Руководитель: А.Чаплыгин, Москва

Отчет о горном походе 1 к.с. по С.Осетии в мае 2012 г.

Клуб туристов МГТУ им. Н.Э.Баумана

ОТЧЕТ
о горном походе
1 категории сложности по Северной Осетии,
совершенном группой туристов МГТУ им. Н.Э.Баумана
в период с 30 апреля по 6 мая 2012 года.

Маршрутная книжка: №1/3-102
Руководитель группы: Чаплыгин А.В.
телефон: 8(903)732-16-12

e-mail: alexchapl@mail.ru

Москва, 2012

1. Справочные сведения о походе

Маршрутная книжка: №1/3 – 102

Выпускающая МКК: ФСТ-ОТМ (Москва, ул. Солженицына, 17)

Время проведения: 30.04 – 06.05.2012 г (7 ходовых дней)

Район проведения: РФ, Республика Северная Осетия - Алания, Скалистый хребет

Вид туризма: горный

Категория сложности: первая

Количество участников: 9 человек

Организация: Клуб туристов МГТУ им. Н.Э.Баумана, Москва

2. Нитка маршрута заявленная:

сел. Зинцар – р.Урсдон – сел. Урсдон – пер. Архонский Северный (н/к, 2435 м) – приток р. Фиагдон – сел. Цмити – пос. Верх. Фиагдон – пер. Какадурский (н/к 1788 м) – г. Тбаухох радиально (1А, 3007 м) – р. Ламардон – р.Гизельдон – пос. Даргавс – сел. Тменикау – Кармадонские ванны – пос. Кармадон – сел. Старая Саниба – пер. Санибанский (н/к, 1910 м) + г. Час (н/к, 2050 м)(в сумме 1А) – плато Час – р. Суаргом

3. Нитка маршрута пройденная:

сел. Зинцар – р.Урсдон – сел. Урсдон – пер. Архонский Северный (н/к, 2435 м) – приток р. Фиагдон – сел. Кадаю – пос. Верх. Фиагдон – пер. Какадурский (н/к 1788 м) – г. Тбаухох радиально (1А, 3007 м) – р. Ламардон – р.Гизельдон – пос. Даргавс – сел. Тменикау – Кармадонские ванны – пос. Кармадон – сел. Старая Саниба – пер. Санибанский (н/к, 1910 м) + г. Час (н/к, 2050 м)(в сумме 1А) – плато Час – р. Суаргом

4. Протяженность: 107.4 км, из них в зачет 89.4 км

5. Изменения в маршруте и их причины:

После прохождения пер. Архонский Северный группа вышла на хорошую грунтовую дорогу, ведущую в сторону пос. Верх. Фиагдон через село Кадаю (Кадат). Было принято решение сэкономить время и не искать путь в сторону села Цмити, поскольку самостоятельной ценности его посещение для группы не имело.

6. Состав группы:

1983

эколог

7. Погранпропуска, транспорт, гостиница, ПСО

Долина реки Геналдон и Суаргомское ущелье входят в пограничную зону РФ, для их посещения необходимо заранее оформить погранпропуска.

Мы воспользовались услугами Руслана Дзодзиева (ski@tseyski.ru),

он же обеспечил транспорт от Владикавказа до района похода и обратно.

Стоимость оформления погранпропусков: 120 р/чел

Автомобиль на 9 чел от Владикавказа до сел. Зинцар: 1800р

Автомобиль на 9 чел от устья р.Суаргом до Владикавказа: 700р.

После похода у нас остался один день до поезда во Владикавказе, требовалось найти место для ночлега. Самым дешевым вариантом оказалась гостиница Автовокзала №2. Стоимость проживания за ночь – 150р/чел. За эти деньги вам предоставляют койку в двухместной комнате с 17:00 до 8:00, затем помещение надо освободить.

Перед выходом на маршрут группа встала на учет в Северо-Осетинском ПСО МЧС РФ (г. Владикавказ, пр. Коста, 273, тел. +7(8672)74-99-67 +7(8672)74-41-03).

