Руководитель: Л.Кудоярова, г.Томск

Отчет о горном походе 3 к.с. по Алтаю летом 2011 г. Часть 3

Продолжение. Начало здесь

2.7 Дневник похода.

Рассказ ведет участник похода Артем.

23.07.11 - 24.07.11

Поездка на Горный Алтай с целью совершения горного путешествия 3- й категории сложности, была предпринята автомобильным методом. Из Томска на зафрахтованном микроавтобусе группа проехала через Новосибирск, где в салон внедрился последний участник коллектива и, отужинав в кафе за Бердском, мы лихо помчались навстречу удивительной горной стране. Немного не доезжая до Бийска, примерно в полвторого ночи мы переночевали на берегу речушки приютившей кроме нас еще каких-то странников. Часть команды ночевала в машине, часть в палатке. Проснувшись в 6 утра, мы свернули лагерь и продолжили свой путь, заехав в Горно-Алтайск и зарегистрировавшись у спасателей. В 16-20 мы прибыли в славный населённый пункт Чибит. Выгрузившись на поляне, у начала дороги, которая ведет к мосту через Чую, мы выкинули свои пожитки и принялись переупаковывать кули и облачаться в походные одежды. Во время этого увлекательного процесса, как волшебник в голубом вертолете, явился алтаец,… правда на автомобиле УАЗ с кузовком и предложил нам переместиться до моста в его «антилопе гну» за сумму в 700рублей, недолго посовещавшись, мы согласились, так как не было ничего вдохновляющего в шести километровом броске вдоль Чуи. Засунув себя с рюкзаками в кузов, и временами выделяя адреналин от поездки, через 10 минут мы уже фотографировались около моста через Чую. К нашему удивлению это гидрологическое сооружение предстало пред наши очи в обновленном виде… Многие, кто начинал свой путь в Чибите наверняка помнят эти захватывающие моменты - когда идешь по прогибающимся, плохо закрепленным досточкам, а внизу клокочет и пенится грозная Чуя… Но теперь все не так, мост вполне приличный, даже перила имеются и вместо адреналина на нём теперь надо выделять деньги, так как аттракцион этот платный, стоимость билета 100рублей с человека. Стартуем, в 17-40 начинаем подъем к ручью Орой. Рюкзаки у нас тяжелые, мы к ним еще не привыкли, спали в этот день мало, посему с места в карьер никто не бросается, идем короткими ходками по 20 минут. Погода не радует, пасмурно, временами накрапывает дождь, состояние тропы говорит о том, что дождь лил весь день. Встречающиеся туристы тоже не радуют, сообщая, что стоянки по Орою все забиты. К 19-10 выходим на первое место, где можно встать лагерем, оно и впрямь густо населено, стоит около десяти палаток ребят из Тулы, но к счастью под наши палатки место нашлось. Установив лагерь, на горелке вскипятили чай и, доев домашние харчи, легли спать.

25.07.11
Будильник поднял нас в 7-00, хоть небо и ясное, но вокруг все сырое. С трудом развели костер и сварили завтрак. И в 8-30 закончив со всеми бивуачными делами, начали свой подъем к перевалу Орой. Тропа разбита лошадями, месим грязь. Вчерашние 3 часа похода не возымели на наши организмы эффекта привыкания к рюкзакам, и поэтому идем мы все так же медленно короткими ходками по 20 минут. В 11-30 вышли на дорогу, ведущую к перевалу, и решили встать на обед у ручья, да и организмы взывали к пощаде, требуя отдыха. В 13-30 пообедав и запасшись водой, продолжаем свой путь, и в 13-50 группа уже фотографировалась на своём первом перевале на маршруте. (Фото 24)

Фото 24. На перевале Орой н/к

Фото 25. Спуск по реке Шабаге

Далее, благодаря тому, что дорога пошла на спуск, темп нашего передвижения увеличился, и в 16ч мы уже шли вдоль реки Шабага (Фото 25), а через 40 минут уперлись в прижим, вернее в его обход и полезли круто вверх, затем так же круто вниз. В 17ч порядком уставшие, подходим к хорошей стоянке после первого левого притока Шабаги и встаем на ночлег. В этот вечер был открыт гитарный сезон, благодаря чему моральный дух группы существенно поднялся. Во время проведения вечернего досуга к нам явился представитель Кемерово находящийся в лёгком подпитии. После непродолжительного разговора он удалился, немного еще пообщавшись у костра, и мы тоже расползлись по своим палаткам, согласно штатному расписанию.

26.07.11
Поднявшиеся в 6-30 дежурные еще успели застать ясное небо, но пока варилась каша, налетели тучи и к моменту расставания с гостеприимной стоянкой, уже начал накрапывать мелкий дождь. Перейдя по бревнам второй левый приток Шабаги, на другом берегу видим лагерь из двух трехместных палаток, в которых видимо, спали кемеровчани.

Извилистая и временами разбитая лесная тропа к 10-30 вывела нашу поливаемую с неба дождем команду, к слиянию Шабаги и Шавлы. Тропа вдоль Шавлы приобрела совсем уж непотребный вид и напоминала конвейер с расставленными через каждые 30 сантиметров тазиками с грязью. Вода, поступающая со всех направлений с неба, с луж, с кустов, в конце концов, наполнила и наши ботинки. Пройдя одну ходку, в 10-50 часть команды пошла искать переправу через Шавлу, которая должна была предстать перед нами в виде брода или завала из брёвен на разливах реки. Так, временами окунаясь в потоки Шавлы с целью поиска проходимого места, мы поднялись вверх по течению метров 700-800 и в 12-40 наконец-то находим место переправы, которая оказалась комбинированной и брод и брёвна в разных руслах. Прямо напротив переправы находится водопад, с ущелья, куда будем завтра подниматься. (Фото 26)

