Клуб Робинзонада, Москва

Отчет о горных походах 1-2 к.с. по З.Кавказу в августе 2010 г. Часть 1

МОСКОВСКИЙ КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ РОБИНЗОНАДА

ОТЧЕТ о горном туристском походе 1 и 2 категории сложности по Западному Кавказу (Тебердинский, Кышкаджерский хребты), совершенном с 3 по 30 августа 2010 года

Маршрутная книжка № 51/3-206

Руководитель группы: Елисеева Е.А.

E-mail: elnik_mama@mail.ru

Маршрутная книжка № 51/3-207

Руководитель группы: Шостак А.В.

E-mail: tropilo@mail.ru

Маршрутная книжка № 51/3-104

Руководитель группы: Овчинникова М.А.

E-mail: ma-nich@narod.ru

Маршрутная книжка № 51/3-105

Руководитель группы: Моркунцова М.В.

E-mail: 89032330022@narod.ru

Маршрутно-квалификационная комиссия

рассмотрела отчет и считает, что поход может

быть зачтен всем участникам и руководителям.

Москва – 2010

В ходе сборов группами пройдены перевалы:

Перевал Гедейж (1А)

Перевал Джалкауш (1А)

Перевал Кышкаджер (1А)

Перевал Назалыкол (1А)

Перевал Азгек (1А)

Пер.Верхний Азгек + в.Орлиная Горка + пер.Азгек = (1Б)

Перевал Алибек (1А)

Перевал Арючат(1А)

Перевал Бадук Хутый Восточный (1Б)

Перевал Бадук (н/к)

Перевал Джаловчат (1Б)

Перевал Джугутурлючат (1Б)

Перевал Наша Марка (н/к)

Перевал Отрог (1Б)

Перевал Тогузкёль (1А)

Перевал Хатипара (1А)

Перевал Хутый (1А)

Все участники групп – молодые туристы до 18 лет.

Маршруты походов рассмотрены МКК ФСТ и турклуб «Плющиха» в составе: Е.Нижниковский, Д.Зеленцов, А.Рентеев, А.Ярошевский, В.Логинов.

Выпускающая организация ГЦТК турклуб «Плющиха».

ТРАНСПОРТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА

Так как во многих местах Карачаево-Черкесской Республики проходит пограничная зона, то одной из главных задач было заблаговременно оформить пропуск на право прохода. Процедура оформления и выдачи пропусков на сегодняшний день достаточна проста. Для оформления пропуска необходимо подать заявление в Пограничное управление ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике, расположенное в г.Черкесск, улица Доватора 84Б. В целях экономии времени, заявление можно отправить по факсу 8(8782)20-18-00, и сделать еще пару звонков для надежности.

Кроме этого, в заявлении можно указать, что пропуск хотелось бы получить непосредственно в подчиненных подразделениях Пограничного управления (отделения Теберда, Архыз, Перевалка). В этом случае, нет необходимости сначала заезжать в Пограничное управление в г.Черкесск, а сразу же отправиться получать пропуск в отделении (пограничную заставу).

Для получения коллективного пропуска за месяц до прохода в пограничную зону необходимо отправить ходатайство с приложением именных списков групп. Необходимо указать фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, место жительства граждан, серию, номер, дату и место выдачи документа, удостоверяющего личность. Именные списки групп, организованно въезжающих в пограничную зону, подписываются руководителями и скрепляются печатью организаций.

Единственное, о чем нас своевременно забыли предупредить сотрудники Пограничного управления – о согласии от родителей на вывоз несовершеннолетних в пограничную зону. А таковых у нас было большинство. И во избежание паники, так как оставалось два дня до отъезда, было принято решение обратиться в местную турфирму («Барс» e-mail: bars@dombai.info)и за отдельную плату (500 руб.) организовать забор пропусков. Плюс эти же ребята организовали для нас автобус на 40 мест и Газель для переезда из Ставрополя в Теберду (21 т.руб. ~ 200км).

Поезд, как основное средство передвижения был выбран потому, что вес общественного снаряжения и продуктов на группу из 47 человек на 25 дней был просто неприличным. И в целях экономии средств был выбран поезд Москва – Ставрополь.

