Руководитель: М.Назаров, Москва

Отчет о горном походе 3 к.с. по Альпам летом 2011 г. Часть 3

Часть 2 здесь

День 12. 3.08.2011

Спуск с Кастора в Церматт

Фото К7

Для начала решаем спуститься к хижине Gandegghutte, там надо будет принимать решение о второй части третьего кольца и о том, где и как встречаться с оставшимися тремя участниками. Погода облачная и ветреная, вполне терпимая. На всякий случай в связках, по вчерашней тропе проходим опять пер. Брайтхорнпасс, по сути плато. Сегодня значительно меньше народа пытаются куда-то взойти - прогнозы знают. Спускаемся вдоль горнолыжных трасс, здесь на Швейцарской стороне мало ветра и вообще праздник жизни, проходим мимо места вчерашнего лагеря, снимаем обвязки. Опять идём по очень мокрой снежной каше на нижнем плато. В тумане выходим к хижине Gandegghutte.

Здесь уточняем самочувствие "верхней" группы, созваниваемся с "нижними" участниками, решаем куда же идти дальше. Встречаются противоположные желания и возможности, к единому мнению не приходим. Учитывая, что "нижние" сегодня вверх идти ещё не могут, а часть "верхних" не хотят больше перегрузок, руководитель постулирует, что мы спускаемся в Церматт.

На фото К7 наш путь показан синим. Зелёная кривая – наши несбывшиеся планы.

Обещанная непогода пришла с получасовым опозданием в виде дождей и более сильного ветра. Внизу в это время дожди были, кстати, сильнее. Спускаемся по осыпям, по тропам вдоль канаток вниз. Фото Б1. Не используем канатку, поскольку всё равно сегодня успеваем до обеда спуститься к кемпингу. Долго и хмуро идём по горнолыжным трассам в тумане. Входим в зону леса, начинаются развилки, нижнюю часть идём "по главной" горнолыжной трассе. У станции канатки уходим левее на тропу через небольшие живописные деревеньки, спускаемся в Церматт, в знакомый кемпинг, где стоит палатка с нашими двумя участниками. Перекусив их макаронами народ разбредается по аптекам за лекарствами. Ещё один из "верхней" группы заболевает чем-то типа ангины. Настроение не очень боевое. Если идти дальше через горы, то простейшим путём через Таш и Аллалинпасс. Поздно вечером к нам на чай заходит русский альпинист, ждущий напарника здесь в кемпинге, без палатки уже неделю. Неделю назад они с напарником ходили на Маттерхорн и теперь он рассказывает обо всём подряд, в пятый раз, для наших, живших внизу. Поздно ночью с поезда слезает девятый участник, отдохнувший на равнине и здоровый.

Перевал Аллалинпасс(Allalinpass)

Ориентация

З-В

ЖПС координаты

E 7° 53' 18.82" N 46° 2' 16.08"

Описание на campToCamp

allalinpass

Европейская сложность

F/S2

Расположен Между Церматом и Саас-Фе, соединяет вершины Алаллинхорн и Римпфишхорн. Ведет из долины реки Маттертал в долину реки Саастал.
Прохождение: 4-5 августа 2011 года. Описание даётся от Цермата и до хиж. Британия.
Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, системы, веревка основная для связок.
Погода во время прохождения: переменная облачность

Фото Ап0 - карта (1)

Фото Ап0 - карта (2)

День 13. 4.08.2011 Подход по долине

Состояние в "больнице" удовлетворительное. Вопрос об отправке вниз нового больного откладываем до траверса Таша, оттуда ещё можно легко уехать. Разгрузив наиболее больных, в темноте выходим из кемпинга в сторону верхней тропы в ущелье Таша и заблуждаемся в Цермате. Огородами, по крутым склонам, по пояс в мокрой от россы траве вылезаем на верхнюю тропу. И тут рассвет окрашивает верхушку Маттерхорна в розовые цвета - настроение поднимается. Фото Ап1.

По хорошей тропе в лесу круто набираем высоту на склон долины. У деревни Tufteren поворачиваем налево и далее долго идём траверсом, наслаждаясь очень красивыми видами главного хребта и окрестных гор. В двух местах тропа пробита в скалах, где есть страховочные тросы, перила и всё проходимо ногами. Фото Ап2.

После долгого траверса заворачиваем в долину ручья Таш и не теряя высоты выходим к верхней части деревни Ottafe. Напротив нас отворотка в ущелье к горе Дом. Здесь обедаем и жарим грибы, собранные в лесу утром.

