Руководитель: М.Голубев, Москва

Отчет о горном походе 1 к.с. по З.Кавказу в январе 2012 г.

ОТЧЕТ

о горном походе 1 к.с.

по Западному Кавказу (Теберда-Архыз),

совершенном 3-13 января 2012 г.

Руководитель: М.Голубев, mg5642@mail.ru

Маршрутная книжка 1/3-101 выдана МКК ФСТ-ОТМ.

На некоторых фото и в тексте вместо "перевал Кынгырчад" правильно - "перевал Кёльауш Западный". Перевал Кынгырчад соединяет долины Мал. Колчад и Гидам.

Нитка маршрута

Пос. Верхняя Теберда – дол. Гидам – пер. Гидам через п. Обзорный (1А, 3057 м) –
дол. Кишкит – пер. Кысы-Пасаут (1А зим., 2770 м) – дол. Кынгырчатсу –
радиально п. Январский (1А рад., 3207 м) – дол. Мал. Колчат – дол. Аксаут –
пер. Кызылауш (1А зим., 2871 м) – дол. Маруха –
пер. Озёрный Архызский (1А зим., 2600 м) – ур. Морх-Сырты –
пер. Архызское Седло (1А зим., 2200 м) – дол. Ревунок – пос. Архыз.

Общий вид нитки маршрута

Артюшаевич

1967

3ГУ, 1ГР, 2ГУ-зима

Зав. пит., отв. за GPS, финансист

Вороненко

Пос. В.Теберда – дол. Гидам

1310-2070

8,5

Радиальный выход в верховья дол. Гидам

2070-2720-2070

Подъем на п. Обзорный (3057 м) (начало траверса)

2070-3060

Спуск на пер. Гидам (1А) – дол. Кишкит. Пер. Кысы-Пасаут (1А зим., 2770 м) – дол. Кынгырчатсу

3060-2660-2770-2300

Радиальный выход на п. Январский (1А рад., 3207 м)

2300-3200-2300

3,5

Переход через дол. Мал. Колчат в дол. Аксаут, подъем по дол. Аксаут к р. Кызылауш

2300-2350-2300-2350-1500-1630

Итоги пройденного маршрута

Набор высоты: + 6010 м.

Сброс высоты: - 5820 м.

Километраж: 76 км с коэф. 1,2.

Учитывая требование к минимальному километражу для похода 1 к.с. 100 км и пункт Правил, согласно которому километраж может быть укорочен на 25% при большом количестве определяющих препятствий, что есть в нашем случае, а кроме того непростые зимние условия, считаем, что походу может быть присвоена 1-я категория сложности, т.к. километраж составил как раз чуть более 75% от 100 км.

Отклонения от заявленного маршрута

Была заявлена следующая нитка:

Пос. Верх. Теберда - р. Гидам - радиально верховья р. Гидам - пер. Гидам (1А, 2980) –

р. Кишкит - пер. Кысы-Пасаут через г. Мыстылыбаши (1А, 2815) - р. Кынгырчатсу –

р. Мал. Колчат - радиально верховья р. Мал. Колчат в случае нелавиноопасности в каньонной части - р. Аксаут - пер. Кызыл-Ауш (1А зимой, 2871) - р. Маруха - пер. Озёрный Архызский (н/к, 2620) - радиально г. Бол. Карабек (н/к, 2979) - ур. Морх-Сырты –

радиально хр. Морх-Сырты, пока не труднее 1Б - пос. Архыз

1. Перевал Гидам пройден не напрямую, а траверсом вершины 3057 м. Причина: меньшее количество снега на гребне, чем в кулуарах и на северных склонах.

2. Перевал Кысы-Пасаут пройден не через вершину Мыстылыбаши, а со спуском влево по ходу. Причины: наличие мощной тропы в этом направлении, более суровый вид горы Мыстылыбаши, чем представлялось на этапе подготовки к походу.

