Руководитель: А.Соломонов

Отчет о горном походе 4 к.с. по Киргизскому хребту в 2011 г. Часть 2

День 6 02.09 озеро под лед. Проценко – пер. Проценко (1Б, 4200 м.) – лед. Салык

10,34 км

+682/-892 м

07:20

3408 м

Координаты пер. Проценко N 42 29 35,6 E 74 45 39,0

Выходим в 07:35. Движение идет в направлении ледника Проценко Юж. Подходим под ледник, и начинаем подъем вдоль левого борта по вмерзшей осыпи. Крутизна склона 30 градусов. За 01 час 30 мин выходим на пологую часть. Далее ледник закрытый, связываемся, одеваем кошки. (Фото 38-41)

Фото 038

Фото 039

Фото 040

Фото 041

Ледник пологий с небольшим набором высоты, за 02 часа 20 мин ходового времени подходим под перевальный взлет пер. Проценко. С левой стороны склона видны следы многочисленных лавных конусов и осыпающихся камней. Принимаем решение подниматься по центру перевального взлета. (фото 42)

Фото 042

Перевальный взлет имеет крутизну 35-40 градусов, перепад высоты 100 м, глубокий снег, под самой седловиной есть трещина забитая снегом (проходится без проблем). Подъем в связках, лидер связки при выходе на седловину организует напарнику точку на скалах для безопасного прохождения берга. Время прохождения перевального взлета всей группой 40 мин.

Седловина широкая снежная, записка не обнаружена, хотя при подъеме мы видели следы группы, которая явно прошла в сторону долины р. Иссык-ата с пер. Проценко за 1 день до нас. Сложили новый тур с запиской. Делаем обед. Высота на GPS 4300м (высота по классификатору 4200 м). фото 43-44

Фото 043

Фото 044

Начало спуска в правой части перевальной седловины, движение в связках, строго вниз. По пути встречаются трещины, которые легко перепрыгиваются. Фото 45-46

Фото 045

Фото 046

Перепад высоты на спуск 300 м., крутизна склона 30-35 град. Время спуска 01 часа 15 мин. Дальнейшее движение идет вдоль правого борта лед. С. Рериха.

Небольшую сложность представляет переход с ледника С. Рериха на лед. Салык, что обусловлено сильным таянием ленника С. Рериха (по сравнению с 2000-м годом). В этом году переход выглядит как гигантская трещина (расстояние между стенками ледников несколько сотен метров), причем ледник Салык не имеет понижения в сторону лед С. Рериха, а представляет крутую стену высотой больше 50 метров.

Перейти с одного ледника на другой нам удалось найдя узкий ледовый мост примерно в центре лед С. Рериха. Фото 47

Фото 047

Ледник Салык так же сильно стаял и дальнейший путь состоял в основном по крупным камням. Не дойдя немного до конца ледника решили ставить лагерь на ближайшей ровной площадке. Фото 48

Фото 048

День 7 03.09 лед. Салык – долина р. Аламедин

14,0 км

-1283 м

06:50

2125 м

Подъем в 06:30, выход в 08:30. Тропа идет по левой стороне долины. Характер пути до начала реки Салык – крупная и средняя осыпь с крутизной склона до 30 градусов. Фото 49

Фото 049

Спуск до начала р. Салык занял 04:25 ходового времени. Спуск до долины р. Аламедин занял еще 01 час 05 мин. Реку Салык перешли по мостику недалеко от слияния Салыка и Аламедина.

Сегодня решили встать на ночевку недалеко от места заброски, а именно в месте нахождения большого приметного камня (фото. 2). От места слияния р Салык и Аламедин дошли за 55 мин. Решили сегодня сходить за заброской чтобы вечером разобрать продукты. На забор заброски потратили еще 25 мин.

Выяснилось, что часть заброски у нас похитили. Пропало: сублемясо, спирт, сухие закуски. Наиболее критичной выглядела потеря сублемяса.