После обеда поднимаемся по основной долине, пологой, травянистой. Движемся по левому берегу по хорошей тропе. Через пару километров переходим по камушкам, без моста на правый берег, так как здесь тропа лучше стала, а на левом берегу скоро прижим. Вокруг пасутся коровы, и вода в ручейках не рекомендуется для питься. Зато коровы очень красивые, с широченными кожаными ошейниками и здоровыми литыми колоколами. Перезвон стоит красивый и солидный. Высоко вверху видим хижину Taschhutte, но нам туда не по пути. Пытаемся найти нужную нам отворотку тропы к левому краю ледника, но не обнаруживаем такой. Проходим под скальным выходом и по тропе поднимаемся на выровненную площадку. На противоположном склоне видна старая штольня и тропы, по которым мы шли, заканчиваются там. От площадки, где есть ручей и можно поставить большой лагерь, по конгломератному пологому гребню поднимаемся вверх по слабой тропинке. Фото Ап3.

По "гуманному" плану мы планировали стоять здесь, но больным нежелательно ночевать на снегу, тогда сегодня нужно подняться максимально высоко, что бы за следующий день проскочить перевал и спуститься до осыпей над Саас-Фе. Это лишает нас возможности короткого радиального восхождения на Аллалинхорн с седловины.

Пару переходов мы круто набираем высоту. Зона травы заканчивается. Выходим в пологую долинку между двух боковых старых моренных гребней, здесь всё отлично, но нет совсем воды. Зато большое стадо горных козлов устраивает поединки на одном из гребней.

Разведка показала, что и в правой и в левой соседних долинках вода есть, места под палатки надо будет строить. Идём в правую по ходу долинку, так как там лагерь поставить кажется проще. Для перелаза через моренный гребень надели каски, поднимаемся и спускаемся косым траверсом, чтобы не сыпать на себя. В нашей новой долинке вверху лежит язык ледника, под ним зализанные скальные плиты, местами совсем пологие. На одном из пологих участков, присыпанных мелкими камнями, ставим лагерь. Фото Ап4.

Фото Ап1

Фото Ап2

Фото Ап3

День 14. 5.08.2011

Утром идём вверх по зализанным скальным плитам, полкам и гребешкам, что интересно и приятно. Фото Ап4.

В какой-то момент скалы становятся круче, ледник положе – выходим на него. Подъём на тело ледника без кошек требует некоторой техники, хорошо, что мелкие камни ещё не оттаяли. Ледник пока открытый и трещины не частые. Подойдя к более крутому взлёту, надеваем обвязки, кошки, связки – выше зона трещин и ледник закрылся.

Дальше тропим ступени и идём с одновременной страховкой ледорубами. Снежные мосты пока держат, что важно. Проходим крутой 25-35 град. подъём, метров 300 длиной и оказываемся на верхнем, пологом плато, на основном леднике. Здесь проблемы с проваливанием сквозь корку фирна в глубокие снежные надувы на неровностях ледника. Идти получается медленно. Движемся по прямой к пер. Аллалинпасс, разглядывая по пути варианты подъёма на горы Римпфишхорн и Аллалинхорн (Фото Ах1), а также окончание варианта траверса, который мы не пошли.

То проваливаясь, то идя по фирну, по очень пологому леднику доходим до широкой седловины пер. Аллалинпасс.

Седловина перевала

Седловина не выражена – широченное снежное плато. От ветра укрытий нет, трещин мало, ночевать можно. С лева по ходу приходит тропка «нормальных людей» по ней даже смешанная связка двойка бодро топает мимо нас. Чисто формально убедившись, что группа не хочет отдохнуть на седле часов 5, пока несколько человек попытаются сходить на вершину, уходим с перевала в сторону ледника Аллалин-глетчер. Как говорят местные, подъем на вершины через перевал Аллалинпасс делают, начиная движение ночью при фонарях. Склоны здесь хорошо освещаются солнцем, поэтому быстро снег становится рыхлым и скорость движения по нему падает. Фото Ап5.

Фото Ап4

Фото Ап5

Спуск с перевала

На спуске крутизна склона и частота трещин увеличивается, надо быть внимательным даже на тропинке. Несколькими каскадами проходим перевальный «взлёт», прижимаясь к склонам Аллалинхорна, по тропе. Встречаются участки открытого ледника, где спускаться сложнее, так как склон не пологий. Фото Ап6. Слева видим народную тропу "хиж. Британия - пер. Адлер". Это наиболее простой путь из Саас-Фе к ледникам Монтерозы, наш траверс надо было планировать так. Взлёт пер. Адлер не пологий, но по тропе проходиться просто в связках и кошках.