Фото 26. Вид на подъем в ущелье перевалов Сибиряк, Козий, из долины р. Шавлы

Разведав другой берег, мы поняли, что в качестве ночлега та сторона совсем не подходит, и приняли решение ночевать на своем берегу. Выбравшись на тропу вдоль Шавлы, находим как раз напротив нашей переправы оборудованную стоянку. В 13-00 находим своих оставленных товарищей, которые уже успели развести костер. Так как погода была очень сырая, то было решено перенести костер на новое место и в 13-20, Саша словно Олимпийский огонь водрузил угли на новое место и костер запылал. Погода дождливая, иногда появляются небольшие просветы. Гвоздем вечерней программы стала потерявшаяся туристка из Барнаула, которая потеряла своего спутника и прибилась к нашему лагерю. Разлука их приключилась, где то в районе нашей прошлой ночёвки и поэтому мы просили всех проходящих в том направлении оповестить незадачливого молодого человека, что его подруга тут. Часа через три состоялась сцена, которой позавидовал бы Кваша в своей передаче «Жди меня», два туриста из Баранаула в одинаковых штормовках бросились в объятия друг друга ... и мы вздохнули с облегчением. Немного погревшись у нашего костра, они ушли в направлении Шавлинских озер. Выпив на сон грядущий киселя, засыпаем под монотонный стук дождя о крыши наших палаток.

27.07.11
Встав в 6ч, обнаруживаем все ту же пасмурную погоду, но все же есть небольшая надежда в виде малюсенького «окошка» ясного неба. В 8-10 покидаем стоянку и в 8-20 уже проходим вброд «стенкой» по 3 человека первое русло на разливах Шавлы. (Фото 27)

Фото 27. Переправа через р. Шавлу

Фото 28. Переправа через второе русло р. Шавлы

Подходим к завалу из бревен через второй поток, натягиваем перила, чтобы за них держаться для безопасности прохождения, так как местами бревна без коры и скользкие. (Фото 28) Переправившись, оказываемся на небольшом островке. Через третий поток тоже есть бревно, проходя по которому, так же организовываем страховку для безопасности с помощью веревки. Благополучно переправившись через Шавлу, далее держим направление на водопад. Поднимаемся в наше ущелье по правому берегу ручья. (Фото 29) Тропы не наблюдается. Ручей стекает по довольно крутому лесному склону, заросшему мхом и кустарником.

Фото 29. Подъем в ущелье пер. Сибиряк по правому берегу водопада.

Постепенно подъем выходит на заросший курумник и мы по нему уходим влево, так в верхней части водопада вдоль него не подняться из-за крутизны склона. Поднимаемся метров 70 довольно крутым подъемом до 45 градусов по лесу, страховка ледорубами, далее склон выполаживается, и мы делаем передышку. Место довольно живописное, открывается вид на долину реки Шавлы, много черной смородины и шишек. Далее держим направление вверх по ручью, пробираясь через кусты карликовой березы и в 12-30 выходим к моренному валу, заросшему деревьями. Ручей и долина поворачивают влево по нашему ходу. (Фото 30)

Фото 30. Поворот долины в цирк перевалов Сибиряк, Козий.

Фото 31. Подъем на ригель и выход в цирк перевалов Сибиряк, Козий.

Воспользовавшись наличием сухих дров, встаем на обед. Погода радует, на обеде успеваем даже просушить ботинки. В 14-00 отдохнув и пообедав, поднимаемся дальше вдоль ручья и через полчаса упираемся в непролазный бурелом, за ним виден скальный прижим к ручью. Видя, что на другом берегу ручья местность выглядит более удобной для движения, принимаем решение перейти. Находим бревно и переправляемся. Время 14.50. Возле переправы имеется отличная поляна, на которой можно устроить бивуак. Рядом находим слабую тропу, возможно звериную, но которая идет в нужном нам направлении и через 30 минут выходим к моренным валам. Средняя и крупная осыпь хорошо слежавшаяся, траверсируем по ней гребень вала, держась правой по ходу стороны долины. (Фото 31) В 16-25 поднимаемся в цирк нашего перевала. Ветер усилился. Идем по гребню морены, и минут через 15 подошли к небольшому озерку. Немного насладившись его красотой и вкусом воды, двигаемся дальше вдоль ручья. В 17-10 подошли к месту, которое показалось нам удобным для ночлега, на изгибе ручья. Есть место для 2-3 палаток. Лариса сделала небольшую разведку по моренам в сторону нашего перевала, посмотрела пути подхода и возможный вариант подъема на новый перевал. Команда в это время готовила ужин и проверяла свое снаряжение. Погода к вечеру начала портится, но это не помешало большей части группы скрасить вечер гитарными переборами, малая часть группы под эти переборы благополучно уснула.

28.07.11
Пробуждение наше состоялось в 6-00ч. Утолив голод и свернув лагерь, в 8-00 мы двинулись в путь. На сегодня у нас намечен первопроход….слово одно чего стоит, сразу начинаешь себя чувствовать если не Колумбом, по причине отсутствия палубы под ногами и парусов над головой, то Хабаровым то уж точно. За 3 ходки, сначала по моренам, затем по заболоченному плато доходим до моренного вала, перед нашим подъемом на перевал (Фото 34). Под ним есть озерко и место для палаток. Слева хорошо просматриваются перевалы Козий 1А и Орлиный 1Б (Фото 32), справа перевал Широкий 1А (Фото 33).

Фото 32. Вид на перевалы Козий 1А и Орлиный 1Б.

Фото 33. Вид на перевал Широкий 1А справа от нашего пути.

Фото 34. Вид на подъем на перевал Сибиряк со стороны р. Шавлы

С этого места начинаем подъем на наш перевал по средней осыпи вправо траверсом, в 10-45 подходим к кулуару, который устлан мелкой хорошо слежавшейся осыпью, формуя в ней ступени, плотной группой поднимаемся к скальным останцам, на которых есть полка. На ней мы отдыхаем, время 12ч. Далее характер подъема не меняется и проистекает все по той же осыпи в правой части кулуара, временами меняется только её цвет. Идущий первым, постоянно меняется, так как делает ступени на осыпи. В 13-10 поднялись на небольшую седловину, снизу казавшеюся нам седловиной перевала, на нее и держали путь. (Фото 35) Но она оказалась ложной седловиной, так как за ней идёт крутой сброс вниз и снова подъем на гребень, а справа и слева стоят «жандармы».(Фото 36)

Фото 35. На ложной седловине контрфорса.

