Руководитель: П.Арбузов, Москва

Отчет о горном походе 2 к.с. по Зап. Кавказу в августе 2011 г.

Горный турклуб Плющиха

Отчет о горном походе 2 к.с. по Зап. Кавказу в августе 2011 г.,

совершенном 13-27 августа 2011 г

Нитка пройденного маршрута:

Пос. Домбай (организация заброски) - Пос. Теберда (получение пропусков в заповедник) - д.р. Теберда - д.р. Бадук - Верхнее Бадукское оз. (цирк перевалов Плющиха и Бадук) - пер. Бадук (НК рад.) - пер. Плющиха (1Б*) - Голубое оз. - пер. Бадук Хутый (1А) - лед. Бол. Хутый - пер. Пять Пальцев (1Б* - 2А) не дошили 40 метров до седловины, негде вешать страховочные перила - д.р. Хутый - д.р. Аманауз - пос. Домбай - д.р. Алибек - а/л Алибек - пос. Домбай - д.р. - Аманауз - д.р. Улу-Муруджу - оз. Голубое Муруджинское - пер. Рыжее седло (1Б рад.) - пер. Межозёрный (1Б) - вершина 32.01 - пер. Панарама (1Б) - оз. Чёрное Муруджинское - пер. Гедейж (1А рад.)

руководитель Арбузов Пётр, pturist@yandex.ru,

С-В и т.п. - северо-восточный
ур. - урочище
к.с. - категория сложности
3ГУ 2ГР - опыт учасия в горных походах 3 к.с., руководства 2 к.с.
МКК - маршрутно-квалификационная комиссия

Межозёрный

Вершина

П. 3202

Поднимались по хребту от седловины пер. Межозёрный

Первал

Панарама Зап.

Спустились на седловину с вершины 3202

Гедейж

Радиально, от Чёрного Муруджинского оз.

Вершина

Безымянная вершина, прилегающая к пер. Гедейж с севера

Спукались траверсом прямо к озеру

Календарный график пройденного маршрута

-dh

Садимся в поезд, Москва - Грозный

Прибыли в Невинномыск, трансфер до пос. Домбай

Теберда - д.р. Бадук - Нижние Бадукские оз.

Верхнее Бадукское оз.

Пер. Бадук (1А Рад.) - пер. Плющиха (1Б*) - цирк пер. Бадук-Хутый (1А)

2,5

Пер. Бадук-Хутый (1А) - д.р. Хутый

9,5

Д.р. Аманауз - Пос. Домбай - Алибек

Днёвка (Пос. Домбай - а\л Алибек)

Д. р. Аманауз - д.р. Уллу-Муруджу

Голубое Муруджинское оз. - пер. Рыжее Седло ложный (1Б рад.)

Пер. Межозёоный (1Б) - вершина (1Б п. 3202) - пер. Панарама Зап. (1Б) - оз. Чёрное Муруджинское - пер. Гедейж (1А) - прилегающая вершиа с севера (1А) - д.р. Уллу-Муруджу

Сбор малины, черники и грибов

Д.р. Аманауз - пос. Домбай

20,5

Трансфер до г. Кисловодск (Ознакомление с достопримечательностями) - г. Мин. Воды

Прилетели в Москву

Протяженность маршрута, с учетом коэффициента 1.2: 126,6 км

Набор высоты, пешком: 5000 м.

Сброс высоты: 4800 м.

Технический отчёт

15-го августа (подъём по д.р. Бадук до нижнего Бадукского оз.)

В 11:30 получили пропуск в заповедник, по д.р. Теберда поднялись до подвесного моста через р. Теберду. Отметились у дежурившего на правом берегу лесника и в 12:30 пересекли реку, после чего начали подъем по кондовой тропе, что идет по левому берегу реки Бадук. Перешли реку по первому деревянному мосту (чего делать не следовало) и прошли 200-300 м вверх по течению, поняли что тропы здесь нет и вброд переправись обратно, поднялись до тропы и шли по ней до слияния рек Бадук и Хаджибей. Чуть ниже места слияния перешли реку по двум толстым бревнам (фото 1) и следовали к Бадукским озерам по тропе. На втром озере (первом из отмеченных на карте) остановились на ночлег. Хорошая стоянка с местом для костра и кучей мест под палатки. Вода в озере зеленоватого цвета, скорее всего из-за оружающей его обильной растительности. На ночлег так же можно остановиться и у большого Бадукского оз, но Вы найдёте там 1-2 места под палатку и стаю камаров.