Продолжаем спускаться. Там где тропы с пер. Аллалинпасс и Адлер (Фото Ап8) должны были сойтись – ледник уже открытый и тропы исчезают. Продолжаем спускаться в связках, так как трещин много и не все они узкие. Скальный гребень Аллалинхорна вдоль которого спускаемся мы заканчивается большой скальной пологой вершиной. Выше по гребню относительно этой вершины есть осыпной перевальчик (Фото Ап7) к следующему леднику, здесь лишние 100 метров набора и сброса – тропа и иностранцы почему-то уходят туда. Внимательно посмотрев на изолинии на подробной карте, решаем, что мы обойдём скалу низом, без лишнего перепада высот и по прямой к хижине. Да, после того как мы пошли своим путём нам пришлось перепрыгнуть пару метровых в самом узком месте трещин. Кроме того крупная осыпь под скалой не самая приятная для хождения, но этот путь не хуже тропы через перевальчик. На краю ледника под скалой сняли обвязки, кошки и пообедали. Начался дождик. Далее мы перешли крупную осыпь, местами на ней даже стоят турики, спустились на следующий ледник. Фото Ап7. Видим хижину Британия на следующем гребне и тропинку в скалах от неё вниз. Пересекаем открытый ледник с малым числом трещин выходим к «народной тропе». Хорошо натоптанная тропа на леднике не идет к хижине Британия. Мы, как показано на рисунке, шли по левому краю ледника и свернули к камням налево. Большинство групп сворачивает направо, идет через ледник и, как мы потом посмотрели, спускаются прямо к плотине и озеру Штаузее Маттмарк. Фото Ап8.

По осыпи и скальной полке набираем метров 100 к хижине. В самой хижине посмотрели карты с местными маршрутами, традиционно сбросили мусор.

Внизу в сторону Саас-Фе есть пологая осыпная долинка с озёрами – идём искать место ночёвки там. Начался вечерний ливень. Обитатели хижины не понимают, зачем мы уходим под ливнем, на ночь глядя, из тёплого дома. Спуск идёт сначала по снежнику средней крутизны, потом справа на скалах начинается маркированная тропинка, спускаемся по ней к пологой долине. Ливень закончился, и показалась огромная и красивая радуга на пол долины. По тропинкам на осыпи идём к самому большому озеру, на берегах которого проглядывается трава и есть надежда на пологие площадки. Обходим озеро верхом, на нём ночевать можно, но не очень уютно. Гораздо лучшее место в 50 метрах ниже, которое не видно от хижины – скрытая широкая поляна из очень мелкой и гладкой осыпи, прогоняем стадо козлов и ставим тут лагерь. Отсюда неподалёку есть набитая тропа в Саас-Альмагель и к асфальтовой дороге. Поход практически закончен, но у нас есть полтора суток запаса до самолёта и не пройденная вершина позади?! И даже нашлось 2-3 ещё здоровых участника на длинную радиальный маршрут назад в горы на завтрашний день.

Фото Ап6

Фото Ап7

Фото Ап8. Самые простые варианты маршрутов, по которым гиды водят коммерческих "туристов".

Выводы

Перевал равномерный, спокойный, требует связок и некоторой личной техники, мы оцениваем его категорию как 1Б. Наиболее техничный участок это спуск с седловины на восток. Выход на ледник с запада у нас был ещё сложнее, но мы шли не как все. Вероятно, наиболее северный заход на ледник более простой. Но тропы снизу туда мы не нашли. Может быть, тропа идёт туда от хижины на высоком правом склоне долины Таша.

Расчет ходового времени:

Участок пути

Время

Подъем от кемпинга до верхней тропы над Церматом

30 минут

1 час 10 минут

Подъём по ручью Меллихбах

1 час 30 мин

Подъём по осыпи до языка ледника

3 часа

Подъём по скальным плитам и вход на ледник

45 мин

Подъём по до пологой части ледника

1 час 40 мин

Подъём по до седловины

1 час 30 мин

Спуск с седловины до «скалы»

Переход из-под «скалы» до хиж. Британия

Спуск к озеру

50 мин

Все вместе

19 часов 05 минут

Вершина Аллалинхорн(Allalinhorn) 2Б, подъем по ЮЗ гребню, спуск по СВ

м.н рядом с хижиной Британия - пер. Аллалинпасс(1Б) - верш.Аллалинхорн(2Б) по ЮЗ гребню - перевал Фейджох - м.н рядом с хижиной Британия [06.08.2011]

Категория трудности

Высота

4027 м

Характер

скально-снежный

ЖПС координаты

E 7° 53' 40.77" N 46° 2' 45.7"

Описание на campToCamp

allalinhorn

Европейская сложность

AD-/II 2

Подъем

по ЮЗ гребню через пер. Аллалинпасс от хижины Британия

Спуск

по СВ гребню до хижины Британия

Расположена: между перевалами Аллалинпасс и Фейжох, между долинами Цермата и Саас-Фе.
Прохождение: 6 августа 2011 года, с седловины пер. Аллалинпасс и спуск на пер. Фейжох, траверс налегке. Описание даётся от и до хиж. Британия.
Необходимое снаряжение: основная веревка, петли, ледорубы, кошки, страховочные системы, каски.

