Руководитель: Е.Егорова, Санкт-Петербург

Отчет о горном походе 5 к.с. по Тянь-Шаню летом 2011 г. Часть 1

Межрегиональная молодежная спортивная общественная организация

Петроградский клуб туристов

ОТЧЕТ О ГОРНОМ ПОХОДЕ V КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ ПО Центральному тянь-шаню (терскей алатау)

I.Справочные сведения

1. Проводящая организация – ММСОО Петроградский клуб туристов, г. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр. 42 (ДК им. Ленсовета, комната 410, 4 этаж).

2 Место проведения – респ. Киргизстан (Центральный Тянь-Шань, Терскей Алатау)

3. Общие справочные сведения о маршруте

пятая

25.07-11.08.2011

4. Подробная нитка маршрута: Заявленный и пройденный:

а/л Каракол - дол. р. Кельтор - ледн. Кельтор Зап. (Джигит) - пер. Онтор (1Б,4020) - пер. Слоненок (3А, 4540) – ледн. Зап. Каракол-тор - дол. р. Караколтор - ледн. Вост Караколтор - пер. Бригантина (2Б, 4260) - ледн. Бригантина - лед. Кельтор Вост. - пер. Туристов Татарии (Кокбор) (2А, 4290) – ледн. Чон-Узень – [пер. Украина (3А, 4490+пер Караколтор (2А, 4600) п/п] - пер. А. Степкина (2А, 4540) - ледн. Сарычат - дол. р. Сарычат - пер. 20 лет ПКТ (3А, 4390) - ледн. Чон-Кулдурак - дол. р. Таштектор - ледн. Таштектор – пер. Арашан Центр. (ЛГУ) (1Б, 4120) - ледн. Айланыш Южн. - дол. р. Аксу - пос. Теплоключенка (Аксу)

5. Определяющие препятствия маршрута

снежно-ледовый

ЛГУ (Арашан Центр.)

снежно-осыпной

6. Сведения об участниках.

В составе группы 6 человек:

· Егорова Екатерина Юрьевна , 1967 год рожд. – руководитель. Опыт – 5у, Тянь-Шань (Терскей), С.-В. Памир 5р, Центр. Кавказ

· Жаров Евгений Александрович 1981 год рожд. – фотограф и весовщик. Опыт – 5у, Центр. Кавказ 1р пеш., Хибины

· Железный Олег Евгеньевич 1984 год рожд. – ответственный за снаряжение. Опыт – 5у, Центр. Тянь-Шань (Терскей).

· Бородзич Андрей Игоревич 1975 год рожд. – GPS-навигатор, ремонтник. Опыт – 4у, Центр. Кавказ.

· Уколова Ольга Сергеевна 1979 год рожд. – завхоз и финансист. Опыт – 5у, Центр. Кавказ, 2р, Зап. Кавказ

· Захаров Артем Владимирович 1980 год рожд. – медик. Опыт – 5у, Центр. Кавказ.

7. Отчет хранится в библиотеке Федерации туризма Санкт-Петербурга.

8. Поход рассмотрен МКК Федерации туризма Санкт-Петербурга.

Шифр МКК: 178-00-556655530

II. Содержание отчета.

Фотографии в отчете выполнены Жаровым Е., Железным О. и Егоровой Е.

Везде далее по тексту:

Указания правый и левый даны орографически, если это особо не оговорено

Высоты указываются по показаниям имевшегося в группе прибора GPS, координаты даны в системе WGS-84 в градусах и долях градусов.

1. Основные цели и задачи.

· Осмотр района Терскей Алатау, нового для половины группы с прохождением интересных, редко посещаемых перевалов (в частности перевал 20 лет ПКТ) в восточной части хребта.

· Дальнейшее освоение приемов технической работы на всех видах рельефа при преодолении сложных перевалов в одном из технически сложных горных районов.

· Повышение тактического мастерства участников.

· Вынужденно (сроки отпусков…) поход был довольно коротким, и одной из задач явилась разработка маршрута полноценной и безопасной пятерки в минимальные для этой категории сроки.

2. Организация и планирование похода.

Заезд в район было решено осуществить по долине реки Каракол, где до альплагеря находящегося чуть ниже слияния рек Онтор и Культор проходит сносная дорога.

Первое кольцо из трех перевалов 1Б-3А-2Б мы запланировали довольно коротким – на 7 дней, что позволило нам идти перевал Слоненок 3А с минимальным весом и способствовало облегчению процесса акклиматизации.

