Руководитель: А.Иськов, Москва

Отчет о горном походе 2 к.с. по Алтаю летом 2011 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

6й день. Дата: 28 июля.

Пер. Кускунур н/к (2884) — траверс в. Купол 1Б (3556) — пер. Купол 1Б (3527) — р. Джело.

Пройдено — 12,5 км.

ЧХВ — 7 ч. 15 мин

Подъем в 5:30. Выход в 8:20. Подъем по осыпному склону на хребет.

Через 15 мин. тех. привал.

Движение траверсом склона в направлении вершины 3324,5. Пройдя траверсом вершину (вершина осталась слева).

В 12:15 вышли к туру пер. Тура-Оюк (1Б).

Сняли записку группы туристов г. Кострома от 13 июля 2011г. Движение 30/15.

Продолжили движение по хребту в направлении вершины Купол. Хребет широкий, покрыт мелкой осыпью.

На подходе к вершине Купол, осыпной склон сменяется снежно-ледовым.

Крутизна 10-15 градусов. Оставив рюкзаки на осыпной полке, поднялись на вершину Купол в 13:20.

Сняли записку группы восходителей из г. Новосибирск и Барнаул под руководством Долгова С. П. от 26 июля 2011г. Далее движение в сторону перевала Купол. Сперва по снежному, а затем по осыпному склону. Хребет в этом месте пологий и широкий. Спуск с пер. Купол начинается за отрогом хребта, вдоль правого (ор.) истока ручья Туроюк. Если не пройти отрог и начать спускаться до него, то попадаешь в узкое ущелье по которому течет левый исток ручья Туроюк. В нем возможны скальные сбросы. Спуск вначале относительно пологий, становится круче, склон осыпной крутизна до 35-40 градусов. Движение в касках плотной группой. Время спуска с седловины до первого привала 45 мин. Привал 20 мин. Есть площадки для ночевки и вода. Далее двигаемся вдоль ручья вниз по камням, периодически встречается тропа помеченная турами.

Через 40 мин. вышли к небольшому озеру. Привал с перекусом 25 мин. Далее спуск вдоль ручья (по ручью) по камням.

Через 40 мин. вышли на травянистые склоны. Спустились к разливу ручья.

Перешли на левый берег (орографически) Далее движение по тропе траверсом склона над долиной р. Джело.

Через 30-40 мин. начали спуск к реке Джело. Встали лагерем на берегу в 18:30. Через 15 мин. пошел дождь. После дождя выбрали место для завтрашней переправы. Отбой в 21:00.

7й день. Дата:29 июля.

Р. Джело — пер. Эренбурга 1А (3080) — оз. Паспалагачиоюк.

Пройдено — 6 км.

ЧХВ — 4 ч. 45 мин

Подъем в 5:30. без завтрака до заброски. В 6:00 начали переправу и в 7:00 закончили.

Начали движение вниз по течению р. Джело, в 70 метрах ниже по течению пересекли ручей вытекающий из каньона.

Далее подъем по травянистым склонам в направлении озера находящегося около заброски. Подъем занял 1,5 часа. Забрали заброску. Завтракали, распределяли продукты и пережидали дождь. В 13:05 вышли в направлении перевала Эренбург.

Подъем идет вдоль ручья, далее по осыпному склону, крутизна до 30 градусов.

Подъём серпантином, ближе к середине осыпного склона, потом ушли влево. Поднявшись выше на 25 -30 метров, пересекли склон к правому кулуару. Далее подъем по правому кулуару. По кулуару вышли к снежнику и прошли мимо него.

В верхней части правого кулуара крутой осыпной подъем примерно 50 метров.

Поднялись на плато и в 16 часов вышли к туру.

Сняли записку группы туристов ТК «Плющиха» г. Москвы под руководством Дубниковой Анны от 26 июля 2011г. Общее время подъема от стоянок 3 часа. От тура пошли по широкому осыпному склону в направлении перевала Томич, и к 17:30 вышли к площадкам над оз. Паспалагачиоюк.

Встали лагерем на ночевку. Сильный ветер.

8й день. Дата:30 июля.

Оз. Паспалагачиоюк — пер. Томич 1А (3072) — слияние р. Правый и Левый Карагем.

Пройдено — 10,5 км.

ЧХВ — 6 ч. 25 мин.

Подъем 7:00, выход 8:30.

Подъём серпантином по осыпному склону до гребня.

Далее движение по разрушенному гребню к перевалу Томич (1А)

На перевале в 10:00.

Тур на перевале Томич.

Сняли записку группы туристов КФК «Волна» г. Харьков от 26.07.2011г. Руководитель Надененко В. Л. Тур находится центре седла перевала. Спуск начали в 10:10 по осыпи.

В начале осыпь мелкая, потом крупнее. Через 10 минут вышли на выполаживание, далее спуск вдоль ручья до первой зелени в 11:00.

Вид на перевал Томич со стороны долины притока р. Левый Карагем.

Привал 10 мин. Через 5 мин обнаружили стоянку с водой и позавтракали. Выход в 13:00, спуск слабой тропе в средней части долины по траве, каменистому руслу ручья и по карликовой березке.

