Руководитель: Ю.Новикова, Москва

Отчет о горном походе 2 с эл. 3 к.с. по З.Кавказу летом 2008. Часть 2

Продолжение. Начало здесь

Восхождение на в. Кирпич (1Б, 3800, сн-лед-ск)

Категория

3800 м

снежно-ледово-скальный

Маршрут

по восточному гребню с перевала Далар

Поскольку нам не нужно идти сейчас прямо в лагерь, а планируется еще восхождение на в. Кирпич, то, пройдя по тропе до снежного кулуара, мы уходим с тропы и спускаемся по нему вниз на скальную полку. Проходим по ней немного влево по ходу, далее спускаемся вниз еще по одному снежному кулуару на следующую полку, а затем снова влево, в обход каменных лбов, выходим к ручьям, текущим из-под языка ледника и в дальнейшем сливающихся в р. Мырды. Последовательно их переходим. Через первый и второй наводим перила (натягиваем веревку на руках чтобы придерживаться при переправе), т.к. воды достаточно много и сильное течение. Остальные переходим вброд.

фото 34. Тропа по гребню моренного вала ледника Далар от долины р. Мырды в направлении Даларских ночевок.

Фото 35. Вид на путь подъема на Даларские ночевки с перевала Ак-Тюбе

Затем выходим на гребень древнего правобережного моренного вала ледника Далар. Сам ледник давно уже отступил далеко вверх и отсюда даже и не виден. По гребню вверх идёт тропа протяженностью около 1 км, которая заканчивается на снежнике около выходов скал, преграждающих дальнейший путь. В начале и конце тропа крутизной 20 гр., в середине ~ 5-10 гр. Подойдя к скалам, пытаемся найти логичный и безопасный путь подъема без веревки, но увы, не находим (возможно раньше снежник заходил выше на скалы и поэтому путь был проще). Поэтому надеваем системы, каски, и провешиваем около 15 метров перил на подъём в лоб по лбам.

Перила выводят нас на относительно широкую полку. С этой полки продолжаем движение вправо-вверх по пологим простым скалам и через 70-100 м снова попадаем на тропу, идущую вверх по склону. Тропу так же обозначают туры. Идем по тропе и выходим на подготовленные площадки под палатки на краю ледника: 3-4 места с хорошими каменными стенками - т.н. "Даларские" ночевки. Вода есть в ручьях под камнями на снежниках, мы нашли один в 30 метрах ниже и правее, если смотреть на в. Далар.

Фото 36. Ночевки под в. Кирпич и Далар.

“Чистое” ходовое время от развилки до Даларских ночёвок 3 ч.

20 июля.

Выход в 7:00. Еще в лагере надеваем системы, каски, кошки и связываемся. От ночёвок в обход центральной морены идем на перевал Далар по центральной части ледника. Ледник закрытый, трещин мало, хорошо просматриваются, забиты снегом. На перевальном взлёте есть пара больших трещин, которые хорошо видны и легко обходятся (нижняя - по мосту) слева по ходу движения. Выходим на седловину пер. Далар. Седловина снежная, широкая.

Фото 37. Движение по снежному гребню от пер. Далар.

С седловины начинаем подниматься вверх вправо по ходу движения по восточному гребню. Гребень снежный широкий, крутые участки (30 гр.) сменяются выполаживаниями. Поднимаемся до 1-го скального выхода. Скалы проходятся простым лазаньем в связках с одновременной страховкой. В одном месте требуется попеременная страховка при подъеме по 5ти метровому камину.(крутизна 30-40 гр.) Далее снова идет участок пологого снежного гребня (практически плато на плече вершины), приводящий ко вторым скалам.

Здесь уходим чуть влево п.х.д., приспускаемся со скального гребня метров на 5-7 по полкам в расщелину и обходим этот участок скального гребня по полкам и снежникам снизу. Идем с одновременной страховкой через выступы и метров через 50-70 выходим к ключевому участку маршрута - ледово-фирновой "воронке" на резком повороте гребня. Здесь восточный гребень вершины Кирпич после окончания скал резко заворачивает к югу и узким фирново-ледовым "ножом" (в некоторых местах на север есть небольшие карнизики) по большой дуге влево-вверх (крутизна 30-35 гр.) ведет к началу широкого предвершинного взлета. В обе сторону склоны гребня довольно круты (30° минимум, местами до 40-45°). Идем по южному склону в нескольких метрах ниже гребня, т.к. могут быть карнизы. Затем выходим на предвершинный взлет (крутизна 30 гр.) и по нему тропим примерно 150 м вверх по глубоком снегу и, наконец, доходим до места, где кончается снег и начинается крупная осыпь с выходами разрушенных скал. Здесь развязываемся, оставляем веревки и кошки и за 5 минут доходим по снегу до вершины.