Вечером участник Бебенин сообщил, что плохо себя чувствует и принял решение завтра покинуть группу и уехать в Бишкек. Бебенин действительно шел все акклиматизационное кольцо очень тяжело и было видно, что поход дается ему крайне тяжело.

Завтра утром должна спускаться с верху долины р. Аламедин в Бишкек группа московских туристов, которые забрасывались одновременно с нами. С ними мы решили отправить Бебенина и забрать у них продукты, которые могли бы нам компенсировать исчезнувшие из заброски.

День 8 04.09 долина р. Аламедин – слияние р. Аламедин и Алтын-тор, полудневка.

8,24 км

+215 м

02:20

2340 м

Подъем в 06:30. Как и планировалось вчера – сверху подошла группа знакомых туристов из Москвы. С ними мы отправили участника Бебенина в Бишкек, а также взяли у них часть продуктов. Сообщили в МКК о сходе участника с маршрута.

Через 01 час 10 мин движения по правому берегу р. Аламедин подошли к месту где река широко разливается по долине на несколько рукавов. Решаем здесь перейти реку и продолжить движение по левому берегу р. Аламедин. Координаты места брода N 42 3042.1 E 74 3923.9

Брод осуществляли по одному, высота воды в самом глубоком месте достигала середины щиколотки, течение слабое. Большую часть пути высота воды была чуть выше ступней. (фото 51)

Фото 051

Перейдя реку продолжили путь вверх по долине р. Аламедин до «Березовой рощи». Тропа по левому берегу плохая, теряется в кустах. При подходе к скалистому выступу тропа пропадает и приходится лазить по огромным камням чтобы перелезть скалу. Наименее трудозатратым видится здесь прохождение прижима прямо по реке вдоль берега. Через 5 минут ходьбы за скалами уже находятся отличные места для стоянок.

Здесь есть грибы, дрова и естественные купальни, куда вода поступает из ключа бьющего неподалеку и обозначенного на карте. Грибы компенсируют часть мяса, которого мы лишились.

Время движения от места брода 50 мин.

День 9 05.09 слияние р. Аламедин и Алтын-тор - язык лед. Кара-тоо.

8,84 км

+821 м

03:50

3161 м

Подъем в 06:10, выход в 07:45. Тропа читается хорошо и по ней за 01 час 05 мин выходим на ровные галечные поля долины р. Алтынтор. (фото52) По бокам долины растет невысокий лес, где мы смогли насобирать грибов на ужин.

Фото 052

Заворачиваем к леднику Кара-тоо и продолжаем движение по левому берегу в надежде найти более-менее приемлемый переход через реку чтобы не пришлось мочить ноги. Переходить реку нужно было как можно ниже по течению – выше она становится более полноводной, узкой и увеличивается угол падения воды.

По центру долины находится поросший травой гребень древней морены и поднимающийся прямо к ледопаду запирающему долину. (фото 53) Через 01 час 15 мин после поворота из долины р. Алтын-тор доходим до более-менее приемлемого места для брода и переходим реку. Высота воды по щиколотку.

Фото 053

Дальнейшее движение происходит по гребню древней морены. Через 55 мин после брода выходим на самый верх гребня. Здесь трава уже кончается и есть хорошие площадки для палаток. Время 12:40, делаем здесь обед и дневку. Решение не идти сегодня дальше обусловлено несколькими факторами:

· Сейчас уже полдень и солнце в полной мере прогревает ледопад, то может привести к неожиданному обрушению сераков по пути следования.

· Пройти обе ступени ледопада мы за один день не успеем, поэтому смысла нет, пройдя сегодня одну ступень, ночевать на леднике.

· Выход на ледопад идет по руслам ручьев, которая с каждой минутой становится все более интенсивными и полноводными, а утром их они будут меньше или их не будет совсем.

