Скалолазание > Соревнования >

Автор: Cветлана Сдобникова, Москва

Юбилейная "Гуамка": от Калининграда до Японии

6 августа близ хутора Гуамка в Апшеронском районе Краснодарского края стартовал всероссийский фестиваль скалолазания на естественном рельефе «Гуамка – 2012».

Фестиваль скалолазания в Гуамке отметил свой первый юбилей. За 5 лет, как и положено, характер и темперамент уже сформировались. Круг общения тоже. Однако несмотря на прибавку в возрасте, фестиваль значительно «помолодел» - приехало огромное количество детей и молодежи. Причем больше стало и детей от 3 месяцев до 2-х лет, подавляющее число из них - потомственные «Гуамы», их родители приезжали в предыдущие годы.

Число участников Японской команды также удвоилось, из Осаки вместе с папой приехала 9-ти месячная девочка!
Как прокомментировал зам. главного судьи по безопасности Виктор Викторович Маркелов, «проблем с демографией у нас и в будущем не будет, поскольку в этом году на соревнования в связках зарегистрировалось больше «смешанных» и это несмотря на то, что «смешанные» связки выступают в мужском зачете.
Первые 2 места в финале заняли именно они, причем лидеры продемонстрировали исключительно красивую технику и тактику – это Елена Коливердова (Краснодар) и Влад Симческул (Новороссийск). Очень достойно выступила связка Саша и Шура Баутины (Балакирева – Баутин) из Москвы.

Ветераны тоже не отставали. Отдельно хочется отметить ветеранов Санкт-Петербурга. Их команда была не только самой многочисленной, но и успешной. А связка Нина Новикова - Татьяна Коваль выступала в финале (в общем зачете)! Их дебют на фестивале в Гуамке для нас большая честь, поскольку они не только мастера спорта по скалолазанию, но и многократные чемпионы СССР.

Конечно, большую роль сыграла специальная развлекательная программа, особенно разнообразная для детей и молодежи.
Зачет команде аниматоров под руководством Натальи Шумак. В этом году количество игр и праздников практически удвоилось. Конкурс Минуты славы стал отборками на заключительную церемонию награждения, где безусловными лидерами стали юные уличные танцоры из Ростова-на-Дону и Сочи.
Празднование дней рождения, под чутким руководством, превратилось в трогательное шоу с участием юных (и не совсем) талантов.
Традиционную церемонию посвящения новичков с скалолазы пополнили новые персонажи (баба-яга и атаманша), в связи с временным отсутствием фееричного Дмитрия Шушпанова, которого тоже не обошел стороной демографический взрыв, роль царя-Гуама на этот раз досталась настоящему гуаму – Ивану Ефимовичу Аристову, МС по альпинизму, между прочим!
Шаманско-гуамская церемония исполнения желаний прошла у костра, для чего специально в дружественном Мезмае был приобретен настоящий шаманский бубен.

Основной на фестивале, естественно, остается спортивная программа. В этом году только официально зарегистрировалось 232 участника из 21 региона России, а также из Азербайджана, Украины, Белоруссии и Японии. Но когда мы приехали в Гуамку за неделю до начала фестивали, в базовом лагере было такое количество палаток, что, казалось, все уже давно началось.
Развивался флаг Калиниграда, его представители - лучшая команда 2010 года – была по-прежнему во главе с бессменным капитаном и неоднократным победителем фестиваля мастером спорта Мишей Кочетковым.
Рядом баннер и палаточный городок МАИ, слаженная команда из Москвы тоже не в первый раз в Гуамке, за что отдельная благодарность Светлане Чистяковой и Татьяне Федотенковой, а также за традиционную помощь в организации и судействе фестиваля.
Не отстали и Сочи, во главе с многократной победительницей фестиваля мастером спорта Инной Диденко – «приехали» с большим количеством подрастающих скалолазов но роль лидера команды требует жертв – груз ответственности не позволил Инне выступить в личном зачете. Хотя, что более круто – вопрос философский.