Фото 38. Путь прохождения гребня на предвершинном взлете в. Кирпич.

Время восхождения от ночёвок до вершины 3 ч 30 минут.

Спуск осуществляем по пути подъема. Время спуска до ночёвок 2 ч.

Спуск в а/л “Узункол”

Спуск от ночёвок до р. Мырды проходит по пути подъема. От ночёвок спускаемся по тропе к бараньим лбам, дальше вешаем веревку на спуск, и попадаем на тропу, по тропе идём вниз, в широкую и ровную долину р. Мырды.

“Чистое” ходовое время спуска до реки 1 ч 45 минут.

Затем переправляемся вброд на левый берег р. Мырды, так как основная тропа идёт там. Очевидного места для брода нет, поэтому идем к первому приглянувшемуся месту на широком разливе в ровной части долины. На переправе натягиваем перила (закрепленные "на руках"), поскольку уже вечер ясного дня и в реке много воды и сильное течение.

На левом (ор.) берегу проходит тропа, ведущая в а/л "Узункол". Река сильно разлилась, воды очень много, поэтому тропа в лагерь местами затоплена и приходится идти по воде либо по склону ущелья. Пробираясь через многочисленные речные протоки, разливы, заболоченные и затопленные места выходим к водопаду, напротив которого кош на правом (ор.) берегу реки. Перед кошем есть два моста, но река сильно разлилась, и они окружены водой (то есть все дно долины в этом месте - да и выше тоже :( - это практически один широкий разлив реки). Поэтому вброд по колено в воде пересекаем долину и по мостам через глубокие русла реки переправляемся к кошу. От коша тропа идет правым берегом. Отходим недалеко от коша и встаём на ночёвку. Воду берём из реки, хотя она здесь и весьма мутная.

“Чистое” ходовое время 1ч 30 минут.

21 июля.

От ночной стоянки тропа сначала идёт правым берегом, ниже опять переходит на левый по хорошему мосту у нижнего коша. Здесь начинается лесовозная дорога, которая ведет через погранзаставу у слияния рек Мырды и Кичкинекол прямо к альплагерю "Узункол".

“Чистое” ходовое время 35 минут.

Суммарное “чистое” ходовое время спуска от Даларских ночевок 3 ч 50 минут.

Перевал Доломиты Южные (1А, 3350, сн-ос)

3350 м

снежно-осыпной

северо-запад - юго-восток

Расположен: в северном отроге ГКХ, между вершинами Доломиты и 40 лет Татарии. Соединяет верховья рек Кичкинекол и Чунгур-Джар.

Сняли с перевала записку группы туристов из г. Харькова (р-тель Проценко В.В.) от 23.07.08

Описание даётся от а/л «Узункол» до спуска в долину р. Чунгур-Джар

Необходимое снаряжение: ледорубы, каски, кошки желательны для все участников

22 июля.

Подъем был в 6-30, выход в 9-05. Выходим из альплагеря Узункол и движемся вдоль реки по орографически левому берегу до погранзаставы (20 мин). Небольшая облачность. У погранзаставы находится хороший мост по которому и переходим реку. Далее продолжаем движение в течение 30 мин по широкой дороге по ор. правом берегу реки. Двигаясь по дороге, выходим из зоны леса на луга. Не доходя коша, начинаем подъем вверх по травянистому склону (25 -30 гр.) вдоль ручья и выходим на тропу, идущую вверх серпантином по орографически правому берегу ручья.

Через 3 ходки (60 мин) оказываемся наверху 1-ой террасы. Еще 1,5 ходки (~30 мин) идем по той же тропе, по орографически правому берегу ручья, выходим на верх второй террасы и встаем на обед. После обеда (в 16.55) продолжаем движение вверх по тропе. Она достаточно натоптана, по дороге встречается много альпинистов. Склон каменно-травянистый. Через 40 мин поднимаемся на верх третьей террасы и выходим в первому озеру.

Фото 39. Места стоянок на озере.