Поблизости от площадок для ночевки воды нет, поэтому после разведки решаем, что наиболее оптимальный источник воды – ручьи стекающие с правого борта долины (со скал). Берем все пустые емкости и выдвигаемся за водой.

День 10 06.09 язык лед. Кара-тоо. – прохождение ледопадов – верховья лед. Кара-тор

6,64 км

+1084 м

06:40

4245 м

Ледопад Кара-Тоо имеет две ступени. Первая ступень – это фактически сам язык ледника и вся его часть до окончания хребта, разделяющего ледник на две ветви (ведущие к перевалам Кара-Тоо и Топ-Карагай/Корона Южная/и т.д.). Вторая ступень ледопада начинается примерно с высоты 3900 м и продолжается до высоты 4100 м.

Подъем начинаем вдоль правого борта долины, выходим на гладкие камни (вчера по ним бежали ручьи и подъем был невозможен, с утра воды еще нет) оставленные отступающим ледником. (фото 54-55)Двигаться по ним не удобно, т.к. они очень гладкие, гораздо удобнее идти немного левее (по ходу) по каменному месиву. За 01 час 40 мин подошли к месту где можно выйти на ледопад.

Фото 054

Фото 055

Для выхода на ледопад необходимо провесить веревку по крутому ледяному лбу. (в начале 2-х метровая стенка примерно 80 град, далее крутизна постепенно уменьшается до 30 градусов.). Первый человек провешивает одну веревку перил, остальные поднимаются по провешенной веревке предварительно одев кошки. (фото 56)

Фото 056

Пока провешивали веревку солнце осветило ледовый склон, по которому мы поднимаемся, и на нем с огромной скоростью стали вытаивать камни. В связи с этим накопитель нижней станции был перенесен в безопасное место, а наиболее опасное место (ледовая 2-х метровая стенка) проходились с максимальной скоростью и визуальным контролем свободных участников.

Ледопад сильно разорван в правой части, а в левой части, перед выходом на пологую часть, ледопад переходит в крутую ледовую стенку, поэтому мы сначала движемся в сторону левой части ледопада и, не выходя на крутую часть, продолжаем двигаться по центру вверх. В процессе движения приходится перепрыгивать через трещины и иногда вещать веревку для подстаховки при прохождении особенно широких разломов. Ледопад открытый, движение без связок, но в кошках и страховочных системах. (фото 57-58)

Прохождение первой ступени ледопада заняло 02 часа 35 мин.

Фото 057

Фото 058

Вторая ступень ледопада идет вдоль гребня разделяюшего ледник Кара-тоо на две части и он обходится вдоль левого борта ледника. Уходим под скалы ледового борта – там трещин нет. (фото 59-60) Быстро на индивидуальной технике проходим небольшой снежно-ледовый склон. Дальше ледник становиться закрытым, связываемся и продолжаем движение.

Фото 059

Фото 060

За 01 час 10 мин прошли (обошли) вторую ступень ледопада. Становимся на обед. Отрывается вид на верховья ледника Кара-тоо. Виден поворот к пер. Топ-Карагай, пер. Космонавтов, в. Двурогая, пер. Корона Юж. (фото 61)

Фото 061

Дальнейшее движение по леднику не представляет сложности – ровное снежное поле, закрытое снегом, иногда попадаются трещины. Выходим с обеда и через 01 час 15 мин подходим под пер. Космонавтов. Посовещавшись, решаем ближе к пер. Топ-Карагай не подходить т.к. возле следующего удобного для бивака места видны следы недавно сошедших лавин.

День 11 07.09 верховья лед. Кара-тор – пер. Топ-Карагай (2Б, 4400 м.) – р. Топ-Карагай.

11,66 км

+154\-1096 м

04:50

3304 м

Координаты пер. Топ-Карагай N 42 29 40,84 E 74 34 7,73

Подъем в 06:00 выход 07:25. За 40 мин подошли под пер. Топ-Карагай. Снег жесткий и держит хорошо пока солнце не начинает освещать цирк перевала. Становится тепло, но и снег начинает проваливаться.

