы 2 шт. + специи и приправы (по вкусу). Чай + сахар (10 г) + печенье овсяное.

3, 6, 9. Суп сублим. (20 г) + сублимясо (30 г) + топленое масло (4 г) + соль + хлебцы 2 шт. + сухари (25 г) + специи и приправы (по вкусу). Чай + сахар (10 г) + вафли.

4, 8. Картофельное пюре (60 г) + сублимясо (30 г) + топленое масло (4 г) + соль + хлебцы 2 шт. + специи и приправы (по вкусу). Чай + сахар (10 г) + вафли + мармелад.

5, 10. Рис (75 г) + сублимясо (30 г) + топленое масло (4 г) + соль + хлебцы 2 шт. + специи и приправы (по вкусу). Чай + сахар (10 г) + шоколадный батончик.

Архыз

прекрасный отчёт, молодец!!!!!

Обнаружил, что

В то же время шли на день позже примерно так же. На спуске с Речепсты с энтузиазмом побежали по следам – и врюхались в каньон. Лезть вверх-вниз не стали, а тупо пошли по дну (5Ж).