16-го августа (подъём по д.р. Бадук до верхнего Бадукского оз)

Подъем в 7:00, выход в 8:30. По тропе вышли к 3-му бадукскому оз. обошли его с правой(ор) стороны - чего делать не стоило потому что тропа, как мы выяснили позднее идет по левому берегу р Бадук. Мы нашли её спустя 1,5 часа блуждания по кустам и в 10:30 устроили привал в верхней части крупной каменной осыпи с которой открывается красивый вид на систему бадукских оз. (фото 2) Затем мы вновь вышли на тропу, теряющуюся в осыпи, и продолжили подъем уже в зоне альпийских лугов. Тропа часто раздваивается и уходит на верх, но держались чуть выше реки и это был оптимальный вариант. По ходу подъема оставили слева серую сыпуху на южном берегу р Бадук , ведущую в цирк пер. Бадук-Хутый, отсюда можно любоваться величием ершины Большой Бадук (фото 3). Пройдя её подошли к двум мореным - полкам одна над другой, каждая по 100 1150 м. высотой. Поднявшись на первую полку были застигнуты сильным градом с дождем. Переждав непогоду по тентом поднялись на вторую полку и оказались в цирке перевала бадук, на верхнем бадукском озере. Перешли на западный берег оз. где среди нагромождения камней нашли места для нескольких палаток, где и остановились на ночлег. Откуда хорошо видна цель нашего завтрашнего дня - пер. Плющиха (1Б*). Само озеро красно-коричневого цвета, но на удивление чистая м прозрачная, скорее всего так кажется из-за награмождения камней, того же цвета. Вечером резко похолодало, как ни как начало осни в горох, а утром даже были заморозки.

17-го августа (пер. Бадук - пер. Плющиха)

Подъем в 5:30 выход в 7:20. В системах и касках начали начали подъем на пер плющиха (фото 4) через 30 мин остановились на отдых под большим камнем (фото 5) два участника отправились траверсом на пер.Бадук (фото 6). куда пришли в 8:30. Дорога туда и обратно заняла 40 мин. По возвращению всей группой продолжили подъём на перевал: вышли на снежник (25 град) по которому шли около 5 мин, вышли на конгломерат крутизной до 45град. По конгломерату передвигались в "три такта" Вышли на скалы, траверсируя влево по ходу движения забрались на полку шириной 0,5-0,7м Переход с конгломерата на полку довольно неприятен, так же, как и сама полка, так что по необходимости можно провесить страховочные перила, как мы и сделали. Выйдя на полку двигались вправо до седловины (7-8м) на седловине (фото 7) были в 10:15. В 10:30 начали спуск (фото 8) по травянисто - осыпному склону, крутизна которого не превышает 30 гр. и через 25 мин. Мы уже были на озере (фото 9), где устроили полудневку.

18-го августа (пер.Хутый)

Подъем в 5:30 выход в 7:00 Сразу же начали подъем на морену южнее озера, рассчитывая траверсом, с небольшим набором пройти к седловине перевала. Из- за риска выйти на бараньи лбы спустились ниже и шли траверсом (фото 10) до остановки на перекур. Начали подъем "в лоб" по сыпухе с выходами скальных сбросов. Подъем занял 30мин, в 10,00 были уже на седловине (фото 11).

Спуск с перевала на ледник проходил по пологой морене и не представляет собой ничего достойного описания. Спустившись, двинулись по той же разнокалиберной морене в направлении перевала Пять Пальцев, под который подошли спустя 30-40мин (фото 12).

Начало подъема на перевал ПП - крупная каменная осыпь крутизной до 35град. В безопасном от камнепадов месте надели системы. Подошли к снежнику крутизной до 40град .По сравнению с предыдущими годами и описаниями снежник заметно отошел. Зловеще обнажились старые разрушенные скалы, местами выступал лед. Весь вид перевала внушал участникам непонятное чувство сродни отторжению или отвращению. И без того весьма некомфортную атмосферу нагнетали ежеминутно сходившие правее по склону камнепады. Двое участников отправились вперед вешать перила. На ледорубе ими была организована база в верхней части снежника. Но не смотря на все усилия найти место для организации следующей базы не удалось, ведь камни были очень неустойчивы, а крючьев у нас с собой не было. Подъем на перевал без страховки представлял для группы серьёзную опасность. Итак, после двух часов битвы с перевалом мы были вынуждены отступить и начать спуск по долине р. Хутый.

Изначально спуск проходил по моренным грядам, местами выступали скалы которые мы успешно обходили. Со сбросом высоты камни постепенно сменялись травянистым склоном с самого начала выхода на зеленку спуск проходил по тропе,идущей по левому берегу р. Хутый местами отмеченной туриками. Ближе к зоне леса и в ней тропа явно используется не только человеком но и медведями. Которых мы встретили на краю зоны леса. Встали на ночлег в удобном для этого месте на берегу реки сбросив за день около 1 км (фото 13).