8. Организация связи

Мобильная связь основных операторов (Билайн, МТС, Мегафон) была во всех долинах.

Для взаимодействия между участниками на маршруте и при радиальных выходах группа использовала комплект раций.

9. Сводная таблица препятствий

сел. Зинцар – р. Урсдон

+1032

7.6

Грунтовая дорога, переходящая в тропу

4ч.

20мин.

р. Урсдон – пер. Архонский С. (н/к, 2435 м) – ур. Дзалайком

+1276

-1200

19.5

Травянистые склоны средней крутизны, от притока р.Фиагдон до пер. Какадурский грунтовая дорога,

на подъеме к ур. Дзалайком травянистые склоны 15-20º

сел. Тменикау– Кармадонские ванны, радиально

+453

-453

Тропа, местами разрушена (участки крутой мелкой осыпи)

10ч.

00мин.

Утром солнечно, с обеда пасмурно, вечером дождь

пос. Кармадон – сел. Старая Саниба – пер. Санибанский – г. Час

+812

-669

17.7

Грунтовая дорога, переправа через р.Геналдон вброд

10ч.

20мин.

Облачно, вечером сильный дождь

плато Час – р.Суаргом

-950

4.1

На спуске с плато Час крутые травянистые склоны (до 30-40º)

40мин.

Итого: 107.4 км

Из них в зачет: 89.4 км

Суммарный набор высоты: 5001 м

Суммарный сброс высоты: 4857 м

11. Техническое описание

Описание дается по дням.

В описаниях все направления указаны орографически, если не сказано иного.

День 1,

30.04.12 сел. Зинцар – р. Урсдон

Поездом 034СА в 09:41 прибыли во Владикавказ. На вокзале нас уже ждет водитель. Садимся в машину и едем в сторону сел. Зинцар, по дороге регистрируемся у спасателей. В Зинцаре были в 11:50 (фото 001), в 12:10 начинаем движение по маршруту. Выходим на грунтовую дорогу (фото 002) вдоль правого берега реки Урсдон, за два перехода доходим по ней до сел. Урсдон (фото 003). От села Урсдон по дороге спускаемся к реке, идем по тропе вдоль реки, доходим до места, где планировали заночевать. Место неудачное (в непосредственной близости находится сел. Дагом), поэтому принимаем решение двигаться дальше. Поднявшись от реки Урсдон вверх по склону, подсекаем дорогу, ведущую на пер. Архонский С., по ней продолжаем подъем. Дорогу через некоторое время теряем. Далее движемся по азимуту в направлении перевала (фото 004). К 16:30 доходим до большой поляны (т.1), удобной для стоянки: ровные площадки под палатки, рядом ручей. Встаем на ночевку.

День 2,

01.05.12 р. Урсдон – пер. Архонский С. (н/к, 2435 м) – сел. Кадаю

– пос. Верх. Фиагдон - пер. Какадурский (н/к, 1788м) –

- ур. Дзалайком

На маршрут вышли в 8:10. Вчера мы отклонились от дороги, возвращаться не стали, в направлении перевала движемся по азимуту. За один переход по травянистым склонам выходим на достаточно крутой лесистый гребень, по нему быстро набираем высоту. В 9:10 проходим пер. Архонский С. (фото 005, 006). Через перевал ведет грунтовая дорога, но она начинает спускаться вниз раньше, чем нам это нужно, поэтому идем не по ней, а траверсируем склоны г. Дашсар (фото 007), пока не замечаем с одного из возвышений грунтовую дорогу, ведущую в сел. Кадаю (фото 008). Где-то в этом районе планировалось заночевать, оценив состояние команды, решаем попробовать подойти сегодня под г. Тбаухох. Спускаемся в сел. Кадаю (фото 009), откуда проходим в пос. Верх. Фиагдон (фото 010), по дороге идем в направлении пер. Какадурский. В 14:40 устраиваем обед. Место для обеда не самое удачное, от дороги за водой приходится спускаться по крутому травянистому склону. Обед занял 1 час. Далее за два перехода поднимаемся на пер. Какадурский (н/к, 1788м), откуда выходим на травянистые склоны под

