Руководитель: А.Лебедев, Москва

Отчет о горном походе 6 к.с. по Китайскому Памиру в 2011 г. Часть 3

Продолжение. Предыдущая часть здесь

3.6. Траверс пика Кызылсель (6525, 3Б, 5А альп.). Пик Кызылсель (6525) расположен в водоразделе хребта Конгурмузтаг. Координаты вершины: 38° 30.881'С 75° 17.040'В. Восхождение на вершину по восточному гребню с ледника Южный Чимген классифицировано 5А к.с., маршрут 11.3.8 по классификационной таблице 2008 г. А траверс с восточного гребня на западный, соединяющий ледники Южный Чимген и Ортотерек, классифицирован, как перевал 3Б к.т.

Ф. 3.45.

Вид на восточный гребень пика Кызылсель с перевала Ледопадный. Подъём на восточный гребень проходил через вершину 5467 по её северному ребру. Красными точками указаны наши ночевки на маршруте. Подъём на вершинный гребень занял 3 дня (ночевки 5444, 5859, 6396).

Ф. 3.46.

А это путь подъёма на пик 5467. Масштабы здесь колоссальные, перепад высот 500 м.Всего на подъёме к вершине 5467 провесили 11 веревок перил + еще одну короткую при преодолении первого бергшрунда.

Ф. 3.47. Крутизна ребра более 45 градусов, вот профиль маршрута на пик 5467, он слева.

Ф. 3.48. Преодоление нижнего бергшрунда.

Ф. 3.49. Путь вдоль скал на вершину 5467.

Ф. 3.50. На восточном гребне пика Кызылсель. Впереди площадка 5444, на заднем плане, на восточном склоне пика Кызылсель указан путь между ночевками 5859 и 6396.

Ф. 3.51.

Панорама с вершины 5467 на юг в сторону Сарыкаякуджи (6220) Ф. 3.52. Панорама с вершины 5467 на северо-запад. Слева пик Кызылсель (6525), правее пик Коксель (6715), еще правее Караяйляк (7245) и Конгур (7719).

Ф. 3.53. Гребень с карнизами между вершиной 5467 и площадкой 5444.

Ф. 3.54. Ночевка 5859 находится сразу за другим участком острого гребня. Плохая погода не позволила куда-либо отойти и запечатлеть на фото его остроту. Это вид против движения, на восток.

Ф. 3.55. А это вид на запад, впереди на стыке гребня со склоном видна площадка 5859.

Ф. 3.56. 9 августа погоды на пике Кызылсель по-прежнему нет, но восхождение продолжается. Это первый выход группы выше 6000. Тяжко...

Ф. 3.57. Несмотря на очень плохую видимость, ситуацию удавалось все-таки контролировать, благодаря GPS-приёмнику.

Ф. 3.58. К вечеру достигли вершинного гребня. Здесь на группу обрушился еще и ураганный ветер.

Ф. 3.59. Под защитой ледосброса ветра, всё-таки, меньше. Здесь, на высоте 6396 группа встала на ночлег.

Ф. 3.60. Удивительно, как Андрею Жарову хватало выдержки фотографировать такие моменты.

На следующий день погода на пике Кызылсель чуть-чуть улучшилась, однако утром ветер свирепствовал с особой силой. Поэтому укладка рюкзаков и сбор палаток потребовали немалых морально-волевых усилий. А вот когда вышли, то стало потише.

От лагеря 6396 мы повернули на юго-запад и направились к высокому гребню, соединяющему южную и главную вершины пика Кызылсель. Подъём на гребень проходит по 30-градусному склону и осуществляется в связках одновременно. Поднявшись на гребень, следует повернуть на запад и по пологому широкому гребню взойти на купол главной вершины.

Ф. 3.61. Выход на гребень между южной и главной вершинами пика Кызыдсель.

Ф. 3.62. На пике Кызылсель. Высота 6525. С каким же трудом далась эта вершина!

С главной вершины надо перейти сначала на западную вершину и уже с неё спускаться по западному гребню пика Кызылсель.

Ф. 3.63. Вид на зап. гребень с юго-запада, из поймы р. Шивахода. Гл. вершина находится строго под надписью, при таком ракурсе она не выделяется столь сильно, как западная.

Ф. 3.64. На западном гребне пика Кызылсель.

Ф. 3.65. Спуск с западного гребня на ледник Орторерек к ночевке 4733 (фото 2007 г.).

3.7. Перевал Олимде (5320, 2А) расположен в северном отроге хребта, отходящего на восток от Северной Музтаг-Аты (7184, пик Куксай). Этот отрог разделяет долины двух левых притоков Кенгшиберсу, стекающих с ледников Олимде (Olimde, в статье [1] он называется Горондо) и Туюк (Tokuyrukuningaez). Соответственно, перевал Олимде ориентирован с запада на восток и соединяет упомянутые ледники. Координаты перевала: 38° 18.169'С 75° 11.549'В.

Рис. 3.3. Район перевалов Олимде и Туюк.