Тропа теряется, далее cпуск идет по склону заросшему карликовой березкой.

Начинают появляться сосны. Привалы через каждые 30-40 мин по 10 мин. Дошли до слияния ручья с р. Левый Карагем.

Вид со склона на р. Левый Карагем.

Встали на перекус в 16:05, через 20 мин. вышли. Вдоль реки движение невозможно, берег заболочен! Поднялись на 20-30 метров от воды на левый (орографически) борт долины. Движение по зарослям карликовой березки примерно 1 час. Нашли слабую тропу, по ней вышли к слиянию рек Левый Карагем и Правый Карагем к 19:00. Нашли место для переправы и встали на ночёвку. Отбой в 22:00.

9й день. Дата: 31 июля.

Слияние р. Правый и Левый Карагем — оз. Абыл-Оюк.

Пройдено — 9,5 км.

ЧХВ — 4 ч. 05 мин

Подъем в 7:00. Быстро собрались и выдвинулись к месту переправы. Переправились через р.Левый Карагем.

Завтрак и сушка до 10:30. Нашли начало тропы, движение по тропе через кусты 10 мин. Тропа периодически терялась. Через 15 мин. вышли на хорошую тропу. Движение по тропе 45 мин. привал 10 мин. Прошли место стоянки:

В этом темпе идём по тропе до притока, который перешли по поваленным деревьям.

Устроили перекус с 14:05 до 14:30. По тропе в 15:30 вышли к озеру в верховьях р. Правый Карагем.

Тучи, дождь. Встали лагерем в верхней части озера в 16:00.

Около озера есть места для 2-3 палаток. Отбой в 21:00.

10й день. Дата: 1 августа.

Оз. Абыл-Оюк — подход под пер. Абыл-Оюк 1Б* (3220)

Пройдено — 6 км.

ЧХВ — 4 ч. 40 мин

Подъем в 6:00. Вышли из лагеря в 8:00. Движение по тропе в сторону перевала Абыл-Оюк. Тропа отмеченная турами идет по камням. В 10:30 поднялись до верхних зеленых стоянок,

Вид со стоянок в сторону озера в верховьях р. Правый Карагем.

Есть хорошие места для палаток, вода. Далее тропа идёт по ручью, обходя небольшой каньон в истоках р. Правый Карагем.

Далее тропа выводит к морене ледника. Далее подъем по морене к языку ледника.

Подъем на ледник осуществляется ближе к левому краю (по ходу движения). Далее движение через ледник к цирку под перевалом Абыл-Оюк. Сам ледник пологий и открытый с вкраплениями мелких камней. Вполне возможно двигаться без кошек.

Поставили лагерь на леднике в 300 метрах от начала подъёма на перевал. (в 14:10) Воду брали в трещине. Вечером пробили ступени и повесили веревку.

Погода переменная. Ближе к вечеру начался дождь. Отбой в 20:00

11й день. Дата: 2 августа.

Пер. Абыл-Оюк 1Б (3220) — оз. В. Шавлинское.

Пройдено — 7,5 км.

ЧХВ — 8 ч. 00 мин

Подъем в 5: 00. Выход в 6: 00.

Через 15 мин подошли к началу подъёма на перевал. Ведущий за 24 мин. поднялся на пер. Абыл-оюк. Подъем на перевал производили сначала по осыпи, затем по снежнику. Было провешено две веревки по 40 м. Подход к началу веревок сначала по осыпи, а потом по снежнику со льдом в кошках. Подъем по веревки с жумаром до точки закрепления веревки за скальный зуб, затем без кошек по мелкой осыпи со страховкой за перила. Особое внимание надо обратить на повышенную опасность падения камней. Так же высока возможность падения камней вниз из под ног при движении по осыпи в верхней части подъёма.

В 12:30 вся группа была на седловине перевала.

Спуск с перевала производили по веревке со спусковым устройством. Веревка закреплена за скальный зуб. Длина 80 м.(две веревки по 40 м.), по осыпи. Далее по еле видным следам. Спуск до крупных камней занял 1 час. Далее движение по крупным камням, потом через открытый ледник покрытый мелкой осыпью.

Вид с перевала Абыл-Аюк в сторону долины р. Шавла.

Двигались по средней части ледника, обходя хорошо видные трещины. Через 1,5 часа подошли к морене и по ней спустились к тропе помеченной турами.

По тропе в 18:30 вышли к стоянке в верхней части Верхнего Шавлинского озера. Поставили лагерь. Есть достаточно мест для палаток, вода в реке мутная, в 70 метрах по тропе выше лагеря в ручье чистая вода.

Отбой по желанию.

12й день. Дата: 3 августа.

Оз. В. Шавлинское.

Пройдено — 0 км.

ЧХВ — 0 ч.0 мин.

Дневка на Верхнем Шавлинском озере. Тепло, переменная облачность, временами слабый дождь.

13й день. Дата: 4 августа.

Оз. В. Шавлинское — оз. Н. Шавлинское — слияние р. Шавла и р. Ештыкол.

