Перевод: Константин Гузовский, Алма-Ата
Источники: Януш Курчаб другие материалы Интернета.

Гребень Мазено – возможно первопрохождение

Первопрохождение гребня Мазено с восхождением на Нанга Парбат возможно состоялось. Ранее, 11 июля, ошибочная весть о восхождении на Нанга Парбат была размещена в Twittere на странице экспедиции. Били себя в грудь каталонцы, поддерживающие сайт экспедиции, а также размещающие сведения на общественном портале. Главным спонсором экспедиции является международный банк MoraBanc с представительством в Андорре, где проживает Cathy O'Dowd, участница экспедиции. Проблемы, скорее всего, возникли во время ошибочного перевода с английского на каталонский (возможно, из-за погрешностей компьютера).

Гребень Мазено с юга (fot. Doug Scott)

Гигантский, длиною в 10 километров, юго-восточный гребень, идущий от Нанга-Парбат (8126 м), долгое время ожидал своего первого прохождения. История прохождения гребня Мазено:
1979 – французы впервые пытаются пройти грань. Попытка закончилась первовосхождением на пик Мазено (6880 м)
1992- Doug Scott руководит международной экспедицией, в которой принимал участие Sandy Allen. Экспедиция закончилась неудачей, но участники взошли на три самых низких (западных) вершины, находящихся в грани (6880, 6825 и 6970 м)
1993 – повторная попытка Douga Scotta и снова без успеха
1995 – Международная экспедиция с участием Войтека Куртыки, Andrew Lock'a i Ricka Allena. После траверсирования нескольких вершин попытка прекращена на половине маршрута, после восхождения на 3 вершину гребня Мазено (6970 м)
1997 – Войтек Куртыка и Эрхард Лоретан за полтора суток проходят половину гребня
2004 – Американцы Doug Chabot и Steve Swenson проходят траверс гребня Мазено, совершив первовосхождения на вершины 7060, 7120, 7100 и 7070 м, но, исчерпав силы, отступают с перевала Мазено по пути Schella.

Steve Swenson во время попытки прохождения в 2004 г. (fot. Doug Chabot)

• 2005 – Швейцарцы Jean Troillet, Claude-Alain Gailland и Frédéric Roux безуспешно пытаются пройти гребень
• 2008 – Немцы Luis Stitzinger и Joseph Lunger со стороны стены Диамир поднимаются на перевал Мазено. Отсутствие провианта и глубокий снег вынуждает их спуститься по пути одиночного спуска Месснера по стене Диамир
• 2011 – Баски Alberto Zerain и Juan Carlos "Txingu" Arrieta штурмуют гребень Мазено со стороны ледника Диамир, проходят 1800 м по новому маршруту на юго-западной стене, но им не удаётся выйти на гребень.
• июль 2012 – международная экспедиция в составе Catherine O'Dowd (RPA), братьев Sandy и Rick Allen (Великобритания) и трех высотных носильщиков. Из смс, посылаемых Catherine O'Dowd (RPA), следует, что три альпиниста прошли весь гребень и вышли на перевал Мажено 10 июля. Далее прошла ошибочная весть о том, что 11 июля эта тройка поднялась на вершину Нанга-Парбат

Лагерь III на грани Мажено (fot. Cathy O'Dowd)

На самом деле произошло следующее:

Шестерка восходителей, включая высотных носильщиков, покинула штурмовой лагерь, расположенный на высоте 7200 м, в 1 час ночи. В 7 часов утра обессиленная и замерзнувшая Кэтти вернулась в лагерь. Оставшаяся четвёрка, пробиваясь сквозь глубокий снег и преодолевая сильный ветер, достигла основания вершинного купола (7950 м) в 18 часов, откуда вынуждена была отступить из-за позднего времени и тяжелых снежных условий.

Из последних новостей, опубликованных на Twittere, стало известно, что коллектив разделился: братья Allen собираются повторить попытку штурма. В то же время Кэтти и носильщики решили спускаться, что мотивировано не только плохими условиями, но также недостатком продовольствия и бензина. Возник вопрос, в которую сторону будут спускаться альпинисты: перевал Мажено труднодоступен как со стороны ледника Рупал, так и со стороны ледника Диамир.

Нанга Парбат и гребень Мазено. Стрелкой показан перевал Мазено (fot. arch. Cathy O'Dowd).

16 июля пакистанский офицер по связям с экспедицией направил заявление на сайт о том, что экспедиция достигла вершины Нанга Парбат с юга по гребню Мазено в субботу 14 июля в 18 часов 12 минут. В заявлении нет деталей за исключением того, что в восхождении принимали участие три шерпа: Lhakpa Rangdu, Lakpa Sherpa и Nuru Sherpa.

Cathy O'Dowd благополучно спустилась вниз вместе с шерпами. Она является первой женщиной в мире, поднявшейся на Эверест с двух сторон: с южной стороны в 1996 , с северной – в 1999 году.

Перевал Мазено

Спасибо за интересную публикацию. Там еще много не ясного. Вы ошибочно указали на фото Седло Мазено подписав - Перевал Мазено. Спасибо Томчик

Я рад

Я рад, что этот материал Вам интересен. Теплится надежда, что этот материал будет для наших высотников и полезен, заденет за самолюбие.