3. Вместо радиального выхода в долину Мал. Колчат сделан радиальный выход в долину Кынгырчатсу (зап. исток). Причина: для исследовательских целей замена равнозначна, подъем был безопасен, удобный «базовый лагерь» (кош). В ходе подъема в долину в итоге забрались по простым безопасным сн.-ос. склонам на водораздел и на безымянную вершину, которую назвали пик Январский.

4. Не сходили радиально на вершину Бол. Карабек. Причина – плохая погода и отставание от графика из-за большого количества свежевыпавшего снега.

5. Не сходили радиально в разведку хребта Морх-Сырты. Причина – очень много снега, высокая лавиноопасность.

6. Перемычка Архызское Седло в зимних многоснежных условиях, при отсутствии даже намеков на тропы вплоть до почти долины Бол. Зеленчука, представляла собой весьма нетривиальную 1А! Потому этот перевал включен в нитку маршрута, хотя и не был заявлен в маршрутной книжке.

Заезд, пропуска, газ, трансферт

Поезда

Новогодние праздники – дни ажиотажа в «хороших» скорых поездах, сравнимого, наверно, с летними поездами в Крым, Сочи и т.п. Потому билеты на «хорошие» поезда (не идущие через Украину, идущие недолго, прибывающие не ночью или очень рано утром) надо брать ровно за 45 суток до нужной даты, с самого утра.

К сожалению, в нашем случае это не получилось, и пришлось ехать из Москвы до Невинномысска поездом, идущим через Украину (ночные проверки документов), и прибывающем в 4.30 утра.

Обратно уезжали поездом Владикавказ-Москва из Невинномысска.

Для заездов в Минводы и Невинномысск, конечно, идеален поезд 003/004 Москва-Кисловодск, идущий всего сутки: утро-утро. Но на него плацкартных билетов не было вообще, а купейные стоили как на самолет :).

Пропуска

Поход проходил полностью вне пограничной зоны, и пропуска не требовались.

Трансферт, газ

Микроавтобус Невинномысск-Верхняя Теберда (4000 р) и Архыз-Невинномысск (4000 р) заказали у турфирмы Барс из Домбая: bars@dombai.info . 3 января в 4.30 машина уже ждала нас на вокзале Невинномысска, и 14 января – в Архызе.

Газовые баллоны везти в поезде через территорию Украины опасно – могут досмотреть. Как, впрочем, не застрахованы от этого и в России. Потому газовые баллоны также заказали у фирмы Барс – по 250 руб. за 450-г баллон.

****************************************************

Техническое описание прохождения локальных препятствий

Траверс пер. Гидам через п. Обзорный (1А, 3057 м)

Перевал Кысы-Пасаут (1А, 2770 м)

Пик Январский (1А рад., 3207 м)

Описание от пос. В.Теберда до дол. Аксаут

Карта 1. Путь от пос. В.Теберда до дол. Аксаут

3 января

В 7:30 выгружаемся из «Газели» на окраине пос. Верхняя Теберда. В 7.45, еще в темноте, начинаем движение по засыпанной 10-см слоем снега грунтовке по левому берегу реки Гидам (Фото 1).

Фото 1. Летний вид на пос. В.Теберда и долину Гидам, Google Earth

Через 20 минут дорога уходит от реки на склон высоко над руслом и траверсирует его, забирая всё правее по ходу. Через полчаса после начала движения проходим ответвление следов человека влево от дороги – траверсом склона, в то время как основная дорога уходит по склону вверх. После раздумий идем еще некоторое время по дороге, пока не становится ясно, что она ведет в сторону. А наша задача – пройти именно долину Гидам.

Поэтому сворачиваем с дороги и траверсируем крутой лесистый склон с потерей высоты, пытаясь найти «нашу» дорогу – ту, которая по Гуглу должна идти вдоль берега до лесных вырубок.

