Автор: Юрий Леонидович Зюзин, Калгари (Канада)

Новая версия разгадки «Тайны гибели группы Дятлова»

Когда находишь истину, все иллюзии исчезают. Впервые о загадочных обстоятельствах гибели туристической группы под руководством Дятлова я узнал весной 2008 года из телевизионной передачи. Среди множества версий, предложенных зрителям программы, была и лавинная версия. В тот момент она мне показалась наиболее правдоподобной. Поскольку ни спасатели, обнаружившие палатку, ни следователи, расследовавшие это дело, следов лавинных отложений в районе трагедии не обнаружили, то я сделал вывод, что туристы оказались в зоне воздействия пылевой лавины, которая распыляется на большой площади и практически не оставляет после себя лавинных отложений. Пылевые лавины образуются из свежего, малой плотности снега, выпадающего при низкой температуре на крутых горных склонах. Ударная сила пылевых лавин вследствие их низкой плотности на два порядка ниже, чем у лавин имеющих плотное ядро, но этой силы вполне достаточно, чтобы ломать вековые ели и выносить их на десятки и даже сотни метров вниз по склону.

Лавинной версии придерживается Е.В. Буянов - автор книги «Тайна гибели группы Дятлова». С ним я познакомился виртуально, через интернет, когда знакомился с материалами Международной конференции по снежным лавинам, которая проходила в сентябре 2011 года в Кировске.

Евгений Вадимович собрал обширный материал по этому загадочному несчастному случаю с уральскими туристами и дал мне возможность с ним ознакомиться. По его мнению ребята стали жертвой небольшой пластовой лавины, сошедшей с плоского склона крутизной всего 21 градус. Однако, пластовые лавины из сухого снега с таких пологих склонов не сходят. Это я хорошо знаю из своего 36-летнего опыта работы в качестве профессионального лавинщика в Хибинах. За свою жизнь я видел не одну тысячу лавин, лично принимал участие в предупредительном спуске почти тысячи лавин, но схода лавин из сухого снега на таких пологих склонах в моей практике не было, даже при проведении взрывных работ.

Минимальная крутизна склона для сдвига снежного пласта определяется коэффициентом внутреннего трения снега, который для сухого снега соответствует крутизне склона 25 градусам. В Международной классификации лавинных условий, разработанной под руководством директора Швейцарского института снега и лавин Марселя де Карвена, минимальный угол склона для лавин из снежных досок равняется 25 градусам.

Чтобы ещё раз подтвердить обоснованность такого критерия, я обратился за консультацией к научному руководителю Проблемной лаборатории снежных лавин и селей МГУ доктору наук А.Н. Божинскому, который мне дал по этому вопросу следующий ответ: «Сход лавины из снежной доски со склона менее 25 градусов маловероятен». Конечно, в ответе Александра Николаевича, на поставленный мной вопрос, есть некая неопределённость. Маловероятен – это ещё не означает, что не может быть.

Более определённый ответ на свой вопрос я нашёл в докторской диссертации В.П. Благовещенского «Количественная оценка лавинной опасности малоизученных горных районов». Вот, что там написано по этому поводу: «По многочисленным данным измерений крутизны склона в зоне отрыва лавин была получена зависимость вероятности лавинообразования от угла склона. В интервале углов от 25 до 45 градусов вероятность лавинообразования увеличивается по закону логистической функции от 0.001 до 0.8.» Таким образом, исходя из вышесказанного, вероятность того, что на палатку сошла лавина составляет менее 0.001%, в то время, как вероятность, что лавины там не было вовсе, превышает 99, 99%.

Что касается доказательств схода лавины на палатку, обнаруженных Е.В. Буяновым на фотографиях сделанных участниками поиска туристов, то у меня на этот счёт совсем иное мнение. По моему мнению, снежные комья вокруг обнаруженной палатки не являются лавинными отложениями. На последней фотографии сделанной погибшими туристами хорошо видно, что прежде, чем установить палатку, ребята выкопали под её основание в снежном покрове довольно глубокий шурф. Естественно выбранный снег они разместили по периметру палатки. Кроме того, лавинные отложения, после схода лавины из снежной доски представляют из себя нагромождения снежных блоков размером до одного кубического метра и более, а не округлые комья, которые можно увидеть на фотографии. Лавинные отложения таких лавин хорошо различимы на местности вплоть до полного стаивания снежного покрова, поэтому мне кажется довольно странным, что ни следователи ведущие это дело, ни студенты, ни научные работники института, обнаружившие палатку, их не обнаружили.