Победительница женского финала прошлого года Саша Баутина (Балакирева) в этом году не смогла в полную силу выступить в индивидуальном зачете из-за болезни, но вместе со своим напарником по связке (мужем) добавила в копилку своей команды призовые баллы.
Надо отметить, что многие члены лучшей команды фестиваля «Гуамка 2012» были на высоте: Андрей Шейнов – 2-е место в индивидуальном зачете, Борис Егоров – 3-е. Наши поздравления команде «Вертикаль» (Москва-Краснодар)!

Убедительную победу как в фестивале, так и в финале индивидуального лазания одержал Михаил Кочетков (Калининград). Миша, определенно, был «в ударе» - лазал очень сложные проекты и первым, со второй попытки пролез трассу Крис в секторе Солярис (8в) и следом Hary (8с).

Сергей Шаферов, по традиции, интересовался самыми сложными маршрутами, остальные он уже почти все пролез и занимался подготовкой и опробованием новых проектов 9-й категории в правой части сектора Солярис. Благодаря усилиям Сергея в Гуамке существует серия из 10 вариантов трасс 9-ой категории сложности, в данный момент все трассы являются проектами и требуют подтверждения, хотя все они были опробованы и примерно соответствуют 9а категории сложности.

В этом году, пожалуй впервые, приняла участие в фестивале местная молодежь. Несмотря на очень теплое отношение коренных жителей Гуамки к скалолазам, во-многом благодаря общительности и дружелюбию основных подготовщиков – Алексея Целищева и Сергея Шаферова, уклад размеренной хуторской жизни, вероятно, не очень предрасполагает к спортивным забавам. Должно было подрасти новое, уже вовлеченное поколение. Приятно было наблюдать, как ребята не только лазали все дни, но и проявляли прямо-таки альпинистскую слаженность, а старший из них – Сергей Дзюин (15 лет) – проявлял такую трогательную заботу о маленькой Ксюше Кавуненко, что непосвященные участники были уверены, что это гуамская девочка.

Количество трасс в Гуамке уже не детское – более 200 в 14 секторах, в соревнования было включено 153.
Как и положено на фестивале, не только возраст, но и квалификация участников очень разная: от МС по скалолазанию и представителей сборной команды России до новичков, которых в этом году зарегистрировалось 50. Тем не менее, фестиваль прошел «без единой царапины» (за исключением мелких «бытовых» травм), что является безусловной заслугой подготовщиков и судей.
Основной судейский состав на гуамском фестивале за последние годы неизменен и это для нас большая честь, поскольку в судействе принимают участие Владимир Георгиевич Коломыцев, Виктор Викторович Маркелов, Римма Владимировна Кавуненко, Олег Семенович Космачев, все мастера спорта по альпинизму.
Каждый из них внес огромный вклад в становление и развитие альпинизма и скалолазания. Оперативным подсчетом баллов участников и подведением результатов занимался бессменный главный секретарь Алексей Федотенокв. Из Иркутска приехала помочь опытный судья и тренер, МСМК по скалолазанию Маргарита Лисовая. Хочется сказать большое человеческое спасибо за колоссальную и разностороннюю помощь в проведении фестиваля Михаилу Кравченко (Краснодар) и Николаю Синюшину (Москва-Новороссийск).

На сегодняшний день в Гуамке трасс и секторов много. Но главное – не их количество. Они разнообразны по сложности, рельефу, протяженности.
Всем понятно, что скалолазные маршруты не появляются сами собой, но не все знают – какой ценой. 200 трасс за 5 сезонов – немало, особенно если учитывать, что основная работа по разведке, организации работы и подготовке новых трасс ложится на плечи одного человека - Алексея Целищева (Санкт- Петербург).
Вот и сейчас после окончания фестиваля, и все дни вовремя него Алексей не отдыхал. В любую погоду он работал на новом секторе, у которого еще нет названия, но уже есть 7 маршрутов и к середине сентября запланировано около 20. И усилия конечно, не напрасны.
Уже прошло 6 дней после окончания фестиваля, многие участники уехали, но на их месте появляются новые палатки.
Утром пришел Антон Насыров со словами: «Только что уехали девчонки из Самары, а на их место сразу встал Чекалин с командой из Новороссийска».