Руководитель: А.Секретенко, Москва

Отчет о горном походе 1 к.с. по Алтаю в 2011 г. Часть 2

Продолжение. Начало здесь

3.7 31 августа, дневка у Софийского озера

Подъём в 8:30. Просматриваем с правого берега каньон р. Аккол ниже озера. Он вполне проходим, по левому берегу даже идет тропа. На моренных холмах растет много черной смородины (несмотря на бурый цвет, спелая). Среди холмов — с десяток небольших красивых озер. Затем — прогулка в сторону Софийского ледника. Ниже ледопада ледник открытый и пологий. Утром солнечно, после обеда небольшие дожди.

Выводы и рекомендации

Замечательное место для дневки. Исключительно красивое, относительно защищенное от ветра, есть прозрачная вода, не пасется скот, до местных не меньше 8 км, есть ягоды. Так и хочется остаться там жить.

Каньон р. Аккол ниже Софийского озера. Тропа идет траверсом по левому берегу. Вид с правого берега.

Верховья Софийского ледника и верхняя часть каньона р. Аккол. Вид с правого берега каньона.

Юстас – Алексу. Записка из тура у Софийского озера.

3.8 1.08, брод р. Аккол — оз. Караколь

-170 +20 , 17 км, ЧХВ 4:40

Путь 01.08

Выход в 8:26. Пасмурно, однако уровень воды в реке несколько упал. Бродим р. Аккол почти у самого озера: мелкие протоки по одному, две самые крупные — стенками (пятеро и четверо). Самым малогабаритным участникам вода чуть выше колена. Дно относительно ровное. Выходим на тропу, идущую по левому берегу озера. Далее тропа проходит по осыпям и кустарникам левого берега каньона р. Аккол, выходит к разливам р. Аккол ниже каньона и дальше идет до впадения р. Тура-Оюк верхнего в р. Аккол. Пригодные для стоянок места есть на левом берегу Софийского озера, у нижних разливов и ниже по течению. Растет жимолость, особенно густые заросли у нижних разливов. В каньоне разминулись с непонятной группой из Москвы: 14 человек с разрисованными лицами, в руках у большинства ледорубы, у некоторых — еще и спальники. Посмотрели на нижние разливы — верхние, как и ожидалось, меньше.

Встаем на обед у устья р. Верх. Тура-Оюк (высота 2320, от брода р. Аккол 140 минут ЧХВ). В принципе место пригодно для установки палаток, однако рядом не то юрта, не то кош. Навстречу идет еще одна группа — 5 человек из Москвы и Барнаула. После обеда переходим Тура-Оюк: самые длинные по камням, остальные вброд (брод совсем простой, вода прозрачная и теплая, градусов 10). Дальше идем по дороге до оз. Караколь. Встаем на ночь между холмами к востоку от правого рукава р. Кызылкая, стараясь выбрать более-менее закрытое место: в радиусе 500 м находятся не то 4, не то 5 кошей. Местные косят сено на Кызылкае. Высота 2320, 140 минут ЧХВ от устя Верх. Тура-Оюка. Время 16:40.

Верхние разливы р. Аккол. Брод второй крупной протоки.

Нижние разливы р. Аккол. Вид на север с правого берега каньона р. Аккол.

Нижние разливы р. Аккол.

Вид на долину р. Аккола вниз от места впадения р. Тура-Оюк Верхнего

3.9 2 августа, пер. Теустан (1А,3200) + г. Талтура (н/к, 3534.1)

+900 -1000, 11 км, ЧХВ 4:30

Радиальный выход: +300 -300 4.2 км (2.1 км в зачет), ЧХВ 1:14

Путь 02.08.

Перевал Теустан (1А, 3200, ос) расположен в северном отроге ЮЧХ, разделяющем долины р. Талту и р. Аккол (р. Чаган), в самой низкой точке гребня между г. Талтура и г. 3245.4. Подъем на перевал с востока (со стороны р. Чаган) идет вдоль р. Кызылкая и ее левого притока, с запада — вдоль ручья, впадающего в р. Талту (второй по счету выше устья р. Мохрооюк). Ниже описано прохождение перевала от оз. Каракуль до р. Талту.

Подъем в 05:30. Не хочется долго торчать здесь. Пасмурно. В 07:50 выходим со стоянки между холмами у восточной оконечности оз. Каракуль. Высота 2320. Недалеко от места, где р. Кызылкая выходит из нижнего каньона и разливается, есть кош. От него по левому берегу Кызылкаи уходит наверх, обходя каньон, конная тропа до коша над каньоном. Затем тропа обходит верхний каньон и выводит на плато. Подъем по тропе от места стоянки до выхода на плато (высота 2800 м) потребовал 80 минут чистого времени.