Частота

Стоимость билета школьного

1823,3 руб.

1574,0 руб.

Наши маршруты проходили по особо охраняемым участкам Тебердинского заповедника. Поэтому помимо пропусков в пограничную зону еще в Москве необходимо было оформить пропуска в Тебердинский заповедник (100 руб. с человека в день). Но этого мы не сделали по причине больших финансовых вложений. Договорились на месте решать проблемы по мере их поступления. На месте цена оставалась неизмененной. Плюс маленькое уточнение большинство долин администрация Тебердинского заповедника отнесла к так называемым зонам покоя (д.р.Бадук, д.р.Хутый, д.р.УллуМмуруджу), в следствии чего долины вообще закрыты для посещения. Не удалось договориться даже за деньги, поэтому маршруты корректировали на месте.

Все внутренние переезды между Тебердой и Домбаем, подъезды к началу маршрутов, незапланированные рейсы, помогал организовывать Халилов Иосиф (Мурат) 8(928)3831343. Человек нам хорошо известный, надежный, пользующийся уважением и связями у большинства местного населения. Так же с его помощью была организована заброска из Теберды в д.р.Аксаут (5т.руб.).

Уезжая из Теберды мы снова воспользовались услугами фирмы «Барс» и заказали автобус на 40 мест из Теберды в Невинномысск за 12 т.руб. Обратный поезд Кисловодск – Москва, был фирменный и менее экономичный.

Частота

№ поезда

Маршрут

Отправление

В пути

Прибытие

н/чет.

Невинномысск – Москва Каз.

21:53

23:17

21:10

Стоимость билета взрослого

Стоимость билета школьного

~2800 руб.

~2400 руб.

ЗАЯВЛЕННЫЕ И ПРОЙДЕННЫЕ НИТКИ МАРШРУТОВ ГРУПП, ПРИНИМАВШИХ УЧАСТИЕ В СБОРАХ

1. Нитка заявленного маршрута группы под руководством Овчинниковой М.А. по маршруту 1 к/с (маршрутная книжка № 51/3 – 104)

Пос.Теберда – д.р.Джамагат – д.р.Назылыкол – пер.Назылыкол(н/к) – д.р.Уллумуруджу – оз.Голубое – пер.Межозерный(1А) – оз.Черное – пер.Гедейж(1А) – д.р.Теберда - пос.Домбай – д.р.Алибек – пер.Алибек(1А) – д.р. Джаловчат – д.р.Аксаут – д.р.Арючат – пер.Арючат(1А) – д.р.Марка – пер.Бадук(н/к) – д.р.Бадук – д.р.Хаджибей – пер.Азгек(1А) – д.р.Азгек – д.р.Муху – пос.Теберда

Пройденная нитка маршрута:

Пос.Теберда – д.р.Джамагат – д.р.Назылыкол – пер.Назылыкол(1А) – д.р.Уллумуруджу – оз.Черное – пер.Гедейж(1А) – д.р.Уллумуруджу - д.р.Теберда - пос.Домбай – д.р.Алибек – пер.Алибек(1А) – д.р. Джаловчат – д.р.Аксаут – д.р.Арючат – пер.Арючат(1А) – д.р.Марка – пер.Наша Марка(н/к) – оз. 2733 – пер.Тогузкель (1А) - д.р.Азгек – пер.Азгек(1А) – д.р.Азгек – д.р.Муху – пос.Теберда.

Отклонение от заявленного маршрута:

Не совершены выходы на пер.Межозерный(1А) и пер.Бадук(н/к).

Подъем на оз.Черное и пер.Гедейж(1А) - радиально.

Пер.Азгек(1А) – пройден радиально.

Пер.Наша Марка(н/к) и пер.Тогузкель(1А) – не заявлены в маршрутной книжке, пройдены после тщательной разведки группой 2 к/с под рук. Елисеевой Е.А. (самый простой путь для сохранения красоты и спортивных характеристик маршрута).

Причина отклонения от заявленного маршрута:

Д.р.Уллумуруджу, д.р.Гедейж, д.р.Бадук и д.р.Хаджибей – на период похождения маршрута являлись закрытыми для посещения туристов в связи со статусом «зоны покоя» Тебердинского заповедника. По отдельной договоренности с лесниками д.р.Уллумуруджу была нами безнаказанно посещена.

