Горы мира > Кавказ > Казбек >

Автор: Владимир Илларионов, Севастополь

Севастопольцы на Казбеке. Часть 3.
Прогуки по Тбилиси

Церковь на 3900
Наш гид по Тбилиси с простым именем Олег уверенно выруливает на своем минивене по узким улочкам столицы. Разместились мы в осовременненом трехэтажном доме в центре города. Номера с претензией на звездность. Окна нашего этажа выходят «тет-а-тет» в окна полуразрушенного, но жилого, соседнего строения, построенного, видимо, еще в 19-м веке. Задергиваем шторы, что бы не видеть чужих выщербленных кирпичных стен и треснувших оконных стекол в перекосившихся рамах. Олег везет нас по городу к различным храмам. А храмов и церквей здесь, действительно, огромное количество. Есть роскошные новоделы прошлых лет. Есть скромно-величественные строения давних веков. Тбилиси – многонациональная и многоконфессиальная столица. Рядом церкви, мечети, синагоги. Много старых ухоженных деревьев. Есть новое озеленение. От мутной бурой реки веет свежестью. Посетили местный базар-вернисаж у Сухого моста. Организован он был, как место тусовки художников и коллекционеров. Что-то вроде севастопольской «Горки» на улице Советской. Картин много, в разных жанрах и техниках. Но сюжетная канва многообразием не отличается. Сказывается коньюктура рынка. Видимо, туристы берут виды на сванские башни, пейзажи с Казбеком, исторические сценки с трапезой на плотах, плывущих по реке. Обилие сувенирных кинжалов, сабель, ножей. Среди них и морские советские кортики, медали прошлого века. Предложили нам коллекции орденов с родословной их прошлого владельца. Юра Круглов пытался сторговать медаль «За оборону Севастополя», но цена оказалась высока. На дорожках всего парка стоят торговцы сувенирной одежной, поделками ручной работы, и… явные старьевщики, торгующие старыми утюгами, чайниками, посудой, обувью, открытками, личными вещами.

К вершине Казбека. часть 1

Олег убедил нас посетить термы на горячих местных серных источниках. Бани очень популярны и имеют до 20 самостоятельных отделанных мрамором залов для посещения со скользящим графиком, как под заказ, так и в порядке живой очереди. Ужинаем на крыше какого-то высотного здания с видом на вечерний город под скрипичную музыку местных музыкантов.

Тбилиси вечером

Утром следующего дня посетили Мцхету, первую столицу Грузии, расположенную в 20 километрах от Тбилиси. Основная достопримечательность – храм Светицховели, долгие века бывший главным христианским храмом Грузии. Он построен в 11 веке на месте первой в Грузии церкви в честь 12 Апостолов (4 век). Интерес вызывает инициатива местных властей по обустройству своеобразного архитектурно-этнографического заповедника в центре Мцхеты. На бюджетные деньги произведен ремонт всех жилых домов (одно- и двухэтажных) в зоне заповедника без отселения жильцов. На всех домах кровли перекрыли единообразной черепицей. Улицы вымостили плиткой. Въезд – только для транспорта жильцов. Посетителям предлагается машины и автобусы оставлять на огромной комфортабельной стоянке у ворот заповедника. Некоторые домовладельцы уже оборудовали сувенирные лавки, мастерские местного творчества, гостинички, кафе и бары. Красиво и оригинально, зелено и чисто.

К вершине Казбека. часть 2

Смешение эпох – на каждом шагу. Вдоль железнодорожного полотна – подпорная стена. А на ней четко читается надпись «Решения ХХ съезда КПСС выполним!». И никому в голову не приходит мысль ее закрасить. В столичном музеи истории Грузии соседствуют коллекции золотых и серебряных археологических находок, фрагмент «сталинского» вагона, и кинолекторий о советском становлении страны. Авторы экспозиции свою точку зрения на историю, видимо, еще не окончательно сформулировали. Некоторые залы пока пустуют.

К вершине Казбека. часть 3

Покидая Тбилиси, ловим себя на мысли, что сюда следовало бы еще вернуться. И более тщательно познакомиться с древней историей этого города. И обязательно побывать в отдаленных уголках страны, так не похожих один на другой.

Перевал Саберце

Севастопольцы на Казбеке. Часть 1. К восточному пятитысячнику.

Севастопольцы на Казбеке. Часть 2. К восточному пятитысячнику.