Начиная с перевала Туристов Татарии (Кокбор), маршрут был чисто линейным и включал еще две 3А – Украину, которую мы собирались пройти (и прошли) на подъем по определяющей стороне (в отчетах групп, идущих на спуск написано – «в верхней части склон отвесный») и перевал 20 лет ПКТ, выбранный нами, членами Петроградского клуба туристов не случайно.

Наш путь вдоль южных склонов главного хребта пролегал через два перевала 2А – Караколтор (радиальный выход на него совершил В. Кодыш в 2003 г., насквозь этот перевал по нашим данным пройден не был) и очень симпатичный перевал А. Степкина – скальный перевал, выводящий на Сарычатское плато, с которого мы спустились в долину р. Сарычат.

И в конце маршрута длинный пеший выход по долине реки Тешектор (на пути два озера и три красивейших водопада), через еще один «Ленинградский» перевал – ЛГУ, 1Б и двухдневный спуск по долине Аксу до самого поселка Теплоключенка – дороги по долине нет, это одно сплошное пастбище.

Вся группа летела прямым рейсом Пулково (С-Петербург) – Бишкек FV815-816, билеты в два конца стоили 20500 руб., плюс нам пришлось оплатить перегруз около 1500 руб. с человека (все снаряжение и продукты мы везли с собой, на месте покупался только бензин).

Заезд из Бишкека в район похода мы заказали заранее через фирму "Горы Азии" – адрес: ул. Линейная, 1а, 720021, Бишкек
Тел.: +996 312 690235690234 Факс: +996 312 690236
E-mail: asiamountains@mail.ru

Переезд из Бишкека до Каракола, на микроавтобусе мерседес "Спринтер", по времени занял примерно 7 часов. В Караколе пересели на УАЗ (буханку), который нас довез в верховья Каракольского ущелья (примерно 1,5 часа), дорога в конце плохая.

Оплата за въезд в Каракольский заповедник, производится на въезде в Каракольское ущелье. Есть шлагбаум. Стоимость для граждан СНГ – 50 сом с человека.

На обратной дороге мы пользовались как общественным транспортом (маршрутка от Теплоключенки до Каракола), так и наемными микроавтобусами (от Каракола до Тамги на южном берегу Иссык-куля, где мы пару дней отдыхали, и от Тамги до аэропорта Манас).

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Из любой точки маршрута возможен аварийный выход либо по долинам рек северных склонов Терскея (по дол. р. Каракол до альплагеря, по дол. р. Арашан или р. Аксу к пос. Теплоключенка) либо по долинам южных склонов Терскея к долине р. Куйлю Вост. и по ней к погранзаставе «Куйлю».

Максимальное время выхода – до 3 суток в ускоренном темпе движения.

Запасные варианты:

Вместо перевала Бригантина (2Б, 4260) – перевал пер. Эпюра (2А*,4300)

Вместо перевала Туристов Татарии (Кокбор) (2А, 4290) – перевалСкальный замок (1Б, 4200)

Вместо перевала Украина (3А, 4490) – перевал Чон-Узень (3А, 4500) или перевалОдесских политехников (2Б, 4400)

Обход перевала Караколтор (2А, 4600) по леднику Караколтор Вост. , дол. р. Караколтор и безымянному леднику, ведущему под пер. А. Степкина с запада

Вместо перевала 20 лет ПКТ (3А, 4390) – перевалХатиджи (2А, 4200)

Вместо перевала Арашан Центр. (ЛГУ) (1Б, 4120) – перевал Арашан Южн. (2А, 4000).

4. Изменения маршрута и их причины.

Изменений маршрута не было.

5. График движения.

Погода

а/л Каракол дол. р. Кельтор

8 ч. 20 мин.

Дорога до моста через р. Каракол затем тропа правым берегом реки Кельтор. Сначала тропа очень круто забирает вверх, проходя ригель, затем долина выполаживается, в верховьях тропу пересекают языки крупных осыпей.

Легкая облачность, после обеда временами накрапывает дождь.

Заброска продуктов под ледн. Бригантина

Дол. р. Кельтор – язык ледн. Кельтор Зап. (Джигит)

Подход по леднику под пер. Онтор.

6,5

2 ч. 50 мин.

3 ч. 20 мин.

По тропе. Обратно по тому же пути.

По тропе вдоль правого берега р. Кельтор, по камням перебираемся на левый берег выше места впадения ручья с ледн. Кельтор Зап. и дальше поднимаемся по средней осыпи правым берегом ручья.