Фото 36. Вид на жандармы контрфорса с ложной седловины.

В какой-то момент появилась даже мысль что мы зашли в тупик, но ушедшие слева от «жандармов» в разведку Лариса и Костя принесли обнадёживающие новости, о том что, провешивая веревки можно все же подняться с рюкзаками на седловину. В 14-25 Костя и Саша налегке отправились навешивать перила.
В 16-05 по перилам из двух веревок начинаем подъем до следующей полочки, базы делали на выступающих, вполне надёжных камнях. От полки до полки двух веревок не хватает, поэтому до нижней базы нужно еще пройти метров 20 по крутому склону из мелкой и средней живой осыпи, идем с подстраховкой и по вытоптанным ступеням. В 17-45 вся группа собирается на полочке перед седловиной. Полочка представляет собой выполаживание узкого гребешка, который находится по правому борту кулуара ведущего к седловине, кулуар услан тонким слоем льда, с небольшим снежным карнизом на седловине. Справа от льда в кулуаре, идет крутая осыпь среди разрушенных скал и возможен подъем с перильной страховкой. Гремит гром, ползут по небу черные тучи.

Фото 37. Команда на седловине перевала Сибиряк.

Фото 38. Вид с седловины на путь к подножию перевала со стороны р. Шавлы.

В 19-00 группа выходит на седловину (Фото 37), складываем тур, кушаем шоколадку, фотографируемся, и в 19-15 ввиду ухудшающейся погоды начинаем спуск, по мелкой осыпи, глиссером, плотной группой. Где то на середине спуска нас настигает довольно крупный град. В 19-40 спускаемся с перевала и в 19-50 встаем на ночевку рядом с озером Куранду (Фото 40). «Картофельный клестер» и чай дежурные готовили уже под дождём. Порядком устав, засыпаем быстро под шум дождя о палатки.

Фото 39. Вид с седловины пер. Сибиряк на путь подхода и подъема на пер. Циолковского.

Фото 40. Вид на пер. Куранду 1А с места ночевки на озере.

29.07.11

В 6-00 будильник безжалостно вырвал нас из объятий сна, отведав завтрак и собрав рюкзаки, в 8-00 выдвигаемся в направлении перевала Циолковский. (Фото 39) Наблюдаем по пути стадо горных козлов, которые испуганно скрылись за моренным валом, и мы позавидовали лёгкости, с которой они покинули поле нашего зрения. В 9-30 выходим моренному валу под перевалом. Поднимаемся на него и траверсируем склон в направлении седловины перевала. В 10-50 подходим к кулуару, подъем по которому довольно неприятен и камнеопасен и требует перильной страховки. Осыпь в кулуаре черная, плотно слежавшаяся, похожая на шлак, ступени в ней сложно выбить и потому сложно подниматься по крутому в 50 градусов склону. (Фото 41) Одной веревки хватает провесить кулуар для подъема, крепится она выше за скальные выходы.

Фото 41. Прохождение кулуара на перевале Циолковского.

В 13-10 все собираются на полке выше кулуара и продолжают свой путь в направлении седловины траверсом вправо по склону. В 14-40 подходим под седловину, подъем на которую представляет собой разрушенные слоистые скальные выступы и живая осыпь из тех же мелких слоев породы, довольно ненадежно все. У самой седловины лежит небольшой снежник, который тая, создает грязь, это еще больше затрудняет движение. Замыкающим приходится просто буксовать в этом грязном месиве. Тем не менее, часть группы в 15-30 вылезла на седловину и, закрепив верёвку, кинула ее для оставшихся внизу.

В 15-50 вся группа вышла на перевал, кроме тура с запиской находим еще несколько свежих «туриков», которые нам оставил на седловине медведь…, то ли от восторга от увиденного, то ли от усилий, предпринятых при восхождении на перевал. Кушаем шоколадку, и в 16-05 по следу спуска, оставленным косолапым, за 15 минут спускаемся с перевала, глиссируя по осыпи. Внизу находим немного воды, кипятим, завариваем чай, и перекусываем. Затем продолжаем спуск к правому притоку реки Юнгур. Долина встречает нас ароматами разнотравья. Всегда ловлю себя на мысли, что спускающиеся с перевалов горники в своих тяжелых ботинках, штормовых костюмах, касках, с ледорубами и прочими атрибутами снаряги, смотрятся в этом тёплом мире, благоухающим запахом трав и цветов, жужжащим жучками, пронизанным трелями птиц, как то неестественно….вроде как чужими…
В 18-20 выбрав удобное место на травянистом склоне, поставили лагерь. Пользуясь тем, что еще есть солнце, сушим вещи, так как периодически во время подъема на перевал налетали тучи и нас било дождем с градом. Вечером, немного помучив гитару, водворяем свои бренные тела в спальники и засыпаем.

30.07.11

Под заунывные трели будильника, вытряхиваемся из своих шатров и начинаем собираться, погода ясная.
В 8-00 начинаем спускаться вдоль Правого Юнгура. Обходим верхом небольшой травянистый прижим, затем переходим по камням на другой берег. Небольшой крутой спуск слева от водопада по слабой тропе и в 8-30 встаем отдохнуть возле красивого каньона. Далее спускаемся вниз по течению слева от реки, иногда обходя прижимы верхом. Слабая тропа то теряется, то появляется, просто держим нужное направление. В 10-35 выходим на тропу в лесу, которая ведет траверсом влево вниз по склону к основному руслу реки Юнгур. Тропа довольно хорошая и учитывая, что район не столь часто посещаем туристами, как скажем Шавлинские озёра, то мы делаем выводы, что в таком состоянии её поддерживает ДРСУ «Медведь», о чем свидетельствуют клочки шерсти на ветках и кучки, оставленные представителями этой организации. В 12-00 минуя завалы бурелома и прочие радости горно-лесной тропы, которые наш мастер «афоризмического» жанра Дмитрий, назвал коротким и ёмким словом – «пежня», все же спускаемся к реке. Встаем на обед у реки. (Фото 42)

Фото 42. Долина реки Юнгур с видом на ущелье с пер. Циолковского

Борщ, съеденный на обеде, и жаркое солнце играют с нами злую шутку, нас буквально расплющивает, и дальнейшее передвижение идет с трудом.