Дальше идем вдоль левого притока р. Кызылкая в направлении перевальной седловины. Дойдя до места, где уклон начинает резко расти (последняя хорошая стоянка под перевалом с восточной стороны, высота 2920, 50 минут ходу от выхода на плато), видим в гребне не менее трех понижений примерно одинаковой высоте они подходят в качестве перевала, тур находится на самом южном (но мы этого пока не знаем). По травянистому склону (где-то 25 градусов) поднимаемся метров на 50 на левый борт долины притока, дальше идем траверсом некрутого травянисто-осыпного склона, плавно набирая высоту.

Подойдя ближе к седловинам (высота 3100), идем искать наиболее правильную тремя группами по двое. Найдя тур на самой южной (и не найдя тура на остальных), идем туда по пологому осыпному склону. В принципе, можно было подниматься прямо "в лоб"на запад из долины притока — большой разницы быть не должно. Высота 3228 м, время 12:00, на подъем от притока р. Кызылкая ушло 55 минут чистого времени.

Тур находится посреди седловины — небольшого "футбольного поля". Из тура извлекаем записку той же группы томичей, которую мы встретили на пер. Удачный (в этой записке их еще семеро, потом у них заболеет участник — трое уйдут вниз). Воды на самой седловине нет, останавливаться на ночь крайне не рекомендуется: седловина выражена очень слабо, до ближайшей вершины 330 м по высоте и 2,5 км по горизонтали, а до других — не менее 5 км. Ровные площадки в углублении рельефа есть к западу от седловины у снежника, свисающего со склона г. Талтура на север, в сторону долины ручья. От седловины до них несколько минут ходу.

Останавливаемся на этих площадках, трое остаются гулять неподалеку, вшестером идем на г. Талтура (3534.1). Поднимаемся вдоль хребта, обходя с запада ближайшую вершинку. Склон — некрупная малоподвижная осыпь, никакой сложности подъем не представляет. На вершине тура нет, мусора нет, стоит триангуляционный знак. Неплохо видны Южно-Чуйский и Северо-Чуйский хребты. Погода, к сожалению, снова портится, главный хребет в районе Софийского ледника затянут тучами, с запада заходит гроза. Вид на ЮЧХ будет лучше, если пройти еще на юг по гребню. Но погода, увы, не дает нам времени ни на то чтобы пройти дальше, ни на то, чтобы рассматривать Чуйские Белки с вершины. Надо спускаться. Всего подъем на вершину со стоянок у снежника потребовал 47 минут, спуск — 27 минут.

Вернувшись на площадки, начинаем спуск к ручью. Ниже участка мелкой осыпи в долине ручья есть выполаживание — при необходимости встать на ночь можно там, вода есть, уклон градусов 5 (высота 3030). Далее идет затяжной спуск вдоль ручья по травянисто-осыпным склонам. Идем плотной группой. Уклон до 30 градусов. После 30 минут спуска с седловины приходится делать привал (высота 2800). Наконец, ручей выходит из каньона (высота 2605). Влево уходит какая-то тропа, но судя по всему, она не спускается вниз, а довольно долго траверсирует склон. С тропы виден кош в долине Талтуры. Мы продолжаем спуск по травянисто-кустарниковому склону слева от ручья, обходя справа растущий в нижнем его течении островок леса. Начинается дождь. Спустившись, останавливаемся на ночь почти тут же, на площадке за деревьями над грунтовкой, идущей по правому берегу долины р. Талту. Высота 2200, время 16:58. Всего спуск от седловины перевала до р. Талту занял 85 минут чистого времени.

Выводы и рекомендации. Пройденный нами "стандартный"вариант перевала Теустан несколько проще и безопаснее "северного"варианта (через плато к северу от г. 3245 со спуском на запад вдоль ручья, впадающего в р. Талту почти напротив устья р. Мохрооюк — см., например, отчет А. Голобородько от 2008 г. [7]), хотя и выше него на 100-150 м. В "стандартном"варианте нет необходимости спускаться непосредственно по ручью, как в "северном". Определяющие участки — подъем по конной тропе в обход каньона р. Кызылкая с востока и спуск по каньону ручья на запад. Как сам перевал, так и г. Талдурапрекрасные обзорные точки. Если есть желание или необходимость, то вставать вблизи седловины следует либо на выполаживании в долине ручья с запада, либо в долине притока Кызылкаи с востока. Во втором случае место ровнее, в первом — вид лучше. В нормальную погоду с легкими рюкзаками акклиматизированной группой перевал ходится за день от долины до долины.