Фото Аx0 - карта

День 15, 06.08.2011

Фото Ах1, за день до восхождения мы тут уже проходили

Формально, это всё происходило после окончания похода. Мы решили попытаться пройти кольцевую радиалку: подняться через седло Аллалинпаса на вершину Аллалинхорна по ЮЗ гребню(2А), спуститься с вершины по простому СВ гребню и вернуться в лагерь. Собрав с вечера со всей группы короткие оттяжки, закладки, сухой паёк и остатки КП, трое энтузиастов часов 5 поспали.

Подход по долине

В 4.30, позавтракав, вышли из лагеря. В темноте и спросонья часто теряли тропу, но к Британии поднялись, поскользив изрядно по замерзшему за ночь снежнику. Несмотря на ранний час из хижины выползают бодрые альпинисты и многие из них уже впереди нас мигают налобниками на тропе. Спускаемся на ледник, пересекаем его, забирая выше, то есть нацеливаясь на осыпной перевальчик, который мы вчера обошли. Зная, что впереди осыпи, не надеваем кошек, хотя местами на открытом леднике скользко от замёршей вечерней воды. Перепрыгиваем через ряд трещин, поднимаемся к осыпному подъему. На последнем участке вырубили ледорубом 5 ступенек. Светает, иностранцы рассосались куда-то по леднику. Поднимаемся на перевальчик, смотрим на зловещие тучи и пытающееся выйти солнце где-то внизу. Спускаемся на следующий ледник по тропе на осыпи. На пологой части ледника надеваем кошки и вяжемся в связку-тройку. Как-то по-прежнему холодно и ветрено вокруг, несмотря на рассвет. Теперь уже мы, идя налегке, обгоняем иностранцев «как стоячих». Правда, все они с этого ледника свернули к Адлеру. Подойдя под Аллалинпасс так и не согрелись. Спрятались под скалой от ветра, поели, утеплились и начали восхождение.

Подъём по ЮЗ гребню

Через снежный надув вылезли на перевальное плато и повернули направо. Двигаясь вдоль скалы подошли под нижний «снежник-1». Фото Ах2. (в сети есть более удачная фотография - http://www.camptocamp.org/routes/56099/fr/allalinhorn-arete-sw) На нём виднеются старые следы одного человека, хоть это радует. Примерно по следам бьём ступени вверх – снег отличный по плотности и температуре. Крутизна склона до 40 градусов. Несколькими зигзагами выходим на пологий гребень и по нему проходим к началу скал. Фото Ах3. Здесь заканчивается путь «ногами». Развесив скальное железо по обвязкам начинаем подниматься по скальному гребню, оставаясь в связке, держась правого по ходу склона. Тропы явной нет, идём по интуиции. Впереди вверху большой жандарм с крутыми стенами, обход его видимо наиболее сложная часть восхождения с Ю.В. гребня. Мы с запасом обходим жандарм низом, то есть не круто набираем высоту, а двигаемся скорее траверсом. Фото Ах4. Пройдя мимо жандарма, по одному из кулуаров пытаемся подняться вертикально вверх. Здесь уже на полном серьезе нужна попеременная страховка, которую мы делаем с уступов больших камней. Крутизна 60-80 градусов, крупные скальные блоки, непонятно как держащиеся на основном склоне. Начинается ненавязчивый снегопад. После примерно 70 метров лазанья выходим в окрестности гребня, где положе и камни поменьше Поднимаемся на снежный участок гребня «снежник-2» (Фото Ах3 и 4) и часть пути идём по нему, надели кошки.

Ширина гребня в 1-2 метра позволяет идти с одновременной страховкой, склоны вниз достаточно крутые, правый склон – надув с карнизом, идём траверсом в метре от него.

Подходим ко второй части скал, ещё более мелких и разрушенных. Идём по прежнему по правому (по ходу) склону гребня, встречаем одиночные следы вибрама. Пару раз пытаемся выйти на сам гребень, но с другой стороны обрыв. Тропинка по осыпи не состоялась, снимаем кошки, движемся лазаньем по разрушенным скалам вдоль гребня. Очередной подъём на гребень показал, что уже появился слева снежный склон и дальше удобней идти по верху – «снежник-3». Фото Ах3 и 4. Опять надеваем кошки. Вокруг сильный туман, вдали слышны голоса людей. По старым, задутым следам тропим вверх по гребню, который становится широким и пологим. Не очень понятно, в какой стороне вершина, идём в среднем по направлению «вверх». Голоса становятся ближе. В конце концов, видим толпу иностранцев убегающих вниз, очевидно с вершины. Подсекаем их широкую тропу и по ней поднимаемся вверх серпантином, то ли усталость, то ли высота не позволяют идти с привычной скоростью. Вокруг туман и ветер. Перед самой вершиной небольшая пологая площадка, откуда тропа поворачивает налево. Точка вершины содержит не то маленькую скалу, не то кучку камней с деревянным крестом. Фото Ах5. По крайне мере эта конструкция хорошо защищает от ветра. Видимости нет никакой, формально радуемся, доедем последний сникерс и бежим вниз по простому пути. Фото Ах3.