Последний снимок туристской группы Дятлова:
расчистка площадки для палатки на склоне горы Холатчахль

Что касается фотографии, на которой запечетлён процесс зондирования снежного покрова группой поисковиков, то на заднем плане мы действительно видим некое пятно в месте, где была ранее палатка. Но это не следы сошедшей лавины, как утверждает Е.В. Буянов, а следы поисковиков, которые, естественно, затоптали снег вокруг, когда снимали палатку и искали вокруг неё вещественные свидетельства произошедшей трагедии. Мне, по крайней мере, не удалось там обнаружить ни плоскость отрыва, ни зону транзита, ни зону лавинных отложений. Я не буду касаться косвенных доказательств, приведённых автором в пользу лавинной версии, т.к. они, по моему мнению, могут быть истолкованы совсем иначе.

Фото поисковых работ, на котором над головами спасателей виден раскоп места палатки («кратер» на склоне)
Что же на самом деле явилось главной причиной трагедии? Как известно, во время прохождения холодного атмосферного фронта через горный массив происходит его обострение. Это выражается в резком усилении ветра до штормовых значений и увеличением интенсивности выпадения осадков, и, как следствие, сильной метелью. Факт прохождения холодного атмосферного фронта в ночь трагедии отмечается на синоптической карте, приведённой автором книги. Активная метелевая деятельность характерна на верхних безлесых участках гор. Именно в таком месте и установили палатку погибшие студенты.

Следует заметить, что сильные метели относятся к особо опасным гидрометеорологическим явлениям. Под действием ветра происходит постоянное перераспределение снежного покрова в горах. На наветренных склонах снег может быть полностью снесён ветром всего за несколько часов и отложен на подветренном склоне. По данным инструментальных наблюдений в Хибинских горах снежный перенос снега при сильных метелях порой достигает 1000 кг через 1 погонный метр фронта метелевого потока в час, при этом более 90% снега переносится в нижнем 30 см слое. Даже если метелевый перенос снега составляет 100 кг через 1 погонный метр в час, то засыпать палатку метелевым снегом, почти по крышу, заглублённую в снежный покров, слоем 30 см нужно не так много времени. Если принять площадь крыши палатки 5 кв. метров и среднюю плотность метелевого снега 330 кг на куб. метр, то нагрузка на крышу палатки даже при слое снега в 30 см составит 500 кг. В действительности же толщина снега на крыше палатки могла быть и гораздо больше 30 см. При этом ещё нужно добавить ветровую нагрузку, оказываемую на палатку шквалистым ветром. Под действием снежно-ветровой нагрузки одна из лыжных палок, используемая в качестве стойки для растяжки, не выдержала нагрузки и сломалась. В результате крыша палатки просела и всей тяжестью придавила ребят. Воздействие на туристов, находящихся в палатке, было почти таким же, как если бы на палатку сошла небольшая пластовая лавина. Установить заново палатку при такой сильной метели, отсутствии видимости и в условиях низких температур, травмированные физически и психологически, полураздетые туристы просто были не в силах и, поэтому приняли решение спуститься в лесную зону и развести там костёр.

Краткое резюме автора: Зюзин Юрий Леонидович, заслуженный метеоролог России, мастер спорта СССР (лыжи, лыжное двоеборье)

Лавина или обвал из свежего снега? (Эту статью Зюзин передал на форум через меня)