Рассвет 02.08.

Группа на пер. Теустан. Слева направо: Андрей, Руслан, Лена, Настя, Костя П., Костя К., Вова, Миша, Герман.

Седловина пер. Теустан (отмечена стрелкой). Вид с г. Чат на северо-запад.

Вид с г. Талдура на юго-запад.

Триангуляционный знак на г. Талдура.

Привал на спуске с пер. Теустан.

Правй борт долины р. Талту. Отмечен путь спуска с пер. Теустан. Вид из долины р. Мохрооюк.

Вид на долину р. Талту. Вид с нижней части спуска с пер. Теустан.

3.10 3 августа, р. Талту — р. Мохрооюк

+525 -85, 10 км, ЧХВ 2:50

Путь 03.08-04.08

Вчера был тяжелый день, а сегодня по плану почти полудневка, потому подъем поздний, в 07:00. В 09:15 выходим со стоянки над дорогой, идущей по правому берегу р. Талту. В принципе утром реку можно перебродить — тут она широко разливается — но смысла в этом нет, т.к. в 15 минутах выше по течению есть мост. Переходим по нему на левый берег и идем по тропе в сторону устья р. Мохрооюк. Подойдя к островку лиственничного леса, растущему вокруг устья, начинаем подъем. Сверху к островку примыкает крупная осыпь, подходим к ней вплотную. Тут очень много ягоды: жимолость, красная смородина (черного цвета) и даже крыжовник. От моста 45 минут ходу, высота 2175 м. Река Мохрооюк в нижнем течении образует абсолютно непроходимый каньон с водопадами. Поднимаемся по правому берегу, обходя каньон поверху. Есть намеки на тропу. Эти "намеки"не подходят к краю каньона ближе чем на несколько метров. Поднявшись в пологую часть долины, идем по террасе. С местами для стоянки тут проблематично — сначала не спустишься к воде, а потом осыпь слишком крупная, чтобы ставить на ней палатки. Удобная для перемещения терраса заканчивается, мы спускаемся к реке. На подходе к устью ручья Тураоюк попадаются снежные мосты весьма хлипкого вида. В 500 м выше его устья на нашем (правом) берегу находим большую ровную площадку из мелкой осыпи. От осыпи ниже каньона 110 минут ЧХВ, высота 2642 м. Время 14:16, встаем на полудневку. После вчерашнего всем идется довольно тяжело, до перевала Мохрооюк Южный далеко. В верховьях долины низкая облачность и дождь.

Выводы и рекомендации.

Основной вопрос с долиной р. Мохрооюк — выбор оптимального места брода. Ниже каньона течение очень сильное, через главное русло обычно перекинуты тонкие мокрые бревна, по которым решительно не хочется ходить с тяжелыми рюкзаками без перил, но и перила натягивать там особо не на чем. В среднем течении брод возможен вблизи устья р. Тураоюк (см., например, [7]), течение там слабее, основная проблема — рельеф дна, не позволяющий бродить "стенкой". На следующее утро мы будем бродить Мохрооюк напротив места нашей стоянки — чуть выше, чем группа из [7], примерно при том же уровне воды. В обоих случаях брод был тяжелее, чем наш брод р. Аккол. При чуть большем уровне воды пришлось бы применять страховку (по крайней мере для самых легких). Надо сказать, что подъем в долину по левому берегу несколько легче, чем по правому.

Обход приустьевого каньона р. Мохрооюк. Вид со спуска с пер. Теустан.

Приустьевой каньон р. Мохрооюк и горы на его правом берегу. Вид из долины р. Талдура, ниже впадения р. Джело.

р. Мохрооюк в среднем течении, рядом с местом стоянки и утреннего брода.

3.11 4 августа, брод р. Мохрооюк, радиально пер. Мохрооюк Ю. (1А с юга, 3290)

Радиальный выход: +650 -650, 13 км (6,5 км в зачет), ЧХВ 2:35

Дневной переход: +140 -0, 1,3 км, ЧХВ 0:25

Подъем в 06:30. Бродим р. Мохрооюк практически напротив стоянки. Оставляем рюкзаки.

Перевал Мохрооюк Южный (3200, 1Б, сн-ос-лд) находится в отроге, тянущемся между ЮЧХ и СЧХ, соединяет долины р. Мохрооюк и р. Йолдоайры, расположен между вершинами 3620.5 и 3640.6. Перевал имеет не менее четырех седловин, соединенных простым осыпным гребнем длиной около 1 км. В любом варианте прохождения определяющая сторона летом — северная. Нами был совершен соответствующий 1А к.с. радиальный выход на перевал с юга, со стороны лед. Мохрооюк.