19 августа (тропа р. Хутый - пос. Домбай)

Подъем в 7:00 выход в 8:30. Продолжаем спуск по кондовой тропе на левом берегу реки хутый. Тропа на выходе из долины спускается серпантином, по пути с неё открывается великолепный вид на водопад. За 2-2,5 часа спускаемся к р. Аманауз. В устье р. Хутый мостов на его правый берег нет, поэтому бродим реку в самом широком месте (рис 14) и выходим на тропу в Домбай. Эта тропа очень старая, заросшая часто теряется. Местами её вообще нет и нам приходилось пробираться через глухие заросли кустарников и небольших деревьев. Путь от устья Хутыя до пос. Домбай занял у нас более 6 часов. Никому не советуем ходить этим маршрутом, возможно, лучшим вариантом был спуск к устью р. Бадук и переправа там по подвесному мосту. Если не смотря на рекомендации, всё-таки пойдёте, то настоятельно советую не терять время на бесполезную разведку местности в надежде найти дорогу, пробирайтесь вперёд и попадёте на кондовую тропу, которая идет до Домбай. К реке старайтесь не спускаться, т.к. пойма сильно заросшая мелкими деревьями и кустарником.

20 августа (днёвка)

Прогулка до Домбая и обратно, с заходом на кладбище Альпинистов, разрушенный подвесной мост и МЧС.

21 августа (подъём по р. Уллу-Муруджу)

Добрались до устья р. Улу-Муруджу и спустились вниз по шоссе ~300м где нас ждал лесник, который проверил пропуска и показал нам тропу вверх по р. Муруджу. Позавтракав в 11 часов мы пошли вверх. Тропа явная потерять её невозможно идет она по равому берегу р. сначала серпантином, потом выполаживается. Первые 1.5 часа подъёма выхода к воде нет, поэтому советую наполнить фляги заранее. На пути встретили много спускавшихся с Муруджинских озер групп. Подъем по тропе до стоянки лесника (поляны на левом берегу реки зразу за большим камнем лежавшим на правом берегу) занял 4,5 часа. переправа через реку по бревнам за тем же камнем. На ночевку встали на той же поляне рядом с палаткой лесника и лагерем туристов из Подмосковья. Стоит отметить, что это одна из самых живописных долин, увиденных мною на Кавказе: вековые ели, обросшие мхом камни, чистейшая вода, отличные места для стоянки под 2-3, а то и 4 палатки. (фото 15)

22 августа (Голубое Муруджинское оз. Пер. Рыжее Седло)

Подъем в 8:00, выход в 09:30 (фото 16). Поднимаемся вверх по реке через заросли низких деревьев, выходим на крупную каменную осыпь и поднимаемся по ней затем выходим на травянистый склон местами поросший рододендроном. Поднимаемся ещё выше до отвесных скал и идем под ними. Замечаем тропу идущую вдоль склона наискосок с права на лево по ходу движения и поднимаемся по ней до голубого озера (фото 17). Проходим направо и выходим к перемычке подпружающей озеро. Там возле заводи есть удобные места для стоянок, с единственным недостатком - сильный ветер. Тем не менее решили встать там. После обеда поднялись на пер. Рыжее седло (1Б) (фото 18), расположенное в хребте на противоположной стороне озера. Этот перевал ярко выделяется на фоне остального хребта рыжей сыпухой (до 40 град.) по котрой мы и поднимались (фото 19). В туре нашли записку туристов из Латвии. Спускались на пяточках. Подъем на перевал занял 1 час , спуск - 30мин. С пер. открывается наикрасивейший вид на д.р. Ганачхир и её притоку д.р. Бульген, и конечно же нельзя упустить из виду величие ГКХ (фото 20). Эту перемычку можно использовать, как замечательную альтернативу пер-м Уллу-Муруджу, Панорама и зап. Панорама.

Вернулись в лагерь, где встретили много туров (фото 21) с любопытством разглядывавших наши вещи. Поужинали, легли спать.