Фото Ах2

Фото Ах3

Фото Ах4. Из отчёта Муйженка и наш путь на ней, ЮЗ гребень А-хорна, вид с юга

Фото Ах5

Спуск с вершины по СВ гребню

Сначала тропа выводит практически на пер. Фейжох, потом траверсом северного склона Аллалинхорна спускается в сторону Саас-Фе. Здесь нельзя сказать, что всё тривиально, и трещинки встречаются и свежим ледовым обвалом тропа переметена в двух местах. Вскоре обгоняем две больших группы иностранцев с которыми разошлись под вершиной.

В какой-то момент тропа вместо траверса начинает уходить вниз. Фото Ах6. Вокруг достаточно глубокий и раскисший снег. Подходим к верху одной из верхних горнолыжных трасс. Снимаем связку и кошки. Тут начинаются развилки укатанных горнолыжных дорог.

Трассы в настоящий момент ратрачат, несмотря на полное отсутствие горнолыжников. Вдоль опор подъёмника спускаемся по достаточно крутому отратраченному склону вслед за иностранцами. Кто прусским шагом, кто глиссером - склон хорошо укатан. Внизу, на пересадке бугельных подъёмников видели несколько трещин. Здесь "народная тропа" уходит левее, вдоль следующей трассы, вниз в Саас-Фе. Дорога же до Британии, как дорога отсутствует. Посмотрев внимательно в карту, понимаем, что расслабляться рано и не факт, что тут есть простой путь через пару крутых ледовых сбросов. По одной из горнолыжных дорог идём примерно в нужном нам направлении траверсом направо. Дорога заканчивается у верха очередной станции бугеля. Идём по целине в нужном направлении, вскоре находим попутный одиночный след. Метров через 200 несколько подобных цепочек следов слились в различимую тропинку. Идём по этой тропинке, прижимаясь к скалам справа. Приближаемся к ледовому сбросу. Давно хотим сделать привал, второй за 8 часов работы, и перекус, понимаем, что перед ледопадом нужно восстановить связку.

А вот тут и начались основные трудности всего нашего восхождения. На открытом склоне слишком дует для перекуса, прошли по тропе до места, где скала - стена метров на 100, градусов 70 - закрывает ветер и прямо на тропе метрах в 50 от подножья стены (Фото Ах7) сели перекусить, надеть кошки и связку. Наверху раздался слабый шум и в небе над скалой беззвучно появился десяток камней. Мы успели встать на ноги и отойти на пару метров в сторону пока камни долетели до нашего уровня, вещи при этом бросили. Команду "уходим" поняли по-разному, по тропе можно было быстро уйти вбок от линии камнепада, отходить от скалы поперёк тропы по целине получалась медленней, зато камни, зарываясь в мокрый снег дальше не летели. Ещё секунд 10 долетала мелочёвка, не представляющая большой опасности. А потом в небе появилась вторая партия камней широким фронтом, пробивающая тропинку с обеих сторон от места, где мы стояли. Пока камни были в воздухе, мы практически успели отбежать, кто вниз, кто в сторону, от нескольких камней пришлось уворачиваться. В каком-то смысле нам повезло, что ни один камень не попал в людей, никто не угодил в трещину, бегая без связки по целине. Возможно, тропой в этом месте пользуются только утром, когда камнеопасность значительно ниже.

Наблюдая за склоном, собрались на тропе в 100 метрах от линии камнепада. Выждали 3 минуты, пока двое смотрели за склоном, один вернулся к вещам и вынес их. Доделали связку и быстро прошли камнеопасное место.

Здесь начинается закрытый ледопад, тропа поворачивает налево и траверсом идёт между двух больших бергов. Фото Ах7. Крутизна склона от 30 до 50 градусов, ступени глубоко не формируются, старые следы помогают. С полными рюкзаками здесь потребовались бы как минимум скользящие буры. Обойдя пару бергов и пройдя с попеременной страховкой очень прозрачный мост, оказываемся на левом краю ледопада, где несколько положе. Здесь тропа по градиенту падает вниз, по следам видно, что тут проходят без перил. На три такта спускаемся по готовым ступенькам, тонкий слой снега (до льда) не всегда удобен. Метров через 100 спуска становится положе и больше снега, тропа поворачивает обратно направо к скале, обходя ещё несколько длинных трещин. Выйдя на пологий ледник, по старой горнолыжной дороге подходи к северному краю станции канатной дороги Felskinn, здесь всё упирается в скалы, но есть тёмный туннель вглубь, и следы альпинистов пропадают в нём. Фото Ах8.