Озерцо в верхней части долины р. Мохрооюк. Отмечен путь к пер. Мохрооюк Южный.

В 09:10 выходим вверх по по левому берегу реки. Через 15 минут подходим к прижиму, который обходим сверху, по осыпи. Дальше идем ближе к левому борту долины, оставляя реку справа по ходу. Попадаются впадины с остатками маленьких озер. Проходим мимо небольшого озерца с бирюзовой водой (60 минут от устья р. Тураоюк, высота 2916 м) и выходим к ручью, текущему с ледника Мохрооюк. Поднимаемся по его левому берегу к леднику. На морене у ледника находим стоянки 2008 года группы ГС МФТИ [7]. От озерца 20 минут ЧХВ, высота 3050 м. Слева от нас остается нунатак. Выходим на ледник, идем вдоль его левого края. Ледник пологий, почти полностью открытый (есть пара закрытых участков, но нам выходить на них нет надобности). Обходим несколько трещин (одна продольная) и выходим под седловину, через которую проходила перевал группа ГС МФТИ в 2008 году. Высота 3200 м, от стоянок 20 минут. В этом году прямо под седловиной на осыпи висят остатки снежного наддува. Мы поднимаемся по мелкой осыпи траверсом вправо, обходя этот снежник. На подъем уходит 15 минут. Выходим почти прямо к туру. Высота 3290 м.

Подъем на пер. Мохрооюк Южный из долины р. Мохрооюк. Пронумерованы седловины с перевальными турами. В туре 1 записки не было.

Вид на пер. Мохрооюк Ю. с пер. 60 лет ВЛКСМ. Фото из отчета группы А. Голобородько, 2008 г.

Вид на гребень пер. Мохрооюк Ю на запад. На дальнем плане – г. Талду Западная.

Вид на гребень пер. Мохрооюк Ю на восток. На дальнем плане – г. 3620

Группа на пер. Мохрооюк Ю. Вид на юг.

В туре — записка ГС МФТИ от 2008 года. В небе ни облачка, время 11:30. Решаем изучить другие седловины на предмет следов человека. Разведка, отправленная к туру на крайней восточной седловине, возвращается с пустыми руками. Идем по гребню на запад. В одном из понижений обнаруживаем слабое подобие тура, в нем — записка от августа 2002 года. Предыдущая записка в ней датирована 2000 годом. Категория перевала в ней — 2А. Действительно, вниз на север с этой седловины около пяти веревок льда. Идем дальше, находим еще один тур с запиской — на этот раз от мая 2010 г., ее авторы ни тура, ни записки не нашли (как и мы в 2008 году). На трех седловинах, откуда сняли записки, оставляем свои (подробную — на той, куда поднялись), пытаясь как-то разъяснить в них следующим группам ситуацию с обилием туров. Спуск на юг со всех седловин идет по осыпи, но местами между осыпью и ледником виднеется некое подобие рантклюфта, забитого снегом. Мы уходим вниз по пути подъема, и далее к устью р. Тураоюк по своим следам. Возвращение с перевала заняло 100 минут ЧХВ.

Высота 2642 м. Обедаем, затем выходим вверх по правому берегу р. Тураоюк. Выше ручей широко разливается — настолько, что уровень воды в нем падает до нуля. Идем по ручью до скального выхода левого берега ручья. За скальным выходом (практически на нем) есть удобные площадки, просшие мхом и как-то защищенные от ветра. Вверх по травянистому склону левого борта долины уходит пересохшее русло небольшого рчейка. В окрестностях много дикого лука. От устья р. Тураоюк до места стоянки 25 минут ходу. Дальше в долине р. Тураоюк, насколько видно, встать негде. Высота 2784 м, время 17:15.

Выводы и рекомендации.

Брод р. Мохрооюк. Брод неглубокий, но течение очень быстрое даже на разливах. Вода ледяная (это даже не +4, это ноль в чистом виде). В частности из-за этого девушки чувствовали себя не совсем уверенно. Замена их палок на более длинные сильно помогла. Но, пожалуй, стоило перестраховаться и организовать им страховку двумя веревками (перила вешать не на чем) — снаряжение позволяло, тренировки перед походом были.