г. Уациллахох, движемся по азимуту в направлении ур. Дзалайком (фото 011). В 18:50 встаем на ночевку под склонами г. Тбаухох (т.2). Площадки уютные (фото 012), но воды рядом нет, есть ручей за небольшим травянистым гребнем слева, к нему и приходится ходить за водой (около 10 минут в одну сторону). Рядом с ручьем не встали, потому что он слишком хорошо просматривается из сел. Ламардон.

День получился напряженный, но удалось выиграть большой запас времени, на оставшуюся часть маршрута.

День 3,

02.05.12 г. Тбаухох Гл. (1А, 3007 м)

Подъем группы в 6:30. Лагерь не разбираем. В 8:10 выходим на радиальное восхождение. Идем в касках, самостраховка трекинговыми палками. За один переход подходим к кулуару, который по описанию ведет на предвершинное плато (фото 013). Кулуар разделен на две части протяженным выходом скал, выбираем левую ветвь, начинаем подъем по осыпному склону крутизной 20-25º. Через некоторое время кулуар опять раздваивается, сворачиваем направо (по ходу движения) на более простой по виду травянистый склон, как оказалось, ошибочно, склон выводит на узкий гребень с группой жандармов (фото 014). Поднимаемся на один из жандармов, просматриваем правильный путь (фото 015). Траверсом переходим правее по склону к нужному кулуару, продолжаем подъем. Вскоре выходим на снежное плато (фото 016), отсюда путь к вершине очевиден. Уровень снега небольшой (фото 017). В 14:05 достигаем вершины Тбаухох Гл. (фото 018, т.4), высота по навигатору - 3004 м. В 14:15 начинаем спуск вниз по пути подъема (фото 019). Спуск до лагеря занял 2 часа.

День 4,

03.05.12 ур.Дзалайком – р. Ламардон – р. Гизельдон

– пос. Даргавс – в. 1907.3

Выход в 9:40. Спускаемся по грунтовой дороге в сел. Ламардон. По дороге движемся в пос. Даргавс, куда приходим в 11:20, осматриваем местную достопримечательность – «Город мертвых» (фото 020). Далее наша задача найти старую лесную дорогу в обход пер. Зеленый. Углубляемся в пос. Даргавс, выбираем подходящую по направлению тропу, она огибает высокий холм и приводит на пастбище, спускающееся к ручью. За ручьем просматривается нужная нам дорога. Дорога сильно заросшая (фото 021), есть заболоченные участки. За два перехода по ней поднимаемся на наезженную грунтовку, идущую от перевала Зеленый в сторону в. 1907.3. Идем в направлении в. 1907.3, там наблюдательная вышка пограничников, приспускаемся от нее к слиянию двух небольших ручьев (т.4), где в 15:50 встаем на ночевку.

День 5,

04.05.12 в. 1907.3 – Кармадонские ванны – в. 1907.3

Выход в 7:30. По дороге движемся в сторону сел. Тменикау. В сел. Тменикау нас встречают пограничники, проверяют документы, пускают в сторону Кармадонских ванн. Идем по тропе (фото 022). В 10:20 тропа приводит к стационарному посту пограничников, где у нас снова проверяют документы и переписывают паспортные данные группы (это заняло минут 30). Продолжаем движение. Тропа есть на 2/3 пути от сел. Тменикау до ванн, далее небольшой неприятный участок крутой мелкой осыпи, есть куда съехать, движемся осторожно, с самостраховкой палками, затем идем по пологой осыпи (фото 023), ориентируемся по турикам, местами попадаются короткие участки хорошей тропы. У ванн были в 12:20. Там есть люди, стоит несколько палаток. Купаемся (фото 024). Обедаем и в 14:05 выходим обратно. Погода портится. Вернулись в лагерь в 17:30. Переход от Тменикау до лагеря прошли под мелким дождем. К вечеру дождь усилился.