Снимаем кошки, но остаёмся в связке - мало ли на что в темноте наткнёмся. Фонарь который был поблизости включаться отказался, пошли "на ощупь". Придерживаясь боковой стенки туннеля, идём вперёд, метров через 100 перешагиваем какую-то заграждающую верёвку поперёк, вскоре появляется свет в конце туннеля, один отворот проходим мимо, второй поворот выводит нас "на улицу". Мы оказались с противоположной стороны скал, на уровне нужного нам ледничка, под выходом канатной дороги - очень удачно. Неочевидный выход на свет после полной темноты оказался самым позитивным событием этого дня. Следующий небольшой ледник выводит к осыпной перемычке, за которой спуск к нашему лагерю и траверс к хижине. От станции канатки идут две, слабо нахоженные дороги, одна траверсом по ледничку, вторая сначала набирает высоту, потом полого её сбрасывает. Мы решили сэкономит силы и пойти нижней дорогой и не угадали - подъём в последней части оказался уже без следов и достаточно тяжёлый физически для 10-го часа работы практически без отдыха. В конце-концов, подсекаем верхнюю дорогу, при этом ледник остаётся ниже, и по осыпи выходим к верху очередной канатной дороги. Эта канатка уже из зоны катания от хиж. Британии. Пройдя по пологой осыпной перемычке, находим маркированную тропу ведущую к озеру и далее к асфальту, она же имеет отвилку выводящую к Британии. По этой тропе проходим до места над лагерем и последние 100 метров просто спускаемся по конгломерату средней крутизны. С лагерем мы в течение дня несколько раз связывались по мобильному телефону, поскольку рации поймали сигнал только на последних 2-х км пути, предупреждали о том, что мы сильно позже намеченного срока возвращаемся, просили собрать лагерь и подготовиться к спуску вниз. Ребята нас встретили вкусным обедом, погода - вечерним дождиком.

Фото Ах6

Фото Ах7

Фото Ах8

Выводы

Простой, удобный путь подъёма на вершину идёт именно от Саас-Фе, а никак ни от хижины Британия. Половину пути можно проехать на подъёмнике. Благодаря этому, а также из-за удобного подъезда, на вершину по простому пути ходит большое количество народа. Вершина удобна для акклиматизации.

Глядя на карту, хочется пройти насквозь перевал Фейжох, но там действительно скальная стена на западную сторону на несколько верёвок, и категория того "перевала" от 2Б. Сама вершина в меру техничная, красивая. Наш вариант длинного радиального прохождения повторять не рекомендуем. Путь с седла пер. Аллалинпасс и обратно разумен при ночёвке вблизи седла и в походах от 4 к.с. Формально категория подъёма по ЮЗ гребню (AD-) это наши 2Б. И на самом деле эта вершина сложнее/интересней чем наши пройденные перевалы 2А и вершина Кастор 1Б. И отнюдь не всех участников из троечной группы можно было бы брать на этот маршрут. С другой стороны (от Саас-Фе) есть простой вариант подъёма сложности F=1Б и со значительным подъездом на канатной дороге – чем все иностранцы и пользуются.

Расчёт ходового времени

Участок пути

Время

Подъем от м.н до хиж. Британия

30 минут

Подъем от хиж. Британия до «скалы»

40 минут

Подъем до пер.Аллалинпасс

4 часа

Подъём по ЮЗ гребню до вершины

3 часа

Спуск на пер. Фейжох

30 мин

Спуск до нижних станций бугелей

Траверс до туннеля

1 час 30 мин

Переход до м.н. под хиж. Британия

Все вместе

12 часов 10 минут

Спуск от Британии

Отдохнув за миской супа, дособирали наши рюкзаки, сняли обвязки и начали спуск вниз уже полным составом группы. Вскоре тропа разветвляется на две параллельные, идущие траверсом ветки - верхняя ведёт в Саас-Фе по осыпям и холмам, нижняя спускается в Саас-Альмагель. По нижней тропе ближе идти до дна долины и асфальтовой дороги, куда может приехать заказанная машина. Мы выбираем более короткий спуск по нижнему варианту.

Хорошо набитая тропа мелким серпантином круто сбрасывает высоту, иногда встречаются небольшие выходы скал, не представляющие сложности. Спускаемся в зону травы и долго сбрасываем высоту, в самом низу проходим полоску леса, какие-то гидросооружения, пару лежачих лесенок. Со склона хорошо видно искусственное озеро Zer Meiggeru в форме квадрата со скруглёнными краями, его пологие берега ограждены забором, местные проходят от него вверх или вниз, чтобы - там поставить лагерь у воды. Мы прошли немного вверх по дороге и нашли там прекрасное озеро естественного происхождения.