Поднимаемся по берегу Юнгура, тропа местами слабая наблюдается. С хорошей тропы нам на обед пришлось спуститься к воде, и снова высоко подниматься по склону в поисках той тропы, не видим смысла. Два больших прижима, обходим по верху через лес, следующий прижим проходим вдоль реки, вплотную к воде, подстраховывая друг друга, так как в лесу свежие завалы деревьев и изобилие густых зарослей кустов, не пройти. Неприятный участок прохождения на слиянии Юнгура с его левым притоком. Жара и проходы прижимов по бурелому, действуют изматывающе и, найдя хорошее место, в 18ч мы встаем на ночлег. Лагерь разбили на разливах реки Юнгур, на каменистом берегу.

31.07.11
Встали в 6-00, насытившись яствами, приготовленными дежурными, и скидав в рюкзаки весь свой немудреный скарб, в 8-00 двинулись далее, вверх по течению реки. В 9-20 выходим к месту, где Юнгур разливается на три небольших потока, материал для мостов в виде валяющихся бревен присутствует в изобилии, и наша туристская команда на время превращается в мостостроительный отряд. К 10 -40 мосты были построены, и вся команда перешла на другой берег. (Фото 43)

Фото 43. Строим мосты для переправы через разливы Юнгура

Находим, какое-то подобие тропы, видимо оставленной зверьми, и уходим вверх по заросшему карликовой березкой склону в направлении цирка перевала Лена. Обходя завалы из камней и деревьев, выходим к левому притоку, стекающему из под нашего перевала. Поднимаясь вверх по ручью, в 11-20 упираемся в прижим и переходим на другой берег по камням, пройдя немного, видим очень красивый водопад. По краю водопада поднимаемся, и продолжаем идти вверх по течению реки по камням.

Фото 45. Ночевка на озере

К 12-40 вышли на озеро. Ярко-голубая гладь воды в обрамлении цирка производит впечатление. Естественно устраивается фотосессия. Обойдя озеро справа, на его берегу ставим лагерь. Накопившаяся усталость этих дней просит сделать хотя бы полуднёвку. А тут отличные места для стоянки, где и устанавливаем свои синтетические домики. Погода к 15ч испортилась, пошел дождь. На ужине проведя ревизию продуктов, решаем из раскрошенного печенья и, используя имеющееся в наличии сгущенное молоко, сделать тортик. Насобирав по окрестностям скудные дровишки, делаем костерок для создания атмосферы и заканчиваем вечер песнями. (Фото 45)

Фото 46. Подъем на ригель и выход в цирк

Фото 47. Цирк с перевалами Лена, Разведочный

01.08.11

В 5-30 прибор со стрелочками своим противным звуком поведал нам, что пора вставать. Вытряхнувшись из палаток, обнаруживаем небо затянутое облаками.

В 7-20 начинаем карабкаться на ригель, у подножия которого мы ночевали. (Фото 46) Осыпь довольно крупная и хорошо слежавшаяся, и к 8-20 мы уже вышли наверх, в цирк перевалов Лена, Сталинградский, Разведочный. Далее по гребню моренного вала идем в направлении перевала Лена. Хорошего описания и фотографий перевала Лена у нас нет, пытаемся сориентироваться, который кулуар нашего подъем на перевал. (Фото 47)

Фото 48. Вид на кулуары перевала Лена с места ночевки на морене

В 9-10 подошли под последний моренный вал перед перевалом и перевалив его, за полчаса подходим к кулуару, который вроде похож по фотографии, но куда он уходит вверх после поворота, не понятно. Наклонный правый кулуар, который мы издалека наметили для подъема на седловину, оказался вблизи не пригодным для подъема, так как в центре кулуара просматривалась скальная пробка, да и выводит он не на перевал Лена. Начинаем подъём по льду в кулуаре в 10-10. Надеваем кошки, системы. Первая веревка провешивается до скал, где кулуар сужается и есть возможность собраться всей группе. (Фото 49) Костя и Саша уходят провешивать перила дальше, ввиду того что из за скал нам не видно, что происходит наверху, звуковой контакт тоже плохой, по кулуару летят камни со скал. Проходит достаточно много времени, когда были провешены две веревки, и стало понятно, что кулуар приводит в тупик, и далее подъема нет, скалы и довольно крутой склон. Принимаем решение о спуске. В 14ч команда спускается вниз на морену. Решаем сделать разведку в цирке в сторону Разведочного перевала. Уже начав подъем на Разведочный перевал, становится виден, еще один кулуар подъема к перевалу Лена. Похоже, что он и есть тот кулуар, по которому производится спуск с перевала Лена. Но фотографии не очень хорошего качества, имеющиеся у нас, в совокупности с похожестью обоих кулуаров сыграли с нами злую шутку. В силу дефицита времени понимаем, что о попытке восхождения на Лену сегодня не может быть и речи. Внимательно изучаем кулуар подъема на перевал. Довольно крутой склон в 50гр, покрытый льдом, по которому постоянно летят камни. Прикидываем высоту подъема, тут не менее 6-7 веревок провешивать. А это уже однозначно не подходит под сложность перевала 2А. Идти выше категорию, чем допустимо в тройке, мы не можем, и в целях безопасности команды принимается решение вместо перевала Лена пройти перевал Разведочный 1Б, который приводит в ту же долину. Встаем лагерем на морене, сложив плоские камни под палатки. (Фото 48)

Фото 49. Начало подъема на пер. Лена по тупиковому кулуару

Фото 50. Начало траверса к седловине пер. Разведочный

Изучив имеющуюся у нас информацию по Разведочному, внимательно осмотрев склон, решаем, что подниматься напрямую к седловине перевала не стоит. Неприятные скалы, с которых летят камни, возможно, что здесь лучше быстро спускаться, проходя перевал в обратную сторону. Решаем, что проще и безопаснее подняться по хорошей осыпи левее седловины, и затем траверсом по гребню среди разрушенных скал подойти к седловине перевала. Возвращаемся после разведки в лагерь. Варим ужин, вода взята из-под снежника недалеко от лагеря. Погода ухудшается, налетает сильный ветер, который приносит тучи, начинается дождь.