День 6,

05.05.12 в. 1907.3 – сел. Кани – р. Геналдон –

- сел. Старая Саниба - пер. Санибанский (н/к, 1910 м) - г. Час (н/к, 2050 м) в сумме 1А

Выход в 6:20. От в. 1907.3 спускаемся на основную дорогу, идущую через пер. Зеленый, по ней начинаем движение к селу Кани. Вскоре к нам подъезжает машина с пограничниками, очередная проверка. Сообщаем, что направляемся в Старую Санибу, нас пропускают дальше. От сел. Кани идем вдоль газопровода к р. Геналдон (фото 025). Ищем место брода. Удобное место - разливы в 50 метрах выше по течению от газопровода. Течение сильное, но уровень воды в самом глубоком месте ниже колена. Мужчины переходят по одному, потом, оставив рюкзаки, возвращаются и страхуют девушек (фото 026). Переправа заняла 15 минут. Немного отходим от реки и устраиваем перекус с чаем. Через час возобновляем движение. По дороге доходим до сел. Старая Саниба. Часть селения затоплена, растаявшими остатками ледника Колка. Начинаем подъем на пер. Санибанский, стараемся подрезать серпантин дороги по тропе, где это возможно. На перевал выходим в 12:20. От него в направлении горы Час идет небольшая грунтовка, проходимая для машин типа «УАЗ» (фото 027). Грунтовка в 12:50 выводит к посту пограничников, нас вновь переписывают, это отнимает 20 минут. За постом дорога занесена снегом, обходим ее по склону, вскоре выходим на травянистый гребень, ведущий к г. Час (фото 028, 029), в 14:15 достигаем вершины г. Час (фото 030). Не находим воду, поэтому продолжаем движение по плато. В 16:40 встаем на ночевку (фото 031, т.5). Рядом снежник (на ужин топим снег), чуть позже «разведка» обнаруживает небольшой ручей ниже места ночевки, где мы набираем запас воды для дежурных на завтра.

День 7,

06.05.12 г. Час – плато Час – р. Суаргом (ВГД)

В 8:00 начали спуск с плато Час. Движемся по травянистым склонам крутизной 15-20° (фото 032). Тропы нет. Редкие пологие выходы скал. За 700-800 метров до р.Суаргом склон становится круче, местами уклон 30-35° (фото 033, 034), встречаются небольшие обрывы грунта (фото 035) спускаемся с самостраховкой палками. В 9:40 подходим к мосту через р.Суаргом, где нас ждет машина до Владикавказа.

12. Выводы и рекомендации по пройденному маршруту

Пройден маршрут, позволивший в сжатые сроки майских праздников осмотреть целый ряд историко-культурных и природных достопримечательностей С.Осетии.

Отсутствие снега на перевалах и в долинах дало возможность увеличить скорость прохождения ряда участков маршрута по сравнению с заявленным графиком. Однако при планировании походов в районе следует учитывать, что в мае глубокий снежный покров может сохраняться на перевале Архонский С., г. Тбаухох, в долине р.Геналдон, на плато Час.

В ряде мест на маршруте может ощущаться нехватка питьевой воды, зачастую группа проходила половину ходового дня без возможности пополнить ее запасы. С большим трудом удалось отыскать пригодную для питья воду на плато Час.

Мост через р.Геналдон, соединявший пос. Кармадон и сел. Старая Саниба, полностью разрушен, перейти реку можно только вброд.

13. Материалы, использованные при подготовке похода

Отчеты:

1. Отчет о горном путешествии 1 к.с. по С.Осетии в декабре 2009 – январе 2010 г. Голубев М.В. http://mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4215

2. Отчет о горном походе 1 к.с. по среднегорью С.Осетии (Скалистый хребет) в мае 2010 г. Анучин С.Ю. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4823

Карты, хребтовки:

1. Карта С.Осетии под редакцией Голубева М.В.