По берегам озера много хороших оборудованных стоянок, но они все были заняты. Поэтому за 10 мин обходим озеро с правой (по ходу) стороны и поднимаемся на мореный вал. С него видны еще два озера. Стоянки есть по дороге в верхнему озеру (воду тогда можно брать из ручья) либо на берегу третьего верхнего озера. Встаем на стоянку на моренном валу над первым озером, за водой ходим достаточно далеко вниз к ручью.

23 июля.

Встаем в 5 утра. Ясно. Начинаем движение в 7-25. Идем по морене, обходя верхнее озеро слева по ходу движения. В озере стоит набрать с собой воды, т.к. далее до спуска с перевала ручьев не встречается. Через 20 минут подходим к началу снежника и надеваем кошки.

Фото 40. Подъем на пер. Юж. Доломиты от озера в цирке.

Фото 41. Вид с подъема на пер. Юж. Доломиты в долину р. Кичкинекол.

Далее за 35 минут доходим по снежнику (крутизна 25-30 гр, снег плотный, с утра смерзшийся) до седловины перевала. Седловина перевала широкая, каменистая либо снежная в зависимости от сезона. Сняли записку группы туристов из г. Харькова (р-тель Проценко В.В.) от 23.07.08. Там оставляем рюкзаки и совершаем восхождение на вершину 40 лет Татарии (1Б).

Фото 42. Седловина пер. Юж. Доломиты.

При спуске с перевала в долину реки Чунгур-Джар сначала выходим на снежный склон крутизной 15-20 гр. и начинаем спускаться по нему глиссированием. Метров через 150-200 снежный склон уходит в скальное сужение, крутизна в этом месте увеличивается до 30 гр. - здесь осторожно спускаемся на 3 такта. Затем после расширения склон несколько выполаживается - до 25 гр. и снова можно аккуратно глиссировать. Затем еще метров через 300 снежный склон заканчивается и начинается осыпь. Вода (ручей) появилась после первой ходки (40 мин). Но мест для стоянок нет.

Фото 43. Спуск с седловины пер. Юж. Доломиты в долину р. Чунгур-Джар

Фото 44. Общий вид спуска с пер. Юж. Доломиты в долину р. Чунгур-Джар.

Дальше спускаемся по осыпи вниз, обходя выходы скал. На спуск с перевала до долины потратили 60 мин. На выходе в широкую долину р. Чунгур-Джар, начинаем забирать вправо по склону, чтобы выйти в верховья реки и пройдя 22 мин выходим к разливам р. и Чунгур-Джар. Переходим через кучу мелких рукавов по камням.

Расчёт ходового времени:

Подъем от а/л Узункол до седловины перевала

От а/л Узункол до поворота тропы вверх

50 мин

От начала подъема до первой террасы

От 1 ой до 2ой террасы

От 2 ой до озера

40 мин

От озера подход под перевальный взлет

Подъем на перевальный взлёт

Итого на подъем

4 часа 05 мин

Спуск до окончания снежника

40 мин

Спуск до начала расширения долины

20 мин

Итого на спуск

5 часов 05 мин

Вершина 40 лет Татарии (скальный, 3480, 1Б)

Категория

3480 м

скальный

Маршрут

по южному гребню с перевала Южные Доломиты

Расположена в северном отроге ГКХ, между перевалами Малый Кичкинекол и Южные Доломиты.

Необходимое снаряжение: каски, системы, основная веревка

Подробное и понятное описание маршрута восхождения дано в отчете А. Зотова (2000г). При прохождении маршрута мы использовали именно его.

С седловины перевала Южные Доломиты поднимаемся по широкому снежному склону крутизной 25-30°,преходящему в осыпной гребень. Затем гребень сужается, и первый жандарм проходим слева. После жандарма гребень выполаживается. Движение осуществляем слева (по ходу) от гребня по простым скалам и скально-осыпным полкам, местами прямо по гребню. Левый склон хребта - скально-осыпной, переменной крутизны, правый – круто обрывается к 30° снежному склону.

Вскоре в районе локального поворота гребня вправо забираемся на вершину, слегка возвышающуюся над гребнем. Дальше продолжаем движение по скальным полкам, местами организуя гимнастическую страховку.