Весь перевальный взлет подрезан бергшрундом. Принимаем решение обойти его в левой части склона под скалами. (фото 62-63)

Фото 062

Фото 063

Крутизна склона с начале 30 градусов и постепенно возрастает до 50 сразу же под скалами после прохождения трещины. Фото 64

Фото 064

Фото 065

Движение в связках. Прохождение бергшрунда проблем не вызывает – каждая связка, кроме первой, умудрилась неглубоко провалиться в трещину (по пояс). Дальнейшее движение происходит в направлении правой части перевального взлета, где наблюдается максимальное понижение гребня. Крутизна постепенно падает до 30 градусов. Подъем на перевальный взлет занял 40 мин. Фото 66

Фото 066

На перевал поднялись в 09:15. Обнаружена записка Долгопрудненского клуба туристов Московской обл. под руководством Мартынова В.В. от 19 августа 2010 г. совершающих поход 5 к.с. фото 67

Фото 067

Спуск начинаем в 09:50. Движение прямо вниз по ледовому склону. Крутизна перевального взлета примерно 35-40 градусов, характер склона – лед. Движение в связках с подстраховкой ледорубом. Спускаться по осыпи находящейся в северной части перевала бессмысленно, т.к. она чуть ниже выводит на тот же ледовый склон, по которому спускались мы, а одевать кошки на таком крутом склоне не очень приятно. Фото 68-69

Фото 068

Фото 069

Спуск до ледника Топ-Карагай занял 50 мин. Сам ледник пологий в начале закрытый, но уже через 35 мин ходьбы становится открытым, пологим. Фото 71 Развязываемся, снимаем кошки.

Фото 071

Во время движения открывается вид на южную стену пика Южная Корея. Вскоре подходим к месту поворота ледника где он круто уходит вниз. Спускаемся по центру ледника по вмерзшим в лед камням, выходим на срединную морену (фактически, зачехленный ледовый гребень). Не доходя до конца морены, спускаемся с нее направо и у небольшого озера (фото 72 ) останавливаемся на обед. Время 12:40.

Фото 072

После обеда доходим до конца озера и переходим реку вытекающую из него, идем по центру морены и постепенно доходим до языка морены, который обрывается крутым когломератным склоном (примерно 45 град). Глиссируя по сыпухе быстро съезжаем вниз до зеленки. Впереди уже видено, как мы тогда думали, начало кулуара ведущего к нашему следующему перевалу, а под ним отличные площадки, возле которых течет река Топ-Карагай.

От места обеда до ночевки 01 час 30 мин ходового времени.

День 12 08.09 разведка пер. Симонова

13,05 км

+636\-816 м

08:55

3124 м

Указанное на фото 73 ущелье является ошибочным при подъеме на пер .Симонова и ведет в тупик. Из тупика можно выбраться провесив веревку и выйдя в правое ответвление от кулуара перевала Симонова (на фото 74 этот кулуар обозначен как «ошибочный кулуар»), но это требует гораздо больше трудозатрат и временных затрат чем изначальный подъем по правильному кулуару. Поскольку мы ошибочно приняли этот кулуар за правильный – то набрали около 640 метров по высоте потратив очень много времени. В итоге мы выбрались на вершину правого гребня долины р. Топ-Карагай. Поскольку GPS и компас показывали, что перевал остался где-то далеко позади решили спускаться вниз по кулуару, в который мы попали после провешивания дюльфера.

В итоге сбросив около 600-650 метров обнаружили выход в кулуар ведущий к пер. Симонова. (фото 74) На текущий момент было уже около 17:00 времени, поэтому решили спускаться дальше вниз по этому же кулуару, а завтра предпринять еще одну попытку пройти пер. Симонова.