Не было возможности выйти на оз.Голубое со стороны д.р.Уллумуруджу из-за отсутствия безопасного пути подъема. С оз.Черное можно было подняться на пер.Межозерный(1А) радиально, но в связи с плохой погодой и видимостью выход был отменен.

2. Нитка заявленного маршрута группы под руководством Моркунцовой М.В. по маршруту 1 к/с (маршрутная книжка № 51/3 – 105)

пос.Теберда – д.р.Джамагат – д.р.Горалыкол – пер.Джалкауш(1А) – д.р.Даут – д.р.Кичкинясу – пер.Кышкаджер(1А) – д.р.Кышкаджер – д.р.Джамагат - пос.Теберда – д.р.Муху - д.р.Азгек – пер.Азгек(1А) – д.р.Хаджибей - д.р.Бадук- пер.Бадук Хутый(1А) – д.р.Хутый – пер.Хутый(1А) – д.р.Кти-Теберда – пер.Кичи Теберда Центральный(1А) – д.р.Алибек –пос.Домбай

Пройденная нитка маршрута:

Пос.Теберда – д.р.Джамагат – д.р.Горалыкол – пер.Джалкауш(1А) – д.р.Даут – д.р.Кичкинясу – пер.Кышкаджер(1А) – д.р.Кышкаджер – д.р.Джамагат - пос.Теберда – д.р.Муху - д.р.Азгек – пер.Азгек(1А) – д.р.Азгек – пер.Тогузкель (1А) – оз. 2733 – пер.Наша Марка(н/к) – д.р.Марка – пер.Арючат(1А) – д.р.Арючат – д.р.Аксаут – д.р.Джаловчат – пер.Алибек(1А) – д.р.Алибек – пос.Домбай.

Отклонение от заявленного маршрута:

Не совершены выходы на пер.Бадук Хутый(1А), пер.Хутый(1А) вместо них пройдены пер.Арючат(1А). Пер.Тогузкель(1А) и пер.Наша Марка(н/к) – не заявлены в маршрутной книжке, пройдены после тщательной разведки группой 2 к/с под рук. Елисеевой Е.А. (самый простой путь для сохранения красоты и спортивных характеристик маршрута).

Пер.Азгек(1А) – пройден радиально.

Вместо пер.Кичи Теберда Центральный(1А) пройден запасной вариант – пер.Алибек(1А), в связи с более полным и подробным наличием информации о перевале.

Причина отклонения от заявленного маршрута:

Д.р. Уллумуруджу, д.р.Бадук и д.р.Хаджибей – на период похождения маршрута являлись закрытыми для посещения туристов в связи со статусом «зоны покоя» Тебердинского заповедника. По отдельной договоренности с лесниками д.р.Уллумуруджу была нами безнаказанно посещена.

3. Нитка заявленного маршрута группы под руководством Елисеевой Е.А. по маршруту 2 к/с (маршрутная книжка № 51/3 – 206)

Пос.Теберда – д.р. Теберда – д.р.Гедейж – пер.Гедейж(1А) - оз.Черное - пер.Межозерный(1А) - оз.Голубое – д.р.Уллумуруджу – пер.Назылыкол(н/к) – д.р.Назылыкол –д.р.Джамагат - пос.Теберда – д.р.Муху - д.р.Азгек – пер.Верхний Азгек(1Б) – в.Орлиная Горка - д.р.Хаджибей - д.р.Бадук- пер.Бадук(н/к) – д.р.Марка –пер.Отрог(1Б) – д.р.Марка - пер.Арючат(1А) – д.р.Арючат - д.р.Аксаут – д.р. Джаловчат – ледн.Джаловчатский - ледн.Сунахет – пер.Квадратный(1Б) – ледн. Двуязычный - д.р.Алибек –пос.Домбай

Пройденная нитка маршрута:

Пос.Теберда – д.р. Теберда – д.р.Уллумуруджу - оз.Черное - пер.Гедейж(1А) - д.р.Уллумуруджу – пер.Назылыкол(1А) – д.р.Назылыкол –д.р.Джамагат - пос.Теберда – д.р.Муху - д.р.Азгек – пер.Верхний Азгек(1Б) – в.Орлиная Горка – пер.Азгек(1А) - д.р.Азгек – пер.Тогузкель (1А) – оз. 2733 – пер.Наша Марка(н/к) - д.р.Марка –пер.Отрог(1Б) – д.р.Марка - пер.Арючат(1А) – д.р.Арючат - д.р.Аксаут – д.р. Джаловчат – ледн.Джаловчатский - ледн.Сунахет – пер.Джаловчат(1Б) – ледн. Двуязычный - д.р.Алибек – пос.Домбай

Отклонение от заявленного маршрута:

Не совершены выходы на пер.Межозерный(1А).

Вместо пер.Бадук(н/к), преодолены пер.Тогузкель(1А) и пер.Наша Марка(н/к) – не заявлены в маршрутной книжке, пройдены после тщательной разведки в течении дневки группой 2 к/с под рук. Елисеевой Е.А. (самый простой путь для сохранения красоты и спортивных характеристик маршрута).

Вместо пер.Квадратный(1Б) пройден запасной вариант – пер.Джаловчат(1Б), в виду оценки совокупности факторов безопасности прохождения и повышения спортивных квалификаций участников.

Пройдена связка препятствий пер.Верхний Азгек(1Б) – в.Орлиная Горка – пер.Азгек(1Б)

Причина отклонения от заявленного маршрута:

Д.р. Уллумуруджу, д.р.Гедейж, д.р.Бадук и д.р.Хаджибей – на период похождения маршрута являлись закрытыми для посещения туристов в связи со статусом «зоны покоя» Тебердинского заповедника. По отдельной договоренности с лесниками д.р.Уллумуруджу была нами безнаказанно посещена.

4. Нитка заявленного маршрута группы под руководством Шостака А.В. по маршруту 2 к/с (маршрутная книжка № 51/3 – 207)

Пос.Теберда – д.р.Джамагат – д.р.Кышкаджер – пер.Кышкаджер(1А) – д.р.Кичкинясу – д.р.Даут – пер.Джалкауш Северный(1Б) - д.р.Горалыкол – д.р.Джамагат - пос.Теберда –д.р.Теберда – пер.Хатипара(1А) – д.р.Азгек – пер.Джугутурлючат(1Б) – д.р.Марка – пер.Отрог(1Б) – д.р.Марка – пер.Бадук(н/к) – д.р.Бадук – пер.Бадук Хутый Восточный(1Б) – д.р.Хутый – пер.Хутый(1А) – д.р.Кти-Теберда – пер.Кичи Теберда Западный(1А*) – д.р.Алибек – пос.Домбай.

Пройденная нитка маршрута:

Пос.Теберда – д.р.Джамагат – д.р.Кышкаджер – пер.Кышкаджер(1А) – д.р.Кичкинясу – д.р.Даут – пер.Джалкауш (1А) - д.р.Горалыкол – д.р.Джамагат - пос.Теберда –д.р.Теберда – пер.Хатипара(1А) – д.р.Азгек – пер.Джугутурлючат(1Б) – д.р.Марка – пер.Отрог(1Б) – д.р.Марка – пер.Бадук(н/к) – д.р.Бадук – пер.Бадук Хутый Восточный(1Б) – д.р.Хутый – пер.Хутый(1А) – д.р.Кти-Теберда – д.р.Аксаут - д.р.Джаловчат – пер.Алибек(1А) – д.р.Алибек – пос.Домбай.

Отклонение от заявленного маршрута:

Вместо пер.Джалкауш Северный(1Б) пройден запасной вариант – пер.Джалкауш(1А), в виду недостаточной акклиматизации участников.

Вместо пер.Кичи Теберда Западный(1А*) пройден запасной вариант пер.Алибек(1А) в связи с более полным и подробным наличием информации о перевале и накопившейся усталостью участников.