Ключ маршрута - провал перед основным массивом с главной вершиной. Мы спустились в провал по скальным полкам чуть левее (по ходу движения). Подъем на вершину с перемычки осуществляется по наклонным плитам (крутизной 50° и высотой 20 м) свободным лазаньем. При спуске с вершины повесили веревку дюльфера по плитам. И далее повесили веревку с нижней страховкой для подъема из провала по линии классического маршрута. Далее возвращались по пути подъема. Восхождение на вершину длилось 4,5 часа.

Перевал ТБ (Техника Безопасности) (1Б, 3300, сн-ос)

3300 м

снежно-осыпной

запад-восток

Расположен в северном отроге ГКХ, между вершинами Кайны-Кая и вершиной 3547. Соединяет верховья рек Чунгур-Джар и Талычхан.

Прохождение: 24 июля 2008 года со стороны реки Чунгур-Джар группой в составе 10 человек под руководством Новиковой Ю. Описание даётся от реки Чунгур-Джар до реки Талычхан.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы и/или трекинговые палки, кошки.

23 июля.

Спускаемся с перевала Доломиты Ю. (1А) в долину реки Чунгур-Джар, переходим ее примерно в 18.00, ближе к леднику, перепрыгивая поток по камням. Подъём на моренный вал - вдоль ручья, правого (орографически) притока реки Чунгур-Джар, где даже есть что-то вроде тропы. Держась левого берега ручья, поднимаемся по морене. Немного не доходя до снежника, слева по ходу движения есть места для палаток. Встаем здесь на ночь. Подъём сюда от дна долины занял у нас 50 минут.

24 июля.

Погода хорошая, ясно. Выходим в 7.10 , в 7.15 подходим к снежнику, надеваем кошки. Снег не сильно зафирнованый, рыхлый, можно продолжать движение и без кошек. Выдвигаемся вверх по снежнику (крутизна 15 гр.) в направлении левого верхнего по ходу движения углу снежника, аккуратно проходим между камнями, в некоторых местах, близко к камням в проталинах видна вода. Через 30 мин доходим до большого камня в на самой границе снега и морены, снимаем кошки и выходим на морену.

Фото 45. Скальные выходы между двумя ступенями ледника.

Фото 46. Подходы по леднику к пер. ТБ.

По морене за 20 мин. доходим до выхода на закрытый снегом ледник. Снег здесь чуть более плотный, и уже требуются кошки. Поднимаемся по снегу в сторону перевальной седловины, каждый в своем темпе. Поднялись на перевал к 9.20.

Перевальная седловина широкая, скальная. С перевала сняли записку группы туристов ТК МГУ г. Москвы, руководитель Укладова А, от 23.07.08.

Фото 47. Перевальная седловина пер. ТБ.

Фото 48. Перевальный взлет пер. ТБ со стороны р. Талычхан

В 9.55 начинаем спуск по некрутому снежнику, потом - по осыпям, держась левого по ходу склона ущелья. Вскоре снег кончается и начинается травянистый склон с небольшими каменными выступами. Выбираем наиболее удобную траекторию для спуска (местами серпантином), обходя небольшие «бараньи лбы» и крутые участки, забирая влево по ходу, периодически делаем привалы. Стараемся выйти не напротив перевала Ачаучат (АКТ, 2А), а чуть правее, чтобы переходить речку не вброд, а по «снежному мостику», который виднеется внизу, конечно, если снег окажется достаточно плотным и будет способен выдержать человека с рюкзаком.

Фото 49. Путь обхода бараньих лбов при спуске с пер. ТБ.

Ниже стараемся не лезть в заросли рододендрона, можжевельника и высокую траву. Выходим на снежный «мостик» через реку Талычхан, аккуратно переходим по нему на правый берег. Те, кто идут первыми, телескопическими палками тщательно «прощупывают» снег перед собой, чтобы не провалиться. Как можно дальше обходим несколько виднеющихся прогалин и не подходим близко к краю снежника. Вся группа преодолела снежник к 12.20.

От реки Чунгур-Джар до стоянки

50 мин

От стоянки до перевальной седловины

2 ч. 10 мин

От седловины до снежного мостика через Талычхан

3 часа

6 часов

Перевал ТБ вполне соответствует категории 1Б. Подъём на него технически интересен, спуск же - несложен, но очень неприятен и трудоёмок.

Перевал АКТ (Ачаучат) (2A, 3350, сн-лед)

3350 м

снежно-ледовый

запад-восток

Расположен: в северном отроге ГКХ, к северу от вершины Талычханбаши. Соединяет ледники В.Талычхан (река Талычхан) и В.Кичкинекол (река Кичкинекол).