Дно долины здесь вполне пологое и можно встать прямо у обочины дороги – люди из пары автомашин так и делают - ставят палатки в 10 метрах от асфальта на траве у нас на глазах. Мы же приглядели небольшое озеро на правом, дальнем от нас, берегу реки, за дорогой. До этого озера пришлось пройти метров 300 по асфальту вверх по долине от места, где мы спустились со склона.

В этом месте недавно стояло лагерем человек 20 судя по костровищам, следам и дровам. Вид "дикого" костровища нас удивил и обрадовал, встаём здесь. В 20 метрах от палаток есть "болдеринговый камень" для желающих. Созваниваемся с водителем, который нас завозил, долго торгуемся из-за большой цены, договариваемся о маленькой машине для людей и прицепе для рюкзаков за более дешёвую цену на завтра утром прямо к лагерю. Поздним вечером разводим символический костёр для души. Вот теперь техническая часть похода закончена, сил для разбора полётов нет, по крайне мере у троих, после 17 часов на ногах и сброса 2 км высоты.

День 16, 07.07.2011 – посадка в самолёт

Утром отсыпаемся в пределах разумного, дожигаем излишки газа для добычи тёплой воды для мытья голов, радикальные отморозки моются в озере. Моросящий дождик никого не удивляет, внизу на траве по любому хорошо. Подъедаем остатки еды, очень ровно закончившейся, перекидываем снаряжение "по самолётному". В назначенное время приезжает машина, грузимся, грузим много оставшегося мусора который водитель обещал сам выкинуть, в машину, и отъезжаем. Традиционно в машине нам приготовили ящик с бутылками питьевой воды и пива - всё включено!. Просим водителя остановиться в ближайшем большом супермаркете для покупки еды в дорогу. Проезжаем мимо Саас-Фе и дальше вниз по долине мимо других посёлков Саас-чего-то-там. Иногда сквозь туман видим большие горы, остающиеся безнадёжно позади. Долина и домики в ней очень живописна.

С третьей попытки, поскольку проблема с закрытыми магазинами в воскресенье (Швейцария, особенно католические её части, необычайно ревностно чтит право людей не работать по воскресеньям), выбираем магазин, покупаем свежий хлеб, сыр, и ещё чего-то вкусное. На ходу с удовольствием завтракаем второй раз. Дальше ещё был проезд на машине на поезде через специальный туннель - специальный поезд для автомашин, заезд в аэропорт, пробежка по Цюриху в поисках открытых магазинов, ресторан, почти опоздание на самолёт, потеря мелких вещей в суете в аэропорту, разные рейсы для разных людей, прогулка по Москве в 3 часа утра от метро Домодедово до Царицыно. И утром в понедельник мы расползлись по своим домам.

Заключение

Прошли нестандартный поход, с небольшим километражём и набором препятствий. Минимальная тройка в сжатые сроки. Конец июля-начало августа, 14 дней в горах. Всё мероприятие – 29 тыс. руб./чел. При том, что ни разу не ночевали в хижинах и где могли не пользовались благами европейского сервиса.

Формально прошли на 95% заявленный маршрут и по максимуму. Изменения:

1) отказались от акклиматизационной осыпной вершинки ради возможности пройти двухдневный план за один день

2) не прошли перевал де Шеврз (с железной лестницей), так в дождь и под темноту там требовалась страховка – быстрее оказалось обойти по запасному перевалу в 300 метрах рядом

3) из множества вариантов 3-го кольца – просто сходили на верш. Кастор, отказались от траверса ледников под Монтерозой, через долины прошли пер. Аллалинпасс.

Ощущение от похода очень неоднозначное. Всё очень насыщенно, концентрированно и неожиданно. И перегрузки и дожди и трещины и острота гор и множество действующих горнолыжных трасс и качество троп. Изюминка и украшение маршрута - пер. Шейлон с северной стороны оз. Мовуазьен. Там и очень интересная дамба и лазанье по туннелям и лестницам и неплохие скалы под ледником и злые трещины на леднике и относительно дикие места.

На маршруте провесили всего 3, 1 и 1 верёвки перил, прошли около 5 полных дней (и наверно около 20 км) не снимая обвязок, кошек, в связках, с утра до вечера. То есть практически вся техника не на групповой, а на индивидуальной страховке – другие там горы и условия. Практический каждый день меняли свою высоту на 1000 метров, иногда в два раза больше, при небольшом перемещении. Дней без дождей было несколько, сильное солнце пробивающее защитный крем (фактор 50 толстым слоем) тоже было, снег (свежий и много) становился мокрым и трудным уже в 10 утра.