Ф. 3.66. Западный склон перевала Олимде.

Ф. 3.67. Путь подъёма к ледопаду.

Ф. 3.68. Прохождение ледопада.

Ф. 3.69. Участок выше ледопада.

Ф. 3.70. Спуск на ледник Туюк.

3.8. Перевал Туюк (5500, 3А) расположен в хребте, который отходит на восток от Северной Музтаг-Аты (7184, пик Куксай), ориентирован с севера на юг и соединяет ледник Туюк (Tokuyrukuningaez) с северной ветвью ледника Коксель. Координаты перевала: 38° 17.707'С 75° 11.865'В.

Ф. 3.71. Путь подъёма на перевал Туюк. Вид с перевала Олимде.

Ф. 3.72. Интересно, что ледопад в окрестности пути подъёма за 9 лет существенно не изменился. (Фото 2002 г.).

Ф. 3.73. Так же как и в 2002 г. нижнюю часть склона мы прошли в связках одновременно, а в верхней крутой части провесили 3 веревки перил. Это подъём к ключевому участку.

Ф. 3.74. А это траверс к первой станции.

Ф. 3.75. Вот она нижняя станция.

Ф. 3.76. Ну а теперь вперед и вверх!

Ф. 3.77. На перевале Туюк (5500).

Ф. 3.78.

На спуске с перевала провесили 5 веревок перил по 40-градусному ледовому кулуару до осыпи. Пока спускались, погода совсем испортилась. Вот утренний снимок южной стороны перевала от места ночевки с 16.08 по 17.08.

3.9. Перевал Связной (4850, 1Б) находится в левобережной морене южной ветви ледника Коксель и соединяет эту ветвь с основным стволом ледника Коксель. Координаты перевала: 38° 13.120'С 75° 11.460'В. Категория трудности 1Б дана за трещины в ледниках с обеих сторон перевала.

Рис. 3.4. Район перевалов Связной, 70-летия МАИ и Каракорум.

3.10. Перевал 70-летия МАИ (5150, 2Б) находится в хребте, который отходит на юго-восток от Музтаг-Аты и служит водоразделом между бассейнами рек Кенгшиберсу и Ташкурган. Перевал ориентирован с севера на юг и соединяет южную ветвь ледника Коксель (на севере) и ледник Тегермен (на юге). Координаты перевала: 38° 12.130'С 75° 12.465'В.

Ф. 3.79. На северной стороне перевала вот такая 250-метровая стенка (5 веревок над бергшрундом). Крутизна стенки возрастает с 45 градусов в нижней части до 55-60 градусов в верхней части.

Ф. 3.80. Подход к бергшрунду.

Ф. 3.81. В средней части стены.

Ф. 3.82. В верхней части стены.

Ф. 3.83. Последние метры.

Ф. 3.84. От усилий первого снег съехал и обнажился лёд.

Ф. 3.85. На перевале 70-летия МАИ.

Ф. 3.86. Спуск на юг проходит по 35-градусному снежно-ледовому кулуару. Поскольку в кулуаре был лед, то мы решили подстраховаться и провесить до осыпи 2 веревки перил.

Ф. 3.87. Вид на южный склон перевала от подножия перевала Каракорум.

3.11. Перевал Каракорум (5741, 3А) находится в хребте Каракорум в северном гребне вершины Долкун Музтаг (6355), ориентирован с востока на запад и соединяет ледники Тегермен (на вост.) и Кокосель (на западе). Координаты перевала: 38° 11.892'С 75° 11.489'В.

Ф. 3.88.

Вид на Долкун Музтаг (6355) и перевал Каракорум с ледника Тегермен от подножия южного склона перевала 70-летия МАИ. Путь к перевалу скрыт в ледопаде. Седловина перевала также скрыта за перегибом склона.

Ф. 3.89. Перевал проходится в 2 этапа. Первый, самый сложный этап, это ледопад.

Ф. 3.90. Ледопад надо проходить как можно ближе к вершине, но не прижиматься к ней, так как рандклюфт и его окрестности пробиваются ледовыми обвалами со стены Долкун Музтага.

Ф. 3.91. В ледопаде. Преодоление стенки.

Ф. 3.92. Блуждание в лабиринте разломов.

Ф. 3.93. На ледовом гребешке.

Ф. 3.94.

На втором этапе проходится перевальный взлёт. Высотой 5549 отмечено место ночевки на краю бергшрунда. Выше ночевки в верхней части перевального взлёта мы провесили 2 веревки перил по 40-45 градусному ледовому склону.

Ф. 3.95.

Путь спуска на ледник Кокосель по западному склону перевала Каракорум. Внизу на леднике показан переход через него к правому борту к началу подъёма на перевал Коктак и радиальный выход к отметке 5069 для встречи с группой Волкова, где к нам присоединился прошедший акклиматизацию на вершине Долкун Музтаг (6355) МС по альпинизму Владимир Лавриненко, имеющий опыт многочисленных восхождений на семитысячники по маршрутам до 6А к.с., включительно.