Автор: Дмитрий Ковинов, Сочи

Первый поход по Кавказскому биосферному заповеднику + восхождение на Сахарный псеашхо (3188 м)

21 - 25 июня 2012

Сходили в четырехдневный light-поход по Кавказскому биосферному заповеднику. Хотелось наконец-то забраться подальше от Красной поляны и сходить на какую-нибудь вершинку 3000+. Итоговый маршрут получился таким: подъем по газпромовской канатке на Пихтовую поляну - подъем на перевал Медвежьи ворота - лагерь в верховьях реки Пслух - восхождение на гору Сахарный Псеашхо (3169 м) - прогулка через перевал Псеашхо до лагеря Холодного - долина Семиозерки - возвращение через Медвежьи ворота и Пихтовая поляна обратно к канатке.

Стартовав в обед с верхней станции газпромовской канатки к вечеру мы вышли к Бзерпинскому карнизу

Уже в первые часы похода стало понятно, что мы не ошиблись с выбором времени для похода!

В горах цветет все, в том числе и рододендрон

В чудесном домики на Бзерпинском карнизе базируются сотрудники заповедника, которые в очередной раз за первый день похода проверили у нас документы. Заповедник на замке, не проскочишь! И это правильно.

Тропа в долину реки Пслух и к перевалу Псеашха

Во второй день похода мы решили бросить все силы на восхождение на гору Сахарный Псеашхо. Вершина примечательна тем, что при своей значительной высоте (3188 метров) гора достаточно проста для восхождения. Плотно позавтракав еще в темноте, ровно в шесть часов утра мы выдвинулись в направлении вершины. С собой кроме пары телескопических палок взяли только мешочек сухофруктов, две 1,5-литровых бутылкиу для воды, аптечку и телефоны, чтобы позвонить домой с вершины :)

В долине одного из притоков реки Пслух повстречались с симпотичным мишуткой. Он сидел под скалой и видимо караулил стадо из пяти косуль, которое паслось выше. Завидев нас таптыгин спешно ретировался :)

Местами снег лежит даже внизу, в узких долинах

Наконец-то появился Сахарный Псеашхо (справа) - цель сегодняшнего дня!

К 9 утра мы наконец-то выбрались на западный гребень Сахарного Псеашхо. Отсюда начинается собственно восхождение!

Три часа подъема, и вот, наконец последние метры до желанной вершины!!!

Юра у вершинного тура Сахарного Псеашхо

Автопортрет на вершине Сахарного Псеашхо

Если бы не облака, был шанс увидеть Эльбрус!

Погода стремительно портится. Облака, поднимающиеся снизу стремительно накрывают гору. Пора сматываться!

У небольшого ручья между западным и юго-западным гребнем Сахарного Псеашхо

Спуск с горы проходил в непростых метео условиях! Без GPS найти спусковой кулуар было бы ох как непросто..

Вовремя мы спустились!

Утро третьего дня

После вчерашнего 12-часового горного марафона сил на подвиги не осталось. Поэтому мы решили посвятить третий день похода неспешной прогулке налегке до лагеря Холодный, которых находится по другую строну перевала Псеашхо, в пяти километрах от нашего лагеря. Прогулка вышла на славу! По красивейшей тропе без больших перепадов высот сначала мы неспешно вышли на перевал Псеашхо, и также неспешно спустились вдоль реки Уруштен до лагеря Холодный.

С пылу, с жару даже не заметили новенький подвесной мост через речку Холодная и перешли её в брод :) В лагере пообедали (сварили доширака на взятой с собой горелке) и отправились в обратный путь. Так как оствались и силы и время, забежали в долину Дзитаку, в народе называемую Семиозеркой.

После вчерашнего восхождения на Сахарный Псеашхо решили отдохнуть и налегке прогуляться до лагеря Холодный

Луговые цветы на перевале Псеашха (2014 м)

Брод через реку Холодную у одноименного лагеря. Новенький подвесной мост в ста метрах от брода заметили только на обратном пути :)

В лагере Холодном мы были не одни. Познакомились с ребятами, которые живут тут уже больше двух недель. Строят новые домики, натянули новый мост. На днях ждут вертолета, чтобы лететь на новое место. В общем, жизнь кипит, заповедник развивается. Вообще это все здорово! С такой инфраструктурой туризм становится более доступным. И, я надеюсь, больше людей будут ходить в горы вместо того, чтобы сидеть у теевизора :)

На обратном пути "забежали" в долину Дзитаку

На перевале Юрка, как старый йог, потренировался в формировании облаков

Долина реки Уруштен

Наш лагерь в каньоне ручья Пслух

Вечером был вкусный сырный суп с луком в прикуску!

Заключительный, четвертный день не обещал больших сложностей. Набрав всего около 100 метров высоты мы снова вернулись к домику на Бзерпинском карнизе, откуда за два часа вышли к верхней станции Газпрома. дальше посадка в автобус и долгая двухчасовая дорога по пробкам до Сочи. Вечером долгожданный душ, тарелка горячего супа и бутылочка красного сухого!