Правильное ущелье находилось на 150 метров ниже того места где мы ночевали. (фото 73)

Фото 073

Фото 074

День 13 09.09 р. Топ-Карагай – Пер. Симонова (1Б, 3800 м)– лед. Теке-тор – пер. Теке-тор (2А, 3900 м)

6,74 км

+676\-193\ +561 м

06:53

4150 м

Координаты пер. Симонова N 42 30 58,1 E 74 30 46,0

Координаты пер. Теке-тор N 42 30 58,5 E 74 31 25,4

У входа в правильный кулуар ведущий к пер. Симонова стоит заметный скальный останец (фото 73). Координаты точки входа в кулуар N 42 30 49,0 E 74 30 06,0

По уже разведанному пути начинаем подъем на пер. Симонова. Путь подъема представляется из себя скально-осыпной кулуар с шириной от 20 до 50 метров. Камни от очень крупных до средних. Уклон 20-30 градусов. В точке N 42 30 52,44 E 74 30 16,88 кулуар разделяется на две ветви Северо-восточная (прямо по ходу, правильная ветвь) и Юго-восточную (направо по ходу, ошибочная ветвь). Фото 74

Общее ходовое время подъема на перевал составляет 02 часа 58 мин. Фото75

Фото 075

Тур находится по центру перевальной седловины на большом камне. В туре обнаружена записка группы туристов из клуба Берендеи г. Томск под руководством Макунина А. от 05 августа 2011 г совершающих поход 4 к.с. фото 76

Характер спуска с перевала аналогичен подъему, перепад высоты спуска 193м., время спуска с перевала 45 мин.фото 77

Фото 076

Фото 077

Спустившись до ледника Теке-тор делаем обед. Подъем на пер. Теке-тор представляет из себя прохождение 2-х ступеней ледника. Одна ступень – это подъем на сам ледник, вторая ступень – это подъем на сам перевал Теке-тор. Ледник открытый, движение без связок в кошках. Крутизна подъема на первую ступень до 30 град. Фото 78-80

Фото 078

Фото 079

Фото 080

После подъема на первую ступень мы посчитали наиболее оптимальным уйти в правый скально-осыпной карман ледника, т.к. сам перевальный склон показался нам очень крутым. Подъем по скально-осыпному карману крайне утомителен и сложен, т.к. осыпь очень живая. Возможно, подъем по ледовому склону был бы гораздо более простым и следовало предпочесть его.

Через 3 часа от места обеда мы поднялись на перевал Теке-тор. (Фото 81) На перевале есть места под 3 палатки. Воды нет, но встречаются наносы снега, который мы использовали для топки воды. Высота на GPS 4150 м, хотя в классификаторе указана высота перевала 3900 м.

На перевале обнаружена записка клуба Берендеи г. Томск под руководством Макунина А. от 05 августа 2011 г совершающих поход 4 к.с. (фото 82)

С перевала открываются отличные виды на лед. Аксай и пик Корона. (Фото 83)

Фото 081

Фото 082

Фото 083

День 14 10.09 пер. Теке-тор (2А, 3900 м) – лед. Аксай, коронские ночевки

3,07

-231

01:15

Ночевка на высоте

Вчера вечером поднялся сильный ветер и так и не прекращается. Ночью было слышно как недалеко сошло несколько больших лавин.

Подъем в 06:00. Поскольку ветер очень сильный опасаемся предпринимать при такой погоде штурм вершины Теке-тор. (фото 84)

Фото 084

Принимаем решение, что если после завтрака ветер не утихнет будем спускаться на коронские стоянки, которые находятся под пиком Корона.

Выходим в 08:00 ветер не стих. За 45 минут спускаемся с пер. Теке-тор на ледник Аксай. Спуск представляет из себя осыпной склон из спрессованного конгломерата. (Фото 85)

Фото 085

С лед. Аксай на пер. Теке-то идет отличная тропа. Ледник Аксай открытый трещин мало.

Участник Точилов принимает решение прекратить поход и покинуть группу. По боковой морене лед. Аксай ведет отличная тропа до стоянок Рацека, где находится постоянно действующий спасательный отряд, а оттуда уже отличная тропа до а\л Ала-Арча.