Открытый пологий ледник, язык частично закрыт моренным материалом. Заходим на него справа, продолжаем двигаться по центру ледника и в верхнем цирке сворачиваем к левому борту в сторону места ночевки.

Переменная облачность с утра, к вечеру град, гроза метель, до утра выпало около 20 см снега.

Подъем на пер. Онтор (1Б, 4020).

Спуск с перевала на ледник Онтор

Подход по леднику под пер. Слоненок

1 ч. 40 мин.

7 ч. 30 мин.

По закрытому леднику со слоем свежего снега, временами проваливаемся по колено в снег (ночь была теплая) вдоль левого борта. Выход на перевал по скально-осыпному кулуару (~35°), около 20 м. Осыпь под свежим снегом.

На спуске кулуар мелкоосыпной, осыпь лежит на скале, также около 35° , 100 м.

Вниз-влево по закрытому леднику (связки), затем выходим на склоны левого борта крутизной 25…35° (осыпь и снег) и движемся к понижению ледника между склонами в. Джигит и Фестивальная.

Отсюда начинается подъем (снова закрытый ледник, снег глубокий) вдоль правого борта западной ветви ледн. Онтор.

Туман и снегопад с утра, к 11 часам распогодилось.

Обработка перевального взлета пер. Слоненок

5 ч. 10 мин.

Навешено 4 веревки перил: первая по снегу через бергшрунд и затем по скальному кулуару (второму по счету от ледовых сбросов), крутизна около 45°. Далее держась его же еще 3 веревки, крутизна 50…70°. Веревки крепились за выступы скал, френды и крючья. Встречаются крючья, оставленные альпинистами.

Ясно

Подъем на пер. Слоненок (3А, 4540)

11 ч. 40 мин.

По смерзшемуся снегу подошли под бергшрунд.

По закрепленным перилам по скалам проходим 4 веревки вверх. Выше, провешена еще одна веревка (крутизна около 50°) до наклонной скальной полки (скалы сильно разрушены), пройдя по полке еще 2 веревки, выходим на лед. 7 веревок по льду крепятся на бурах, крутизна 40…50°. Последняя (пятнадцатая) веревка выводит на седловину, закреплена на ледорубе.

К месту ночевки по снегу подспустились влево под защиту скал.

С утра ясно, к обеду поднялась облачность, во второй половине дня сильный ветер, временами снег, метель.

Спуск по леднику Караколтор Зап.

Подъем в нижний цирк пер. Бригантина

2 ч. 40 мин.

Спускаемся по снежному склону (~35°) 50 м и выходим на пологий закрытый ледник (связки). По нему до огромного нижнего цирка, далее ледник открытый. Идем по его центру и у самого языка выходим на левобережную морену.

По галечным террасам левого берега р. Караколтор до места впадения ручья, текущего с ледника Караколтор Вост.

Правым берегом ручья по бараньим лбам на осыпную террасу под ледником Караколтор Вост.

Язык ледника оставляем справа по ходу и по средним осыпям поднимаемся в цирк под пер. Бригантина.

Переменная облачность, после обеда туман, временами дождь.

Подъем на пер. Бригантина (2Б, 4260)

Спуск на верхнее плато ледника Бригантина

Спуск с плато

Вниз по леднику Бригантина и его конечным моренам

2 ч. 50 мин.

2 ч. 25 мин.

1 ч. 20 мин.

1 ч. 10 мин.

По некрутым снежникам и средней осыпи подходим под невысокий перевальный взлет. На седловину выводит осыпной, в верхней части снежный кулуар (~40°) по которому провешена 1 веревка перил, закреплена на ледорубе.

Закрепив веревку на ледобуре в правой части седловины, начинаем спуск по ледовому склону ~55°, повешено 7 веревок, последняя выходит на снег и пересекает бергшрунд. Последний участник спускался используя ледовые проушины и сдергивая сдвоенные веревки. Ниже бергшрунда по снежному склону (~30°) спускаемся на плато.

На плато рыхлый и глубокий снег прикрывает трещины, после разведок в разные стороны находим путь спуска в левой части плато между двумя зонами крупных разломов. Спускаемся в связках попеременно, крутизна около 35°.

Открытый ледник, кошки движемся по центру и выходим у языка ледника на правобережную морену. Далее по мореным валам.

Пасмурно, после 10 часов снег, метель, туман, ниже ледника дождь.