В итоге находим её и доходим до брода, после которого лесовозная дорога крутыми серпантинами ведет в лес правого борта Гидама, где и кончается.

До брода шли около 1,5 часа ЧХВ. Наша ошибка была в том, что не свернули вовремя, не найдя дорогу. Если бы нашли, дошли бы до брода на 20-30 минут быстрее.

На Фото 2 обозначен путь по лесистой зоне долины Гидам, на Фото 3 – подробнее место, где мы ошибочно не свернули.

Фото 2. GPS-трек прохождения лесистой зоны долины Гидам, Google Earth

Фото 3. Обозначен место, где ошиблись с поворотом. Если задача выйти сразу на широкий хребет Орта-Гидам, то можно было идти по дороге направо

На Фото 2 цифрами обозначено:

1 – Место старта

2 – Место, где надо было свернуть

3 – Здесь вернулись на нужную дорогу

4 – Окончание дороги, начало каньона

5 – Место выхода из каньона, начало тропы от развалин коша

6 – Тропа вывела в левый приток Гидама и потерялась

Итак, дорога закончилась, входим в каньон (Фото 4, 5).

Фото 4. В каньоне р. Гидам

Фото 5. В каньоне р. Гидам

Каньон трудно, но проходИм – на него затратили 2 перехода по полчаса.

После каньона выходим на поляну с развалинами коша. Делаем разведку тропы, которая просматривалась в Гугле. Действительно, от поляны надо пройти к лесу выше русла реки (Фото 6).

Фото 6. Подход к началу тропы от развалин коша выше каньона реки Гидам

Тропа идет высоко по левому борту Гидама, постепенно приближаясь к руслу. Через два перехода от поляны тропа вывела к слиянию Гидама и его крупного левого притока. Наш перевал Гидам – в верховьях этого притока. От слияния тропа серпантинами между рекой и притоком круто взбирается через сосновый лес до выполаживания – большой поляны. Видим кош, к нему и идем (Фото 7, 8). От слияния – 40 минут ЧХВ.

Фото 7. Завершающий путь 3 января до коша и радиалка в верховья р. Гидам 4 января, Google Earth

Фото 8. Выход к кошу в левом притоке р. Гидам

Кош неплохо теплоизолирован, есть печка и дрова. Деревянные нары как раз на 6 человек, правда, тесновато. Чабаны, вероятно, там спят втроем-вчетвером. Над печкой сушим обувь.

4 января

Как и планировалось, делаем радиальный выход в верховья долины Гидам.

Заход в нее указан на Фото 9. Дальнейший путь по долине – по левому борту, пологим травянистым, затем осыпным заснеженным склонам (Фото 7). Возвращаемся по пути подъема. Снова ночуем в коше.

Фото 9. Выход к кошу в левом притоке р. Гидам и путь захода от него в верхнюю часть долины Гидам в обход каньонной части

5 января

На Фото 10 – перевал Гидам с запада. Нам не понравились варианты подъема по снежным склонам северной экспозиции, поэтому пошли по широкому травянистому, затем осыпному почти бесснежному склону-гребню пика 3057 м.

Фото 10. Альтернативные варианты подъема на пер. Гидам

Выходим в 9 утра. По некрутому травянистому склону поднимаемся на широкий травянистый гребень п. 3057 (Фото 11).

Фото 11. Начало подъема на п. Обзорный

По пути, указанному на Фото 12, поднимаемся на широкое осыпное плечо пика 3057:

Фото 12. Подъем на вершину п. Обзорный

По пути – отличная панорама на предгорья:

Фото 13. Хребет Орта-Гидам со склона п. Обзорный

Сама отметка 3057 – в 200 м южнее и на 5 метров выше осыпного плато. Плато обрывается на север крутым скальным склоном. От коша 5,5 часов общего времени. Панорама открывается великолепнейшая! Решили назвать вершину пиком Обзорный.