Опыт туристских аварий свидетельствует, что сход пластовых лавин возможен и на склонах крутизной менее 25 градусов. По этой части у части профессиональных лавинщиков я вижу неполноту представлений. Володичева отметила этот момент на конференции в личной беседе со мной (она сказала, что неверен этот вывод насчёт "25 градусов" крутизны, непременно необходимых для схода лавины). Я вижу ошибочность представлений насчёт "25 градусов" в том, что этот вывод распространяется на самопроизвольный сход лавин. И он не учитывает и факторы воздействия со стороны человека и общие факторы увеличения лавинной опасности (температура, ветер, скачки давления). Поэтому такой вывод ущербен по сути. И опыт туристских аварий ему противоречит. Сходят лавины и на менее крутых склонах при определённых воздействиях со стороны человека и при усилении естественных воздействий (при усилении факторов лавинной опасности). Что же касается местных условий на горе Холатчахль, то они были изучены экспедицией Сергея Семяшкина. И самый опытный из этой группы Николай Рочев сделал однозначный вывод, что все условия на горе Холатчахль для схода лавин там присутствовали. Поскольку они посредством шурфования обнаружили снежный горизонт в 240 см (на месте палатки) со слоями перекристаллизации снега. Снимки эти у меня есть. И еще здесь есть "слабина" представлений вообще в части понимания того, какой там снежный покров на горе Холатчахль. Там образуются твёрдые снежные доски. А метелевого снега немного, - почти весь февраль 1959 там были только низовые метели из сдуваемого по склону снега. А выпадения почти не было и в ночь трагедии и в течение 25 суток до прихода спасателей. Я понимаю, что сама лавина в случае с группой Дятлова действительно была похожа на небольшой обвал снега. По всем признакам подвижка пласта в виде осова была всего на несколько метров. Отсюда и такие Ваши выводы: "не "лавина", а обвал. Но я вижу ошибочность этих выводов насчёт того, что обвал был из метелевого снега. Этот обвал был из твёрдой снежной доски, - именно поэтому он имел тяжёлые последствия и в плане травмирования участников и в плане невозможности быстрого раскопа палатки. Такой небольшой обвал из свежего снега не смог бы нанести тяжёлые травмы. И завал из свежего снега они всё же смогли бы откопать и достать вещи за то небольшое время, которое им отводила тяжелейшая ситуация после схода лавины. Когда группа оказалась с ранеными на руках в лёгкой одежде (и без обуви) под ураганным ветром и на морозе минус 28 на открытом склоне горы. Вероятностные оценки кардинально врут, когда в них не заложены существенные факторы, влияющие на ход событий и статистика подобных случаев. Таким оценкам верить нельзя. Существуют и неверные представления, какие там были прямые и косвенные факты в пользу схода лавины. В моей статье "Мы видим лавины предательский след" эти факты перечислены: http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5642&code=1comment Моя оценка данной статьи нейтральна, поскольку статья дана с моей подачи. "Сомнения" же насчёт "лавины" характерны для всех , кото по каким-то причинам не видит явных следов схода лавины и других сопутствующих факторов, утяжеливших ситуацию до смертельно опасной как после схода лавины, так и после выхода группы из палатки. Здесь нельзя разрывать факторы воздействия лавины, холода и ветра тогда, когда они действовали одновременно. Когда они все придавили группу так, что спастись ей было сложно даже при самых правильных действиях и даже при наличии полной информации об обстановке и состоянии раненых участников, - вот этой информацией группа не обладала, и потому её действия никак не могли были быть "оптимальными" с точки зрения использования всех возможностей для спасения, оптимизации своих действий и исключения резких эмоциональных решений, которые не учитывали долгосрочных последствий.

Сомнения...

Очень неплохая статья но в ней есть слабые места. По мнению автора, снег наметало на крышу и потом сломалась лыжная палка. У меня есть огромные сомнения, что растяжка между двух лыжных палок, просто воткнутых в снег, вообще могла выдержать нагрузку в 500кг. Все это завалилось бы раньше. Да и потом, упади это все им на голову - нужно рассчитывать не суммарную нагрузку в 500кг. а сколько там пришлось на одного "придавленного". В действительности, чтобы сломать 1/4 ребер человека это должно быть не 30см снега а 30 см. льда и то эта глыба должна упасть на человека а не медленно сползти... Но насколько известно крупных кусков и глыб льда там найдено не было. Все бы и для всех бы укладывалось если бы факты рассматривать по отдельности. Но именно их совокупность делает ситуацию сложной. Повреждения у трех участников группы слишком велики для пласта снега в 30 см. Да и как-то слишком выборочно оно ударило только по трем. Плюс при любых раскладах видно, что у участников явно было время, чтобы вытащить из палатки раненых, и там как минимум двое (Тибо и Дубинина) были в полной некондиции. Им хватило времени, чтобы вытащить раненых и тащить их на себе... но при этом не хватило ни времени ни ума, чтобы вытащить хотя бы обувь... Я очень много времени провел над рассмотрением версии с лавиной... но увы... она самая удачная и всех бы устроила... но сомнений в ее истинности слишком много.