Дневка

С утра легкая облачность, после обеда набегают облака, временами дождь.

Подъем к языку ледника Вост. Кельтор

По леднику к пер. Туристов Татарии (2А, 4290).

8,5

1ч. 50 мин.

5 ч. 40 мин.

Поднимаемся по конгломератному склону, крутизна до 35°, 100 м оставляя ручей слева по ходу. Выходим на песчаные площадки, пересекаем ручей и дальше поднимаемся через хаос конечных морен к леднику.

Ледник открытый, местами разорванный, крутизна 10…25°, идем, придерживаясь центра до верхнего цирка. Здесь лежит снег рыхлый и глубокий, трещин нет. Тропим по колено в направлении невысокого скально-осыпного гребешка перевального взлета. Подъем на перевал по осыпному кулуару, около 30 м. Осыпь живая, удобно придерживаться за скалы.

С утра дождь, туман, с разрывами, к середине дня выглянуло солнце, облачность переменная. Вечером ясно.

Спуск с перевала Туристов Татарии

Траверс склона в сторону пер. Украина

Подъем на пер. Украина (3А, 4490)

1 ч. 30 мин.

2 ч.

8 ч. 10 мин.

Начало спуска в левой части седловины по снежному склону, крутизна ~40° провешено 3,5 веревки перил. Крепились на ледорубах, последний спускался в три такта на нижней страховке. Последняя веревка через бергшрунд. Ниже него спускались пешком до выполаживания склона.

Не спускаясь на ледник Чон-Узень Зап. начали траверсировать снежный склон узловой вершины, разделяющей перевалы Туристов Татарии и Украина. Крутизна склона до 30° , снег по колено, идем вытаптывая ступени. При подходе под взлет перевала Украина начинают встречаться трещины, движение продолжаем в связках, поднимаясь под бергшрунд.

Бергшрунд перекрыт снежной пробкой, стенка верхнего борта нависает метра на 4. Перевальный взлет - крутой (от 60° над бергшрундом до 80° в верхней части) ледовый склон. Поднимаемся в центре, где висящий на седловине карниз незначителен. От нижнего края бергшрунда до седловины провешено 8 веревок, закреплены на ледобурах. Первый участник поднимался без рюкзака. Рюкзак первого и на последнем участке все рюкзаки группы выбирали на веревке.

Ясно

Подъем на пер. Караколтор (2А, 4600)

Спуск на ледник

По леднику до впадения ветви из-под пер. А. Степкина

6,5

1 ч. 40 мин.

4 ч. 50 мин.

По снежному склону крутизной 20… 30°, трещин нет.

Карниз, свисающий в сторону спуска, прорубаем в самом узком месте. 1 веревка перил идет по снежному склону ~45°, закреплена на ледорубе. Ниже склон скально-осыпной, траверсируем его метров на 50 вправо и по осыпи ~35° вешаем еще одну веревку, закрепив на скальном выступе. Третья веревка перил – через бергшрунд, ниже которого можно спускаться пешком.

Ледник закрытый, снег глубокий. Движемся в связках. Первую ступень ледопада обходим вдоль правого борта. Чтобы обойти вторую ступень необходимо пересечь ледник, преодолев ряд крупных закрытых трещин и спускаться далее вдоль левого борта. Ниже второй ступени ледопада ледник открытый, в многочисленных мульдах (некоторые с озерцами)

Подход под перевал А. Степкина

Подъем на пер. А. Степкина (2А, 4540)

Спуск с перевала до дол. р. Сарычат.

11,5

1 ч. 20 мин.

3 ч. 40 мин.

3 ч. 50 мин.

Некрутой закрытый ледник.

По осыпному конусу (осыпь мелкая, живая) выходим в кулуар, крутизна ~35°. Осыпь смерзшаяся, со льдом. Правый борт кулуара камнеопасен. Под прикрытием скальной стены вешаем 1 веревку перил до сужения и поворота кулуара. Здесь крутизна увеличивается до 45 °. Навешиваем еще 100 м перил (2 веревки) вверх и вправо с выходом на площадку в верхней части скального пояса. Отсюда на седловину ведет пологая скальная полка.

Спустившись с седловины косым траверсом влево (склон ~30°), выходим на Сарычатское плато и, связавшись, идем по глубокому снегу, пересекая его к левому краю. Ниже плато спуск по открытому леднику в кошках, ледопад обходится по левобережным моренам и бараньим лбам. Ниже ледопада снова выходим на лед и спускаемся до языка. Дальше по моренным гребням, левым берегом реки.