Проводим разведку гребня, ведущего на перевал Гидам. Результат: гребень нетрудный, скалы обходятся по широким полкам, всё безопасно.

Ради вечерних, ночных, утренних съемок решаем заночевать на плато у пика Обзорный:

- ветерок слабый, признаков приближающегося шторма нет

- в надувах есть много снега для готовки еды и чая.

Ставим палатки и хорошо укрепляем их:

Фото 14. Бивуак на плече пика Обзорный, 3040 м. Внизу В. Теберда, вдали Эльбрус

Любуемся просто супер-панорамой от Адыгеи до Эльбруса!

Фото 15. Панорама с пика Обзорный на равнину и предгорья

А потом – красивейшим закатом!

Фото 16. Закат 5 января

И Эльбрусом в лучах заходящего солнца:

Фото 17. Эльбрус на закате 5 января

А когда стемнело, и вышла луна, получился такой кадр:

Фото 18. Ночная съемка. Внизу огни сел. В.Теберда

А ночью равнина зажглась огнями сел и городов:

Фото 19. Ночная съемка. На равнине огни селений и городов

Под утро удалось заснять палатку на фоне облачного неба, подсвеченного огнями Теберды-Домбая:

Фото 20. Ночная съемка. Левая часть неба подсвечена огнями Теберды-Домбая. Справа, над Аксаутом, темно

Как видно, ночью приблизился циклон, появились облака. К счастью, усиления ветра особого не было.

6 января

Утром встретили потрясающий рассвет:

Фото 21. Рассвет 6 января

Фото 22. Рассвет 6 января

Фото 23. Домбай на рассвете

Выходим в 10 утра. По простому скальному гребню доходим до наивысшей точки п. Обзорный, с которого по простому, местами с элементарным лазанием, гребню, обходя выходы крутых скал по удобным безопасным полкам, спускаемся на пер. Гидам. Тур есть, но без записки.

С перевала по очень крутому мелко- и среднеосыпному склону (30-35 град., 300 м) спускаемся в долину Кишкит (Фото 24). Озеро и речка полностью промерзли. По пути – вид на верховья Кишкита (Фото 25).

Фото 24. Путь с пика Обзорный через пер. Гидам в долину Кишкит

Фото 25. Верховья реки Кишкит с гребня пика Обзорный

Следующий перевал – Кысы-Пасаут – летом имеет к.т. н/к. В целом, в наших условиях, на подъем он близок к н/к, но всё же на последнем участке (Фото 26) пришлось потропить снег толщиной 40-60 см, крутизной до 15 градусов на протяжении 300-400 м (местами лавиноопасно, дистанция, наблюдение). Непосредственно перед седловиной – рытье траншеи в надуве (60-70 град., 5 м, строго вертикально вверх).

Фото 26. Путь на пер. Кысы-Пасаут

С перевала по пологому тр.-ос. cклону с. ревала по пологому тр.-нция, наблюдениении влево-вниз идет торная тропа. Спускаемся по ней. Путь преграждает узкая балка, наветренный склон которой сильно засыпан снегом. Избегая лавинной опасности, по крутым, но безопасным участкам обходим опасный склон и возвращаемся на тропу.

Скоро она разветвляется: прямо (направо) – по отрогу к верхней границе леса, нам не по пути налево – траверс других отрогов с меньшей потерей высоты. Это нам и нужно, т.к. далее наша задача выйти в долину Аксаута, траверсируя отроги и северные долины (Кынгырчатсу, Мал. Колчад) узла Кынгыр-Чад.

Путь траверса к слиянию истоков р. Кынгырчатсу показан на Фото 27:

Фото 27. Путь от пер. Кысы-Пасаут в долину Кынгырчатсу

На Фото 28 – место слияния истоков Кынгырчатсу, где находится кош. На поляне у коша ставим лагерь, т.к. уже поздновато.