Подъем с юга на перевал Мохрооюк Южный в нашем случае строго соответствовал 1А, причем нетяжелой. Если ледник Мохрооюк будет закрыт — он станет 1Б. Такое вполне может быть в начале лета. При этом следует иметь в виду, что у левого края ледника есть продольные трещины. Т.е. в общем случае подъем с юга 1А*. Как бы то ни было, при сквозном прохождении перевал — 1Б независимо от наличия снега. Северный склон (даже в осыпной части) существенно круче и длиннее южного. Вообще стоит отметить своеобразие долины р. Мохрооюк, в том числе ледника Мохрооюк — идеально ровного плато площадью 5 квадратных километров, на которое обрываются ледовые стены соседних вершин. Своеобразие, заметное даже на фоне остального Южно-Чуйского хребта.

3.12 5 августа, безымянный перевал (н/к, 3020) — р. Джело — р. Талтура

+220 -980, 19.5 км, ЧХВ 4:05

Путь 05.08

Безымянный перевал (3020, характер определяющих участков — осыпной) соединяет долины р. Аштусу на севере и р. Тураоюк — притока р. Мохрооюк на юге, расположен между г. Белтырду и г. 3170.6 "перевал Карагем". Есть сведения только об одном сквозном прохождении — группой ГС МФТИ в 2008 году [7]. Также данную седловину посещала группа Ильина (см. [1]) в составе траверса.

Подъем в 06:00. Ясно. В 07:45 выходим со стоянки над скалой левого берега р. Тураоюк. Высота 2794 м. По левому берегу доходим до спускающейся к реке осыпи. Обходим по средней осыпи выходы конгломерата у самой реки. Уклон до 30 градусов. Набор высоты по осыпи 60 метров. Выходим на пологий травянистый склон и поднимаемся по нему на седловину. Каски после выхода на траву не нужны до самой седловины. Высота 3020 м, от стоянки на р. Тураоюк 45 минут ходу. Седловина — огромная поляна, тура нет, записки нет. Складывать тур и писать записку не стали. Есть вода из снежника. (В 2008 году воды, насколько я помню, не было). Отлично видна восточная часть Северо-Чуйского хребта.

Начинаем спуск. Спускаемся на север по пологому травянистому склону, забирая на восток от линии падения воды. (Если спускаться прямо по линии падения воды, то этот пологий травянистый склон выведет к кулуару высотой 200 м, уклоном 30 градусов, забитому плитняком. Так шли первопроходцы, нам туда не надо.) Далее следует небольшой, метров 5, подъем, и мы продолжаем спуск по пологому склону на северо-восток. Через некоторое время пологий склон заканчивается — вниз уходят травянисто-осыпные склоны градусов в 20-25. Осыпь — средних размеров плитняк. Спускаемся траверсом влево плотной группой. Затем следует короткое выполаживание и еще один такой же спуск. Выходим к р. Аштусу. Всего по травянисто-осыпным склонам сбросили 200 м высоты, от седловины 40 минут ЧХВ.

Подъем от места стоянки по долине р. Тураоюк и далее на безымянный н/к перевал между г. 3170 и г. Белтырду.

Группа на перевале. Вид на север.

Спуск с перевала в долину р. Аштусу. Красным отмечен наш путь. Синим – путь спуска группы А. Голобородько по кулуару в 2008 г. В этом году снега в кулуаре значительно больше.

Некоторое время идем вдоль реки. Затем она уходит в каньон, мы переходим на левый берег и идем на северо-восток, к дороге, идущей с перевала Карагем. При этом поднимаемся над рекой метров на 40. От выхода к р. Аштусу до дороги 20 минут. Высота 2690. Идем вниз по дороге. Через некоторое время открывается вид на долину р. Джело у места впадения в нее р. Аштусу и р. Кызылоюк. Ниже впадения р. Кызылоюк виден мост, он в хорошем состоянии. По дороге встречаем троих человек из группы одесского Т/К "Романтик несущих заброску через пер. Карагем. Подойдя к р. Кызылоюк, решаем, несмотря на раннее время (11:30), остановиться на обед в лесочке у ручья — дальше на протяжении восьми километров не будет воды. Высота 2263 м, от места выхода на дорогу 40 минут.

Пока обедаем, к расположенному неподалеку кошу подъезжает "Нива". После обеда переходим р. Джело по мосту (въезд на мост для автомобилей разпушен), и идем по дороге параллельно реке. Дорога спускается до высоты 2240, затем река уходит в устьевой каньон с отвесными стенами, а дорога, набирая высоту, сначала поднимается до 2300 м, а затем резко спускается на 2100, выходя практически к р. Талдура. Это — т.н. перевал Яло. Идем по дороге вдоль реки. Навстречу проезжает несколько машин высокой проходимости, в попутном направлении — только сеновоз. На ночь останавливаемся напротив долины ручья Шалтра на ровной площадке ниже дороги, у одинокой сосны. Высота 2045 м, от устья р. Кызылоюк 100 минут ЧХВ. Место красивое, с дороги просматривается плохо. На правом берегу реки видны зимовье и покосы. Вода и стирка — в р. Талдура. Время 16:00.