23 августа (пер. Межозерный - вершина "3202" - пер. Зап. Панорама - пер. Гедейж - прилегающая с сев. вершина)

Подъем в 7:00, выход в 08:20. Начали подъем на пер. Межозерный (1Б Голубев категорировал его именно так, если идти его с вост. На зап.) в ходе которого поднялись по травянистому склону забирая влево на камни (фото 22). Поднялись на гребень хребта севернее седловины. Прошли 30-40м на юг. Где на настоящей седловине нашли тур с запиской туристов из МИФИ. Оставив рюкзаки на седловине, поднялись на вершину южнее перевала (в отчете М. Голубева она названа "3202"). Подъем повел нас сначала по хребту (фото 23), затем по травянисто - скальному северному склону вершины и занял 30-40 мин. На вершине нашли тур без записки (фото 24). С вершины отправились на запад запад по хребту на седловину перевала "Панорама", который в записке найденной в туре ошибочно назван "Рыжее седло".Спустились с этого перевала к Черному озеру по разнокалиберной сыпухе с выходом скал и конгломерата (до 40 град.) (фото 25) по узкому кулуару. Поднялись на пер. Межозерный (фото 26) и, забрав рюкзаки, начали спускаться к черному озеру. Спуск сначала крутой по скалам местами поросшим травой (до 50-60 град). К счастью скалы легкие, с удобными зацепами для рук, однако подъем по этой стороне представляет собой занятие несказанно более приятное, нежели спуск, при котором желательно провешивание одной веревки. Спустившись обошли озеро справа, и, оставив рюкзаки и одного участника, который приступил к приготовлению обеда, сбегали на пер. Гедейж (1А). Подъём занял 20 мин (фото 27). Открылся вид на д.р. Гедейж (фото 28). Отправились на примыкающую к нему с севера безымянную вершину (фото 29), после чего спустились к озеру, и пообедали. После обеда спустились на поляну, где стояли позавчера. Спуск с Черного озера занял 1,5 часа и проходил по кондовой тропе, которую трудно потерять (фото 30).

24 августа (спуск в Домбай)

Спустились по р. Муруджу по тому же маршруту что и поднимались, спуск занял у нас 3 часа. Отправились в Домбай - пить пиво и есть хычины.

Снаряжение

1,8

Документы

0,5

Верёвка динамика 45 м (Петя)

1,9

Аптека (Жека)

ИТОГО:

16,95

Общественное снаряжение, распределённое по участникам

Петя

5,2 кг

5,6 кг

2,2 кг

Палатка показала себя замечательно, на 4 участника это идеальный вариант по соотношение комфорт - вес. Из снаряжения не хватало скальных крючьев - 2 шт. хватило бы за глаза.

Продукты

Вес продуктов на 1 чел.

6531,5

Вес суточного рациона

Как оказалось, мы взяли много карпюра, макарон, суб. Мяса (12 грамм на чел. В день, было бы достаточно), и сахара. Сникерсы следует чередовать с мюсли, это сэкономит вес и внесёт разнообразие. Какао следует брать не по отдельности, а готовую смесь: какао, молоко, сахар.

Материалы, использованные при подготовке похода

1. Отчёт Натальи Тищенко дето 2008 (Маршрутная книжка 43/08) г. Донецк.

2. Отчет М. Голубева о походе по зап. Кавказу 2007 г (Маршрутная книжка 11/3-203).

3. Консультации Рамиля Деянова

4. http://caucatalog.narod.ru

Итоги, выводы и рекомендации

1. Проведен интересный и трудоемкий поход с посещением нескольких ущелий в районе Теберда-Домбай. Трудоемкость вызвана многими факторами, а именно: 1) длинными подходами к перевалам по высокотравью и криволесью без троп 2) сложностями в оформлении пропусков в погран-зону.

2. Для походов в данном районе участникам требуется уделять особое внимание технике передвижения по траве и осыпям и буреломам.

3. Настоятельно рекомендую не идти по левому берегу д.р. Аманауз от д.р. Хутый до пос. Домбай. Тропа теряется и остаётся только жуткие заросли и бурелом на камнепадниках.

4. Малопосещаемое ущелье р. Хутый сделали часть похода автономной и насыщенной, в плане отсутствия людей и троп. "Кругом тайга, ааа бурые Медведи!".

5. Из-за несоответствия описаний с действительностью, советую не использовать книгу Арсенина как основной источник, так как множества троп, описанных в его книге в действительности нет.

6. Отклонения от заданной нитки маршрута были. Восхождение на пер. Рыжее Седло (1Б), пер. Панорама Зап. (1Б), вершина "3202" объясняется тем, что на первом кольце решили не брать пер. Пять пальцев (1Б*), т.к. его прохождение могло представлять опасность для участников похода.

7. В целом поход прошел удачно, без травм, участники получили как спортивное, так и морально-эстетическое удовольствие, что подтверждается желанием участвовать в более сложных походах.

Фотоальбом

фото 29

фото 30

молодцы

Спасибо за отчет. а чью записку на Гедейдже сняли? Уж не за нами ли прошли?!