02.08.11

Встали как обычно в 6ч. Погода оставляет желать лучшего…, что не удивительно, так как сегодня еще и Ильин день, который как известно бывает обычно дождливым. Позавтракав, стали ждать, чем закончатся небесные катаклизмы. Постепенно погода стала меняться в лучшую сторону, дождь прекратился, вышли в 8-50 на перевал Разведочный. Пройдя 2 ходки, обращаем свой взор на перевал Лена, который с этого ракурса открывается во всей красе. Видим на седловине людей, довольно многочисленная группа, помахав нам ручками, стала организовывать мероприятия по спуску (Фото 52).

Фото 51. Траверс гребня пер. Разведочный 1Б

Мы же в свою очередь, пожелав им удачи, стали карабкаться вверх по средней осыпи, и в 11-20 подошли к разрушенным скалам на гребне. Проведя разведку, решили провесить перила для безопасного прохождения траверса с рюкзаками. (Фото 50) Всего было провешено 4 веревки вдоль отвесных скал плитообразной формы, порода достаточно хрупкая, но с организацией баз и промежуточных точек страховки проблем не было. Прошли траверс на скользящем карабине в перилах. Было несколько неприятных участков при прохождении гребня. (Фото 51)

Фото 52. Наблюдаем с пер. Разведочный, за спуском людей с пер. Лена

Фото 53. Вид на поворот к пер. Камрю Зап. 2 с пер. Разведочный

В 14-40 группа собралась на седловине. Видя, что со стороны долины Юнгура движется грозовой фронт, быстро фотографируемся на перевале, съедаем шоколадку и начинаем спуск. Сначала спускаемся серпантином по осыпи плотной группой, затем выходим на ледник, покрытый тонким слоем снега. Проходим этот участок, глиссируя довольно быстро. Затем снег исчезает и под ногами остается только лед с частым вкраплением камней, спускаемся вдоль ранклюфта, переходя, то на осыпь, то снова на ледник, и к 15-25 завершаем спуск в нижней части озера. Озеро довольно мрачноватое, имеет какой – то грязный цвет, в воде плавают льдины. Моросит небольшой дождь, несмотря на это кипятим чай и делаем перекус. Однако дождь имел кратковременный характер и с окончанием обеда тоже закончился. От озера путь наш пролегает сперва по моренным валам, затем уходим влево на крупный курумник, по нему обходим небольшой отрожек, разделяющий цирки перевалов Разведочный и Камрю Зап. 2 и выходим на каменные террасы. (Фото 53)

Фото 54. На седловине пер. Камрю Зап.-2

Подъем довольно лёгкий, есть слабая тропа, по ней выходим к небольшому и уютному озеру в цирке перевала. Времени 17-10, и мы решаем не начинать подъем на перевал Камрю, а встать на ночлег. Площадки под палатки имеются на любой вкус. Ужинаем, поем песни и ремонтируем штаны некоторыми участниками.

03.08.11

Утро в 6-00 пришло как обычно внезапно, вытряхнувшись из палаток, сворачиваем лагерь и в 8-20 начинаем штурм перевала Камрю, у подножья которого мы собственно и ночевали. Подъем идет наискосок по склону по средней и крупной осыпи среди скальных выходов. За две ходки, в 9-50 выходим на седловину перевала. (Фото 54) На спуске сразу есть «камин», прокидываем там имеющуюся небольшую 10 метровую расходную веревку, которой хватает для спуска этого участка. (Фото 55) Далее спуск идет по узкому кулуару серпантином плотной группой. В двух местах на скальных участках спускаемся, используя технику скалолазания. (Фото 56) В 11-00 выходим на моренный вал под кулуаром перевала.

Фото 55. Спуск по камину с пер. Камрю Зап.-2

Фото 56. Прохождение крутых участков в средней части кулуара Камрю Зап.

Фото 57. Цирк пер. Камрю Зап.-2

Начался дождь. Морена из крупных камней, ввиду начавшегося дождя идем осторожно, так как камни сырые и скользкие. В 11-50 выходим на травянистые террасы и спускаемся вдоль падения ручья, есть неприятные места в виде скальных спусков. После этих многочисленных полочек, мы выходим на моренные валы, которые проходим в ложбине между ними, там довольно полого. В 12-45 минуем морены и выходим на травянистые склоны. (Фото 57) Тропы не наблюдается, так как идем гораздо выше реки. Скорее всего тропа находится у ручья. Интересный цирк, есть озеро и в центре цирка возвышается скальная пирамида. Пройдя русло высохшего ручья, идем по зарослям карликовой березки, забирая направо, в направлении озера Камрю, двигаемся уже по тропе, которой пользуются, видимо как звери, так и люди. Дождь не прекращается, мы мокрые насквозь. Постепенно поворачиваем вправо и выходим в зону леса долины Камрю, река шумит далеко внизу, слияние нашего ручья и реки Камрю осталось слева. Тропа идет верхом по склону и становится всё хуже и хуже. (Фото 58) Пройдя еще около километра, в 14-30 начинаем спуск без тропы прямо вниз к реке по руслу высохшего ручья. Наверно каждый участник команды за время спуска успел не раз приземлиться на «пятую точку», уклон довольно крутой и все сырое. В 15-10 выходим к озеру и встаем на обед. (Фото 59) Погода немного налаживается, раскладываем одежду сушиться.