Вечером приходили трое местных ребят с шестами. Возраст — от 10 до 15 лет. Поговорили. С их слов, летом они живут здесь с родителями, зимой — учатся в школе в Кош-Агаче, в Белтире после землетрясения школу восстанавливать не стали. Потом ребята пошли дальше искать брод через Талдуру, чем закончились их поиски — мы не знаем.

Выводы и рекомендации.

Пройденный безымянный перевал — простой и незанудный путь из долины р. Мохрооюк в долину р. Джело. Он абсолютно логичен в случае, если нужно попасть в верховья р. Джело — энергозатраты будут не больше, чем при спуске вдоль Мохрооюка и последующем подъеме вдоль Джело, а виды — лучше. В нашем случае выбор перевала был продиктован нежеланием ходить по своим следам и стремлением охватить район пошире. Для прохождения перевала требуется те же элементарная техника и личное снаряжение, что и для перевалов 1А. Однако длина определяющих участков мала по сравнению с типичными перевалами 1А.

В долине р. Джело и р. Талдура есть население и транспорт, однако надеяться на попутную машину для выброски большой группе не стоит.

Мост через р. Джело у впадения в нее р. Аштусу и р. Кызылоюк. Вид с дороги, ведущей на перевал Карагем. Чуть выше по течению видны развалины старого моста.

Вид вверх на долину р. Джело с дороги, обходящей устьевой каньон Джело.

Вид вниз на долину р. Талдура с обхода устьевого каньона Джело.

Одинокая сосна у места стоянки в долине р. Талдура.

3.13 6 августа, р. Талтура — пос. Бельтир, выброска

-100 +0, 15.5 км, ЧХВ 2:50

Путь 06.08

Подъем в 07:45, выход в 10:05. Идем по дороге вдоль реки, нигде далеко от нее не уходя. После впадения в Талдуру справа реки Имэле в прямой видимости появляется пос. Бельтир, а вместе с ним и мобильная связь. Ближе к дельте р. Кускуннур основная дорога уходит на правый берег через мост, мы — по ней. Промахнуться мимо практически нереально. В 13:30 мы стоим в Бельтире у моста через р. Чаган.

Связь есть. Уровень сигнала резко увеличивается, если выскочить на пригорок. Правда при этом усиливается шум ветра. Звоню Замчалову, дабы подтвердить, что мы вышли с маршрута и ждем в указанном месте. Оставив часть группы сторожить рюкзаки, идем в поселок. Выясняется, что магазин закрыт на обед до трех часов. Возвращаемся, пьем чай с остатками еды. К трем снова идем в магазин. Обнаруживаем, что магазин закрыт — продавщица на похоронах. Однако выясняется, что в поселке есть второй работающий магазин. Ассортимент там небогат. Есть крупы, консервы, привозные фрукты, печенье, мелкие хозтовары (вроде бритвенных станков). Свежего хлеба нет. Спиртное, конечно же, есть.

В поселке полностью разрушены все каменные и бетонные строения — вероятно, последствия землетрясения 2003 г. Деревянные более-менее целы. Жилые даже выглядят ровно. Местный алкоголик пытался выпросить денег на бутылку вина. Большая часть работающего населения поселка, очевидно, в это время года наверху.

Возвращаемся к мосту. Ветер усиливается. Уходим от моста за холмик у дороги по левому берегу р. Чаган. Это единственное место в радиусе 100 метров от моста, где ветер не сваливает поставленный вертикально рюкзак. Ставим стенку из рюкзаков, садимся за ней. Начинает заходить дождь. Ставим у стенки тент, заднюю сторону приваливаем камнями, переднюю — ставим на всех палках, сколько есть. Прошу водителя сообщить, когда он повернет на Бельтир, чтобы мы начинали собираться. Готовим ужин. Дождь стихает, становится холоднее. Перепаковываемся. Ветер тоже стихает. Горы по обе стороны Чуйской Степи выбелены снегом где-то с высоты 2700. В 20:45 звонок от водителя. Выходим к мосту. Час ожидания, и мы видим свет фар Газельки. Грузимся и едем. Ночевать рядом с поселком не хочется ни нам, ни водителю. Выезжаем на Чуйский тракт. Проехав Курай, останавливаемся на поляне у р. Чуя в районе 811 км тракта. Время — полночь. Высота 1470. Непривычно тепло, и нет ветра.