Причина отклонения от заявленного маршрута:

Д.р. Уллумуруджу, д.р.Гедейж, д.р.Бадук и д.р.Хаджибей – на период похождения маршрута являлись закрытыми для посещения туристов в связи со статусом «зоны покоя» Тебердинского заповедника. Это единственная группа из 4-х, которая прошла в д.р.Бадук от пер.Бадук(н/к) к пер.Бадук Хутый Восточный(1Б) за один день не спускаясь в зону леса.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ГРУППАМИ МАРШРУТА.

Высоты указаны по данным GPS и топографическим картам.

Понятие «правый» и «левый» даются орографические, если это не указано отдельно.

Указанное время «чистое» время движения без учета времени привалов. Округлено до 5 минут для удобства расчетов.

Используются общепринятые туристические сокращения.

По возможности, на фотографиях подписаны вершины, перевалы, включая те, которые участники не проходили.

Расстояние приводится без коэффициента района (k=1,2)

Отчёт создан руководителем похода 2 к.с. Елисеевой Е., при огромной поддержке Щербакова А., а так же на основе материалов предоставленных другими руководителями групп: Шостака А., Моркунцовой М., Овчинниковой М.. Выражаю этим людям благодарность за помощь, упорство, аккуратность и неподдельное желание в совершении спортивных походов.

Пер.Гедейж (Гедыш) (1А,тр-ос,3069)

1. Расположен в Муруджинском отроге Кышкаджерского хребта к северо-западу от озер Чёрное(2867м) и Голубое(2842м).

2. Соединяет долины рек Уллумуруджу(р.Теберда) и Гедейж(р.Теберда). Соединяет середину д.р.Уллумуруджу с верховьем д.р.Гедейж.

3. Ориентация: северо-запад – юго-восток.

4. Имеет одноимённое название с долиной реки Гедейж.

5. Сведений о первопрохождении не найдено.

6. Перевал пройден радиально группами Овчинниковой М.А.(10 августа 2010г.), Елисеевой Е.А.(8 августа 2010г.) в рамках туристических сборов КП Робинзонада с юга-востока. Перевал соответствует заявленной категории трудности.

7. Снята записка группы туристов из г.Николаева под руководством Козий В.Г.

от 30 июля 2010г.

Описание дается от середины д.р.Уллумуруджу до пер.Гедейж и обратно, на основании прохождения группой Овчинниковой М.А.

Так как д.р.Уллумуруджу и д.р.Гедейж – на период похождения маршрута являлись закрытыми для посещения туристов в связи со статусом «зоны покоя» Тебердинского заповедника, спуск/подъём по д.р.Гедейж был отменён. По отдельной договоренности с лесниками д.р.Уллумуруджу была нами безнаказанно посещена.

1.Подъем по левому склону д.р.Уллумурудж к оз.Чёрное. Подъём к озёрам из долины Уллумуруджу от огромного камня с надписью «не кантовать!» Далее необходимо перейти реку вброд, но не во всех местах это возможно. От камня, выше по течению реки, есть место для брода, дно выстлано большими камнями, на которых лежат жерди. Скорее всего, весной, поток реки жерди сносит, но их восстанавливают. Идём по травянисто-осыпному склону по тропе, которая вечно теряется. На середине склона есть скальные выступы, здесь важно не потерять тропу (особенно на спуске). Немного левее по ходу движения спадает ручей, образуя в 2-х местах небольшие озёра, на которых может разместиться 1-2 палатки. От них двигаемся вверх по травянистому склону с выходами камней. Тропа выводит на перемычку (запруду). С перемычки направо по ходу движения обошли оз.Чёрное и встали на обед. Подъём занял у группы 2 часа. На озере есть неплохие места под 4-5 палаток.

2.Перевальный взлёт (юго-восточная сторона). Пологий травянисто-осыпной склон с уклоном до 20°, выводит на травянисто-осыпную седловину.

3.Перевальная седловина травянисто-осыпная, широкая, есть места под 2-3 палатки, воды в жидком виде нет. На восток открывается вид на оз.Чёрное, перевалы Межозёрный и Межпупырный. На запад открывается вид на Тебердинский хребет и в.Семёнов-Баши.

Спуск с перевала по пути подъёма.

В д.р.Уллумуруджу есть места под палатки, но много высокой травы, заболоченные берега, малинник.