Прохождение: 25.07.2008 года со стороны реки Талычхан группой в составе 10 человек под руководством Новиковой Ю. С перевала снята записка группы СТК "СПЛАВ" г.Ульяновска (рук-ль Анучин) от 22.08.07.

Описание дается: от р.Талычхан до Ворошиловских кошей

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, системы, основные веревки.

24 июля.

От р.Талычхан начинаем подъем по правому (орогр.) берегу ручья по травянисто-осыпному склону (крутизна - 30°), много рододендронов и камней в траве. Отдыхаем на середине склона, найдя место поровнее. Затем подходим под скалы и начинаем подниматься по осыпному кулуару (крутизна 30-35°) влево по ходу, отходя в сторону от ручья. Постепенно осыпной склон переходит в травянистую полку, по которой наискосок вправо-вверх выходим обратно к ручью. Там есть хорошие площадки под палатки, где и встаем на ночь.

Фото 50. Путь подъема на пер.АКТ.

25 июля.

Продолжаем подъем на перевал. Выходим в 7.25. На ночевках сразу надеваем обвязки и начинаем движение вдоль ручья, под язык ледника (виден верхний край на фотографии ...). На краю ледника надеваем кошки и начинаем подъем прямо вверх по снежному склону (крутизна 20°) (чтобы не лезть по крутой осыпи и скалам рядом). Солнце еще не вышло, снег смерзшийся и хорошо держит. Через 20 мин выходим на ровную морену со снегом, преодолеваем её без кошек (траверсом на левый по ходу край) и подходим под снежник крутизной в начале 20-30°, а наверху 35-40°. Останавливаемся, чтобы просмотреть путь и надеть кошки снова.

Наш перевал находится в понижении скального гребня над серединой правой (орографически) части ледника, поэтому снизу ледника его не видно. Отсюда есть несколько вариантов подъема на перевал. Обычно люди начинают подниматься в левой части склона, подходят под скалы, а затем резко поворачивают вправо и выходят на центр склона (так делают, чтобы обойти ледовые сбросы, которыми заканчивается язык ледника по центру). Либо идут вправо по ходу - через скальный гребень, правее которого снова снежно-ледовый склон. Точнее говоря, это все один очень широкий склон, разделенный на две части идущим сверху вниз гребнем. По левой (ор.) части склона (т.е. правее гребня) и лежит иной путь подъема. Потом (вверху) надо уходить траверсом влево, чтобы выйти на перевал.

Мы выбираем первый (классический! :) путь и начинаем подниматься по фирновому склону влево-вверх по большой дуге, обходя крутой язык ледника с разломами. Кошки держат хорошо. По снежнику подходим под скалы (характерный скальный островок под основным скальным массивом) на уровне перегиба ледника (фото ...). Затем по ледово-фирновому склону (20 метров, 30-35°) на передних зубьях поднимаемся под скалы (вид сверху фотография ...). Дальнейший путь - вдоль скал правого (орографически) борта ледника. Здесь - не очень широкий, но весьма глубокий рантклюфт, подходить к краю которого опасно - нависают снежные карнизы. Так что идём по фирну в 2-3 метрах от скал довольно крутой (30°, местами короткие, по 2-3 метра участки до 40°) и протяженный (около 150 м) участок. В менее подготовленной группе или при большем кол-ве льда здесь необходимо было бы вешать перила. Поскольку индивидуальная техника позволяет, проходим с самостраховкой ледорубом. В конце подъема, уже на выполаживании за перегибом, сворачиваем направо по ходу от скал и выходим в верхний цирк ледника, где на ровном месте отдыхаем. Время затраченное на подъем от начала снежника 1 час 15 минут.

Фото 51. Путь подъема в верхний цирк пер. АКТ.

Далее продолжаем движение вверх по пологой (10-15°) средней части ледника. Трещин мало и они все забиты снегом. Перевальный взлет подрезан нешироким, но длинным бергшрундом. Обходим его кто справа, кто слева по ходу по нормальным мостам. Перевальный взлёт представляет собой довольно узкий и крутой (до 35°) наклонный фирновый кулуар, зажатый с двух сторон скальными контрфорсами, протяженностью 70-80 метров. В верхней его части расположен неширокий (10-15 метров) пояс разрушенных скал, который надо преодолеть чтобы выйти на седловину. Поднимаемся в кулуаре по снегу на 3 такта, выбивая ступени, и выходим на разрушенные скалы в верхней части справа по ходу. На подъем мы потратили 45 мин чхв. Здесь снимаем кошки (делать это очень неудобно - камни сыпятся при любом движении) и по осыпи и разрушенным скалам траверсом выходим к седловине к 9-55. Седловина неширокая, скально-осыпная, мест для палаток нет. Это видно на фотографии 52 и вид с перевала фотография 53.