Фото 28. Кош и место ночевки в районе слияния истоков Кынгырчатсу

Фото 29. Лунная ночь у коша

7 января

Решаем сходить радиально не в долину Мал. Колчад, а в левый исток Кынгырчатсу, т.к. он ближе.

На фото ниже показаны этапы пути по долине.

В итоге мы забрались на вершину правее по ходу от перевала Кынгыр-Чад. Вершину назвали пик Январский.

Фото 30. В ущелье левого истока р. Кыргырчатсу

Фото 31. В ущелье левого истока р. Кыргырчатсу

Фото 32. Подъем по осыпному гребню к пику Январский в обход пер. Кынгырчад

Фото 33. Перевал и вершина Кынгрычад с подъема на пик Январский

Фото 34. Панорама с п. Январский

Фото 35. Группа на п. Январский

8 января

По тропе продолжаем траверс северных отрогов узла Кынгыр-Чад (Фото 36).

Фото 36. Начало траверса в долину Аксаут от коша у слияния истоков Кынгырчатсу

Проходим долину Малый Колчад (Фото 37):

Фото 37. Траверс долины Малый Колчад

После неё начинается грунтовая дорога, по которой выходим в долину Аксаута.

По грунтовой дороге правого берега доходим до нежилого пос. Красный Карачай, по мосту переходим Аксаут на левый берег и по грунтовой дороге доходим до начала подъема в долину реки Кызылауш к нашему следующему перевалу. Ставим лагерь на уютной бесснежной поляне в лесу на берегу Аксаута.

Фото 38. Ночевка в долине Аксаута

Перевал Кызылауш (1А, 2871 м)

Описание от дол. Аксаут до дол. Маруха

9 января

Карта 2. Путь из дол. Аксаут в дол. Маруха через пер. Кызылауш

По пути, указанному на Фото 39-41, заходим в долину Кызылауш:

Фото 39. Путь подъема на устьевую ступень р. Кызылауш

Фото 40. Путь выше устьевой ступени р. Кызылауш через горелый лес к руслу речки

Фото 41. Путь после горелого леса к месту ночевки у р. Кызылауш

Заход в долину должен был быть по лесовозной дороге, однако ее начало из долины Аксаута привело в бурелом. Потому набираем высоту по своеобразной «аллее» в балке среди несгоревших от пожара сосен (Фото 39). После «аллеи» по пологому заснеженному поваленному лесу (Фото 40) переваливаем хребтик и спускаемся к основной долине (Фото 41).

Погода портится, и учитывая, что выше может не быть воды, ставим лагерь на небольшой ровной площадке. Получается полудневка.

10 января

Ночью прошел снегопад (Фото 42).

Фото 42. Ночной снегопад…

Утром погода плохая – небольшой снег, туман. Ждем погоды.

В 11 утра появляются разрывы в облачности, усиливается ветер – значит, вероятно, непогоду раздует: собираемся. Выходим в 12.15.

По левому берегу ручья Кызылауш, тропя полуметровый снег (Фото 43 снято накануне, снега еще мало), идем к пятну леса, где крутизна склона увеличивается.

Фото 43. Подъем от места ночевки у р. Кызылауш к выполаживанию у коша

Выше пятна леса идем по гребешку, который выводит на выполаживание в широкую верхнюю часть долины, где стоит кош. Воды нигде нет. Сильный ветер порывами.

Фото 44. Ветер…

Фото 45. И снова ветер…

Путь от коша до перевала Кызылауш обозначен на Фото 46:

Фото 46. Кош и путь подъема на пер. Кызылауш

На перевальном взлёте и седловине ветер ураганной силы:

Фото 47. На перевальном взлете. Сильнейший ветер.

Фото 48. Чуть выше седловины пер. Кызылауш. Ураганный ветер.