С пер.Назылыкол подъём к Муруджинским озёрам (Чёрное и Голубое) выглядел страшно, почти вертикально поэтому были не совсем понятны пути подъёма к озёрам.

Фото 01.1 Вид на д.р.Уллумуруджу с места стоянки

Фото 01.7 Вид с пер.Гедейж на оз.Чёрное

Фото 01.8 Группа на пер.Гедейж

Фото 01.9 Вид с пер.Гедейж на д.р.Гедейж

Пер.Джалкауш (Джилкауш, Джылкауш ) (1А,тр-ос,3182)

1. Расположен в Кышкаджерском хребте.

2. Соединяет долины рек Горалыкол (р.Теберда) и Даут (р.Даут). Соединяет главный правый исток р.Горалыкол с средним течением д.р.Даут.

3. Ориентация: северо-запад – юго-восток.

4. Сведений о первопрохождении не найдено.

5. Перевал пройден группами Шостака А.В.(10 августа 2010г. с юго-востока) Моркунцовой М.В. (9 августа 2010г. с северо-запада) в рамках туристических сборов КП Робинзонада. Перевал соответствует заявленной категории трудности.

6. Снята записка группы белорусских туристов из г.Молодечно под руководством Прыткова В.А. от 13 июля 2010г.

Описание дается от слияния рек Кышкаджер и Горалыкол до д.р.Даут, на основании прохождения группой Моркунцовой М.В.

1. Подъём от слияния рек Кышкаджер и Горалыкол к оз.2850м в верховьях правого притока р.Горалыкол. Выше, впадения р.Эпчик, дорога от пос.Теберда заканчивается и начинается тропа, которая идет по правому берегу р.Горалыкол, пересекает р.Кышкаджер и выводит на поляну, где теряется. На другом конце поляны начинается несколько троп, идти нужно по самой верхней. Далее все тропы соединяются в одну хорошо натоптанную конную тропу и выводят через лес в луговую зону. В левом по ходу движения хребте начинает просматриваться понижение в виде маленькой висячей долинки. Под висячей долиной ближе к реке есть неплохие места для стоянки и ночлега. С места ночёвки под висячей долиной группа двинулась вверх по левому берегу правого притока р.Горалыкол, справа от языка леса, спускающегося из висячей долинки. Выше река теряется в камнях и маршрут проходит по травянисто-осыпному плоскому дну долины с небольшим уклоном до озера 2850м в цирке пер.Джалкауш. У озера есть хорошие места для стоянки. ЧХВ 10 часов.

2.Подъем под перевал от оз.2850м. От озера до перевального взлёта путь лежит по моренам, сложенным средней и крупной осыпью вдоль левого(по ходу движения) склона перевального цирка. Подъём до перевального взлёта занял у группы 1 час 50 минут.

3.Перевальный взлет(северо-западная сторона). Седловина перевала крайняя левая по ходу в верховьях цирка. Перевальный взлет около ста метров песчано-осыпного склона. Под скальными выходами начинается неявная тропинка по осыпи с песком, которая огибая скалы слева, выводит на перевальную седловину. Подъем от озера занял 50 минут.

4.Перевальная седловина осыпная с выходами скал с северной стороны. С перевала открывается вид на Эльбрус. Ночевка затруднительна. Воды нет.

5. Спуск с перевала в ур.Джалкауш. Можно спустится непосредственно с перевальной седловины по линии падения воды мимо скальных выходов до выполаживания, или пройти 100 метров траверсом по хребту в сторону в.Кышкаджер, там спуск положе и проще (30 минут).

6.Спуск в д.р.Даут. Спускаемся ещё 200м по высоте по травянисто-осыпному склону до короткой травянистой висячей долины. С двух сторон в карманах морены стекают ручейки, впадающие в р.Даут, спуск в долину между ручьями по моренным холмам, которые ниже образуют травянистый гребень выводящий к лесной зоне (уклон гребня 20-30°). Перед лесом начинается тропинка, которая переходит в хорошо натоптанную тропу, спускающуюся до самой реки. Лес кончается за 50м до д.р.Даут, тропа выводит на луг поросший рододендроном и малиной . Спуск занял у группы 3 часа.