Фото 52. Седловина пер. АКТ.

Фото 53. Вид с седловины пер. АКТ в долину р. Восточный Кичкинекол

В 10-30 начинаем спуск с перевала по средней осыпи, переходящей в несложные разрушенные скалы (гимнастическая страховка). Протяженность осыпи - около 100 метров, затем выходим на снег крутизной около 20°. Трещин нет. Мы довольно быстро спускаемся глиссером до первой левобережной морены, которая переходит в "бараньи лбы", и спускаемся по ним. Затем подходим ко второй морене на перегибе ледника. Впрочем, то, на чём мы очутились, мореной назвать трудно - скопление огромных (по 2 - 3 метра в диаметре) камней, переходящее в круто падающие "бараньи лбы" с "живой" осыпью. Но именно это - наиболее простой путь с перевала, т. к. дальнейший путь по леднику выведет прямо на область разломов, больших разнообразных трещин, да и просто крутого льда (ледопад протяженностью около 250-300 м).

Фото 54. Путь спуска с пер. АКТ. Обход сбросов

Мы же обходим крутой сброс "лбов" траверсом по полкам налево вниз, держа направление на край скал на левом борту долины и избегая спуска по многочисленным кулуарам, выводящим на ледник (точнее падающих в глубокий грязный рантклюфт). "Лбы" заглаженные, в одном - двух местах требуется гимнастическая страховка. Затем переходим небольшой ручеек, текущий с левого склона, и по средней осыпи спускаемся на левобережную морену ниже ледопада (есть вода и хорошие площадки для ночевки). Мы спускаемся с нее направо на ледник и идём вниз по нему без кошек, так как ледник покрыт сплошным моренным чехлом. Конечная морена после этого спуска покажется весьма удобной для ходьбы :).

После спуска на неё держим основное направление на большой камень по центру долины. Останавливаемся на перекус возле ручья у большого камня. Можно ночевать и здесь, но лучше спуститься ниже, подальше отойдя от простого перевала Чипер-Карачай, ведущего в Грузию.

Затем идём вниз по тропе по левому берегу реки Восточный Кичкинекол. Тропа часто теряется то в осыпях, то в траве, хотя местами встречаются хорошо натоптанные участки. Можно было бы встать и в лесу, но мы пошли дальше потому что хотелось купить поесть у местных, и поэтому идём до Ворошиловских кошей. По тропе, местами неявной, выходим на вырубку, на другом берегу видим заставу, коши, ребят, но как к ним попасть? Проверяем по очереди все дороги - они ведут на машинные броды, но если от основного машинного брода вернуться назад метров на 100 и взять не в право (к броду), а влево (вниз по реке), то там находится хороший мост, по которому можно переправится прямо к заставе. Пограничники проверяют пропуска, паспорта, и отпускают нас с Богом, мы же затем поднимаемся по дороге чуть выше по течению и встаём на поляне на правом берегу реки Кичкинекол в 5 минутах ходьбы от заставы.

Расчет ходового времени

подход от ночевок по террасе к снежному взлёту на каменистую гряду

20 мин.

подъем на каменистую террасе и подход под следующий взлёт

1 час 25 мин

подъем на перевал

55 мин

Всего на подъем

2 часа 40 мин.

спуск до второй снежной террасы

35 мин

спускаемся по осыпи, скалам орографически слева от ледопада

45 мин

спускаемся с осыпи на снег

спуск до реки В.Кичкинекол

30 мин.

Спуск до Ворошиловских кошей

2 часа 5 мин

Всего на спуск

4 часа 30 мин

Перевал АКТ является очень популярным в данном районе, его регулярно ходят, и по нему имеется много материалов (описаний и фотографий). Возможны разные пути прохождения перевала и разные способы. Достаточно хорошо подготовленная группа (необходимо, чтобы все уверенно держались на кошках и скалах) может пройти его без верёвок, однако, обвязки надо обязательно надеть заранее, т. к. в разных снежно-ледовых условиях сложность его будет изменяться. Очень внимательными и осторожными надо быть на подходах к перевалу из долины Талычхана (на траве и камнях), т. к. при срыве есть куда падать.