Вниз по долине р. Сарычат

Подъем в висячую долину под пер. 20 лет ПКТ

Подход под пер. 20 лет ПКТ

2 ч.

3 ч. 30 мин.

По камням переправившись через ручей начинаем спускаться по моренным гребням, левым берегом реки.

Ручей из-под перевала 20 лет ПКТ стекает в каньоне, ригель представляет собой пояс бараньих лбов, высотой около 50 м по правому берегу ручья, левый берег – скальная стенка такой же высоты. Подъем начинаем не доходя до ручья. Траверсируем левый борт ущелья реки Сарычат под бараньи лбы, по косым полкам и осыпным кулуарам (крутизна до 35°) поднимаемся на ригель.

По осыпям правым берегом ручья идем до водопадов, стекающих с бараньих лбов ниже языка ледника. Ниже водопадов переходим ручей и продолжаем подъем левым берегом по некрутым бараньим лбам.

Дальше подъем идет в кошках вдоль левого борта ледника (крутизна ~30°) до выполаживания. На перегибе – многочисленные трещины (ледник здесь открытый), петляя между ними постепенно забираем к центру и выходим в верхний цирк. Его дно – ровное плато, покрытое снегом.

Ясно

Подъем на пер. 20 лет ПКТ (3А,4390)

Спуск с перевала на ледник Кульдурак

Спуск по леднику и конечным моренам в дол. р. Кульдурак

9,5

1 ч. 10 мин.

4 ч. 40 мин.

2 ч. 30 мин.

По дну цирка идем под перевальный взлет и затем выходим на перевал по снежному склону 25…35°.

Первая веревка по снежному склону ~45° провешена прямо от седловины (закреплена на ледорубе) пересекает забитую снегом трещину и выводит на широкую полку, огражденную снежным надувом.

Пройдя по полке влево до конца надува продолжаем спуск по перилам (еще 2 веревки ~50° ) до следующей снежной полки. Первая веревка крепится на ледорубе и идет косо влево, обходя разлом и выходя на лед, вторая закреплена на ледобуре (сдергивалась через ледовую проушину).

Следующую полку траверсируем вправо с перильной страховкой (закрытые трещины), навешиваем еще 1,5 веревки.

Отсюда по желобу 50…60° между двух зон разломов прямо вниз вешаем еще 5,5 веревок (крепление – ледорубы, последняя веревка – ледобур, сдергивалась через ледовую проушину). Преодолев последнюю трещину, еще около 50 метров до ледника спускаемся в три такта по снежному склону ~35°.

Ледник открытый, верхнее плато обрывается ледопадом, который обходим по правобережной морене. Пересекаем ледник к левому краю и снова выходим на морену, чтобы обойти вторую ступень ледопада. По моренам и участкам бараньих лбов выходим к истоку реки Кульдурак и продолжаем движение левым берегом.

С утра ясно, во второй половине дня облачность, временами мокрый снег и дождь.

Вниз по дол. р. Кульдурак до места ее слияния с р. Тешектор

Переправа через реки Кульдурак и Тешектор

Подъем по дол. р. Тешектор

11,5

1 ч. 50 мин.

50 мин.

3 ч. 20 мин.

Левым берегом реки по галечным террасам, затем по тропе. К месту слияния рек Кульдурак и Тешектор (истоку Арашана) тропа спускается крутым серпантином.

Вброд по колено пересекли 7 речных рукавов выше слияния.

Тропа правым берегом сначала в зарослях колючих кустов, затем серпантином поднимается вверх, обходя прижим выходит на террасу, снова вверх серпантином по траве и бараньим лбам.

С утра сильный дождь, прекратился к 11 часам, до вечера переменная облачность, вечером – дождь и мокрый снег.

Подъем по дол. р. Тешектор до озера под ледником

Подъем на перевал ЛГУ (Арашан. Центр) (1Б, 4120)

Спуск с перевала на ледн. Айланыш

Спуск по леднику Айланыш и конечным моренам в дол. р. Аксу

6 ч.

1 ч. 50 мин.

2 ч. 30 мин.

По тропе мимо водопада и мимо озера, затем по крупным осыпям и старым моренам, держа направление на гребешок, разделяющий ветви ледника Тешектор.

Дойдя до гребешка обходим его слева (по ходу) и двигаясь между моренами выходим к озеру у языка ледника.