Из происшествий – падение первого участника в трещину на 3 метра эпидемия какой-то болезни, типа ангины – двух наиболее сильных участников подкосило с интервалом в 2 дня и выключило из работы на 2-4 дня. Ещё 2 человека болело более в это же время проще, насморком и животами. Возможно все болезни следствие перегрузок и слишком ранних подъёмов. Развитая сеть дорог, подъёмников и других благ цивилизаций позволило пережить болезни 2/3 группы не очень большими потерями времени, маршрута, нервов. Камнепад на тропе при спуске с Аллалинхорна был наиболее неконтролируемым ЧП, но удалось увернуться. По психологическому климату группа получилась сложной, много комбинаций людей оказались плохо совместимыми.

Целью похода не было «пройти быстрее и больше», скорее было посмотреть можно ли там ходить в формате советского горного туризма. Результат получился примерно такой: при некоторых усилиях можно, но зачем? В Альпах можно сильно проще путешествовать на легке пользуясь большим количеством дорог, троп, мостов, хижин.

Приложения Стоимость заезда, проживания и прочего

Затраты в рублях на 9 человек:

Кемпинг в Ароле . -3380

В Цермате -2500

Закупка походной еды в Европе

При подготовке к походу озаботились закупкой продуктов. Долго не могли решить, везти ли всё из Москвы в целях экономии времени и средств "на месте" или оставить все заботы до Цюриха. Для принятия решения изучили ассортимент швейцарских сетей продуктовых магазинов (поспрашивали у знакомых, живущих там, и выяснили, что наиболее распространённая сеть – это Coop, довольно дорогой даже по тамошним, кстати, как потом выяснилось). К счастью, на сайте этого магазина есть все продукты с ценами и фасовкой – была возможность заранее определить примерную стоимость закупок, получить представление о весе покупаемых продуктов и – самое главное – понять, чего мы точно не сможем купить на месте – это и везли из Москвы.

Проблем с поиском магазинов не было: хотя бы маленький супермаркет, где можно приобрести необходимые продукты (возможно, с небольшими корректировками изначальной раскладки) есть в любом населённом пункте. Ассортимент примерно тот же, что и в Coopе, на который изначально ориентировались.

В Швейцарии совсем нет гречки и пшена ни в каком виде. Сало, специально подаренное группе для похода, благополучно забыли в московском холодильнике и замены на чужбине найти не смогли. Кроме того, из дома для похода взяли сушёные сухари и овощи для супов. Сублимясо не искали в швейцарских магазинах – оно было в избытке в Москве: осталось у участников от предыдущих походов, поэтому тоже везли с собой. Зато не знали проблем с рисом и макаронами – этих продуктов в тамошних магазинах в огромном разнообразии сколько угодно. Есть ещё такие непривычнее российскому туристу крупы, как: булгур (похож на наш рис), кус-кус (среднее между рисом и пшеном), аналог нашей перловки (название другое), чечевица разных сортов. Овсяные хлопья найти нам тоже больших трудов не составило. Карманное питание закупали по ходу опустошения карманов и прихода в очередной населённый пункт. И конечно, не возникал вопрос о недостатке сыра. В конце похода создалось ощущение, что случился перевес в сторону количества сортов и граммов на человека в сравнении с колбасой.

Заготовленные в Москве чёрные сухари разбавляли покупаемые на месте хлебцы. В принципе, можно было обойтись только купленным в Швейцарии: есть много видов хлебцев с различными вкусовыми добавками. Учитывая высокие цены практически на всё и плохо понимая по-французски/по-немецки, решили растворимые шипучие витамины (для растворения в питьевой воде) тоже везти из Москвы.

Список использованной литературы

1) 3-ка школьников, рук. Чистякова 2008. Нет в интернете, наиболее полный отчёт

2) «одиночка» - (Е.Васильев- 2008)

3) Бекетов – 2004 вероятно первый отчёт российских туристов

4) Бекетов-лыжи 2006

5) 5-ка 2008 Муйжнек

6) 3-ка 2007 Муйжнек

7) 3-ка – 2009 Киевляне - они очень забавно шли не там М.Брюле, а Вальпеллин проходили по 2Б =)

ещё в 2011 году ходили ребята из Вестры несколько походов, ещё Овчарова А. из ТК МГУ ходила часть нашего маршрута в сентябре 2011.

Карты

http://www.camptocamp.org/map - детальное описание препятствий, маршруты, разные слои и виды карт.

http://map.geo.admin.ch/?lang=en – лучшая схема до 250 м!

http://www.mapplus.ch/?size=2– интерактивные объекты.

топокарты, 250м на Швейцарию, 500м на Италию, с привязками для ози были взяти по ссылкам отсюда http://dw.school2.ru/map/alps/ купить там можно такую же, но не лучше.

И конечно Google Earth с фотографиями.