Провожаем участника по леднику до начала тропы к стоянкам Рацека и договариваемся о контрольном времени связи. Определяем достаточное время для достижения а\л Ала-арча - 4 часа. По прохождению этого времени участник Точилов должен сообщить о том добрался он или нет до Ала-арчи. Связь обеспечиваем с помощью спутникового и сотового (на стоянках Рацека уже берет сотовая связь) телефонов.

От пер. Теке-тор до коронских стоянок на боковой морене под пиком Корона 40 минут ходового времени. Здесь организуем бивуак. План на завтра – подъем на 2-ю башню Короны.

Через 4 часа, как и было оговорено получаем сообщение от Точилова, что он уже в Ала-Арче и выдвигается в аэропорт, в дальнейшем было получено сообщение о нахождении в аэропорту, прохождении регистрации на рейс и таможенного контроля.

День 15 11.09 лед. Аксай, коронские ночевки – пик Корона 2-я башня (радиально, 4800 м, 2А альп)

13,78км (в зачет 6,89км)

+863/-863

09:00

Ночевка на высоте

Подъем в 05:00. Подходим под взлет за 10 минут. За 50 мин поднялись на первую ступень ледника Корона. Крутизна склона 30 град, протяженность 400 м. Движение без связок, ледник открытый, ледорубы, кошки, каски. Склон находится в тени и лед держит хорошо.

Вышли на участок R1 (см.рисунок 1) – наст прочный, снега мало идем без связок, поначалу более-менее полого, потом начинается уклон с крутизной склона 45 градусов. (фото 86-87)

Фото 086

Фото 087

Проходим этот участок на личной технике и выходим под скалы первой башни. Дальше снег становится глубокий – связываемся.

Подходим к кулуару ведущему на седловину, с которой идет подъем на 2-ю башню Короны. Путь подъема преграждает бергшрунд, который проходится без проблем. Кулуар имеет крутизну 45 градусов, длина подъема 60 метров.

Выходим на седловину между 1-й и 2-й башней Короны. Время 10:00.

Начинаем вешать веревки по скалам. (фото 88-92)

Фото 088

Фото 089

Фото 090

Фото 091

Фото 092

По пути подъема встречаются чужие крючья и станции, ориентируясь на них, делаем рядом свои точки. Первая веревка не очень приятная, т.к. приходится периодически переходить с камней на лед и обратно, а так как снизу это было не видно, то первый лезет без кошек. Перед выходом к первой станции есть внутренний угол, прохождение которого представляет наибольшую сложность на данном маршруте.

Вторая веревка идет по ледовому склону с крутизной 45 градусов и ближе к вершине выхолаживается. Продолжительность этого участка 30 метров.

Подъем на вершину занял очень много времени - 02 часа 42 мин. (фото 93)

Фото 093

Обнаружен тур, в туре записки нет, только конфеты и сухофрукты. Съедаем содержимое, пишем свою записку и закладываем с нашими сухофруктами. Долго фотографируемся, погода отличная.

Решаем спускаться по пути подъема до предыдущей станции, откуда провесим веревку вниз по внутреннему скальному углу. Оставляем на скалах петлю из расходной веревки. После спуска с башни на ледник происходит казус – веревка не сдергивается. (фото 94)

Фото 094

Ничего не помогает веревка засела. Поднимаемся обратно – ничего не перепутано, все сделано правильно. На всякий случай перевязываем всю систему, расправляем веревку. Веревка успешно сдернута. Делаем обед на седловине между 1-й и 2-й башней Короны.