Выводы и рекомендации.

Поселок Бельтир — не самое приятное место, чтобы надолго там задерживаться. Не рекомендуем ходить по поселку в одиночку, а также останавливаться на ночь в непосредственной близости. От общения с местными алкоголиками лучше аккуратно и вежливо уходить.

Мост через р. Талдура выше впадения в нее р. Кускуннур.

Развалины школы в Бельтире.

Центральная часть пос. Бельтир. Вид на запад.

3.14 7 августа, выброска

Подъем в 5:25. В 6:00 выезжаем. Сегодня воскресенье. По словам водителя, между Семинским перевалом и Бийском во второй половине дня возможны большие пробки. Все заведения, где можно позавтракать, закрыты до 9 утра. Перекусываем в кафе на Семинском перевале. Звоню в ПСС, снимаю группу с учета. Едем дальше. На подъезде к Горно-Алтайску замедляемся — впереди неспешно движется колонна с надписью "Вперед в СССР!". Мы с водителем начинаем подозревать, что в стране сменилась власть, пока мы мотались по Алтаю. Около 13:00 въезжаем в Бийск. Обедаем в кафе "Паулинка". В 2008 году нас кормили там же. Мишу забарсываем на автовокзал — оттуда он поедет в Междуреченск проходящим автобусом из Белокурихи.

В 16:45 мы в Барнауле, на площади рядом с ж/д вокзалом и автовокзалом. Высота 160 м. Отсюда руководитель едет в Красноярск, а другие участники — поездом: двое до Екатеринбурга, остальные до Москвы. Билетов до Новосибирска на ближайший автобус нет: воскресенье. Приходится задержаться на час. В Новосибе без проблем покупаю билет на ближайший поезд до Красноярска. Московская часть группы возвращается на Физтех утром 10 августа и героически сдает общественное снаряжение впятером.

Выводы и рекомендации

Выброска по Чуйскому тракту — дело долгое (11 часов езды от Бельтира до Барнаула) и недешевое (1400 р в одну сторону). Но эта дорога стоит того, чтобы ее увидеть. Поскольку часть пути неизбежно проспишь, то она стоит и второго раза.

4 Заключение, выводы, приложения 4.1 Подготовка группы

Стоит отметить хорошую физическую подготовку участников перед походом. Мелкие проблемы со здоровьем, как-то: травмы ладоней на биваке, травмированные еще до похода колени и натертая спина(!) беспокоили группу гораздо больше, чем усталость.

Однако к середине похода стало ясно, что участники недостаточно взаимодействовали между собой до похода. Это промах со стороны руководителя. Также стоит отметить недостаточное внимание некоторых участников к весовой культуре.

В походе участники овладели техникой передвижения по осыпям всевозможных размеров и познакомились с бродами горных рек. А вот полноценных снежников нам не встретилось.

После похода руководитель окончательно утратил веру в то, что можно обучить новичков обустройству бивака где-нибудь в Средней полосе. Одно дело — ставить палатку в тихом подмосковном лесу, а совсем другое — в горной долине, когда ветер в одну ноздрю задувает, а в другую — выдувает. Однако все участники быстро освоились как с этой, так и с другими особенностями быта.

4.2 Выводы по маршруту

Основные недостатки пройденного маршрута:

- не было снега под ногами

- много хождения по грунтовым дорогам (около 50 км из 138, причем из них 25 км — на выходе)

Все это ожидалось еще при планировании похода, и не явилось неожиданностью.

Однако маршрут позволил

- Посетить разнообразные ландшафты — от полупустыни до ледников, причем не только посмотреть, но и потрогать руками и ногами. Разве что тайги не было.

- Провести мягкую акклиматизацию. В результате участники почти не познакомились с симптомами горной болезни. На 4 день похода перевал 3400 был пройден совершенно спокойно. Несмотря на нулевой высотный опыт большей части группы до похода.

- Избежать отсидок в непогоду. Судя по информации, полученной после похода от водителя и других людей, поход пришелся на прохождение циклона. Однако погода мало повлияла на наш график движения.

- Побывать в относительно малопосещаемых туристами, и потому незатоптанных, местах. Малая посещаемость вызвана, по всей видимости, недостатком информации по району. Есть признаки быстрого роста посещаемости в последние годы.

Самым красивым местом, по единодушному мнению всех участников и руководителя, были окрестности Софийского озера.