Перевал Хотютау (1Б, 3546, ос-лед)

3546 м

осыпно-ледовый

запад – восток

Расположен в перемычке Хотютау. Соединяет верховья реки Уллукам и плато Хотютау.

Прохождение: 26 июля 2008 года со стороны реки Уллукам группой в составе 10 человек.

Описание даётся от Ворошиловских кошей до "Старого Кругозора".

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки.

26 июля.

От Ворошиловских кошей выходим по дороге, переходим мост через реку Уллукам и по его правому берегу идём вверх по течению. Долина реки плоская, идёт практически без набора высоты. Через 45-50 минут от первого моста - второй мост через реку Уллукам. Мы его не заметили, и прошли дальше по дороге. Дорога постепенно перешла в хорошо набитую тропу и вышла к броду около места, где река выходит из каньона. Переходим вброд (делаем перила) на её левый берег, и там почти сразу начинается подъём по тропе.

Троп несколько: одна уходит в каньон вдоль реки понизу, другая - крутым серпантином поднимается на левый борт ущелья. Идем по верхнему пути. Здесь троп несколько, все хорошо натоптаны, можно идти по любой. Мы довольно быстро набираем высоту по травяному склону. Через 20 минут крутой набор высоты заканчивается, начинается хорошая тропа, траверсирующая левый борт ущелья. Проходим еще 20 мин и останавливаемся в тени большого камня на перекус и отдых. После отдыха продолжаем движение по тропе. Через 20 мин проходим мимо нижних ночевок (наиболее хорошие и ровные места прямо у тропы) и, перейдя ручей из-под перевала Хотютау, встаем на обед на готовых стоянках метров на 50 выше по склону, чем нижние ночевки.

После обеда выходим в 15.30 и, продолжая движение по плохо заметной тропе по правому берегу ручья, начинаем подъём под перевал. Верхние ночёвки (их не видно с тропы, т.к. они на другом берегу ручья на относительно пологой полке) находятся где-то в 50 минутах ходьбы от нижних ночёвок. После поворота ручья тропа уходит в морену и местами теряется, но направление движения очевидно. Справа по ходу виден снежник, по которому возможно проще было бы идти. Из снежника течет много ручьев. По длинной и умеренно крутой осыпи (20-30°, 200 м) поднимаемся на перевальную седловину за 40 мин.

Фото 55. Путь подъема на пер. Хотютау.

Фото 56. Седловина пер. Хотютау

Седловина перевала широкая, есть площадки под 3 палатки. Бывшие раньше на гребне камни с табличками обвалились и теперь лежат метрах в 20 ниже по склону. Сняли с перевала записку группы туристов из г. Харькова (р-тель Проценко В.В.) от 26.07.08

Через 20 мин начинаем спуск вниз, выходим на ледник. Ледник некрутой (крутизна уменьшается от 20° в верхней части до 10° внизу), вначале без трещин, иногда встречаются глубокие промоины - ручьи, через которые приходится перепрыгивать. Пройдя 30 мин, доходим до срединной морены и встаем на ночевку.

27 июля.

На следующий день выходим и двигаемся в сторону «Старого кругозора». От срединной морены, надев кошки, идем 35 мин по большой дуге налево по ходу, обходя зону разломов, и пересекая небольшие моренные валы. Затем пересекаем открытое и довольно рваное здесь тело ледника (лавирование!) и выходим на его левобережную морену. Здесь снимаем кошки и почти сразу обнаруживаем трупу, промаркированную турами. Через 15 минут движения по тропе выходим к озеру, обходим его слева по ходу на противоположный берег и выходим на гребень морены, окружающей озеро. Идем по гребню по хорошо набитой тропе и доходим до станции «Старый кругозор» за 30 мин.

Расчёт ходового времени:

Подъем на перевал от Ворошиловских кошей

от Ворошиловских кошей до начала подъема

Подъем до нижних ночевок

60 мин

Подъем от нижних до верхних ночевок

Прохождение перевального взлета

Итого на подъем

3 часа 20 мин

От седловины перевала до ср морены

30 мин

От срединной морены до озера

55 мин

От озера до станции «Старый кругозор»