Фото 58. Спуск из ущелья правого притока к реке Камрю

Фото 59. Озеро Камрю

Фото 60. Организация перил на переправе через поток Карагема на разливах выше Карагемской поляны

Пообедав, собираемся двигаться дальше, в планах выйти на слияние рек Камрю и Карагема, но как только мы двинулись на противоположный берег озера, зарядил дождь и установилась плотная облачность. В 17-30 подошли на стоянки противоположного берега озера. Понимая, что по такому дождю спускаться до Карагема не имеет смысла, встаем на ночевку.

04.08.11

Дождь с переменным успехом поливал всю ночь, в 6-00 мы все же вылезли из своих убежищ, приготовили завтрак и, дождавшись, когда прекратиться дождь, в 8-35 начали движение вниз вдоль реки Камрю. Тропа, скользкая после дождя, идет то по берегу реки, то заходит в лес, обходя прижимы. В 9-30 вышли к слиянию Камрю с Карагемом. Видим место переправы через Камрю, где лежат насколько тонких бревен. Укрепив мостик еще одним толстым бревном, натянув веревку для поддержки равновесия, переходим на другой берег. После переправы движение идет по хорошей тропе в лесной зоне, вверх по реке Карагем. В 11-40 переходим по бревнам ручей, который впадает в Карагем. В 14-10 выходим на поляну и встаем на обед, напротив ущелья реки Калынагач, параллельно реке Карагем в кустах бежит ручей с чистой водой. В 15-20 пообедав и просушив палатки, начинаем двигаться дальше по зарослям карликовой березки, которые становятся все гуще и выше. Перед Карагемской поляной на слиянии двух рек проходим прижим вплотную к воде. Уходим выше по реке метров 200 к разливам и начинаем искать место брода. Самый ближний поток имеет довольно сильное течение и в одном месте участок глубок, для невысоких участников. Переправляем первого самого тяжелого участника на страховке за грудную обвязку. Разведка двух других потоков показала, что они легко переходятся стенкой. Через первый поток натягиваются перила, один конец крепится за дерево, другой держит участник. Дополнительно второй веревкой делается «бегунок» и пристегивается к переходящему реку участнику. (Фото 60)

Фото 61. Вид на долину Атбаджи из долины Йолдо-Айры

В 17-50 вся группа переходит Карагем. И в 18-15 на Карагемской поляне встаем на ночлег. Места на поляне платные и составляют 150 руб. с палатки.

05.08.11

Поднявшись как всегда в 6-00, позавтракав, начинаем подъем по грунтовой дороге в 8-05. Погода ясная, хорошо видны вершины Карагем и Маашей. От прохождения насквозь перевала 60 лет ВЛКСМ было решено отказаться, так как мы уже находимся в небольшом цейтноте. В 10 -30 спускаемся к реке Йолдо-Айры и двигаемся уже вдоль неё по дороге. (Фото 61) По обочине дороги попадаются кусты черной смородины и крыжовника.

Фото 62. Переправа по камням р. Йолдо-Айры выше слияния с р. Киренэльдуярык

Фото 63. Долина р. Киренэльдуярык выше водопада.

Выше слияния реки из долины нашего перевала Восход и реки Иолдо-Айры, переправляемся через поток по камням с натяжением перил для подстраховки (Фото 62). Напротив красивого каньона с водопадом встаем на обед. Время 12-30. После обеда, немного отдохнув, двигаемся дальше вверх по зарослям карликовой березки слева от водопада. Постепенно выходим на заросшие моренные валы. Тропа далее выводит к руслу реки, и двигаемся уже по берегу. Вода в реке очень грязная. (Фото 63)

Фото 64. Подъем на ледник Карагелу

В 16-10 выходим на чудную полянку с чистым ручьем и разбиваем лагерь. После вчерашней переправы в холодной реке чувствуем сегодня весь день усталость. Сделали разведку по моренам, для определения дальнейшего пути. Небольшое тренировочное занятие и пошли отдыхать.

06.08.11

Проснувшись в 6-00, обнаруживаем низкую облачность и туман. В 8-30 ветер стал растягивать туман, появилась видимость, и мы двинулись в путь.

Фото 65. Вид с ледника Карагелу на пер. Мохро-Оюк Юж. 1Б

Фото 66. Подъем по леднику Карагелу к пер. Восход 2А.

Обходим первые моренные валы слева, затем забирая вправо в 10-40 за 3 ходки доходим до языка ледника (Фото 64), там надеваем кошки и обвязки и перекусив, выходим на ледник. В самом начале ледник открытый, крутизна до 30 градусов, идём без связок. В 11-40 вышли до точки поворота ледника налево к перевалу Восход. Напротив нас находится перевал 60 лет ВЛКСМ. Оставляем рюкзаки, и делаем радиальный выход на перевал. Подъём на перевал проходит сначала по леднику, который открыт и трещины на нем легко обходятся. Подходим к осыпному склону, тут снимаем кошки, и пройдя по нему метров 200 выходим на небольшое заболоченное плато. Небольшой подъем, и в 12-10 выходим на широкую седловину. Вид с перевала очень красивый, перед нами во всей красе Северо-Чуйский хребет. Фотографируемся, снимаем записку наших Томичей из клуба Такта, оставляем свою и в 12-40 возвращаемся к рюкзакам. Начинаем движение в сторону перевала Восход. Пройдя одну небольшую ходку, в 13-00 выходим на закрытый ледник. Здесь связываемся по 3 человека, и двумя связками продолжаем движение по направлению к седловине перевала (Фото 66). Снег плотный, хорошо держит, уклон 15-20 градусов. Идем по центру ледника, трещины хорошо читаемы. В 14-50 подходим под перевальный взлёт, где уклон 35-45 градусов, наверху видны два бергшрунда (Фото 67).