4.3 Выводы по району (северо-восточные отроги ЮЧХ)

Район, с одной стороны, отличается обилием грунтовых дорог (тянущихся от Бельтира вверх по долинам на 15-30 км). С другой стороны, в районе довольно мало троп. Внятную тропу мы видели только на левом берегу р. Аккол, при подъеме на пер. Теустан и на левом берегу р. Талту ниже моста.

Район сухой. Судя по всему, одна из самых сухих частей Алтая. Поэтому — почти нет леса и мало снега, льда больше. Однако в лесных островках — весьма своеобразная растительность. Одна только красная смородина черного цвета чего стоит!

Если сравнивать с Кавказом — очень широкие долины. Укрыться от ветра на дне долины может быть сложнее, чем вверху. Самый сильный ветер нас застал на высоте 1950 м, у пос. Бельтир, в месте слияния двух широких долин (Чагана и Талдуры) и выхода их в Чуйскую степь. Редкие капли дождя очень больно ударяли по лицу.

Возможный перевал к северу от г. 3170

В районе мало пройденных перевалов н/к — 1А. Из-за этого способов спланировать поход 1 к.с. не так много. Надеюсь, что со временем пройденных несложных перевалов здесь станет больше. К примеру, если смотреть наши фотографии, напрашивается прохождение седловины из долины р. Мохрооюк с р. Тураоюк в долину р. Йолдоайры, непосредственно к югу от г. 3171 "перевал Карагем". При возникновении непредвиденных сложностей это место обходится через г. 3171 траверсом плоского гребня до пер. Карагем, либо через безымянный перевал на р. Аштусу.

4.4 Раскладка, газ

Была использована довольно стандартная продуктовая раскладка весом 580 г на человека в день в начале и 625 г — начиная с четвертого завтрака.

Разное:

152 г/162 г

Завтрак:

Каша:

геркулес/хлопья быстрого приготовления/пшено/рис/вермишель "паутинка"

50 г / 60 г

шоколадный батончик

50 г / 60 г

Итого обед: 110 г

Вся еда готовилась на газу. Дров в районе очень мало, а кизяки слишком непредсказуемы. Средний расход газа составил 64 г на человека в день. Это при том, что утренняя каша обычно была похожа на суп, а чай мы пили вволю.

4.5 Общественное снаряжение

8 карабинов, 6 прусиков, восьмерка

Итого

41.7

Специальное снаряжение было взято на случай появления форсмажорных обстоятельств и, за исключением ледорубов, не использовалось. Некоторые участники ходили с ледорубом вместо палок там, где им это было удобнее.

Палатка "Ладога-4"реально пятиместная. Основные ее достоинства — малый среди данной ценовой категории вес на 1 человека и простота конструкции. Главная проблема — недостаточная для горных походов ветроустойчивость, обусловленная слишком большой высотой палатки и малым числом мест крепления оттяжек.

4.7 Полезные адреса и телефоны

Транспорт по району:

Фирма "АлтайТранспорт": altaitransport@mail.ru

Фирма "БиАлТур": Иван Замчалов, ivan@mail.biysk.ru

Алтайский поисково-спасательный отряд:

Тел.: 8 (388-22) 2-29-14

Адрес: Горно-Алтайск, пер. Спортивный, 12.

Список литературы

[1] Ильин И.В., 2005 г., июнь, 5 к.с. http://www.mountain.ru/mkk/biblio/altay/ilyin_iun/

[2] Ильин И.В., 2005 г., май, 5 к.с. http://www.mountain.ru/mkk/biblio/altay/ilyin_may/index.shtml

[3] Ильин И.В., 2005 г., февраль, 4 к.с. http://www.mountain.ru/mkk/biblio/altay/illyin_feb/index.shtml

[4] Советов А.В., 2005 г., май, 4 к.с. http://www.skitalets.ru/mountain/2007/altay_sovetov/index.htm

[5] Лочехин А.В., отчет о горном походе III к.с. по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет), совершенном с 5 по 19 июля 2009 года, маршрутная книжка № 22-09

[6] Воронцов А.В., 2006 г., июль http://bicmountain.narod.ru/pastmountain/Yuzhno-Chuiskij2006/Yuzhno-Chuiskij2006.htm

[7] Голобородько А.В., 2008, июль, 2 к.с. http://takeoff.mipt.ru/wiki/index.php/%D0%90%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B9._2_%D0%BA/%D1%81_%D0%A0%D1%83%D0%BA._%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8C%D0%BA%D0%BE_%D0%90._%D0%98%D1%8E%D0%BD%D1%8C-%D0%B8%D1%8E%D0%BB%D1%8C_2008_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0.