Начинаем спуск по пути подъема. В общей сложности от места обеда на спуск было повешено 5 веревок. Время спуска от места обеда до лагеря заняло 01 час 55 мин. (фото 95)

Фото 095

Рисунок 1

День 16 12.09 лед. Аксай, коронские ночевки –а\л Ала-Арча

16,10 км

-1787

05:05

750 м (Бишкек)

Подъем в 06:00, выход в 08:00. Решаем спускаться не по боковой морене, а попробовать пройти максимально дальше по леднику Аксай. Дошли до зоны трещин, ледник становится сильно разорван ближе к своим краям и найти выход на морену крайне тяжело. Дальше ледник переходит в ледопад и спускаться по нему становится нецелесообразно. (фото 96)

Фото 096

Понимаем, что решение идти по леднику было ошибочным и стараемся найти выход на боковую морену. С большим трудом нам удается это сделать. Дальнейший путь идет по хорошо набитой тропе до стоянок Рацека (время спуска от Коронских ночевок, с учетом блужданий по леднику, составило 02 часа 25 мин)

На стоянках общаемся с местным спасательным отрядом, кроме них на стоянках никого нет. Звоним в Достук трекинг чтобы вызвать машину в Ала-арчу и продолжаем движение.

Дальнейший путь идет по хорошей тропе, по пути попадаются люди идущие наверх. Идем не торопясь. Время спуска от стоянок Рацека до а\л Ала-арча составило 02 часа 40 мин. (фото 97-100)

Фото 097

Фото 098

Фото 099

Фото 100

IV. Использованные материалы

1. Корона 2-я башня 2А и траверс 2-я - 3-я 3А

2. Отчет о горном походе 4 к. с.по Киргизскому Алатоо (Северный Тянь-Шань) совершенном с 8 по 22 августа 2007 г. Руководитель группы: А.А. Макунин. Туристский клуб «Берендеи» Томского госуниверситета

3. Отчет о горном походе 5 к. с. по Киргизскому Ала-тоо (Северный Тянь-Шань) совершенном с 1 по 17 августа 2003 г. Томский Клуб Туристов. Руководитель: Д.П. Стальмаков.

4. Отчет о горном походе 6 к.с. по Тянь-Шаню в июле-августе 2006 г. Руководитель: А.Никоноров, г.Москва

5. Отчет о горном туристическом походе третьей категории сложности по северному Тянь-Шаню (Киргизский хребет) совершенном с 25 июля по 7 августа 1997 г. Тур клуб РИФЕЙ г.Челябинск. Руководитель Маликбаев А.В.

6. Отчет о горном туристском походе III категории сложности по Северному Тянь-Шаню (Киргизский хребет) совершенном с 1 по 15 августа 1998 года. Клуб “Такт” г. Томск. Руководитель Снисаренко С.И.

7. Отчет о горном туристском походе второй категории сложности по Киргизскому хребту, совершенном с 25 июля по 6 августа 1997 года. Тур клуб РИФЕЙ г.Челябинск. Руководитель Герасимов А.Б.

8. ОТЧЕТ о походе 2 к.с. по Киргизскому хребту (Тянь-Шань) проведенном с 13 по 29 июля 2002 года. Клуб МГУ. Руководитель: Трофименко Е.А.

9. ОТЧЕТ о походе 4 к.с. по Киргизскому хребту (Тянь-Шань) проведенном с 29 июля по 16 августа 2002 года. Клуб МГУ. Руководитель: Зотов А.Ю.

10. Отчет о походе пятой категории сложности совершенному по Северному Тянь-шаню (хребет Киргизский) с 15 августа по 05 сентября 2004 г. Рук. Лукьянов И.В.

11. Отчет о спортивно-тренировочных сборах на Киргизском хребте (Северный тянь-шань) проведенных с 14 по 28 июля 2007 г. в рамках горной школы базового уровня при МГУ. Рук. Зеленцова Е.В.

12. Отчето горном походе пятой категории сложности по Северному Тянь-Шаню (Киргизский хребет) совершенном с 30 июля по 28 августа 2004 г. Клуб туристов им. Н.Гастелло, Уфа. Руководитель группы: Лукьянов О.Г.