Путь спуска указан на Фото 49:

Фото 49. Путь спуска с пер. Кызылауш в район развалин коша. Фото из района пер. Озёрный с приближением

Сильный ветер сдул снег, но местами на травянистом склоне лежат снежные доски – приходится обходить сверху по траве. В пологую часть долины спускаемся уже в поздних сумерках. Держим направление на кош (Фото 50):

Фото 50. На спуске с пер. Кызылауш

Оказалось, от коша остался только остов с крышей, внутри он занесен снегом. Очищаем его от снега и ставим палатки внутри – всё же защита от ветра. За водой приходится ходить к неблизкой речке, местами тропя по пояс: на дне долины ветер снег не сдул, а наоборот, надул.

11 января

Легли спать поздно, поэтому и поздний выход.

От развалин коша идет тропа, однако скоро она упирается в небольшую балку, на наветренном склоне которой лежит опасная снежная доска. Обходим ее, спускаясь по травянистому склону к руслу речки и по заснеженному, но залесенному левому борту траверсируем склон, возвращаясь к руслу, а затем, по крутому травянистому склону, к тропе. Но через 50 м снова балка с доской. Ее обходим поверху, набирая 50 м высоты до скал, под которыми обходим опасный участок. Из-под скал по диагонали вправо-вниз по крутому травянситому, слабо заснеженному склону, входим в сосновый лес и возвращаемся к тропе, заснеженной по колено. Далее по тропе выходим в долину Марухи (Фото 51).

Фото 51. Выход из ущелья пер. Кызылауш в долину Марухи к месту полудневки и ночевки

Получается полудневка, т.к. на следующий перевал уже идти поздновато, а есть ли удобные места для ночевки по пути к нему с водой – не ясно. Здесь же, у моста через Маруху, отличная полянка почти без снега, кострище и, понятное дело, много жидкой воды – не надо топить снег.

Фото 52. Ночевка в долине Марухи

Перевал Озерный Архызский (1А, 2600 м)

Перевал Архызское Седло (1А, 2200)

Описание от дол. Маруха до пос. Архыз

Карта 3. Путь от дол. Маруха до пос. Архыз

12 января

Начинаем подъем из долины Марухи на перевал Озёрный по грунтовой дороге, засыпанной снегом:

Фото 53. Начало подъема к пер. Озёрный из дол. Марухи

В лесу дорога сильно заснежена, и лишь указывает направление. Скоро мы ее вовсе теряем и уходим в сосновый лес на крутом склоне – в лесу меньше снега. Зигзагами быстро набираем высоту, склон постепенно переходит в широкий травянистый гребень, лес кончается:

Фото 54. Верхняя часть подъема по широкому гребню на вариант пер. Озёрный

Путь на сам перевал остался правее по ходу, но тут, по гребню, идти удобнее. Гребень выводит на широкий пологий травянистый склон, по которому выходим на ровный широкий гребень выше и южнее основной седловины перевала Озёрный. Последние 200-300 м – тяжелая тропежка 50-70-см слоя снега.

На перевальном гребне не задерживаемся из-за ветра, начинаем спуск по пологим сильно заснеженным верховьям р. Линевой:

Фото 55. Верхняя часть плато Морх-Сырты

Проходим кош, спускаемся к замерзшей р. Линевой, немного поднимаемся к перемычке, за которой р. Рапочай:

Фото 56. Путь примерно к месту ночевки в долине Рапочай

Идем правым бортом Рапочая, местами глубокая тропежка, не смотря на южную экспозицию склона. На другой стороне снега еще больше, поэтому пропускаем место, где по карте должна быть тропа (на Карте 3 пересечение тропы и р. Рапочай в районе слияния ее истоков).

Просматривается пер. Архызское Седло, но хоть он и близок, снежная обстановка такова, что потребуется еще целый день. На небольшой террасе правого борта Рапочая, откопав площадки в полуметровом снегу, ставим лагерь. Топить приходится снег, т.к. вода в далеко узком ущелье Рапочая. Место ночевки – первая стрелка на Фото 57.