Фото 67. Путь подъема на седловину пер. Восход

Фото 68. Вид с пер. Восход на гребень пика Металлург с перевалами Лошадь 3А, Костырева 2Б

Первый бергшрунд проходим по очень хлипкому снежному мостику с попеременной страховкой через ледорубы. Второй бергшрунд на более пологом месте и завален снегом, и мы его просто перешагиваем. В 16-00 выходим на седловину, она очень широкая и снежная, тур находится слева. С перевала открывается вид на пик Металлург и перевал Лошадь, довольно впечатляюще выглядят, и видно, что название перевала соответствует, по затрате энергии на его прохождение (Фото 68).

Фото 69. Долина р. Талдуры

Скушав шоколадку, и видя, что погода начинает ухудшаться, начинаем спуск с перевала. На седловине в сторону спуска находится снежный карниз, проходим его, пробив небольшой проход, и выходим на небольшой скальный участок. Очень аккуратно, используя элементы скалолазания, без провешивания веревок, выходим на осыпь. Серпантином, двумя плотными группами спускаемся. Осыпь в основном средняя, плохо слежавшаяся, среди скальных выходов. В 17ч спустились к леднику у подножья перевала, пошел снег. Вскипятили быстро чай и перекусили. Далее спускаемся прямо по леднику, довольно пологому и открытому. Много каменных грибов, есть трещины, но они легко перешагиваются или распутываются. Пройдя ледник, выходим к ручью, который вытекает с ледника.

Спустившись вниз по ручью среди морен одну ходку, найдя подходящую площадку, в 18-30 ставим лагерь. Снег метет все сильнее, и символ плохой погоды - «картофельный клейстер» дежурные готовят «борясь со стихией». Погода не располагает к музыкальным моментам, и команда равномерно распределив себя по палаткам и спальникам, под лозунг «Утро вечера мудренее», пытается храпом перебороть шум ручья…

07.08.11

Утро наступило в звенящей тишине, шума ручья не было слышно. Вытащив свои озябшие «тушки» на свет Божий, мы обнаружили, что ручей не замерз, как предполагалось в палатке, а его просто не существовало. Чуть выше, ближе к леднику, нашлись замерзшие лужицы, которые мы и использовали для приготовления завтрака. Далее следовал аттракцион, надень замерзшие ботинки. Кто-то героически размораживал их на ноге, а кто-то не поленился перенести все вещи метров 150 ниже, куда уже пришло солнце. Отогревшись, в 8-30 выходим. Сначала путь наш пролегает по руслу ручья, затем мы повернули налево, и по распадку двух моренных валов, вышли на травянистый склон. Начинаем спускаться к реке Талдура вдоль ручья, впадающего в эту реку. Спуск довольно крутой и затяжной, и ближе к реке наши колени начинают ощущать это в полной мере. По камням переходим ручей на левый берег и в 11-30 спускаемся к Талдуре. Погода отличная, на небе ни облачка, красавица Ольга предстает во всем великолепии. Правее возносится в небо пик Иикту, Талдуринский ледник, припорошенный вчерашним снегом, блестит на солнце. Оставшихся дней не достаточно для восхождений на Ольгу или Металлург и прохождения перевала Кзылташ, накопилась усталость за поход без дневок, поэтому решено было сегодня отдохнуть, восстановить силы, и за оставшиеся у нас два дня, выйти в Бельтир. Ближе к вечеру, когда мы готовили ужин, к нам с противоположного берега переправились на коне алтайцы, парень и девушка лет двадцати пяти. Смущённо улыбаясь, они объяснили нам, что наблюдая за нами, они увидели у нас гитару, и парень попросил разрешения поиграть. Мы конечно дали ему наш инструмент и не пожалели. Несколько песен, исполненных на алтайском языке с использованием горлового пения, произвели на нас неизгладимые впечатления. Затем отказавшись с нами поужинать, они удалились. Отличная погода, услышанные песни алтайцев и осознание того, что нам предстоит разлука с заснеженными вершинами, делает вечер особо лиричным.

08.08.11

Рано утром нас разбудил стук дождя о тент палатки но, тем не менее, дежурные, борясь с небесной сыростью, приготовили завтрак. В 8-10 все сытые и довольные вышли по берегу Талдуры вниз. После прижима, который прошли низом по берегу, вышли на автомобильную дорогу и за 3 ходки в 10-25 дошли до моста через Талдуру. (Фото 69)

Фото 70. В поселке Бельтир

Погода переменчива, ветрена и временами дождлива. В 12-10 найдя, наконец, чистый ручей встаем на обед, напротив водопада Мохро-Оюк. Ветер не располагает к длительному отдыху после обеда, и мы в 13-10 начинаем двигаться дальше. Сразу за местом обеда, река проходит в скальном каньоне и круто поворачивает направо, здесь начинается обход по верху. Пройдя прижим поворота реки, спускаемся вниз к Талдуре. Здесь долина Талдуры широкая, на другом берегу видим впадающий поток реки Джело. Временами наш путь пролегает по заболоченным участкам, временами по покосам. В 15-10 подошли к прижиму, через который тропа ведет сначала верхом, и затем, последний участок вплотную к воде. За прижимом обнаруживаем чистый ручей и зимовье. Сверившись с картой, понимаем, что дальше ручьёв нет, а употреблять воду из Талдуры, как то не хочется, да и место для ночевки просто отличное, и поэтому в 17-10 ставим лагерь. Вечером к нам подъехал на автомобиле алтаец. Разговорились и, в ходе общения выяснилось, что он должен забрать тут свою семью, которую отправил по ягоды. Пока разговаривали, его семейство появилось из за кустов с полными ёмкостями черной смородины. Угостив по доброте душевной нас своим урожаем, они уезжают. А мы, отведав черной смородины, которая напоминала по вкусу красную, (видимо и здесь Мичурин побывал) посидев еще у костра, пошли спать.