На Бзерпинском карнизе с туристами из Майкопа

Спуск по волшебному лесу до канатки

Тайминг похода

День первый, 22 июня

12:00 - поднялись на канатке на верхнюю станцию Газпрома
13:40 - потеряв кучу времени с трудом прошли олимпийскую стройку и вышли на грунтовку, ведущую на Бзерпинский карниз
15:00 - 17:00 - обеденный привал
18:30 - поднялись к домику на Бзерпинском карнизе
20:30 - установили лагерь на дне каньона притока реки Пслух
День второй, 23 июня
06:00 - вышли из лагеря
08:30 - вышли на западный гребень Сахарного Псеашхо
9:45 - 10:30 - переход на юго-западный гребень Псеашхо траверсом западного склона
12:00 - 13:00 - отдых на вершине Сахарного Псеашхо
День четвертый, 25 июня
10:00 - вышли из лагеря
10:40 - Бзерпинский карниз
13:00 - верхняя станция канатной дороги Газпром "Лаура"
Важно примечание к таймингу похода: чтобы получить необходимое время на прохождение того или иного участка маршрута можно смело делить на два затраченное нами время. Мы шли очень медленно, много фотографировали, абсолютно никуда не торопились, да у тому же, я еще и заболел на второй день похода (еще в Сочи продуло под кондиционером). Так что туристские группы, движущиеся "в спортивном режиме" пройдут все это быстрее!

Карта похода на Сахарный Псеашхо и лагерь Холодный

Оригинал карты маршрута похода

Координаты ключевых точек похода
GPS01 (верхняя станция канатной дороги "Лаура" Газпром) - 43°41'37.61"С, 40°18'49.28"В,
GPS02 (начало тропы) - 43°41'39.44"С, 40°21'1.43"В
GPS03 (домик на перевале Медвежьи ворота) - 43°42'34.25"С, 40°22'36.13"В,
GPS04 (поворот тропы на Сахарный Псеашхо) - 43°43'18.23"С, 40°23'3.99"В,
GPS05 (начало траверса западного склона, переход на юго-западный гребень) - 43°42'32.05"С, 40°25'50.74"В
GPS06 (место выхода на юго-западный гребень Псеашхо) - 43°42'20.09"С, 40°26'10.44"В,
GPS07 (вершина Сахарного Псеашхо) - 43°42'31.15"С, 40°26'39.42"В,
GPS08 (начало верхней тропы в долину Семиозерки) - 43°44'3.00"С, 40°23'28.08"В
GPS09 (место брода Уруштена для выхода в долину Семиозерки со стороры лагеря Холодный) - 43°45'16.88"С, 40°24'23.32"В,
GPS10 (новый подвесной мост через р.Холодную) - 43°45'34.30"С, 40°25'1.01"В,
GPS11 (домик лагеря Холодный) - 43°45'47.16"С, 40°25'3.42"В,
GPS12 (видовая точка на перевале Семиозерка) - 43°45'15.73"С, 40°22'34.19"В.
Фактически пройденный трек для навигаторов Garmin - скачать
Трек для просмотра в Google Earth - скачать

Вертикальный профиль похода на Сахарный Псеашхо и лагерь Холодный
Google Earth

Условные обозначения:

1 - верхняя станция канатной дороги "Лаура" Газпром, 2 - перевал Медвежьи ворота (н/к, 2100 м), 3 - траверс западного склона горы Сахарный Псеашхо, 4 - вершина горы Сахарный Псеашхо (н/к, 3188 м), 5 - перевал Псеашхо (н/к, 2014 м), 6 - лагерь Холодный, 7 - перевал Семиозерка (н/к, 1920 м).

Бюджет похода (в пересчете на 1 чел)

• Пропуск в заповедник, на 5 дней - 750 р.
  • Продукты на 5 дней похода - 800 р.
  • Газ - 150 р.
  • Маршрутка Сочи - Красная Поляна (канатка Газпром) - 100 руб.
  • Один подъем + один спуск на канатной дороге "Лаура" - 600 руб.
  • Маршрутка Красная Поляна (канатка Газпром) - Сочи - 100 руб.
  • Итого: 2500 р.
  • Пропуск в Кавказский Государственный биосферный заповедник Есть два момента, которые необходимо знать. Во-первых, вам понадобится пропуск от заповедника. Во-вторых, если вы идете в район озера Кардывач или на хребет Аибга и в район Турьих гор, то дополнительно необходимо получить пропуск у погранцов!

Выводы

Очень красиво! Особенно участок от перевала Медвежьи ворота до перевала Псеашхо Очень удивила чистота на маршруте. Никаких пивных банок и фантиков. Респект сотрудникам заповедника (и туристам?)

Отличные тропы и оборудованные стоянки на Бзерпинском карнизе и в лагере Холодный

Благодаря всем выше перечисленным факторам район идеально подходит для знакомства в горами и первых походов!

Для себя обязательно оставлю этот район как один из лучших для коротких тренировочных походов в стиле fast&light

Обязательно зимой надо сходить сюда на скитуре

Красиво.

Спасибо, как будто сам там прошел.