По некрутому открытому леднику подходим под взлет и выходим на перевал по снежно-осыпному кулуару ~35°, 70 м.

Мелкоосыпной кулуар ~35°, 100 м, спускаемся плотной группой.

По левобережной морене (крупные камни) выходим на пологий открытый ледник и спускаемся по центру до его языка. Здесь выходим на правобережную морену и продолжаем спуск по ней.

Переменная облачность, ветрено.

Спуск по дол р. Аксу

10 ч. 10 мин.

Правым берегом по травянисто-осыпным склонам и далее по тропе, идущей вдоль реки, потом круто взбирающейся на правый борт долины, обходя прижим. Ниже тропа снова идет вдоль реки по широкой травянистой долине.

Последние 1,5 часа пути по почти неезженной дороге до моста. Здесь дорога переходит на левый берег.

Переменная облачность, во второй половине дня временами дожди, град.

По дол р. Аксу до пос. Теплоключенка

3 ч. 50 мин.

По грунтовой дороге левым берегом, спускаясь в поселок Теплоключенка к мосту через р. Арашан дорога закладывает петли серпантина.

Дождь, туман.

7. Краткая характеристика района путешествия.

Хребет Терскей-Алатоо расположен в северо-восточной части Киргизии и замыкает с юга котловину озера Иссык-Куль. Его гребень протянулся в широтном направлении на 375 километров и поднимается в своей высшей части, находящейся к югу от города Каракола (бывший Пржевальск), на 5216 метров над уровнем моря. Средняя высота хребта составляет около 4500 м. Хребет Терскей-Алатоо очень красивый и технически сложный горный район, здесь можно проводить походы любой категории сложности – от I до VI. Простые подъезды, довольно короткие подходы и небольшие расстояния между отрогами хребта позволяют в сжатые сроки совершать походы, весьма насыщенные разнообразными технически сложными элементами. Наиболее интересны и логичны здесь походы IV – VI к.с.

Характерной особенностью Терскея является то, что его главный хребет могущественно доминирует над всеми боковыми отрогами, возвышаясь над ними в среднем на полкилометра все пятитысячники Терскея: Каракол (5281м), Огуз-Баши (5163), Джигит (5130), и др. находятся в главном хребте, а именно в его центральной части, поэтому перевалы через него наиболее интересны.

Для хребта Терскей-Алатоо характерен альпийский тип рельефа с современным оледенением, а также ярко выраженная асимметрия склонов. Короткий и крутой северный склон сильно расчленён в отличие от пологого и длинного южного. Длина ледников северного склона достигает 3…5 км, южного склона – до 12 км (ледник Колпаковского). Языки ледников находятся на высоте 3000-3500 м. Ледники повсеместно отступают.

Проведение похода в Терскее связано с длительным пребыванием на значительной высоте (от 3500 м.) и в снеговой зоне. Принимая также во внимание переменчивую погоду, следует внимательно относиться к подбору снаряжения. После нескольких дней непогоды многие перевалы могут быть лавиноопасны.

Выпадение осадков в этом районе, как и в других горах Средней Азии, в основном связано с западными ветрами, их количество возрастает при движении с запада на восток вдоль Иссык-Кульской котловины и достигает максимума в районе пика Победы, где расположен главный центр оледенения Тянь-Шаня.

Осадки в летний период чаще бывают во второй половине дня, начиная с полудня и, как правило, в виде снега. Это обстоятельство необходимо учитывать при подготовке к походу.

Растительность северных склонов Терскея разнообразна. Еловые леса хребта Терскей-Алатоо достаточно богаты: в них растут грибы, малина, смородина, жимолость, шиповник. В числе других достопримечательностей района следует отметить несколько небольших озёр и одно относительно большое озеро Алакуль в ущелье правого притока реки Каракол. Ну и конечно же, нельзя упускать из виду возможность посетить горячие целебные источники в долинах рек Арашан, Аксу и Чон-Кызылсу

В отличие от богатых растительностью северных долин, к югу от главного хребта радуют глаз лишь отдельные участки альпийских лугов, на которых кормятся различные горные птицы и козлы. Необходимо отметить уникальное сочетание доступности, красоты ландшафтов и спортивной сложности гор Терскей-Алатоо.

Местное население вообще крайне доброжелательно и гостеприимно. В случае необходимости жители могут оказывать и услуги по транспортировке заброски, но за деньги, приученные довольно многочисленными иностранными альпинистами.