Фото 02.1 Пер.Джалкауш из д.р.Горалыкол

Фото 02.2 Вид с пер.Джалкауш на д.р.Горалыкол

Фото 02.3 Группа на пер.Джалкауш

Фото 02.4 Спуск с пер.Джалкауш в д.р.Даут

Фото 02.5 Спуск с пер.Джалкауш в зону леса д.р.Даут

Пер.Кышкаджер (Кышхаджер) (1А,ос,3226)

Расположен в Кышкаджерском хребте, севернее от в.Кышкаджер (3826м).

Соединяет долины рек Кышкаджер (р.Теберда) и Кичкинясу (р.Даут). Соединяет главный исток р.Кышкаджер с главным истоком р.Кичкинясу.

Ориентация: северо-запад – юго-восток.

Имеет одноимённое название с долиной реки и вершиной Кышкаджер.

Сведений о первопрохождении не найдено.

Перевал пройден группами Шостака А.В.(9 августа 2010г. с северо-запада) Моркунцовой М.В. (11 августа 2010г. с юго-востока) в рамках туристических сборов КП Робинзонада. Перевал соответствует заявленной категории трудности.

Снята записка группы туристов из г.Киева под руководством Адамчука Т.В.

от 22 июля 2010г.

Описание дается от слияния рек Кичкинясу и Даут до слияния рек Кышкаджер и Горалыкол, на основании прохождения группой Моркунцовой М.В.

1. Подъём по д.р.Кичкинясу. От слияния рек Даут и Кичкинясу группа начала подниматься по левому берегу р.Кичкинясу. Тропа входит в д.р.Кичкинясу из левого, ближнего к реке угла луга и поднимается серпантином по склону с углом наклона 15-20°. Склон покрыт сосновым лесом с редкими выходами скал. Через 2 часа подъема тропа выводит в травянистый кулуар шириной 50м и подъём продолжается серпантином вверх по кулуару. Набрав 150м, тропа переваливает через поросший лесом гребень слева и спускается в основную более пологую травянистую долину, прижимаясь к реке. Далее подъём продолжается вдоль реки. Тропа несколько раз пересекает русло, далее по левому берегу начинает забирать траверсом наверх по мореным холмам с уклоном около 15°. Склоны с набором высоты приобретают осыпной характер, но травянистые места для ночевки у русла есть вплоть до самого перевального взлета. Ручей вытекает прямо из-под осыпи образующей перевальный взлет. Время затраченное на подъём 7 часов.

2.Перевальный взлёт (юго-восточная сторона), набор высоты 100м по теряющейся в крупной и средней осыпи тропе. Путь до седловины траверсом по тропе (40 минут).

3.Перевальная седловина осыпная, неширокая, места и воды для полноценного ночлега нет, с перевала открывается вид на Эльбрус.

4. Спуск с перевала к оз.3062м представляет крутую, местами живую каменистую осыпь протяженностью 150 метров с углом наклона 30-40°, выходящую к озеру, из которого берет начало река Кышкаджер. Спуск плотной группой (30 минут).

5. Спуск до слияния рек Кышкаджер и Горалыкол. Озеро обходим слева, в месте истока р.Кышкаджер спускаемся по осыпи 200м обходя скальные сбросы слева. Осыпь выводит на дно травянистой долины р.Кышкаджер, по правому берегу которой, по моренным холмам чередующимся участками заливных лугов спускаемся до уступа долины, с которого уже видна граница леса, где переходим на левый берег реки и по травянисто-осыпному склону спускаемся с уступа. Здесь неплохое место для ночевки. Время спуска с перевала 2 часа. Продолжаем спуск по гребню моренной гряды по левому берегу и в месте где гребень обрывается переходим на правый берег и по еле заметной тропе от развалин коша доходим до зоны леса. Здесь река уходит в глубокий каньон, а мы траверсируем склон, почти не сбрасывая высоты по лесу, чередующемуся травянистыми или осыпными полянами, по возможности обходим каменистые россыпи. Двадцать минут шли траверсом, затем, спускаясь, вышли на иногда теряющуюся тропу, которая ведет по системе пастбищ, чередующихся с лесным массивом к нарзанным источникам, от них начинается грунтовая дорога. Весь спуск занял 4 часа 30 минут.