Пройдено — 15,5 км.

ЧХВ — 5 ч. 15 мин.

Подъем 7:30. Выход 10:00.

Движение по тропе вдоль реки, через 10 мин вышли к крупным камням, тропа уходит вверх на камни. Обходим озеро по ним (1:40).

Далее по тропе отмеченной турами за 3 часа дошли до Нижнего Шавлинского озера.

Дальше по хорошей тропе правого (ор.) берега дошли до стоянок в лесу.

График движения 45/10. Далее вышли к правому притоку реки Шавла. (13:00) перекус 30мин.

В этом месте есть «магазин» в котором можно купить лепешки и пиво. (местные жители завозят на лошадях)

Движение по хорошо набитой тропе вдоль озера 45/10

В 17:30 встали напротив левого притока реки Шавла. Места для 3-4 палаток. Отбой в 20:30.

14й день. Дата: 5 августа.

Слияние р. Шавла и р. Ештыкол — пер. Орой н/к ()

Пройдено — 17 км.

ЧХВ — 5 ч.45 мин

Подъем 7:15, выход 9:20 Движение по тропе. Через 15 мин. вышли к слиянию р. Шавла и р. Ештыкол. Движение по тропе вдоль р. Ештыкол. Хорошо набитая тропа начинает подъём вверх. По тропе на подъёме график движения 30/10. Перекус на притоке р. Ештыкол в 13:15. В 14:00 начали движение по тропе идущей по левому берегу р. Ештыкол. На перевал Орой поднялись к 16:10.

Спуск с перевала 1 час до стоянок под перевалом. Встали лагерем в 17:30. На стоянках есть магазин в котором есть: молоко, пиво — водка, сникерсы.

Так же через стоянки подходит грунтовая дорога ведущая к реке Мажой.

15й день. Дата: 6 августа.

Пер. Орой н/к () — пос. Чибит.

Пройдено — 15 км.

ЧХВ — 6 ч. 45 мин

Подъем в 7:00, выход в 9:00. Пошли по тропе идущей по берегу р. Орой, ведущей к мосту через р. Чуя. Тропа начинается от магазина. Через 40 мин. движения привал 10 мин., далее движение на спуск 40/10. Тропа хорошая, но местами разбита лошадьми. Вдоль тропы периодически заросли голубики. Хорошо набитая тропа идет вдоль левого берега р. Орой.

На пути встречается множество стоянок в лесу. К 13:30 вышли на поляны перед слиянием р. Орой и р. Чуя.

Рядом с этими полянами находятся постройки (ферма?). По тропе вышли к мосту через р. Чуя (10 мин)

По мосту перешли реку и по улучшенной дороге пошли в сторону посёлка Чибит. С 14:30 до 15:00 сделали перекус, (воду несли с собой). По грунтовке вышли к поселку в 16:15.

В посёлке зашли в магазин и купили воды и мороженого. Пройдя через поселок вышли к Чуйскому тракту, по нему пошли в сторону виднеющейся заправки.

За заправкой уже видно т/б «Кочевник». До турбазы «Кочевник» шли 40 мин. Встали на стоянку на территории турбазы, около реки Чуя.

Сходили в администрацию и оплатили стоянку. На турбазе есть баня (платная) и столовая (надо заказывать блюда заранее)

Ближе к вечеру на турбазу приехала вторая группа нашей школы под руководством Ани Дубниковой. Для нас это стало приятным сюрпризом, так как мы ждали их только утром. Чуть позже подъехала машина, которую мы заказали для выброски.

В честь встречи отделений устроили праздничный ужин.

15 й день. Дата: 7 августа.

Пройдено — км.

ЧХВ — 0 ч. 0 мин

С утра собрали вещи, погрузили в машины и поехали в Барнаул. В пути постоянно останавливались из за того, что машина часто ломалась. Народ высыпал наружу и отдыхал.

В Барнаул приехали уже затемно, несколько человек сразу двинули в аэропорт, а двое оставшихся отправились в гостиницу. Поскольку у руководителя билеты на самолет были на 10 число, он присоединился к дружественному отделению. На следующий день оставшиеся гуляли по городу.

V. Итоги, выводы и рекомендации.

Пройден интересный, насыщенный поход 2 к.с. в районе Северо-Чуйского хребта на Алтае. В этом году очень повезло с погодой в районе – не было сильных и длительных дождей. Так же по сравнению с прошлыми отчётами, в районе в этом году было гораздо меньше снега (перевалы сн.-лед. были большей частью ледовые).Так же сильно уменьшилась площадь ледников в районе долины Актуру и в. Купол. Часть хребта от пер. Кускунур до пер. Тура-Оюк. вообще очистилась от снега и льда (по сравнению с изображением на карте).

Участники прошли курс обучения по программе школы Базового Уровня и рекомендованы к участию в школах более высокого уровня.

VI. Использованная литература.

1. Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов СССР /Сост. Л.Б. Директор. - М.: Профиздат, 1990.

2. Перечень классифицированных перевалов среднегорья России.

Уфа. Туристско-спортивный союз России, 2008.