09.08.11

Встали попозже, ибо торопится некуда, Бельтир уже рядом. И в 9-10 покинули гостеприимный ручеёк. Путь пролегает по долине Талдуры, которая в силу того, что идет покосная пора, изобилует местными жителями. В 11-30 выходим на ручей Имэле и решаем пообедать, так как по карте чистых ручьев больше не предвидится. Погода все такая же ветреная, и временами этот ветер приносит тучи, которые орошают нас дождиком. В 14-50 не доходя 3 км до поселка Бельтир, встаем лагерем на разливах Талдуры в зарослях кустарника. Неподалеку пасутся кони и верблюд, который за нами периодически наблюдает. Лариса и Дмитрий уходят в Бельтир, чтобы созвониться с водителем, который нас должен забрать. Билайн есть только в самом поселке. Вернувшись, они принесли радостные новости, машина за нами едет. В магазине поселка есть сгущенка и яблоки! Ликованию нашему не было предела. Вечером сварили праздничный ужин из двойной гречки и, собравшись у костра стали закрывать гитарный сезон. Ветер в конец обезумел, и огонь костра гулял буквально во все стороны. Тучи над нашими головами тоже выписывали траектории, которые предугадать было невозможно. В конце концов, ливень разогнал нас по палаткам.

10.08.11

Встали как обычно в 6 утра, сварили завтрак и, предав огню вещи, которые пришли в походе в негодность, стали собираться в путь… «Крылья сложили палатки, их кончен полет….» В 10 -00 вышли в поселок Бельтир. Село сильно разрушено землетрясением 2003 года. Пейзаж довольно мрачный, и сгодился бы для какой-нибудь компьютерной игры Сталкер. (Фото 70) Пройдя за Бельтир, идем по дороге по направлению села Орталык.

Карта 1

В 11-15 встречаемся с нашей машиной, и приходит грустный момент… поход закончен.

4.11. Итоги, выводы, рекомендации.

Считаем, что поход удался. Изюминкой похода было первопрохождение перевала Сибиряк к 50-летию спортивного туризма в Томской области. Его прохождение оставило неизгладимые впечатления среди участников маршрута. В целом, нами пройдено 7 перевалов и 160км пути. Нестандартность маршрута сделала его особенно ценным для участников, которые смогли ознакомиться сразу с двумя районами Алтая. Получен опыт при прохождении различных видов рельефа перевалов 1Б и 2А (осыпные, снежно-ледовые, прохождение в связках по ледникам, распутывание трещин, скальные участки, прохождение по перилам…), организация переправ и прохождение бродов через горные реки.

Основную проблему в планировании нитки маршрута в данном районе представляет необходимость найти оптимальное соотношение между силами участников, протяженностью маршрута и весом необходимого снаряжения. Линейный маршрут, нет возможности сделать заброску, поэтому такие путешествия требуют большой физической силы, т.к. приходится весь необходимый груз нести c собой. При этом все участники группы должны быть одинаково сильными и выносливыми. Облегчен вес рюкзаков за счет уменьшения веса рациона питания. Раскладка продуктов на 514 г. считается сверхлегкой, но недостатка в калорийности не ощущалось фактически до выхода, хотя растущий аппетит давал о себе знать.

Большая протяженность маршрута, длительные перегоны между районами и плотный график хорошо изматывают, поэтому необходимы дневки, чтобы восстановить силы.

Команда была сборная из Северского клуба Янтарь, клуба ТАКТ г. Томска и участник из Новосибирска. Несмотря на это психологический климат был в походе хороший, что особенно важно для прохождения сложных маршрутов.

Год характерен малым количеством снега на перевалах и ледниках и малым количеством воды в реках.

Не пройденный нами перевал Лена, при изучении пути подъема на него, оценен нами, как хорошая 2Б. Перевал так же опасен постоянно летящими по нему камнями. Рекомендуем в классификаторе поставить 2Б, чтобы не было ЧП с группами 3к. с.

2.8. Координаты основных точек по маршруту.

Значения координат даны в градусах, минутах и их десятичных долях, высота в метрах.

п/п

N 50°11.511 /
E 87°23.742 /

26 июля 10:05

Стоянки, перед поворотом тропы к р. Шавла

N 50°11.171 /

Брод через разливы Шавлы

E 87°21.804 /

27 июля 11:30

Подъем в долину выше водопада

E 87°21.419 /

27 июля 12:30

Обед на повороте долины влево

E 87°20.980 /

1955

27 июля 16:40

Маленькое озеро после подъема в цирк

N 50°08.263 /

N 50°04.914 /
E 87°19.753 /

29 июля 14:40

Подъем из кулуара наверх на скальные выходы

N 50°04,739 /

N 50°00.258 /
E 87°22.108 /

31 июля 11:25

Выход в долину выше водопада ручья Озерный

N 50°00.008 /
E 87°22.649 /

31 июля 12:40

Ночевка 8 на озере под ригелем

N 49°59.384 /
E 87°22.459 /

1 августа 8:20

Подъем на ригель в цирк перевала Лена

N 49°59.109 /
E 87°22.336 /

1 августа 9-10

Подъем на моренный вал в цирке

N 49°58.282 /

N 49°58.787 /
E 87°23.642 /

2 августа 15:25

Обед на озере под перевалом Разведочный

N 49°58.695 /

N 49°59.017 /
E 87°24.967 /

3 августа 15:25

Обед в верхней части озера Камрю

N 49°57.885 /

E 87°36.995 /

1948

5 августа 12:00

Переправа через р. Иолдо-Айры, обед.

N 49°57.412 /

N 49°57.272 /
E 87°50.038 /

8 августа 12:10

Обед на ручье, напротив водопада Мохро-Оюк

N 49°55.828 /
E 87°50.570 /

8 августа 16:40

Ночевка 16 у зимовья

N 49°57.466 /
E 87°55.169 /

2074

9 августа 11:30

Обед на ручье среди покосов

N 49°57.632 /

Карта 3.

Карта 4

Карта 5

Схема участка маршрута в районе р. Куранду

люблю Алтай

отличный слог! оптимизм несмотря на погоду! люблю Алтай!