13 января

Спускаемся к реке Рапочай по крутому тр.-сн. склону, выбирая лавинно-безопасные участки среди деревьев. С трудом переходим реку, т.к. мосты засыпаны толстым слоем снега, и не понятно куда ставить ногу. Далее начинаем очень тяжелый подъем по крутому снежному склону в лиственном лесу (Фото 58), переваливаем отроги, траверсируем истоки Рапочая в направлении пер. Архызское седло (Фото 57).

Фото 57. Путь от пер. Озерный к пер. Архызское седло

Фото 58. Тропежка по пути к пер. Архызское седло

Местами лавиноопасно, приходится выбирать более длинный путь среди деревьев. Чрезвычайно утомительный путь, с тропежкой от по колено до по пояс, до пер. Архызское Седло занял 4 часа общего времени.

Спускаемся также без какой-либо тропы, т.к. ее совершенно не видно под снегом.

Фото 59. Начало спуска с пер. Архызское седло. Снега по пояс.

Сначала тропим по пояс пологий открытый склон, затем пересекаем очень трудоемкий участок – завал деревьев от весенней лавины. Потом небольшой участок пихтового леса, где снега почти нет. Когда видим, что путь прямо вниз ведет в каньон, начинаем траверс правого борта Ревунка, из-за чего выходим из пихтового леса. Тут снова лавинный прочес, заросший молодняком – настоящие джунгли, летом, видимо вообще непроходимые. С огромными усилиями пересекаем прочес и выходим снова в пихтовый лес. Тут гораздо лучше, снега мало, подлеска нет, только упавшие пихты. Где-то на борту долины должна быть тропа, но ее нет: речка течет в узком ущелье, а мы идем выше по склону, где он положе – тут и тропе место…

По правому склону Ревунка высоко над руслом, обходя сверху пару промоин, наконец выходим к тропе. Она началась лишь метрах в 300-400 над долиной Зеленчука. Тропа выводит на грунтовую дорогу на правом берегу Зеленчука. Дорога приводит к мосту в пос. Архыз.

За 3,5 часа мы вышли от кромешного снежно-буреломного «ада» в цивилизацию.

Поход закончен – селимся в гостинице с душем, идем в кафе и т.д.

14 января

На заранее заказанной «Газели» уезжаем в Невинномысск, а оттуда на поезде – домой.

Кызылауш

Миш, с большим удовольствием просмотрел ваш отчет, образцовый и приятный. Ну реально приятно, сидя в зимнюю стужу дома, за бокалом вина, следить за тем, как "эти романтики" осваивали продувные косогоры, мерзли и ютились в палатках, ради того, к чему и самого тянет, но не в такой сезон. Отдельные фотки восторгают, как и вообще организация и качество отчета. ... Как-то уже более 20 лет назад меня сводил из Н. Архыза на Кызылауш (вершину) один тамошний "ходящий" астроном. Помню, что приходилось продираться на подходах через высокие вьющиеся заросли и что, как говорил провожатый, легкий заход на Кызылауш только один, и надо знать, где он. Мы тогда действительно легко - по заснеженным валунам - забрались на гору и имели с нее впечатляющие круговые виды, потому что высота горы, 3.5 км, весьма солидна для Зап. Кавказа. А почему вы не сделали туда радиалку, проходя совсем неподалеку?

Кысы-Пасаут и кош

спасибо за отчет, интересно было взглянуть на эти места, какие они зимой. мы майскую единичку ходили частично по той же нитке. Были на Кысы-Пасауте и на том же самом коше в истоках Кельчата. Почему-то не нашла сведений о записках. Не нашли под снегом?

Категорийность

Михаил Батькович! Всегда пользовался Вашими материалами на этом сайте в качестве достоверного источника. Но позвольте, перевал Архызское Седло возвести в категорию 1А -- это явный перебор! Да и перевал Озёрный всё время балансирует на грани Н/К-1А.